Вепсы (народы России). Коренные малочисленные народы ленинградской области Карелы вепсы

Это вепсы - коренной народ Ленобласти. «Бумага» побывала на их главном празднике в году

Как народ из всего 6 тысяч человек сохраняет свои традиции и вымирающий язык

Село Винницы находится в Подпорожском районе Ленобласти - примерно в 350 километрах от Петербурга. Сейчас это один из главных центров проживания вепсов. В начале 1930-х годов здесь даже существовал национальный сельсовет, а в школах дети могли изучать вепсский. Однако вскоре, как и другие малые народы, вепсы подверглись гонениям: язык запретили, а подчеркивать свое происхождение стало небезопасно.

В наше время в Винницах каждый год проводят крупнейший областной вепсский праздник «Древо жизни». На него съезжаются тысячи людей не только из соседних деревень, но и из Вологодской области и Карелии.

Почему под «вепсами» раньше понимали необразованных людей, как благодаря местным бабушкам восстанавливают народные танцы и кто сегодня называет себя вепсами? «Бумага» побывала на масштабном празднике - с вепсскими калитками, березовым соком, хороводами и поделками из бересты.

Кто приходит на главный областной вепсский праздник

На главной дороге села Винницы стоит пара сетевых магазинов, огороженные заборами деревянные жилые дома и библиотека. Вдоль обочины - десятки припаркованных машин, а по проезжей части, за перегородившей ее полицейской машиной, идет толпа прохожих. Всего на праздник пришло около 6 тысяч человек.

Среди пар с колясками, детей со сладкой ватой и пожилых людей прогуливаются женщины в народных костюмах - просторных платьях в пол, передниках с вышивкой и красных головных уборах.

На «Древо жизни» - ежегодный областной праздник вепсов - в Винницы приезжают люди из десятка окрестных деревень. Здесь же собираются вепсы из Вологодской области и Карелии. На площади перед Вепсским фольклорным центром расставляют прилавки, за которыми жители разных деревень продают традиционные вепсские изделия и еду - от игрушек, полотенец с вышивкой и керамики до вепсских пшенных калиток, варенья из морошки и березового сока. Многие среди продавцов - сотрудники деревенских домов культуры и музеев, руководители кружков, педагоги.

За одним из прилавков пожилой мужчина в красной рубахе и фуражке из бересты позирует на камеру. Рядом с ним суетится невысокая женщина в берестяном ожерелье и венке. На столе перед ними расставлены всевозможные поделки - тоже из бересты, есть посуда и украшения.

Фотографию вам куда прислать? - спрашивает усатый мужчина, заканчивая съемку.

Шлите в Бабаевский район. Там точно найдем, - без промедлений выкрикивает женщина, оставляя человека с камерой в замешательстве.

Иван и Людмила Сирины приехали из Вологодского района. Иван Григорьевич, вепс, родился в деревне Кленозеро - как и многие другие деревни в округе, в советское время ее жителей принудительно выселили. «Я не знаю почему. Умирала деревня, там ничего не росло. То есть можно было жить, но власть не давала: ни машин, ни техники, ни дороги не было», - Иван Григорьевич вкратце описывает, как жителей «ушли» из деревни.

Иван и Людмила Сирины

Берестяными изделиями Сирин активно занялся несколько лет назад - до этого мастерил корзины из сосновой лучины. «Излишки» Сирины иногда продают, но в основном плетут изделия для себя. Раньше, рассказывает Иван Григорьевич, идя на сенокос, жители вепсских деревень могли не брать с собой посуду, а делать ее на скорую руку из бересты - это было довольно типичным ремеслом.

На сенокос пойдем, [появился] едок какой-нибудь лишний, мать - раз, возьмет и ложку сделает или кузовок для супа из бересты. А он не течет. Потом бабушка, чтобы береста, как кожа, не испортилась, подсолнечным маслом раз - смажет мягонько. И всё, вещь, - рассказывает он, демонстрируя самодельные солонки и емкости для крупы.

Через минуту к Сириным подходят очередные гуляющие, чтобы сфотографировать Ивана Григорьевича в огромной берестяной фуражке.

«Мы не вепсы»: что происходило с народом и его языком в советское время

В России, по данным последней переписи, осталось около 6 тысяч вепсов. Большинство из них, порядка 5 тысяч, живут в Республике Карелия, где вепсы исторически населяли юго-западное побережье Онежского озера. Около 1,5 тысяч живут в Ленинградской области: в Подпорожском, Бокситогорском, Тихвинском и Лодейнопольском районах. Еще несколько сотен - в Бабаевском районе Вологодской области.

В советское время на территории вокруг села Винницы находился Винницкий сельсовет, в 1930-е годы в него входило более 40 деревень, в которых жили около 3 тысяч людей. В то время Винницкий, как и несколько других сельсоветов поблизости, официально считался национальным вепсским.

Еще в середине 30-х в школах Ленобласти преподавали вепсский язык, а в Карелии на короткое время ввели даже обучение на вепсском. Но вскоре, с изменением внутренней политики в стране, национальные поселения ликвидировали, всё обучение перевели на русский и прекратили издание книг на вепсском. Тогда же люди перестали идентифицировать себя как вепсы.

Надежда Ковальская

На второй этаж Вепсского центра фольклора, только что пообщавшись с журналистами, губернатором Ленобласти и выступив с речью на сцене, взлетает заведующая центром Надежда Михайловна Ковальская.

Самая главная заслуга этого праздника, как мне кажется, это то, что мы сегодня гордо говорим: «Мы вепсы», - в окружении сотрудниц центра, одетых в традиционные наряды, Надежда Михайловна проходит в комнату, где накрыт вепсскими угощениями стол.

«Древо жизни» впервые провели 30 лет назад. Тогда в областном правительстве стали активно поддерживать малочисленные народы и комитет по культуре Ленобласти предложил провести вепсский праздник в Винницах - как в месте компактного проживания вепсов. За организацию взялся сельский дом культуры, позже преобразованный в Вепсский фольклорный центр. Однако тогда, в 1987 году, местные жители идею гуляний не поддержали.

Всё село нам дружно сказало: «Мы не вепсы, и праздника нам не надо», - рассказывает глава центра фольклора. Праздник тогда тем не менее провели.

В 70–80-х годах, как вспоминают местные жители, слово «вепс» еще воспринималось если не как ругательное, то как пренебрежительное. Вепсы ассоциировались с людьми малограмотными, не говорящими по-русски. В школе вепсских детей могли даже дразнить из-за их происхождения, а часто ученикам и вовсе запрещали говорить на родном языке.

Ольга Спиркова

Сотрудница центра фольклора Ольга Спиркова родилась в деревне Озера в вепсской семье. Когда она пошла в школу в Винницах, говорила только по-вепсски и русского не знала: по-русски лишь «перекидывалась парой слов» с родителями.

Молодежь смеялась: вот, вепс. Но мне это было всё равно - пусть дразнятся. Если я знаю язык, то что с этим поделать? - рассказывает Ольга.

По ее словам, самосознание местных вепсов отчасти стало меняться после первого праздника в 1987 году. Теперь многие, наоборот, подчеркивают, что они вепсы, хотя старшее поколение до сих пор скорее назовет себя русскими. «В советские времена заложили, что нет вепсов. И это было не переломить», - добавляет Ольга.

Уже через год после первого «Древа жизни» в деревнях и поселках стали открываться центры, кружки, творческие секции, посвященные вепсской культуре. Где-то пели пожилые люди, где-то - дети, где-то - молодежь. Сейчас на областной праздник ежегодно съезжаются тысячи людей.

От ткацких станков до кадрили: как восстанавливали вепсскую культуру

На повороте с главной дороги в Винницах две женщины продают калитки и пирожки, за ними ежеминутно подходят люди. Кроме вепсской выпечки на столе громоздятся пятилитровые стеклянные банки домашнего морса и березового сока. За женщинами на заборе висят расшитые половики и старые игрушки, которые, по их рассказам, принадлежат еще их бабушкам-вепсянкам.

Наталия Коккова, одна из женщин, торгующих выпечкой, приехала из села Игнатовское. Наталия - чистокровная вепсянка и недавно даже «сделала себе вепсский паспорт».

Когда мать была жива, рассказывала много историй, как они жили в свое время. Все испокон веков охотились, рыбачили, ткали половики, - рассказывает она, раскладывая на подносе калитки. - У нас бабушка разговаривала на чистом вепсском. Родители старались при нас что-нибудь такое секретное тоже по-вепсски сказать. Тогда мы не придавали этому значения - жили и жили. А сейчас, конечно, начала продвигаться культура и нам самим это стало очень интересно.

Наталия Коккова

Мой папа - чистокровный вепс. Он вообще из глухой деревни Мягозеро. А мама русская, поэтому дома на вепсском не разговаривали, - подхватывает ее подруга Евгения, сидящая на скамейке в тени, в стороне от толпы гуляющих.

Она тоже родилась в Игнатовском, работала там врачом на скорой, пока около 20 лет назад ее муж-милиционер не попал под сокращение и семье не пришлось переехать в Вологодскую область. «Раньше приеду в деревню на вызов, а бабушка по-русски вообще не умеет говорить. Водители, кто помоложе, как-то переводили нам русский».

Стоя у стола с десятками глиняных поделок, Юлия Андреевна Иванова из объединения «Оятский умелец» по очереди показывает разноцветные и еще не окрашенные игрушки. Все они посвящены поверьям, традициям и промыслам вепсов.

Люди верили, что есть Баба-яга, верили в водяных, - комментирует она каждую поделку.

Юлия Андреевна, культуролог по образованию, еще в университете начала изучать культуру Приоятья - местности по берегам реки Оять в Лодейнопольском районе. Больше 20 лет она проработала на предприятии по изготовлению оятской керамики, пока оно не сгорело, а после этого возглавила Центр возрождения ремесел, чтобы изучить, какими промыслами занимались на территории Приоятья. Для этого она ездила в экспедиции - записывать рассказы местных жителей, фотографировала находки.

Юлия Иванова

Люди не менялись, культура и ремесла тоже не изменились. Сегодня мы в школе знакомим детей с вепсской культурой: 5-й класс изучает алфавит, частушки, стихотворения, они умеют читать и пользоваться словарем, - рассказывает Юлия Андреевна.

Поскольку численность вепсов все-таки больше, чем, например, у ижор или вожан, то сейчас количество людей, владеющих вепсским, сравнительно большое: по данным последней переписи, их больше 3,5 тысяч. Сейчас сотрудники Вепсского центра фольклора преподают его детям на дополнительных занятиях, так что некоторые из могут общаться по-вепсски с раннего возраста.

Сейчас начинают обращать внимание на малочисленные народы, поддерживать их, есть целые программы финансирования. Мы можем издавать книги. Как пример, благодаря программе комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, издана книга «Вепсский праздник в лицах», которая рассказывает об истории создания праздника, о людях, которые стояли у его истоков, - рассказывает режиссер вепсского театра кукол Мария Лапикова.

Как и в случае с другими малочисленными народами, вепсскую культуру начали активно возрождать в 90-е, когда коренных жителей деревень, помнящих традиции и свободно владеющих языком, оставалось уже не так много. «Бабушки приходили, учили нас танцевать [вепсскую] кадриль. Никто в Винницах этого не умел», - вспоминает Надежда Ковальская.

Видео: Юрий Гольденштейн

По словам Юлии Пигаревой, которая переехала в Винницы из Петербурга 17 лет назад и сейчас работает в центре фольклора, вепсские танцы частично восстанавливали по воспоминаниям пожилых жителей деревень, а некоторые из них воссоздал карельский народный артист Василий Кононов. Танцевали вепсы в основном без музыкального сопровождения.

Музыкальных инструментов у вепсов не было: они жили рядом с русскими, потому основным музыкальным инструментом считалась гармошка. Это было такое взаимопроникновение культур, - объясняет Ольга Спиркова.

Со сцены спускаются три женщины в белых туниках и клетчатых чепцах из вологодского коллектива: учительница математики, глава Пяжозерского поселения и директор дома культуры.

Мы лесами-озерами приехали, всего 100 километров между нами, - нараспев произносят они.

На самом деле добраться от одного места проживания вепсов, в Ленобласти, до другого, в Вологодской, не всегда было так просто: прямая дорога между областями появилась сравнительно недавно. До этого связи между Винницами и Пяжозерским поселением фактически не было и ехать приходилось в объезд. В итоге путь, рассказывают местные жители, растягивался чуть ли не до 700 с лишним километров. А так как исторически вепсские поселения были связаны между собой и в разных областях могли жить родственники, многочасовую дорогу приходилось преодолевать «даже на поминки».

У нас есть восемь маленьких населенных пунктов, где проживают чисто вепсы, говорят на своем языке. В других местах уже все люди пересеклись, но у многих есть вепсские корни, - рассказывает глава Пяжозерского поселения Наталья Васильевна Захаренкова. Сама она не вепсянка: в коллективе из Вологодской области в основном русские участники, но, несмотря на это, в их песнях встречаются как русские, так и вепсские слова.

Коллектив из Пяжозерского сельского поселения. Справа - Наталья Захаренкова

В Вологодской области вепсы исконно расселялись по берегам озер - Белого и Шимозера. Однако в 50-е годы прошлого века жителей части поселений принудительно расселили: с 1953 по 1958 год, когда ликвидировали «неперспективные» деревни, из Вологодской области выселили население шести вепсских сельских советов - около 6 тысяч человек. В итоге вепсское и русское население перемешалось. Сейчас в Бабаевском районе живет около 400 вепсов.

К коллективу подходит мужчина в очках и фуражке. «Вот, натуральный вепс», - гордо представляют женщины Владимира Васильевича, водителя школьного автобуса, и со смехом интересуются, наговорился ли он на празднике по-вепсски.

Под конец основной программы праздника торговцы начинают сворачивать прилавки и разбредаются по селу в ожидании вечернего фейерверка. Ближе к реке за длинным деревянным столом гости перекусывают шашлыками и пробуют олудь - вепсское пиво. Посреди главной дороги дети играют пластиковыми мечами, кто-то медленно плетется с площади в сторону поля верхом на лошади. Рядом уже выступивший на сцене русский народный ансамбль под гармонь поет: «Дарья, ты душа, Дарья хороша. Рюмку водочки махнул и пошел вприсядку».

У нас иногда спрашивают, чем отличается вепсская культура от русской, - продолжает Наталья Васильевна из Пяжозерского поселения. - Мы живем рядом и нам кажется, что всё похоже. Но с другой стороны, мы не испечем такого блюда, как испекут вепсы. У них свои тонкости, свои премудрости, свой язык, который понять очень сложно.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Вепсы

ВЕ́ПСЫ -ов; мн. Народ, близкий к карелам, живущий небольшими группами в Ленинградской и Вологодской областях России и в Карелии; представители этого народа.

Вепс, -а; м. Ве́псский, -ая, -ое. В. язык.

ве́псы

(самоназвание - тягалажет), народ в Ленинградской и Вологодской областях и Карелии. Общая численность 13 тыс. человек (1995). Язык вепсский. Верующие - православные.

ВЕПСЫ

ВЕ́ПСЫ (самоназвание - бепся), народ в Российской Федерации, близкий карелам; живет небольшими группами среди русского населения в Карелии (5 тыс человек) и Ленинградской области (2 тыс человек). Общая численность в Российской федерации 8 тыс человек (2002). Вепсы - потомки древнего финского племени весь, до 1920-х гг. официально назывались чудью. Верующие вепсы - православные.
Основная территория их расселения: Прионежский район Карелии, Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский районы Ленинградской области, Бабаевский район Вологодской области. Около половины всех вепсов живет в городских поселениях. Антропологически вепсы относятся к восточно-балтийскому типу беломоро-балтийской малой расы. Вепсский язык принадлежит к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральских языков. Выделяют три диалекта, соответственно этнографическим группам: северный, средний и южный. Вепсский язык используется в основном в быту. С конца 1980-х годов его изучают факультативно в младших классах школ на территории проживания вепсов. Вепсы двуязычны, говорят также на русском языке. В 1932 была создана и использовалась до 1937 письменность на основе латинской графики. С конца 1980-х годов началось возрождение письменности с использованием как кириллической, так и латинской графических основ.
Древнейшие предки вепсов жили в Юго-Восточной Прибалтике, откуда в начале первого тысячелетия началось их движение на восток. С 11 по 14 века часть древних вепсов проникла на Олонецкий перешеек, где они вступают во взаимодействие с отдельными группами корелы. Одновременно предки вепсов стали осваивать территории к северо-востоку от Заволочья, достигнув бассейна реки Северной Двины.
Основой хозяйства вепсов было земледелие (трeхпольная система сочеталась с подсечной), значительное место занимало скотоводство, подсобную роль имели охота и рыболовство. С середины 19 века значительные масштабы приобрeл лесозаготовительный промысел. Сельскохозяйственное производство с середины 19 века стало ориентироваться на мясомолочное животноводство.
На территории расселения вепсов никогда не существовало каких-либо промышленных производств, что обусловило отток значительной части трудоспособного населения в индустриальные районы. Для вепсских поселений характерна свободная планировка. Расположение усадеб определялось как сложным рельефом, так и очертаниями береговой линии водоeмов, возле которых традиционно располагались поселения вепсов.
Жилища южных вепсов в большей степени сохранили традиционный интерьер северорусской избы со средним или низким подклетом, архаичные приeмы строительства. Традиционный костюм сходен с одеждой северорусского населения, но имелись и некоторые своеобразные черты. Традиционная мужская одежда вепсов состояла из рубахи, штанов с узким шагом. Рубаха обычно шилась из неокрашенной материи и украшалась вышивкой по вороту, на рукавах и на подоле. В конце 19 - начале 20 века бытовало два типа традиционной женской одежды: сарафанный и юбочный. Головным убором замужним женщинам служили повойник и сборник.
Основу пищевого рациона вепсов в конце 19 - начале 20 века составляли мучные продукты, основным из которых являлся хлеб. Его обычно выпекали из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной. Одним из любимых видов открытых пирогов были калитки. Обязательным атрибутом любого праздника у южных и средних вепсов являлось пиво.
В прошлом у вепсов существовали территориальные объединения. Им на смену пришла сельская община, функции которой не отличались от русской. К началу 20 века у вепсов господствовала малая семья, хотя в некоторых регионах продолжали существовать и большие патриархальные семьи. Свадебная обрядность, бытовавшая до 1930-х годов, во многом напоминала северорусскую. Большая часть фольклорных текстов исполнялась на русском языке.
У вепсов сохраняются почитание ели, можжевельника, рябины, ольхи; древние мифологические представления о медведе, волке, ласточке, бекасе, ястребе, щуке, змейке счастья. Существуют поверья в домового, дворового, хлевяного, лесного, водяного, земляного, банного, гуменного хозяев, которые представляются как главы семей, имеющие супруга и детей. Из фольклорных жанров популярны пословицы, былички, частушки, колыбельные песни, предания о завоевателях (литве, турках, панах), о кладах, о происхождении названий географических объектов. Бытуют причитания (в настоящее время похоронные), сказки, лирические песни. Из музыкальных инструментов до начала 20 века сохранялось кантеле, вытесненное гармонью, чаще всего с минорным ладом. Народное искусство представлено резьбой по дереву, плетением из бересты, глиняной скульптурой малых форм (у оятских средних вепсов), вышивкой, ткачеством.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "вепсы" в других словарях:

    Вепсы … Википедия

    - (вепсь вепся, самоназвание бепся), народ в Санкт Петербургской и Вологодской обл. и Карелии. 13 тыс. человек (1992). Язык вепсский. Верующие вепсы православные … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    ВЕПСЫ, ов, ед. вепс, а, муж. Народ, живущий группами на юге Карелии, на востоке Ленинградской и западе Вологодской областей. | жен. вепска, ы. | прил. вепсский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвания вепсь, веп ся, бепся), народ в Российской Федерации (12 тыс. человек). Живут в Ленинградской и Вологодской областях и Карелии. Язык вепсский прибалтийско финской подгруппы финно угорской группы уральской семьи. Предками В. учёные… … Русская история

    Вепсы - (самоназвание бепся, вепсь, вепся, люднникад, тягала жет, чудь) народность общей численностью 13 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 12, в т.ч. Карелия 6 тыс. чел. Язык вепсский. Религиозная принадлежность верующих:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (самоназвание вепса, бепса, лудинкау) народ, близкий к карелам (См. Карелы). Живут небольшими группами среди русского населения в ряде районов Ленинградской и Вологодской областей РСФСР и Карельской АССР. Численность 16 тыс. чел. (1959,… … Большая советская энциклопедия

    вепсы - ВЕПСЫ, ов, мн (ед вепс, а, м). Народ, живущий небольшими группами среди русского населения в ряде восточных районов Ленинградской области, на юге Карелии и на западе Вологодской области; люди, принадлежащие к этому народу (прежнее название чудь); … Толковый словарь русских существительных

    - (самоназв. вепса, бепса, лудинкау) народность, близкая карелам. Живут небольшими группами среди рус. населения в ряде р нов Ленинградской и Вологодской областей РСФСР и Карел. АССР. Числ. 16 т. ч. (1959). Язык вепский прибалтийско финской группы… … Советская историческая энциклопедия

    Мн. 1. Народ прибалтийско финской подгруппы финно угорской этноязыковой группы, коренное население отдельных районов Ленинградской, Вологодской областей и Карелии. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Демографические процессы, динамика трудовых ресурсов и риски здоровью населения Европейской части Арктической зоны России , Ревич Б.А.. В книге анализируются различные аспекты человеческого капитала в Мурманской и Архангельской областях, республиках Карелия и Коми, Ненецком автономном округе. Рассмотрены миграционные…

Не так далеко от Петрозаводска живут вепсы - малочисленный финно-угорский народ. Когда-то их ещё называли весь или чудь. Познакомиться с ними поближе можно в селе Шёлтозеро (Šoutjärv") Прионежского района Карелии.

1. Если поехать от Петрозаводска вдоль Онежского озера в сторону Свири и Ленинградской области, через какое-то время на привычных дорожных указателях будут появляться жёлтые таблички с непонятными на первый взгляд названиями и переводом.

До 2005 года в этой части Карелии была Vepsän rahvahaline volost’ - Вепсская национальная волость (ВНВ). В 1920-х годах вепсы здесь составляли почти 95 % населения. В целом тогда их насчитывалось более 30 тысяч, но потом численнность вепсов резко упала.
Теперь в Карелии их живёт чуть более 3 тысяч человек и ещё примерно столько же в других регионах - Санкт-Петербурге, Ленинградской и Вологодской обалстях.

2. В бывшем центре ВНВ - селе Шёлтозеро (Šoutjärv") - сохранился дом Мельникова начала 19-го века

3. Сейчас в нём Шелтозерский вепсский этнографический музей. Здесь собраны материалы о традициях и культуре вепсов

4. Вепсы бывают

Северные (прионежские), живущие на юго-западном побережье Онежского озера в бывшей Вепсской национальной волости,

Средние (оятские) вепсы из верхнего и среднего течения реки Оять (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области),

Южные (с востока Ленинградской области и северо-запада Вологодской).

Сами себя они называют vepsä, bepsä, vepsläižed, bepsaažed, lüdinikad (вепсь, бепся, людиникад, вепслайне)

5. У вепсов есть свой язык, более всего близкий к финскому, карельскому и почти уже не существующему ижорскому (на нём говорил народ ижора из Ленинградской области)

6. Алфавит на основе латиницы

7. Азбука, книги для учения.

В 1937 году советская власть нанесла удар и по вепсам. Вепсская культура и язык запрещены, вепсские школы, учебники сожжены, интеллигенция оправлена в лагеря. Началась принудительная ассимиляция вепсов, результат которой хорошо виден в падении численности населения и забытии традиций

8. Слева - Элиас Лённрот, финский лингвист и фольклорист. Больше всего он известен как собиратель и составитель карело-финского эпоса "Калевала", но он же был и первым учёным, изучавшим вепсский языка.

Отрывок из мифа. Вообще, в отличие от большинства других прибалтийско-финских народов, у вепсов не сохранилось эпосов и сказаний, похожих на карельскую "Калевалу" или эстонский "Калевипоэг"

10. Наиболее ранние упоминания вепсов известны с 6 века. Сведения о вепсах сохранились в арабских источниках, русских летописях (с 9 века), Повести временных лет. Вепсы входили в союз со словенами и кривичами, ставший основой для формирования Древнерусского государства

12. В фольклоре вепсов много волшебных, бытовых и сатирических сказок, разнообразных пословиц, поговорок и крылатых выражений

13. Свадебные традиции. До 1917 сохранялись древние социальные институты - сельская община (суйм) и большая семья. До 1930-х годов вепсы жили большими, 3-х - 4-х поколенными семьями. Всей хозяйственной и обычной жизнью большой семьи руководил её глава - старейший мужчина, дед или отец - ižand (хозяин). Его жена - emag (хозяйка) - ухаживала за скотом (кроме лошадей), домом, готовила пищу, ткала и шила одежду

14. Традиционные заниятия - земледелие, охота и рыболовство

15. Рыба (различные блюда и пироги-рыбники) входила в традиционную пищу вепсов. Кроме неё, это кислый хлеб, пирог курник и "калитки" - ржаные ватрушки. Из напитков были распространены пиво (олуд) и хлебный квас

16. Традиционные жилища похожи на северорусские, но у вепсов финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы

20. У вепсов есть свой флаг. Жалко, не висит на домах, как у их родственников - малочисленного народа , близких к эстонцам

21. С конца 1980-х интерес к вепсам повышается. Люди начинают назвать себя вепсами, появляются вепсские конференции и Общество вепсской культуры. В школах началось изучение вепсского языка, изданы букварь, учебники и словари на вепсском языке. Сейчас в Карелии на вепсском языке издаются СМИ, художественная и учебная литература. Создана вепсская фолк-группа "Noid", исполняющая традиционные песни.

По словам работников музея, у вепсов сейчас есть интерес к родной культуре. Многие с удовольствием учат язык, а в отдельных сёлах сохранились отголоски традиций. Например, после посещения кладбищ бабушки до сих пор могут помыть руки

22. Один из вепсских символов - вепсский петух

23. Кстати, сами работники музея - вепсы. Они разговаривают между собой на вепсском языке.

Вепс в национальном костюме - экскурсовод музея Евгений

24. Одна из основных периодическим вепсских газет - "Kоdima". Издаётся уже 25 лет

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Вепсы. «Чудь», 2006


Общие сведения

В‘ЕПСЫ, бепся, вепсь, вепся, людиникад, тягалажет (самоназвание), народ в России. Живут группами на юге Республики Карелия (юго-западное побережье Онежского озера), в восточных районах Ленинградской и западных районах Вологодской областей. Численность 13 тыс. человек, в России - 12 тыс., из них 6 тыс. человек проживает в Карелии.

По данным Переписи населения 2002 года численность вепсов, проживающих на территории России, составляет 8 тысяч человек.

Говорят на вепсском языке финно-угорской группы уральской семьи. Язык имеет три диалекта: северный (шелтозерский, юго-западное побережье Онежского озера), средний (северо-восток Ленинградской области и Бабаевский район Вологодской области) и южный (Ефимовский, Бокситогорский районы Ленинградской области). Вепсский язык в 2009 году включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как находящийся под серьезной угрозой исчезновения. Распространён также русский язык.

Верующие вепсы - православные, но в быту сохраняются и языческие представления. Много ритуалов, связанных с огнем. Считается, что с помощью огня можно защитить от порчи. И это практиковалось, например, в свадебном обряде вепсов. Держа в руках горящую лучину, колдун обходил жениха и невесту, стоящих на сковороде. Окуривание как одно из самых важных обеззараживающих средств использовалось во многих обрядах вепсов (трудовых, лечебных, календарных и семейных). Перед отправкой на охоту или на рыбалку окуривались ружья и сети.

Предки Вепсов упомянуты в сочинении готского историка Иордана (6 век нашей эры), арабских источниках, начиная с Ибн Фадлана (10 век), в Повести временных лет (11 век, весь), у западно-европейских авторов - Адама Бременского (конец 11 века), Саксона Грамматика (начало 13 века). Археологические памятники древних Вепсов - многочисленные курганные могильники и отдельные поселения 10 - начала 13 веков в юго-восточном Приладожье, Прионежье и Белозерье. Вепсы сыграли важную роль в этногенезе карелов, а также участвовали в формировании северных русских и западных коми. В начале 18 века Вепсы были приписаны к Олонецким (Петровским) оружейным заводам и Лодейнопольской верфи. В 1930-х годах осуществлялась попытка внедрения преподавания вепсского языка (алфавит на основе латинской графики) в начальной школе. В конце 1980-х годов в некоторых школах снова начали преподавание вепсского языка; издан вепсский букварь. Большинство говорит по-русски, вепсский язык считают родным 37,5% Вепсов в Карелии и 69,8% в Ленинградской области. В 1980-е годы возникло движение сторонников возрождения вепсского этноса и его культуры.

Традиционное занятие - пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й половины 18 века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять бытовал гончарный промысел. В советское время у северных Вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие Вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах.

Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы.

Особенность женской традиционной одежды - бытование юбочного (юбка и кофта) наряду с сарафанным комплексом.

Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво (олуд), хлебный квас.
До 1917 сохранялись архаичные социальные институты - сельская община (суйм) и большая семья.

Семейные обряды сходны с северорусскими; отличия: ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии; два типа похорон - с причитаниями и с "веселением" покойника.

В 11-12 веках среди Вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (пертьижанд), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (нойд).

В фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими, в народной хореографии - танец с ложками. Сложилась собственная интеллигенция.

Известные вепсы:
Александр Свирский - русский православный святой, почитаемый в лике преподобного, игумен Зинаида Строгальщикова - общественный деятель, является представителем Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов Николай Абрамов - известный вепсский поэт, журналист, переводчик и актёр Рюрик Лонин - собиратель вепсского фольклора, основатель Шёлтозерского вепсского этнографического музея, писатель (писал на вепсском и русском языках), знаток и пропагандист вепсской культуры Анатолий Петухов - вепсский писатель. Пишет на русском и вепсском языках, являясь фактически первым вепсским профессиональным писателем.

В.В. Пименов

Очерки

История торопится, жизнь не спешит

Еще в начале XIX века в России мало кто знал о существовании вепсов. А между тем этот древний и самостоятельный народ упоминается еще в VI веке нашей эры готским хронистом Иорданом. Правда, под названием vasina. К концу первого тысячелетия нашей эры вепсы уже перебрались из Восточной Прибалтики и расселились между Ладожским, Онежским и Белым озерами. В «Повести временных лет», а это XI век, вепсы фигурируют под именем весь. Николай Карамзин пишет в примечаниях к первому тому своей «Истории государства Российского» (вышел из печати в 1818 году): «Меря, мурома, весь уже давно обратились в россиян» (стр. 31, издание 1988 года).

От перемены мест слагаемых

Но нашлись в XIX веке люди, которые не поверили в версию знаменитого историка. Финский ученый Иоанн Андреас (Андрей Михайлович) Шёгрен в 1824-1829 годах совершил большое путешествие по Олонецкой губернии и выявил существование целого народа, доказав, что это особый этнос со своим языком, фольклором, компактным проживанием. По сути, это было второе открытие древнего народа. Кстати сказать, до 1917 года вепсов именовали чудью. Андрей Шёгрен выявил четыре группы расселения вепсов: около Белозера, Тихвина, Лодейного Поля и Вытегры. Численность этого народа финский ученый определил приблизительно, на глазок. В одной из своих статей он пишет, что вепсов от десяти до шестнадцати тысяч человек. А позже (через четыре года) он доводит численность вепсов до 21 тысячи.В 1840 году вопрос о численности нерусских народов России взялся решить академик Петр Иванович Кеппен. Губернатору Олонецкой губернии Христофору Христофоровичу Повало-Швейковскому академик прислал соответствующую бумагу с просьбой определить число нерусских жителей. Через полгода в академию был прислан краткий ответ, что в Олонецкой губернии инородческих селений и самих инородцев не имеется. Типичная отписка высокопоставленного царского чиновника. Ответом Повало-Швейковского академик Кеппен не удовлетворился и направил губернатору вторичное, тоже официальное, прошение от Академии наук с просьбой предоставить требуемые сведения. После этого губернатор, конечно же, отдал своим подчиненным распоряжение заняться переписью нерусского населения. И вся процедура растянулась на шесть лет. Летом 1846 года была наконец-то составлена ведомость «племен инородцев, городов, уездов и деревень, где они обитают» с указанием числа мужских и женских душ, их вероисповедания и ведомственной принадлежности. В 1852 году Русское географическое общество выпустило в свет первое этнографическое исследование, посвященное нерусскому населению Европейской России. Общую редакцию осуществил академик Петр Кеппен. По его данным, в Новгородской губернии чуди насчитывалось — 7067 человек, а в Олонецкой губернии — 8550 душ обоего пола. Всего — 15617.Вся эта «быль-небылица» с вялотекущей переписью вепсов очень напоминает сатирический рассказ в духе Салтыкова-Щедрина. Но все же как бы медленно ни шел процесс, в начале XIX века зародилось научное изучение вепсов. В XX веке специалистов по вепсам было уже больше. Назовем таких ученых, как Степан Макарьев, Петр Успенский, Юсси Райнио, Пертти Виртаранта.

Найду ягод, добуду рыбы

Лишь в конце 1980-х годов в некоторых школах снова началось преподавание вепсского языка, был издан вепсский букварь. Большинство ныне живущих вепсов действительно говорит по-русски. Что же касается вепсского языка, то его считают родным 37,5% вепсов в Карелии и 69,8% в Ленинградской области. По данным переписи населения 2002 года, численность вепсов, проживающих на территории России, составляет 8 тысяч человек. В последнее двадцатилетие активно стала развиваться вепсская литература и поэзия. Первым из русских писателей, обратившихся к вепсскому фольклору, был Виктор Пулькин. В 1973 году он выпустил в свет книгу «Вепсские напевы. Этнографические новеллы», ставшую в некотором роде путеводителем по вепсским землям. Сложность ситуации заключается в том, что само зарождение литературы происходит в период угасания языковой культуры. Некоторые исследователи всерьез полагают, что еще два-три поколения, и вепсский язык, как национальный язык живого общения, исчезнет.

Держись за ритуал - он поможет

Огонь фигурирует в ритуальных действах вепсов в виде костра, горящей лучины, свечи, а также дыма. Сами действия, производимые с огнем (а это: обегание, прыжки, обходы, окуривание), несут в себе магический заряд. Считалось, что с помощью огня можно защитить людей от порчи. Во многих обрядах вепсов (трудовых, лечебных, календарных и семейных) использовалось окуривание как одно из самых важных обеззараживающих средств. Перед тем как отправить к венцу жениха и невесту, их сначала «окуривали». Держа в руках горящую лучину, колдун обходил новобрачных, стоящих на сковороде. Интересно, что и душу человека вепсы как-то связывали с огнем и дымом. Вепсы верили, что невидимая душа покидает тело человека незаметно, как бы под видом огня или дыма. После похорон одежду, принадлежащую покойнику, сжигали. Считалось, что с помощью таких действий душе будет легче попасть на небо.

Борьба за чистый огонь

Не менее интересны представления вепсов и о том, откуда берется огонь. О появлении огня свидетельствуют знаки. Например, рыжая белка в некоторых вепсских деревнях считалась предвестницей пожара.Еще в двадцатых годах прошлого века оятские вепсы добывали огонь трением сосновой лучины на станке для точения веретен из бересты. И делали они это не из какой-то особой любви к старине. Просто огонь, полученный вот таким допотопным способом, считался наиболее действенным, целебным, обережным. Вепсы верили, что пожар можно победить, нейтрализовать с помощью сооружения вокруг него символической преграды. Например, вепсы считали, что огонь может остановить молоко. С ним и совершался троекратный обход вокруг горящего дома. А затем молоко выливалось в огонь.

Много слов хороших и разных

Младописьменный вепсский язык в последнее время стремительно обогащается новой лексикой. В 1995 году вышел в свет «Учебный вепсско-русский и русско-вепсский словарь» под редакцией Нины Зайцевой и Марии Муллонен. В нем уже собрано много новых слов, ранее не существовавших в языке. Даже младописьменный язык не может создаваться путем прямого заимствования из других письменных культур. Это разрушит его целостность. Но в каждом языке есть уже устоявшиеся правила словообразования, их и надо придерживаться при сочинении новых понятий. Остается только добавить, что о новой лексике вепсы узнают прежде всего из газеты KODIMA (Родная земля). Она издается с 1994 года. Есть и интернет-версия этого издания. А не так давно появилась у вепсского народа и Библия на родном языке. Эту большую и сложную работу проделала Нина Зайцева. Но не только профессионалы-лингвисты сочиняют новые слова. Рождаются они и в толще народной. Прежде всего во время работы, игры, живого общения. Лежа на печи, слово новое не придумаешь. Надо потрудиться, чтобы его найти. Как тут не вспомнить вепсскую пословицу «спящему коту мышь в пасть не полезет».
***
ВОДЬ, вадьялайн (самоназвание), этническая общность в России, в Кингисеппском районе Ленинградской области. Официальные данные о численности отсутствуют. Язык водский финно-угорской группы уральской семьи, имеет два диалекта, бесписьменный. В настоящее время Водь говорят на русском языке.

По данным Переписи населения 2002 года численность водь, проживающих на территории России, составляет 100 человек.

Водь - древнейшее население края, занимала земли от реки Нарова и Чудского озера на западе и включая Ижорское плато на востоке. Позднее они входили в состав Новгородских земель ("Водская пятина"). Водь испытала сильное славянское, позже русское влияние, приняла православие. В русских летописях известна как вожане, а также под общим наименованием финноязычных народов - чудь. В результате многочисленных войн, моровых поветрий, неурожаев численность Водь постепенно сокращалась.

Традиционные занятия - пашенное земледелие, рыболовство, лесные промыслы. С конца 19 века усиливается отходничество в промышленные центры. В традиционной материальной культуре сильно русское влияние (орудия труда, средства передвижения, постройки).

До начала 19 века сохранялся женский костюм с чёткой градацией по возрастным группам: нательная безрукавная наплечная одежда, у девушек льняная белая (амы), у замужних синяя суконная (рукка), поверх - короткая кофта (ихад), старухи носили одежду типа рубахи (уммико). Головные уборы включали жёсткие и полотенчатые формы. Характерны несколько типов передника (льняные и суконные), одновременное ношение нескольких поясов, набедренники, нагрудники (риссико и мюэтси), украшенные вышивкой, тесьмой, бисером, раковинами каури. Прилужская Водь носила поверх рубахи несшитую юбку (хурстут). Во 2-й половине 19 века обычным становится русский сарафан (уммико, синякко).

Русское влияние отразилось также на традиционной обрядности, в частности свадебной. Характерны общедеревенские культовые братчины (вакковы) с коллективной варкой пива.

До 20 века сохранялись пережитки дохристианских верований: культовые деревья, источники, камни, реликты культа коня, барана и др.

Самоназвание «вепсь», «бепся», «людиникад», «вепслайне». Русские, наряду с названием «весь» употребляли этноним «чудь», использовавшийся для всех прибалтийско-финских народов. Вепсский язык, относящийся к прибалтийско-финской группе, имеет три диалекта: северный, средний и южный. Вепсы относятся к беломорско-балтийскому типу большой европеоидной расы.

Современная численность вепсов (2002 г.) составляет 8 240 человек. Вепсы живут на территории России тремя отдельными группами между озёрами Ладога, Онежским и Белым - на юго-западном побережье Онежского озера (бывшая Вепсская национальная волость Республики Карелия- 4,9 тыс. человек), в сопредельных районах Ленинградской области (Подпорожский, Лодейнопольский, Тихвинский и Бокситогорский - 2 тысячи человек) и северо-западных районах Вологодской (Бабаевский и Вытегорский) области - 400 человек. Между южной и средней группами вепсов поддерживаются некоторые связи, но северных вепсов отделяют от остальных река Свирь и цепочка русских деревень.

Территория традиционного расселения вепсов в Ленинградской области находится в пограничных местностях четырех районов Ленинградской области: Подпорожского (Винницкое сельское поселение, Вознесенское городское поселение), Бокситогорского (Радогощинское сельское поселение), Лодейнопольского (Алеховщинское сельское поселение) и Тихвинского (Пашозерское сельское поселение).

По данным переписи 2002 года вепсское население в Ленинградской области составляло 2013 человек. Из них 503 человека в городской местности и 1510 - в сельской. За период между переписями 1989 и 2002 года вепсское население Ленинградской области резко сократилось: в сельской местности на 55,3%, в городах и поселках городского типа на 43,9%.

История вепсов.

В нашем распоряжении мало сведений, связанных с историей вепсов, иногда источники молчат о них на протяжении целых долгих столетий. Этнонимы Vas, Vasina в хронике Иордана VI в. н. э., вероятно, относятся к вепсам. Этноним и топоним "весь" в русских летописях, по всей. видимости, обозначающий край, населённый различными племенами и народностями, но имеющий своё лицо, приобретает местное значение в этом регионе уже с IX в. Летопись упоминает весь среди тех народов, которые призвали варягов (викингов) княжить в Новгороде. Наряду с названием "весь" русские употребляли по отношению к вепсам и общее имя "чудь", использовавшееся для обозначения всех прибалтийско-финских народов. Возможно, название "северная чудь" скорее всего относилось к вепсам. Жителями Бьярмии, многократно упоминаемой в скандинавских сагах, могли быть, по мнению отдельных учёных, члены племени предков вепсов. Путевой дневник арабского путешественника Ибн Фадлана (X в.) упоминает вепсов под именем "вису". Религиозный историк Адам Бременский в гамбургской истории церкви, написанной в Х в., и "Gesta Danorum" ("Деяния данов") Саксона Грамматика XII в. упоминают народ vepse ("вепсе").

Нам известно и об археологических находках, относящихся к вепсам. На юго-восточном берегу Ладожского озера, в устье рек Волхов и Свирь, было обнаружено множество захоронений эпохи, предшествовавшей заселению этой местности славянами, т. е. датируемой 950-1100 гг. Найденные в могильных курганах скандинавские украшения и оружие указывают на торговые связи местного коренного финно-угорского населения с Западом. Помимо этого, вепсы поддерживали связи с жившими восточное народами - родственными им коми-зырянами и мерей.

С конца Х в. -до начала XII в. древняя Весь расширялась в восточном и северном направлениях и достигла восточного берега озера Ладоги. Вскоре после этого название "Весь" исчезает из русских летописей, из чего русские историки прошлого века сделали вывод, что весь постигла та же участь, что и мерю и мурому, т. е. они растворились среди русского народа. Однако вепсский народ продолжал и дальше жить на своих традиционных территориях, где ему удавалось успешно сохранять свои особенности и этническую самостоятельность. Вследствие русской колонизации южная часть населенного вепсами края к началу XI в. оказалась заселённой по преимуществу русскими, вепсы были обращены в православие, а на их землях строились монастыри. Из-за постоянно возраставшего бремени феодальных повинностей и принудительного обращения в православную веру многие вепсы бежали на север и северо-восток в течение всего XV в. и даже позднее. Большинство из них приняли участие в этногенезе других народов.

Движение русских переселенцев достигло более северных земель вепсов в XIV-XV вв. Поселения исконно финно-угорского населения превратились в небольшие островки среди многочисленных новых русских сёл и деревень. Летописная весь, которая не дошла в свое развитии до образования самостоятельного государства, постепенно превратилась в осколок некогда существовавшего народа. Часть живших между Ладожским и Онежским озёрами вепсов ассимилировалась с карелами, и, таким образом, возникли олонецкий и людиковский диалекты карельского языка (последний некоторыми лингвистами считается самостоятельным языком).

Вепсы традиционно были земледельцами, использовали систему подсечного земледелия, а также важное значение в этом богатом рыбой и пушным зверем крае имели рыболовство и охота. В начале XVI в. один путешественник свидетельствовал, что в окрестностях города Белозерска жители говорят по-вепсски, но большинство из них понимает и по-русски. В начале XVIII в. царь Петр Великий основал железоделательные и оружейные заводы близ Онежского озера (Петрозаводск). Вепсы познакомились с фабрично-заводским трудом. До этого они славились и как искусные бродячие ремесленники (резали по камню и дереву, делали глиняную посуду, плели лапти).

После долгих лет забвения финский учёный А. И. Шёгрен вновь открыл вепсов для науки в 1824 г. В 1920-х гг. в среде вепсов развернулось движение за возрождение народа. 24 деревни получили статус национальных вепсских, были созданы два национальных округа. Однако до создания третьего национального округа уже не дошло. Открылись национальные вепсские школы. Создать вепсский литературный язык и письменность на основе латинского алфавита было поручено Отделу малых народностей при исполкоме Ленинградской области. Первая азбука появилась в 1932 г. Между 1932-1937 гг. увидело свет порядка 20-30 книг на вепсском языке, в большинстве своём это были учебники. Вепсские дети, проживавшие на территории Карельской АССР возле Онежского озера, подобно карелам, обучались в школах на финском языке, обучение на вепсском языке у них продлилось всего два месяца.

В 1937 г. сталинский террор коснулся и вепсов. Была запрещена любая связанная с вепсской культурой деятельность, языком образования и культуры стал русский. Вепсские школы были закрыты, издание книг прекращено, учебники сожжены, на вепсов (главным образом интеллигенцию) обрушились репрессии. Национальные округа и деревни были ликвидированы, началась принудительная ассимиляция вепсов. Во время второй мировой войны финны оккупировали территории проживания северных вепсов на берегах Онежского озера, было введено финское административное управление и система школьного обучения на финском языке. Добровольцы-вепсы служили в батальоне родственных народов финской армии, а по окончании войны Советский Союз потребовал выдачи всех их поголовно.

Численность вепсского народа с 1897 по 2002 гг. изменялась следующим образом:

  • 1897 - 25 284 чел.
  • 1926 - 32 773 чел.
  • 1939 - 32 000 чел.
  • 1959 - 18 400 чел. (владение родным языком - 46,1%)
  • 1970 - 8 281 чел.
  • 1979 - 8 094 чел. (владение родным языком - 38,4%)
  • 1989 - 12 501 чел.
  • 2002 - 8240 чел.

Достоверность данных переписи населения вызывает сильные сомнения, так как многие побоялись назвать себя вепсами, с другой стороны, некоторые местные власти часто объявляли вепсов русскими.

Несмотря на компактность проживания, территория расселения вепсов была административно разделена: сначала между Олонецкой и Новгородской губерниями, затем с 1924 г. между Карельской АССР, Ленинградской и с 1937 г. Вологодской областями. Разделение отрицательно сказалось на формировании национального самосознания и явилось одним из главных препятствий для создания в 1920-е годы единой вепсской территориальной автономии.

Территория традиционного расселения вепсов расчленяется путем включения ее в различные административно-территориальные образования. Так вепсские земли в Ленинградской области оказались на стыке четырех районов: Подпорожского, Лодейнопольского, Тихвинского и Бокситогорского, а в Вологодской - двух: Вытегорского и Бабаевского. В результате в период ликвидации "неперспективных" деревень вепсские деревни, как окраинные, первыми обрекались на ликвидацию и переселение. С 1953 по 1958 гг. из Вологодской области было полностью выселено население шести вепсских сельских советов (около 6 тыс. человек).

Культура вепсов

Вепсы традиционно были земледельцами. Важное значение в богатом рыбой и пушным зверем крае имели рыболовство и охота, превратившиеся со временем наряду со сбором грибов и ягод в подсобные промыслы. В XVIII в., когда Петр 1 основал железоделательные и оружейные заводы близ Онежского озера, вепсы познакомились с фабрично-заводским трудом. Славились они и как искусные ремесленники - резчики по камню и дереву, гончары; отхожими промыслами были также лесозаготовка, сплав, бурлачество.

Традиционное жилище и материальная культура вепсов близки к северорусским, но дома отличаются Т-образной планировкой связи жилой части с крытым двухэтажным двором; в интерьере избы стол занимает т. н. финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение. Для женской традиционной одежды характерно бытование юбочного (юбка и кофта) и сарафанного комплексов. Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво, хлебный квас.

До 20-х гг. нашего столетия сохранялись архаичные социальные институты - сельская община и большая семья. Семейные обряды в целом сходны с северорусскими, но для свадебной церемонии характерно ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника, в похоронной обрядности выделяется два типа похорон - с причитаниями и с "веселением покойника".

В XI-XII вв. среди вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись языческие верования. В фольклоре вепсов оригинальны предания о древней чуди, в народной хореографии - танец с ложками. У вепсов не сохранилось эпических поэм, и учёным-фольклористам удалось записать у них лишь относительно небольшое количество народных песен.

Современное состояние

Миграция привела к резкому старению вепсов на этнической территории и значительно подорвала потенциал для его дальнейшего этнического воспроизводства. Но утрата вепсского языка приводит к стремлению подчеркнуть его значимость как одного из символов этничности.

В Карелии «возврат» вепсов к языку своей национальности как родному проявился уже с конца 1970-х гг. Между переписями 1970 и 1979 гг. происходит рост доли вепсов с родным вепсским языком: с 31,8 до 35,8%, особенно рост наблюдался на селе — с 25,0 до 42,5%. Эта тенденция сохраняется и в 1989 г. Еще большую приверженность к своему языку продемонстрировали в 1989 г. вепсы Вологодской области: его назвали родным 91,4%, а в Ленинградской области — 74,8%. Процесс «возвращения» у вепсов интереса к своему языку отражает чрезвычайную подвижность и зависимость самосознания малочисленных этнических общностей от внешних факторов, способных оказывать на него как разрушающее, так и стимулирующее воздействие.

Серьезную тревогу вызывает будущее вепсов в селах Ленинградской области: там доля детей до 15 лет составляет всего 4,0% (60 чел.), а лица старше трудоспособного возраста — 59,0% (892 чел.), средний возраст равен 64,2 года, тогда как в Карелии — 48,7 лет. В 1989 г. не наблюдалось существенной разницы в возрастной структуре вепсов в селах Карелии и Ленинградской области, поэтому такие различия к 2002 г. в темпах убыли вепсского сельского населения между данными регионами можно объяснить либо влиянием значительно худших по сравнению с Карелией социально-экономических условий жизни в вепсских селах Ленинградской области, либо неточным учетом вепсов в 2002 г.

В Ленинградской области вепсским языком владели 2 386 чел., среди них вепсов 1 413 (59,2%): из вепсского сельского населения свой язык знали 1 157 чел. (76,6%), в городах — 256 чел. (50,4%). В то же время в области зафиксировано 973 представителя других народов, владеющих вепсским языком. На фоне резкой убыли в области вепсов этот факт может объясняться возможной сменой у них (при сохранении знания языка) этнической идентификации, либо недостоверным учетом при переписи.

В Республике Карелия реализация мероприятий по развитию вепсского языка и культуры осуществлялась в рамках целевой республиканской программы "Возрождение и развитие языков и культуры карелов, вепсов и финнов Республики Карелия" (утверждена 30 января 1995 года Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия № 50 на 1995-1996 годы и продлена Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 21 января 1997 года № 41 до 2000 года). Издательская деятельность финансируется также и по "Программе поддержки культур родственных народов", утвержденной Правительством Финляндской республики. С 2002 г. действует постановление Правительства РК "О Мероприятиях по национальному развитию и межнациональному сотрудничеству народов, проживающих в Республике Карелия, на 2002-2005 годы" от 12 сентября 2001 г. № 191-П. В настоящее время Республика Карелия по существу является координатором и одновременно основным исполнителем всех мероприятий по возрождению и развитию в целом вепсского народа. В Карелии издается вся учебная и художественная литература, периодическая печать на вепсском языке, ведется подготовка будущих учителей родного языка специалистов по вепсскому языку из числа вепсской молодежи из всех регионов проживания вепсов, ежегодно проводятся межрегиональный конкурс "Знатоков вепсского языка", в котором принимают участие ученики всех школ, где изучается вепсский язык, курсы для учителей вепсского языка.

На межрегиональном совещании 1988 года возникло предложение о создании вепсского автономного округа. В результате осмысления этой проблемы и реальных практических действий оказалось, что в современных условиях наиболее целесообразно решение национально-территориальных вопросов в рамках уже существующих субъектов Российской Федерации. В итоге в Вологодской области возник Куйский вепсский национальный сельский совет.

Вопрос о восстановлении Шелтозерского района как особой национально-административной единицы начал активно обсуждаться с 1987 года.

22 ноября 1991 года в республике Карелия был принят Закона "О правовом статусе национального района, национальных поселкового и сельского Советов в Республике Карелия", предусматривающий возможность образования по итогам местных референдумов национально-территориальных образований в местах компактного проживания коренных малочисленных народов (карелов, вепсов) и предоставляющий им дополнительные гарантии для развития национальных языков и культур, сохранения среды их обитаний. В соответствии с Законом были преобразованы в вепсские национальные сельсоветы: Шелтозерский сельский Совет Прионежского района (Постановление Верховного Совета Республики Карелия № XII-14/396 от 10 сентября 1992 года), Рыборецкий сельский Совет Прионежского района (Постановление Верховного Совета Республики Карелия № XII-18/531 от 1 июня 1993 года), Шокшинский сельский Совет Прионежского района (Постановление Верховного Совета Республики Карелия № XII-18/532 от 1 июня 1993 года).

В декабре 1993 года в связи с началом реформы местного самоуправления и, основываясь на статье 131 Конституции Российской Федерации об осуществлении местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций и самостоятельным определением населением структуры органов местного самоуправления, депутаты трех вепсских сельских Советов приняли решение об объединении их в Вепсскую национальную волость как самоуправляющуюся территорию (муниципальное образование). По их просьбе Верховный Совет Республики Карелия принял Постановление № XII-23/623 от 20 января 1994 года "Об образовании Вепсской национальной волости". Волость зарегистрирована в Федеральном реестре муниципальных образований Российской Федерации 21 октября 1998 г. № 000003.

Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия № 985 от 02.12.1996 г. Вепсская национальная волость получила статус самостоятельной административной единицы, т.е. имела право формировать выборные органы местного самоуправления, иметь закрепленную за ней территорию. право формировать свой бюджет, иметь муниципальную собственность и право контроля за распределением природных ресурсов на своей территории.

С 2002 г. в соответствии с новым законодательством РК представительство вепсов в Законодательном Собрании РК стало проблематичным. Согласно новому Уставу Вепсской национальной волости, избирается Волостной Совет из 9 человек, который, в свою очередь, нанимает на конкурсной основе Главу администрации Вепсской национальной волости. Волость перестала быть административно-территориальной единицей и остается национальным муниципальным образованием.

Национальное самосознание у вепсов выражено в слабой степени, их ассимиляция с русскими находится на весьма продвинутой стадии, т. к. образ жизни, занятия, вероисповедание, обычаи и т. д. давно уже одинаковы у обоих народов. Весьма сильно и влияние русского языка, которое проявляется в выговоре и в бесчисленных заимствованиях. Носители вепсского языка в настоящее время почти без исключения двуязычны. Процесс ассимиляции в большой мере усилился под воздействием национальной политики, введения коллективизации, укрупнения колхозов и уничтожения малых деревень.

Во второй половине эпохи перестройки перемены коснулись и вепсов. Во время проведения переписи населения в 1989 г. уже большее количество жителей осмелилось назваться вепсами. В 1988 г. в Петрозаводске состоялась вепсская конференция, а в 1989 г. было создано Общество вепсской культуры . В нескольких дошкольных учреждениях, в школах началось изучение вепсского языка, который с 1991 г. можно учить также и в Петрозаводском педагогическом институте. Изданы букварь, учебники и словари на вепсском языке. Началась работа по обновлению и совершенствованию языка. В последнее время вепсы стали протестовать против разработки и добычи местных природных богатств (кварца, природного камня, леса), которые ведутся приезжим рабочими на местных филиалах предприятий из дальних регионов.

В Ленинградской области национальная работа среди вепсов сосредотачивается в Центре вепсского фольклора (пос.Винницы), в Подпорожском краеведческом музее и Санкт-Петербургском Вепсском Обществе. На базе института народов севера при Педагогическом Университете им.Герцена организовано обучение вепсскому языку, но выпускники не возвращаются в вепсские деревни. Факультативное обучение вепсскому языку в сельской местности проводится при поддержке вепсов Карелии.

1997 г. - вепсы Карелии были признаны коренным народом Баренцового региона и стали участником рабочей группы по вопросам коренных народов Баренцового Евроарктического региона.
2000 г. - вепсы получили статус коренного малочисленного народа РФ.
2006 г. - вепсы внесены в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.



Поделиться: