Типовая технологическая карта (ттк) устройство водоотводных канав вдоль основания земляного полотна. ТТК. Устройство сборных водопропускных лотков на автомобильных дорогах Iii. организация и технология выполнения работ

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО СБОРНЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ ЛОТКОВ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее - ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по устройству водоотвода с проезжей части из продольных лотков и водосбросных сооружений с откосов насыпи автомобильной дороги из сборного бетона.

1.2. В настоящей карте приведены указания по организации и технологии производства работ по строительству продольного водоотвода и водосбросных сооружений по откосам насыпи, рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства работ по строительству продольного водоотвода и водосбросных сооружений по откосам насыпи с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по строительству продольного водоотвода и водосбросных сооружений по откосам насыпи. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.

Конструктивные особенности по строительству продольного водоотвода и водосбросных сооружений по откосам насыпи решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по строительству продольного водоотвода и водосбросных сооружений по откосам насыпи, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по строительству продольного водоотвода и водосбросных сооружений по откосам насыпи.

2.2. Работы по строительству продольного водоотвода и водосбросных сооружений по откосам насыпи выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

где - коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при строительстве продольного водоотвода и водосбросных сооружений по откосам насыпи, входят:

- геодезические разбивочные работы;

- устройство прикромочного водоотвода вдоль проезжей части из бетонных лотков;

- устройство водосбросного сооружения, состоящего из открытого лотка на обочине, телескопического лотка по откосу насыпи и гасителя у подошвы насыпи.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: с экскаватора-бульдозера "Белорус 82.1" ЭО-2621 , (объем ковша обратной лопаты 0,28 м, ширина ковша 0,65 м, глубина копания 3,9 м, радиус копания 5,2 м, высота разгрузки 3,5 м, ширина бульдозерного отвала 2,29 м); виброплиты TSS-VP90N , (вес 90 кг); вибротрамбовки TSS-HCR60K (вес 60 кг) и автомобильного крана КС-55713-1 "Галичанин" (грузоподъемностью 25,0 т) в качестве ведущего механизма.

Рис.1. Одноковшовый экскаватор ЭО-2621В

Рис.2. Автомобильный кран КС-55713-1

Рис.3. График грузоподъемности крана в зависимости от наличия и вылета стрелы

Рис.4. Вибротрамбовка TSS-HCR80K

Рис. 5. Виброплита TSS-VP90T

2.5. При строительстве водоотвода и водосбросных сооружений в качестве основных материалов используются: щебень фракции 40-70 мм и фракции 10-20 мм , М 800, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93 ; песчано-гравийная смесь , отвечающая требованиям ГОСТ 25607-94 *; бетон товарный кл. В 15 (М-200) , отвечающий требованиям ГОСТ 25192-82 ; цементно-песчаный раствор М-100 ; металлическая сетка с ячейками 200х200 мм из арматуры диаметром 4 мм; бетонные блоки прикромочного лотка Б-2-20 , размером 1,0х0,5х0,25 м, бетонные блоки бортового камня Б-5 размером 1,0х0,18х0,45 м, бетонные телескопические лотки Б-6 , размером 0,52х0,54х0,25 м, бетонные блоки упора Б-7 , размером 0,51х0,80х0,25 м, по серии 3.503.1-66; бетонные укрепительные плитки , размером 0,49х0,49х0,08 м по серии 3.501.1-156.
________________
* Документ не действует. Действует ГОСТ 25607-2009 . - Примечание изготовителя базы данных.

Рис.6. Блок водоотводного лотка Б-2-20

Рис.7. Блок бортового камня Б-5

Рис.8. Телескопический лоток Б-6

Рис. 9. Блок упора Б-7

Рис.10. Укрепительная плитка

2.6. Работы по устройству водоотвода и водосбросных сооружений следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011 . Организация строительства;

- СНиП 3.01.03-84 . Геодезические работы в строительстве;

- СНиП 3.02.01-87 . Земляные сооружения, основания и фундаменты;

- СНиП 2.02.05-85. Автомобильные дороги. Нормы проектирования;

- СНиП 3.06.03-85 . Автомобильные дороги. Правила производства работ;

- СНиП 2.05.07-97*. Промышленный транспорт;

- Пособие к СНиП 2.05.07-85 . Проектирование земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий;

- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- РД 11-02-2006 . Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007 . Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2011 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства работ по строительству водоотвода и водосбросных сооружений необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- разместить в зоне производства работ необходимые машины, механизмы и инвентарь;

- устроить временные проезды и подъезды к месту производства работ;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.

- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- составить акты готовности объекта к производству работ;

- получить разрешения на производство работ у технадзора Заказчика.

3.3. Перед устройством водоотвода и водосбросных сооружений должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

- произведена геодезическая разбивка прокладки лотков и мест водосбросов;

- доставлены и сложены в штабеля на стройплощадке бетонные блоки, ПГС и щебень;

- проверены заводские паспорта на бетонные блоки водосбросов;

- подготовлены к работе машины и механизмы;

- подготовлен инвентарь, приспособления и средства для безопасного ведения работ.

Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007).

3.4. До начала строительно-монтажных работ Заказчик обязан создать геодезическую разбивочную основу для выполнения работ и передать Подрядчику техническую документацию на нее и закрепленные на местности знаками пункты этой основы. Геодезическая разбивочная основа для строительства должна включать:

а) высотные реперы (марки);

б) пункты, закрепляющие продольные оси проездов и городских дорог.

В геодезическую разбивочную основу должны быть включены также пункты, с которых можно производить разбивку осей проездов и дорог и осуществлять контроль за их положением в процессе строительства.

Принятые знаки геодезической разбивочной основы в процессе строительства должны постоянно находиться под наблюдением за сохранностью и устойчивостью и проверяться инструментально не реже двух раз в год (в весенний и осенне-зимний периоды).

Приемку геодезической разбивочной основы для строительства следует оформлять актом. К акту приемки геодезической разбивочной основы должен быть приложен схематический план благоустройства территории с указанием местоположения пунктов, типов и глубины заложения закрепляющих их знаков, координат пунктов, их пикетажных значений и высотных отметок в принятой системе координат и высот.

3.5. В состав работ по устройству водоотвода вдоль проезжей части автодороги входят следующие операции:

- подготовительные работы;

- разбивочные работы;

- отрывка траншеи под блоки водоотводного лотка;

- планировка основания траншеи перед укладкой бетонного лотка;

- укладка конструкций лотка на цементный раствор;

- заполнение поперечных швов между блоками цементным раствором;

- заполнение швов сжатия и сопряжения с проезжей частью битумной мастикой.

3.6. Перед устройством прикромочного лотка необходимо:

- произвести разбивку контура корыта под лоток;

- завезти и складировать железобетонные блоки лотка, строительные материалы и необходимое оборудование, инструменты. Завезенные блоки лотка укладываются в штабеля на деревянные подкладки, песок и щебень - в кучи;

- отрыть корыто и подготовить основание под лоток.

3.7. Устройство водоотвода начинают с разбивки осей траншей для укладки водоотводных лотков. Геодезическая разбивка траншей заключается в обозначении их размеров на местности. Разбивку ведут в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной.

3.7.1 . При горизонтальной разбивке определяют и закрепляют на местности положение осей, а при вертикальной - расчетную глубину. Разбивку ведут от оси автодороги в следующем порядке.

3.7.2. Разбивку траншей начинают с нахождения и закрепления продольной оси автодороги, выполняя следующие действия:

- восстанавливают ось дороги;

- измеряют стальной лентой (дважды) расстояние от центра лотка до указанного ПК на продольной оси дороги;

- забивают в полученной точке стальной гвоздь длиной 100-120 мм;

- центрируют над гвоздем теодолит и переносят в натуру угол между продольной осью дороги и осью траншеи, он должен быть равным проектному значению;

- закрепляют полученную продольную ось траншеи контрольными столбиками, промежуточные колья забивают по визиркам;

- переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера, а также отметки верха дорожной одежды.

3.7.3 . Разбитую таким образом ось водоотвода в плане закрепляют, натягивая шнур (причалку) между забитыми кольями. Разбивку траншеи под лоток производят от кромки проезжей части, шириной на 10-15 см шире блока лотка.

3.7.4 . Разбивку делают на сменный объем работ. Закрепительные знаки (колышки с отметками) сохраняются до сдачи площадки заказчику. Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить.

3.7.5 . Выполненные работы предъявляют технадзору Заказчика для осмотра и подписания Акта приёмки геодезической разбивки площадки, в соответствии с СНиП 3.01.03-84 .

3.8. Отрывку траншеи под лоток производят экскаватором ЭО-2621 . Дорожные рабочие вручную производят зачистку траншеи и выравнивание основания гравийно-песчаной смесью , слоем 10 см и затем уплотняют виброплитой TSS-VP90N за 4-6 проходов по следу. Дно лотка выравнивают по отметкам продольного профиля водоотвода с соблюдением уклонов. Подготовку грунтового основания (планировка, уплотнение) начинают с низовой стороны. На выравнивающий песчано-гравийный слой расстилают цементный раствор М-100 слоем 2-3 см.

3.8.1 . Выполненные работы предъявляют технадзору Заказчика для осмотра и подписания Актов освидетельствования скрытых работ по отрывке траншеи под лоток, устройству выравнивающего слоя из песчано-гравийной смеси и монтажного слоя из цементного раствора, в соответствии с Приложением 3, РД-11-02-2006 и разрешения последующих работ по монтажу блоков лотка.

3.9. Блоки лотка к месту укладки доставляют автосамосвалами КамАЗ-65115 с приобъектного склада, где они уложены в штабеля.

3.9.1 . Монтаж блоков лотка Б-2-20 производят автомобильным краном КС-55713-1

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ДРЕНАЖА МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) разработана на комплекс работ по устройству дренажа мелкого заложения. Дренажи мелкого заложения применяют в городах с развитой водосточной сетью.

Дренаж мелкого заложения служит для:

Понижения уровня грунтовых вод, путем отвода из почвы лишней влаги;

Осушения песчаного подстилающего слоя и обеспечения устойчивости дорожного покрытия;

Сброса атмосферных осадков с плоскостных конструкций таких, как газоны, площадки спортивных сооружений.

Рис.1. Дренаж мелкого заложения

1 - асбестоцементная труба; 2 - обратный фильтр (крупная фракция); 3 - фильтрующая обсыпка; 4 - рогожа; 5 - дно лотка; 6 - песчаное основание дорожной одежды; 7 - бетон; 8 - бортовой камень; 9 - пергаментная бумага; 10 - покрытие дороги; 11 - геосетка; 12 - гидроизоляция битумом ; 13 - основание тротуара; 14 - покрытие тротуара

1.2. Типовая технологическая карта предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по устройству дренажа мелкого заложения.

1.3. Цель создания представленной ТТК дать рекомендуемую схему технологического процесса по устройству продольного и поперечного дренажей мелкого заложения, состав и содержание ТТК, примеры заполнения необходимых таблиц.

1.4. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты на выполнение отдельных видов работ по устройству дренажей мелкого заложения.

При привязке Типовой технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства, объемы работ, затраты труда, средства механизации, материалы, оборудование и т. п.

1.5. Все Рабочие технологические карты разрабатываются по рабочим чертежам проекта, регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.

1.6. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001, ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.7. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительно-монтажной организации , по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика и организациями, в ведении которых находится эксплуатация данной автомобильной дороги.

1.8. Применение ТТК способствует улучшению организации производства, повышению производительности труда и его научной организации, снижению себестоимости, улучшению качества и сокращению продолжительности строительства, безопасному выполнению работ , организации ритмичной работы, рациональному использованию трудовых ресурсов и машин, а также сокращению сроков разработки ППР и унификации технологических решений.

1.9. Технологической картой предусмотрено устройство дренажа мелкого заложения комплексным механизированным звеном с погрузчиком-экскаватором ТО-49 (на базе трактора МТЗ-82), в качестве ведущего механизма.

Рис.2. Экскаватор-погрузчик ТО-49

1.10. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

Разбивочные работы;

Отрывка дренажной траншеи;

Подготовка грунтового основания;

Укладка дренажных труб;

Заполнение траншеи дренирующим грунтом.

1.11. Работы выполняются круглый год. Продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

где - время связанное с подготовкой машины к работе и ЕТО, а также с перерывами связанными с организацией и технологией производственного процесса, и перерывами предназначенными для отдыха и личных надобностей машиниста, 0,85,

Продолжительность рабочей смены и обеденного перерыва.

1.12. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями:

СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного производства;

СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;

СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги;

СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;

СНиП. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

СНиП. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. В соответствии со СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства" до начала выполнения строительно-монтажных (в том числе подготовительных) работ на объекте Генподрядчик обязан получить в установленном порядке разрешение от Заказчика на ведение строительных работ (ордер на производство работ). Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.

2.2. Основным работам по устройству дренажа должно предшествовать выполнение следующих мероприятий и работ:

Прием от заказчика строительной площадки подготовленной к производству работ;

5. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

5.1. Пример составления графика производства работ приведен в таблице 3.

Таблица 3

5.2. При составлении графика производства работ рекомендуется выполнение следующих условий:

5.2.1. В графе "Наименование технологических операций" приводятся в технологической последовательности все основные, вспомогательные, сопутствующие рабочие процессы и операции, входящие в комплексный строительный процесс, на который составлена технологическая карта.

5.2.2. В графе "Принятый состав звена" приводится количественный, профессиональный и квалификационный состав строительных профессий для выполнения каждого рабочего процесса и операции в зависимости от трудоемкости, объемов и сроков выполнения работ.

5.2.3. В графике работ указываются последовательность выполнения рабочих процессов и операций, их продолжительность и взаимная увязка по фронту работ во времени.

5.2.4. Продолжительность выполнения комплексного строительного процесса, на который составлена технологическая карта, должна быть кратной продолжительности рабочей смены при односменной работе или рабочим суткам при двух - и трехсменной работе.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

6.1. Потребность в машинах и оборудовании.

6.1.1. Механизация строительных и специальных строительных работ должна быть комплексной и осуществляться комплектами строительных машин, оборудования, средств малой механизации, необходимой монтажной оснастки, инвентаря и приспособлений.

6.1.2. Средства малой механизации, оборудование, инструмент и технологическая оснастка, необходимые для выполнения работ по устройству дренажа, должны быть скомплектованы в нормокомплекты в соответствии с технологией выполняемых работ.

6.1.3. При выборе машин и установок необходимо предусматривать варианты их замены в случае необходимости. Если предусматривается применение новых строительных машин, установок и приспособлений, необходимо указывать наименование и адрес организации или предприятия-изготовителя.

6.1.4. Примерный перечень основного необходимого оборудования, машин, механизмов, технологической оснастки, инструмента и приспособлений приведен в таблица 4.

Таблица 4

7. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

7.1. При производстве работ следует руководствоваться действующими нормативными документами:

СНиП. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

СНиП. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

7.2. Ответственность за выполнение мероприятий по технике безопасности , охране труда , промсанитарии, пожарной и экологической безопасности возлагается на руководителей работ, назначенных приказом.

Ответственное лицо осуществляет организационное руководство работами непосредственно или через бригадира. Распоряжения и указания ответственного лица являются обязательными для всех работающих на устройстве дренажа.

7.3. Охрана труда рабочих должна обеспечиваться выдачей администрацией необходимых средств индивидуальной защиты (специальной одежды, обуви и др.), выполнением мероприятий по коллективной защите рабочих (ограждения, освещение, вентиляция , защитные и предохранительные устройства и приспособления и т. д.), санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии с действующими нормами и характером выполняемых работ. Рабочим должны быть созданы необходимые условия труда, питания и отдыха. Работы выполняются в спецобуви и спецодежде.

7.4. При разработке методов и последовательности выполнения работ следует учитывать опасные зоны, возникающие в процессе работ. При необходимости выполнения работ в опасных зонах должны предусматриваться мероприятия по защите работающих.

На границах опасных зон должны быть установлены предохранительные защитные и сигнальные ограждения, предупредительные надписи, хорошо видимые в любое время суток.

7.5. В вагончике для отдыха рабочих должны находиться и постоянно пополняться аптечка с медикаментами, носилки, фиксирующие шины и другие средства для оказания первой медицинской помощи. Все работающие на строительной площадке должны быть обеспечены питьевой водой .

7.6. Лицо, ответственное за безопасное производство работ, обязано:

Ознакомить рабочих с технологической картой под роспись;

Следить за исправным состоянием инструментов, механизмов и приспособлений;

Разъяснить работникам их обязанности и последовательность выполнения операций;

Прекращать работы при силе ветра более 11,0 м/сек во время сильного снегопада, ливневого дождя, тумана или грозы при видимости менее 50 м.

7.7. К выполнению работ допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие:

Медицинский осмотр и признанные годными для работы в строительстве;

Обучение и проверку знаний по безопасным методам и приемам труда, пожарной безопасности , оказанию первой медицинской помощи и имеющие об этом специальное удостоверение;

Вводный инструктаж по технике безопасности, производственной санитарии и инструктаж непосредственно на рабочем месте.

Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в три месяца. Проведение инструктажа регистрируется в специальном журнале.

7.8. При работе экскаватора необходимо соблюдать следующие правила:

Запрещается производство каких-либо работ и нахождение посторонних лиц в радиусе, равном длине стрелы плюс 5 м;

Выравнивание площадки для стоянки экскаватора разрешается производить только во время его остановки;

При движении экскаватора следует стрелу устанавливать строго по оси движения, а ковш опустить на высоту не более 0,5-0,7 м от земли и подтянуть к стреле;

Передвижение экскаватора с наполненным ковшом запрещается;

Запрещается держать (оставлять) ковш на весу;

Во время остановки работ стрелу экскаватора нужно отвести от траншеи, а ковш опустить на землю;

В нерабочее время экскаватор должен быть поставлен в безопасное место, кабина закрыта, двигатель выключен, ходовая и поворотные части заторможены.

8. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

8.1. Численный и профессиональный состав комплексной бригады составляет - 6 чел., в том числе,

8.2. Затраты труда на устройстве дренажа составляют:

8.3. Выработка на одного рабочего - 17 м/смену.

9. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

9.1. При разработке Типовой технологической карты использованы:

9.1.1. Технология и механизация строительного производства.

9.1.2. Справочное пособие к СНиП "Разработка проектов организации строительства и проектов производства работ для промышленного строительства ".

9.1.3. ЦНИИОМТП. М., 1987. Методические указания по разработке типовых технологических карт в строительстве.

9.1.4. СНиП "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения".

9.1.5. СНиП 3.01.03-84 "Геодезические работы в строительстве".

9.1.6. СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства".

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по материалам,

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ВОДООТВОДНЫХ КАНАВ ВДОЛЬ ОСНОВАНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) разработана на комплекс работ по устройству водоотводных канав. Прочность и устойчивость земляного полотна автомобильных дорог в значительной степени зависят от наличия и исправности водоотводных сооружений и устройств. При намокании грунта значительно уменьшаются угол его внутреннего трения, сила сцепления и способность земляного полотна выдерживать нагрузки. Для предотвращения намокания и размыва земляного полотна необходимо обеспечить надежный отвод от него поверхностных вод при помощи водоотводных канав.

1.2. Типовая технологическая карта предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по устройству водоотвода.

1.3. Цель создания представленной ТТК дать рекомендуемую схему технологического процесса по устройству водоотвода, состав и содержание ТТК, примеры заполнения необходимых таблиц.

1.4. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты на выполнение отдельных видов работ по устройству водоотвода.

При привязке Типовой технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства, объемы работ, затраты труда, средства механизации, материалы, оборудование и т.п.

1.5. Все Рабочие технологические карты разрабатываются по рабочим чертежам проекта, регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.

1.6. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001, ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.7. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительно-монтажной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика и организациями, в ведении которых находится эксплуатация данной автомобильной дороги.

1.8. Применение ТТК способствует улучшению организации производства, повышению производительности труда и его научной организации, снижению себестоимости, улучшению качества и сокращению продолжительностистроительства, безопасному выполнению работ, организации ритмичной работы, рациональному использованию трудовых ресурсов и машин, а также сокращению сроков разработки ППР и унификации технологических решений.

1.9. Технологической картой предусмотрено устройство водоотвода комплексным механизированным звеном содноковшовым экскаватором ЕТ-16 (с профильным ковшом), в качестве ведущего механизма.

Рис.1. Экскаватор ЕТ-16

1.10. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

разбивочные работы;

отрывка водоотводных канав;

зачистка и укрепление дна и откосов канав ж.б. плитами.

1.11. Работы выполняются круглый год. Продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

где - время, связанное с подготовкой машины к работе и ЕТО, а также с перерывами, связанными с организацией и технологией производственного процесса, и перерывами предназначенными для отдыха и личных надобностей машиниста,

Продолжительность рабочей смены и обеденного перерыва.

1.12. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями:

СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного производства;

СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;

СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги;

СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;

СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

^ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. В соответствии со СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства" до начала выполнениястроительно-монтажных (в том числе подготовительных) работ на объекте Генподрядчик обязан получить в установленном порядке разрешение от Заказчика на ведение строительных работ (ордер на производство работ). Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.

2.2. Основным работам по устройству водоотводных канав должно предшествовать выполнение следующих мероприятий и работ:

прием от заказчика строительной площадки подготовленной к производству работ;

проверка наличия проектно-сметной документации и ознакомление ИТР и рабочих с рабочими чертежами и Проектом производства работ;

подготовка мест для складирования инвентаря, оборудования и материалов;

доставка и складирование в штабеля на стройплощадке ж.б. плит и щебня;

проверка заводских паспортов на ж.б. плиты;

оборудован бытовой городок для рабочих.

2.3. До начала строительно-монтажных работ заказчик обязан создать геодезическую разбивочную основу для выполнения работ и передать подрядчику техническую документацию на нее и закрепленные на местности знаками пункты этой основы. Геодезическая разбивочная основа для строительства должна включать:

а) высотные реперы (марки);

б) пункты, закрепляющие продольную ось автомобильной дороги.

В геодезическую разбивочную основу должны быть включены также пункты, с которых можно производить разбивку оси дороги и осуществлять контроль за ее положением в процессе строительства.

Принятые знаки геодезической разбивочной основы в процессе строительства должны постоянно находиться под наблюдением за сохранностью и устойчивостью и проверяться инструментально не реже двух раз в год (в весенний и осенне-зимний периоды).

Приемку геодезической разбивочной основы для строительства следует оформлять актом. К акту приемки геодезической разбивочной основы должен быть приложен схематический план полосы отвода с указанием местоположения пунктов, типов и глубины заложения закрепляющих их знаков, координат пунктов, их пикетажных значений и высотных отметок в принятой системе координат и высот.

2.4. В состав работ по устройству водоотводных канав входят следующие операции:

разбивочные работы;

отрывка продольных водоотводных канав с обеих сторон земляного полотна;

зачистка дна и откоса канав по проектному профилю;

укрепление дна и откосов канав железобетонными плитами.

2.5. Устройство продольных водоотводных канав начинают с разбивки осей канав в плане и высотном положении.

^ Порядок проведения разбивочных работ

От оси проезжей части дороги откладывают расстояние, указанное в проекте, до осей канав и в полученных точках забивают колья. Промежуточные колья забивают по визиркам. Намечают места поворотов и переломов. Разбитые таким образом оси канав в плане закрепляют, натягивая шнур (причалку) между забитыми кольями. От осей канав разбивают бровки и закрепляют их кольями или обозначают бороздами с помощью автогрейдера. Разбивку делают на сменный объем работ.

2.6. До начала производства основных земляных работ для перехвата поверхностных вод, стекающих по скату земли к дороге, и отвода воды в пониженное место в сторону от насыпи, отрывают водоотводные или нагорные канавы. В разработанной выемке отрывают кюветы в нулевых отметках профиля дороги отрывают боковые канавы; на заболоченных участках отрывают осушительные (для понижения уровня воды в болоте) и водоотводные канавы (для отвода воды в пониженные места рельефа).

2.7. На местности с поперечным уклоном 20‰ при высоте насыпей менее 2,0 м, на участках с меняющимся поперечным уклоном продольные водоотводные канавы устраивают с обеих сторон насыпей. При явно выраженном поперечном уклоне местности, когда поступление воды к земляному полотну возможно только с верховой стороны, канавы устраивают только с нагорной стороны. Картой предусмотрена отрывка канав на глубину 0,6-0,8 м, шириной по дну 0,4 м с разработкой грунта навымет. При устройстве нагорных канав на косогорах грунт в отвал укладывается в виде призмы вдоль канавы с низовой стороны.

2.8. Отрывку водоотводных канав производят с низовой стороны продольного уклона канав экскаватором ЕТ-18оборудованным профильным, канавокопательным ковшом. Канавы отрывают с откосами заложением 1:1,5. Валики грунта, находящиеся по обе стороны канав разравнивают автогрейдером ДЗ-143. Дно канав выравнивают лопатами вручную по отметкам продольного профиля с соблюдением уклонов.

При разработке грунта машинист руководствуется контуром водоотводной канавы, обозначенным колышками по контуру вдоль оси и канавы с указанием глубины в местах их установки, а также заданным заложением откосов и уклоном канавы. При уклонах косогора более 15° канавы устраиваются с уклоном в сторону косогора, что препятствует сползанию экскаватора при работе и перемещении.

Подготовку грунтового основания (планировка, уплотнение) начинают с низовой стороны. По дну лотка устраивают подушку - бетонную, каменную (втрамбованный щебень или гравий фракции 5-10 мм) или из расстеленного геотекстиля.

2.9. ^ Боковые, нагорные и водоотводные канавы устраивают треугольного сечения с откосами 1:3, которые укрепляют засевом трав, а дно канав укрепляют щебнем (гравием) или засевом трав по слою растительной земли.

В выемках, в грунтах II-III групп, а также на заболоченных участках отрывают канавы трапецеидального сечения.

На участках с продольным уклоном более 20-30‰ особенно в легкоразмываемых грунтах, дно и откосы трапецеидальных канав укрепляют бетонными плитами размером 1,05х0,69х0,08 м. Плиты укладывают непосредственно на грунт; если продольный уклон свыше 30‰ их укладывают на щебень (гравий) фракции 10-20 мм и толщиной слоя 10-12 см.

^ 3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1. Контроль и оценку качества работ по устройству водоотвода выполняют в соответствии с требованиями нормативных документов:

СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;

СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного производства;

СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги.

3.2. С целью обеспечения необходимого качества работы по устройству водоотвода должны подвергаться контролю на всех стадиях их выполнения. Производственный контроль подразделяется на входной, операционный (технологический), инспекционный и приемочный. Контроль качества выполняемых работ должен осуществляться специалистами или специальными службами, оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля и возлагается на руководителя производственного подразделения, выполняющего работы по устройству водоотвода.

3.3. До начала проведения работ поступившие на объект материалы (железобетонные плиты, щебень, растительный грунт) должны быть подвергнуты входному контролю. Входной контроль проводится с целью выявления отклонений от этих требований.

3.4. Входной контроль поступающего щебня осуществляется путем отбора на менее 10 точечных проб (при объеме поставки до 350 м) из которых образуют объединенную пробу, характеризующую контролируемую партию и проводят лабораторную проверку таких параметров как:

зерновой состав щебня;

марка щебня по дробимости;

морозостойкость щебня;

насыпная плотность;

содержание глины в комках.

Поступившие на объект материалы должны иметь сопроводительный документ (паспорт), в котором указываются наименование материала, номер партии и количество материала, содержание вредных компонентов и примесей, дата изготовления.

Результаты входного контроля оформляются Актом и заносятся в Журнал учета входного контроля материалов и конструкций.

3.5. В процессе устройства водоотвода необходимо проводить операционный контроль качества работ. Это позволит своевременно выявить дефекты и принять меры по их устранению и предупреждению. Контроль проводится под руководством мастера (прораба).

При операционном (технологическом) контроле надлежит проверять соответствие выполнения основных производственных операций требованиям, установленным строительными нормами и правилами, рабочим проектом и нормативными документами.

Инструментальный контроль строительства водоотвода должен осуществляться систематически от начала до полного его завершения. При этом должны проверяться:

соблюдение проектных размеров профиля водоотводных канав;

соблюдение проектного поперечного уклона дна канав;

правильность выполнения укрепительных работ (соблюдение толщины слоя растительного грунта, нормы засева семян трав, правильность укладки плит).

Результаты операционного контроля должны быть зарегистрированы в Общем журнале работ.

3.6. При инспекционном контроле надлежит проверять качество работ выборочно по усмотрению заказчика или генерального подрядчика с целью проверки эффективности ранее проведенного производственного контроля. Этот вид контроля может быть проведен на любой стадии строительных работ.

3.7. Результаты контроля качества, осуществляемого техническим надзором заказчика, авторским надзором, инспекционным контролем и замечания лиц, контролирующих производство и качество работ, должны быть занесены вОбщий журнал работ. Вся приемо-сдаточная документация должна соответствовать требованиям СНиП 3.01.01-85*.

3.8. Контроль качества работ ведут с момента поступления материалов на строительную площадку и заканчивают при сдаче объекта в эксплуатацию.

Качество производства работ обеспечивается выполнением требований к соблюдению необходимой технологической последовательности при выполнении взаимосвязанных работ и техническим контролем за ходом работ, изложенным в настоящей карте.

3.9. Качество производства работ обеспечивается выполнением требований к соблюдению необходимой технологической последовательности при выполнении взаимосвязанных работ и техническим контролем за ходом работ, изложенным в Проекте организации строительства, Проекте производства работ и Схеме операционного контроля качества.

3.10. Пример заполнения Схемы операционного контроля качества работ приведен в таблице 1.
Таблица 1


Наименование операций подлежащих контролю

Предельные отклонения

Способы
контроля

Объем контроля

Кто контролирует

Поступающие материалы

- качество ж.б. плит;

Качество щебня и растительного грунта


Входной контроль

Согласно ГОСТ

Прораб

Соответствие поперечного профиля канав, продольных уклонов дна

- глубина канав ±5 см;

Продольные уклоны ±0,010‰;

Поперечные размеры ±5 см;

Уменьшение ширины дна -5 см


Измерительный, нивелир, рулетка, шаблон

На участках между колодцами, но не реже, чем через 30 м

Прораб
Геодезист

3.11. При устройстве водоотвода подлежат приемке с составлением актов освидетельствования скрытых работ следующие виды работ:

отрывка водоотводных канав;

подготовка грунтового основания под засев трав;

подготовка щебеночного основания под укрепительную плитку.

Приемка участка готового водоотвода, оформляется Актом промежуточной приемки ответственных конструкций, в соответствии с Приложением 7, СНиП 3.01.01-85*.

3.12. На объекте строительства необходимо вести Общий журнал работ, Журнал геодезического контроля и Журнал авторского надзора проектной организации.

^ 4. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА И МАШИННОГО ВРЕМЕНИ

4.1. Пример составления калькуляции затрат труда и машинного времени на устройство водоотвода приведен в таблице 2.
Таблица 2


N
п/п

Обоснование,
шифр ЕНиР, ГЭСН

Наименование работ

Ед.
изм.

Объем
работ

на единицу
измерения

Затраты труда
на весь объем

чел.-
-час

маш.-
-час.

чел.-
-час

маш.-
-час

1

01-01-009-19

Отрывка водоотводных канав вдоль земляного полотна автодороги экскаватором g = 0,4 м

1000 м

0,100

-

29,50

-

2,95

2

01-02-046-1

Укрепление откосов канав бетонными плитами

100 м

0,5

165,24

7,59

82,62

3,80

ИТОГО:

м

100,0

82,62

6,75

4.2. Затраты труда и времени подсчитаны применительно к "Государственным элементным сметным нормам настроительные работы" (ГЭСН-2001. Сборник 1*. Земляные работы).

* Действует ГЭСН 81-02-01-2001. - Примечание изготовителя базы данных.

^ 5. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

5.1. Пример составления графика производства работ приведен в таблице 3.
Таблица 3


N
п/п

Наименование работ

Ед.
изм.

Объем
работ

Т/емкость
на объем
чел.-час

Название и количество бригад (звеньев)

Месяц начала и окончания работ, продолжительность работ дни

1

Устройство водоотвода вдоль земляного полотна автомобильной дороги

м

100,0

89,37

бригада - 6 чел.



5.2. При составлении графика производства работ рекомендуется выполнение следующих условий:

5.2.1. В графе "Наименование технологических операций" приводятся в технологической последовательности все основные, вспомогательные, сопутствующие рабочие процессы и операции, входящие в комплексный строительныйпроцесс, на который составлена технологическая карта.

5.2.2. В графе "Принятый состав звена" приводится количественный, профессиональный и квалификационный состав строительных профессий для выполнения каждого рабочего процесса и операции в зависимости от трудоемкости, объемов и сроков выполнения работ.

5.2.3. В графике работ указываются последовательность выполнения рабочих процессов и операций, их продолжительность и взаимная увязка по фронту работ во времени.

5.2.4. Продолжительность выполнения комплексного строительного процесса, на который составлена технологическая карта, должна быть кратной продолжительности рабочей смены при односменной работе или рабочим суткам при двух- и трехсменной работе.

^ 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

6.1. Потребность в машинах и оборудовании.

6.1.1. Механизация строительных и специальных строительных работ должна быть комплексной и осуществляться комплектами строительных машин, оборудования, средств малой механизации, необходимой монтажной оснастки, инвентаря и приспособлений.

6.1.2. Средства малой механизации, оборудование, инструмент и технологическая оснастка, необходимые для выполнения работ по устройству водоотвода, должны быть скомплектованы в нормокомплекты в соответствии с технологией выполняемых работ.

6.1.3. При выборе машин и установок необходимо предусматривать варианты их замены в случае необходимости. Если предусматривается применение новых строительных машин, установок и приспособлений, необходимо указывать наименование и адрес организации или предприятия-изготовителя.

6.1.4. Примерный перечень основного необходимого оборудования, машин, механизмов, технологической оснастки, инструмента и приспособлений приведен в таблица 4.
Таблица 4


N п/п

Наименование машин, механизмов, инструментов и технологической оснастки

Тип, марка

Ед. изм.

Кол-во

1

Экскаватор

ЕТ-18

шт.

1

2

Автогрейдер

ДЗ-143

"

1

3

Нивелир

"

1

4

Рулетка металлическая

РС-1

"

1

5

Жилеты оранжевые

"

1


^ 7. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

7.1. При производстве работ следует руководствоваться действующими нормативными документами:

СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

7.2. Ответственность за выполнение мероприятий по технике безопасности, охране труда, промсанитарии, пожарной и экологической безопасности возлагается на руководителей работ, назначенных приказом.

Ответственное лицо осуществляет организационное руководство работами непосредственно или через бригадира. Распоряжения и указания ответственного лица являются обязательными для всех работающих на устройстве водоотвода.

7.3. Охрана труда рабочих должна обеспечиваться выдачей администрацией необходимых средств индивидуальной защиты (специальной одежды, обуви и др.), выполнением мероприятий по коллективной защите рабочих (ограждения, освещение, вентиляция, защитные и предохранительные устройства и приспособления и т.д.), санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии с действующими нормами и характером выполняемых работ. Рабочим должны быть созданы необходимые условия труда, питания и отдыха. Работы выполняются в спецобуви и спецодежде.

7.4. При разработке методов и последовательности выполнения работ следует учитывать опасные зоны, возникающие в процессе работ. При необходимости выполнения работ в опасных зонах должны предусматриваться мероприятия по защите работающих.

На границах опасных зон должны быть установлены предохранительные защитные и сигнальные ограждения, предупредительные надписи, хорошо видимые в любое время суток.

7.5. В вагончике для отдыха рабочих должны находиться и постоянно пополняться аптечка с медикаментами, носилки, фиксирующие шины и другие средства для оказания первой медицинской помощи. Все работающие настроительной площадке должны быть обеспечены питьевой водой.

7.6. Лицо, ответственное за безопасное производство работ, обязано:

ознакомить рабочих с технологической картой под роспись;

следить за исправным состоянием инструментов, механизмов и приспособлений;

разъяснить работникам их обязанности и последовательность выполнения операций;

прекращать работы при силе ветра более 11,0 м/сек во время сильного снегопада, ливневого дождя, тумана или грозы при видимости менее 50 м.

7.7. К выполнению работ допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие:

Медицинский осмотр и признанные годными для работы в строительстве;

Обучение и проверку знаний по безопасным методам и приемам труда, пожарной безопасности, оказанию первой медицинской помощи и имеющие об этом специальное удостоверение;

Вводный инструктаж по технике безопасности, производственной санитарии и инструктаж непосредственно на рабочем месте.

Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в три месяца. Проведение инструктажа регистрируется в специальном журнале.

7.8. При работе экскаватора необходимо соблюдать следующие правила:

запрещается производство каких-либо работ и нахождение посторонних лиц в радиусе, равном длине стрелы плюс 5 м;

выравнивание площадки для стоянки экскаватора разрешается производить только во время его остановки;

при движении экскаватора следует стрелу устанавливать строго по оси движения, а ковш опустить на высоту не более 0,5-0,7 м от земли и подтянуть к стреле;

передвижение экскаватора с наполненным ковшом запрещается;

запрещается держать (оставлять) ковш на весу;

во время остановки работ стрелу экскаватора нужно отвести от траншеи, а ковш опустить на землю;

в нерабочее время экскаватор должен быть поставлен в безопасное место, кабина закрыта, двигатель выключен, ходовая и поворотные части заторможены.

^ 8. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

8.1. Численный и профессиональный состав комплексной бригады составляет - 6 чел., в том числе:


8.2. Затраты труда на устройстве водоотвода вдоль земляного полотна составляют:


8.3. Выработка на одного рабочего - 7 м/смену.

^ 9. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

9.1. При разработке Типовой технологической карты использованы:

9.1.1. Б.Ф.Белецкий Технология и механизация строительного производства.

9.1.2. Справочное пособие к СНиП "Разработка проектов организации строительства и проектов производства работ для промышленного строительства".

9.1.3. ЦНИИОМТП. М., 1987. Методические указания по разработке типовых технологических карт в строительстве.

9.1.4. СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения".

9.1.5. СНиП 3.01.03-84 "Геодезические работы в строительстве".

9.1.6. СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства".

Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс"
и сверен по авторскому материалу.



Поделиться: