Правовой статус филиала иностранного банка. Особенности правового статуса иностранных банков и банков с иностранными инвестициями. Алгоритм открытия представительства

Правовой статус иностранных

кредитных организаций в Российской Федерации

Правовые нормы, регулирующие порядок открытия представительств и филиалов иностранными кредитными организациями на территории данного государства, их участие в уставном капитале национальных банков, а также создание ими дочерних кредитных организации являются частью международного банковского права. Такие нормы выступают, как правило, в качестве национальных материально-правовых норм, регулирующих банковские правоотношения, осложненные иностранным элементом, т.е. норм прямого действия. Анализу таких норм в российском праве и посвящена данная статья.

Н.Ю. ЕРПЫЛЕВА,

доктор юридических наук, магистр права, Государственный университет - Вы/сшая школа экономики

Банковская система - это ключевое звено и краеугольный камень финансовой системы государства. Ее роль и значение в социально-экономическом развитии страны определяются теми макроэкономическими функциями, которые она выполняет, и прежде всего функцией обеспечения стабильного и надежно работающего платежного механизма, который опосредует движение финансовых потоков и тем самым дает возможность осуществления всего объема экономической деятельности в государстве.

Выполнение банковской системой имманентно присущих ей функций возможно только в условиях адекватного правового регулирования. При формулировании правовых норм требуется учитывать необходимость всеобъемлющего и всестороннего регулирования и банковской системы, и осуществляемой в ее рамках банковской деятельности. Для этого в первую очередь нужно учитывать базисную конфигурацию и элементную структуру банковской системы, которые характеризуются полисубъектным составом.

Полисубъектный состав отражает элементную структуру второго уровня российской двухуровневой банковской системы, первый уровень которой представлен Центральным банком РФ как системообразующим элементом. Полисубъектность можно понимать не только как наличие разнообразных по организационно-правовым формам и составу участников кредитных организаций, но и как функционирование в национальной банковской системе иностранного капитала в виде иностранных кредитных организаций1. Следует учитывать и тот факт, что национальные кредитные организации (далее - КО) принимают участие в международной банковской деятельности, открывая свои представительства и филиалы за рубежом, а также участвуя в уставных капиталах иностранных банков и в создании иностранных дочерних кредитных организаций.

Следует отметить, что основы правового статуса иностранных кредитных организаций в российской банковской системе, а также основы участия российских банков в банковских системах за рубежом заложены в

1 См. об этом более подробно: Сизов С.Ю. Предмет и метод регулирования правового института иностранных инвестиций (на примере иностранных инвестиций в банковской системе). - Банковское право, 2003, № 3.

законах, регулирующих банковскую деятельность. Так, ст. 52 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г. в редакции от 29 декабря 2006 г. гласит, что Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ. В то же время ст. 35 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. в редакции от 29 декабря 2006 г. говорит о том, что российская кредитная организация может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы, а после уведомления Банка России - представительства, а также может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации. К большому сожалению, вопросы правового статуса иностранных КО в российской банковской системе не нашли широкого отражения в юридической литературе.

Правовой статус представительств иностранных кредитных организаций на территории России

Согласно действующему российскому законодательству иностранные кредитные организации вправе открывать на территории России свои представительства. Их правовой статус регулирует Положение «О порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций», утвержденное Приказом ЦБ РФ № 02-437 от 7 октября 1997 г.2 Основные особенности правового режима функционирования данных представительств в России сводятся к следующему.

1. Статус представительства. Представительство - это обособленное подразделение иностранной КО, получившее разрешение Банка России на открытие в соответствии с российским законодательством и открытое на территории России. Оно создается в целях изучения экономической ситуации и состояния дел в банковском секторе России для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими КО, развития международного сотрудничества. Представительство не является юридическим лицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им КО, название которой указано в разрешении на открытие представительства. Представительство не является хозяйствующим субъектом и не получает прибыли от своей деятельности. Его расходы финансируются иностранной кредитной организацией (п. 1.1.-1.4.).

2. Открытие представительства. В соответствии с поступившими заявками Центральный банк РФ дает разрешение на открытие представительств на территории России иностранным КО, функционирующим в своей стране не менее пяти лет и хорошо зарекомендовавшим себя в ее банковской системе, имеющим устойчивое финансовое положение. Эти сведения предоставляет контрольный орган страны местопребывания. При принятии решения об открытии представительства иност-

ранной КО из офшорной зоны учитывается наличие двустороннего соглашения между Банком России и национальным (центральным) банком страны происхождения этой организации, предусматривающего обмен информацией в области банковского надзора. При принятии решения об аккредитации представительства также может учитываться характер двусторонних отношений между Россией и страной происхождения КО (п. 2.1.).

Иностранная кредитная организация, заинтересованная в открытии представительства в России, представляет в Департамент внешних и общественных связей письменное заявление на имя председателя Банка России, в котором излагается цель открытия представительства.

К заявлению должны быть приложены:

Устав иностранной кредитной организации;

Свидетельство о ее регистрации или выписка из банковского реестра;

Согласие контрольного органа страны местопребывания иностранной КО;

Доверенность КО лицу, ведущему переговоры по вопросу открытия представительства;

Биографическая справка на главу представительства и его заместителя;

последний годовой отчет иностранной КО;

Справка об иностранной КО с информацией о структуре ее руководящих органов;

согласие арендодателя на предоставление помещения под офис представительства (гарантийное письмо или договор аренды);

положение о представительстве;

копия платежного поручения о переводе средств за выдачу разрешения на счет Банка России во Внешторгбанке РФ.

Все документы должны быть представлены в двух экземплярах. Документы, исполненные на иностранном языке, подлежат переводу на русский язык, нотариальному заверению и легализации консульскими учреждениями России за границей или проставлению апостиля (п. 2.2.).

Запрещается открывать представительства на территории дипломатических учреждений. Все иностранные сотрудники представительства обязаны пройти персональную аккредитацию в Банке России и получить служебные карточки. Кандидаты на должность главы и заместителя главы представительства должны иметь юридическое или экономическое образование либо опыт работы в банковской сфере не менее двух лет. Главе представительства и его заместителю не разрешается одновременно работать в российском банке, созданном с участием иностранной КО, открывшей указанное представительство. После получения и проверки всех требуемых документов вышеназванный департамент проводит в установленном порядке согласование вопроса об открытии представительства и аккредитации его иностранного персонала (п. 2.4.-2.7.).

2 Вестник Банка России, 1997, № 76. Банковское дело №42007

Разрешение на открытие представительства подписывает председатель Банка России или лицо, его замещающее. В разрешении указываются: сокращенное и полное, если необходимо, название иностранной КО на русском языке; срок, на который выдается разрешение (не более трех лет); количество сотрудников представительства из числа иностранных граждан (как правило, не более двух человек); дата выдачи разрешения, номер.

В выдаче разрешения на открытие (продление действия разрешения) представительства может быть отказано в случаях, если: не представлены необходимые документы; сообщены сведения, не соответствующие действительности, а также по решению Банка России.

Разрешение теряет силу, если представительство фактически не приступило к работе в течение шести месяцев с даты его выдачи (п. 2.8. -2.11.).

3. Деятельность и отчетность представительства перед Банком России. Представительство организует свою работу в соответствии с требованиями российского законодательства и указаниями ЦБ РФ. После получения разрешения оно регистрируется в установленном порядке в Федеральной налоговой службе РФ, Пенсионном фонде РФ, Фонде занятости РФ, Фонде социального страхования РФ и Фонде медицинского страхования РФ. Два раза в год представительство отчитывается о своей деятельности перед Банком России. Отчеты в трех экземплярах представляются в Управление внешних связей за год - до 15 января следующего года, за первое полугодие - до 15 июля текущего года. В отчете указываются: данные о структуре представительства; краткая характеристика основных проектов, осуществляемых иностранной КО на территории России с указанием сроков, объемов

  • Пруденциальное регулирование банковской деятельности в целях обеспечения банковской безопасности

    АЛЕКСЕЕВА ДИАНА ГЕННАДЬЕВНА - 2011 г.

  • Регулируется правом страны инкорпорации материнского ЮЛ (там, где создано ЮЛ, открывающее представительство/филиал).

    НА , которыми регулируется:

    · Положение о порядке открытия и деятельности представительств иностранных фирм, банков и организаций (утв. постановлением Совета министров СССР от 30 ноября 1989 г.).

    Филиалы и представительства ИЮЛ д.б. аккредитованы - производится на основании документов (предоставленные ЮЛ):

    1) письменное заявление в аккредитующий орган: в машинописном виде, за подписью уполномоченного лица, с указанием наименования, времени создания, места нахождения, вида деятельности, целей открытия, предполагаемого срока деятельности в РФ, сведений о деловом сотрудничестве с российскими партнерами и перспективах его развития;

    2) выписка из торгового реестра страны происхождения ИЮЛ или иной документ, подтверждающий факт регистрации ИЮЛ в соответствии с законодательством страны его учреждения;

    3) учредительные документы ИЮЛ. Причем, если законодательство государства- создания ЮЛ не предусматривает необходимость учредительных документов, то д.б. представлен подтверждающий данный факт документ, выданный уполномоченным органом в стране-регистрации.

    4) решение ИЮЛ о создании филиала в РФ;

    5) оригинал и нотариально заверенную копию Положения о филиале ИЮЛ;

    7) нотариально заверенная копия генеральной доверенности о наделении руководителя филиала необходимыми полномочиями;

    8) карточка сведений о филиале ИЮЛ.



    Для аккредитации иностранного представительства, помимо перечисленных документов, необходимо также представить:

    9) документ, подтверждающий адрес представительства (гарантийное письмо/ договор аренды);

    10) рекомендательные письма российских деловых партнеров . При этом, д.б.представлено не менее 2-х писем, составленных в свободной форме, на фирменных бланках с реквизитами, с подписью руководителя и проставлением фирменной печати.

    11) Все иностранные документы принимаются только с подлинными отметками о консульской легализации, либо заверение апостилем .

    12) вместе с заверенным экземпляром документов необходимо представлять нотариально заверенный перевод на русский язык - действителен в течение 1 года с даты выдачи.

    После подачи документов аккредитующий орган принимает решение об аккредитации, либо об отказе в аккредитации. При положительном решении – представительство/ филиал иностранной компании получает разрешение на открытие и свидетельства о внесении в сводный гос. реестр – служит подтверждением официального статуса филиала/ представительства и требуется при открытии банковских счетов, постановки на учет в налоговых органах, оформлении российских виз дл сотрудников филиалов и представительств.

    После аккредитации ИЮЛ должно получить письмо об учете в Стат. регистре Ростата, изготовить печать для филиала, осуществить постановку на учет в налоговом органе, получить извещение о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде РФ.

    В случае необходимости, представительства и филиалы ИЮЛ могут открывать свои региональные отделения.

    В аккредитации м.б. отказано по следующим основаниям :

    1) если сведения и документы представлены не полностью, либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке;

    2) если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;

    3) если цели и задачи создании филиала/ представительства противоречат КРФ и императивным нормам законодательства РФ;

    4) если цели и задачи создают угрозу суверенитету, национальных интересам РФ;

    5) ранее внесенные в реестр сведения о филиале/ представительстве были исключены из реестра в связи с грубым нарушением действующего законодательства РФ.

    В наст время аккредитующий орган – Гос. регистрационная палата при Минюсте РФ . Аккредитация представительства предоставляется на срок от 1 до 3-х лет, филиала – от 1 до 5 лет. При необходимости аккредитация м.б. продлена => нужно представить письменное заявление, решение ИЮЛ о продлении, рекомендательное письмо иностранного банка. ЗА 1 МЕСЯЦ ДО КОНЦА АККРЕДИТАЦИИ.

    По решению ИЮЛ деятельность его филиала/ представительства м.б. прекращена до истечения срока аккредитации . ИЮЛ обязано уведомить аккредитующий орган о принятом решении. Аккредитующий орган готовит письма с официальным извещением о прекращении деятельности филиала/ представительства для предъявления в налоговые, таможенные и миграционные органы РФ.

    Исключение из Реестр, аннулирование свидетельства.

    5. Международные ЮЛ (МЮЛ) в МЧП.

    В последнее время в сфере МЧП обозначилась проблема международных ЮЛ (МЮЛ). Как правило, в литературе под такими лицами понимаются – ЮЛ, созданные на основе международного соглашения. Пример: Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития.

    Следует отметить, что статус таких лиц определяется соответствующими МД. При этом, на такие лица, как правило, распространяется статус международных межправительственных организаций. Коллизионные проблемы при определении статуса МЮЛ возникают в сфере деятельности ТНК . При этом следует учитывать, ТНК могут создаваться не только на основе межправительственных соглашений, но также путем заключения договоров непосредственно между хозяйствующими субъектами. Такой подход закреплен в Соглашении стран СНГ о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных ТН объединений от 15 апреля 1994 г.

    ТНК обычно относят к международным монополиям, деятельность которых затрагивает ряд государств. Западные авторы, как правило, рассматривают ТНК в качестве субъектов международного экономического права, действующих наряду с государствами и международными организациями. Специфичный признак ТНК – неоднородность и расчлененность с юр. т.з. Данный признак возникает в связи с тем, что материнское образование учреждает сеть филиалов и дочерних предприятий в различных странах. При этом, данная сеть является единой в экономическом плане. Т.о., с правовой т.з., ТНК – совокупность формально самостоятельных ЮЛ, имеющих различную гос. принадлежность и фактически управляемых материнской компанией, которая является для них иностранным ЮЛ.

    Октября 2010 г.

    Основной проблемой правового статуса ТНК является определение её национальности. Различные исследователи предлагают определять национальность ТНК по принадлежности капитала в величине оборота или месту нахождения филиала, однако данные критерии являются неустойчивыми и не находят отражения в национальном зак-ве. На практике выделяется 2 разновидности ТНК :

    1) группы, основанные на системе участий, т.е. институциональные объединения;

    Группы, участники которой связаны договорными отношениями.

    Институциональные ТНК в большинстве случаев строятся на пирамидальной системе. В этом случае материнская компания полностью или в преобладающей части контролирует сеть дочерних компаний. В свою очередь, дочерние компании могут выступать в качестве основных по отношению к компаниям следующего уровня. В последнее время в Западной Европе получает распространение 2ой тип институциональных корпораций. Такой тип называется холдинговые компании-близнецы. При такой структуре ТНК возглавляется несколькими холдинговыми компаниями, которые выступают материнскими компаниями по отношению к дочерним предприятиям,учреждаемым в различных странах. В итоге структура ТНК выглядит как сеть подгрупп компаний, которые контролируются региональными холдинговыми компаниями, которые, в свою очередь, подчиняются двум основным национальным компаниям.

    В основе договорных ТНК, как правило, лежат договоры подчинения, которые дают основной компании право определять основные решения, принимаемые подконтрольными компаниями. Однако, в ряде гос-в такие договоры прямо запрещены. Таким образом, создание ТНК очень часто маскируется договорами простого товарищества, либо лицензионными соглашениями. В настоящее время национальное зак-во о ТНК находится на этапе становления. Эталоном правового регулирования является зак-во Германии, т.к. они единственные приняли з-н о группах компаний на национальном уровне. Неразвитое зак-во в целом обусловлено тем, что национальное зак-во отдельных гос-в не может предложить эффективного правового регулирования вопросов статуса ТНК. Самой первой проблемой является отсутствие общепринятого критерия определения круга коммерческих организаций и их экономических объединений, на которые будет распространяться юрисдикция конкретного гос-ва.

    В целях создания системы эффективного регулирования ТНК необходимо создавать международные документы, которые будут включать материально-правовые нормы унифицированного характера. В настоящее время такая система стала создаваться в рамках Евросоюза, там разрабатывается система правового регулирования европейских компаний. Первым нормативным документом, который позволил создать общеевропейский рынок стал договор о создании Европейского экономического сообщества 1957г. В соот-вии с ним право на создание хозяйственного общества в любом гос-ве ЕС или право на участие в таком обществе явл-ся главной составляющей создания общеевропейского рынка. Основным документом унификационного характера явл-ся Брюссельская конвенция о взаимном признании компаний и ЮЛ.

    В настоящее время унифицированные нормы, относящиеся к европейскому праву торговых обществ, представлены многочисленными директивами, в каждой из них сформулированы некие общие типовые положения. Однако следует помнить, что директива ЕЭС не явл-ся актом прямого действия, она всегда требует принятия гос-вами-членами национальных правовых актов для реализации установленного в директиве содержания. Как правило, такие директивы устанавливают сроки для внесения соответствующих изменений в национальное зак-во. Таким образом, благодаря таким директивам достигается максимально возможное сближение национального зак-ва стран ЕЭС в конкретной области. Данное правовое средство использовалось странами ЕЭС при решении вопросов защиты капитала (директива 1976г.), создания АО, а также их слияния и разделения (директива от 25.10.1978), вопросы содержания уставов АО (дир-ва от 17.12.1982), вопросы о деятельности иностранных филиалов (от 21.12.1989). Общей целью любой директивы служит создание благоприятных условий для деятельности ЮЛ на территории стран ЕЭС, при этом данные директивы распространяются на любую третью страну, ЮЛ которой входят на общеевропейский рынок.

    Параллельно с унификацией правовых норм в рамках ЕЭС ведется работа по созданию постановлений, предусматривающих новые формы ЮЛ . В кач-ве примера утверждено постановление о Европейском хозяйственном объединении на основе общих интересов. Такое объединение представляет собой новую правовую форму, которая призвана облегчить сотрудничество между гос-вами и хозяйствующими субъектами. На стадии разработки находятся постановления о едином европейском акционерном обществе, о европейском кооперативе, европейском союзе и о европейском взаимном обществе. Все данные документы предполагают создание унифицированных правовых форм, свободных от национальных предписаний.

    В России и в рамках СНГ принят ряд документов по вопросам создания и развития смешанных предприятий:

    1) соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития кооперации предприятий и отраслей гос-в СНГ от 23.12.1993;

    2) соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24.12.1993;

    2) соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, страховых и смешанных транснациональных объединений от 15.04.1994, в соотв-вии с данным соглашением установлено, что ТНК могут создаваться в любых областях деятельности, не запрещенных в национальном зак-ве. Формы ТНК так же мб различными, но соглашение особо называет 4 формы:

    1) совместные финансово-промышленные группы;

    2) международные хозяйственные объединения;

    3) корпорации;

    Холдинговые компании.

    Установлено, что транснациональные объединения могут создаваться при помощи заключения договоров, в т.ч. межправительственных, при этом такие объединения будут являться ЮЛ по зак-ву гос-ва места их регистрации.

    11. Иностранные банки, их филиалы и представительства

    Филиалы и представительства иностранных кредитных организаций являются частью российской банковской системы РФ.

    Банком России непосредственно решается вопрос о целесообразности участия филиалов и представительств в банковской системе и функционирования их на территории РФ.

    Вопрос о филиалах иностранных банков урегулирован несколькими нормами. В гл. IX «Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России» ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 52), помимо остального говорится о том, что ЦБ РФ выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями. Он выдает разрешение на открытие филиалов иностранных банков.Филиал кредитной организации – это обособленное подразделение, расположенное вне местонахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией ЦБ РФ, выданной кредитной организации.

    Представительство кредитной организации – это обособленное подразделение, расположенное вне местонахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту.

    В настоящее время в России нет ни одного филиала иностранной кредитной организации. А во всех развитых банковских системах Запада нет филиалов российских банков.

    На сегодняшний день в России удельный вес кредитных организаций с контрольным пакетом иностранного капитала составляет 8,1 %. Этот показатель снизился – на начало 2000 г он достигал 10,6 %. Такие банки привлекают 2,3 % средств физических лиц и 10,3 % средств предприятий и организаций. Можно сделать вывод, что, обозначив свое стратегическое присутствие на российском рынке, иностранный капитал продолжает занимать выжидательную позицию.

    По-другому складывается обстановка с представительствами иностранных кредитных организаций на территории РФ. На практике таких представительств уже встречается достаточно много. Их создание и порядок функционирования определены федеральными законами и нормативными актами ЦБ РФ.

    Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.

    Представительство действует от имени и по поручению представляемой им кредитной организации. Ее название должно быть указано в разрешении на открытие представительства.

    Представительство иностранной кредитной организации – это открытое с разрешения ЦБ РФ на территории РФ обособленное подразделение иностранной кредитной организации.

    Банк России оказывает представительству на весь срок выданного ему разрешения паспортно-визовую поддержку, содействие в регистрации проживания иностранного персонала, а также в решении таможенных и других вопросов.

    Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

    30. Филиалы и представительства кредитной организации Основные требования к созданию филиалов кредитных организаций установлены ст. 22 ФЗ «О банках и банковской деятельности».Филиалом кредитной организации являетсяее обособленное подразделение, расположенное вне

    Из книги Инвестиции: конспект лекций автора Мальцева Юлия Николаевна

    ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции 1. Отток капитала За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что

    Из книги Займы и кредиты: бухгалтерский учет и налогообложение автора Панченко Т М

    3. Представительства кредитных организаций за рубежом Согласно ст. 22 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной

    Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

    Статья 55. Представительства и филиалы 1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.2. Филиалом является обособленное

    Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

    2. Филиалы и представительства кредитной организации Филиалы и представительства кредитной организации являются ее обособленными структурными подразделениями.Филиалом кредитной организации называется ее обособленное подразделение, расположенное вне места

    Из книги Создание юридического лица или подразделения автора Семенихин Виталий Викторович

    Филиалы Правоспособность филиала производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются самим юридическим лицом в положении о филиале, на основании которого он действует. Вопреки распространенному ошибочному мнению филиалы не обладают правовым

    Из книги Как самому победить кризис [Наука экономить, наука рисковать] автора Делягин Михаил Геннадьевич

    Представительства Составной частью правосубъектности юридического лица выступает возможность создавать представительства и филиалы, которые являются не органами, а обособленными подразделениями юридического лица. Ни филиалы, ни представительства «не тянут» на

    Из книги На пике возможностей. Правила эффективности профессионалов автора Поузен Роберт

    Представительства зарубежных организаций С целью укрепления позиций в странах, имеющих приоритетное значение для развития бизнеса, крупные зарубежные организации, компании, корпорации создают представительства. Благодаря представительствам в различных государствах

    Из книги Турфирма: с чего начать, как преуспеть автора Мохов Георгий Автондилович

    14.4.2. Иностранные банки: не всегда оправданные надежды Отдельной категорией являются российские дочерние структуры иностранных банков. Принципиально важно, что это не иностранные банки и не их филиалы, – это обычные российские банки, зарегистрированные и действующие по

    Из книги Все о бизнесе в Германии автора фон Люксбург Натали

    Командировки в филиалы Иногда командировки предполагают встречи с коллегами в отдаленных офисах или филиалах компании. Недавно в Шанхае я посещал офисы компании Nielsen, в которой вхожу в состав совета директоров. Эта исследовательская компания занимается измерением

    Из книги Банковская система США [История, география, перспективы развития] автора Лузанов Андрей Николаевич

    Иностранные представительства Турагентства нередко создаются с участием иностранных учредителей или регистрируются как представительства, филиалы зарубежных компаний.С появлением на российском рынке иностранных игроков стали появляться точки продаж,

    Из книги Работа мечты. Как построить компанию, которую любят автора Шеридан Ричард Бринсли

    7. Филиалы и представительства Предприятие может открыть свое представительство на территории Германии в виде дочернего предприятия, самостоятельного филиала, несамостоятельного

    Из книги Антикризис. Выжить и победить автора Катасонов Валентин Юрьевич

    Глава 2. Иностранные банки в США: география глобальной экспансии США иногда упрекают в том, что они «продвигают» свои интересы под флагом глобализации. На самом деле глобализация – это сложный и объективный исторический процесс, который нельзя однозначно связывать с

    Из книги автора

    Эксперимент: иностранные стажеры Первый офис Menlo был небольшим помещением на первом этаже здания в историческом районе Керритаун в центре Анн-Арбора. В летнее время мы часто оставляли входную дверь открытой, и к нам время от времени заглядывали люди, чтобы

    Определение иностранного банка дается в ФЗ «о банках и банковской деятельности». Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

    Под кредитными организациями с иностранными инвестициями понимаются кредитные организации - резиденты, уставный капитал которых сформирован с участием средств нерезидентов независимо от их доли в уставном капитале.

    Основное отличие в порядке регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями заключается в необходимости получения предварительного разрешения Банка России на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями.

    Филиалы и представительства иностранных кредитных организаций являются частью российской банковской системы РФ. Банком России непосредственно решается вопрос о целесообразности участия филиалов и представительств в банковской системе и функционирования их на территории РФ. Вопрос о филиалах иностранных банков урегулирован несколькими нормами. В гл. IX «Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России» ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 52), помимо остального говорится о том, что ЦБ РФ выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями. Он выдает разрешение на открытие филиалов иностранных банков.После получения разрешения Банка России учредители кредитной организации с иностранными инвестициями представляют в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации документы, необходимые для регистрации кредитной организации. К указанным документам прилагается копия разрешения ЦБ РФ на создание кредитной организации с иностранными инвестициями.

    В остальном порядок создания банка с иностранными инвестициями аналогичен обычному порядку создания кредитной организации.

    На данный момент иностранные банки предпочитают открывать дочерние организации в России, где имеют контрольный пакет капитала.

    По другому складывается обстановка с правительствами иностранных кредитных организаций на территории РФ. На практике таких представительств уже встречается достаточно много. Их создание и порядок функционирования определены федеральными законами и нормативными актами ЦБ РФ.

    Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества. Представительство иностранной кредитной организации - это открытое с разрешения ЦБ РФ на территории РФ обособленное подразделение иностранной кредитной организации.

    Банк России оказывает представительству на весь срок выданного ему разрешения паспортно-визовую поддержку, содействие в регистрации проживания иностранного персонала, а также в решении таможенных и других вопросов.

    Федеральным законодательством о банках установлено, что банковская система России состоит из ЦБ РФ, банков (а также небанковских кредитных организаций), и филиалов и представительств иностранных банков. Сразу отметим, что в на настоящий момент в России нет зарегистрированных филиалов иностранных банков, а иностранный капитал в российском банковском секторе представлен в форме дочерних банков, зарегистрированных согласно российскому законодательству.

    Более того, Стратегией развития банковского сектора РФ до 2015 года предусмотрено введение запрета на присутствие в России филиалов иностранных банков. С другой стороны, Стратегия предусматривает закрепление транспарентных процедур регистрации представительств иностранных банков в России на законодательном уровне.

    Представительство иностранного банка - это обособленное подразделение иностранного банка, открываемое на территории России и имеющее разрешение ЦБ РФ на открытие представительства. Статус, порядок открытия и деятельности таких представительств установлены Приказом ЦБ РФ от 7 октября 1997 года № 02-437.

    В соответствии с указанным Положением, представительство создается иностранным банком в целях :

    • мониторинга экономической ситуации и показателей банковского сектора России;
    • оказания информационно-консультационных услуг своим клиентам;
    • установления и расширения связей с российскими банками;
    • поддержания международного сотрудничества.

    Представительство функционирует в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами ЦБ РФ. Представительство не имеет статуса юридического лица и выступает от имени и по поручению представляемого им банка. То есть, представительство иностранного банка не обладает ни одной из предусмотренных российским законодательством правовых форм юридического лица (ООО, ЗАО и др.)

    Не будучи хозяйствующим субъектом, представительство не вправе заниматься коммерческой деятельностью и, следовательно, получать прибыль в результате своей деятельности. Затраты представительства иностранного банка финансируются данным банком. Представительство банка не осуществляет каких-либо банковских операций со средствами клиентов, не занимается расчетно-кассовым обслуживанием, не привлекает средства во вклады и не выдает кредиты. Деятельность представительства ограничивается оказанием консультаций по продуктам и услугам банка и информационной поддержкой действующих клиентов.

    Процедура открытия представительства

    Центральный банк РФ предоставляет разрешение на открытие представительства в России иностранным банкам, функционирующим в своём государстве более 5 лет и положительно зарекомендовавшим себя в банковском секторе данной страны, имеющим стабильное финансовое положение . Кроме того, при аккредитации представительства может учитываться состояние двусторонних отношений между государством регистрации банка и Российской Федерацией.

    К заявлению на открытие представительства должны быть приложены устав иностранного банка; свидетельство о регистрации иностранного банка или выписка из банковского реестра; доверенность от банка лицу, ведущему переговоры по открытию представительства; рекомендательные письма как минимум от двух российских банков ; годовой отчет иностранного банка; справка об иностранном банке с данными о структуре его органов управления; согласие арендодателя на предоставление офисного помещения (договор аренды или гарантийное письмо); положение о представительстве и другие документы. Документация, составленная на иностранном языке, подлежит переводу на государственный язык РФ, заверению нотариусом и легализации консульством России за рубежом либо проставлению апостиля.

    Иностранные сотрудники представительства должны пройти персональную аккредитацию в ЦБ РФ. Глава представительства и его заместитель не вправе параллельно работать в российском банке, образованном с участием иностранного банка, открывшего указанное представительство. Количество иностранных сотрудников представительства, как правило, не должно превышать 2 человек. В случае, если требуется большее количество аккредитованных сотрудников, такая необходимость должна быть аргументирована в письменном заявлении Председателю ЦБ РФ, по результатам рассмотрения которого принимается решение.

    Разрешение на открытие представительства выдается сроком на 3 года. Отказ в выдаче Разрешения (либо в продлении действия Разрешения) может последовать, если: а) не были представлены требуемые документы; б) предоставлены данные, не соответствующие действительности; в) решением ЦБ РФ.

    Представительство, получившее разрешение, подлежит регистрации в соответствующем налоговом органе и внебюджетных фондах. В своей деятельности на территории России представительство иностранного банка подотчётно Центральному банку РФ. Дважды в год представительство направляет отчёт о своей деятельности в ЦБ РФ.

    Деятельность представительства может быть прекращена: а) за истечением срока, на который было дано Разрешение; б) при отзыве лицензии на деятельность иностранного банка, имеющего представительство в России; в) решением самого иностранного банка; г) в случае, если деятельность представительства не соответствует российскому законодательству; д) решением ЦБ РФ без указания причины.

    Важно помнить, что…

    На сегодняшний день представительство является довольно редкой формой деятельности иностранных банков в России , и их количество сравнительно невелико, что обусловлено сложной процедурой получения разрешения на открытие представительства и его ограниченной правоспособностью, установленной отечественным банковским регулятором.

    Однако, наличие у банка официально аккредитованного представительства (или сети представительств) в иностранных государствах говорит не только о респектабельности данного банка, но и об ориентированности банка на качественное оказание международных банковских услуг и укрепление своих позиций среди клиентов на рынке конкретной страны (региона) на долгосрочную перспективу.

    Факт того, что представительство иностранного банка действует в России в официальном качестве , то есть на основании специального разрешения ЦБ РФ, является важной юридической гарантией легального характера присутствия данного банка в России , что, безусловно, должен учитывать клиент, оценивая риски пользования услугами иностранных кредитных организаций для своего бизнеса.

    Присутствие на российском рынке в форме представительства позволяет иностранному банку лучше понимать потребности и специфические черты клиентов в данном регионе, снимать напряженность, потенциально способную возникнуть вследствие языковых барьеров или различия в банковских практиках различных государств. Как показывает практика, наличие у банка представительства в России с русскоговорящим персоналом является важным фактором, способным оказать влияние на выбор российским клиентом именно данного иностранного банка.



    Поделиться: