Определение занятости. Определение занятости Что такое занятость населения кратко

Введение

Актуальность работы обуславливается тем, что в современной России вопрос занятости населения обо обострен в связи с кризисными явлениями последних лет и высоким уровнем безработицы.

Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения -- сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества. Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса: во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал -- лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы; во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

Цель работы - изучить теоретические аспекты занятости как элемента социально-экономической политики.

Задачи работы:

  • 1. Раскрыть сущность и основные понятия занятости населения.
  • 2. Изучить место политики занятости населения в системе социально-экономической политики.

Занятость населения: сущность и основные понятия

Занятость - это деятельность трудоспособного населения, связанная с производством материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им заработок, трудовой доход.

Экономически активное население - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных (по отношению к обследуемому периоду).

Количественно занятость характеризуется уровнем занятости, т. е. отношением численности занятых к численности экономически активного населения (в процентах).

Занятыми считаются граждане:

  • - Работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие оплачиваемую работу на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
  • - Занятые предпринимательской деятельностью;
  • - Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • - Члены производственных кооперативов (артелей), а также выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда);
  • -Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • -Проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
  • -Проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения;
  • -Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;
  • -Являющиеся учредителями (участниками) организаций, кроме общественных, религиозных, благотворительных.

Рассмотрим характеристики занятости.

Занятость бывает: полной, продуктивной, социально-полезной, рациональной, эффективной.

При полной занятости все желающие трудоспособные граждане имеют объективную возможность иметь оплачиваемую работу, при этом уровень безработицы равен естественному.

Рациональная занятость - это разновидность полной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают.

При продуктивной занятости население занято в общественном производстве, это занятая часть экономически активного населения, что соответствует методологии Международной Организации Труда.

Социально-полезная занятость характеризуется деятельностью людей, которые работают в общественном производстве, служат в вооруженных силах и внутренних войсках (в органах внутренних дел), обучаются в очных формах обучения (в трудоспособном возрасте), заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками.

Эффективная занятость - это такое использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда (в т. ч. рабочего времени), при минимальных социальных издержках.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы.

Современная российская экономика встала на путь реформ, перехода к рыночным отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, которому следуют цивилизованные страны мира, является прогрессивной.

Проблемы рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления.

Среди понятий рыночной экономики центральное место занимает определение сущности и содержания рынка как такового и его разновидностей.

Это, прежде всего, система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т. е. с его куплей и продажей; это также экономическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара - труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателем и наемными работниками. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых - в заработной плате.

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационном разрезах.

Прежде чем рассматривать рынок рабочей силы, следует выяснить роль и место человека в общественном воспроизводстве вообще, ибо не выяснив этого, мы не сможем понять, почему для одного человека экономические (материальные) стимулы к труду являются приоритетными, в то время как для другого эти мотивации отсутствуют; почему распределение доходов в обществе неравное; почему происходит социальные конфликты и многое другое.

До недавнего времени экономическая наука рассматривала человека лишь как один из элементов производительных сил общества, то есть исходила из принципа - “человек для производства”. Все победные рапорты строились на количестве выданного “на гора” угля, выплавке стали, количестве построенных квартир, отсутствии безработицы и т. д. Результат таких обоснований - экономика, работающая не на человека, а против него: убогие жилища, некачественная продукция, высоко затратное производство и т. д.

Важнейший показатель состояния рынка труда - уровень безработицы, которая определяется как удельный вес безработных в общей численности экономически активного населения.

Уровень безработицы представляет собой один из ключевых макроэкономических показателей, и правильное его определение необходимо для осмысления и прогнозирования результатов социально-экономической политики.

Вместе с тем современный рынок характеризуется постоянным динамическими изменениями, переливами рабочей силы из одного состояния занятости в другое. Оценка динамических потоков на рынке труда позволяет выявить фактор, в наибольшей степени детерминирующие изменения в структуре безработицы.

Так, высокий ее уровень в какой-либо социально-экономической группе населения может быть связан не только с большой вероятностью потери работы, но и с частой переменой места работы, низкой социально-экономической мобильностью и недостаточной активностью в поиске работы, длительным периодом безработицы, малой вероятностью сохранения полученного рабочего места и т. п Для целей макроэкономической политики важно не только правильно оценить уровень безработицы в той или иной группе населения, но и установить, какие из потоков рабочей силы на рынке труда приводят к такому уровню безработицы.

Структура занятости - это совокупность пропорций в использовании рабочей силы общества (экономически активного населения), которые определяются посредством соотношений между:

  • -Числом занятых и незанятых трудовых ресурсов;
  • -Числом занятых, распределенных по видам занятости;
  • -Количеством занятых в производственной и непроизводственной сферах;
  • -Числом занятых в отраслях материального производства;
  • -Числом занятых в отраслях непроизводственной сферы;
  • -Количеством занятых по регионам и территориям страны;
  • -Числом занятых на предприятиях различных форм собственности;
  • -Количеством занятых работников различных профессий и специальностей, а также различных видов деятельности.

Таким образом, занятость это всеобщая категория общественного производства, охватывающая совокупность отношений по участию людей в общественно полезном труде. К занятому населению относятся: занятые по найму за вознаграждение; занятые индивидуальной трудовой деятельностью; занятые в домашнем хозяйстве; военнослужащие; предприниматели, фермеры, занятые надомным трудом, по совместительству и др.

ВВЕДЕНИЕ


Занятость населения - это вовлечение людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Достичь такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невыполнимо, т.к. одни входят в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые еще ищут работу, т.е. совершается нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.

Рынок труда и занятость населения находится на особенном месте в системе рыночных отношений. В основном социальные, экономические и демографические явления, проходящие в экономике рыночных отношений, целиком или отчасти, воспроизводят процессы, совершающиеся на рынке труда. Исходя из этого на рынке труда проводится купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость.

Проблемы занятости населения особенно первостепенны для экономики в России, находящейся перед необходимостью сохранить, увеличить и целесообразно использовать с максимальной выгодой имеющийся трудовой потенциал. Без этого нельзя в дальнейшем продвинуться России по пути рыночных преобразований и ее полнейшее объединение в систему международных экономических отношений.

Актуальность темы определена еще и тем, что перед Россией все актуальнее встает проблема формирования по сути новой политики регулирования занятости, верное выбранному направлению реформ. Нужно глубокое понимание практики упорядочивания рынка труда в регионах с учетом случившихся в последнее время трансформаций общеэкономической ситуации в России с целью формирования рекомендаций по реализации политики занятости.

Целью данной работы является обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме занятости, показать сущность занятости населения, проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.

Достижение поставленной цели потребовало решения целого ряда задач:

-раскрыть сущность категории «занятость» и механизм его функционирования;

-проанализировать специфику и особенность занятости населения, в том числе на основе теоретического материала;

-исследовать проблему занятости в условиях кризиса.

-рассмотреть особенность занятости в республике Карелия.

Объектом исследования является занятость населения.

Предметом исследования являются теоретические и практические проблемы, а также механизмы регулирования занятости в условиях современной России (на примере Карелии).

В работе использованы труды отечественных ученых-экономистов по проблемам рынка труда и занятости населения, а также исследования ученых демографов, социологов, официального портала органов государственной власти республики Карелия, аналитические обзоры Минтруда РФ и его территориальных подразделений.

В курсовой работе использованы такие методы исследования как анализ литературных источников; анализ статистических данных, в том числе Интернет-источников.


1. Теоретические основы занятости населения


Занятость является одной из важнейших экономических характеристик рынка труда. Наиболее распространенным является представление о занятости как об основанном на общественном разделении труда социально-экономическом процессе приложения труда различных групп населения по сферам общественно-полезной деятельности: в общественном производстве, на учебе, и индивидуальном хозяйстве.

-как экономическую категорию;

-как социально-экономическую категорию

Вместе с тем занятость есть характеристика общественного производства, под которым понимается совместная деятельность работников, обладающих определенным набором качеств, по преобразованию предметов труда. Таким образом, занятость представляет собой механизм реализации взаимосвязей работников в процессе производства, то есть выступает социально-экономической категорией, и ее можно определить как социально-экономические отношения - соединения трудовых ресурсов со средствами производства.

Занятость населения сочетает все признаки сложного социально-экономического явления, без изучения научных основ которого невозможно решать задачи практического характера, связанные с разработкой мер, увеличивающих уровень жизни работающего населения, повышение производительности труда и его оплату.


1 Экономическое содержание занятости населения


Экономически активное население (ЭАН) - это часть населения страны в возрасте от 15 до 72 лет, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Экономически активное население состоит из лиц, занятых экономической деятельностью, и безработных.

Это понятие вошло в российскую литературу из международных

источников, и его применение следует связывать с внедрением в статистическую практику системы национальных счетов и переход с

года на данную систему расчетов российских статистических служб.

Но в связи с различием в подходах к изучению отношений между наемными работниками и работодателями в российской и западной литературе появился ряд спорных вопросов. Так, западные ученые отождествляют понятие экономически активного населения с понятием рабочая сила, в отечественных изданиях трактовка несколько иная. На сайте государственного комитета статистики Российской Федерации даются следующие методологические пояснения. Экономически активное население это сумма занятых в экономике и безработных. Под это определение подпадает и рабочая сила.

Экономически активное население является важной составляющей рынка труда, поэтому необходимо комплексное представлениео том, какие категории граждан учитываются здесь, а какие включены в экономически неактивное население. Совершенно очевидно, что к ЭАН относятся занятые деятельностью, приносящей доход, и люди, официально признанные безработными. Но безработными по российскому законодательству, могут быть признаны лишь лица в возрасте от 16 лет и до достижения пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). Таким образом, можно сделать следующий вывод: кроме занятых и безработных, ЭАН включает также подростков в возрасте до 16 лет, занятых активным поиском работы и тех, кто вышел на пенсию по возрасту, а также ищущих работу.

Данное положение дел еще больше увеличивает разницу между зарегистрированным и статистическим уровнями безработицы и затрудняет сравнение уровня занятости и уровня безработицы.

Далее необходимо рассмотреть сам термин занятость населения. В соответствии с российским законодательством, занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

В современных экономических условиях государство отказалось от прямого централизованного управления занятостью. Постепенно формируется новая система воздействия на занятость - система регулирования занятости.

По роду деятельности всех занятых можно разбить на три основные группы:

Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.

Военнослужащие.

Учащиеся на очных формах обучения.

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости (МКСЗ-93) выделяют шесть групп занятого населения:

) наемные работники;

) работодатели;

) лица, работающие за свой счет;

) члены производственных кооперативов;

) помогающие члены семьи;

) работники, не классифицируемые по статусу


1.2 Гибкие формы занятости населения


Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Рынок труда в региональном аспекте, в отличие от макроуровня, позволяет более точнее выявить специфику формирования сложившихся трудовых отношений, определить источники недоиспользования трудового потенциала. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. Рынок труда имеет принципиальную особенность - его составляющими являются непосредственно живые люди, которые не только выступают носителями рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, политическими и другими.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. В России среднегодовые темпы прироста численности населения также резко сократились с уровня примерно 1 процента в 70-80-е годы до минусовых значений в 90-е годы.

Наконец, необходимо отметить, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительными и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходит как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест.

Рассмотрим более подробно виды занятости.

Эффективная занятость это занятость в социально ориентированной рыночной экономике, обеспечивающая достойный доход, здоровье человека, рост образовательного и профессионального уровня на основе роста общественной производительности труда.

Эффективная занятость нацелена на всестороннее развитие человека и отражает высокий уровень технической оснащенности, рентабельности производства, передовую организацию труда, высокую производительность и качество продукции. Она предполагает наличие работников и команды менеджеров, обладающих высоким профессионализмом и устремленных на высокоэффективную работу. Об эффективной занятости можно судить по тем процессам, которые имели место в России и происходят в настоящее время.

Продуктивная занятость представляется как занятость по созданию полезных благ и услуг, как для общества, так и для самого работника. Такой вид занятости характеризует деятельность работников производственной сферы, где результат измеряется такими количественными показателями, как объем произведенной продукции, количество реализованных товаров и услуг и выручкой от реализации.

Рациональная занятость предполагает оптимальное распределение занятых по отраслям производства и регионам страны с целью выпуска продукции и осуществления услуг, пользующихся спросом. В ее осуществлении важную роль играет маркетинг.

Зарубежные исследователи выделяют в настоящее время три маркетинговых стратегии занятости в промышленно развитых странах, исходя из признания тесной связи между темпами экономического роста, занятостью и производительностью. При сокращении темпов экономического роста занятость в большей или меньшей степени зависит от снижения или повышения показателей производительности труда в стране.

Самозанятость предполагает работу по собственной инициативе с применением или без применения наемного труда по производству различных потребительских товаров и оказанию услуг. При этом работник владеет определенными средствами производства, и сам организует свою работу.

Экономическая занятость подразумевает участие трудоспособного населения в общественном производстве, включая сферу услуг. От нее зависит экономический потенциал общества, уровень и качество жизни, социально-экономический и духовный прогресс каждой страны. Экономическая занятость подразумевает общественно-полезную деятельность людей по производству материальных благ и услуг (причем не только материальные, но и духовные, культурные, социальные услуги), деятельность, связанную с получением образования и повышением квалификации, благодаря этому занятость служит удовлетворению личных и общественных потребностей.

Таким образом, экономическая занятость - это общественно-полезная деятельность по производству общественного продукта, духовных, культурных, социальных услуг, подкрепленная конкретными рабочими местами и служащая источником дохода. Большинство исследователей рынка труда выделяют полную занятость, не означающую поголовную всеобщую занятость. В условиях рыночной экономики под полной занятостью понимается возможность каждого трудоспособного члена общества участвовать в общественно-полезном труде. При полной занятости число ищущих работу примерно соответствует количеству свободных рабочих мест, хотя они могут не совпадать по профессии и квалификации.

Экономическая вовлеченность предполагает соответствие рабочих мест профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню работников. Как отмечают российские экономисты, при их несоответствии часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, общество - недополучать ресурсы в бюджет и социальные фонды. Вследствие этого, государство должно уделять особое внимание экономически низкоинтегрированным видам занятости.

Неполная занятость по определению 13-й Международной конференции статистиков труда (МКСТ), проходившей в 1982 году, ситуация, когда наемный работник занят недостаточно с точки зрения установленных нормативов рабочего времени или другой возможной работы, с учетом его квалификации (подготовки и опыта работы). Данное определение подразумевает то, что работник в силу своей недогруженности теряет определенную часть потенциального дохода, а общество недополучает часть товаров и услуг в связи с существованием такого вида занятости. Здесь речь не идет о добровольной неполной занятости, когда работнику в силу своих интересов выгоднее иметь неполный рабочий день.

Скрытая занятость практически не поддается статистическому учету и характеризуется неполным использованием профессионально-квалификационных возможностей работника и низкой по сравнению с возможной производительностью труда. Исследование, выявление и количественное измерение невидимой неполной занятости требует изучения и анализа круга данных, который пока не определен. В резолюции 13-й МКСТ признается, что по практическим соображениям статистическое измерение неполной занятости можно ограничить ее видимой формой.

Непродуктивная занятость возникает, когда лица, сохраняющие статус занятых по договору о постоянной работе на предприятии или фирме за заработную плату, по каким-то причинам неизвестное время совсем не работают (например, в связи с приостановкой работы всего предприятия либо его отдельных участков), хотя продолжают числиться в списках штатного персонала. Этот вид занятости возник в России за годы реформирования, он не зафиксирован никакими международными стандартами и существует как свидетельство неотлаженности существующего рынка труда.

Вторичная занятость это дополнительная форма использования рабочей силы вовлеченного в трудовую деятельность работника. Такая занятость приносит трудящемуся дополнительный доход. Для современной России вторичная занятость распространена в связи с низким уровнем цены труда, при которой заработная плата работников среднего и низкого уровня квалификации находится на грани прожиточного минимума. Обеспечить в этих условиях приемлемый уровень жизни для себя и членов своей семьи работник может, толь ко реализуя возможности вторичной занятости.

Сезонная занятость обуславливается колебаниями производственной деятельности в зависимости от времени года. Данный вид занятости характерен для работников, занятых сельскохозяйственной деятельностью. Значительная часть лиц, занятых на сезонных работах, вынуждены обращаться в службы занятости или самостоятельно искать временную работу в период межсезонья. Хотя данный вид занятости является неизбежным по причине самого характера деятельности, экономически нецелесообразным его можно считать потому, что он порождает нежелательные процессы как с микроэкономической, так и с макроэкономической точек зрения. С точки зрения отдельного работника потеря даже временной работы, а значит и заработной платы, является большой проблемой для него и в материальном и в психологическом отношении. С точки зрения общества сезонная занятость сопряжена с недопроизводством части общественного продукта.

Глобальная занятость подразумевает деятельность в экономике страны в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, на военной службе, в домашнем хозяйстве, в религиозных учреждениях и в других видах общественно-полезной деятельности.

Данный вид занятости не приносит человеку достаточного дохода и в большинстве случаев возникает необходимость поиска дополнительных источников дохода.


2. Занятость населения в современных условиях


В современный период занятость в России имеет ряд характерных особенностей, отличающих ее от положения в странах с развитой рыночной экономикой. Таких особенностей несколько.

Огромные масштабы неполной занятости, связанные с быстрым спадом производства и стремлением предприятий и организаций сохранить основной состав занятых.

Наемный характер труда абсолютного большинства занятых работников. Быстрое акционирование предприятий предполагало определенные изменения положения трудящихся на них работников.

Недостаточный уровень квалификации и профессионализма работников. Несмотря на высокий уровень образования, рыночная экономика повышает требования к квалификации, профессионализму работников, которые не отвечают современным требованиям.

Ухудшение качества рабочих мест. В связи с резким сокращением капитальных вложений работа идет на все более стареющем оборудовании. Оснащенность рабочих мест ухудшается. Резко ослабло внимание к организации труда на производстве. В результате увеличивается число аварий, производственного травматизма, растет число профессиональных заболеваний, случаев получения инвалидности на производстве.

Падение цены рабочей силы. За годы реформ произошло резкое падение реальной заработной платы - заработной платы, получаемой работником по отношению к стоимости товаров и услуг. Низкая заработная плата вызывала необходимость работать практически всех трудоспособных членов семьи, в том числе женщин с детьми.

Резкое снижение производительности труда. Падение темпов развития производства вызвало резкое снижение производительности труда во всех отраслях производства и сфере обслуживания.

Снижение стимулов к труду. В последние годы разрушена система организации заработной платы. Ее величина в денежном выражении все меньше связывалась с результатами труда и возрастала в определенной мере только в связи с ростом цен, с увеличением инфляции. Произошло обесценивание высококвалифицированного труда в массовых масштабах.

Рост нарушений трудовых прав занятых. С трансформацией российской экономики, увеличением числа частных и смешанных предприятий происходит рост нарушений трудовых прав занятых. Это находит свое выражение в произвольном увеличении продолжительности рабочего времени, случаях неоплаты времени отсутствия по болезни, необоснованном увольнении и в нарушениях других трудовых прав граждан.

Большие региональные, отраслевые и профессиональные различия в области занятости населения. Эти различия определяются многими причинами и постепенно увеличиваются.

Наличие необходимых ресурсов для развития производства и занятости населения.

Несмотря на обостряющееся положение с занятостью, в России имеются огромные возможности для увеличения числа занятых граждан и роста эффективности и производительности труда. Наша страна обладает огромными сырьевыми ресурсами, богатыми залежами полезных ископаемых, охватывающими все известные виды, самыми большими в мире лесными запасами, огромными массивами используемых и заброшенных земель, значительными, хотя и устаревшими основными фондами, высоким научным потенциалом. Таким образом, занятость населения - это важнейший показатель обеспеченности его трудоспособной части работой, выполнение которой дает доход, т.е. заработную плату, предпринимательскую прибыль и другие виды доходов. Занятость населения имеет важное значение и в развитии общества. Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю июля 2011 года. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в июле 2011 г. составила 76,6 млн.человек, или более 54% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 71,6 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в июле 2011 г. составил 6,5%.

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в июле 2011 г. составил 64,6%.

По сравнению с июнем 2011 г. численность занятого населения увеличилась на 199 тыс. человек или 0,3%,численность безработных за этот период увеличилась на 401 тыс.человек или на 8,7%. Рост численности безработных в июле 2011 г. по сравнению с июнем 2011 г. вызван выходом на рынок труда выпускников учебных заведений. Так, в июле 2011 г. доля лиц в возрасте 15-19 лет среди безработных составила 8,6% и была выше, чем в июне 2011 г. на 2,2 процентных пункта. Доля лиц в возрасте 20-25 лет - 21,9%, выше, чем в июне 2011 г. на 1,3 процентных пункта. Доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 4,4 процентных пункта. По сравнению с июлем 2010 г. численность занятого населения выросла на 253 тыс.человек, численность безработных сократилась на 233 тыс.человек, или на 4,4% (в сопоставимой методологии). Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,6 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце июля 2011 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1384 тыс.человек. Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64,7%безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в июле 2011 г. составила 33,1%, среди безработных женщин - 38,0%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

2.1 Проблемы занятости в условиях кризиса


Экономический кризис, начавшийся осенью 2008 г., привел к почти двоекратному росту безработицы (с 5,6% летом 2008 г. до 9,5% в феврале 2009 г.). Однако пиковые показатели весны 2009 г. (уровень общей безработицы - 10%, зарегистрированной - 3,5%) не дотягивают до худших показателей 1990-х (13% и 4% соответственно).

Новый кризис затронул региональные рынки труда в разной степени. Во-первых, разными были темпы промышленного спада. Сильнее всего пострадали промышленные регионы металлургической и машиностроительной специализации, в большинстве из них производство сократилось на 20-39% (январь-май 2009 г. к аналогичному периоду 2008 г.) Среди регионов машиностроительной специализации есть не вышедшие из депрессии, для них это был двойной удар. Черты депрессивности сохранили и многие дальневосточные регионы, и хотя в них промышленный спад был минимальным (после тяжелого кризиса 1990-х фактически нечему падать), их рынок труда находился в худшем состоянии и поэтому более уязвим. Даже сильный промышленный спад не всегда приводит к массовой безработице, поскольку есть альтернативная форма снижения издержек работодателя путем сокращения оплаты труда. В России эта форма широко распространилась с 1990-х гг. в виде длительных задержек выплаты зарплаты, административных отпусков, неполной рабочей недели и др. В ходе нового кризиса с задержками зарплаты пытаются бороться и, по официальной статистике, в крупных и средних предприятиях и организациях их объем невелик. Однако никто не знает, каких масштабов достигают невыплаты в малом бизнесе и неформальном секторе экономики. Административные отпуска и неполная рабочая неделя используются очень широко, в машиностроении такой режим охватывал весной 2009 г до 20% занятых (хотя в целом по экономике - не более 4% занятых по данным официальной статистики). Вследствие использования альтернативных форм снижения издержек бизнеса даже в наиболее пострадавших от кризиса регионах рост безработицы может быть умеренным. К тому же региональные власти всячески препятствуют высвобождению, порой с помощью прокуроров.

Во-вторых, сократилась и "беловоротничковая" офисная занятость, сильнее всего - в крупнейших городах. В этой сфере доминирует именно высвобождение, а не урезание зарплат. Но на рынках труда крупнейших городов намного больше альтернативных рабочих мест, и, к тому же, докризисный уровень безработицы был очень низким. Высвобождаемые чаще всего находят другую работу, реже пополняют ряды безработных, но при исходно низком уровне даже быстрый рост безработицы не критичен.

В-третьих, масштабные сокращения произошли в неформальной экономике. В секторе рыночных услуг и в строительной отрасли крупных городов заняты трудовые мигранты из других стран, причем часто нелегальные, поэтому масштабы высвобождения неизвестны, тем более что немалая часть трудовых мигрантов возвращается домой. Те же проблемы, но уже для российских граждан, характерны для республик Северного Кавказа, где из-за дефицита рабочих мест широко распространено отходничество. В кризис сократились возможности найти работу в других регионах (строительство, агросектор, торговля), напряженность на рынках труда республик юга выросла. Но измерить изменения также сложно, поскольку трудовые мигранты из Северного Кавказа до кризиса работали преимущественно в неформальном секторе экономики.


2.2 Особенность занятости в республике Карелия


По данным государственной службы занятости, на 1 декабря 2010 года в республике было зарегистрировано 10,0 тыс. человек, не занятых трудовой деятельностью, в том числе 8,4 тыс.безработных (на 32,3% меньше, чем год назад). Из них 7,3 тыс.человек было назначено пособие по безработице.

Потребность организаций в работниках, заявленная в службу занятости, составила на конец ноября 3286 человек или 174,1% к соответствующему периоду предыдущего года.

Нагрузка незанятого населения на 1 заявленную вакансию составила 3 человека, что в 2,5 раза меньше, чем год назад.

Снизились масштабы неполной занятости. По данным на 1 декабря 2010 года работали неполный рабочий день, находились в простое или вынужденных отпусках 1066 чел., что на 2787 чел. меньше, чем в конце февраля (максимум 2010 года - 3853 чел.).

В посткризисном 2010 году, несмотря на позитивные сдвиги в экономической сфере региона и на установленные параметры общей и регистрируемой безработицы, республиканский рынок труда восстанавливался медленно.

В силу того, что две трети населения проживает в южных районах Карелии и г.Петрозаводске, ситуация с занятостью в северных районах Карелии складывается особенно сложная. Противоречия между сложившейся в период индустриализации системой расселения и современной структурой экономики, а значит, и занятости, не снижают социальной напряженности на отдельных территориях муниципальных районов и городов.

Снижение численности занятых в экономике региона в условиях финансово-экономического кризиса несколько уменьшило остроту проблемы обеспечения экономики республики кадрами, однако вопрос дисбаланса спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным параметрам не потерял свою актуальность.

На сегодняшний день в республике работодателям остро необходимы квалифицированные рабочие и инженерные кадры, а вот потребность в неквалифицированной рабочей силе по сравнению с предыдущими годами сократилась.

На рабочие профессии приходится 68,8% от общего числа вакансий, в то время как среди безработных граждан 38,4% имеет высшее или среднее профессиональное образование.

Каждый третий безработный проживает в сельских районах, при этом на данные территории приходится менее 20% свободных вакансий, из них преимущественно за счет временных рабочих мест в рамках спецпрограмм, организуемых при участии органов службы занятости.

Кроме того, демографическая ситуация в республике складывается не в пользу развития рынка труда. Начиная с 2005 года, численность населения в трудоспособном возрасте сократилась с 453,1 тыс. чел. до 432,3 тыс. чел.

В экономике республики продолжаются процессы сокращения рабочих мест. По данным еженедельного мониторинга, проводимого Министерством труда и занятости Республики Карелия в части предстоящих увольнений в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2008 года № 682, в 2010 году потеряно 3566 рабочих мест в связи с высвобождением работников, еще 952 работника могут потерять работу до конца года и уже предупреждены о предстоящем увольнении.

Наиболее масштабные высвобождения уже прошли до конца 2010 года в целлюлозно-бумажном производстве, лесном хозяйстве и деревообработке, в добыче полезных ископаемых, на транспорте и связи, в сфере ЖКХ, социальной сфере (образование, здравоохранение), в области государственного управления и обеспечения военной безопасности, торговле.

Процессы высвобождения продолжались и в 2011 году. Связаны они как с подготовкой к реализации комплексных инвестиционных проектов, проектов реструктуризации и модернизации предприятий, так и с запланированными реорганизационными процессами в силовых структурах, в организациях бюджетной сферы.

По-прежнему острой остается проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, усугубленная кризисной ситуацией в экономике.

По данным Министерства образования Республики Карелия в 2011 году планировалось выход на рынок труда 5945 выпускников профессиональных образовательных учреждений (2216 - высшего, 1816 - среднего, 1913 - начального профессионального образования). По прогнозам Министерства труда и занятости Республики Карелия не менее 900 из них обратилоь за содействием в поиске работы в органы службы занятости населения. Из всей прогнозируемой по заявкам работодателей потребности в кадрах более половины приходиться на долю начального профессионального образования. Специалисты со средним профессиональным образованием требуются в меньшей степени, наличие высшего образования в последние годы воспринимается как необходимая общественная норма. Работодатели заинтересованы в высшем образовании и рассчитывают получить, прежде всего, грамотного, обучаемого работника. Существует значительный разрыв в профессионально-квалификационном разрезе. Предложения же образовательных учреждений по уровням профессионального образования,то есть выход на рынок труда выпускников этих учреждений, абсолютно не совпадает с потребностями рынка труда. Наиболее сложная проблема в ближайшее время- это переход системы профессионального образования на подготовку кадров под потребности. Необходима корректировка по объёмам приёма в учреждения профессионального образования разных уровней. Кроме этого, для сближения предложений рынка образовательных услуг и спроса работодателей необходима корректировка и в разрезе профессий и специальностей, т.е. потребуется изменение профилей подготовки кадров и, соответственно, переоснащение и развитие учебно-производственной базы образовательных учреждений.

В целях защиты регионального рынка труда была продолжена работа по сокращению привлечения иностранной рабочей силы в республику. На 2009 год квота для Республики Карелия составила - 1717 разрешений на работу иностранным гражданам. Сводные предложения работодателей о потребности в привлечении иностранной рабочей силы на 2010 год, заявленные в 2009-2010 годах, составили 2958 человек. Межведомственной комиссией по вопросам внешней трудовой миграции, привлечения и использования иностранных работников при рассмотрении целесообразности привлечения иностранных работников на 2010 год было отклонено привлечение 1538 трудовых мигрантов. В результате, квота на привлечение иностранной рабочей силы для Республики Карелия на 2010 год составила 1420 разрешений на работу.

На 2011 год квота для Республики Карелия составляет 1298 разрешений на работу. При рассмотрении заявленной потребности работодателей на 2011 год привлечение 891 иностранного трудового мигранта было признано нецелесообразным.

В зависимости от развития ситуации на рынке труда в рамках антикризисных мер Правительством Республики Карелия будут подготовлены предложения по корректировке квоты на привлечение иностранной рабочей силы на 2011 год. Освободившиеся при этом рабочие места через органы службы занятости населения будут предложены гражданам Российской Федерации.

В условиях выхода экономики Карелии из кризиса, несмотря на позитивные сдвиги в экономической сфере, реализация антикризисных мер будет продолжена. Основные приоритеты реализации Региональной программы поддержки занятости в 2011 году сосредоточены на поддержании предпринимательской инициативы безработных граждан и создании новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

Реализация ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Республики Карелия на 2010-2012 годы» позволила в 2011 году:

трудоустроить при содействии службы занятости 20,0 тыс. человек; в том числе в рамках специальных программ содействия занятости безработных и ищущих работу граждан - 3,0 тыс.человек;

направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, - 3,2 тыс. человек.

В 2011 году одной из важнейших задач для органов службы занятости населения недопущение развития застойной безработицы и обеспечение как можно более раннего выхода граждан из состояния безработицы.

В результате принимаемых мер в 2011 году численность регистрируемой безработицы (среднемесячная), не превысила 10,7 тыс. чел., или 2,8% к экономически активному населению.

Для дальнейшего решения проблем на рынке труда Республики Карелия, возникших в результате негативных последствий мирового финансового кризиса, необходимы взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления и работодателей. Инструментом улучшения взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур и ведомств к улучшению ситуации на рынке труда является данная Программа.

По данным на 1 декабря 2010 года в ходе реализации Программы содействия занятости населения и Региональной программы поддержки занятости населения в Республике Карелия в 2010 году службой занятости населения республики в общей сложности создано и сохранено 8103 рабочих места.

Наибольшее количество новых рабочих мест создано в торговле - 393 места в связи с открытием в районах республики сетевых магазинов «Магнит», «Дикси», «Семья», «Великолукские мясные продукты» и др.

Из крупных объектов ожидается ввод в эксплуатацию:

завода по производству пищевой продукции на фруктово-ягодной основе (ООО ПК «Ягода Карелии») (94 - 100 рабочих мест);

свиноводческого комплекса «Кондопожский» (22 рабочих места);

гостиницы «Онего - Палас» (200 рабочих мест).

Ожидается, что период с 2011 по 2013 годы станет периодом постепенного наращивания темпов инвестиционного развития в регионе.

Достигнуть прогнозных параметров инвестиций в 2011-2013 годах предполагается за счет реализации:

крупных инвестиционных проектов: ООО «Корунд» (организация производства теплоизоляционных плит различной плотности на основе базальта в г. Кондопоге, объем инвестиций - 1,7 млрд. рублей), ООО «Сведвуд Карелия» (строительство мебельной фабрики; 2 млрд. рублей), ООО ДОК «Калевала» (организация производства древесных плит; 8 млрд. рублей), ОАО «ФСК ЕЭС» (строительство транзитной высоковольтной линии напряжением 330 кВ между Кольской АЭС Мурманской области и Ондской ГЭС; 4,5 млрд. рублей), ОАО «Сегежский ЦБК» (проект модернизации целлюлозного производства «Белый медведь» с объемом инвестиций 56,5 млрд. рублей и сроком ввода за прогнозным периодом);

корпоративных инвестиционных программ ОАО «Карельский окатыш» (3,6 млрд. рублей) и ОАО «Кондопога» (1,2 млрд. рублей);

инвестиционных мероприятий федеральных адресной инвестиционной и целевых программ, региональной адресной инвестиционной программы (11,3 млрд. рублей).

В создавшихся условиях малый бизнес стал одним из самых динамичных секторов экономики республики. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия в 2009 году на территории республики было зарегистрировано 2824 индивидуальных предпринимателя. За 6 месяцев 2010 года число зарегистрированных предпринимателей составило 1913 человек, из них 705 человек (40%) открыли собственное дело при содействии органов службы занятости населения, получив субсидию из федерального бюджета на эти цели в рамках Региональной программы поддержки занятости населения в Республике Карелия на 2010 год.

В условиях выхода экономики Карелии из кризиса, несмотря на позитивные сдвиги в экономической сфере, реализация антикризисных мер будет продолжена, но с некоторым смещением акцентов и включением новых направлений, касающихся структурных изменений на рынке труда. Основные приоритеты реализации Региональной программы поддержки занятости в 2011 году будут сосредоточены на поддержании предпринимательской инициативы безработных граждан и создании новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

Для дальнейшего решения проблем на рынке труда Республики Карелия, возникших в результате негативных последствий мирового финансового кризиса, необходимы взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления и работодателей. Инструментом улучшения взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур и ведомств к улучшению ситуации на рынке труда является региональная программа поддержки занятости населения в республике Карелия на 2011г, разработчиками которой является министерство труда и занятости республики Карелия.

кризис гибкий рынок труд


Заключение


Проводя курс на эффективную занятость, необходимо обеспечить простор для трудовой мобильности высвобождаемых работников к лучшим условиям занятости, создать их заинтересованность в переквалификации, исходя из потребностей рынка труда, и предоставлять достаточные гарантии только тем трудящимся, которые по объективным причинам не могут быть использованы на производстве, включая оказание им трудовой и материальной помощи в случае вынужденной безработицы.

Предоставляемые гарантии должны стимулировать активный поиск работы. Развитие сферы и форм занятости происходит вне государственного производства, по законам рынка труда. В этих условиях неизбежно возникает новая ситуация, когда предприятия будут вынуждены соревноваться за привлечение лучших работников. Но вместе с тем необходима общественная помощь тем, кто оказался слабее в этой конкуренции. Эти люди могут рассчитывать на поддержку государства через систему социальных гарантий.


Список использованной литературы


1.Эффективная занятость населения в регионе. / И.В. Жилкин. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 145 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль)

.Экономика труда: Учебник//Под ред. Архипова А.И., Карпухина Д.Н., Кокина Ю.П. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - 559 с. -

.1Труд и занятость в Карелии: Статистический сборник / Карелиястат. - Петрозаводск, 2007. С. 7-14. Возрастно-половая структура населения Республики Карелия: Статистический сборник / Карелиястат. -Петрозаводск, 2010. С. 3.

.Агабенян А. Мировая экономика и международные отношения;журнал,2012,№2.стр 105-114

.В.А. Гуртова. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сборник докладов, Петрозаводск 2011г.книга 1.

.В.А. Гуртова. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сборник докладов, Петрозаводск 2011г.книга 2.

.Вопросы социального обеспечения: журнал.2011,№8.Стр.4-5.

.Коровкин А.Г. Проблемы прогнозирования,2011,№6 стр.72-85.

.Новикова Е.Ю. Социологические исследования,»трудовая адаптация мигрантов»2011,№8,стр.136-139

.Узякова Е.С. Проблемы прогнозирования,2011. Стр.89-101.

11.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.government.ru / - Интернет - портал Правительства Российской Федерации// Банк документов// Распоряжение от 15 августа 2008 г. №1193-р// Приложение к Распоряжению от 15 августа 2008 г. №1193-р


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Занятость населения - это не только одна из важнейших экономических характеристик. По данной категории можно судить о благосостоянии народа любого государства. При этом оценивается уровень занятости населения, который является важным макроэкономическим показателем.

Определение термина

Занятость населения - это явление социально-экономического плана. Оно представляет собой общественно полезную деятельность населения, цель которой кроется в удовлетворении общественных и личных потребностей, а также в получении заработка (дохода). Данное определение дает Закон «О занятости населения в Российской Федерации». Этот важнейший документ принят 19.04.1991 г. под № 1032-1.

Занятость населения - это категория еще и экономическая. Она является совокупностью отношений, которые касаются трудовой деятельности граждан. Данная экономическая категория выражает степень включения населения страны в общественно полезную деятельность. Также она указывает на меру потребности предприятий в работниках, на наличие вакансий, необходимых для получения дохода. Все эти позиции позволяют считать занятость населения одной из важнейших характеристик рынка труда.

Некоторые авторы дают и другое определение данного термина. По их мнению, занятость населения - это главный параметр, необходимый для функционирования рынка трудовых ресурсов. При этом он является определенным видом отношений между людьми экономического и правового характера. И это не удивительно, ведь человек приобретает рабочее место, включаясь в ту или иную кооперацию труда. И до того момента, пока сотрудник остается в выбранной им подсистеме хозяйственного сектора экономики, эти отношения продолжают иметь место.

Категории работников

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» дает разъяснение того, кого из граждан страны можно считать включенными в общественно полезную деятельность.

Это люди:
- работающие по трудовым договорам, а также имеющие иную службу или работу, за которую они получают вознаграждение;
- имеющие регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
- занимающиеся подсобными промыслами и продающие продукцию по заключенным договорам;
- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемые должности;
- выполняющие различные виды работ согласно договорам гражданско-правового характера или авторским;
- являющиеся членами артелей (производственных кооперативов);
- находящиеся на службе военной, гражданской альтернативной, в органах МВД;
- обучающиеся на очных отделениях учреждений образования;
- временно отсутствующие на своем рабочем месте в связи с болезнью, отпуском, призывом на военную службу и т. д.;
- являющиеся участниками (учредителями) организаций и обладающие в отношении последних имущественными правами.

Требования рыночной экономики

Начиная с девяностых годов прошлого столетия, Россия отказалась от административно-командного вида хозяйствования. Ее экономика стала переходить на рыночные рельсы, что потребовало проведения различных реформ. Не минуло это и сферу занятости. В ней также были проведены многочисленные изменения. Разработка нововведений основывалась на уже полученном развитыми странами опыте. Результатом проделанной работы стал законодательный акт «О занятости населения Российской Федерации», отразивший основные принципы государства по данному вопросу. Первый из них закреплен в Конституции России. Он гласит о добровольности труда и наличии права граждан на свободное распоряжение своими способностями к творческому и производительному труду.

Второй из изложенных в законе принципов касается ответственности государства за создание необходимых условий занятости и свободного выбора гражданами рабочего места. На страну также возлагается обязанность обеспечения и учета долговременных интересов нации. Это третий принцип занятости населения. Органы власти всех уровней должны прилагать усилия для запуска в действие механизмов государственного регулирования, а также не препятствовать рыночному саморегулированию данной сферы. При этом должны быть использованы финансовые возможности внебюджетных фондов, бюджета, общественных объединений, предприятий и самих граждан в целях достижения социальной и экономической эффективности принимаемых правительством программ. Это является четвертым принципом политики государства в сфере занятости населения.

Методы и способы трудоустройства

В любом государстве политика занятости населения определяется, прежде всего, поставленными обществом задачами и целями. При этом каждая страна может использовать собственные способы решения проблем в данной сфере. Так, выделяют американскую модель. Она предполагает создание большого количества рабочих мест, где от людей не требуется высокая производительность, а получаемые ими доходы находятся на низком уровне. Такой рынок труда устраивает значительную часть экономически активных граждан. Формально безработица находится на низком уровне. Однако количество людей с небольшими доходами значительно увеличивается.

При применении скандинавской модели практически все трудоспособное население будет иметь рабочие места с удовлетворительными условиями оплаты. Такое возможно при создании большого количества вакансий в государственном секторе экономики. Однако проведение данной политики чревато появлением инфляционного давления и истощением казны.

При создании европейской модели количество занятого населения сокращается с ростом производительности труда и доходов работающих. Ведение такой политики должно поддерживаться дорогостоящей системой пособий для постоянно увеличивающегося количества безработных.

Виды политики занятости

В сфере трудоустройства своих граждан государство может проводить как активную, так и пассивную деятельность. Первая из них предполагает принятие ряда мер, направленных на содействие занятости населения. Активная политика включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение увольнений работников и сохранение рабочих мест, повышение квалификации населения и его профессиональное обучение, организацию различных общественных работ, поддержку частного предпринимательства и т. д. Все это содействует снижению уровня безработицы в стране.

При проведении пассивной политики государство не принимает меры к содействию занятости. Оно лишь прослеживает те негативные последствия, которые имеют место при высоком уровне безработицы. При этом государство выплачивает пособия нетрудоустроенным гражданам и предоставляет услуги по подбору рабочего места. С этой целью в стране организуется служба занятости населения. Кроме того, при проведении пассивной политики государство оформляет досрочный выход на пенсию. Также оно оказывает материальную или неденежную поддержку безработным.

Развитые страны, имеющие социально ориентированную рыночную экономику, ведут, как правило, активную политику в области занятости граждан. При этом государство стремится к тому, чтобы:
- работа была для всех, кто ее ищет;
- трудовая деятельность находилась на максимально эффективном уровне;
- существовала свобода выбора рабочего места.

Достижение намеченных целей

Для того чтобы намечать действенные меры в реализации политики в области занятости граждан, необходимо учитывать уровень и стадию экономического развития всей страны. Немаловажным фактором решения проблем трудоустройства явится слияние этого направления с решением различных экономических и социальных задач.

Каким образом должен подниматься уровень, характеризующий занятость населения? Работа по улучшению данного показателя осуществляется с помощью методов, которые соответствовали бы практике и национальным условиям.

Предварительно разработанные методы должны постоянно координироваться в рамках проведения социальной и экономической политики. При этом все решения в сфере занятости требуют активных действий не только со стороны государства. Шаги в этом направлении нужны от работодателей, а также от наемных работников.

Органы содействия трудоустройству

В 1991 году в РФ была создана Федеральная служба занятости населения. На сегодняшний день комплексным регулированием трудоустройства граждан страны занимается Министерство труда и социального развития России. Его создали в 1996 г., упразднив при этом сразу три социальных ведомства:

Министерство соц. защиты населения.
- Министерство труда.
- Федеральную службу занятости.

При этом вновь образованное ведомство стало отвечать за выработку Помимо этого, Министерство труда и социального развития осуществляет управление всей системой служб занятости через региональные отделения.

Основной функцией данного руководящего органа является разработка и дальнейшее финансирование программ в сфере трудоустройства, стандартов и выполнение задач при тесном взаимодействии с региональными отделениями. Такая деятельность направлена на защиту населения от безработицы.

В непосредственном подчинении Министерства труда и социального развития находятся региональные службы. Они руководят работой органов данного ведомства, расположенными непосредственно на местах. При этом в обязанности региональных служб входят:
- планирование;
- инструктирование;
- финансирование;
- осуществление контроля.

Местные же службы занятости, которыми руководят региональные органы этой сферы, проводят непосредственную работу с населением. В этом и заключена их повседневная деятельность.

Задачи СЗН

Граждане, желающие найти для себя подходящую работу, должны обращаться в Центр занятости населения своего города или поселка. Это Министерства труда и социального развития, предоставит консультацию и проинформирует об имеющихся вакансиях. Кроме того, Центр занятости населения окажет и ряд других услуг. Среди них:

Выплата денежного пособия по безработице;
- оказание материальной и психологической помощи безработным, а также находящимся на их иждивении членам семей.

СЗН решают четыре основные задачи. Это:
- социальная защита нетрудоустроенных граждан;
- обучение профессиональным навыкам;
- облегчение трудоустройства;
- о наличии вакансий.

Направления деятельности СЗН

Государство любой страны организует и регулирует трудовую занятость своих граждан. Российская Федеральная служба занятости осуществляет деятельность, направленную на:

Составление прогнозов развития и анализ уровня занятости;
- разработку и дальнейшее осуществление целевых программ федерального и территориального уровней, цель которых - содействовать занятости тех граждан, которые находятся под риском увольнения и испытывают трудности в поисках работы;
- организацию профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных граждан.

Данная работа организуется и проводится под непосредственным руководством соответствующего федерального органа, каковым является Департамент занятости населения. Он в рамках своих полномочий создает и курирует территориальные службы.

Департамент занятости населения призван:
- анализировать ситуацию, сложившуюся на территориальных рынках труда, и вырабатывать различные меры, направленные на предупреждение или сокращение негативных последствий массового увольнения работников;
- организовывать работу по регистрации безработных и содействовать им в дальнейшем трудоустройстве;
- назначать и выплачивать пособия по безработице зарегистрированным им гражданам;
- обеспечивать гражданам государственные гарантии;
- организовывать работу любого входящего в эту систему территориального органа, такого, как городское управление занятости населения и районный отдел ЗН;
- заключать договора с учреждениями образования на профобучение безработных;
- содействовать развитию малого бизнеса.

Совершенствование работы с населением

Территориальные органы службы занятости работают в соответствии с Федеральной программой, предусматривающей содействие в трудоустройстве граждан. Основной их задачей при этом является смягчение в регионах РФ. Эта цель достигается при развитии гибкого рынка трудовых ресурсов, приведении к балансу предложений вакантных мест и нетрудоустроенных работников, повышении уровня занятости и т. д. При этом происходит постоянное совершенствование методов и форм работы с населением.

К примеру, занятость населения Москвы и некоторых других городов пытаются направить в русло активизации самостоятельного поиска работы гражданами, обратившимися в Центры СЗН. Для этого работники данной службы внедряют в практику проведение групповых консультационных бесед.

Кроме того, трудоустройству граждан содействуют проводимые «Ярмарки вакансий», «Банки резюме клиентов», «Клубы ищущих работу» и многие другие программы.

Введение

Для осуществления эффективной государственной политики обеспечения занятости населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемых занятыми. Данная работа как раз и раскрывает понятие занятости и рассматривает различные классификации занятости. Некоторые виды занятости, выделенные в законодательстве, до сих пор являются темой для споров в России.

Занятость является важнейшей экономической характеристикой рынка труда.

В обществе более распространено представление о занятости как об основанном на общественном разделении труда социально-экономическом процессе приложения труда разных групп населения по сферам общественно-полезной деятельности (на учебе, в общественном производстве и индивидуальном хозяйстве).

Занятость нужно рассматривать с двух позиций:

1. как экономическую категорию

2. как социально-экономическую категорию.

Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости.

Определение занятости

Для начала определим такое понятие как занятость.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).1

Все вопросы, связанные с занятостью населения, раскрыты в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

Виды занятости

Виды занятости дают характеристику распределению активной части населения по профессиям и специальностям, по сферам применения труда. В обществе существуют несколько видов занятости.

Следующие признаки характеризуют структурные виды занятости:

Профессионально - квалификационный признак:

Стаж работы;

Уровень образования;

Степень автоматизации труда.

Характер деятельности:

Личное подсобное хозяйство;

Индивидуальная трудовая деятельность;

Работа на заводах и фабриках и общественных организациях;

Служба в армии;

Работа за границей.

Тип класса и социальный слой:

Предприниматели;

Рабочие;

Управленческий персонал;

Инженерно-технические работники и служащие.

Вид собственности.

Территориальный признак.

Уровень урбанизации (это соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села).

Половозрастной признак.

Форма организации труда.

Каждый из выше перечисленных признаков видов занятости реализуется с помощью организационно-правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости. О.В. Ромашов "Социология труда" с. 48.

Виды занятых граждан по общероссийскому классификатору информации о населении: Общероссийский классификатор информации о населении.

1 Работающий на постоянной работе

2 Работающий на временной работе

3 Работающий на сезонной работе

4 Работающий по срочному трудовому договору

5 Неработающий

6 Безработный

7 Безработный, зарегистрированный в органах службы занятости

Форма организации рабочего времени влияет на полную (при условии полного рабочего дня), неполную и надомную занятость.

Признак стабильности влияет на постоянную и временную занятость К.Г. Кязимов "Рынок труда и занятость населения" с.56..

Полная занятость - это состояние на рынке труда, когда полностью удовлетворяется потребность граждан в труде.

Неполная занятость определяется как занятость в неполное рабочее время или по собственному желанию работника, или когда экономически обоснованно, из-за сокращения длительности рабочего времени.

Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.

Частичная безработица - частое и нужное явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости заключается в том, что работник по причине перемены места жительства, работы и т.п. выходит на какое-то время из самого производства.

Также определенный уровень безработицы положительно влияет на конкуренцию на рынке труда, стимулирует развитие трудовых ресурсов.

Неполная занятость характеризуется как занятость, при которой естественный уровень безработицы остается высоким В.А. Павленков "Рынок труда. Занятость. Безработица" с.124. .

Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления Бородин И.И., Минаева Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения с.61..

Растет конкуренция на рынке труда из-за того, что идет увеличение масштабов частичной занятости. Поэтому растет недовольство многих людей. Но есть и те кто, наоборот, поддерживают частичную занятость. Потому что она дает им шанс сочетать работу с выполнением семейных обязанностей и с учебой.

Во многих странах стимулирование частичной занятости рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых Рекомендации Международной организации труда от 26 июня 1962 г. N 116 о сокращении продолжительности рабочего времени. .

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 млн. человек, сократившись в 1998 - 2001 годах почти в 4 раза Распоряжение правительства РФ от 06.05.03 № 568-р "О Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы".

Также встречается и такая классификация занятости: продуктивная (эффективная), полная, свободно избранная, неполная, скрытая, сезонная, маятниковая, периодическая и др.

Продуктивная (эффективная) занятость - это занятость, приносящая рабочим доход, обеспечивающий достойные условия жизни.

Скрытая занятость населения характеризуется тем, что безработные, пенсионеры занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.

Сезонная занятость представляет собой периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий.

Маятниковая занятость - это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

Периодическая занятость - это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом).

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

В соответствии с Конституцией Украины гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду. При этом принуждение к труду (в какой бы то ни было форме) не допускается. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной или иной ответственности.

Согласно с Законом Украины «О занятости» занятыми считаются граждане:

  • работающие по найму;
  • временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой, в т.ч. предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов;
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу;
  • обучающиеся.

Занятость называют полной, если все, изъявившие желание иметь оплачиваемую работу, ее имеют. Полная занятость предполагает отсутствие циклической безработицы, но наличие её естественного уровня, который включает в себя фрикционную и структурную безработицу. (О видах безработицы см. п. 2.3. настоящего пособия)

Продуктивная занятость - занятость в общественном производстве, т.е. производстве материальных благ и оказании услуг, что определяет в конечном счете уровень и качество жизни населения.

Рациональная занятость определяется отношением продуктивной занятости к общей занятости населения.

Эффективная занятость - использование занятой рабочей силы без потерь, когда получается наибольший материальный результат.

Существуют три основных принципа обеспечения занятости в период перехода к рынку.

Первый принцип - добровольность и непринудительность труда:

  • приоритетное право выбора между участием и неучастием в общественном труде должно принадлежать самому человеку;
  • сферу общественного труда в демократическом обществе надо рассматривать как одну из равноправных сфер общественно полезной деятельности - воспитание детей, организация досуга, учеба, ведение домашнего хозяйства и т.п.

Можно заниматься любого рода трудовой деятельностью. Допустима только одна причина пресечения деятельности - незаконный источник средств существования.

Второй принцип - работать там и столько, где и сколько это необ-ходимо самому человеку. В соответствии с этим принципом используются различные формы занятости - постоянная, частичная, временная, эпизодическая, совместительство, гибкие графики организации работы и др.

Третий принцип - свобода выбора географического места труда. Объективные ограничения этого принципа существовали всегда.

Если человек планирует стать кооператором или фермером или за-няться индивидуальной трудовой деятельностью, общество не должно чинить ему правовых препятствий. Однако станет ли он тем же фермером, будет зависеть от личных качеств претендента и от того, существует ли в этом потребность общества.

Занятость населения - не только стремление к самовыражению, но и суровая необходимость обеспечить себе элементарные блага. Стоит только прервать работу - можно подвергнуться риску необеспеченной старости, лишиться очереди на жилье, потерять другие блага.

Предпосылки к достижению эффективной занятости - свобода выбора рода занятий, свобода выбора места работы и жительства, отмена всякого рода административных ограничений трудовой мобильности, предоставление гарантий трудоустройства в соответствии с законодательством о труде.

Решению вопросов занятости населения будет способствовать про-ведение приватизации части государственной собственности, реализация принципа равенства форм собственности, отмена прописки и устранение препятствий для свободного передвижения рабочей силы, создание рынков жилья на основе его приватизации, создание хорошо работающей системы найма рабочей силы, отладка вопросов переквалификации и освоения новых необходимых для общества профессий и специальностей и некоторые другие меры.

Украина в области занятости населения как правовое государство координирует свои действия с Международной организацией труда (МОТ). МОТ осуществляет Всемирную программу занятости, в соответствии с которой оказывает странам мира практическую помощь в выборе политики, призванной привести к созданию большего числа мест в промышленности, сельском хозяйстве, на общественных работах и в других секторах, а также в выборе технологий и программ подготовки, которые будут полностью использовать трудовые ресурсы в целях экономического и социального прогресса. Очевидно, что формирование современного рынка труда у нас в стране невозможно без освоения общепринятых в мире норм и стандартов трудовых отношений. Поэтому представляется особенно важным, чтобы законы, принимаемые сейчас для регулирования трудовых отношений, учитывали международные нормы.

Государственная политика в области занятости населения основана на следующих принципах:

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор занятости;
  • поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение развития их способностей к производительному и творческому труду;
  • добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан;
  • активное содействие занятости и предотвращение безработицы;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости;
  • сочетание самостоятельности местных органов власти с централизованными мероприятиями по решению важнейших проблем занятости;
  • участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) работодателей в разработке, реализации и контроле над выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Украины за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в стране.

Для содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на республиканском и местном уровнях разработана Государственная программа содействия занятости.

Государственные республиканская и региональная программа занятости предусматривают:

  • увеличение числа рабочих мест, повышение экономической заинтересованности предприятий, учреждений в продуктивных и гибких формах занятости населения;
  • меры содействия занятости населения в сельской местности;
  • обеспечение занятости нуждающихся в социальной защите граждан пенсионного возраста;
  • совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации, профессиональной переориентацией населения; повышением эффективности использования трудовых ресурсов;
  • создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства;
  • совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы;
  • содействие добровольному переселению граждан с выделением соответствующих материальных и финансовых средств.

Решение вопросов, связанных с занятостью, одной Украине весьма трудно. Государства СНГ, несмотря на провозглашенную независимость, имеют разнообразные жизненные связи, которые складывались на протяжении столетий. Поэтому в государственной политике занятости населения Украины существенное место занимает ее международный аспект и особенно согласованные действия по решению рассматриваемых проблем между странами СНГ и особенно с Россией.

Государственная политика в области занятости населения направлена также на поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию деятельности государственных органов занятости, профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей в разработке, реализации и контроле над выполнением мер по обеспечению занятости населения, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения. На республиканском и местном уровнях созданы координационные комитеты содействия занятости населения для выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения из представителей, рекомендуемых профсоюзами, ассоциациями предпринимателей, органами службы занятости и общественными ассоциациями. Организацию и порядок работы этих комитетов определяют представленные стороны. Кроме того, местным органам власти дано право выдавать лицензии на деятельность негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан.

Для реализации политики занятости на Украине создана Республиканская служба занятости. В автономной республике Крым, в городах Киеве, Севастополе, в областях и регионах образованы центры занятости населения.

В составе государственной службы занятости создана инспекция, осуществляющая контроль над исполнением государственными и общественными организациями, предприятиями и другими работодателями законодательства о правах граждан на труд и занятость.

Деятельность коммерческих бюро, агентств и других организаций, оказывающих платные услуги в трудоустройстве украинских граждан за рубежом, допускается по лицензиям.

В обязанности службы занятости входят:

  • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информация о состоянии рынка труда;
  • учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  • консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;
  • оказание услуг по трудоустройству;
  • регистрация безработных, оказание помощи им, включая выплату пособий;
  • организация разработки программ занятости населения;
  • содействие в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населения;
  • организация профессионального обучения и переобучения граждан.

Службы занятости имеют следующие права:

запрашивать ото всех организаций информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест;

  • направлять трудящихся на предприятия по вопросам трудоустройства;
  • разрабатывать и выносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства;
  • направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
  • распоряжаться средствами, выделяемыми государством на обеспечение занятости;
  • оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу;
  • выдавать пособие по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.

Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита.

Для обеспечения эффективно действующего механизма реализации государственных гарантий занятости населения службой занятости, прежде всего областными (городскими, районными) центрами (бюро) занятости, необходима информация всех ее звеньев о состоянии рынка труда. Решению этой проблемы способствует компьютеризация сбора, обработки и распространения различной информации о состоянии рынка труда.



Поделиться: