Виды букетов флористика. Четыре основных способа сочетания цветов во флористике

Искусство создания букетов, цветочных композиций и коллажей из срезанных цветов берет начало из глубокой древности. Флористика позволяет передать в полном объеме философию и мировоззрение мастера в сочетании с гармонией окружающего мира.

При составлении композиций очень важно соблюдать соответствие цвета, форм и линий.

В качестве дополнения идеально подойдет причудливая трава, такие растения как рожь, пшеница. Так же можно оживить композицию с помощью коры деревьев, еловых шишек и веточки, да и вообще все, что так или иначе имеет отношение к растительности.

Также можно использовать ткань, керамику, металл и другие материалы.

Сами цветочные композиции условно разделяют на 4 стиля:

Массивный стиль . В этом стиле все пространство букета заполнено цветами.

Линейный стиль . Высокий букет с пространством между цветами и бутонами.

Линейно-массивный . Сочетает в себе 2 вышеназванных стиля. По внешнему виду выглядит высоким, полностью заполненным букетом.

Смешанный стиль . Идеальный стиль для творчества и полета фантазии.

Не стоит использовать слишком много видов цветов в одной композиции. Это напомнит «сборную солянку». Все должно быть гармонично.

Начните с маленьких композиций, постепенно переходя к большему размеру.

При составлении букета используйте правило «сто раз отмерь, один раз отрежь». Не спишите, рассмотрите разные варианты, сочетания.

Правила компоновки букета .

Низ композиции должен быть выполнен из крупных, ярких бутонов, а верх из мелких бутончиков нежного цвета.

Придерживайтесь односторонней или круглой формы букета.

Если букет круглый, цветы должны быть расположены равномерно, их бутоны должны быть направлены наружу.

Если композиция односторонней формы, стебли цветков должны быть разной длины.

Не прижимайте цветы друг к другу. Они должны располагаться в композиции свободно.

Сочетание цветов в букете . Первый цвет – основной, далее – какие с ним можно сочетать.

  • Розовый – голубой, красный, желтый.
  • Красный – синий, нежно-зеленая зелень.
  • Оранжевый – синий.
  • Фиолетовый – желтый.
  • Красный – зеленый.
  • Белые цветы можно сочетать со всеми другими цветами.

Тайный язык цветов.

Каждый цветок является символом определенного настроения и чувства. Подобрав цветы соответствующим образом, в одном букетом или композиции можно передать огромное количество пожеланий и чувств!

  • Азалия – сила, верность, дружба.
  • Амараллис – гордость, привлекательность.
  • Астра – красота.
  • Бархатец – бессмертие.
  • Бегония – дружба.
  • Боярышник – любовь, целомудрие.
  • Василек – верность, доверие, радость.
  • Гвоздика – верность, любовь, утонченность.
  • Гиацинт – нежность и грация.
  • Жасмин – симпатия, воспоминание.
  • Гладиолус – победа, верность, дружба.
  • Ирис – достоинство, мужество.
  • Крокус – радость, легкость, счастье.
  • Лилия – чистота, драгоценность.
  • Лотос – плодородие.
  • Магнолия – непорочность.
  • Маргаритка – любовь.
  • Нарцисс – веселье, любовь.
  • Настурция – любовь.
  • Примула – юность.
  • Роза – любовь.
  • Сирень – признание в любви.
  • Тюльпан – гордость, великолепие, достоинство.
  • Фиалка – скромность, нежность, любовь.
  • Флокс – пламя, огонь.
  • Хризантема – мудрость, любовь, долголетие.
  • Цинния – память, воспоминание.
  • Шалфей – уважение.

Композиции из сухих цветов и растений

Щедро одаривая красотой и ароматом, цветы еще и служат искусству, являясь уникальным природным материалом.

Художники-флористы работают с фрагментами засушенных растений: цветами, листьями, веточками. Используют они кору березы, мох и даже тополиный пух. Знакомые нам с детства подснежники, васильки и ромашки, цветы с наивными названиями: кошачья лапка, ноготки, анютины глазки, маргаритки, белоснежный жасмин и черемуха, пионы, мальвы, тюльпаны и гладиолусы, астры и георгины ложатся разноцветным орнаментом на бумагу под рукой флориста. Разнообразие растительного мира позволяет ему создавать декоративные композиции и панно, натюрморты, пейзажи и даже портреты.

Собирать цветы, веточки и листья нужно только в сухую погоду и после того, как сошла роса. Важно знать свойство каждого из используемых растений к сохранению цвета. Астры, гладиолусы, васильки – самые устойчивые цветы. Тюльпаны и ромашки – средней стойкости. И совсем недолго сохранят цвет ноготки, настурция и флоксы.

На следующем этапе вам предстоит обработать и засушить растения. Этот, на первый взгляд, трудоемкий и кропотливый труд, после приобретения навыков будет для вас не очень сложным. Весь собранный материал необходимо правильно засушить. Большой лист папиросной бумаги, сложенный вдвое, служит прокладкой для гербария. Для закладок берется половина такого же листа и снова складывается пополам, в нее помещается растение. Затем помещается в прокладку между двумя фанерными дощечками. Подготовленный гербарий кладется под пресс из четырех кирпичей. В солнечную погоду для засушки гербария достаточно три-четыре дня. Прокладки ежедневно заменяются новыми. При сушке листьев и цветов не следует прибегать к утюгу, так как они от этого теряют цвет. Исключение – только полевой василек.

Стебли и листья сушите отдельно. Удалите у цветов все излишние части, оставьте только те, что держат лепестки, между ними проложите тончайший слой ваты. Цветы поместите в закладку под пресс на один день, а затем в гербарную сетку и оставьте на солнце и ветре.

Для создания декоративной композиции на бумагу укладываются листья для фона от самых темных до более светлых. Приклеиваются они маленькими мазками белого клея. Цветы, например, бархатцы и ромашки, располагают так, чтобы подчеркнуть их форму и цвет. Фон цветов может быть и из папоротника, для композиции берутся листья терна, листья осины и фруктовых деревьев – осенние, темные. Используются полевые травы, лепестки цветов.

Строгих рецептов в работе художника-флориста быть не может. Каждый начинающий может дополнять, улучшать, экспериментировать, внося свои технические и творческие приемы.

Зоркость глаза, смелость руки, уверенность придут с опытом. А работать с таким удивительным материалом, щедро предоставляемым нам природой – истинное наслаждение.


Стильные и оригинальные цветочные композиции традиционно считаются одним из лучших подарков, так как являются уместными практически в любой ситуации. Но для того, чтобы презент действительно принес только приятные эмоции, следует знать, какие цветы сочетаются в букете, а какие, наоборот, будут выглядеть несколько неуместно. Запомнив всего пару простых особенностей, вы сможете преподнести дорогому человеку действительно красивый и стильный подарок.

Особенности сочетания цветов в букете

Все давно знают о том, что у цветов есть свой язык, с помощью которого можно выразить свои чувства и пожелания получателю букета, но для того, чтобы композиция получилась по-настоящему красивой и элегантной, необходимо учитывать не только это. Так, опытные флористы выделяют несколько основных правил, которым необходимо следовать при составлении букета. Нужно учитывать:

  • вид растений;
  • основные цвета и оттенки;
  • количество бутонов;
  • форму композиции;
  • символику каждого цветка.

Также важно учитывать и то, кому именно предназначается подарок. К примеру, букеты для женщин могут быть необычными, яркими и красочными, а для юных девушек больше подходят нежные цветы пастельных оттенков. И конечно же, практически в любом случае отличным решением будет выбор в пользу роз, широкая цветовая гамма которых позволит составить композицию для любого случая. В то же время, если презент предназначен мужчине, то лучшим вариантом будут максимально лаконичные композиции из однотонных цветов насыщенного оттенка.

Секреты опытных флористов

Самым важным нюансом при формировании букетов является выверенная цветовая гамма. Флористы используют три основных способа сочетания:

  • Контрастная цветовая гамма – отлично смотрится сочетание синего оттенка с оранжевым, зеленого с желтым, красного с нежно-зеленым и так далее. Такое решение делает композицию яркой и оптимистичной, но оттенки нужно подбирать с осторожностью, так как слишком резкие контрасты могут сделать букет неестественным.
  • Монохромное сочетание – в этом случае используются бутоны одного цвета, но различных оттенков, например, от светло- до темно-розового. Контрастные тона в такой ситуации не применяются, они допустимы только при создании фона композиции.
  • Многоцветная композиция – в этом случае стоит выделить не более двух основных тонов, разбавляя их второстепенными. Так, хорошо выглядит сочетание желтого, синего и красного. При этом лучше отдавать предпочтение цветам пастельных оттенков.

Также следует учитывать, что букет может быть составлен из цветов одного сорта и даже одного оттенка, а для того, чтобы он смотрелся интересно и необычно, в качестве декоративных элементов стоит добавить веточки зелени. При составлении сложных цветочных аранжировок флористы нередко используют белоснежные бутоны – они отлично смягчают контрастные сочетания. В то же время важно с осторожностью использовать необычные цвета, например, черно-фиолетовый или темно-бордовый, их лучше уравновесить растениями желтого или розового оттенка.

При создании букета рекомендуется избегать одновременного сочетания очень ярких и крупных цветов – в этой ситуации достаточно просто одним неверным выбором испортить все впечатление от подарка. Кроме того, нужно учитывать тот факт, что некоторые цветы совершенно не совместимы и не могут существовать друг с другом. Например, нарциссы, гвоздики, лилии и гиацинты ни в коем случае нельзя соединять в одну композицию с цветами других видов. Дело в том, что эти красивые и нежные на вид растения выделяют ядовитые вещества, из-за которых очень быстро завянет весь букет.

Также следует позаботиться о подходящем фоне для цветочной композиции. Как правило в этом случае используются зеленые листья и веточки – это наиболее традиционный и беспроигрышный оттенок, который к тому же символизирует мир, покой и надежду. Зеленый является промежуточным цветом, поэтому у него есть множество оттенков, которые можно удачно сочетать практически с любыми другими растениями. Допустим также выбор других цветовых решений для создания фона, но справиться с ними непрофессионалу достаточно сложно, поэтому лучше доверить эту задачу флористу. Лучшими материалами для фонового оформления считаются листья пиона и папоротника, а также стебли кохии и холодка многолетнего.

Если вы не уверены в собственных силах, то выбор подарка стоит доверить профессионалам. Опытные флористы прекрасно знают, какие цветы сочетаются в букете, и составят для вас прекрасную композицию, например, из тюльпанов – получить больше информации можно на сайте компании Megacvet . Не бойтесь экспериментировать при составлении цветочной композиции, ведь нередко самые неожиданные решения оказываются лучшими, достаточно просто следовать приведенным выше правилам.

Флорист будет при составлении работы должен обращать внимание на цветовую гамму и контраст, чтобы достичь следующего:

  • богатого напряжения,
  • мягкого, тонко согласованного акцентирования,
  • экспрессивного воздействия работы, например радостный повод или печальный и т.д.
В зависимости от положения в спекральном кругу различают основные и смешанные цвета. Выбор цвета, его световой интенсивност влияет на эмоциональный мир человека, обогащая или обедняя его.
Иттен выделил основные цвета или цвета 1-го порядка красный, синий, желтый .
Эти цвета нельзя получить путем смешения других цветов.

Смешивая цвета между собой мы получаем цвета 2-го порядка (оранжевый, зеленый и фиолетовый).

При соединении одного цвета основного и одного цвета первого порядка мы получаем цвета 3-го порядка (желто-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и т.д .)

В эмоциональном отношении цвета различаются сточки зрения возбуждения и покоя, активноти и покоя.

Активные цвета (красный и желтый) больше привлекают внимания и дольше остаются в памяти, чем пассивные (синий и зеленый).

К теплым цветам относятся цвета, имеющие красные или желтые оттенки. Среда, в которой используются только холодные оттенки , выглядит безликой, вызывает ощущение холода и пустоты. Теплые тона приближают предметы, холодные отдаляют их. Но злоупотреблять теплыми цветами не стоит.
Сильная яркость возбуждает, воодушевляет человека, ослабленная – успокаивает. Ясная, яркая и гармоничная цветовая композиция пробуждает чувство радости и веселья.
Изменяя световой тон одного и того же цвета, можно изменять восприятие пространства и предметов, увеличивая или умненьшая их. Светлые цвета расширяют простанство, работы выглядят большими. При темных цветах работы- меньше. Это свойсто часто используется для умышленной илюзорной коррекции общего впечатления.

Контрасты используются приоформлении магазинов, витрин, ресторанов, интерьеров, но в тоже время цвета должны быть гармоничными. Учитывается светлота, теплота и насыщенность цвета.
Выделяют:

  • дополнительный
  • качественный
  • теплых/холодных цветов
  • сильный
  • количественный
Контрасты и гармония цветов:
Сильный контраст образуют между собой цвета первого порядка (красный, желтый и синий). Используются в детских букетах или на выставках, чтобы добиться максимального эффекта. При длительном и интенсивном действии они утомляют глаза, поэтому использовать в больших масштабах и в больших количествах не рекомендуется.

Дополнительный контраст – цвета, лежащие напротив друг друга (желтый и фиолетовый). Нужно использовать в пропорциях (красный и зеленый 1:1, желтый и фиолетовый- ¼: ¾ , синий и оранжевый – 2/3: 1/3).
Сильный и дополнительный котраст лучше смотрятся в виде акцетнов в небольших помещениях.

Гармоничное 3-цветное сочетание цветов может быть представлено цветами, которые определяются при вприсывании треугольника в цветовой круг (равносторониий – желтый, красный и синий; равнобедренный – желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

Гармоничное 4-цветное сочетание – при вписывании в цветовой круг квадрата (желто-зеленый, оранжевый, скрасно-фиолетовый, синий) или прямоугольника (желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

5-цветное сочетание получается при добавлении к 3-цветному сочетанию черногои белого.

6-цветное сочетание – при вприсывании 6-угольника (желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый).
Гармония родственных цветов – сочетание цветов, которые в цветовомкруге лежат между цветами двумя основными цветами, может учавствовать и один основной цвет (желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый).

Контраст - это различие.
Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.

Гармония цветов: как подобрать правильную цветовую гамму в букете

Трудно поспорить с тем, что все цветы прекрасны. Тогда почему одни букеты приходятся нам по душе, а другие не хочется даже покупать? Бывает так, что даже самые красивые и экзотические цветы не образуют целостной, гармоничной композиции. А все от того, что цветовая гамма нарушена. Поэтому понятие цветового баланса считается одним из самых важных во флористике.

Понятие цветового круга

Для того, чтобы лучше ориентироваться в пространстве цветов, легко создавать нужный оттенок в любой цветовой модели, существует цветовой круг , который придумали вместе с ранними теориями цвета. Классический круг состоит из восьми секторов: 7 цветов радуги и пурпурный. В цветовом круге есть основные (красный, желтый, зеленый, синий) и промежуточные цвета (оранжевый, голубой, фиолетовый и пурпурный), которые расположены поочередно. При сложении двух первичных цветов получается вторичный, который распложен между ними.

Цветовой круг разделяют на две половины: тёплую и холодную. К теплым относятся цвета:

  • красный;
  • оранжевый;
  • жёлтый;
  • промежуточные оттенки.

А холодными считают цвета:

  • синий;
  • голубой;
  • зелёный;
  • переходные (сине-фиолетовый, сине-зелёный).

Четыре основных способа сочетания цветов во флористике

1. Контрастная цветовая гамма

Контрастное сочетание цветов в букете подразумевает использование противоположных цветов или оттенков в цветовом круге. Например, и , и зеленый и так далее. Сейчас во флористике преобладают линейные цветочные композиции, составленные в чистых цветах, дабы подчеркнуть или выделить окраску конкретного цветка. Сочетание контрастных цветов делает композицию яркою, жизненной, оптимистичной, но слишком резкий контраст может сделать ее неестественной. Поэтому будьте осторожны в выборе оттенков, попробуйте использовать пастельные тона контрастных оттенков - светло-пурпурный с небесно-голубым, или соедините светлый оттенок одного цвета с темным контрастного.

2. Аналогичная цветовая гамма

Аналогичным сочетанием цветов называют использование тех цветов (от двух до четырех), которые на цветовом круге находятся по соседству. Выбор растений при таком сочетании цветов гораздо шире. И при этом совсем не обязательно использовать чистые цвета, можно сочетать оттенки разной насыщенности. При чем один из них может доминировать над остальными. Такая композиция получается спокойной, сдержанной, но в то же время невероятно очаровательной.

3. Монохроматическая цветовая гамма

Очень нежными и очаровательными получаются букеты, собраны из цветов одного окраса, но различны оттенков. Такое сочетание называется монохроматическим. Можно подобрать цветы для композиции с разной степенью интенсивности красного, зеленого, фиолетового цвета. Тогда все переходы между оттенками будут плавными, не резкими и совсем незаметными. Например, красивая композиция на фото выполнена в зеленых тонах. Для ее создания использовали зеленоватые , белые и много разных сортов.

4. Полихроматическая цветовая гамма

Полихроматическое сочетание цветовой палитры еще называют радужным, так как в этом случае используются все части цветового круга. Самый распространенный пример - это букет цветов, который мы условно назовем «дачным». Его собирают летом из цветов, которые в данный момент растут в саду, несмотря на их величину или цвет.

В паре цветов , дополняющих друг друга, основными могут быть желтый, красный, синий, а дополнительными - оранжевый, фиолетовый, зеленый. Оранжевый цвет получается от смешения желтого и красного; фиолетовый - от смешения синего и красного; зеленый - от смешения желтого и синего.

Благоприятное сочетание окраски получается в флористике, если растения, имеющие основную окраску, сочетаются с растениями дополнительной окраски: желтый с фиолетовым, красный с зеленым, синий с оранжевым.

Кроме указанных сочетаний гармоничны также сочетания оттенков при переходе одного цвета к другому, например, красный - светло-красный - розовый - желто-розовый - оранжевый; зеленый - желто-зеленый - зеленовато-желтый - зеленовато-синий - зеленовато-серый.

Белый и черный цвета нейтральны, однако, они широко применяются и в озеленении, и в аранжировке, хорошо видны издали.

Белый придает нарядный праздничный вид и смягчает контрастность цветов. Черный - подчеркивает яркость окраски.

По законам гармонии в флористике всегда лучше выглядят светлоокрашенные цветы на фоне темных, поэтому клумбы и цветники красочнее, если по периметру расположены светло-окрашеные цветы, а в центре - темно-окрашеные.

Необходима гармония букета или композиции из цветов с местом, куда они помешены. Например, красная гвоздика в красной вазе не смотрится. Цветочная ваза - один из важных элементов создаваемой Вами композиции, от нее во многом зависит впечатление, производимое букетом. Для композиции из живых срезанных цветов ваза должна хорошо удерживать воду.

Декоративные емкости для композиции из растущих растений, наоборот, должны иметь дренаж или отверстие для стока лишней воды. Материалом для изготовления ваз может быть дерево, керамика, лоза и солома, стекло, фарфор, фаянс, глина, металлы и сплавы.

Можно использовать блюда, тарелки, салатницы - любую емкость, которая удерживает воду, а для сада - корзинки, чугунки, автомобильные покрышки, кадки, пни и т.д.

Подойдут и самодельные вазы , изготовленные с помощью шпагата, проволоки, наклейки различных семян, стеблей бамбука, мочалы, раковин.

Можно изготовить вазы - подставки со специальными углублениями и держателями для цветов из обрезков деревянных стволов, камней, туфа, трутовых грибов, стеклянных глыб, металла, даже резинового шланга, если в него для устойчивости вставить проволоку и свернуть узлом так, чтобы верхнее отверстие служило горловиной для воды. Об изготовлении самодельных ваз можно написать отдельную книгу, а для Вас, дорогие читатели, это - широкое поле фантазии и рукодельного мастерства.

Стеклянные (хрустальные) сосуды лучше использовать в торжественных случаях. С ними гармонируют хрупкие, нежные цветы - фрезия, ирисы, лилейники, раннецветущие подснежники, нарциссы.

Шелковистую поверхность имеют лепестки розы, пиона, гвоздик, душистого горошка, лилии, ирисов, многих плодовых (яблони, айвы японской). Для них подойдут сосуды из стекла, фарфора, глазурованной керамики.

С бархатистой поверхностью лепестков гармонируют неглазурованная керамика и мягкая природная поверхность коры дерева, трутовых грибов. Металлический вид имеет листва фикусов, камелии, антуриума, пеперомии, а из садовых растений - функии, бадана, барвинка, ириса гибридного, гладиолуса, рогоза.

Листья этих растений эффектно смотрятся в металлических и фарфоровых вазах. "Фарфоровую" поверхность имеют лепестки гладиолусов, цикламенов, лилий, тюльпанов, орхидей, ирисов, нарцисса, ландыша.

Их красота в флористике наиболее полно проявляется в стеклянных и фарфоровых сосудах. Так учит нас искусный мастер цветочных композиций и замечательный педагог Н.В.Наумова.

Оригинальность аранжировки букета зависит от материала и способа его компоновки.

Так, в малые группы эффектно объединяются цветки, которые имеют не только привлекательную окраску, но и изысканную форму, например, нарциссы, тюльпаны, розы, гвоздики, ирисы, тепличные орхидеи, пуансетии, герберы. В большие букеты принято собирать летники и двулетники.

При этом соединяют много низких цветков и располагают их под высокими, хотя они и самостоятельно неплохо смотрятся в округлых букетах, помешенных в небольшие вазы, и хорошо подходят для оформления обеденного стола.

В флористике, очень важен для цветочной композиции в доме или в саду фон.
В помещении композиция или букет будут хорошо смотреться на фоне мягких пастельных тонов - перванж (серовато-голубой), слоновая кость (светло-кремовый). В саду цветочная композиция выигрышна на фоне нежной зелени газона, водной глади бассейна, при взгляде вверх - на фоне неба, или на фоне стены мягкого пастельного тона.

Часто в качестве фона в саду можно использовать зеленую стенку из травянистых или древесно-кустарниковых растений, формы малой архитектуры или камни. Нужно учитывать, где лучше будет смотреться букет или композиция, в зависимости от места расположения. Выше уровня глаз размешают ампельные, свисающие растения и лианы; ниже - пейзажные композиции для дома и сада.

Важно и освещение места , в котором размешен букет или композиция в доме или цветнике. В темном помещении следует дать больше света, а в саду или парке часто делают подсветку, чтобы в вечерние часы была видна красота растений.



Поделиться: