Поздравление с праздником рождеством пресвятой богородицы. Поздравить с рождеством богородицы. Дом Иоакима и Анны

С Рождеством Пресвятой Богородицы
Поздравляю сегодня вас я,
Пусть хранит вас Мария от горестей,
Пусть счастливой будет семья.

Вам желаю я мира и радости,
Милосердия, в сердце - тепла,
Окружит Богородица радостью
И подарит вам много добра.

Рождество Пресвятой Богородицы,
Праздник радости ты встречай,
Сердце счастьем твое пусть наполнится
И молитвой ты день начинай.

Пусть простит нам Святая Дева
Все грехи и греховные мысли,
Пусть в благом нам поможет деле
И пусть души наши очистит.

В этот день я желаю добра
Всему христианскому миру
И за здравие ставлю свечу
Богородице Деве Марии.

С Рождеством Пречистой Пресвятой Богородицы! Желаю мира, радости в семье и удачи в делах. Пусть Пресвятая Дева спасает под своим покровом вас и ваших близких. Счастья, божьей благодати и любви вам!

С Рождеством Богородицы тебя
Поздравляю искренне, сердечно!
Будут пусть чисты и нежны небеса,
И в душе покой живет пусть вечно.

Пусть здоровье не подводит никогда,
Теплотой любовь пусть согревает.
Поздравляю искренне тебя!
С торжеством чудесным поздравляю!

Пускай Рождество Пресвятой Богородицы
Счастье и радость тебе принесут!
Святые пускай о тебе позаботятся:
Пусть от невзгод и всех бед берегут!

Желаю добра, море ярких мгновений,
Любви безграничной, надежды и веры,
В жизни лишь верных и честных решений,
А также успешной и быстрой карьеры!

Пресвятая Богоматерь
В мир сегодня наш пришла.
Знаем мы, какой нелёгкий
В жизни путь она прошла.

Будьте так же терпеливы,
И несите радость в дом:
Родилась Мария Дева,
Ей за Сына воздаём.

Чтоб на семьи ваши также
Снизошла та благодать.
Будем мы теперь смиренно
Рождества Христова ждать.

В этот день случилось чудо
В Назарете у семьи,
Появилось воплощение
Веры, света и любви.

Та, что стала пресвятою,
В грешный мир тогда пришла
И с красивою душою
Мир с собою принесла.

Рождество святой Марии -
То начало всех начал,
Чтобы каждый свято верил,
Голос сердца не молчал.

Мы рождение Девы Марии
Отмечаем сегодня не зря,
Вы примите, мои дорогие
Поздравления с тем от меня.

Я желаю здоровья большого
И от сердца вам всяческих благ,
Чтоб совсем не случалось плохого,
Не тревожились чтоб вы никак!

Пускай Дева Пречистая
Твои слова услышит:
Чего ты просишь искренне
Дарует тебе свыше.

Хранит твою семью от бед,
Родных оберегает,
В делах благочестивых,
Как может, помогает.

Пускай вселит надежду
И веру укрепит,
Поселит мир в твоей душе,
Не даст сойти с пути.

В День Рождества Богородицы
Вам шлю свои поздравления,
Хранит пусть Мария от бед,
Дарует любовь и терпение.

Пусть вера ведет по дороге,
Порой неровной судьбы,
Дает Богородица силы
Для честной и смелой борьбы.

Со святым Рождеством Богородицы,
Я всех от души поздравляю!
Уходят пусть все неурядицы,
Везения, счастья желаю.

Пусть дом под охраной небесной,
Пребудет на многие годы,
Душа наполняется верой чудесной,
На сердце не будет дождливой погоды!

С Благовещением сердечно поздравляю,
Весть, принесённую Гавриилом, все мы знаем.
Благая весть приятная для всех,
Она вселяет веру нам в успех.
Деву Марию все благодарю
И веру в Бога в сердце я храню.
Желаю цели в жизни достигать,
Всё, что задумано – вам с Богом совершать!!!

С Рождеством Пресвятой Богородицы
Поздравляю тебя от души.
Пусть надежды все, планы исполнятся,
Век живи без печали, нужды.
В день всемирного счастья и радости,
Помолись Пресвятым Небесам.
Возликуй, и твори без усталости
Светлый мир красоты и добра.

Поздравления с Благовещением Пресвятой Богородицы

Благовещение Святое -
День великий на Руси,
С ним ты чувство молодое
В чёрством сердце воскреси;
Отзовись душой, как младость,
Грудью полною своей
На сияющую радость,
На улыбку вешних дней.
Соблюдая праздник строго,
В этот день твердит народ,
Что и пташка хвалит Бога
И гнезда себе не вьёт;
В этот праздник, выйдя к полю
С горстью полною зерна,
Добродушно птиц на волю
Выпускала старина.
Приближение дней пасхальных
Проясняет хмурый взгляд,
Из сторонок чужедальных
В гости ласточки летят.
И внушая мысль о братстве,
О дарах любви благой,
Будто спорят о богатстве
Небо с грешною землёй.
Все внимают чутким слухом
Гимну зорьки золотой,
Опушились нежным пухом
Ветви вербы молодой.
И глядит на нас, сияя
Недоступностью чудес,
Эта вечность голубая
Торжествующих небес.

Стихи поздравления с Рождеством Пресвятой Богородицы

В великий праздник Богородицы рожденья
Составлено сей прелестное поздравления!
Чудесное, небесное знамение -
Расцветший вдруг, нечаянно, цветок!
Прибудет свет, добро самой Владычицы,
Рассеются на небе облака...
И каждый верующий вдруг в душе возвысится,
И станет ноша, как пушок, легка!
Ликуйте: радость снизошла,
И нет на свете больше зла!

Пречиста и светла Твоя дорога
Иисуса родившая для всех,
Богородица Пренепорочная дева Мария
Возрадуемся все за Тебя!
Ты нежным взором всех укутываешь,
Смотря с икон на нас
И Миссию свою Ты исполнила,
Иисуса в наш мир приведя.
Есть нам чему учиться у Тебя:
Терпение, смирение, трудолюбие
И чистота…
Души и Сердца ширь,
Любовь к Отцу и понимание
Кто Ты, Кто Есть Отец, зачем живём.
Без ропота жизнь проживать,
А с благодарностью,
Тогда и вырастим до уровня Творца.
И Сына своего Ты с пониманием
Воспитывала, Миссию Его приняв,
С терпением, без ропота Его ожидавшая,
И понимая замысел Отца.
И нам бы всем без исключения
Понять, что мы – Одно,
Частицы Бога нас сотворившего
И сила клетки есть в том –
Насколько функцию свою
Она выполняет по отношению
К организму целому.
Все мы с Отцом – Единое творение
Насколько каждый выполняет миссию свою,
С Отцом имея канал связи надёжный –
Настолько силы в нас и в каждом и во Всём!

Пусть это Рождество Христово подарит вам
улыбки и веселье. Пусть праздник подарит
вам шанс очутиться в сказке. Желаю уметь
наслаждаться текущими моментами и оставлять
в памяти всегда только хорошее. Желаю, чтобы
в вашей жизни всегда было место для чудес и чтобы
вы всегда верили в хорошее. Будьте счастливы,
не смотря не на что. С Рождеством Христовым.

Поздравляю с Рождеством Богородицы,
Радуйтесь дети, матери, отцы,
С праздником рождения великой владычицы,
Оковы греха хоть на время спали.
Событие это совсем не случайно,
Ведь ей отвели очень важную роль,
И пусть на мгновение явится отчаяние,
И сердце охватит ужасная боль,
Молись к небесам, всей душою взывая,
И Дева Мария поможет все нам,
Она не предаст, Мария святая,
Ты есть, и ты будешь, хвала небесам.

В Рождество Пресвятой Богородицы
Все печали и скорби уйдут.
Пусть душа твоя счастьем наполнится,
А молитвы до неба дойдут.
Пусть Заступница наша небесная,
В начинаниях поможет тебе.
Станет жизнь схожа с сказкой прелестною,
Словно рай наступил на земле.

Две даты вместе - важный знак.
И было так. И будет так.
За Богородицы рожденье,
За день рождения страны
Бокал вина мы с уважением
Поднять, конечно же, должны!

Поздравляю с Рождеством Богородицы Марии,
Отмечают христиане праздник во всем мире,
Храм открыт и ждет прихода, всей семьей иди,
И молитву за здоровье вслух произнеси.
Богородица Мария, матушка Иисуса,
За тебя и за семью в этот день молюсь,
Поздравляю всех друзей и врагов невинных,
Чтоб общались мы всегда без упреков и обиды.

О чудо, о добро, о справедливость,
О трепетные вздохи о судьбе.
Жить без ребенка Анна не хотела,
Ребенка дал ей Бог, спасение в душе!

Ребенка назовут Марией
Она что чистота, что благость – свет очей.
Мария – непорочное создание
Она мир дарит людям на Земле.

Мария породит надежду и спасение,
Сын Иисус владыка мира, сердца и души.
Я поздравляю с Рождеством Марии
Пусть солнце будет в небе высоко!

Стихи поздравления с Рождеством Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы -
Это праздник начала начал!
Свято верит народ, тихо молится,
Чтоб Господь в этот день всем послал
И терпенье, и блага, и радости,
И великую тайну любви...
Сам бесёнок - проказник и пакостник -
Убегает, чем беса гневит.
Тьма рассеется, боль - отойдёт,
Богородица к людям идёт.

Пресвятая Богородица
Дает людям приют
Оберегая от одиночества
Птицы молитву вновь поют.

Под твоим Покровом, нас храня
Имеем бы убежище от бед.
Мы просим каждый день, живя
Пошли, пожалуйста, нам свет!

Любила, растила, кормила Сыночка,
И знала - однажды уйдёт навсегда.
Ей знание это поведала ночка,
Забыть не дала Вифлеема Звезда.

На сердце носила Она эту тайну,
Хранила её, как святая святых.
Но выбор на Ней сделан был не случайно,
Была Она лучше всех женщин земных.

Она испытала всю тяжесть потери,
Когда погибал Он, спасая людей.
За верность открылись Ей райские двери.
Как Матери, мы поклоняемся Ей!

С Богородицы Рождеством!
Пусть чудесные пожелания
Принесут в твой счастливый дом
Понимание и признание.
Поздравляю тебя душевно я,
И желаю тебе благ земных,
Счастья вечного и волшебного,
Много радости каждый миг!

Рождество Пресвятой Богородицы

Бледнеет ночь греховная; редеет беспросветная,
Глубокая, бездонная веков минувших мгла,
Всю землю обложившая. С тех пор, как Солнце райское
Прощальный луч свой бросило над грешною землей,
Оставив след зари златой - надежды искупления,
Мелькнувший и погаснувший в томительную ночь...
Лишь звезды полуночные дрожащий луч пророчества
Бросали в бездны темные, да бледный свет луны
Холодной правды отблеском сквозь облако Синайское
Сердца жестоковыйные, не грея, освещал,
И тени, тени черные от всех предметов падали,
Как пятна преступления, свидетели греха!
Небесное проклятие давило воздух тяжестью,
Как облако свинцовое, чреватое грозой.
И чаша гнева Божия, казалось, переполнилась,
И пробил час возмездия над грешною землей!
Но благ Господь! Проходит ночь, редеет тьма греховная,
Уходит туча черная, а там, где край небес,
Зажглась полоска чудная камнями разноцветными,
Как будто крылья Ангела, летящего вдали.
Струи златого воздуха, багрянцем опыленные,
Лазурью окаймленные, венчанные звездой, -
Раскинулись, раздвинулись, горят надеждой новою
Блестят, переливаются, и дышат, и растут.
О, это Ты, Заря надежд, Мария, Дева Чистая,
Предвестница Златого Дня, Избранница небес!
В струях земного воздуха в стремление к небу чудному
От света не вечернего рождается Заря,
Так Ты, о Дева Чистая, молитвою рожденная,
Земная и небесная, зарею светишь нам!
И воспевая таинство рожденья благодатного
Пречистой Богородицы, поем мы гимн Заре,
Блеснувшей человечеству за ночью беспросветною,
Как крылья благовестника о наступление дня.
В лучах зари рождается светило неба чудное,
И Матерью становится для Солнца-солнца Дочь;
Так, славя рождество Твое, Мария, Дочь небесная,
Мы все полны надеждою на Сына Твоего,
На Солнце лучезарное, на Свет не вечереющий,
На Истину державную и вечную Любовь.

Сегодня мы празднуем (Матери Божьей Девы Марии). 21 сентября родилась Та, которая подарила миру Господа нашего и Спасителя — Иисуса Христа. Та, которая стала мостом между Небом и землей, между Господом и человеком. В этот день православные мира поздравляют друг друга с этим чудесным праздником и желают мира, добра, радости, любви и счастья. А мы подготовили для вас душевные и красивые поздравления в стихах.
С Праздником в честь рождения Пресвятой Богородицы поздравляем мы сегодня всех христиан! Пусть ПрисноДева Мария поможет во всех начинаниях, а сердца будут исполнены чистой веры.

Поздравления с праздником Рождества Пресвятой Богородицы

В великий праздник Богородицы рожденья
Составлено сей прелестное поздравления!
Чудесное, небесное знамение -
Расцветший вдруг, нечаянно, цветок!
Прибудет свет, добро самой Владычицы,
Рассеются на небе облака…
И каждый верующий вдруг в душе возвысится,
И станет ноша, как пушок, легка!
Ликуйте: радость снизошла,
И нет на свете больше зла!

Рождество Пресвятой Богородицы,



Рождество Богородицы - с нами,
Это праздник чудесный такой!
Вас поздравим простыми словами,
Пожелаем добра всей душой,

И удачи мы вам пожелаем,
Чтоб успех никогда не ушел!
Вас поздравим сегодня стихами,
И в честь праздника сядем за стол!

Пусть Богородица своею силою святою
Наполнит души и наполнит каждый дом
Бескрайним счастьем, чистым светом и покоем,
Добром, любовью, верой в Бога и теплом.
С днем Богородицы Святой вас поздравляю,
Пускай звучат лишь добрые слова,
Пусть радость в жизни вас не покидает –
От всей души желаю в праздник Рождества!

Р ождество Пресвятой Богородицы,
Праздник светлый, великий и радостный,
В честь достойнейшей именинницы,
Колокольный звон слышен, благостный!


С этим праздником вас поздравляю я,
Пусть в душе вашей Вера живет,
Вам огромного счастья желаю я,
Пусть всегда счастье вас ждет!

Поздравляю с Рождеством Богородицы Марии,
Отмечают христиане праздник во всем мире,
Храм открыт и ждет прихода, всей семьей иди,
И молитву за здоровье вслух произнеси.
Богородица Мария, матушка Иисуса,
За тебя и за семью в этот день молюсь,
Поздравляю всех друзей и врагов невинных,
Чтоб общались мы всегда без упреков и обиды.

Я тебя поздравляю сегодня
И желаю — пусть в жизни отныне
Счастье с радостью вечно находятся.

Пусть в душе твоей нежной, ранимой
Вера в чудо живет до конца,
Если веришь, с божественной помощью
Происходят всегда чудеса!

Рождество Пресвятой Богородицы -
Праздник светлый, великий и радостный.
В честь достойнейшей именинницы
Колокольный звон слышен, благостный!

С этим праздником вас поздравляю я.
Пусть в душе вашей вера живет.
Вам огромного счастья желаю я.
Пусть всегда и во всём вам везет!

С Рождеством Пресвятой Богородицы,
Поздравления, сегодня, прими!
Пусть душа от печали не томится,
А цветет от взаимной любви!
Пусть Небесная наша Заступница,
Вдохновит на победы тебя
И тогда обязательно сбудется,
Твоей жизни счастливой мечта!

С Рождеством Богородицы, милая,
Дорогая подруга моя!
В этот праздник ты будь счастливою,
И пусть рядом будут друзья.

Рождество – значит, все получится!
Богородица помощь даст,
Ты молись – и желанье сбудется,
Лишь Господь тебя не предаст!

Красивые поздравления с Рождеством Пресвятой Богородицы

С Рождеством Пресвятой Богородицы
Поздравляю тебя от души.
Пусть надежды все, планы исполнятся,
Век живи без печали, нужды.
В день всемирного счастья и радости,
Помолись Пресвятым Небесам.
Возликуй, и твори без усталости
Светлый мир красоты и добра.


С Рождеством Пресвятой Богородицы
Поздравляю сегодня тебя.
Пусть будут здоровье и силы,
Пусть счастлива будет семья.
Хранит пусть Царица Небесная
От бед и уныния, от ссор.
Пусть светом наполнен лишь будет
Прекрасный, достойный твой дом.

В день погожий сентября
Мы славим рождество Марии,
Той, что в начале января
Иисуса миру подарила!
Пречистой все ее зовут,
И я поэтому желаю,
Чтобы сейчас в Вашу семью
Вошло добро. Подобной Раю
Отныне станет Ваша жизнь,
Душа очистится и тело!
Хочу, чтоб сердце рвалось ввысь,
И счастью не было предела!

В Рождество Пресвятой Богородицы
В храмах сотни горят свечей,
И идут преклонить колени
Пред святой миллионы людей.

Богородица Дева Мария,
От беды укрой, защити,
Ты, родившая Бога Сына,
Нас, детей Твоих грешных, прости.

Рождество Пресвятой Богородицы
Веру в душах пусть возродит,
Богоматери сила святая

В Рождество Пресвятой Богородицы
Все печали и скорби уйдут.
Пусть душа твоя счастьем наполнится,
А молитвы до неба дойдут.
Пусть Заступница наша небесная,
В начинаниях поможет тебе.
Станет жизнь схожа с сказкой прелестною,
Словно рай наступил на земле.

В Рождество Пресвятой Богородицы,
Я хочу попросить о любви,
Чтоб сбылось, что душе очень хочется,
И сердечко стучало в груди.
Пусть Господь сохранит от уныния,
И от злости тебя бережет,
Обратись к небесам с молитвою,
И Господь мимо слов не пройдет.


С Рождеством Пресвятой Богородицы
Поздравляю сегодня вас я,
Пусть хранит вас Мария от горестей,
Пусть счастливой будет семья.
Вам желаю я мира и радости,
Милосердия, в сердце - тепла,
Окружит Богородица радостью
И подарит вам много добра.

Поздравляю с Рождеством
Славной Богородицы!
Пусть на свете день за днем
Все мечты исполнятся!
Пусть все будет только так,
Как вам в жизни хочется!
Сделав к счастью первый шаг,
Ожидайте большего!

С Рождеством Пресвятой Богородицы
Поздравляю сердечно я вас.
Пусть душа ликованием наполнится
В этот радостный, праздничный час.

Я желаю молитв теплых, искренних
За родных, за себя и друзей.
Благодать же с небес, словно искрою,
Осветит, чтоб жизнь стала полней.

Богородица Дева Мария,
От беды нас укрой, защити.
Ты, родившая сына для Бога,
Нас, детей твоих грешных, прости.

Рождество Пресвятой Богородицы
Веру в душах пускай возродит,
Богоматери сила святая
На добро пусть нас благословит.


С Рождеством Пресвятой Богородицы!
Светлой верой душа пусть наполнится.
Вам - любви, доброты и терпения,
Чтоб ушли все подальше сомнения.

Чтоб сияло вам счастье прекрасное,
Не настало бы время ненастное.
И здоровы чтоб были все близкие,
Согревало бы солнце лучистое!

Под шепот золотой листвы
И благовеста звон напевный,
Спешу поздравить от души,
Восславьте тот чудесный миг,
Когда Она явилась миру
И чудотворный светлый лик,
Что дарит нам тепло и силу!
Пускай Владычица вам путь
Укажет в жизни самый верный,
Где навсегда исчезнет грусть,
Не будет горя, зла и скверны!
Живите с верою в добро,
Под Богородицы опекой,
Чтоб солнце радости взошло,
Наполнив дом теплом и смехом!

СМС поздравления с Рождеством Пресвятой Богородицы

С Рождеством Пресвятой Богородицы
Поздравляю народ православный!
Вам желаю терпенья и радости,
Чтобы в жизни сложилось всё славно!

Рождество Богородицы снова настало!
Я хочу, чтобы счастье вас ожидало.
Чтобы в сердце вашем вера жила,
И надежда в душе умереть не могла!

Рождество Пресвятой Богородицы ‒
Этот праздник наполнен любовью!
Поздравляю вас с ним и желаю,
Чтобы Ангел прильнул к изголовью!

Под шепот золотой листвы
И благовеста звон напевный
Спешу поздравить от души
Вас с Рождеством Пречистой Девы!

Рождество Богородицы в дом к вам вошло,
Я желаю, чтоб в праздник безмерно везло,
Чтоб хорошие вам удавались дела,
Чтобы жизнь интересной и яркой была!

В этот день родилась Богородица!
Пусть же счастлив он, светел и чист,
Дарит радость! Мечты все исполнятся
И любовью наполнится жизнь!
В день Рождества Богородицы
Чудо случится пускай.
Сердце пусть счастьем наполнится,
Будет в душе Вашей рай.
Пусть ни болезни, ни горести
Вас никогда не найдут.
Будут хорошими новости,
Радость лишь годы несут.

С Богородицы Рождеством!
Пусть чудесные пожелания
Принесут в твой счастливый дом
Понимание и признание.
Поздравляю тебя душевно я,
И желаю тебе благ земных,
Счастья вечного и волшебного,
Много радости каждый миг!

Царицей неба и земли
Марию Деву нарекли.
Для многих ты - спасение,
И даришь исцеление.

Великий праздник во дворе,
Проснемся вместе на заре.
Святой молитвой полон дом,
Возрадуемся дружно в нем.

То, что выпало как жребий ‒
Нерушимый план всегда!
На земле, в воде и в небе ‒
Воля Господа тверда!
Проявилась Божья милость,
Та, которая Чиста, ‒
Богородица явилась
Для Рождения Христа!

Поздравляю с Рождеством
Славной Богородицы!
Пусть на свете день за днем
Все мечты исполнятся!

Пусть все будет только так,
Как вам в жизни хочется!
Сделав к счастью первый шаг,
Ожидайте большего!


В День рождения Пресвятой Богородицы нужно соблюдать душевную чистоту, совершать добродетель, помогать словом и делом. Нельзя употреблять мясо, другие непостные продукты, а также спиртные напитки. Запрещена какая-либо физическая работа, ссоры, брань и осуждения. Любите друг друга, уважайте друг друга и поздравляйте родных и близких с Праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
Мира всем и добра!

Событие праздника и его эортологическая динамика

Рождество Пресвятой Богородицы можно, по словам святого Андрея Критского, назвать «началом праздников», хотя этот Богородичный непереходящий праздник едва ли не последний из двунадесятых по времени своего появления в Церкви.

С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. О Ее рождении еще задолго до этого события содержится много предсказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах (чудесное произрастание; рождение Эммануила (Богочеловека) от Девы; врата, чрез которые пройдет Господь, но врата те останутся по-прежнему закрыты и проч. См.: Ис. 7: 14; Иез. 44: 1–3 и др.).

В Новом Завете содержатся крайне скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы. Сведения о событии праздника можно найти в апокрифе II века – Протоевангелии Иакова. Оно повествует о скорби благочестивой иудейской четы в Назарете – Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства. А бесплодие считалось знаком гнева Божия (см., напр.: Ос. 9: 14; Иер. 29: 32). Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия и что если не он сам, то его потомки будут участниками славного мессианского царства. И Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников.

Во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву сугубую жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия» . Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала.

И тогда явился в саду ангел Господень: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой» . Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно, в свой срок, 8 сентября, у них родилась Дочь. Они назвали Ее Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».

Начиная анализ установления рассматриваемого празднования, необходимо вспомнить о том, что Богородичные праздники появляются позднее Господских.

Первые упоминания о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы встречаются на Востоке в V веке – в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439–446), а на Западе – в сакраментарии папы Геласия (492–496). Но эти свидетельства не имеют полной достоверности. Подлинность слов Прокла оспаривается, а древнейшие списки указанного требника появляются поздно – не ранее VIII века.

В сирийском месяцеслове 412 года не зафиксирован не только праздник Рождества Богородицы, но и ни один из Богородичных праздников (из Господских перечислены только Рождество Христово и Крещение). Под датой 8 сентября здесь стоит следующая память: «Пресвитер Фавст и Аммоний и 20 других мучеников».

Праздник Рождества Богородицы возник, по-видимому, в Греческой Церкви и скоро после этого появился в Риме, распространяясь на дочерние Церкви.

Знаменательно, что празднество совершается и иаковитами, и несторианами, которые называют его Рождеством Владычицы Марии. Происходит это, как правило, 8 сентября, хотя в некоторых древних коптских месяцесловах он датируется 26 апреля. Подобный эортологический параллелизм служит признаком того, что праздник появился в Восточной Церкви до отделения от нее многих еретических течений, то есть в V столетии.

Для святого Андрея Критского, составившего на праздник два слова и канон (около 712 г.), Рождество Богородицы является праздником большой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды».

Помечен праздник в Иерусалимском канонаре VII века, по грузинской версии – с явными отличиями от других дней. Праздник поименован в праздничном Евангелии, которое подарено Синайскому монастырю императором Феодосием III (715–717).

В западных месяцесловах праздник впервые упоминается в римском псевдо-Иеронимовом мартирологе VII столетия.

На Западе, должно быть, примерно в это же время выдвинута версия, связанная с датировкой рассматриваемого праздника – 8 сентября. Один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь накануне слышал с неба праздничное пение ангелов. На вопрос о причине ему было открыто, что ангелы веселятся, так как в эту ночь родилась Дева Мария. Узнав об этом, папа тотчас распорядился, чтобы, по примеру небожителей, и на земле праздновалось рождение Святой Девы .

Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII столетия, праздник не был там распространен и долгое время вплоть до XII–XIII веков не имел торжественной службы. Лишь на Лионском Соборе 1245 года папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей Западной Церкви, а папа Григорий XI (1370–1378) установил для праздника бдение с постом и особую службу литургии.

Праздник в православном богослужении

Источником, от которого можно вести историю литургического формуляра праздника Рождества Пресвятой Богородицы, следует признать Иерусалимский канонарь VII столетия. Он устанавливает тропарь, глас 1 «Рождество Твое, Богородице Дево», прокимен (глас 1) «Освятил есть селение Свое», стих «Бог нам прибежище и сила», чтения: Прем. 8: 2–4; Ис. 11: 1; Евр. 8: 7–9, 10; аллилуиа (глас 8 «Слыши дщи»); Лк. 11: 27–32. Евангелие начинается со слов: «Бысть же егда глаголаше сия», то есть с конца отрывка, который положен в настоящее время. В канонаре даны уставные рекомендации только для литургии. По-видимому, вечерня и утреня в этот праздник не имела серьезных отличий от будничных, что в свою очередь приводит к следующему выводу: статус великого праздника Рождеству Богородицы усвоен еще не окончательно.

Синайский канонарь важен для исторической литургики тем, что в нем для указанного празднования даны паремии, тропарь, апостол, Евангелие и причастен, идентичные современным.

Анализируя отдельные редакции Студийского типикона (Евергетидского, Гроттофератского монастырей и некоторых других), который применялся в обителях и, возможно, в приходских храмах Византии в IX–XII столетий и был воспринят на Руси X–XIV веков, можно обнаружить следующие особенности, отличающие их от нынешнего устава: на «Господи, воззвах» кодифицированы три современные стихиры на шесть; лития на вечерне отсутствует; стихиры на стиховне: первая – синхронная, вторая – стоит на месте современной третьей, а третья – на месте четвертой; «Слава и ныне», глас 2 подобен «Доме Евфрафов». На утрене после Евангелия, как и в другие праздники, положен прокимен «В нощех воздежите руки вашя». Каноны пелись так: в первом каноне в первой, третьей, четвертой и шестой песнях ирмосы по единожды, стихи – по дважды; в пятой, седьмой, восьмой и девятой песнях – и ирмос, и стихи по дважды, поскольку в первых песнях было по три стиха, а в последних – по два. Во втором каноне ирмос и стихи предписаны по единожды. На Хвалитех следовали нынешние три стихиры по дважды. На утрене полагались всегда и стиховные стихиры: в этот праздник стиховны утрени (глас 2) подобен «Доме Евфрафов» .

При подобном же сопоставлении синхронного положения с древнейшими списками Иерусалимского устава, на который в XII–XIII веках перешла Греческая, в XIV веке – южнославянские, в конце XIV – начале XV столетий – Русская Православная Церкви, можно найти следующие диахронические изменения: на «Господи, воззвах» повторяются две первые стихиры; из канонов второй одни рукописи указывают петь на шесть и только тропари (без ирмоса), другие, главным образом славянские, предписывают петь его ирмос и тропари по единожды; ексапостиларий праздника – дважды; на литургии на Блаженных полагаются песни только из первого канона.

В настоящее время Рождество Пресвятой Богородицы, которое до сих пор отмечается Церковью 8 сентября, имеет один день предпразнства (7 сентября) и четыре дня попразднства, а также отдание (12 сентября).

Святоотеческая экзегеза праздника

Событие праздника Рождества Пресвятой Богородицы заставляло святых отцов задавать вопрос: почему Богоматерь, Корень жизни, родилась от неплодной?

Ответ, который приводится в многочисленных праздничных гомилиях, поражающих, с одной стороны, строгостью богословской мысли, а с другой – вдохновляющих своими красочными описаниями, совершенно ясен: «Потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннее и божественнее, именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица долженствовала родиться от Анны, то природа не дерзала предупредить семени благодати, но оставалась бесплодною, доколе благодать не произрастила плода. Надлежало родиться первородной, чтобы родить Перворожденного всей твари, в Немже вся состоятся» (преподобный Иоанн Дамаскин) .

И, конечно, святые отцы неустанно прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию: «Сегодня приготовлена на земле поразительная Книга, не начертания слов, но могущая носить Самое Живущее Слово; и слово, не в воздухе носящееся, но – Небесное; не обреченное на исчезновение, но – внемлющих Ему похищающее от гибели; не от движения человеческого языка, но – от Бога Отца превечно рождающееся. Сегодня видима бывает Одушевленная и Нерукотворенная Божия Скиния и Словесный и Духовный Кивот воистину нам “посланнаго с небес Хлеба жизни” (см.: Ин. 6: 32–33)… Сегодня произрос предсказанный в пророчестве (см.: Ис. 11: 2) “Жезл из Корене Иессеова”, от Которого “Цвет изыдет”; Цвет, не подверженный завяданию, но и наше естество – увядшее и посему лишившееся неувядающего места наслаждения – снова призывающий и возводящий к цветению, и дарующий ему вечное цветение, и возводящий на небо, и вводящий в рай; Жезл же – при помощи Которого Великий Пастырь управил словесную паству на вечные пастбища; Жезл – опершись на Который наше естество, сложив с себя древнейшую дряхлость и немощь, легко шествует на небо, оставляя землю внизу для тех, которые склонились долу, как лишенные опоры» (святитель Григорий Палама).

В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» преподобный Андрей Критский также говорит: «Служа пределом закону и прообразованиям, он (праздник Рождества Богородицы. – Г.Б.) вместе служит дверью к благодати и истине. Возвещая славу девства, настоящий богоблагодатный день предлагает всей твари общую радость. Дерзайте, говорит он, се праздник Рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть Материю Царя всех – Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти».

Именно поэтому весь человеческий род должен благолепно и многоголосо, всей душой, сердцем и помышлением прославлять Рождество Богородицы: «Итак, счастлив и преблажен человеческий род, от корня которого произошел столь святой и благодатный плод… Обозрите чудесные дела всемогущего Божественного Промысла, как мудро он извлекает лекарство из того самого, из чего рождаются болезни. Какая радость видеть сегодня рождение Девы – изменение несчастного нашего состояния! Видеть, что отверзаются перед нами врата, которые заключило преслушание! Что нам даруется благодать для достижения того блаженства, которого лишало нас коварство диавола! Какая слава для нас возвыситься до того, чтобы войти в близость с Самой Пресущественной Троицей, дав Отцу Дщерь, Сыну – Матерь и Святому Духу – Невесту! Поистине я дерзаю сказать, мы вынудили Бога быть милостивым и имеем теперь в лице Марии прекрасное ограждение, чтобы далеко отражать от нас стрелы угрожающего гнева» (святитель Илия Минятий).

Праздник в дохалкидонской и западной традициях

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы не принадлежит в Римской Церкви к числу самых величественных. Он ниже по рангу, чем празднования в честь некоторых святых: Рождества Иоанна Крестителя, Иосифа Обручника, апостолов Петра и Павла, всех святых, храмового праздника и местного святого. Однако он выше Преображения. С его службой соединяется служба дневного святого (мученика Адриана).

Католическое Рождество Пресвятой Богородицы при этом имеет, как все великие праздники, восьмидневное попразднство (octava).

Нужно сказать, что вообще по составу и композиции богослужение Римо-Католической Церкви значительно отличается от православного. Преобладающее место в нем занимают псалмы, а затем чтения библейские и святоотеческие (стоит оговориться, что праздник Рождества Пресвятой Богородицы специальных гимнов не имеет, извлекая их из общей Богородичной службы) .

Те и другие предваряются и заключаются отдельными стихами, частью из псалмов и вообще из Библии, применимыми к празднуемому событию. Среди них встречаются стихи и не из Библии, а составленные разными церковными писателями. Данные гимнографические произведения, сопровождающие и псалмы, и чтения, похожие на прокимны православной службы и называемые антифонами («около псалмов») и респонсориями («около чтений») и составляют главный праздничный певческий материал богослужения.

На каждой из главнейших служб – вечерне и утрене (которая делится на ночную службу – nocturnum и утреню в собственном смысле, называемую ad laudes – хвалитны) – празднику также посвящены один-два гимна, соответствующие стихирам.

Кроме того, о праздновании говорят имеющиеся в каждой службе (большей частью по одной) краткие молитвы.

Конечно, имеются и приспособленные к празднику чтения (lectiones). Это сравнительно большие, положенные на утрене (в количестве девяти) и на литургии (из Апостола и Евангелия) отрывки, которые сопровождены стихами, аналогичными прокимну и аллилуарию (graduale и sequentia), а также фрагменты из гомилий святых отцов. На Рождество Богоматери предписаны на утрене первое, второе и третье чтения из первой главы Песни песней; четвертое, пятое, шестое – из слова блаженного Августина; седьмое и восьмое – из комментария блаженного Иеронима на Мф. 1: 1–16, читаемое за литургией; девятое – о мученике Адриане.

На литургии, где «Рождество Марии похваляется из перспективы Ее Богоматеринства и тем самым Рождества Христова» , вместо Апостола устанавливаются Притч. 8: 22–35 и уже указанный евангельский фрагмент.

Кроме того, имеются еще – по одному – краткие чтения (capitula) из одного-двух библейских стихов. В рассматриваемом случае они таковы: на вечерне, в конце утрени и на третьем часе – Сир. 24: 10; на шестом часе – Сир. 24: 11–13 («Прежде века от начала Он произвел Меня, и Я не скончаюсь во веки», «Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе, Он дал Мне также покой в возлюбленном городе и в Иерусалиме – власть Моя. И укоренилась Я в прославленном народе, в наследственном уделе Господа»).

Иконография праздника

Обстоятельства Рождества Богородицы самым существенным образом сказались на иконографии праздника. При сравнении с изображениями других двунадесятых праздников обращает на себя внимание более земной, человеческий их строй.

Образность не является при этом только передачей богословско-литургического содержания праздника, но содержит чрезвычайно субъективные детали, в том числе и бытовые.

Исследователи отмечают, что артефакты доиконоборческого периода (VIII в.) не сохранились, и наиболее древние иконы и фрески относят к X–XI столетиям.

Однако устойчивая имеющая широко распространение изобразительная тематика и композиция косвенно свидетельствуют о том, что иконография Рождества Пресвятой Богородицы существует с ранних времен.

Из древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы наиболее известными являются фрески Рождества Богородицы в церкви Иоакима и Анны в Сербском монастыре Студеница (1304), Киевского Софийского собора (первая половина XI в.), росписи Преображенского собора псковского Мирожского монастыря (XII в.).

На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип рождества без страданий), ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней находится повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко присутствует и Дева Мария в колыбели.

На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким. Иконы содержат больше подробностей: стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы.

Большой интерес для эортологической истории представляют клейма, фабула и архитектоника которых характеризуются самостоятельностью. Основные сюжетные линии исчерпывают событийные вехи: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у бесчадного как имеющего тайные грехи или пороки; Иоаким укоряет Анну (встречается нечасто); плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима и Анны; благовестие Иоакиму и Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Историческое содержание

О Рож-де-стве Бо-го-ро-ди-цы и о ее ро-ди-те-лях из-вест-но из апо-кри-фи-че-ско-го Про-то-е-ван-ге-лия Иа-ко-ва (II век). Там рас-ска-за-но, что у бла-го-че-сти-вой се-мей-ной па-ры из Иеру-са-ли-ма, Ио-а-ки-ма и Ан-ны, дол-гое вре-мя не бы-ло де-тей. Они очень стра-да-ли от это-го. И вот од-на-жды, ко-г-да они по-рознь мо-ли-лись о да-ро-ва-нии им ре-бен-ка, обо-им бы-ло ви-де-ние ан-ге-ла, воз-ве-стив-ше-го, что Гос-подь внял их мо-лит-вам и о их потом-стве бу-дут го-во-рить во всем ми-ре. По-сле это-го бла-го-ве-стия Ан-на за-ча-ла. Су-пру-ги да-ли обет по-свя-тить сво-е-го ре-бен-ка Бо-гу и, как бы-ло то-г-да в обы-чае, от-дать его в Иеру-са-лим-ский храм для слу-же-ния и вос-пи-та-ния до со-вер-шен-но-ле-тия. Че-рез де-вять ме-ся-цев Ан-на ро-ди-ла дочь, ко-то-рую на-з-ва-ли Ма-ри-ей.

Рождество Богородицы

Гос-подь, на не-бе-сах жи-ву-щий, вос-хо-тев явить-ся на зем-ле и по-жить с че-ло-ве-ка-ми, преж-де уго-то-вал на ней ме-сто се-ле-ния сла-вы Сво-ей - Пре-чи-стую Свою Ма-терь: ибо в обы-чае у ца-рей, ко-г-да они хо-тят прид-ти в ка-кой-ли-бо го-род, преду-го-тов-лять се-бе в нем для пре-бы-ва-ния па-ла-ту. И как па-ла-ты зем-ных ца-рей со-зи-да-ют-ся ис-кус-ней-ши-ми ма-сте-ра-ми из дра-го-цен-ней-ших пред-ме-тов, на воз-вы-шен-ней-шем ме-сте, пре-крас-нее и об-шир-нее всех иных жи-лищ че-ло-ве-че-ских, так име-ла со-з-дать-ся и па-ла-та сла-вы Ца-ря Не-бес-но-го. В Вет-хом За-ве-те, ко-г-да Бог вос-хо-тел жить в Иеру-са-ли-ме, Со-ло-мон со-з-дал Ему храм ( гл.; гл.) чрез ис-кус-ней-ше-го стро-и-те-ля Хи-ра-ма , ко-то-рый был ис-пол-нен ху-до-же-ства, ра-зу-ма и зна-ния на вся-кое де-ло. Со-з-дал же Со-ло-мон храм из дра-го-цен-ней-ших ве-ществ, из пре-вос-ход-но-го кам-ня (), из бла-го-вон-ных де-ре-вьев: кед-ра и ки-па-ри-са (), при-во-зи-мых с Ли-ва-на , и из чи-сто-го зо-ло-та, на воз-вы-шен-ней-шем ме-сте, на го-ре Мо-риа . Храм был тем пре-крас-нее, что на сте-нах его бы-ли еще из-ва-я-ны изоб-ра-же-ния хе-ру-ви-мов, раз-лич-ных де-ре-вьев и пло-дов (). Про-стран-ством храм был столь ве-лик, что в нем мог-ло вме-стить-ся без тес-но-ты всё мно-же-ство лю-дей из-ра-ильских, и сни-зо-шла на не-го сла-ва Гос-под-ня во ог-не и об-ла-ке (). Од-на-ко храм сей был не-до-ста-то-чен для вме-ще-ния в се-бе Не-вме-сти-мо-го Бо-га. Со-ло-мон со-з-дал Ему храм, но Выш-ний не в ру-ко-тво-рен-ных хра-мах жи-вет. "Ка-кой дом со-зи-жде-те Мне , - го-во-рит Гос-подь, или ка-кое ме-сто для по-коя Мо-е-го?" (). И вот Бог бла-го-из-во-лил, что-бы в на-ча-ле но-во-за-вет-ной бла-го-да-ти был со-з-дан не-ру-ко-тво-рен-ный храм - Пре-чи-стая, Пре-бла-го-сло-вен-ная Де-ва Ма-рия. Ка-ким же стро-и-те-лем со-з-дан был храм тот? Во-исти-ну - пре-муд-рей-шим, са-мою Пре-муд-ро-стью Бо-жи-ею, как го-во-рит Пи-са-ние: "Пре-муд-рость по-стро-и-ла се-бе дом" (), а всё со-тво-рен-ное Пре-муд-ро-стью Бо-жи-ею пре-крас-но и со-вер-шен-но. А по-ели-ку Пре-муд-рость Бо-жия со-з-да-ла оду-шев-лен-ную па-ла-ту Сло-ва, - по-се-му со-з-дал-ся со-вер-шен-ный храм для со-вер-шен-но-го Бо-га, пре-свет-лая па-ла-та для пре-свет-ло-го Ца-ря, пре-чи-стый и не-о-сквер-нен-ный чер-тог для пре-чи-сто-го и не-сквер-но-го Же-ни-ха, не-по-роч-ное се-ле-ние для не-по-роч-но-го Агн-ца. Се-му - вер-ный сви-де-тель на не-бе, го-во-ря-щий к Ней: "Вся ты пре-крас-на, воз-люб-лен-ная моя, и пят-на нет на те-бе!" (). И свя-той Да-мас-кин пи-шет: "Вся - чер-тог Ду-ха, вся - град Бо-жий, мо-ре бла-го-да-тей, вся - добра, вся - ближ-няя Бо-гу" (Сло-во 1 на Рож-де-ство Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы).

Из ка-ких же ве-ществ со-з-да-лась сия па-ла-та? Во-исти-ну - из дра-го-цен-ней-ших: ибо про-изо-шла, как от дра-го-цен-но-го кам-ня, из цар-ско-го ро-да, от Да-ви-да, ко-то-рый вло-жен-ным в пра-щу кам-нем, про-об-ра-зо-вав-шим ка-мень - Хри-ста, по-ра-зил Го-лиа-фа (); и, как из бла-го-вон-ных де-ре-вьев кед-ра и ки-па-ри-са, Де-ва Бо-го-ро-ди-ца ро-ди-лась из ро-да ар-хи-ерейско-го, при-но-ся-ще-го бла-го-вон-ные жерт-вы Бо-гу. Отец ее свя-той пра-вед-ный Ио-а-ким был сы-ном Вар-ла-фи-ра, ве-ду-ще-го свое про-ис-хож-де-ние от сы-на Да-ви-до-ва На-фа-на, а мать ее, свя-тая пра-вед-ная Ан-на, бы-ла до-че-рью свя-щен-ни-ка Мат-фа-на из пле-ме-ни Ааро-но-ва; та-ким об-ра-зом, Пре-чи-стая Де-ва по от-цу бы-ла ро-да цар-ско-го, а по ма-те-ри - ар-хи-ерейско-го. О, из сколь дра-го-цен-ней-ших ве-ществ, - ра-зу-мею пре-чест-ней-шее про-ис-хож-де-ние, - со-з-да-лась Ца-рю сла-вы оду-шев-лен-ная па-ла-та! И как в Со-ло-мо-но-вом хра-ме ка-мен-ные и де-ре-вян-ные зда-ния при-об-ре-та-ли осо-бен-ную цен-ность от чи-сто-го зо-ло-та, ко-то-рым бы-ли по-зо-ло-че-ны; так в рож-де-стве Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы бла-го-род-ства цар-ско-го и ар-хи-ерейско-го про-ис-хож-де-ния еще бо-лее заслу-жи-ло по-чте-ния от це-ло-муд-рия свя-тых Ее ро-ди-те-лей, ко-то-рое до-ро-же, "не-же-ли от зо-ло-та: она до-ро-же дра-го-цен-ных кам-ней; и ни-что из же-ла-е-мо-го то-бою не срав-нит-ся с нею" (). Ибо Пре-свя-тая Де-ва ро-ди-лась от це-ло-муд-рен-ных ро-ди-те-лей, что вы-ше вся-ко-го бла-го-род-ства. О сем свя-той Да-мас-кин, об-ра-ща-ясь к свя-тым пра-вед-ным Бо-го-от-цам го-во-рит так: "О бла-жен-ные су-пру-ги, Ио-а-ким и Ан-на! Во-исти-ну по пло-ду чре-ва ва-ше-го вы яви-лись не-по-роч-ны-ми, по сло-ву Гос-под-ню: "По пло-дам их узна-е-те их" (). Вы устро-и-ли свою жизнь, как бла-го-у-год-но Бо-гу и как до-стой-но сие Рож-ден-ной от вас. Ибо, жи-вя це-ло-муд-рен-но и пра-вед-но, вы про-из-рас-ти-ли со-кро-ви-ще дев-ства, - ра-зу-мею Де-ву: преж-де рож-де-ства Де-ву, в рож-де-стве Де-ву, по рож-де-стве Де-ву, и все-гда Де-ву, еди-ную прис-но-дев-ству-ю-щую и умом, и ду-шою, и те-лом. По-до-ба-ло же, что-бы дев-ство, от це-ло-муд-рия рож-ден-ное, бы-ло при-не-се-но пло-тию Са-мо-му Еди-но-род-но-му Све-ту. О, дво-и-ца чи-стей-ших сло-вес-ных гор-лиц, Ио-а-ким и Ан-на! вы, со-б-люв це-ло-муд-рен-но за-кон при-ро-ды, бо-же-ствен-но спо-до-би-лись сверхъесте-ствен-ных да-ро-ва-ний, и ро-ди-ли ми-ру Де-ву Бо-жию Ма-терь. Вы, бла-го-че-сти-во и пра-вед-но по-жив в че-ло-ве-че-ском есте-стве, про-из-ве-ли Дщерь выс-шую ан-ге-лов и ны-не вла-ды-че-ству-ю-щую над ан-ге-ла-ми. О, пре-крас-ней-шая и слад-чай-шая Дщерь! О, крин, вы-рос-ший по-сре-ди тер-ния от бла-го-род-ней-ше-го цар-ско-го кор-ня! То-бою обо-га-ти-лось цар-ство свя-щен-ства" . Си-ми сло-ва-ми свя-той Да-мас-кин яс-но по-ка-зы-ва-ет, от ка-ко-вых ро-ди-те-лей рож-де-на Бо-жия Ма-терь, из сколь дра-го-цен-ней-ших ве-ществ устро-е-на па-ла-та Ца-ря Не-бес-но-го.

На ка-ком же ме-сте бы-ла устро-е-на сия оду-шев-лен-ная па-ла-та? Во-исти-ну - на вы-со-чай-шем, ибо Цер-ковь да-ет о ней сле-ду-ю-щее сви-де-тельство: "истин-но вы-ш-ши всех еси Де-во чи-стая" ; но вы-ше - не ме-стом, а доб-ро-де-те-ля-ми и вы-со-тою Бо-жи-их да-ро-ва-ний. Ме-стом же, где ро-ди-лась пре-бла-го-сло-вен-ная Де-ва, был не-боль-шой го-род в зем-ле Га-ли-лейской, на-зы-ва-е-мый На-за-ре-том, за-ви-сев-ший от боль-шо-го го-ро-да Ка-пер-на-у-ма , и жи-те-ли его бы-ли пре-зи-ра-е-мы, по-че-му и о Хри-сте бы-ло ска-за-но: "из На-за-ре-та мо-жет ли быть что доб-рое?" (). Но Гос-подь, "Ко-то-рый, оби-тая на вы-со-те, при-к-ло-ня-ет-ся, что-бы при-зи-рать на не-бо и на зем-лю" (), бла-го-из-во-лил, что-бы Его Пре-чи-стая Ма-терь бы-ла рож-де-на не в Ка-пер-на-у-ме, в сво-ей гор-ды-не до не-ба воз-нес-шем-ся, а в сми-рен-ном На-за-ре-те, "ибо что вы-со-ко у лю-дей, то мер-зость пред Бо-гом" (), а пре-зи-ра-е-мое и уни-чи-жа-е-мое ими вы-со-ко и дра-го-цен-но у Не-го. Са-мое имя На-за-ре-та при сем изоб-ра-жа-ет вы-со-ту доб-ро-де-те-лей Пре-чи-стой Де-вы. Ибо как в Сво-ем рож-де-стве Гос-подь чрез Виф-ле-ем, что зна-чит: "дом хле-ба" , тай-но про-об-ра-зо-вал то, что Он есть хлеб, сшед-ший с не-ба для ожи-во-тво-ре-ния и укреп-ле-ния лю-дей: так и в рож-де-стве Пре-чи-стой Сво-ей Ма-те-ри Он чрез На-за-рет изоб-ра-жа-ет воз-вы-шен-ные пред-ме-ты; ибо на-име-но-ва-ние "На-за-рет" озна-ча-ет цве-ту-щее, ограж-ден-ное, увен-чан-ное и со-кро-вен-ное ме-сто : и всё сие яс-но предъи-зоб-ра-жа-ет Пре-свя-тую Де-ву. Она есть цвет, про-зяб-ший от не-плод-ной и заста-ре-лой утро-бы су-хо-го де-ре-ва, цвет не-у-вя-да-е-мый, прис-но-цве-ту-щий дев-ством, цвет бла-го-у-ха-ю-щий, ро-дя-щий бла-го-у-ха-ние Еди-но-го Ца-ря, - цвет, при-но-ся-щий плод - Хри-ста Бо-га Гос-по-да, един-ствен-ное яб-ло-ко бла-го-вон-ное. Она освя-ще-на бла-го-да-тью на-шед-ше-го на Нее и осе-нив-ше-го Ее Свя-то-го Ду-ха и есть свя-тей-шая всех свя-тых, как ро-див-шая "всех свя-тых свя-тей-шее сло-во" . Она ис-клю-че-на из чис-ла греш-ных земно-род-ных, как чи-стая и не-по-роч-ная, и не только Са-ма чуж-да гре-ха, но и греш-ни-ков от-во-дит от без-за-ко-ний, как и взы-ва-ет к ней Цер-ковь: "ра-дуй-ся, сквер-ных изы-ма-ю-щая дел" . Она увен-ча-на сла-вою и че-стью: увен-ча-на сла-вою, ибо про-из-рос-ла из цар-ско-го кор-ня; увен-ча-на че-стью, по-то-му что про-изо-шла из пле-ме-ни ар-хи-ерейско-го. Увен-ча-на сла-вою, по-то-му что про-изо-шла от це-ло-муд-рен-ных ро-ди-те-лей; увен-ча-на че-стью, по-то-му что по-чте-на бла-го-ве-ще-ни-ем и слу-же-ни-ем ар-хан-ге-ла. Увен-ча-на сла-вою, как Ма-терь Бо-жия; ибо что мо-жет быть слав-нее то-го, как ро-дить Бо-га? Увен-ча-на че-стью, как Прис-но-де-ва; ибо что мо-жет быть по-чет-нее, как пре-быть и по рож-де-стве де-вою? Увен-ча-на сла-вою, "слав-ней-шая се-ра-фим" , как се-ра-фим-ски воз-лю-бив-шая Бо-га. Увен-ча-на че-стью, "чест-ней-шая хе-ру-вим" , как пре-взо-шед-шая хе-ру-ви-мов муд-ро-стью и по-зна-ни-ем Бо-же-ства: "сла-ва и честь и мир вся-ко-му, де-ла-ю-ще-му доб-рое" (), го-во-рит Апо-стол. Но най-дет-ся ли кто из земно-род-ных бо-лее доб-ро-де-тель-ный, чем Пре-чи-стая Де-ва? Она со-хра-ни-ла все за-по-ве-ди Гос-под-ни, ис-пол-ня-ла всю во-лю Гос-по-да, все на-став-ле-ния Его со-блю-ла, все сло-ва Его со-кры-ла в серд-це Сво-ем, ока-за-ла ближ-ним все де-ла ми-ло-сер-дия. По-се-му до-стой-но Она увен-ча-на, как тво-ря-щая все-бла-гое. Она же есть и не-кое хра-ни-ли-ще; ибо со-хра-ня-ла со-кро-ви-ще сво-е-го де-ви-че-ско-го це-ло-муд-рия столь тща-тель-но, что да-же ан-ге-лу не хо-те-ла вве-рить оное, по-то-му что, уви-дев ан-ге-ла, Она сму-ти-лась от слов его и раз-мыш-ля-ла, что бы зна-чи-ло сие при-вет-ствие (). Всё сие На-за-рет про-об-ра-зо-вал в Пре-чи-стой Де-ве сво-им на-име-но-ва-ни-ем. И кто не ска-жет, как вы-со-ко воз-двиглась та па-ла-та Хри-сто-ва по доб-ро-де-те-лям и да-ро-ва-ни-ям Бо-жи-им? Она вы-со-ка, ибо да-ро-ва-на с не-ба, хо-тя ро-ди-лась на зем-ле от земно-род-ных; - с не-ба, ибо, как го-во-рят не-ко-то-рые из бо-го-про-све-щен-ных му-жей, ар-хан-гел Гав-ри-ил, бла-го-ве-стив-ший За-ха-рии о рож-де-нии Ио-ан-но-вом, бла-го-ве-стил Ио-а-ки-му и Ан-не о за-ча-тии Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы и при-нес с не-ба Ей пре-бла-го-сло-вен-ное имя, го-во-ря не-плод-ной ма-те-ри: "Ан-на, Ан-на! ро-дишь ты Дочь пре-бла-го-сло-вен-ную, и на-ре-чет-ся имя Ей: Ма-рия". Итак Она, без со-м-не-ния, мо-жет быть на-зва-на гра-дом свя-тым, Иеру-са-ли-мом но-вым, схо-дя-щим с не-ба от Бо-га (), ски-ни-ею Бо-жи-ею. Вы-со-ка сия Бо-жия ски-ния, ибо, ро-див Ца-ря Хри-ста, она воз-вы-си-лась па-че се-ра-фи-мов. О, вы-со-та, не-у-до-бо-вос-хо-ди-мая для че-ло-ве-че-ских по-мыс-лов!

А ка-ко-ва кра-со-та той мыс-лен-ной Хри-сто-вой па-ла-ты, - о сем по-слу-шай то-го же слад-ко-гла-го-ли-во-го Ио-ан-на Да-мас-ки-на, ве-ща-ю-ще-го о Ней сле-ду-ю-щее: "Она при-не-се-на Бо-гу, Ца-рю всех, оде-ян-ная бла-го-ле-пи-ем доб-ро-де-те-лей, как бы зо-ло-тою ри-зою, укра-шен-ная бла-го-да-тью Ду-ха Свя-то-го, и сла-ва Ее внут-ри Нее: ибо как для вся-кой же-ны сла-ва ее - муж, при-хо-дя-щий отв-не, так сла-ва Бо-го-ро-ди-цы внут-ри Ее, т.е. плод чре-ва Ее" . И еще Да-мас-кин го-во-рит, об-ра-ща-ясь к Ней: "О, Де-во Бо-го-бла-го-дат-ная, свя-тая Цер-ковь Бо-жия, ко-то-рую ду-хов-но со-з-дал оный со-тво-рив-ший мир Со-ло-мон (Пре-муд-рый Тво-рец ми-ра) и все-лил-ся в Нее! Не зо-ло-том, не без-душ-ны-ми кам-ня-ми укра-ше-на Она, но, вме-сто зо-ло-та, си-я-ет Ду-хом, вме-сто до-ро-гих кам-ней име-ет мно-го-цен-ный би-сер - Хри-ста . Та-ко-во укра-ше-ние той па-ла-ты, го-раз-до пре-крас-нее быв-ше-го в хра-ме Со-ло-мо-но-вом, в ко-то-ром бы-ли изоб-ра-же-ны по-до-бия хе-ру-ви-мов, де-ре-вьев и цве-тов. Но и в сей оду-шев-лен-ной Церк-ви, в Пре-чи-стой Де-ве, яс-но ви-ден об-раз хе-ру-вим-ский; ибо сво-им хе-ру-вим-ским жи-ти-ем Она не только срав-ня-лась с хе-ру-ви-ма-ми, но и пре-взо-шла их. Ес-ли Цер-ковь обык-ла иных свя-тых на-зы-вать хе-ру-ви-ма-ми, вос-пе-вая: "что вас на-ре-чем свя-тии; хе-ру-ви-мы, яко на вас по-чил есть Хри-стос" , то тем па-че Де-ва Бо-го-ро-ди-ца есть хе-ру-вим, ибо в Ней Хри-стос по-чил те-лом Сво-им, и на пре-чи-стых ру-ках Ее Бог вос-сел, как на пре-сто-ле: Де-ва ста-ла пре-сто-лом хе-ру-вим-ским. Она име-ет в Се-бе по-до-бия и де-ре-вьев бла-го-пло-до-ви-тых, ду-хов-но со-де-лав-шись мас-ли-ною пло-до-ви-тою в до-му Бо-жи-ем и цве-ту-щим фи-ни-ком (), по-че-му ны-не и име-ну-ет-ся са-дом жи-во-нос-ным, ко-г-да Цер-ковь вос-пе-ва-ет: "от не-плод-на-го ко-ре-не сад жи-во-но-сен из-рас-ти нам, Ма-терь Свою, иже чу-дес Бог" . Всё сие го-во-рит-ся о кра-со-те Ее ду-хов-ной. Но Она не бы-ла ли-ше-на и кра-со-ты те-лес-ной, как о том сви-де-тельству-ют мно-гие учи-те-ли цер-ков-ные, что во всей под-сол-неч-ной не бы-ло и не бу-дет та-кой пре-крас-ной де-вы, ка-ко-ва бы-ла Де-ва Бо-го-ро-ди-ца, узрев Ко-то-рую, свя-той Ди-о-ни-сий Аре-о-па-гит хо-тел бы на-речь Бо-гом, ес-ли бы не знал Бо-га, от Нее рож-ден-но-го. Ибо Бо-же-ствен-ная бла-го-дать, ко-ей Она бы-ла ис-пол-не-на внут-ри, про-си-я-ва-ла и на Ее пре-свет-лом ли-це. Та-ко-вую преду-го-то-вал се-бе па-ла-ту на зем-ле Царь Не-бес-ный, - па-ла-ту пре-крас-ную ду-шою и те-лом, "при-го-тов-лен-ный как не-ве-ста, укра-шен-ная для му-жа сво-е-го" (), - при-том па-ла-ту про-стран-ную: "чре-во Ее про-стран-нее не-бес со-де-ла" , и вме-стил-ся в Ней "не-вме-сти-мый Хри-стос Бог" .

Па-ла-ты цар-ские обык-но-вен-но стро-ят-ся об-шир-ны-ми, так что-бы они мог-ли вме-стить не только ца-ря, но и мно-же-ство пред-сто-я-щих слуг и при-хо-дя-щих к не-му ото-всю-ду лю-дей. Об-шир-ное се-ле-ние Сло-ва, Пре-чи-стая Де-ва, про-стран-но не только для Бо-га Сло-ва, как Ца-ря, но и для нас, при-те-ка-ю-щих ра-бов Бо-жи-их в Нее все-ля-ю-ще-му-ся: Бо-га вме-ща-ет во утро-бе, нас же в Сво-ем бла-го-у-тро-бии. Из-бран-ный со-суд Бо-жий, свя-той Апо-стол Па-вел, дви-жи-мый лю-бо-вью, го-во-рил к сво-им воз-люб-лен-ным ча-дам: "серд-це на-ше рас-ши-ре-но. Вам не тес-но в нас" (). Но у ко-го из свя-тых мо-жет найтись столь про-стран-ное бла-го-у-тро-бие, как Ма-ри-и-но о Бо-ге бла-го-у-тро-бие? Здесь вме-ща-ет-ся и це-ло-муд-рен-ный, и греш-но-му здесь не тес-но. Ка-ю-щий-ся име-ет в Ней свое ме-сто, и для от-ча-яв-ших-ся и не-ка-ю-щих-ся Она есть не-воз-бран-ное при-ста-ни-ще, по-доб-но то-му, как Но-ев ков-чег слу-жил при-ста-ни-щем не только чи-стым, но и не-чи-стым жи-вот-ным. В бла-го-у-тро-бии Ее без тес-но-ты вме-ща-ют-ся все скор-бя-щие, оби-ди-мые, ал-чу-щие, стран-ству-ю-щие, обу-ре-ва-е-мые, боль-ные: ибо не мо-жет не быть ми-ло-серд-ной та утро-ба, ко-то-рая ро-ди-ла нам бла-го-го Бо-га. Па-ла-ты ца-рей зем-ных охра-ня-ет мно-го во-ору-жен-ной ст-ра-жи, ко-то-рая не вся-ко-го, же-ла-ю-ще-го войти в них, впус-ка-ет, но удер-жи-ва-ет, вни-ма-тель-но рас-сле-дуя, от-ку-да и за-чем идет. А оду-шев-лен-ная па-ла-та Хри-сто-ва, хо-тя и окру-же-на хе-ру-ви-ма-ми и се-ра-фи-ма-ми и бес-чис-лен-ны-ми ли-ка-ми ан-ге-лов и всех свя-тых, но, тем не ме-нее, в две-ри Ее бла-го-у-троб-но-го ми-ло-сер-дия ни-кто не пре-пят-ству-ет войти, ес-ли бы кто се-го по-же-лал: ни ст-ра-жи не от-тал-ки-ва-ют, ни во-и-ны не от-го-ня-ют и не рас-сле-ду-ют, за-чем кто идет, но вся-кий вхо-дит в них бес-пре-пят-ствен-но с мо-ле-ни-ем и при-ем-лет дар по бла-го-по-треб-но-му про-ше-нию.

Итак, бу-дем при-бе-гать к ми-ло-сер-дию Рож-ден-ной от не-плод-ной утро-бы с та-ко-вым при-вет-стви-ем:

Ра-дуй-ся, все-не-по-роч-ная па-ла-та Ца-ря всех! Ра-дуй-ся, се-ле-ние Бо-га и Сло-ва, Ко-е-му со От-цом и Свя-тым Ду-хом, и Те-бе, До-че-ри От-ца, Ма-те-ри Сы-на, Не-ве-сте Свя-то-го Ду-ха, да бу-дет от нас смерт-ных честь и сла-ва во ве-ки. Аминь.

Богослужебные (литургические) особенности

Накануне вечером совершается всенощное бдение. См. в

Источником, от которого можно вести историю литургического формуляра праздника Пресвятой Богородицы, следует признать Иерусалимский Канонарь VII столетия. Он устанавливает тропарь, глас 1 - Рождество Твое, Богородице Дево:, прокимен (глас 1) Освятил есть селение Свое:; стих Бог нам прибежище и сила:, чтения: ; ;  10; аллилуиа (глас 8 - Слыши дщи; Евангелие начинается со слов: Бысть же егда глаголаше сия:, то есть с конца отрывка, который положен в настоящее время. В Канонаре даны уставные рекомендации только для Литургии. По-видимому, вечерня и утреня в этот праздник не имела серьезных отличий от будничных, что в свою очередь приводит к следующему выводу: статус великого праздника Рождеству Богородицы усвоен еще не окончательно.

Синайский Канонарь важен для исторической литургики тем, что в нем для указанного празднования даны паремии, тропарь, Апостол, Евангелие и причастен, идентичные современным.

Анализируя отдельные редакции Студийского Типикона (Евергетидского, Гроттофератского монастырей и нек.др.), который применялся в обителях и, возможно, в приходских храмах Византии в IX-XII столетий и был воспринят на Руси X-XIV вв., можно обнаружить следующие особенности, отличающие их от нынешнего Устава: на Господи, воззвах: кодифицированы три современные стихиры на шесть; лития на вечерне отсутствует; стихиры на стиховне: первая - синхронная вторая - стоит на месте современной третьей, а третья - на месте четвертой; Слава и ныне:, глас 2 подобен Доме Евфрафов: На утрене после Евангелия, как и в другие праздники, положен прокимен В нощех воздежите руки вашя: Каноны пелись так: в первом каноне в первой, третьей, четвертой и шестой песнях ирмосы по единожды, стихи - по дважды; в пятой, седьмой, восьмой и девятой песнях - и ирмос, и стихи по дважды. Во втором каноне ирмос и стихи предписаны по единожды. На хвалитех следовали нынешние три стихиры по дважды. На утрене полагались всегда и стиховные стихиры: в этот праздник стиховны утрени (глас 2) подобны Доме Евфрафов28.

При подобном же сопоставлении синхронного положения с древнейшими списками Иерусалимского Устава, на который в XII-XIII вв. перешла греческая, в XIV-м - южнославянские, в конце XIV - начале XV столетий - Русская Православная Церкви, можно найти следующие диахронические изменения: на Господи, воззвах: повторяются две первые стихиры; из канонов второй одни рукописи указывают петь на шесть, и только тропари (без ирмоса); другие - главным образом славянские - предписывают петь его ирмос и тропари по единожды; ексапостиларий праздника - дважды; на Литургии на блаженных полагаются песни только из первого канона.

фото дня



Поделиться: