Восприятие и понимание людей. Восприятие и понимание людьми друг друга А восприятие и понимание человека

В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных органических потребностей. Трудно придумать более дьявольское наказание, писал У. Джемс, как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевленными предметами, то нами овладело бы известного рода бешенство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы чувствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания. В этом психологически глубоком и жизненно правдивом высказывании одного из лучших знатоков практической психологии человека и межлюдских отношений очень точно схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно нас воспринимают и оценивают люди.

Каковы же истоки понимания человека человеком?

Таких истоков по современным научным представлениям не мало, и все они способны поставлять нам не только истинны знания о людях, но и заблуждения

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитная теория личности. Она представляет собой представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облики поведение. То есть Имплицитная теория личности формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности.

Следующим фактом, который определенно влияет на правильность восприятия и понимания людьми друг друга, является эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа.

С эффектом первичности логически связан противоположный ему эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, также способна сильнее влиять на последующие восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (за исключением самого первого впечатления

Оба рассмотренных нами феномена – эффект первичности и аффект новизны – своим возникновением обязаны, в частности, уже известному нам закону долговременной памяти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце.

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют типичные формы восприятия и понимания человека человеком. Среди них выделяются следующие:

1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешности человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и т.п., связывается с наличием определенной личностной черты.

2. Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему, причем личностная оценка воспринимаемого определяете рассмотренными ранее механизмами эффекта первичности эффекта новизны.

Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека. Признаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной теории личности гипотетически достраивается и формируется образ воспринимаемого и ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности воспринимающего.

Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оценка осуществляются на основе сложившихся социальных стереотипов, т.е. на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу.

Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он более всего и разностороннее всего раскрывает себя как личность. Эти ситуации должны отвечать следующим основным требованиям:

А. Быть такими, в которых поведение человека направлено на достижение целей, соответствующих его наиболее важным жизненным мотивам и потребностям.

Б. Эти ситуации должны быть связаны с преодолением серьезных препятствий на пути достижения желаемой цели. Среди этих препятствий должны помимо прочего находиться люди, чьи интересы не полностью совпадают с интересами данного человека.

В. Соответствующие ситуации должны включать в себя три основные сферы человеческой деятельности: учение, общение и труд, поскольку в каждой из них проявляются существенные и разные стороны личности.

Если это возможно, то нужно воспользоваться суждениями и мнениями других людей о воспринимаемом человеке, так как любое отдельно взятое мнение всегда в той или иной степени субъективно, односторонне. Мы не в состоянии постоянно находиться рядом с другим человеком, непрерывно наблюдать за его поведением. Чаще всего мы встречаемся с человеком эпизодически, наблюдаем его в ограниченном круге социальных ситуаций, например в школе, в семье, в кругу друзей, на отдыхе и т.д. Следовательно, мы в состоянии правильно воспринять и оценить в человеке только те черты, которые в этих условиях раскрываются достаточно полно. Остальное мы можем не знать просто по той причине, что не имели благоприятной возможности вести наблюдение за данным человеком в иных социальных ситуациях. Такую возможность могли получить окружающие люди, поэтому их мнение в данном случае может служить хорошим дополнением к нашему собственному восприятию.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них такие:

1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам, как:

а) цели и задачи общения людей в данной ситуации,

б) их намерения и мотивы,

в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей,

г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.

Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Например: «Все мальчишки грубы», «Все девчонки неискренни».

Стремление делать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.

Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей в оценках личности, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих по естественным причинам со временем. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждение и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Личность. Развитие личности. Ленинградская психологическая школа тесно связана с именами таких классиков советской психологической науки, как Борис Герасимович Ананьев, Борис Федорович Ломов, Алексей Александрович Бодалев и др. традиции научной школы Ананьева оказали существенное влияние на современные психологические исследования в различных сферах, прежде всего – в сфере изучения личности.

Подход к изучению личности, реализовывавшийся в работах Ананьева, получил название “онтопсихологический” и в свое время явился новым словом в отечественной психологической науке. Этот подход предполагал системное изучение всех возрастных стадий психического развития с их многоуровневой организацией и сложной детерминацией, закономерный характер проявления которой определяется гетерохронной сменой фаз созревания и старения различных функциональных составляющих и структурных блоков индивидных и личностных качеств человека.

Индивидуальное развитие Ананьев рассматривает как внутренне противоречивый процесс, зависящий от действия множества факторов: наследственности, среды, воспитания и т.д. Сложность структуры и многофакторность развития объясняют неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития человека на всех его стадиях. Особенности гетерохронности Ананьев исследовал не только на примере индивида, но и личности. Изменчивость является основной характеристикой личностных свойств человека и проявляется она на протяжении всего жизненного цикла человека. Механизмом этой изменчивости является гетерохронность развития.

Ананьев и его коллеги в своих исследованиях рассматривали характеристики человека в их взаимосвязи и с учетом становления человека в различные возрастные периоды. В результате этих исследований удалось доказать, что природа психофизиологического развития в период зрелости разнородна и противоречива. Эта противоречивая структура развития характеризует как самые сложные образования (интеллект, логические и мыслительные функции), так и элементарны процессы (метаболизм) и индивидуальные, в частности, нейродинамические показатели.



Обобщая данные различных наук, Ананьев пришел к выводу, что неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития различных систем характерны для всего онтогенеза и являются его общей закономерностью. Признание этих закономерностей позволяет активно управлять развитием.

Сенсорно-перцептивная организация личности. Основной принцип – принцип комплексности исследований человека – в наиболее полной форме был реализован Ананьевым при изучении сенсорно-перцептивных процессов.

Целостный подход в изучении сенсорно-перцептивных процессов предусматривает выделение структурно-функциональных связей сенсорно-перцептивных процессов и индивидной и личностной характеристик человека. В результате многочисленных исследований Ананьев сформулировал тезис о сенсорной организации человека как единой системе анализаторов всех без исключения модальностей, включенных в общую структуру человеческого развития. Сенсорная организация связана с образом жизни и деятельностью человека.

Генетическим началом этой организации являются тактильные функции, которые образуют сенсорные цепи. Эти цепи представляют собой информационные потоки, сходящиеся внутри сенсорной организации индивида. В процессе исторического развития и на его основе внутри этой организации образуются межанализаторные интермодальные сенсорные системы (речеслуховая, зрительная и т.д.). более того, существуют не только частные виды чувствительности отдельных анализаторов, но и общий для данного человека способ чувствительности, являющийся свойством сенсорной организации человека в целом и входящий в структуру темперамента - сензитивность. Изучение сензитивности и сензитивных периодов развития человека (периодов, в которые та или иная функция действует особенно эффективно) позволило изменить подходы к обучению и воспитанию.

Для теории развития большое значение имеет открытие оптимумов чувствительности многих модальностей в периоды после завершения основных процессов роста и созревания. Оптимумы модальностей, находящихся под постоянной нагрузкой перемещаются в более поздние периоды жизни. Исследования данной школы позволили описать явление сенсибилизации сенсорных функций и показали ее значение для практической деятельности человека.

Многочисленные исследования Ананьева и его сотрудников позволили показать сложную, многоуровневую взаимосвязь сенсорно-перцептивной, индивидной и личностной характеристик человека, выявить закономерности возрастно-половых различий чувствительности, установить зависимости между сенсорными, интеллектуальными мнемическими и другими процессами.

Личность и общение. Следующей важнейшей категорией, изучением которой занимался Ананьев и его сотрудники, было общение. Представители данной психологической школы в рамках общей, возрастной, педагогической и дифференциальной психологий подчеркивали, что человек развивается в мире, развивая и формируя бесконечное число связей с предметным миром и с миром людей. Механизмом, посредством которого эти отношения у человека с миром предметов” и “миром людей” устанавливаются и развиваются, является деятельности – труд, общение, учение, игра и другие ее виды.

Ананьев считал основной характеристикой общения как деятельности то, что через него человек строит свои отношения с людьми. Являясь обязательным компонентом всех других видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно (общение) оказывается условием, без которого невозможно познание окружающей действительности, формирования эмоционального отклика и основанного на этом поведения.

Анализируя процесс общения с точки зрения его составляющих, исследователи (Ананьев, Веккер Л.М.) выделяют в нем помимо речевых и неречевых средств общения внутреннюю сторону – познание участников общения друг другом и преобразование себя в общении.

Восприятие и понимание человека человеком. Восприятие человека человеком характеризуется предметностью (свойства облика человека отражаются как свойства, принадлежащие этому человеку), объективированностью и субъективностью, а также целостностью и структурностью.

Исследования Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева и др. показали роль условий в становлении образа другого человека (расстояния, ракурса, освещенности), а также роль активности субъекта восприятия и фактора установки.

Доказана связь между полнотой, правильностью и яркостью восприятия и таким фактором, как отношение к объекту восприятия. Также рассматривалось влияние фактора возраста при восприятии человека. Указано, что с возрастом в восприятии другого человека происходят определенные изменения (увеличивается количество характеристик физического облика, увеличивается количество экспрессивных характеристик, падает количество описания физического оформления, становится богаче воспринимаемая палитра чувств, повышается степень точности восприятия и т.д.). Описаны индивидуальные и профессиональные различия в восприятии другого человека. Выявлены индивидуальные различия в фиксировании различных этапов внешности, в точности восприятия и фиксирования особенностей выразительного поведения. Описан факт влияния профессиональной установки на формирование образа другого человека. Данные особенности восприятия, связанные с родом деятельности, явно проявляются у врачей, артистов, писателей, следователей, педагогов и т.д. (Кто наиболее точно и полно воспринимает внешность другого человека? – Художник. Кто наиболее точно воспринимает особенности пластики другого человека? – Хореограф. Чье восприятие в наибольшей степени искажено профессиональными установками? – Учителей и работников правоохранительных органов. Почему?)

Проблема понимания человека человеком сводится к несовпадению отношения и внешних форм поведения. Здесь были проведены исследования процесса формирования понятий о личности другого человека. Выявлено, что на этот процесс оказывают влияние следующие факторы:

1. теснота и длительность знакомства;

2. сформированность как личности субъекта восприятия;

3. личностный опыт предыдущего общения.

Показана важность в процессе понимания таких явлений, как “житейское общение”, социальных и индивидуальных образцов – эталонов, с которыми сопоставляется воспринимаемое лицо, а также стереотипов. Показана важность в понимании таких качеств личности субъекта, как наблюдательность, воображение, эмпатия, интуиция и т.д. Указывалось, что накопление у человека понятийного знания о других людях приводит к совершенствованию его перцептивных процессов и увеличению точности в восприятии других людей и себя.

Описаны возрастные и профессиональные особенности понимания человеком других людей. Показано, что характер понимания ребенком других людей связан с развитием ребенка как субъекта познания (с возрастом происходит увеличение числа отражаемых сторон личности, изменяется значение, придаваемое тому или иному личностному качеству). Указано, что при взаимодействии в условиях деятельности у субъектов общения происходит трансформация понятий о личности друг друга, которое определяется ходом этой деятельности, вкладом каждого в ее исход и результатами.

Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности его внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. Психологи А.А.Бодалев, В.Н.Панферов специально изучали в экспериментальных условиях, что производит наиболее сильное впечатление при знакомстве. Оказалось, первое, что бросается в глаза и запоминается человеку - это прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости. Например, если женщина надевает парик и долго его носит, стоит ей появиться без парика - она становится неузнаваемой. Обычно экстравагантная мода, особенно среди молодежи, начинается с прически, вспомним панков, хиппи и др. Это резко выделяет их на фоне других людей. Практический совет: если Вы хотите, чтобы на Вас обратили внимание в обществе - смените прическу. И еще: всегда следите (особенно женщины) за своей прической, чтобы всегда производить хорошее впечатление.

После прически мы обращаем внимание на глаза человека, которые, как известно, зеркало души. Глаза могут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми, колючими. Они как бы настраивают другого человека на определенный лад: доверительный, настороженный, агрессивный. И, конечно же, улыбка человека нас очень привлекает, особенно, если она добрая и приветливая, а не злая и натянутая. Не зря известный американский специалист по общению Дейл Карнеги в качестве первой заповеди хорошего общения провозгласил: если хотите понравиться человеку - улыбайтесь, учитесь улыбаться, делайте специальные упражнения перед зеркалом.

В целом, выражение лица формируется мимикой, которая у одних людей очень динамичная, разнообразная, а у других бедная, от чего создается впечатление угрюмости, неприветливости, скрытности.

При восприятии человека особенно выделяются: его осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки и манеры. Ведущими признаками являются профессиональные характеристики человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др.

Восприятие лица человека также происходит избирательно. Чтобы лучше понять психологические особенности восприятия человека человеком на рис. показано лицо урода, построенное компьютером на основе математических формул без учета социальной значимости восприятия человека.

Каждого человека отличает также определенная манера поведения, жесты, походка, движения тела. Интересно, что когда люди долго не видятся (допустим, сокурсники встречаются через 30 лет после окончания института), они узнают друг друга чаще всего не по лицу, которое очень изменилось, а по отдельным жестам и манере движения. Один как-то особенно пожимал плечами, другой размахивал руками, третий вздергивал головой.

Избирательный характер восприятия лица человека проявляется в том, что в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно составить о нем целостное представление. Изучение движений глаз человека, рассматривающего изображение человека, проведенное А. Л. Ярбусом, показало, что изображения содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для восприятия информацию. При анализе таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания, обнаружено, что движения глаз фактически отражают процесс мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу (рис. 45).

Отличаются и опорная роль различных элементов лица при его опознании (рис. 46).

Рис. Запись движения глаз

в процессе рассматривания

фотографии лица женщины

в анфас в течение 1 мин

Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и о многом другом.

Опорная роль различных элементов лица при его опознании показана на рис. 46.

Мимика и позы человека являются также весьма информативными. Известно, что как позы, так и мимика человека регулируются его подсознанием, поэтому они являются самыми искренними информаторами о психическом состоянии человека. Так, например, наблюдение за жестами партнера дает много различной информации. Замечено, что курящий партнер в случае принятия им положительного решения выпускает дым вверх, а при отрицательном – выпускает дым вниз. Обратите внимание на положения рук, плеч и головы партнера. Плечи поднимаются при напряжении и опускаются при расслаблении. Опущенная голова, например, информирует о замкнутости и неудовлетворенности, а поднятая голова – об интенсивном самоконтроле. Голова, склоненная набок, свидетельствует о любопытстве, интересе, стремлении к общению. Если слова собеседника соответствуют его мыслям, то это сигнализируется прямыми линиями в положении тела стоящего человека. При расхождении слов и мыслей тело стоящего человека начинает посылать двойные сигналы – линия, соединяющая голову и ступни, становится ломаной.

Интересно отметить, что сложившийся по внешним признакам обобщенный образ человека часто влияет на взаимодействие с этим человеком. Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.

Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Главное, как они сбалансированы и оцениваются самим человеком. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке.


ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Особенности и результаты взаимодействия между людьми в значительной степени зависят от того, как они воспринимают, понимают, воспроизводят и интерпретируют поведение друг друга, оценивают возможности других участников общения и собственные. Процесс взаимодействия сопровождается взаимопониманием или недоразумением, способностью или неспособностью прогнозировать поведение партнера по общению. Поскольку человек является существом социальным, то и его познавательная деятельность реализуется в социальном контексте.

Исследование закономерностей восприятия людьми друг друга - одна из наиболее актуальных психологических проблем. Психология с момента своего становления как самостоятельной науки всегда держала эту проблему в фокусе своего пристального внимания. Это объясняется не столько теоретическим, сколько практическим значением вопрос. Понимание других людей необходимо каждому, кто хочет общаться, действовать, воспитывать, заниматься управленческой деятельностью.и Ситуации совместной деятельности и общения требуют от участников умения воспринимать, описывать и понимать психологические особенности друг друга. Компетентность и успешность личности в понимании психологических особенностей других людей, партнеров по деятельности - важная способность, которая помогает оптимизировать любую социальную ситуацию, уменьшить вероятность конфликтов.

Проблемы социальной перцепции, восприятия и понимания человека человеком достаточно активно изучались отечественными психологами и, прежде всего, А.А. Бодалевым, Г.М. Андреевой, С.В. Кондратьевой, В.Н. Куницыной, В.А. Панферовым, Л.А. Петровской, А.А. Реаном, В.Л. Ситниковым и др.

Цель данной работы - проанализировать особенности восприятия и понмания людьми друг друга.

1. образ человека, его структура и формирование

восприятие человек понимание социальный

Результаты исследований различных аспектов проблемы формирования образа человека в процессе восприятия людей друг другом хорошо известны в кругу психологов. В отечественной психологии классическими стали исследования А.А. Бодалева Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 2009. - 200 с..

Психология познания человека человеком характеризуется целым рядом особенностей, которые существенно отличают этот процесс от любого другого познания.

1. Познание другого человека является одновременно и отношением к человеку, и межличностными отношениями, в которые вступают лицо, которое познает (перцепиент), и лицо, которое воспринимают и узнают (объект восприятия), в результате чего между ними возникают привязанность или неприязнь, симпатия или антипатия, взаимная заинтересованность или равнодушие, которые влияют на сам процесс познания и его результаты.

2. Другое лицо воспринимается с позиции молчаливого предположения о наличии принципиального сходства между перцепиентом и объектом социальной перцепции. Мы не смогли бы понимать других людей, если бы не соотносили их с собой, часто неосознанно, с собственным психологическим характером, мыслями и чувствами.

В.Л. Ситников в своей монографии достаточно четко разводит понятия «восприятие», «представление», «познание», «понимание», «образ». Первые четыре относятся к познавательным процессам и отражают динамику, процессуальность, а понятие «образ» статично и отражает результат познания Ситников, В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) [Текст] / В.Л. Ситников. - СПб.: Химиздат, 2011. - С. 25..

Также при исследовании и описании результатов восприятия, представления, познания, понимания последовательно, обособленно рассматривается каждая из сторон объекта или явления, а образ - это целостный комплекс восприятий, представлений, пониманий, установок. Кроме того, образ совершенно органично допускает единство реального и идеального, достоверного и эфемерного, осознаваемого и интуитивно чувствуемого Ситников, В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) [Текст] / В.Л. Ситников. - СПб.: Химиздат, 2011. - С. 27..

Различие в формировании образов людей и неживого мира рассматривается В.Н. Куницыной. Она называет отличительные черты восприятия человека человеком: это активный процесс, активизирующий и побуждающий к действию; процесс, имеющий, обратную связь, перестраивающий психические процессы и регулирующий поведение человека Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение: учебник для вузов [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - С. 154..

А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, П.М. Якобсон и другие ученые показали в своих исследованиях, что образ воспринимаемого человека испытывает сильное воздействие отношений, которые складываются между воспринимаемым и воспринимающим, подвергается воздействию личностных и межличностных переменных. Возникшая модель - образ другой личности несет информационную нагрузку, выполняет регулирующую функцию, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.

Исследование американских психологов Г. Острома, Дж. Приора, Дж. Лингла и Н. Геве говорит об устойчивости образа другого человека в сознании воспринимающего. Это исследование показало, что воспринимающие не производят пересмотра сложившегося у них мнения о личности по мере фиксирования фактов, относящихся к новым проявлениям Мясищев В.Н. Психология отношений: избр. психол. труды [Текст] / В.Н. Мясищев. - М.: Издательтво «Институт практической психологии», 2011. - С. 93..

Таким образом, социально-перцептивные образы, как отмечает В.Л. Ситников, - это отражение в сознании человека образов других, людей и самого себя, как члена человеческого сообщества. Они могут отражать как наиболее значимые и существенные характеристики, так и поверхностные, несущественные, ситуативные, а порой и просто случайные Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) [Текст] / В.Л. Ситников. - СПб.: Химиздат, 2011. - С. 30..

Во многих отечественных и зарубежных исследованиях установлена связь между полноценностью и сложностью представлений человека о самом себе и многозначностью, дифференцированностью отражений им индивидуальных и личностных особенностей других людей. Так А.А.Реан отмечает, что в настоящее время можно считать доказанным существование связи между уровнем самопознания и познанием личности другого человека Реан А.А., Кудашев, А.Р., Баранов, А.А. Психология адаптации личности [Текст] / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Медицинская пресса, 2010. - С. 154..

Следовательно, по мнению В.Л. Ситникова, для понимания содержания образов других людей (Ты - образов) и их роли в организации взаимодействия между людьми и процесса их развития, необходимо проанализировать структуру и сущность Я - концепции.

Формирование социально-перцептивного образа тесно связано с собственным Я-образом человека, являющегося неотъемлемым компонентом его сознания. То есть, Я-образы оказываются достаточно тесно связаны с Ты-образами. При этом актуализация, конкретной системы Я-образов личности, как отмечает В.Л. Ситников, ситуативна и зависит от многих факторов: самочувствия; предшествующих поступков; ожиданий и намерений; от объекта взаимодействия; от отношения человека к себе, окружающим, к ситуации и прочих факторов Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) [Текст] / В.Л. Ситников. - СПб.: Химиздат, 2011. - С. 31..

Итак, «каждый социально-перцептивный образ является продуктом как рациональных, сознательных, осознаваемых, так и иррациональных, бессознательных, неосознаваемых усилий человека по восприятию и пониманию себя и другого» Обухов В.Л. Основы человековедения: человек как микрокосм: учеб.пособ. [Текст] / В.Л. Обухов, Р.А. Зобов, Л.И. Сугакова, В.Л. Ситников. - СПб: Химиздат, 2011. - С. 65..

Понятие «образ человека» в последнее время стало достаточно широко применяться не только для обозначения облика человека, но и для отражения его сущностных особенностей, характерных для представителей той или иной культуры, социальной, профессиональной, возрастной или иной группы. В качестве синонимов этого понятия в ряде случаев выступают «модель человека», «парадигма человека».

Так, например, в работах М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева, В.Л.Обухова и др. были предприняты попытки проследить эволюцию образов человека на Западе, Востоке и в России Обухов В.Л. Основы человековедения: человек как микрокосм: учеб.пособ. [Текст] / В.Л. Обухов, Р.А. Зобов, Л.И. Сугакова, В.Л. Ситников. - СПб: Химиздат, 2011. - С. 69..

Понятие «образ человека» не только фиксирует представления о природе человека, но и содержит нормативные элементы, указывая на предназначение, смысл жизни человека, на некие конкретные образцы личности, достойные подражания. Образ человека - это целостная совокупность житейских и научных представлений о человеке, комплекс социальных установок на человека, формирующихся в сознании и актуализирующихся в процессе изучения человека и взаимодействия с ним Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения. - М.: «Наука», 2009. - С. 156..

Это достаточно обобщенное понятие может конкретизироваться в более частных понятиях. Так в исследованиях В.Л. Ситникова - это «образ ребенка», «образ друга/недруга», «образ подростка» и др. Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) [Текст] / В.Л. Ситников. - СПб.: Химиздат, 2011. - С. 36., в исследованиях С.И. Кедич (Гусевой) - «образ ученика», «образ русского», «образ немца» Гусева С.И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога [Текст] / С.И. Гусева. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол.наук. - СПб., 2010. - С. 9., у И.Ю Шилова - «образ мужчины», «образ женщины» Шилов И.Ю. Полоролевые образы и особенности гендерной идентичности в сознании старшеклассников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа [Текст] / И.Ю. Шилов. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. - СПб., 2010. - С. 12. и пр..

2. механизмы восприятия людьми друг друга

Одной из главных психологических потребностей человека как социального индивида является потребность в понимании природных явлений, поступков людей, отношений между государствами и др. Вследствие этого проблема понимания становится универсальной, что имеет немаловажное значение практически во всех сферах общественной и личной жизни - в медицине, образовании, науке, культуре и т.д. И все-таки доминирует потребность в понимании человека человеком. Без умения людей понимать друг друга невозможно представить успешность межличностного общения.

Так же эффективность совместной деятельности невозможна без взаимопонимания, которое требует от каждого участника процесса умения преодолевать сложившиеся стереотипы восприятия, мышления, поведения. Учет точек зрения и состояний других людей является важным способом предупреждения и преодоления конфликтов.

Восприятие людьми друг друга в процессе общения, формирование впечатления является исходной предпосылкой их познания. Такое восприятие - гораздо более активный процесс, чем восприятие человеком других объектов мира, поскольку оно особенно активизирует умственные, волевые, эмоциональные процессы, чаще побуждает к действию, осмыслению себя и других, новым знаниям Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2011. - С. 211..

Непосредственно этот процесс начинается с отображением внешности. Наблюдатель оценивает внешние признаки и делает умозаключения (иногда бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по взаимодействию. По одним признакам делается вывод о расовой и национальной принадлежности человека, по другим - о поле, возрасте, социальной принадлежности, уровню культурного развития, еще по другим - о характерологических особенностях, способностях к конкретному делу и пр.

В процессе познания другого человека одновременно происходят эмоциональное оценки его, попытки понять поступки, спрогнозировать его поведение и смоделировать собственную. Это достигается благодаря использованию механизмов идентификации, эмпатии, эгоцентризма, рефлексии, стереотипизации, каузальной атрибуции, эффектов социальной перцепции и др.

1. Идентификация. Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя с ним, что играет важную роль в общении и взаимодействии.

Идентификация (лат. identicus - тождественный) - процесс отождествления (уподобление) себя с другим индивидом или группой, основой которого является эмоциональная связь; приобретение, усвоение ценностей, ролей, моральных качеств другого человека, особенно родителей; копирования субъектом мыслей, чувств, действий другого человека, который является моделью Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 2009. - С. 106ю.

Следствием идентификации является интроекция (лат. intro - внутрь) - выделение и отождествление себя с личностью или группой, перенос, заимствования, "впитывание" в себя определенных черт объекта и проекция (лат. projectio - выбрасывание) - приписывание другому своих мыслей и чувств Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для выс. учеб. завед. / М. Андреева. - 5-е изд., Испр. и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - С. 174..

Эмпатия. Этот механизм, реализуясь как эмоциональный отклик на проблемы другого, тесно связан с идентификацией. Эмпатия в социально-психологическом контексте основной навыком, который приобретается в процессе социализации и предполагает способность принимать социальные роли и установки других, представлять себя в социальной позиции другого и предвидеть его реакции.

2. Эмпатия (греч. empathia - сопереживание, сочувствие) - постижение эмоциональных состояний другого человека; психический процесс, который позволяет понять переживания другого человека (механизм познания) действие индивида, помогает ему по-особому выстроить общение (особый вид внимания к другому человеку), способность проникать в психическое состояние другого человека (характеристика человека, т.е. эмпатийность) Там же. - С. 175..

Способность к эмпатии возрастает при приобретении жизненного опыта, а также среди похожих между собой людей. Уровень эмпатии зависит от способности индивида представить, как одно событие может восприниматься разными людьми, признания права на существование различных точек зрения.

Эмпатия проявляется в повседневной жизни, будучи всегда связанной с конкретной ситуацией. При недостаточной реализации возникают нарушения в межличностных отношениях.

Учитывая переживания объекта эмпатии, эмпатические переживания могут быть адекватными и неадекватными: одни люди могут радоваться чужому горю, другие - сочувствовать. Взяв за основу особенности проявления, эмпатию подразделяют на следующие виды:

Эмоциональная эмпатия. Основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;

Когнитивная эмпатия. Базируется на интеллектуальных процессах;

Предикативная эмпатия. Проявляется как способность человека прогнозировать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях;

Эстетическая эмпатия. Чувственное понимание художественного объекта, который является источником эстетического удовольствия Реан А.А., Кудашев, А.Р., Баранов, А.А. Психология адаптации личности [Текст] / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Медицинская пресса, 2010. - С. 208..

Важными формами эмпатии является сопереживание - переживание индивидом тех же эмоциональных состояний, чувств, которые испытывает другой, и сочувствие - эмоциональное восприятие проблем другого безотносительно к собственному состоянию и действиям.

3. Эгоцентризм. Процесс межличностного познания людьми друг друга осложняется явлением эгоцентризма. Как механизм познавательной деятельности, он заключается в неспособности увидеть и понять познавательную позицию другого человека, неумении оценить факты, события, явления с ее точки зрения.

Эгоцентризм (лат. ego - я и centrum - средоточие) - сосредоточенность индивида только на собственных интересах и переживаниях, что вызывает его неспособность понять другого человека как субъекта взаимодействия и самодостаточную личность Там же. - С. 209..

Учитывая сферу проявления, выделяют такие разновидности эгоцентризма:

Познавательный эгоцентризм. Характеризует процессы восприятия и мышления;

Моральный эгоцентризм. Неспособность понять причины поступков других людей;

Коммуникативный эгоцентризм. Неуважение к смысловым понятиям партнеров по общению.

4. Рефлексия. Этот перцептивный механизм реализуется как внутреннее представление человека о мнении тех, с кем он контактирует.

Рефлексия (лат. reflexio - обращение назад, самопознание) - осознание индивидом того, как его воспринимают и оценивают другие индивиды или общности, вид познания, в процессе которого субъект становится объектом своего наблюдения; размышления, анализ собственного психического состояния Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения. - М.: «Наука», 2009. - С. 182..

5. Стереотипизация. Основу этого важного механизма социальной перцепции образует бессознательное структурирование личности.

Стереотипизация (греч. stereos - твердый и typos - отпечаток) - процесс формирования впечатления о человеке на основе выработанных стереотипов; отнесения социальных объектов или форм взаимодействия к известным или кажущихся известными, явлений, приписывание им знакомых черт с целью ускорения или облегчения межличностного общения Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для выс. учеб. завед. / М. Андреева. - 5-е изд., Испр. и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - С. 178..

Совокупность качеств, которые человек приписывает другому человеку, называют оценочными стереотипами. Зачастую формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.п.) происходит незаметно для индивида. Возможно, в связи с недостаточной осознанностью стереотипы утверждаются как устойчивые эталоны, властвующие над людьми. Формируются они как следствие недостаточной осведомленности, результат обобщения личностью собственного опыта, дополненного сведениями, полученными из книг, кинофильмов, высказываниями других людей. Стереотип помогает быстро и достаточно надежно упрощать, оформлять в определенные категории и эталоны социальное окружение человека, легче его понимать и прогнозировать.

6. Каузальная атрибуция. Исследования каузальной атрибуции помогает познанию механизмов взаимопонимания, процессов интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Каузальная (лат. causa - причина) атрибуция (лат. attributio - приписывание) - интерпретация необходимой субъекту информации путем приписывания партнеру по взаимодействию возможных чувств, причин и мотивов поведения Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения. - М.: «Наука», 2009. - С. 184..

Часто, не зная или зная недостаточно истинные причины поведения другого индивида, люди начинают приписывать друг другу несвойственные им причины, образцы поведения, общие характеристики. Это явление исследователи назвали фундаментальной ошибкой атрибуции.

Фундаментальная ошибка атрибуции - тенденция переоценки значения личностных черт и установок человека и недооценка роли ситуации в объяснении поведения индивида.

Ввиду того, участником события или его наблюдателем является субъект восприятия, выделяют следующие типы атрибуции:

Личностная атрибуция. Причина приписывается лично тому, кто совершает поступок;

Объектная атрибуция. Причина приписывается объекту, на который направлено действие;

Атрибуция, связанная с обстоятельствами. Причина приписывается обстоятельствам.

3. индивидуальные, профессиональные и возрастные особенности межличностного восприятия

В психологии межличностного познания, зависимость восприятия другого человека от индивидуальных особенностей самого субъекта восприятия, от общего содержания его психической стороны жизни, перцептивного опыта, интересов, чувств и т.д., называют апперцепцией, субъективностью.

Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем больше он увидит в объекте восприятия. Содержание восприятия человека человеком всегда будет определяться поставленными перед ними задачами, а так же мотивами их деятельности и эмоциональными реакциями.

Апперцепция есть результат жизненного опыта индивида, который обеспечивает осмысленное восприятие окружающих объектов и выдвижение различных гипотез об их особенностях. Различают два вида апперцепции:

1. Устойчивую (характеризуется устойчивыми особенностями личности: мировоззрением, убеждениями, образованностью и пр.);

2. Временную (сказываются ситуативно возникающие психические состояния человека: его эмоции, установки, экспектации и пр.) Куницына В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение: учебник для вузов [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - С. 258..

Стереотипы являются регуляторами социальных отношений, своеобразным "защитой" (оправданием собственного поведения), удовольствием агрессивных тенденций, способом высвобождения групповой напряженности, им присущи экономия мышления, устойчивость.

Разнообразие особенностей, функций стереотипов является предпосылкой многих их классификаций. По критерию содержания выделяют следующие их виды:

Профессиональные стереотипы. Речь идет о персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала;

Физиогномические стереотипы. Основой является признание взаимосвязи черт внешности и внутренних качеств личности;

Этнические стереотипы. Фиксируют взаимоотношения между этническими группами, является частью самосознания и менталитета нации, связанные с национальным характером Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения. - М.: «Наука», 2009. - С. 180..

Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или иной социальной общности для образования у него знания о других людях. Накапливаемые факты, проясняющие все новые взаимозависимости характеристик человека, когда он выступает одновременно как объект и субъект познания других людей и как объект и субъект общения и воздействия на других и со стороны других, дают все больше оснований для выделения психологии познания людьми друг друга в относительно самостоятельную область научного исследования. К настоящему времени накоплено значительное количество данных, которые в разных планах освещают процесс психологической интерпретации человеком другого человека как личности.

Кроме индивидуальных различий существуют типичные формы восприятия и понимания человека человеком. Среди них выделяются следующие:

1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешности человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и т.п., связывается с наличием определенной личностной черты. О психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы (анализа внешнего облика), а далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах личности. Данный тип восприятия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится заниматься изучением внешнего облика человека (художникам - для его воссоздания на полотне, врачам - с целью более точной медицинской диагностики).

2. Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему, причем личностная оценка воспринимаемого определяется рассмотренными ранее механизмами эффекта первичности, эффекта новизны. Такой тип межличностного восприятия нередко встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского пола, эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления.

3. Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека. Признаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной теории личности гипотетически достраивается и формируется образ воспринимаемого и ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности воспринимающего. Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым профессиональным и жизненным опытом общения с разными людьми, например у актеров, которым часто приходится воспроизводить психологию и поведение различных людей.

4. Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оценка осуществляются на основе сложившихся социальных стереотипов, т.е. на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу. В итоге воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был отнесен. Как базовые социальные типы могут выступить люди разных профессий, социального положения, мировоззрения и т.п. Этот тип восприятия свойствен, например, руководителям и политикам, философам и социологам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познание социальных объектов в социальном контексте, прежде всего восприятие и понимание людьми друг друга, называют социальной перцепции.

Социальная перцепция - целостное восприятие субъектом социальных объектов (людей, групп, общностей), которое позволяет надежно определять успешность и перспективы межличностного взаимодействия.

Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составляющей частью общения и условно ее называют перцептивной стороной. В плане общения человека с человеком целесообразнее говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятие (или - как вариант - о восприятии человека человеком).

Восприятие внешности - начальный этап анализа процесса межличностного понимания. Восприятие человека человеком - это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. В целостной внешности человека как объекта познания выделяют статические и динамические характеристики.

Процесс социального познания никогда не был простым, человека всегда подстерегали трудности и препятствия на пути познания себя и других в социуме. В особо напряженные времена индивиду важно не потерять чувство реальности, творчески применить свои знания и умения, адекватно оценить ситуацию и себя в ней.

Восприятие сопровождается смысловой и оценочной характеристикой объекта восприятия, ему присуща единство познавательных и эмоциональных компонентов.

Восприятие человека человеком - это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Понятие, складывающееся у индивида о конкретной личности, это форма его мышления о ней, в которой обобщенно фиксируются признаки данного человека, характеризующие его как субъекта труда, познания и общения.

Видами деятельности, в которых очень важна точность восприятия и понимания человеком облика и поведения других людей, является, например, работа педагога, врача, руководителя коллектива, следователя. Без знания возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников педагог не может психологически обоснованно проектировать и успешно руководить развитием каждого из школьников в том коллективе, где этот педагог работает.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для выс. учеб. завед. / М. Андреева. - 5-е изд., Испр. и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 365 с.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 2009. - 200 с.

3. Гусева С.И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога [Текст] / С.И. Гусева. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол.наук. - СПб., 2010. - 18 с.

4. Куницына В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение: учебник для вузов [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

5. Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения. - М.: «Наука», 2009. - 344 с.

7. Мясищев В.Н. Психология отношений: избр. психол. труды [Текст] / В.Н. Мясищев. - М.: Издательтво «Институт практической психологии», 2011. - 356 с.

8. Обухов В.Л. Основы человековедения: человек как микрокосм: учеб.пособ. [Текст] / В.Л. Обухов, Р.А. Зобов, Л.И. Сугакова, В.Л. Ситников. - СПб: Химиздат, 2011. - 272 с.

9. Реан А.А., Кудашев, А.Р., Баранов, А.А. Психология адаптации личности [Текст] / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Медицинская пресса, 2010. - 352 с.

10. Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) [Текст] / В.Л. Ситников. - СПб.: Химиздат, 2011. - 288 с.

11. Шилов И.Ю. Полоролевые образы и особенности гендерной идентичности в сознании старшеклассников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа [Текст] / И.Ю. Шилов. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. - СПб., 2010. - 19 с.

Подобные документы

    Восприятие человека, целостное отражение восприятия в чувственно временных и пространственных связях и отношениях. Механизмы восприятия и понимания людей друг другом. Возрастные и профессиональные особенности, формирование понятий о личности человека.

    реферат , добавлен 15.12.2009

    Ведущий канал восприятия: понятие, виды. Эффекты и механизмы восприятия людьми друг друга. Эффект первичности - тенденция к переоценке первой информации о человеке. Роль ведущего канала восприятия в установлении взаимопонимания в деловом партнерстве.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011

    Понятие межличностной перцепции. Четыре основных функции межличностного восприятия. Физические и социальные характеристики субъекта восприятия. Теория каузальной атрибуции Г. Келли. Ошибки межличностного восприятия. Механизмы межличностной перцепции.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Социальная перцепция и межличностное восприятие, эмоциональные регуляторы. Эффекты межличностного восприятия: первичности, новизны, ореола, стереотипизации. Механизмы взаимопонимания и оценка их эффективности. Проявления фундаментальной ошибки атрибуции.

    презентация , добавлен 27.08.2013

    Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению. Восприятие внешних признаков человека. Создание собственной стратегии поведения. Варианты социально-перцептивных процессов. Механизмы социальной перцепции. Эмпатия, аттракция и рефлексия.

    презентация , добавлен 04.01.2012

    Понятие аттракции как процесса взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования ее приемов. Психофизиологическая природа восприятия внешнего облика человека. Особенности межличностного восприятия и понимания человека в процессе общения.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    реферат , добавлен 25.02.2006

    Сущность и подходы к изучению понятия "общение". Основные отличия категории деятельности от категории общения. Характеристика взаимного восприятия и понимания военнослужащими друг друга. Факторы, влияющие на восприятие и понимание человека окружающими.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2009

    Общение, как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона). Раскрытие понятий "социальная перцепция" и "межличностная перцепция". Первые и последующие впечатления о восприятии нового человека. Действия человека на окружающих в различных ситуациях.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2009

    Механизмы взаимопонимания в процессе общения, факторы восприятия. Процесс отражения собственного сознания в восприятии людей. Формирование первого впечатления о другом человеке. Эффекты межличностного восприятия. Реализация функции обратной связи.

Ломов и Бодалев. Бодалев показал, что восприятие человека человеком характеризуется: а) объективированностью - мы воспринимаем определенные качества, черты и т.п, как привязку качеств человеку; б) субьективность; в) целостность - люди склонны формировать целостный, завершённый образ другого человека; г) структурность. Восприятие человека человеком характеризуется предметностью (свойства облика человека отражаются как свойства, принадлежащие этому человеку), объективированностью и субъективностью, а также целостностью и структурностью.

Исследования Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева и др. показали роль условий в становлении образа другого человека (расстояния, ракурса, освещенности), а также роль активности субъекта восприятия и фактора установки.

Доказана связь между полнотой, правильностью и яркостью восприятия и таким фактором, как отношение к объекту восприятия. Также рассматривалось влияние фактора возраста при восприятии человека. Указано, что с возрастом в восприятии другого человека происходят определенные изменения (увеличивается количество характеристик физического облика, увеличивается количество экспрессивных характеристик, падает количество описания физического оформления, становится богаче воспринимаемая палитра чувств, повышается степень точности восприятия и т.д.). Описаны индивидуальные и профессиональные различия в восприятии другого человека. Выявлены индивидуальные различия в фиксировании различных этапов внешности, в точности восприятия и фиксирования особенностей выразительного поведения. Описан факт влияния профессиональной установки на формирование образа другого человека. Данные особенности восприятия, связанные с родом деятельности, явно проявляются у врачей, артистов, писателей, следователей, педагогов и т.д. (Кто наиболее точно и полно воспринимает внешность другого человека? – Художник. Кто наиболее точно воспринимает особенности пластики другого человека? – Хореограф. Чье восприятие в наибольшей степени искажено профессиональными установками? – Учителей и работников правоохранительных органов. Почему?)

Проблема понимания человека человеком сводится к несовпадению отношения и внешних форм поведения. Здесь были проведены исследования процесса формирования понятий о личности другого человека. Выявлено, что на этот процесс оказывают влияние следующие факторы:

1. теснота и длительность знакомства;

2. сформированность как личности субъекта восприятия;

3. личностный опыт предыдущего общения.

Показана важность в процессе понимания таких явлений, как “житейское общение”, социальных и индивидуальных образцов – эталонов, с которыми сопоставляется воспринимаемое лицо, а также стереотипов. Показана важность в понимании таких качеств личности субъекта, как наблюдательность, воображение, эмпатия, интуиция и т.д. Указывалось, что накопление у человека понятийного знания о других людях приводит к совершенствованию его перцептивных процессов и увеличению точности в восприятии других людей и себя.

Описаны возрастные и профессиональные особенности понимания человеком других людей. Показано, что характер понимания ребенком других людей связан с развитием ребенка как субъекта познания (с возрастом происходит увеличение числа отражаемых сторон личности, изменяется значение, придаваемое тому или иному личностному качеству). Указано, что при взаимодействии в условиях деятельности у субъектов общения происходит трансформация понятий о личности друг друга, которое определяется ходом этой деятельности, вкладом каждого в ее исход и результатами.

Лекция 35. СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ РУБИНШТЕЙН И ЕГО ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Вопросы лекции:

Человек и мир.

Введение. С.Л. Рубинштейн и его время. Сергей Леонидович Рубинштейн выдающийся советский психолог и философ. Он создал оригинальную философско-психологическую концепцию человека, его деятельности и психики, явился основоположником деятельностного подхода в психологической науке. Среди крупнейших советских психологов он – единственный, кто добился выдающихся достижений одновременно в области психологии и философии. Он первым в советской психологии систематически и глубоко разработал категории бытия, человека, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального и т.д. он, в частности, убедительно раскрыл различия и взаимосвязь между бытием и объектом и показал неправомерность сведения бытия к материи. Он оригинально и плодотворно разработал общефилософский принцип детерминизма и построил на его основе психологическую теорию личности и теорию мышления как деятельности и как процесса. Много нового и до сих пор ценного внес он в теорию эмоций, памяти, восприятия, речи и т.д.

Рубинштейн вступил в психологическую науку как методолог. Основной задачей его в первый период его творчества была разработка методологических основ психологической науки, выяснение ее основных принципов (1930 –1940е гг.). Второй период его творчества – обращение к проблемам онтологии и философии человека, попытка вернуть личность в психологию.

Концепция субъекта и деятельности. Во всем творчестве Рубинштейна идея субъекта (личности, творца) является центральной. Не случайно, что свои первые серьезные работы он посвящает исследованию категории субъекта. В них Рубинштейн формирует принцип субъекта деятельности – в деятельности субъект и проявляется, и формируется. Субъективное (возникающее в деятельности человека) является отражением реально существующего бытия, объективного. Поэтому объективное и субъективное не противоположны друг другу.

Основой этой системы является общее понимание деятельности. Рубинштейн и ее соотносил с личностью и окружающим бытием. Образование субъектов в системе бытия означает возникновение “центров перестройки бытия”, в чем их особая онтологическая роль. Качественно новым здесь является введение отражения и сознания как способностей субъекта и введение (помимо сознания и деятельности) третьего оси – отношения субъекта к другому субъекту.

Итак, субъект и в своем познании, и в своем действии, и в своем отношении к другому субъекту уничтожает “внешность”, внеположенность объекта и другого субъекта, то есть, преодолевает его обособленность, обнаруживает, преобразует, усиливает сущность субъекта или объекта. Субъект, таким образом, неразрывно связан со своей деятельностью. Но субъект никогда не сводим к своей деятельности, он всегда богаче, чем конкретные формы, в которых он объективируется.

Единство деятельности, сознания и личности. Основой построения новой психологической науки стала разработка новых принципов. Первым из них стал принцип единства сознания и деятельности: сознание человека формируется и проявляется в человеческой деятельности (как в онтогенезе, так и в историческом плане). В деятельности осуществляется связь гносеологического (познания) и онтологического (переживания). Сознание, высший уровень психики, определяется Рубинштейном как единство двух характеристик – предметной и субъектной (отношение личности к миру).

Индивидуальное сознание детерминирован общественным сознанием и общественным бытием, теми отношениями, в которые индивид вступает. То есть, функция деятельности по отношению к сознанию – развитие и детерминация. Но сознание, с другой стороны, выступает как регулятор деятельности. Оно обнаруживает эту способность, только будучи понято как высшее личностное образование.

Но Рубинштейн критикует сведение личности лишь к одному ее сознанию. Личность является основанием, на котором и в системе которого осуществляется функционирование и развитие всех психических процессов. Рубинштейн указывает на три основные зависимости: 1) все психические процессы не только универсальны, но и индивидуальны; 2) психические процессы не имеют самостоятельной линии развития; 3) психические процессы не остаются только процессам, совершающимися “самотеком”, а превращаются в сознательно регулируемое действие, которое личностью овладевается.

Описывая структуру личности, Рубинштейн приходит к триединой формуле:

1. чего хочет человек, что для него имеет привлекательности (направленность, потребности, установки, идеалы);

2. что может человек (способности, дарования);

3. что есть он сам (что из его тенденций и установок закрепилось в характере).

Эти три модальности образуют целое, но это целое не задано изначально, не статично. Целостность личностной структуры определяется и скрепляется деятельностью.

Личность и ее психические свойства одновременно и предпосылка и результат ее деятельности. Основные свойства личности, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека, смыкаются в реальном единстве личности. Психический облик личности определяется реальным бытием человека и формируется в конкретной деятельности. А сама деятельности человека формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и бучения овладевает духовной и материальной культурой.

Сама личность включена в систему более широких отношений – жизненного пути – в которых осуществляется ее функционирование и ее деятельность, поведение и развитие. Жизненный путь – это процесс, в котором происходит формирование и изменение личности. В связи с этим Рубинштейн дифференцировал:

1. психический склад личности (в том числе индивидуальные особенности всех психических процессов);

2. личностный склад (в том числе – качества характера, способности и т.д.);

3. жизненный склад (нравственность, ум, мировоззрение, активность, жизненный опыт и т.д.).

Одной из важнейших категорий, которую Рубинштейн связывал с жизненным путем и рассматривал как интегральную характеристику личности, является направленность. Направленность соединяет неосознаваемые установки, тенденции личности и ее сознательные структуры, отражательный аспект и поведенческий. Направленность – это активность личности. Осуществляющая объективацию не только отдельных мотивов, но и всей личности, поэтому направленность – это самовыражение личности, ее тенденция самореализации.

Направленность – это интегральная способность действующего субъекта, самоосознание – интегральная способность осознающего субъекта. Самосознание личности опосредованно всей жизнедеятельностью субъекта, всеми его жизненными проявлениями. Самосознание возникает в ходе развития личности и ее сознания как особенное новообразование.

Психический процесс и психическая деятельность. Во второй половине 40-х гг. начинается новый этап в научном творчестве Рубинштейна. На этом этапе Рубинштейн вновь возвращается к вопросам взаимодействия человека с миром в форме деятельности. В ходе взаимодействия человека с миром непрерывно изменяется и окружающая действительность и человек как субъект деятельности и общения. Отражая эту изменчивость, психика сама является динамичной и пластичной, то есть, является процессом, регулирующим отношения человека с миром. Эта процессуальность как главная особенность психического начинает разрабатываться Рубинштейном как принципиальное положение в психологической науке.

Рубинштейн рассматривал психическое как процесс и как продукт указанного процесса, причем именно процесс есть основная форма существования психического.

Изучать психические процессы означает также изучать формирование соответствующих образований, то есть результатов, продуктов. Безотносительно к образованию невозможно очертить и сам психический процесс, отделить его от других психических процессов. С другой стороны, психические образования не существуют сами по себе вне соответствующих психических процессов. Каждое психическое образование – это, по существу, психический процесс в его результативном выражении. Таким образом, психологическая наука изучает психическое как процесс в соотношении с его продуктами, но не эти продукты сами по себе.

С точки зрения Рубинштейна, главная задача психологического исследования заключается в том, чтобы изучать психику в единстве этих двух ее сторон – деятельностной и процессуальной. Исследование мышления как процесса, например, должно включать в себя изучение процессов анализ и синтеза, посредством которых решаются мыслительные задачи. Мышление как деятельность рассматривается тогда, когда учитываются мотивы человека, его отношение к решаемым задачам.

Психолог должен дифференцировать процесс и деятельность. Каждая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процесс, но не всякий процесс выступает как деятельность. Деятельность – такой процесс, посредством которого реализуются то или иное отношение человека к окружающему его миру и людям.

Теория психического процесса разработана, главным образом, на материале психологии мышления. В поздних работах Рубинштейна мышление рассматривается как деятельность субъекта (со стороны целей, мотивов, операций и т.д.), и как ее (деятельности) регулятор – психический познавательно-аффективный процесс (анализа, синтеза и обобщения познаваемого объекта). Под мыслительным процессом понимается не просто последовательность во времени определенных этапов (стадий, операций), но и иной, качественно новый уровень, который является формой взаимодействия человека с миром.

В своих исследованиях мышления, прежде всего у детей, Рубинштейн реализовывал новый принцип, конкретизирующий деятельностный подход. Рубинштейн считал необходимым в психологическом эксперименте вводить педагогическое воздействие. Этот педагогический принцип реализовывался Рубинштейном вместе с принципом индивидуализации психологического изучения людей и вместе с генетическим принципом. Рубинштейн подчеркивал непрерывную изменяемость, пластичность процесса мышления, его формирование в деятельности.

Человек и мир. Само возникновение человеческого бытия является возникновением центра его преобразования, а потому и бытие является с появлением человека в новом качестве – мира для человека, объекта для субъекта. Мир – преобразованное человеком бытие, преобразованное его деятельностью.

С возникновением человека бытие превращается в объект, остающийся независимым от познания в смысле своей объективности (мир может существовать и без человека) и становящийся зависимым от субъекта в смысле реальности практических преобразований (только при наличии субъекта мир становится объектом).

Мир – это совокупность вещей и людей, в которых вкладывается то, что относится к человеку и к чему он относится в силу своей сущности. Качество природы, не связанное с человеком, Рубинштейн определял как материю.

Категория субъекта определялась Рубинштейном через совокупность отношений к миру, в число которых вводится познание, действие, созерцание и этическое отношение. Рубинштейн рассматривает субъекта в двух взаимосвязанных, но качественно различных отношениях: отношении к бытию и отношении к другому человеку. Отношение человека к человеку составляет общественную характеристику и познания, и деятельности, опосредует отношение человека к бытию и выделяется как социальная область жизни.

Темы семинарских занятий.

Тема 1: История психологии как наука.

1. Понятие предмета и объекта науки.

2. Теоретический и эмпирический уровни научного знания.

3. Предмет психологии и истории психологии.

4. Задачи психологии и истории психологии.

Литература:

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии.- Ростов н/Д: Феникс, 1996.

Тема 2: Древнегреческая философия и психология.

2. Естественнонаучные представления Алкмеона.

3. Учение о темпераменте Гиппократа.

4. Философско-психологическая концепция Левкиппа – Демокрита.

5. Философские и этические взгляды Сократа.

6. Учение о душе Платона.

7. Учение Аристотеля о душе.

8. Учение о душе Эпикура.

9. Психофизиология Галена.

Темы рефератов:

1. Представления о душе философов Милетской школы.

2. Понимание природы души Гераклитом.

3. Естественнонаучные представления Алкмеона.

4. Психологические воззрения Эмпедокла.

5. Учение о душе Анаксагора.

6. Стоики и их учение о душе.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

5. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.

Тема 3: Психология в Средневековый период.

1. Психологические идеи в арабском мире.

2. Неоплатонизм.

3. Томизм.

4. Философские и психологические идеи Р. Бэкона.

5. Философские и психологические взгляды В. Оккама.

Темы рефератов:

1. Научные взгляды Авиценны.

2. Научные взгляды Альгазена.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.

Тема 4: Психология периода Нового времени.

1. Особенности развития философии Нового времени.

2. Эмпиризм Ф. Бэкона.

3. Учение Р. Декарта о душе.

4. Концепция машинообразного акта Р. Декарта.

5. Учение Т. Гоббса.

6. Учение о психике Б.Спинозы.

7. Монадология Г. Лейбница.

8. Сенсуализм Дж. Локка.

Темы рефератов:

1. Учение Ф. Бэкона о человеческих заблуждениях.

4. Учение Б. Спинозы о единой субстанции.

5. Учение Б. Спинозы об аффектах.

6. Психофизический параллелизм Г. Лейбница.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.

5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

6. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.

Тема 5: Психология эпохи Просвещения.

1. Эпоха Просвещения.

2. Учение об ассоциациях Д. Гартли.

3. Философские взгляды Дж. Беркли.

4. Философские взгляды Д. Юма.

5. Взгляды на природу человека французских просветителей.

6. Концепция развития ребенка Ж.-Ж. Руссо

Темы рефератов:

1. Ассоцианизм в философии и психологии.

2. Солипсизм в философии.

3. Концепция “человека – статуи” Э.Кондильяка.

4. Ж.-Ж. Руссо о воспитании.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.

5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

6. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.

Тема 6: Возникновение психологии как науки.

1. “Личное уравнение” в астрономии.

2. Влияние дарвинизма на науки о человеке.

3. Достижения физиологии.

4. Развитие психиатрии.

Темы рефератов:

1. Ч. Дарвин и его труд “Происхождение видов”.

2. Ч. Дарвин: психология эмоций.

3. Развитие взглядов на природу и лечение психических заболеваний.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.

5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

6. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.

Тема 7: Экспериментальная психология.

1. Психофизика Г.-Т. Фехнера и Э. Вебера.

2. Экспериментальная психология Г. Гельмгольца.

3. “Новая психология” В. Вундта.

4. Эксперименты Г. Эббингауза.

Темы рефератов:

1. Учение о сознании В. Вундта.

2. Психологическая лаборатория В. Вундта.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

Тема 8: Зоопсихология. Дифференциальная психология.

1. Ч. Дарвин и подъем сравнительной психологии.

2. Закон экономии К. Ллойд-Могана.

3. Теория тропизмов Ж. Леба.

4. Ф.Гальтон: исследования наследуемости умственных способностей.

5. Развитие метода тестов.

6. А. Бине: диагностика умственного развития.

Темы рефератов:

1. Р. Йеркс и исследования интеллекта обезьян.

2. Зоопсихология и этология.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО-пресс, 2001.

3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

4. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

Тема 9: Психология развития.

1. С. Холл: педология.

2. Дж. Селли: ассоцианизм в детской психологии.

3. Э. Клапаред: идея саморазвития.

4. А. Гезелл: нормальное детство.

5. Дж. М. Болдуин: культурное развитие ребенка.

6. К. Бюлер: стадии психического развития.

7. М. Мид: этнопсихология детства.

Темы рефератов:

1. Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную науку.

2. Теория рекапитуляции и биогенетический закон С. Холла.

3. М. Мид: типы культур в истории человечества.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.

5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

Тема 10:Социальная и культурно-историческая психология. Психотехника.

1. Социальный эволюционизм Г. Спенсера.

2. Концепция коллективных представлений Э. Дюркгейма.

3. В. Дильтей: концепция ценностей.

4. Психология народов.

5. Теория инстинктов социального поведения.

6. Психотехника.

Темы рефератов:

1. Э. Дюркгейм: проблема самоубийства.

2. “Описательная психология” В. Дильтея.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.

5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

Тема 11: “Новая психология”.

1. Структурализм Э.Б. Титченера: предмет и задачи психологии.

2. Структурализм Э.Б. Титченера: изучение сознания.

3. Вюрцбургская школа в психологии: исследования мышления.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО-пресс, 2001.

3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

4. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

7. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.

Тема 12: Функционализм.

1. “Новая психология” Ф. Брентано.

2. Концепция “психических функций” К. Штумпфа.

3. Психология сознания в работах В. Джемса.

4. Психология личности в работах В. Джемса.

5. “Чикагская школа” Дж. Дьюи.

Темы рефератов:

Психология религиозного опыта в работах В. Джемса.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО-пресс, 2001.

3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

4. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

5. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.

6. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

Тема 13: Российская психология во второй половине

XIX– начале XX в.

1. Российская наука во второй половине XIX в.

2. П. Юркевич как основатель религиозной психологии в России.

3. Философия мистицизма В.С. Соловьева.

4. Интуитивизм Н.О. Лосского.

5. Философско-психологические взгляды С.Л. Франка.

6. Учение о рефлексах И.М. Сеченова.

7. Работы И.П. Павлова.

8. Рефлексология В.М. Бехтерева.

9. Учение о доминанте А.А. Ухтомского.

Темы рефератов:

1. Религиозная философия и психология В.С. Соловьева.

2. И.П. Павлов: рефлекс свободы.

3. В.М. Бехтерев: “Коллективная рефлексология”.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО-пресс, 2001.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

4. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

Тема 14: Основные понятия психоанализа.

1. Психика и психический аппарат.

2. Психическая деятельность: сознательное, бессознательное, предсознательное.

3. Первичные и вторичные психические процессы.

4. Энергия либидо.

5. Инстинкты и влечения.

Темы рефератов:

Принцип удовольствия и принцип реальности.

Литература:

1. Ч. Райкрофт критический словарь психоанализа, - Спб, 1995.

2. Фрейд З. Я и Оно// Хрестоматия по истории психологии. – М., 1998.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб, 1997.



Поделиться: