Какие бывают контрастные цвета. Введение в цвет - чердак

Если мы будем одеваться в соответствии со своим контрастом внешности (как цветовым, так и по светлоте), то таким образом мы только подчеркнем свои достоинства: цвета и тона одежды будут гармонично сочетаться с нашими собственным цветами, подчеркивая либо нашу яркость, либо драматичность, либо нежность, легкость и т.д.
Диссонанс цветов одежды и внешности может привести к тому, что мы станем выглядеть бледнее, взрослее, уставшими и т.д. А этого никому не хочется. Так что давайте разберемся в этом нелегком вопросе.

Пришло время узнать все тайны цветового контраста .

Что такое цветовой контраст во внешности

Прежде всего давайте вспомним, какие типы цветового контраста создают цвета при сочетании друг с другом. Профессионалы обычно пользуются цветовым кругом при создании таких сочетаний, вы также можете его применять, это очень удобно.
.

Итак, сочетания цветов могут быть:

монохромными , когда мы сочетаем разные оттенки одного и того же цвета (пример: сочетание различных оттенков синего на фото ниже) — это наименее контрастное сочетание цветов;

Сочетания аналогичных цветов , которые находятся рядом друг с другом на цветовом круге: синий / голубой + зеленый, зеленый + желтый, желтый + оранжевый и т.д. Это умеренно контрастное, спокойное сочетание цветов;

контрастные сочетания создают цвета, находящиеся через три сектора друг от друга: красный — синий — желтый, зеленый — оранжевый — фиолетовый и т.д. (пример: сочетание красного и синего на фото ниже);

дополняющие цвета создают очень контрастные сочетания, находясь друг напротив друга на цветовом круге: красный + зеленый, синий + желтый и т.д. (пример: красный + зеленый на фото ниже).

В дальнейшем для краткости словом «Цвет» (вот так, с заглавной буквы) я буду называть все цвета, не являющиеся нейтральными (то есть ахроматическими цветами и их производными, либо близкими к ним цветами — черным, белым, серым, бежевым и т.п.). Например, голубой я назову Цветом.
А словосочетанием «нейтральные цвета» в этих статьях я буду обозначать ахроматические цвета (черный, белый, серый, бежевый).

Если цвет ваших глаз очень сильно контрастирует с цветом волос, а также с цветом кожи, то цветовой контраст вашей внешности высокий, если же цвет ваших глаз, кожи и волос не слишком отличаются друг от друга, то цветовой контраст вашей внешности низкий.

То есть, если цвета вашей внешности являются контрастными или дополняющими по отношению друг к другу, то у вас присутствует высокий цветовой контраст . Вам подойдут сочетания различных контрастных / дополняющих Цветов.

Если цвета вашей внешности являются аналогичными по отношению друг к другу, то у вас средний цветовой контраст . Именно сочетания таких аналогичных Цветов, не слишком контрастных, но и не монохромные, вам подойдут больше всего.

Если же цвета вашей внешности монохромные, то для вас наиболее выигрышными будут сочетания различных оттенков одного Цвета ,

Либо сочетания одного Цвета с нейтральными цветами (ниже: сочетание горчичной водолазки с оттенками серого и черным).

Вам подойдет и сочетание нейтральных цветов.

Как определить свой цветовой контраст во внешности

Светлоту цвета (его глубину и насыщенность) сейчас мы не учитываем, за нее отвечает . Для определения цветового контраста мы будем руководствоваться только самим цветом глаз и волос. Посмотрите, как расположены цвета ваших глаз и волос на цветовом круге относительно друг друга.
Цвет кожи нужно учитывать только, если она активно окрашена (имеет ярко выраженный цвет). То же самое касается и цвета губ.

Высокий цветовой контраст

Возьмем для примера шатенку или брюнетку с голубыми глазами.

Найдите голубой цвет на цветовом круге.
Цвет ее волос (коричневый) является глубоким оттенком оранжевого цвета. Голубой на цветовом круге находится напротив оранжевого, значит, цветовой контраст такой женщины будет высокий. В ее внешности присутствуют дополняющие, то есть очень контрастные цвета (голубой + оранжевый).

Зеленые глаза также будут контрастны (удалены на три сектора = контрастное
сочетание) по отношению к подобным волосам (зеленый - оранжевый).


Невооруженным глазом яркий цветовой контраст во внешности также заметен: мы видим, что яркий цвет глаз Кортни Кокс контрастирует с ее насыщенным цветом волос.

То же самое можно сказать про рыжеволосых женщин с зелеными или голубыми глазами (оранжевый и синий противоположны на цветовом круге, а оранжевый и зеленый разделены тремя секторами, то есть они контрастны по отношению друг к другу).

У блондинок с голубыми глазами также высокий цветовой контраст - голубой (глаза) и желтый (волосы).

Если у вас высокий цветовой контраст, вам обязательно нужен Цвет, а лучше сразу несколько.
Вам больше подойдет сочетание различных контрастных (или дополняющих) Цветов, чем монохромные сочетания или сочетания аналогичных Цветов. То есть вы смело можете носить несколько различных контрастных цветов в одном комплекте. Они только подчеркнут вашу красоту.

Необходимо учитывать при подборе одежды и яркость ваших красок. Например, если цвет голубых глаз довольно яркий, то вам подойдут контрастные сочетания .

Примечание: на всех фотографиях с примерами одежды я хочу вам показать именно примеры цветовых сочетаний в одежде. Женщины на этих фото — модели, которые часто не соответствуют обсуждаемому контрасту. Очень трудно найти фото, которые бы содержали и необходимое для демонстрации цветовое сочетание, и подходящую модель. Это можно увидеть на фото с актрисами — их более удачные наряды, и менее удачные. А что касается фотографий с одеждой, то вы сами можете заметить: многие из приведенных ниже сочетаний моделям не идут, так как не соответствуют их типу контраста и колористики.

Средний цветовой контраст

Теперь возьмем для примера блондинку с карими глазами и светлой кожей. Цвет ее волос можно причислить к желтому сектору на цветовом круге. Коричневый сектор находится рядом (желтый + оранжевый). Значит, у нее во внешности присутствуют аналогичные цвета. Она имеет средний цветовой контраст.

Средний цветовой контраст и у блондинок с зелеными глазами (желтый и зеленый находятся рядом на цветовом круге и являются аналогичными).

То же самое можно сказать и про обладательницу рыжих волос и глаз орехового или золотистого цвета (оранжевый + желтый). На примере Холланд Роден ниже мы видим, что у нее не такой высокий цветовой контраст между цветом глаз (ореховые, золотистые) и рыжих волос, как у зеленоглазой Эммы Стоун выше (см. высокий цветовой контраст).

Точно также, как и у рыжеволосых, средний цветовой контраст и у шатенки или брюнетки с ореховыми или желтыми (золотистыми) глазами (оранжевый (волосы) + желтый (глаза) являются аналогичными цветами).

Если у вас средний цветовой контраст, то вам подойдут не слишком контрастные сочетания Цветов, находящихся близко друг от друга на цветовом круге (аналогичных), то есть вам нужен умеренный цветовой контраст.


Низкий цветовой контраст

Цвета внешности брюнетки с карими глазами и персиковой кожей — монохромные . Можно сказать, что все они являются разными оттенками одного и того же цвета (темные оттенки оранжевого). У нее очень низкий цветовой контраст.

У кареглазых брюнеток со светлой кожей также будет низкий цветовой контраст, так как цвет глаз и волос совпадает.

Монохромными будут и цвета шатенки с карими глазами.

Также цвета кареглазой обладательницы рыжих волос можно причислить к монохромным (оранжевый + коричневый, как глубокий оттенок оранжевого).

То же самое можно сказать и об обладательнице светлых волос и золотистых глаз (желтые, ореховые). Цвет волос (желтый) совпадает с цветом глаз (желтый).

Довольно монохромная внешность и у обладательниц пепельно-русых волос, цвет которых близок к серому, «мышиному» и абсолютно серых глаз.

И невооруженным глазом видно, что цвет глаз и волос вышеперечисленных женщин очень близки.

Примечание: если, при вышеописанной внешности, у вас яркий цвет кожи, и он не совпадает с цветом глаз и волос, то тогда цветовой контраст у вас будет средний, а не низкий. Смотрите рекомендации выше для среднего цветового контраста. Также, если Вы часто пользуетесь яркой помадой, это тоже можно учитывать. Ее наличие добавляет цветовой контраст монохромной внешности.

Если у вас низкий цветовой контраст, то вам больше подойдет однотонная одежда, а также комплект, состоящий из оттенков одного Цвета,

Либо сочетания различных нейтральных цветов.

Хорошо на вас будет смотреться и сочетание одного Цвета с нейтральными цветами.

Если у вас серые глаза

Так как серый — ахроматический цвет, то он не дает цветового контраста с другими цветами. Так что, если у вас абсолютно серые глаза без примеси других цветов (не серо-голубые, серо-зеленые — в этом случае, скорее, рассматривайте их, как разновидность голубого и зеленого цветов), то цветовой контраст определяйте по сочетанию цвета волос и кожи, если цвет кожи хорошо выражен. Либо определяйте контраст по сочетанию цвета волос и губ, если цвет губ хорошо выражен.


Например, у сероглазой шатенки с яркой кожей и / или губами будет средний цветовой контраст, так как розовый (губы, кожа) находится рядом с оранжевым (волосы) на цветовом круге.

Если же цвет вашей кожи и губ довольно нейтрален, не ярко выражен, то тогда ваши краски можно рассматривать, как монохромные (выражен только цвет волос), а серый (цвет глаз) — ахромат, то есть он нейтральный.
В этом случае ориентируйтесь на рекомендации для низкого цветового контраста. То есть вам подойдет однотонная одежда, а также монохромные сочетания разных оттенков одного цвета и различные сочетания нейтральных цветов (можно и с добавлением одного цвета).

Кстати, если у вас гетерохромия (разноцветная радужная оболочка глаза), полная или частичная (как на фото выше), то не забывайте, что это дает дополнительный контраст. Посмотрите, какой контраст между цветами глаза.
Например, голубые глаза с коричневыми вкраплениями или участками сразу относят вас к высокому цветовому контрасту (оранжевый — голубой).
Но дальше ориентируйтесь на сочетание этих цветов с цветом ваших волос.

Например, у Кейт Босуорт на фото выше высокий цветовой контраст: коричневый + голубой (цвета глаз) + желтый (цвет волос).

Как одеваться в соответствии с собственным цветовым контрастом

Яркость и глубина этих цветов зависит от вашего контраста по светлоте и :
  • чем ярче краски вашей внешности, тем более яркие цвета вам идут,
  • чем приглушеннее краски вашей внешности, тем более мягкие, приглушенные, пастельные цвета вам идут,
  • чем темнее краски вашей внешности, тем более глубокие цвета вам идут,
  • чем светлее краски вашей внешности, тем более светлые цвета вам идут.

Например, возьмем высокий цветовой контраст. Всем его обладательницам подходят контрастные сочетания цветов. Но!
Если Вы шатенка или рыжая с яркими голубыми или зелеными глазами, то цвета эти должны быть яркими, например ярко-желтый + ярко-красный.
Кстати, при сочетании контрастных очень ярких цветов старайтесь выбрать один в качестве доминирующего, а остальные пусть дополняют его в меньшей пропорции. Иногда, такие цвета начинают спорить за внимание, если их смешать в равной пропорции.

Брюнеткам с яркими глазами подойдут не только яркие, но и глубокие цвета. В их случае можно сочетать яркие цвета с более насыщенными, глубокими.

А вот голубоглазым блондинкам больше подойдет сочетание более светлых контрастных оттенков.

Давайте рассмотрим на примере трех довольно темных шатенок с разным цветовым контрастом, как сочетания цветов, подходящих нашей внешности, влияют на восприятие образа в целом.

Возьмем три сочетания: контрастных цветов, аналогичных цветов и монохромные сочетания.

Шатенка с яркими голубыми глазами Алексис Бледел имеет высокий цветовой контраст , ей подойдут сочетания различных контрастных ярких Цветов.

Контрастное сочетание красного, зеленого и желтого цветов подчеркивает яркую красоту Алексис.
В платье с дополняющими цветами (желтый + голубой) она выглядит уже не так ярко, намного бледнее. Почему? Ведь цветовой контраст соблюден, как и в первом случае? Не стоит забывать о насыщенности и яркости цветов девушки, они у нее очень яркие. Вот если бы это платье было более ярким, то, несомненно, оно бы ей больше подошло.
Платье с принтом из аналогичных цветов (синий+зеленый) слишком монохромно для ее ярких красок.

В платье с монохромным принтом Алексис также выглядит менее ярко, хотя синий цвет ей очень идет. Помада спасает положение, но добавить еще какой-нибудь контрастный синему Цвет не помешало бы. Хотя бы даже сумочку (первое фото ниже).
Синее платье смотрится неплохо за счет своего довольно яркого цвета (второе фото), но все же не хватает цветового контраста, чтобы поддержать контраст девушки. Яркость поддержана, контраст — нет.
Наиболее выигрышным для Алексис является сочетание контрастных Цветов (последнее фото) — образ выглядит интереснее, а девушка ярче с внедрением контрастного цвета (красного).

Таким образом, если цвета вашей внешности контрастируют друг с другом, то и сочетание контрастных цветов в одежде будет вас украшать, подчеркивать ваши яркие краски.
Чем ярче сами краски вашей внешности, тем ярче должны быть выбираемые вами Цвета. Не забывайте и о своем , но о сочетании этих двух типов контраста мы поговорим в следующей статье.

Шатенка с глазами золотистого орехового цвета Рашида Джонс имеет средний цветовой контраст , ей подойдут сочетания различных аналогичных Цветов.

Сильный цветовой контраст дополняющих цветов, розового и зеленого (первое фото ниже), немного подавляет Рашиду, ее лицо остается как бы в стороне, платье перетягивает внимание на себя. При том, что Рашида — девушка довольно яркая, такой сильный цветовой контраст ее переигрывает.
Контраст ей необходим, но он должен быть более спокойным.

На втором фото сочетание аналогичных цветов (синего платья и зеленого колье) поддерживает контраст внешности девушки, при этом не подавляет ее. При таком сочетании она выглядит ярко.
Монохромное же сочетание только одних оттенков синего не дотягивает до ее цветового контраста — комплект на ней кажется скучным, да и сама Рашида поблекла.

Если цвета вашей внешности — аналогичные по отношению друг к другу, то вам подойдет и сочетание близких друг к другу на цветовом круге оттенков в одежде (аналогичных). Очень контрастные цветовые сочетания могут быть слишком агрессивны для вас, а монохромные — скучными и безликими.

Шатенка с карими глазами Оливия Палермо имеет низкий цветовой контраст, ей подойдут однотонные наряды, также монохромные сочетания разных оттенков одного Цвета, сочетание Цвета и разных нейтральных цветов, даже просто в одних нейтральных цветах она будет хорошо выглядеть.
Кстати, Оливия иногда перекрашивается в блондинку, а это меняет ее цветовой контраст, он становится средним, что соответственно влияет и на ее гардероб. Но возьмем пример Оливии-шатенки.

Несмотря на яркую внешность Оливии, контрастное сочетание дополняющих цветов желтого и синего несколько «забивает» внешность девушки, а также ее простит.
Цветовой контраст красного и синего также слишком высок для низкого контраста природных красок Оливии. На первых двух фото ниже внимание притягивает одежда, девушка за ней скрыта.
Зато сам по себе желтый (последнее фото), без контрастных цветов в качестве дополнений, смотрится на Оливии хорошо (цветовой контраст отсутствует). Внимание привлекает прежде всего лицо девушки.

Менее контрастное сочетание аналогичных цветов также немного пестровато для Оливии (первое фото ниже), а в однотонном свитере она выглядит гармонично, не создается впечатления, что не хватает какого-то цвета, ничего не хочется добавить — Оливия очень хороша.
То же самое можно сказать и о монохромном принте — девушке он идет. На первый план выступает ее лицо, а затем уже мы обращаем внимание на принт.

Если цвета вашей внешности выдержаны в одной цветовой гамме, и цветовой контраст у вас низкий, то слишком контрастные по цвету сочетания могут вас подавлять, умеренно контрастные сочетания аналогичных цветов также будут смотреться менее выигрышно, чем монохромные принты, сочетания разных оттенков одного цвета или однотонные варианты.
Речь идет только о цвете, а не о контрасте по светлоте «темное + светлое», такой контраст вам может быть даже необходим —

Если при этом краски вашей внешности приглушенные (), то старайтесь выбирать более приглушенные мягкие оттенки цветов. Если же у вас яркий цвет глаз и волос (брюнетки с карими глазами, обладательницы каштановых волос с карими глазами), то вам подойдут яркие либо насыщенные, глубокие цвета.

Давайте посмотрим, как выглядят нейтральные цвета на обладательницах разного цветового контраста.

Яркая по цветам внешность Алексис требует какого-нибудь яркого Цвета, а еще лучше — сразу нескольких. Ахроматические цвета делают ее бледнее, наряд выглядит безлико (и это при том, что фото отретушировано, оно студийное), хочется поддержать цвет ее глаз каким-нибудь Цветом (первое фото ниже).
Обладательницам высокого цветового контраста лучше всего использовать нейтральные цвета, чтобы разбавлять ими сочетания более ярких Цветов . Как вариант, напротив, можно добавить в нейтральный комплект яркий аксессуар, сочетающий контрастные Цвета (второе фото ниже).

В нейтральных черно-бело-серых тонах Рашиде Джонс явно не хватает цвета.
А вот сочетание голубого и зеленого (аналогичных цветов) с нейтральным белым поддерживает цветовой конраст девушки.
Если у вас средний цветовой контраст, старайтесь его поддерживать Цветом . Это может быть и внедрение пары Цветов в гамму различных нейтральных оттенков (яркая помада тоже считается!).

А вот на обладательнице низкого цветового контраста Оливии комплекты, составленные полностью из нейтральных цветов, смотрятся изысканно и благородно. Главное — подобрать подходящий вам контраст по светлоте и «ваши» оттенки (соответствующие вашей температуре — теплые или холодные).

Также в этом случае хорошо будет смотреться какой-нибудь Цвет, внедренный в монохромную гамму нейтральных оттенков. Лучше, если это будет один акцентный Цвет, больше уже может выглядеть, как перебор.

Итак, на данном этапе мы определили свой контраст по светлоте, а также свой цветовой контраст . Осталось дело за малым: воспользоваться этими знаниями и объединить их в одно целое. В следующих статьях мы разберемся, как определить свой лидирующий тип контраста, и как им воспользоваться, чтобы умело сочетать цвета в одежде, как профессионал , а также очень подробно остановимся на различных сочетаниях цветов, которые наиболее эффектно будут смотреться на обладательницах КАЖДОГО типа контраста.


: Alexa Chung


Сводный опыт теоретиков и практиков цвета дает нам четыре основных направления в сочетаниях цветов:

    Контрастные сочетания

    Родственные сочетания

    Родственно-контрастные сочетания

    Нейтральные сочетания

Контрастные сочетания:

    Контраст по цвету

    Контраст по площади цветовых пятен

    Контраст светлого и темного

    Контраст теплого и холодного

    Контраст по насыщенности

    Контраст дополнительных цветов

    Симультанный контраст

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Цветовой круг и знание законов составления цветовых комбинаций на его основе, позволяют безошибочно работать с различными палитрами цветов и составлять те или иные цветовые сочетания для достижения определенного эмоционального состояния. Чтобы было проще разобраться в этой схеме взаимоотношений цветов, необходимо иметь перед глазами основной цветовой круг. Чем дальше, тем больше возможных комбинаций, поэтому лучше возвращаться к рисунку и просматривать каждый раз схему. Нужно еще иметь ввиду, что цветопередача дисплеев далека от идеала. Поэтому для особо чувствительных к цветам людям советую делать поправку на сей печальный факт. Но в любом случае, если будет ясна общая схема работы, то проблем в дальнейшем при выборе необходимой цветовой гаммы не возникнет.

красно-оранжевый (шафранный), желто-оранжевый (янтарный), желто-зеленый (цитрусовый), сине-зеленый (бирюзовый), сине-фиолетовый (сиреневый) и красно-фиолетовый (пурпурный) оттенки.

Ниже представлены десять типов цветовых комбинаций, это:

Ахроматические

Здесь используются только оттенки серого, от белого до черного. Как уже говорилось, ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок.

К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.


Использование только одних ахроматических цветов дает возможность создать невероятно оригинальный интерьер. Здесь как нигде в других случаях может быть выражена сама фактура используемого материала: блеск, матовость, прозрачность, бархатистость, структура поверхности необычных видов.

Если добавить к ахроматическим цветам один яркий цвет, часто это красный, то получается очень стильное помещение. Такие сочетания могут быть использованы в минимализме с намеком на японский стиль.

Если добавить нежные, еле заметные оттенки, то такое сочетание можно использовать как основу под дизайн в таких современных стилях, как хай-тек.

Основные

Главные, основные, цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. На то они и основные, что составляют основу цветового круга. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, опытный художник создаст все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).


Составные

Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый.


Сложные

Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. Таких цветов уже шесть. Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций: красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый; сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый. На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, занимая промежуточное положение между составными цветами. Затемняя или осветляя эти цвета в той или иной степени, мы получаем всю возможную гамму цветов. На основном цветовом круге сложные цвета представлены (насколько это возможно) без осветления или затемнения, путем смешивания цветов в равной пропорции. Если же пропорции цветов для смешивания менять по своему усмотрению и дополнительно еще и осветлять либо затемнять цвета, то в итоге мы получим всю градацию цветов, представленную на полном цветовом круге и даже более того. Как пример некоторых сложных цветов:


До сих пор мы рассматривали цвета по принципам их получения путем смешивания трех основных цветов, затем сложных и составных. В итоге можно получить все возможные чистые хроматические цвета. Палитру можно значительно расширить, добавляя в хроматические цвета - ахроматические. Но это лишь начало игры в цвета. Теперь перейдем к типам взаимоотношений между цветами, рассматривая их расположение на цветовом круге. Это уже - руководство к действию. От расположения комбинации выбранных цветов на цветовом круге зависит их влияние на наше восприятие. В зависимости от того, выбрали ли мы рядом стоящие цвета или противоположно расположенные цвета на цветовом круге - будет меняться и воздействие этой комбинации цветов на наше восприятие. Теперь есть смысл обратиться к полному цветовому кругу.

Контрастные

Контрастными по отношению друг к другу считаются два цвета, между которыми на цветовом круге

находятся три промежуточных цвета (эти пары выборок часто путают с дополнительными цветами).

Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге.


Подобные пары цветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетания максимально броски и навязчивы.

Надо помнить, что использование насыщенных контрастных цветов - это очень жесткое сочетание, его нельзя использовать в равных по объему плоскостях и массах в интерьере. Но, используя контрастный цвет как небольшой акцент, например, голубые тарелки и полотенца в желтой кухне, мы достигнем ярких, эффектных сочетаний. Они будоражат и повышают жизненный тонус.

Использование контрастных точек и штрихов в интерьере способно придать жизнь и шарм скучному помещению, наподобие тому, как капля перца способна изменить вкус пресного блюда. Но надо помнить, что стоит только переборщить с перцем, и блюдо становится несъедобным.

Совсем иное впечатление возникнет при использовании разбеленных контрастных сочетаний (с добавлением ахроматических цветов), например, таких как кремово-желтый и серо-голубой. Чем более разбелены контрастные цвета, тем меньше ограничений в их использовании в одном пространстве.

Вообще ахроматические цвета способны спасти любую выборку цветов, даже контрастную. Об этом речь пойдет далее.

Дополнительные

Прямо противоположные цвета на цветовом круге называются дополнительными. С дополнительными цветами можно провести один любопытный фокус.

Если мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберем каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет.

Если мы удалим из спектра один цвет, например, зеленый, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета - красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый, - то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом, дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому. Если мы удалим желтый цвет, - то оставшиеся цвета - красный, оранжевый, зеленый, синий и фиолетовый - дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к желтому.

Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами. Фактически, идеально чистые дополнительные друг к другу цвета "убивают" друг друга. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от уха с хорошим музыкальным слухом, которое может выделить любой из звуков аккорда.

Пример дополнительных цветов:


Это сочетание, используемое в интерьере, так же очень броское, хоть и не такое навязчивое, как контрастные цвета. Оно воспринимается немного мягче, и если использовать один или оба цвета разбеленными, то можно получить неплохие в итоге сочетания.

Но - необходимо быть очень осторожными с дополнительными цветами. Особенно это касается освещения. Об этом - в другой статье.

Монохроматические

Монохроматические цвета - это комбинации яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета.

Такое сочетание называют еще нюансным. В оформлении комнаты используются оттенки одного цвета (составляющие одного и того же сегмента круга). Такая ком­позиция способствует поддер­жанию атмосферы спокойст­вия и отдыха, если для нее выбираются цвета из холодной части круга, и атмосферы мягкой открытости, способствующей общению и активности, если используются цвета из теплой части круга.


Родственные

Любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге называются родственными. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах. Такая выборка цвета еще называется в некоторых изданиях гармоничной.

Всего может быть 12 троек главных родственных (гармоничных) сочетаний.

Какие бы тройки гармоничных цветов вы не выбрали, интерьер, выполненный с помощью этих цветов, будет смотреться очень хорошо, при этом иметь различный по восприятию характер для каждого из 12 возможных вариантов, в зависимости от того, выбрана палитра из теплых или из холодных цветов. Пример выборки цветов по родственному типу:


Эти 12 вариантов главных троек могут быть расширены за счет использования разной светлоты (разбеленные и затемненные эти же цвета) выбранного цвета (расширяем за счет монохроматических цветов, см. далее) на расширенном цветовом круге. При этом по светлоте каждый из трех цветов может быть аналогичным другому или значительно отличаться друг от друга, один может быть очень осветлен и использован на больших поверхностях: стенах, потолке, другие - затемнены и использованы в качестве отдельных небольших элементов: подушек, декоративных ваз, рамок для картин.

Можно использовать иной, противоположный вариант, когда одна или часть стен выполняется в темном цвете, а мебель, пол и мелкие предметы - в осветленных вариантах гармоничных ему цветов.

Нейтральные

Если взять два рядом расположенных цвета в пределах двух полос цветов на цветовом круге, сгладить один из них добавлением родственных оттенков или "разбавить" ахроматическим (белым или черным), то в итоге мы получим нейтральные цвета. Пример нейтральных цветов:


Родственно-контрастные

Цвета с оттенками, расположенными на круге непосредственно слева и справа от цвета, дополнительного ему на цветовом круге. Пример таких цветов:


Немного о теории цвета.

По данным учёных человеческий глаз способен различать до семи миллионов различных оттенков цвета. Психологами доказано: первое впечатление складывается на основе колористической композиции, которую составляет общий колорит помещения, . Цветовая гамма сохраняется в памяти намного дольше, чем детали или пропорции. Каждый цвет занимает определенное положение на стандартном цветовом круге, который представляет собой непрерывность цветовых переходов. Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов. Цветовой спектр. Первичные (основные) цвета - это красный, жёлтый и синий. Первичными они называются потому, что путём их смешивания можно получить все остальные цвета спектра цветового круга, а путём их смешивания с добавлением чёрного и белого цветов – все видимые человеком оттенки цвета. При этом первичные цвета невозможно получить в результате смешивания других цветов. Вторичные (составные) цвета получаются путем попарного смешивания первичных цветов: оранжевый, зелёный и фиолетовый. Третичные цвета получаются путем попарного смешивания первичного и вторичного цветов в равных долях. Хроматические цвета. Все цвета, кроме белого, черного и серого. Ахроматические цвета. Чёрный, серый и белый цвета носят название ахроматических (в буквальном переводе с греческого – бесцветных). Они относятся также к нейтральной цветовой гамме. Это означает, что они могут быть использованы дизайнером-оформителем в работе с минимальным риском нарушения цветового баланса художественного оформления. Ахроматическая (или тоновая) шкала. Шкала серого цвета (от 100% чёрного до 100% белого) – называется ахроматической (бесцветной) или тоновой шкалой. Тёплые и холодные цвета. Цвета делятся на тёплые и холодные. В составе тёплых красок больше жёлтого и красного, в составе холодных велика концентрация синего (к холодным цветам относятся фиолетовый, голубой и некоторые оттенки зелёного). Чёрный и белый цвета – это оттенки одного цвета: серого , который получается путём смешивании чёрного и белого цветов. В этом смысле 100% белый цвет – это серый цвет, в котором составляющая чёрного равна нулю, а 100% чёрный – это серый без добавления белого. Дополнительные (или комплиментарные) цвета. Цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Смежные дополнительные цвета. Цвета, расположенные в углах основания равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг. Цвета являются смежными дополнительными (или смежными комплиментарными) для цвета, представленного в сегменте круга, на который указывает вершина этого треугольника. Цвета диады. Два цвета, находящихся через один сегмент друг от друга на цветовом круге. Пример: красный и оранжевый. Цвета триады. Вершины равностороннего треугольника указывают на три сегмента цветового круга, цвета на которых равноудалены друг от друга. Эти цвета называются цветами триады. (Пример самой контрастной, яркой триады -первичные цвета: красный, жёлтый и синий.) Цвета тетрады. Цвета тех сегментов, на которые указывают углы вписанных в круг прямоугольника и квадрата, называются цветами тетрады. Тетрады - это сочетания цветов четырёх сегментов, равноудалённых (квадратная «тетрада») или практически равноудалённых (прямоугольная «тетрада») на цветовом круге.

Советы: Контрастные сочетания. Цветовые сочетания двух дополнительных. Цветов, цвета с его смежными дополнительными, триадных, а также тетрадных цветов являются контрастными. Особенно яркими и эффектными являются цветовые композиции с использованием сочетаний спектральных цветов. Сочетания помягче получаются с применением оттенков тех же самых цветов. красный – зеленый оранжевый – цвет морской волны яичный желтый – синий желтый – сиреневый лайм – фиолетовый салатовый – розовый и т.д.

Сочетания дополнительных цветов. Использованные в сочетании друг с другом, дополнительные цвета взаимно усиливаются, кажутся более интенсивными и насыщенными. Особенно эффективным является контраст сочетания первичного цвета и дополнительного к нему вторичного. Использование таких сочетаний возможно. Оно может быть очень выразительно, но требует особого умения. Вообще, сочетание дополнительных цветов, даже в форме оттенков – всегда достаточно контрастное. красный - синий оранжевый - голубой желтый - зеленый зеленый - голубой голубой - желтый, оранжевый синий - оранжевый, зеленый фиолетовый - желтый Сочетание цвета со смежными дополнительными цветами. Колористические схемы с использованием смежных дополнительных цветов - достаточно контрастные. Необходимо заметить, правда, что по сравнению с сочетаниями дополнительных цветов в таких сочетаниях цветовой контраст немного сглаживается. Сочетания цветов триады. Нужно сказать, что успешное использование одновременно трёх цветов триады – редкость. Такое сочетание рискует оказаться перенасыщенным цветовыми контрастами, несбалансированным. Сочетания цветов тетрады. Колористические схемы с использованием тетрад довольно контрастны. Глядя на цветовой круг, нетрудно заметить, что в тетрадах сочетаются цвета, являющиеся попарно дополнительными. Контрастность одной из пар при этом гасится контрастностью другой, но всё же использование тетрад потребует достаточно изощрённого чувства цветового баланса. В то же время успешное использование цветов тетрады сделает декор богатым по цвету, насыщенным цветными акцентами Применение контрастных сочетаний требует умения и такта. Тут важно не «переборщить», необходимо искусно сбалансировать цвета. Но всё же, если цветовая композиция получается достаточно гармоничной, но при этом кажется Вам чересчур яркой - нет необходимости обязательно заменять яркие цвета приглушёнными. Можно «разбавить» такую композицию, добавив к ней ахроматические цвета – белый, серый или чёрный, или кремовый цвет, который часто используется как нейтральный. Помимо названных выше типов цветовых сочетаний, возможны смешанные варианты. Допустим, оформление в основном строится на оттенках одного цвета, а акценты выбираются контрастные, с противоположной стороны цветового круга. Гармоничные сочетания.

Другим принципом подбора цветовых сочетаний является принцип гармоничных сочетаний. Аналогичные цвета. Цвета сегментов, расположенных по соседству друг с другом, называемые аналогичными цветами. Если, например, основным цветом у Вас является синий, то палитра оформления может включать и бирюзовый, расположенный по одну сторону от синего, и/или фиолетовый – по другую. Посмотрев на цветовой круг, Вы увидите, что некоторые гармоничные комбинации могут быть мягкими и спокойными, как жёлтый с весенне-зелёным. Другие, например, розовый с оранжевым, весьма эффектны. Каков бы ни был Ваш выбор, результат может получиться интереснее, чем если бы вы использовали оттенки только одного цвета. Сочетания цветов диады. Сочетания цветов, представленных в сегментах, находящихся через один сегмент друг от друга, являются также скорее гармоничными, чем контрастными. Тональные (нюансные) сочетания. Ещё одним принципом подбора цвета является тональный принцип, когда для оформления работы подбирают оттенки одного цвета, представленные в одном сегменте цветового круга. Монохроматические цвета . Эти оттенки называются монохроматическими цветами. К примеру, если для работы Вы выбираете жёлтый, палитра может варьироваться от бледно-жёлтого до тёмно-золотистого цвета. Создаётся цельная уравновешенная цветовая композиция. Еще несколько советов: Освещение заметно влияет на восприятие цветов. Они кажутся теплее и ярче в помещениях с окнами на юг, где больше солнца, в то время как в комнатах на северной стороне освещение обычно холодное, оно приглушает цвета, придавая им сероватый и прохладный «налёт». Электрический свет тоже изменяет цвета. Люминесцентные лампы обычно излучают холодный синеватый свет, а лампы накаливания делают цвета более тёплыми: жёлтый при таком освещении практически теряется, фиолетовый кажется коричневым, а терракотовый – оранжевым. При использовании холодных цветов для оформления изображений необходимо учитывать их способность как бы «отодвигать» изображение вглубь от зрителя, в то время как тёплые цвета изображение к зрителю приближают. Как упоминалось выше, белый, серый и чёрный, а также множество оттенков кремового цвета являются нейтральными. Они могут служить отличным противовесом ярким и сочным цветам, их хорошо включать в контрастную цветовую гармонию – чтобы уравновесить слишком яркие сочетания. В комбинации с различными оттенками коричневого нейтральные цвета создают очень спокойную и приятную, так называемую экологическую гамму.



  • Глава 02. Цвет и цветовое воздействие
  • Глава 03. Цветовая гармония
  • Глава 04. Субъективное отношение к цвету
  • Глава 05. Цветовое конструирование
  • Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
  • Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
  • Глава 08. Контраст по цвету
  • Глава 09. Контраст светлого и темного
  • Глава 10. Контраст холодного и теплого
  • Глава 11. Контраст дополнительных цветов
  • Глава 12. Симультанный контраст
  • Глава 13. Контраст по насыщенности
  • Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
  • Глава 15. Смешение цветов
  • Глава 16.
  • Глава 17. Цветовые созвучия
  • Глава 18. Форма и цвет
  • Глава 19. Пространственное воздействие цвета
  • Глава 20. Теория цветовых впечатлений
  • Глава 21. Теория цветовой выразительности
  • Глава 22. Композиция
  • Послесловие
  • Контраст по цвету

    Контраст по цвету - самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.

    Так же как черный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и темного, так и желтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету (рис. 4). Для того чтобы убедиться в этом, нужно, по крайней мере, три чистых и достаточно удаленных друг от друга цвета. Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность контраста по цвету всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трех. Так, оранжевый, зеленый и фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем желтый, красный и синий, а воздействие цветов третьего порядка еще менее явно. Когда каждый цвет отделен друг от друга черными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым уменьшаются. Каждый цвет в этом случае проявляет, прежде всего, свою реальную конкретность. Хотя основная группа трех цветов желтого, красного и синего представляет собой самый большой контраст по цвету, однако и все другие чистые цвета несомненно могут быть представлены в ряду сильных контрастов (рис. 6).

    Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний (рис. 7). Число вариаций здесь очень велико и. в соответствии с этим столь же бесконечно число их выразительных возможностей. Включение белого и черного цвета в палитру зависит от темы и индивидуальных предпочтений художника. Как это было показано на рисунках, относящихся к разделу «Цвет и цветовое воздействие», белый цвет ослабляет прилегающие к нему цвета и делает их более темными, черный, наоборот, усиливает и делает их более светлыми. Поэтому черный и белый являются важными элементами цветовых композиций (рис. 5).

    Эти упражнения можно было бы выполнять, используя также и произвольно выбранные цветовые пятна. Однако в этом есть большая опасность. Вместо того чтобы изучать собственно силу и напряжение цветовых сочетаний, выполняющие эти упражнения начинают увлекаться формами и рисовать пятнами. Подобное рисование в этом случае становится врагом всякой живописности. Этого безусловно нужно избегать. И простые полосы или сетка шахматной доски здесь наиболее уместны.

    В упражнении, показанном на рисунке 8, ставилась задача так расположить заданное количество желтых, красных, синих, белых и черных квадратов в горизонтальном и вертикальном направлениях,чтобы предельно усилить ощущение цветовой напряженности.

    Композиция рисунка 9 состоит из локальных цветов максимальной чистоты, а также их осветленных и затемненных градаций и включенных сюда белого и черного цвета. Когда система цветовых сочетаний, показанных на рисунке 6, окажется усвоенной, можно быстро подобрать цвета для упражнений рисунка 10.

    Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах - лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчеркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы. После каждого схематического упражнения рекомендуется давать задания на выполнение свободных композиций в соответствии с характером данного контраста.

    В пределах контраста по цвету может быть решено множество живописных тем. Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порожденной стихийной силой. Незатемненные цвета первого и второго порядка всегда вызывают в нас ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности. Поэтому они особенно хороши как для темы «Коронация Марии», так и для реалистического натюрморта.

    На контрасте по цвету основано народное искусство различных стран. Пестрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски. В украшенных миниатюрами ранних средневековых рукописях контраст по цвету используется в самых разных вариантах, причем в меньшей степени в мотивах духовного порядка и в большей - в целях создания радостного декоративного многоцветия.

    Контраст по цвету можно очень часто найти в витражах, особенно ранних, где его стихийная сила берет верх над пластическими формами архитектуры.

    Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичелли и другие художники строили свои картины, используя прежде всего принцип контраста по цвету.

    Может быть, самым замечательным примером проявления смыслового начала данного контрастного соотношения является работа Грюневальда «Воскресение Христа», поскольку здесь он передает ощущение некой всеобъемлющей вселенской выразительности.

    В картине Боттичелли «Положение во гроб» контраст по цвету, на котором построена картина, дает художнику возможность показать захватывающее величие этой сцены. Ее общее цветовое решение символизирует космически-значимое мгновение этого мирового события.

    Следует признать, что выразительные возможности контраста по цвету могут проявляться самыми различными способами. С его помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.

    Ряд современных художников, как, например, Матисс, Мондриан, Пикассо, Кандинский, Леже и Миро, очень часто работали, используя контраст по цвету. Особенно Матисс, который писал множество натюрмортов и фигурных композиций, используя пестроту и силу этого контраста. Хорошим примером здесь может служить женский портрет «Янтарное ожерелье», написанный им чистыми цветами - красным, желтым, зеленым, синим, красно-фиолетовым, белым и черным. Эти сочетания служили ему выразительной характеристикой молодого, живого и умного существа. Художники группы «Синий всадник» - Кандинский, Франц Марк и Август Маке в ранние периоды творчества работали почти исключительно на контрасте по цвету.

    Из огромного числа возможных примеров мной были выбраны следующие произведения: «Церковь в Эфесе» в Апокалипсисе Сен Севера, XI век, Париж, Национальная библиотека; «Коронация Марии» Е.Шаронтона, XV век, Вильнев-лез-Авиньон; «Прогулка в майский день» из «Богатейшего часослова герцога Беррийского» Поля Лимбурга, 1410, Шантийи, Музей Конде; «Композиция 1928» Пита Мондриана, собрание Марта Стама.

    ЦВЕТОВЫЕ КОНТРАСТЫ.


    Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой-маленький, белый-чёрный, холодный-тёплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты.

    Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений. Они настолько различны по своим основам, что каждый из них должен быть изучен отдельно. Каждый из них контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единственен в своём роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.

    Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.

    Виды контрастов:

    1. Контраст цветовых сопоставлений

    2. Контраст светлого и тёмного

    3. Контраст холодного и тёплого

    4. Контраст дополнительных цветов

    5. Симультанный контраст

    6. Контраст цветового насыщения

    7. Контраст цветового распространения

    1. Контраст цветовых сопоставлений.

    Контраст цветовых сопоставлений - самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.

    Также как чёрный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и жёлтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным цветовым контрастом. Для того чтобы убедиться в этом, нужно, по крайней мере, три ярких и достаточно удаленных друг от друга цвета. Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность цветового контраста всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трёх. Так, оранжевый, зелёный и фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем жёлтый, красный и синий, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно. Когда каждый цвет отделен друг от друга чёрными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым уменьшаются. Каждый цвет в этом случае проявляет, прежде всего, свою реальную конкретность. Хотя основная группа трёх цветов жёлтого, красного и синего представляет собой самый большой цветовой контраст, однако и все другие чистые цвета несомненно могут быть представлены в ряду сильных цветовых контрастов.

    При изменении яркости цвета цветовой контраст получает множество совершенно новых выразительных качеств.

    Белый цвет ослабляет яркость прилегающих к нему цветов и делает их более тёмными, чёрный, наоборот, — повышает их яркость и делает их более светлыми. Поэтому, чёрный и белый являются важными элементами цветовых композиций.

    На цветовых контрастах основано народное искусство различных стран. Пёстрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски. В украшенных миниатюрами ранних средневековых рукописях контрасты по цвету используются в самых разных вариантах, причём в меньшей степени в мотивах духовного порядка, и в большей — в целях создания радостной декоративной пестроты.

    Может быть, самым замечательным примером проявления смыслового начала данных контрастных отношений является работа Грюневальда «Воскресение Христа», поскольку здесь они передают ощущение некой всеобъемлющей вселенской выразительности.

    В картине Боттичелли «Положение во гроб» цветовые контрасты, на которых построена картина, дают художнику возможность показать захватывающее величие этой сцены. Её общее цветовое решение символизирует космически-значимое мгновение этого мирового события

    Примеры: «Коронация Марии» Е. Шаронтона, XV век, Вильнев-лез-Авиньон

    «Прогулка в майский день» из «Богатейшего часослова герцога Беррийского» Поля Лимбурга, 1410 г., Шантийи, Музей Конде

    Юрий Кугач. «Перед танцами». ГТГ. В качестве иллюстрации использована фотография из серии «Хранители» американского фотографа Энди Фриберга Г.Г. фон Преннер.

    "Портрет императрицы Елизаветы Петровны" 1754 г.

    Raffaello Santi Преображение

    2. Контраст светлого и тёмного.

    Для художника белый и чёрный цвет является наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Белое и чёрное во всех отношениях противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета. Чёрный бархат, возможно, представляет собой самый чёрный цвет, а сульфат бария - самый белый. Существует всего один максимально чёрный и один максимально белый цвет и бесконечное число светлых и тёмных оттенков серого цвета, которые могут быть развёрнуты в непрерывную шкалу между белым и чёрным. Число различимых глазом оттенков серого цвета зависит от чувствительности глаза и предела восприятия зрителя. Единообразный серый цвет, его безжизненная поверхность может обрести таинственную активность с помощью тончайших модуляций тени. Эта возможность имеет громадное значение для живописцев и проектировщиков. Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих тонов и цветов. Он нем, но легко возбуждается и даёт великолепные тона. Любой цвет немедленно может вывести серый цвет из нейтрального ахроматического тона в цветовой ряд, придав ему тот оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету, пробудившему его. Это превращение происходит субъективно в наших глазах, а не объективно в самом цветовом тоне. Серый цвет - это бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов. Он смягчает их силу или делает их более сочными. В качестве нейтрального посредника он примиряет между собой яркие противоположности, одновременно поглощая их силу и тем самым, подобно вампиру, обретая собственную жизнь. На этом основании Делакруа отвергал серый цвет как отнимающий силу других цветов. Серый цвет может быть получен при смешении чёрного и белого или жёлтого, красного, синего и белого, или любой другой пары дополнительных цветов. В европейском и восточно-азиатском искусстве мы находим много произведений, которые построены исключительно на чистом контрасте светлого и тёмного. Этот контраст имел огромное значение для живописи тушью в Китае и Японии. Особые затруднения вызывают холодные и тёплые цвета. Холодные цвета производят впечатление прозрачности и лёгкости и в большинстве случаев используются слишком светлыми, в то время как тёплые цвета, благодаря их непрозрачности, используются слишком тёмными. Одинаковая светлота или одинаковая темнота делают цвета как бы родственными. Благодаря одинаковой тональности они становятся как бы связанными и объединёнными между собой. Красный цвет только в тёмном виде может излучать свою яркость, а осветлённый до уровня чистого жёлтого теряет свою яркость. Колорист обязательно должен учитывать это в своих композициях. Когда живописцу требуется, чтобы насыщенный жёлтый создавал максимальное впечатление, то вся композиция должна носить светлый характер, в то время как насыщенный красный или синий требуют общего тёмного решения композиции. Светящиеся красные тона на картинах Рембрандта так выразительно сияют лишь благодаря контрасту с более тёмными. Когда Рембрандт хочет добиться сияния жёлтых тонов, то погружает их в относительно светлый цветовой ряд. В то время как насыщенный красный в этом окружении начинает производить впечатление просто чего-то тёмного и теряет свою звучность. Большая трудность заключается в том, что отношения светлоты и темноты чистых цветов меняются в зависимости от интенсивности освещения. Красный, оранжевый и жёлтый кажутся более тёмными при недостаточно ярком свете, в то время как зеленый и синий в этих условиях воспринимаются более светлыми. Цвета и их отношения идеально проявляют себя только при ярком дневном свете, а в сумерках оказываются искажёнными. Картины, написанные для алтаря и рассчитанные на полутьму церкви, не следует выставлять в ярком искусственном свете, ибо такое освещение исказит все световые соотношения цветов. Изобразительные возможности принципа контраста светлого и тёмного можно продемонстрировать на примерах картины Франсиско Сурбарана (1598—1664) «Лимоны, апельсины и розы», Флоренция, собрание А.Контини-Бонакосси

    картины Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом», Берлин, Картинная галерея

    "Воскресение Христа" Carl Heinrich Bloch

    3. Контраст холодного и тёплого.

    В мастерских, окрашенных в красно-оранжевый. В сине-зелёном помещении рабочие жаловались на холод при температуре 15° C, в то время как в красно-оранжевом помещении они начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11…12° C. Научные исследования показали, что сине-зелёный цвет понижает импульс кровообращения, в то время как красно-оранжевый его стимулирует. Жёлтый цвет — самый светлый, а фиолетовый — самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый — фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Красно-оранжевый, или сурик — самый теплейший, а сине-зелёный, или окись марганца — самый холодный цвет. Обычно жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными, но подобная классификация легко может ввести нас в заблуждение. Характер холодных и тёплых цветов можно было бы представить в таких сопоставлениях: холодный — тёплый теневой — солнечный прозрачный — непрозрачный успокаивающий — возбуждающий жидкий — густой воздушный — земной далёкий — близкий лёгкий — тяжёлый влажный — сухой. В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и тёплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений. Контраст холодного и тёплого можно считать самым «звучащим» среди других цветовых контрастов. Благодаря ему открывается возможность с помощью цвета передать высшую музыку небесных сфер. Грюневальд использовал этот контраст и для создания цветовой основы «Хора ангелов», и в колористическом решении двух других сцен Изенхеймского алтаря с изображением ангелов, окружающих на небесах Бога-отца, в композиции с Марией, и в сцене Воскресения Христа. Грюневальд обращался к этому контрасту тогда, когда хотел передать ощущение божественного начала.

    Витражи Шартрского собора, основанные на символическом сочетании тёплого красного и холодного синего, дышат вместе с ритмом дыхания солнца. Благодаря подвижности освещения, постоянно меняющегося вместе с освещённостью неба и углом падения солнечных лучей, цвет витража в течении дня постоянно бывает разным. И благодаря этому прозрачная материя стекла обретает силу сияния драгоценных камней.

    "Мулен де ля Галетт" Огюста Ренуара (1841-1919), Париж, Музей Орсэ

    "Лондонский парламент в тумане" Клсда Моне (1840-1926), Париж, Музей Орсэ

    "Яблоки л апельсины" Поля Сезанна (1839-1906), Париж, Музей Орсэ

    4. Контраст дополнительных цветов.


    Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёр.ный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге в первых частях цикла дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов: жёлтый - фиолетовый жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый оранжевый - синий красно-оранжевый - сине-зелёный красный - зелёный красно-фиолетовый - жёлто-зелёный. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Так, пара жёлтый-фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый - сине-зелёный это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого. "Мадонна канцлера Ролена" Ян ван Эйка (1 390-1441), Париж, Лувр

    "Царь Соломон, встречающий царицу Савскую" в Ареццо

    и работа Поля Сезанна "Гора Сен-Виктор", Филадельфия, Музей искусства

    5. Симультанныи контраст

    Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Симультанныи контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникают по одной и той же причине. Можно поставить следующий опыт: на большой, ярко окрашенной плоскости разместить маленький чёрный квадрат, затем поверх него положить листок папиросной бумаги. Если эта плоскость окрашена в красный цвет, то чёрный квадрат будет казаться зеленоватым, если в зелёный, то чёрный квадрат покажется красноватым, на фиолетовом фоне — желтоватым, а если поместить его в жёлтый, то чёрный квадрат будет казаться фиолетово-серым. Каждый цвет в глазах зрителя одновременно порождает и свои противоположный тон. Симультанное действие будет тем сильнее, чем дольше мы будем смотреть на основной цвет и чем ярче его тон. Поскольку симультанно возникающие цвета реально не существуют, а возникают лишь в глазах, они вызывают в нас чувство возбуждения и живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности этих цветовых ощущений. При длительном рассматривании основной цвет как бы теряет свою силу, глаз устаёт. Рисунки 31…36 демонстрируют этот опыт несколько иным способом. В каждый их шести квадратов, окрашенных в чистые цвета, помещено по маленькому квадрату нейтрального серого цвета, светлота которого соответствует светлоте основных цветов. И сразу же каждый их этих серых квадратов начинает приобретать опенок цвета дополнительного к основному главному тону большого квадрата. Проводя этот опыт и наблюдая за изменением оттенка серого цвета в том или ином цветном квадрате следует предупредить, что все остальные квадраты должны быть прикрыты, а сам лист, на котором они расположены, приближен к глазам.
    На рисунке 37 на оранжевом фоне изображены три маленьких серых квадрата, демонстрирующие три едва различимых оттенка серого цвета. Причина различий этих трёх серых тонов заключается в том, что к первому серому было подмешано немного синего цвета, который содействовал появлению симультанного контраста; второй серый - нейтрален и подвержен симультанным изменениям. Третий же серый содержит примесь оранжевого цвета, достаточного для уничтожения симультанного действия, вследствие чего этот серый не вызывает никаких симультанных изменений. Этот опыт показывает, что с помощью соответствующих мер действие симультанного контраста может быть усилено или уничтожено. Художнику важно знать, при каких условиях возникают симультанные воздействия цвета и как их можно избежать. Существует множество цветовых задач, при которых симультанные контрасты нежелательны. Несколько лет тому назад мой посетитель - директор одной ткацкой фабрики, выпускающей текстиль для галстуков, в отчаянии обратил моё внимание на несколько сот метров дорогого галстучного шёлка, которые не продавались потому, что чёрная полоса на красном фоне казалась не чёрной, а зелёной, а это вызвало ощущение беспокойной вибрации. Впечатление, которое производила эта ткань, было настолько сильным, что покупатели утверждали, что пряжа была зелёной. Если бы для производства данной ткани вместо синечёрной пряжи была использована пряжа коричневаточёрного цвета, то действие симультанного контраста было бы нейтрализовано, а материальных потерь не было.

    В качестве примеров использования симультанного контраста могут быть приведены следующие произведения: «Срывание одежд с Христа» Эль Греко (1 541 -1 614), Мюнхен, Старая Пинакотека

    «Ночное кафе» Винсента Ван Гога (1853-1890), Оттерлоо, Рейксмузеум Крёллер-Мюллер

    6. Контраст цветового насыщения

    Говоря о "качестве цвета", мы имеем в виду его чистоту и насыщенность. Слова "контраст насыщения" фиксируют противоположность между цветами насыщенными, яркими и блёклыми, затемнёнными. Призматические цвета, полученные путём преломления белого света, являются цветами максимального насыщения или максимальной яркости. Цвета могут быть осветлены или затемнены четырьмя способами, причём они весьма различно реагируют на средства, которые используются в этих целях. Чистый цвет может быть смешан с белым, что придаёт ему несколько более холодный характер. Картина Жерико "Умалишённый", написанная в черно-жёлтых тонах, производит потрясающее впечатление душевного расстройства. Чёрный цвет усиливает присущую фиолетовому цвету мрачность, наделяет его некой безвольностью и уводит в темноту. При подмешивании чёрного цвета к ярко-красному кармину последний получает звучание, приближающее его к фиолетовому. Красная киноварь при подмешивании чёрного даёт нечто вроде жжённого, красно-коричневого вещества. Синий цвет затмевается чёрным. Достаточно небольшого добавления чёрного, чтобы его яркость быстро исчезла. Зелёный цвет допускает гораздо больше модуляций, чем фиолетовый или синий, и имеет много возможностей своего изменения. Обычно чёрный цвет отнимает у цветов их светлоту. Он отдаляет их от света и более или менее быстро "убивает"

    Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря добавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета. Едва только к насыщенному цвету добавляется серый, то получаются светлые, более светлые или более тёмные, но во всяком случае, более блёклые тона, чем тон первоначального цвета. Подмешивание серого цвета нейтрализует другие цвета и делает их «слепыми». Делакруа ненавидел серый цвет в живописи и по возможности избегал его, ибо смешанные с серым цветом тона нейтрализуются симультанным контрастом. Чистые цвета могут быть изменены путём добавления соответствующих дополнительных цветов. Если к фиолетовому цвету подмешать жёлтый, то получатся промежуточные тона между светло-жёлтым и тёмно-фиолетовым. Зелёный и красный не очень различаются по тональности, но при смешивании переходят в серо-черный. Различные смеси двух дополнительных цветов при осветлении их белым цветом дают редкостные по своей сложности тона. Блёклые тона — главным образом, серые — кажутся живыми благодаря окружающим их ярким цветам. Это можно наблюдать, если на одной части «шахматной доски» в каждом втором квадрате разместить нейтральный серый цвет, а в промежуточных квадратах разместить яркие цвета той же осветлённости, что и серый. Тогда мы увидим, что серый цвет приобретет некоторую живость, в то время как находящиеся рядом с ним яркие цвета покажутся менее яркими и относительно ослабленными. Использование контраста насыщения можно видеть в картинах Жоржа де ла Тура «Новорожденный», Музей города Ренн

    и Поля Клее (1879—1940) «Волшебная рыба», Филадельфия, Музей искусства

    Контраст цветового распространения характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми плоскостями. Его сущность — противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький». Цвета могут компоноваться друг с другом пятнами любого размера. Но нам хотелось бы выяснить, какие количественные или пространственные отношения между двумя или несколькими цветами могут считаться уравновешенными и при каких условиях ни один из них не будет выделятся больше, чем другой. Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, его яркость и, во-вторых, размер его цветовой плоскости. Для того. чтобы определить яркость или светлоту того или иного цвета, необходимо сравнить их между собой на нейтрально-сером фоне средней светлоты. При этом мы убедимся, что интенсивность или светлота отдельных цветов различны. В разделе, посвящённом симультанному контрасту, было установлено, что глаз требует дополнения к каждому данному цвету. До настоящего времени причина этого явления не выяснена. По всей вероятности, мы подчинены какому-то всеобщему стремлению к равновесию и самозащите. Этому же стремлению обязан своим особым действием и контраст распространения. Написанный в меньшем количестве и занимающий меньшую площадь, попавший, так сказать, «в беду», цвет реагирует, обороняется и производит относительно более яркое впечатление, чем если бы он был использован в сгармонизованных пропорциях. Этот факт известен как биологу, так и садоводу. Когда растение, животное или человек в результате тяжёлых условий жизни попадает в бедственное положение, то в тех же растениях, животных и людях просыпаются силы сопротивления, которые при счастливом стечении обстоятельств позволяют достичь больших результатов. Если при длительном созерцании картины сосредоточить свое внимание на каком-либо цвете, занимающем незначительную площадь, то этот цвет начинает казаться неё более и более интенсивным и действует возбуждающе. В разделе, посвященном контрасту светлого и тёмного, уже немного говорилось о цветовом пропорционировании. Но в сущности именно только контраст распространения в полном смысле является контрастом пропорций. Согласование размеров цветовых плосткостей по меньшей мере столь же важно в работе над живописным произведением, сколь и сам выбор цветовой гаммы, поскольку каждая цветовая композиция должна исходить и развиваться из соотношений цветовых пятен между собой. Формы, размеры и очертания цветовых плоскостей должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться собственно рисунком. Соблюдение этого правила особенно важно для определения цветовых масс. Размеры цветовых пятен ни в коем случае не могут быть установлены с помощью линейных контуров, ибо эти размеры определяются лишь интенсивностью красок, характером цвета, его яркостью и силой воздействия, которая во многом зависит от контрастного сопоставления цветов. Если жёлтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, то оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении тёмных тонов. И здесь достаточно небольшого жёлтого пятна, поскольку его яркость усиливается самим окружением.

    Понятие «цветового созвучия» подразумевает возможность закономерного появления цветовых сочетаний, которые служат основой общей цветовой композиции. Поскольку рассмотреть все цветовые комбинации невозможно, то мы ограничимся лишь изложением некоторых принципов цветового созвучия или цветовой гармонии. Цветовые созвучия могут быть построены на основе двух, трёх, четырёх или большего числа цветов.


    Созвучие двух цветов.
    На двенадцатичастном цветовом круге два диаметрально противоположных цвета являются дополнительными и образуют гармоничное сочетание, состоящее из двух цветов. Красный - зелёный, синий - оранжевый, жёлтый - фиолетовый представляют собой сочетания, обладающие качеством гармоничности. Если мы для построения созвучных цветовых сочетаний используем цветовой шар, то получим почти любое число гармоничных сочетаний из двух цветов. Предпосылкой подобной гармонии является условие симметричного расположения обоих цветов по отношению к центру цветового шара. И так, если используется осветлённый красный цвет, то ему соответствует зелёный, затемнённый в той степени, в какой был осветлён красный.

    Созвучие трех цветов. Если из двенадцатичастного круга выбрать три цвета, расположение которых относительно друг друга образует равносторонний треугольник, то эти цвета создают гармоничное трезвучие, как это показано на рисунке 54. Жёлтый, красный и синий - самое определённое и самое сильное гармоничное созвучие, которое можно считать основным. Гармоничным трезвучием обладают и дополнительные цвета этого триединства - фиолетовый, зелёный и оранжевый.

    Жёлто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-зелёный или красно-оранжевый, сине-фиолетовый, жёлто-зелёный представляют собой другие трезвучия, каждое из которых внутри цветового круга образует равносторонний треугольник. Если мы в созвучии пары дополнительных цветов, например, жёлтого и фиолетового, возьмём два соседних от фиолетового цвета: сине-фиолетовый и красно-фиолетовый, или наоборот, лежащие рядом с жёлтым: жёлто-зеленый и жёлто-оранжевый, то и эти созвучия также будут гармоничными по своему характеру, хотя в этом случае геометрической фигурой, связывающей их, будет теперь равнобедренный треугольник, как это показано на рисунке. Если фигуры треугольников, и равнобедренного, и равностороннего, представить себе вписанными в цветовой круг, то, перемещая их вершины внутри круга по своему желанию, можно точно определить то или иное гармоничное трезвучие. При этом возникают два пограничных случая, когда одна из вершин треугольника находится на белом или чёрном полюсе. Если мы используем равносторонний треугольник, одна из вершин которого соприкасается с белым, то две другие вершины будут указывать на первые затемнённые ступени пары дополнительных цветов. Тогда мы, к примеру, получим такое трезвучие: белый, затемнённый сине-зелёный и затемнённый оранжевый. Если же одна из вершин соприкасается с чёрным, то подобным образом мы получим чёрный, осветлённый сине-зелёный и осветлённый оранжевый. Эти случаи убеждают в том, что при использовании белого или чёрного в действие вступает контраст светлого и тёмного.

    Созвучие четырех цветов. Если из двенадцатичастного круга выбрать две пары дополнительных цветов, соединяющие линии которых перпендикулярны друг другу, то мы получим фигуру квадрата, как это показано на рисунке 55. При этом возникает три четверозвучия: жёлтый, красно-оранжевый, фиолетовый, сине-зелёный; жёлто-оранжевый, красный, сине-фиолетовый, зелёный; оранжевый, красно-фиолетовый, синий, жёлто-зелёный.

    Другие четырёхцветные созвучия легко определить благодаря фигуре прямоугольника, объединяющего две пары дополнительных цветов, как например: жёлто-зелёный, красно-фиолетовый, жёлто-оранжевый, сине-фиолетовый; жёлтый, фиолетовый, оранжевый, синий. Третья фигура для получения четырёхзвучия - трапеция. Два цвета расположены рядом друг с другом, а два противоположных находятся справа и слева от их дополнительных цветов. Подобные сочетания стремятся к симультанному изменению, хотя и являются гармоничными, образуя при смешении серо-чёрный цвет. Вписывая фигуры, показанные на рисунке, в цветовой шар и поворачивая их, можно получить очень большое число новых цветовых сочетаний.



    Поделиться: