Современные наукоемкие технологии. Архитектурно-планировочные мероприятия Шумозащитные мероприятия вдоль железной дороги

Нормирование шума

Нормирование шума ведется в двух направлениях: гигиеническое нормирование и нормирование шумовых характеристик машин и оборудования (технологическое).

Действующие в настоящее время нормы шума на рабочих местах регламентируются СанПиН 2.2.4/2.1.8.10-32-2002 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» и ГОСТ 12.1.003. «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности».

В соответствии с СанПиН 2.2.4/2.1.8.10–32–2002 предельно допустимые уровни шума нормируются по двум категориям норм шума: ПДУ шума на рабочих местах; ПДУ шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

Предельно допустимые уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах

Для ориентировочной оценки шума принимают уровень звука, определяемый по так называемой шкале А шумомера в децибелах – дБА.

Указанные документы устанавливают допустимые уровни шума в рабочих помещениях различного назначения. При этом зоны с уровнем звука выше 80 дБА считаются опасными, их необходимо обозначать специальными знаками, работающих в этих зонах снабжать средствами индивидуальной защиты.

Максимальный уровень звука для колеблющегося и прерывистого шума не должен превышать 110 дБА. В зонах с уровнем звукового давления свыше 135 дБА запрещается даже кратковременное пребывание людей.

На различное производственное оборудование и машины стандартами установлены предельные уровни шумовых характеристик (станки, компрессоры, ткацкое и др. оборудование).

Действуют также и стандарты, устанавливающие методы определения шумовых характеристик.

Стандартами установлено, чтобы в технической документации указывались шумовые характеристики машин.

Борьба с шумом на производстве осуществляется комплексно и включает меры технологического, санитарно-технического, лечебно-профилактического характера.

Классификация средств и методов защиты от шума приведена в ГОСТ 12.1.029–80 ССБТ «Средства и методы защиты от шума. Классификация», СНиП II–12–77 «Защита от шума», которые предусматривают защиту от шума следующими строительно-акустическими методами:

а) звукоизоляция ограждающих конструкций, уплотнение притворов окон, дверей, ворот и т.п., устройство звукоизолированных кабин для персонала; укрытие источников шума в кожухи;



б) установка в помещениях на пути распространения шума звукопоглощающих конструкций и экранов;

в) применение глушителей аэродинамического шума в двигателях внутреннего сгорания и компрессорах; звукопоглощающих облицовок в воздушных трактах вентиляционных систем;

г) создание шумозащитных зон в различных местах нахождения людей, использование экранов и зеленых насаждений.

Защита работающих от шума может осуществляться как коллективными средствами и методами, так и индивидуальными средствами.

Основные методы защиты от шума:

1. Снижение шума в источнике

Причины: механические, аэродинамические, гидродинамические и электромагнитные явления, обусловленные конструкцией и характером работы машин, неточностями в изготовлении и т.д.

Для снижения шума в источнике используется:

Замена ударных механизмов безударными;

Использование малошумных соединений;

Замена металлических деталей пластмассовыми;

Замена подшипников качения на подшипники скольжения

Изменение режимов работы;

Смазка и т.д.

Это наиболее эффективные мероприятия, т.к. борьба с шумом после его возникновения обходится дороже и часто является малоэффективной.

2. изменение направленности излучения шума

Соответствующая ориентация установок по отношению к рабочим местам или жилым домам.

Этот способ применяется в том случае, когда работающее устройство (машина, агрегат, установка) направленно излучает шум. Примером такого устройства может служить труба для сброса в атмосферу сжатого воздуха в сторону, противоположную рабочему месту.

Выбор и дальнейшая детализация наиболее целесообразных, и рациональных мероприятий является конечной целью при разработке раздела шумозащиты в территориальных комплексных схемах. Выбор мероприятий основывается на сравнительной вариантной оценке и включает в себя последовательный комплекс решений по преобразованию территории, планировке и обустройству специальными шумозащитными сооружениями улично-дорожной сети, организации движения транспорта и т.д.

Потребность в проведении мероприятий по защите от шума определяется исходя из шумовой нагрузки соответствующего района и числа его жителей с учетом перспективы развития. Чем выше шумовая нагрузка и больше число жителей, подвергающихся ее воздействию, тем больше и потребность в проведении подобных мероприятий. Такой подход становится более дифференцированным, если при этом учитываются преимущественный вид использования территории и стоимость находящегося на ней строительного фонда.

Выбор шумозащитных мероприятий в градостроительных решениях осуществляется по трем направлениям: архитектурно-планировочные, архитектурно-строительные, строительно-конструктивные. В общей системе шумозащитных мероприятий для ранних стадий проектирования, таких как КСООС, повышается роль архитектурно-планировочных решений, наиболее эффективными из которых являются:

  • функциональное зонирование территории, отделение селитебных, лечебных и рекреационных зон от промышленных, коммунально-складских зон и основных транспортных коммуникаций;
  • формирование общегородской системы зеленых насаждений, способствующих шумозащите;
  • трассировка скоростных и грузовых автодорог в обход жилых районов и зон отдыха;
  • дифференциация улично-дорожной сети по составу транспортного потока;
  • использование шумозащитных свойств рельефа при трассировке магистралей;
  • укрупнение межмагистральных территорий для отделения основных массивов застройки от транспортных магистралей и выбор комплексных геометрических форм межмагистральных территорий, дающих большую площадь акустического комфорта.

Функциональное зонирование городской территория предусматривает четкую дифференциацию отдельных функциональных зон по назначению и взаимоувязку создаваемой в них шумовой нагрузки с показателем потребности в шумозащите. При этом обеспечивается максимальное удаление промышленных зон, предприятий по обслуживанию всех видов транспорта, трансформаторных, котельных от селитебных, лечебных и рекреационных зон либо рассматривается вопрос о выборе отдельных строительно-конструктивных шумозащитных мер при невозможности обеспечения необходимой санитарно-защитной зоны.

При формировании городских территорий немаловажную роль играет система улично-дорожной сети и организация движения по ней транспорта. При выборе планировки улично-дорожной сети целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

  • увеличение межмагистрального пространства с интенсивным использованием отдельных Магистральных ходов, обеспеченных специальными строительно-конструктивными шумозащитными сооружениями;
  • дифференцирование улично-дорожной сети по назначению, вынос транзитного и грузового движения на внеселитебные территории;
  • максимальное использование естественных элементов рельефа.

В качестве шумозащитных сооружений на автомобильных дорогах могут быть рекомендованы:

  • шумозащитный барьер не полосе отвода автомобильной дороги, или на одном с ней земляном полотне;
  • высокая рабочая отметка насыпи автомобильной дороги, устанавливаемая исходя из акустических соображений;
  • откосы выемки, глубина которой определяется акустическим расчетом;
  • подпорные стены при расположении автомобильной дороги в выемке;
  • различные перекрытия, возводимые над проезжей частью дороги в виде галерей либо тоннельных перекрытий;
  • шумозащитные грунтовые валы;
  • эстакады.

Принятый для осуществления вариант защиты от шума при экономической целесообразности и обеспечении снижения шума до значений, регламентируемых санитарными нормами, должен включать дополнительные требования: не способствовать снегозаносимости земляного полотна автомобильных дорог, не затруднять уборку снега с проезжей части, удачно вписываться в ландшафт и не препятствовать осмотру окружающего ландшафта едущими, не создавать опасности дорожно-транспортных происшествий, занимать по возможности меньшую ширину полосы отвода.
Материал для строительства шумозащитных сооружений следует подбирать исходя из конструктивных и экономических соображений. Наибольшее распространение получили бетон и железобетон. Используются также сталь, алюминий, различные пластические материалы, дерево, стекло и т.д. Необходимая поверхностная плотность сооружений зависит от требуемой звукоизоляции /проникновение шума через поверхность сооружения/, определяемой величиной требуемого снижения уровня, звука.
Являясь средством защиты окружающей среды от транспортного шума, шумозащитные сооружения сами становятся ее элементом, формирующим вид автомобильной дороги и определяющим ее функционирование как с технической, так и с эстетической точек зрения.
Шумозащитные сооружения — это гармоничный, рациональных пропорций элемент окружающего ансамбля, находящийся в «равновесии» с внешней средой, при этом они должны быть функциональны и лишены архитектурных излишеств.
Реконструкция дорог и разработка проектов защиты от транспортного шума имеет смысл только в случаях, когда превышение санитарных норм составляет, по меньшей мере, 3 дБА, так как только превышение начинает воспринимать человеческое ухо.
Эффект концентрации движения автомобилей в отдельном коридоре может быть усилен за счет привлекательности основных магистральных дорог и создания затрудненных схем при движении по второстепенной сети, за счет организации одностороннего движения, проектирования подъездных дорог, местного снижения интенсивности движения, а следовательно и шума. Этот эффект может быть достигнут также административными мерами организации движения, такими как запрещение сквозного и грузового движения.
Элементы автомобильных трасс, которые могут приводить к изменению скорости движения /пересечения автомобильных дорог/, должны располагаться на участках, где некоторое повышение расчетных уровней звука не будет восприниматься как нежелательное.
Можно уменьшить шум, производимый дорожным движением, воздействуя на расчетный уровень звука оперативным регулированием за счет:

  • координированного светофорного управления; введения одностороннего движения; строительства обходов населенных пунктов или отдельных жилых районов;
  • запрещения движения на отдельных дорогах или в зонах;
  • ограничения скорости движения.

Достаточно значимой представляется форма улично-дорожной сети, показатель шумового загрязнения которой существенным образом зависит от линейной плотности застройки и величины межмагистральной территории. Укрупнение межмагистральных территорий целесообразно от 25 до 100 га. При этом уровни шума на линии застройки возрастут на 2 — 4 дБА. Население, проживающее в условиях дискомфорта, увеличится на 7 — 8 %. Дальнейшее увеличение межмагистральных территорий от 100 до 200 га приводит к снижению шума на 2,5 — 3,5 %.
Увеличение межмагистральных территорий в 2 раза от 25 до 50 га и далее до 100 га приводит к снижению капитальных вложений на инженерно-технические средства шумозащиты и годового экономического ущерба на одного жителя в среднем на 37 %, а при укрупнении от 100 до 200 га — на 25 %.

Выбор приема размещения зданий в первом ряду застройки должен осуществляться с учетом уровней шума на прилегающих магистралях.
Применение в проектах планировки и застройки жилых районов и микрорайонов архитектурно-планировочных решений, способствующих шумозащите /размещение протяженных жилых и коммунально-бытовых зданий — экранов в первом ряду застройки, выбор рациональных приемов размещения зданий в примагистральной зоне, сосредоточение в тихих зонах зданий повышенной этажности точечного типа, детских дошкольных учреждений школ/ обеспечит акустическим комфортом не менее 80
% населения без использования инженерно — технических средств шумозащиты.
Выбор типов зданий или блок-секций должен осуществляться в зависимости от их размещения в застройке. Фасады здания, попадающие в зону акустического дискомфорта, должны иметь либо повышенную звукоизоляцию оконных проемов, что будет способствовать необходимому воздухообмену в помещениях, либо такую внутреннюю планировку, при которой жилые помещения были бы обращены в тихую сторону.
При смешанной застройке целесообразно предусматривать размещение более низких зданий в первом ряду.
В условиях исторически сложившейся планировочной структуры, формирующейся вокруг центральной части, основную сложность представляет вопрос нормализации акустического режима в районах квартальной застройки, не рассчитанных на повышенную интенсивность движения. В таких условиях наиболее рационально:

  • создание окружных дорог и улиц-дублеров;
  • устройство подземных транспортных коммуникаций, частичное или полное перекрытие магистралей;
  • формирование сети улиц с односторонним движением; — организация безостановочного движения по принципу зеленой волны.

При размещении застройки в условиях реконструкции необходимо на основе карты шума квартала, прежде всего, определять зоны, где возможно строительство новых жилых зданий без проведения мероприятий по шумозащите.
При сохранении квартальной застройки следует предусматривать внутреннюю перепланировку жилых помещений с целью ориентации жилых комнат в сторону «противоположную магистралям. При невозможности обеспечения требуемой инсоляции рекомендуется замена оконных блоков на окна с повышенной звукоизоляцией. В условиях реконструкции может возникнуть необходимость в разработке индивидуальных конструкций «тихих» окон.
В общей транспортной структуре города весьма заметной эмиссионной активностью характеризуется движение рельсового транспорта. Железнодорожные магистрали целесообразно проектировать в обход селитебной территории для пропуска транзитных грузовых поездов без заезда в город. Сортировочные станции следует размещать за пределами городов, а новые технические станции и парки резервного подвижного состава, грузовые станции, дворы и контейнерные площадки — за пределами селитебной территории.
Железнодорожные линии и станций рекомендуется отделять от жилой застройки населенных пунктов защитной зоной шириной не менее 200 м — для железнодорожных линий I и II категорий, не менее 100 м — для железнодорожных линий III и IV категорий и не менее 100 м от станционных путей, считая от оси крайнего железнодорожного пути, необходимо применять экранирующие сооружения. Около 40 % санитарно-защитной полосы должно составлять защитное озеленение.
Территории морского и речного грузовых портов, места стоянки судов, принадлежащих гражданам, береговые базы и спортивные клубы маломерного флота следует размещать в пригородных зонах на обоснованных акустическим расчетом расстояниях от селитебной зоны.
Новые аэропорты и аэродромы необходимо размещать за пределами населенных пунктов.
Озеленение относится к тем мерам шумозащиты, эффективность которых наиболее очевидна при крупномасштабном проектировании.
Зеленые насаждения способствуют уменьшению интенсивности шума только в тех случаях, когда они на всю свою глубину при достаточной: ширине возвышаются над лучом, соединяющим источник и приемник звука/как минимум на, 2-3 м/. При густом озеленении обеспечивается не только экранирующий эффект, но и создается дополнительное шумоглушение за счет поглощения и отражения звука внутри зеленой массы. Целесообразно использование специальных рядовых группировок зеленых насаждений, эффект которых наиболее заметен.
В сложившейся застройке при малой ширине полос озеленения эффект шумозащиты незначителен, однако озеленение используется для создания психологического комфорта.
Важно решить общую систему озеленения на стадии территориальной КСООС генерального плана города.
Для шумозащитных целей применяют как специальные чередующиеся «зеленые стены», эффективность которых зависит в основном от отражения звука, так и крупные массивы зеленых насаждений, эффективность которых определяется рассеиванием и поглощением. Наибольшего эффекта многорядные конструкции достигают при общей ширине до 25 м, зеленые массивы — 25 м.
Шумозащитные свойства присущи специальной полосе зеленых насаждений, состоящей из одного-двух рядов кустарников плотной посадки и одного-двух рядов деревьев с сомкнутыми кронами с плотностью листвы более 0,8. Такой плотности можно добиться с помощью двухъярусной полосы деревьев посадкой их в «шахматном» порядке.
При использовании территории санитарно-защитных зон вокруг промышленных и коммунальных предприятий для размещения шумозащитных полос насаждений следует применять древесно-теневой метод, при котором осуществляется многорядная посадка деревьев. Чередуются главные и сопутствующие теневые породы внутри ряда или ряды главной и сопутствующей пород. Деревья основной породы высаживаются через 3 — 4 м в ряду на расстоянии 3 — 4 м между рядами. Расстояние между деревьями сопутствующих пород 2 — 2,5 м. Крупные кустарники высаживаются на расстоянии 1 — 1,5 м друг от друга, мелкие — 0,5 м. Не менее 50 % общего числа высаживаемых деревьев должна занимать основная порода, главные свойства которой шумозащита, дымогазоустойчивость и жизнеспособность в данных почвенно-климатических условиях.
Для обеспечения максимальной эффективности полосы необходимо, чтобы высота взрослых деревьев превышала на 2 м и более условную линию прямого звукового луча между источником шума и расчетной точкой.
Эффективность мероприятий по защите от шума представляет собой величину, с помощью которой потребность в них сравнивается с возможными в результате проведения мероприятий уменьшением нагрузки и сокращением на их осуществление.
Эффективность мероприятий по защите от шума будет высокой, если при заданной потребности в результате проведения мероприятия, расходы на осуществление которого незначительны, достигается высокий эффект.
На современном этапе здоровье населения должно служить основным системообразующим фактором при решении как социальных, так и экономических проблем. Являясь функцией многих переменных, здоровье населения представляется интегральным показателем качества условий жизни, в том числе и состояния окружающей среды. Поскольку шумовое загрязнение является весьма активным источником дискомфортного состояния и представляет определенную угрозу вследствие неуклонной тенденции роста шума в городах, следует особое внимание уделить снижению шума на всех стадиях проектирования.
Наиболее эффективным представляется решение вопросов по шумозащите на ранних стадиях проектирования при составлении территориальных комплексных схем охраны окружающей среды городов, так как это дает возможность создания благоприятных условий с наименьшими затратами.

Шумозащитные заборы

Для всех населенных пунктов, которые расположены близко к автомобильным трассам или железнодорожным линиям, привычна проблема высокого уровня шума. В этой ситуации владельцы усадеб вынуждены спасаться от громкого шума при помощи всех возможных способов. Чаще всего высокий глухой забор - это еще не достаточно для того, чтобы защитить Ваш дом и участок, по этой причине приходится прибегать к дополнительным мерам - привлекать специальные конструкции и материалы. Одним из вариантов создания шумозащитного забора являются многослойные панели. Внешние их поверхности представлены металлическими профнастилами, а между ними расположен пеноизол или плиты из минеральной ваты. Такая панель одновременно выполняет две функции - отражает и одновременно поглощает звук, то есть является полноценной шумозащитной системой. В готовом виде панель не продается, ее уже на месте собирают представители фирм, которые специализируются на строительстве заборов. Высоту ограждения рассчитывают по определенной схеме: между точкой верхушки конька крыши, а также предполагаемой наивысшей точкой расположения грузовиков на дороге проводят воображаемую линию, которая должна перекрываться забором. Верхнюю часть конструкции обязательно оборудуют звукоотбойником.

Во втором варианте создают звукоотражающую поверхность из камня. В этом случае основа каменного забора может быть выполнена из пенобетона, а вот облицовка выполняется из камня - либо искусственного, либо натурального. Камень укладывается неровно с имитацией сланцевых поверхностей. Чем больше у стены мелких и частых неровностей, тем больше она рассеивает шума.

В последнем варианте используется поликарбонатный лист толщиной больше восьми миллиметров. Помимо прочности этот материал характеризуется достаточно неплохим звукопоглощающим свойством. Если Вы желаете создать более интересную с декоративной точки зрения конструкцию, то Вы можете комбинировать поликарбонат с древесиной.

Шумозащитные мероприятия

Решение следует искать путем предварительного анализа акустического режима примагистральных территорий, оценки существующих и прогнозных шумовых характеристик магистрали и акустического воздействия на здания первого фронта застройки, а также разработки шумозащитных мероприятий, обеспечивающих нормативный акустический режим. В реальных условиях реконструкции магистральных улиц практически невозможно обеспечить допустимые уровни шума на примагистральной территории многоэтажной жилой застройки, поэтому основной акцент должен быть сделан на шумозащиту жилых помещений и сохранение жилищного фонда. При этом шумозащитные мероприятия могут составить весьма существенную долю в смете проекта реконструкции городской автомагистрали.

Акустический расчет территорий планируемых магистралей ещё на этапе проектирования позволяет минимизировать затраты на шумозащитные мероприятия. Известные методики акустического расчета территорий по СНиП II-12-77 «Защита от шума» и «Руководству по учету в проектах планировки застройки городов требований снижения уровней шума» предполагают графоаналитический расчет шумовой характеристики магистрали с построением карт шума. Современные компьютерные технологии позволяют использовать эффективные методики численного расчета шумового загрязнения городской застройки. Они предполагают численное моделирование процесса распространения шума, что является трудоемкой в вычислительном плане задачей. Альтернативой является подход, основанный надискретизации исследуемой области и энергетическом суммировании шума в исследуемых точках с использованием GIS. Для некоторой выбранной точки на территории производится суммирование энергии от дискретных точечных источников. Автомагистраль является линейным источником шума и представляется как совокупность точечных источников. В расчете распространения энергии шума учитывается эффект затухания в зависимости от расстояния, а также дифракция и отражение звука, т.е. влияние источников, не находящихся в области прямой видимости. Данный подход потенциально ведет к некоторому снижению точности вычислений из-за дискретизации. Однако этот недостаток компенсируется тем, что все расчеты можно проводить средствами самой GIS, и это позволяет совместить решение транспортной и планировочной задач с оценкой влияния шумового загрязнения.

Ослабление шума на пути его распространения обеспечивается комплексом строительно-акустических мероприятий. К ним относятся рациональные планировочные решения (прежде всего удаление источников шума на надлежащее расстояние от объектов), звукоизоляция, звукопоглощение и звукоотражение шума.

Мероприятия по ослаблению шума нужно предусматривать уже на стадии проектирования генеральных планов городов, промышленных предприятий и планировки помещений в отдельных зданиях. Так, недопустимо размещать объекты, требующие защиты от шума (жилые здания, лабораторно-конструкторские корпуса, вычислительные центры, административные здания и т. п.), в непосредственной близости от шумных цехов и агрегатов (испытательных боксов авиационных двигателей, газотурбинных установок, компрессорных станций и т. д.). Самые шумные объекты следует объединять в отдельные комплексы. При планировке помещений внутри зданий предусматривают максимально возможное удаление тихих помещений от помещений с интенсивными источниками шума.

Для ослабления шума, проникающего в изолированные помещения, необходимо: применять для перекрытия, стен, перегородок, цельных и остекленных дверей и окон материалы и конструкции, обеспечивающие надлежащую звукоизоляцию; использовать звукопоглощающую облицовку потолка и стен или искусственные звукопоглотители в изолированных помещениях; обеспечивать акустическую виброизоляцию агрегатов, расположенных в том же здании; применять звукоизоляционные и вибродемпфирующие покрытия на поверхности трубопроводов, проходящих в помещении; использовать глушители в системах механической вентиляции и кондиционирования воздуха.

Машинное помещение лифтов недопустимо располагать непосредственно над и под жилыми помещениями, а также рядом с ними. Шахты лифтов не должны прилегать к стенам жилых комнат. Кухни, ванные, санузлы следует объединять в отдельные блоки, прилегающие к стенам лестничных клеток или к таким же блокам соседних помещений, и отделять от жилых помещений коридором, тамбуром или холлом.

Запрещены монтаж трубопроводов и санитарных приборов на ограждающих конструкциях жилых комнат, а также размещение рядом с ними ванных комнат и канализационных стояков.

Во всех общественных, а иногда и в жилых зданиях применяют вентиляционные системы, иногда -- системы кондиционирования воздуха и воздушного отопления с механическим оборудованием, могут создавать значительный шум.

Для ослабления шума, распространяющегося по каналам систем вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления, следует использовать специальные глушители (трубчатые, сотовые, пластинчатые и камерные со звукопоглощающим материалом), а также облицованные изнутри звукопоглощающим материалом воздуховоды и сгоны (рисунок 1) . Тип и размер глушителя выбирают в зависимости от необходимого уровня шума, допустимой скорости потока воздуха и местных условий.

Звукоизоляцией помещений от воздушного шума называют ослабление звуковой энергии в процессе передачи ее через ограждение. Чаще всего звукоизоляционными ограждениями являются стены, перегородки, окна, двери, перекрытия.

В настоящее время многослойные конструкции применяют в строительной практике все чаще. В ряде случаев они дают возможность получить значительную дополнительную изоляцию по сравнению с однослойными конструкциями такой же массы (до 12--15 дБ).

В перекрытиях для обеспечения нормативной изоляции ударного и воздушного шума делают пол на упругой основе (плавающий пол) или используют мягкие рулонные покрытия. Стыки между внутренними ограждающими конструкциями, а также между ними и другими примыкающими конструкциями должны быть оборудованы таким образом, чтобы в процессе эксплуатации не возникали трещины и щели, ослабляющие изоляцию (рисунок 2).

Рисунок 1. Вентиляционные глушители (схемы):

а --- трубчатый; б -- пластинчатый; в -- сотовый;

г -- цилиндрический.

Для повышения звукоизоляции применяют также двойные двери с тамбуром. Притворы дверей снабжают упругими прокладками. Стены в тамбуре целесообразно облицовывать звукопоглощающим материалом. Открываться двери должны в разные стороны.

Двойные окна лучше изолируют от воздушного шума (до 30 дБ), чем спаренные (20--22 дБ).

Рис. 2.

а -- плавающие полы на сплошной гибкой основе (1 -- покрытие пола; 2 -- плита сборной или монолитной стяжки; 3 -- звукоизоляционная гибкая прокладка; 4 -- несущая часть перекрытия; 5 -- плинтус; б -- плавающий пол на ленточных или искусственных прокладках; в -- перекрытие со звукоизоляционными материалами (1 -- мягкий рулонный пол; 2 -- перекрытие; 3 -- плинтус)

В последнее время широко применяют "звукоизоляционные вентиляционные окна", которые обеспечивают высокую звукоизоляцию и одновременно позволяют проветривать помещение. Это две глухие рамы, расположенные на расстоянии 100 мм и более одна от другой, со звукоизоляционной облицовкой по контуру. Используют стекла различной толщины или в одной раме пакет из двух стекол. В стене под окном оборудуют отверстие, в котором устанавливают коробку в виде глушителя с небольшим вентилятором, обеспечивающим приток воздуха в помещение.

Звукопоглощающие конструкции предназначены для поглощения звука. К ним относятся звукопоглощающая облицовка ограждающих поверхностей помещений и искусственные звукопоглотители. Звукопоглощающие конструкции находят очень широкое применение.

Чаще всего используют звукопоглощающую облицовку: в учебных, спортивных, зрелищных и других зданиях, чтобы создать наилучшие акустические условия для восприятия речи и музыки; в производственных цехах, конторах и других помещениях общественного назначения (машинописные бюро, машиносчетные станции, административные помещения, рестораны, залы ожидания вокзалов и аэровокзалов, магазины, столовые, банки, отделения связи и др.); в помещениях коридорного типа (школы, больницы, гостиницы и т. п.) для предупреждения распространения шума.

Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к звукопоглощающим конструкциям, состоят, прежде всего, в том, что они не должны ухудшать гигиенические условия вследствие осыпания волокон или частиц материала, способствовать накоплению пыли. Легкость очистки от пыли звукопоглощающих конструкций приобретает особое значение в зданиях как с повышенными санитарно-гигиеническими требованиями (больницы), так и с повышенным выделением пыли (большинство промышленных предприятий).

Эффективность звукопоглощающей облицовки в шумных помещениях зависит от акустических характеристик помещения, характеристик выбранных конструкций, способа их размещения, расположения источников шума, размеров помещения и локализации расчетных точек. Обычно она не превышает 6--8 дБ.

Мероприятия по борьбе с городским шумом можно разделить на две группы: архитектурно-планировочные и строительно-акустические.

Снижение шума на пути его распространения от источника к жилой застройке предполагает рациональные проектирование плана автомобильной дороги, поперечных профилей и использование полосы отвода.

В этом случае при невозможности обеспечения буферной зоны от автомобильных дорог до застройки, учитывая требования санитарных норм, можно выделить следующие варианты снижения транспортного шума (рисунок 3, а-к):

Рисунок 3. Схемы защиты жилой застройки от транспортного шума.

а--шумозащитный барьер на полосе отвода автомобильной дороги;

б--сочетание шумозащитного барьера на полосе отвода и барьера, расположенного на разделительной полосе (при малой ширине разделительной полосы он совмещается с ограждениями);

в--подпорная стенка со стороны, расположенной близко к застройке;

г--зеленые насаждения в пределах буферной зоны;

д--защитные грунтовые валы;

е --дорога в выемке в пределах населенных пунктов;

ж--дорога на эстакаде с устройством на разделительной полосе и по краям шумозащитных барьеров из прозрачного пластика. Пространство под эстакадой может быть использовано для стоянки автомобилей. Для лучшей защиты можно возвести невысокий грунтовой вал;

з--галерея с естественным освещением;

и--открытая в противоположную от застройки зону галерея с использованием пространства над галереей для стоянки автомобилей н дополнительной защиты от шума зелеными насаждениями;

к--тоннель с полной изоляцией от транспортного шума и использованием пространства над тоннелем для местного движения.

Могут быть использованы различные административные меры. К ним относятся: перераспределение движения транспортных потоков улицами города; ограничение движения в разное время суток по тем или иным направлениям; изменение состава транспортных средств (например, запрет использования на некоторых улицах города грузовых автомобилей и автобусов с дизельными двигателями) и т. п.

При разработке проектов планировки и застройки городов для защиты от шума можно использовать как природные условия (рельеф местности и зеленые насаждения), так и специальные сооружения (экраны вблизи транспортных магистралей). Можно применять также рациональные приемы зонирования территории по условиям шумового режима для тех или иных видов зданий, участков и площадок для отдыха, хозяйственно-бытовых нужд и т. п. шум транспорт снижение население

Рассмотрим возможные варианты защиты от шума в городах. В первую очередь с целью защиты от шума при проектировании городов и других населенных пунктов необходимо четко разделить территорию по ее функциональному использованию на зоны: селитебную, промышленную (производственную), коммунально-складскую и внешнего транспорта. Промышленные (производственные) и коммунально-складские зоны, рассчитанные на большие грузопотоки по транспортным магистралям, располагают так, чтобы они не пересекали селитебную зону и не вклинивались в нее.

Для защиты от шума при проектировании системы внешнего транспорта нужно предусматривать в городах объездные железнодорожные линии (для пропускания транзитных поездов за пределами города), размещать сортировочные станции за пределами населенных пунктов, а технические станции и парки резервного подвижного состава, железнодорожные линии для грузовых перевозок и подъездные пути -- за пределами селитебной территории; отделять новые железнодорожные линии и станции во время нового строительства от жилой застройки городов и других населенных пунктов СЗЗ; соблюдать надлежащее расстояние от границ аэропортов, заводских, военных аэродромов до границ жилой застройки

При проектировании улично-дорожной сети должны быть предусмотрены максимально возможные укрупнения Межмагистральных территорий, уменьшение количества перекрестков и других транспортных узлов, устройство плавных криволинейных соединений дорог. На территории жилых районов необходимо ограничивать сквозное движение транспорта.

Функциональное зонирование территорий микрорайонов следует осуществлять с учетом необходимости размещения жилой застройки и детских дошкольных заведений в зонах, наиболее удаленных от источников шума, транспортных магистралей, автостоянок, гаражей, трансформаторных подстанций и др. В зонах, прилегающих к источникам шума, можно строить здания, в которых допускаются более высокие уровни звука. Это предприятия бытового обслуживания, торговли, общественного питания, коммунальные предприятия, административно-хозяйственные и общественные учреждения. Торговые центры и блоки обслуживания обычно строят на границе микрорайонов вдоль транспортных магистралей в виде единого комплекса.

Если жилую застройку необходимо разместить на границе микрорайонов вдоль транспортных магистралей, целесообразно использовать специальные типы шумозащищенных жилых зданий. В зависимости от условий инсоляции рекомендуют строить: шумозащищенные жилые дома, архитектурно-планировочные решения которых характеризуются ориентацией в сторону источников шума окон вспомогательных помещений и не более одной жилой комнаты без спальных мест многокомнатных квартир; шумозащищенные жилые дома с повышенными звукоизоляционными свойствами внешних ограждающих конструкций, ориентированных на источники шума и со встроенными системами приточной вентиляции.

Для обеспечения санитарных норм в квартирах и на территории микрорайонов нужно использовать композиционные приемы группировки шумозащищенных зданий, основанные на создании замкнутого пространства. При расположении жилой застройки вдоль транспортных магистралей не следует прибегать к композиционным приемам группировки жилых зданий, которые основываются на раскрытии пространства в сторону проезжей части.

Если архитектурно-планировочные мероприятия (разрывы, приемы застройки и т. д.) не обеспечивают надлежащего шумового режима в зданиях и на территории жилого микрорайона, а также с целью экономии территории, необходимой для соблюдения территориальных разрывов с транспортными магистралями, целесообразно применять строительно-акустические методы: шу-мозащитные сооружения и устройства, экраны, шумозащитные полосы озеленения, а для жилых зданий также конструкции оконных проемов с повышенной звукоизоляцией.

В качестве экранов можно использовать различные здания и сооружения: здания с пониженными требованиями к шумовому режиму; шумозащищенные жилые здания; искусственные или естественные элементы рельефа (выемки, овраги, земляные валы, насыпи, курганы) и стенки (придорожные подпорные, ограждающие и шумозащитные). Шумозащитные экраны целесообразно размещать как можно ближе к источнику шума.

Здания с пониженными требованиями к шумовому режиму (предприятия бытового обслуживания, торговли, общественного питания, коммунальные; общественные и культурно-просветительные, административно-хозяйственные учреждения) и шумозащищенные жилые здания следует размещать вдоль источников шума в виде фронтальной, по возможности непрерывной, застройки. Помещения административных, общественных и культурно-просветительных учреждений с повышенными требованиями к акустическому комфорту (конференц-зал, читальные залы, зрительные залы театров, кинотеатров, клубов и т. п.) следует возводить на противоположной от источников шума стороне. Отделяют их от магистрали коридорами, фойе, залами, кафе и буфетами, вспомогательными помещениями.

Как дополнительное средство для защиты от шума можно использовать специальные шумозащитные полосы зеленых насаждений. Формируют несколько полос с разрывами между ними, равными высоте деревьев. Ширина полосы должна быть не менее 5 м, а высота деревьев -- не менее 5--8 м. На шумозащитных полосах кроны деревьев должны плотно смыкаться между собой.



Поделиться: