Про самоедов. откуда произошло это жуткое «самоед»? почему так назвали породу собак? они что сами себя едят? Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (28) Васильев В. И. Нганасаны
Карта земель населенных самоедами и остяками, вторая половина XVIII в.
Самоеды - Урало-алтайская народность, близкая к финнам , но отличающееся от них типом и языком.
Имя их произошло не от "само-едения", то есть людоедства, а, вероятно, от Самееднам - названия, которое дают своей стране лопари , жившие некогда восточнее, чем теперь. Самоеды живут как в Европейской России , на востоке Архангельской губернии, так и в Сибири , по низовьям Оби и Енисея, до Хатангской губы, составляя самый северный народ в этой области. Первоначальная родина их была южнее, в области Саянского нагорья; известный финнолог Кастрен в начале 50-х годов видел здесь отатарившиеся народцы, у которых еще живы были старики, помнившие свой прежний язык, оказавшийся родственным самоедскому. Оттесненные к северу, самоеды спустились по Оби и были отодвинуты затем еще далее к морю остяками, с которыми (как видно из народных сказаний и былин остяков) они вели некогда ожесточенную борьбу. К этим отатарившимся, а отчасти омонголившимся родичам самоедов принадлежат койбалы, карагассы , сагайцы , моторы и другие, а также сойоты , или урянхайцы . Собственно самоеды имеют свой особый, характерный тип, заметно отличающий их от ближайших соседей - остяков. Они меньше ростом (1,51-1,60 м), но крепче сложены и больше упитаны; цвет кожи - смуглый, желтоватый; цвет волос и глаз - большей частью черный, темно-каштановый или карий; волосы прямые, жестковатые; борода растет плохо. Сложение коренастое, кисти и ступни небольшие; голова широкая в большей степени, чем у остяков (которые могут быть отнесены к мезоцефалам, с показателем наибольшей ширины черепа 77-78, тогда как у самоедов он около 82). Лицо у самоедов не так плоско, как у остяков, у которых профиль приближается к прямой линии; здесь профиль ограничен более кривой линией, что зависит от большего выступания вперед носа и губ и от большей покатости взад лба и подбородка. Нос мал и короток, но не приплюснут, часто правилен. Скулы большие и выдающиеся, что обусловливается не только шириной лица в скуловых костях, но на живых особях еще значительным развитем подкожного жира, прикрывающего нижний край глазницы и сливающегося с нижним веком. Глаза узкие, монгольские, со вздутыми веками, которые отчасти скрывают ресницы . Встречаются, впрочем, и другие типы, более подходящие к зырянскому, остяцкому или русскому, что обусловливается, вероятно, примесью крови этих племен.
Пo языку самоеды разделяются на 4 наречия, из которых более известно юрацкое; на нем говорят канинские, ижемские, большеземельско-обдорские, кандинские самоеды и собственно юраки ; небольшая кучка этого племени поселена и на Новой Земле. Другими наречиями говорят енисейские самоеды, авамские, или тавги (самые восточные), и остяки-самоеды в лесной полосе по Оби, между Тымом и Чулымом. Последние более занимаются рыболовством, тогда как прочие представляют из себя кочевников-оленеводов. Летом они подвигаются с оленями к северу, к берегам моря, занимаясь также охотой на белых медведей , диких оленей, тюленей и так далее, а к зиме возвращаются на юг в лесную полосу. Живут самоеды в чумах - конических шалашах из кольев, покрытых оленьими шкурами, с очагом посередине; питаются главным образом олениной, вообще животной пищей, пьют теплую кровь убиваемых животных, летом пользуются также ягодами, временами добывают себе муку и водку . Зимою охотятся на соболей , куниц, лисиц, белок и т. д. Одеваются в одежды и обувь из звериных шкур, преимущественно оленьих, отчасти и собачьих, получаемых от разводимых ими собак-шпицев, по преимуществу белой масти. Число самоедов, вероятно, немногим превышает 2000. Народ вообще здоровый, выносливый, довольно сильный и отважный, превосходящий по силе и мужеству остяков. Самоеды прежде владели обширными стадами оленей, но теперь значительно обеднели, отчасти вследствие падежей оленей, отчасти вследствие эксплуатации зырян, которые мало-помалу поотобрали у них оленей и теперь насчитывают в своей среде многих богатых оленеводов, у которых самоеды служат по найму пастухами.
Большинство самоедов считается христианами, но многие, особенно восточные, сохранили ещё почти вполне прежние языческие верования, имеют небольших идолов и верят в сношения с духами через посредство шаманов.
Д. А.про самоедов. откуда произошло это жуткое «самоед»? почему так назвали породу собак? они что сами себя едят?
- Свое название порода получила по названию племен самоедов, которые жили на Севере России и в Сибири. Эти кочевые племена (ныне ненцы) нуждались в четвероногих помощниках, которые могли бы перевозить тяжело груженые нарты на огромные расстояния, пасти стада оленей на бескрайних северных просторах и согревать детей своим теплом в трескучие морозы. Таким незаменимым помощником стала для них самоедская лайка, которую сейчас чаще называют самоедом.
- Ну с названием «самоед» или «самоедская лайка» все более-менее понятно — лайка принадлежащая Самоедам.
Существует несколько версий происхождения слова САМОЕД.
По одной версии, Самоеды (племя) (летописное — самоядь) получили это имя от старорусского слова «самоединый», означавшего «единение внутри себя». Так, как эти северные племена жили очень замкнуто, и люди, принадлежавшие к какому-либо одному племени не общались с людьми из другого племени.
По другой версии, слово Самоед образовано сочетанием слов сам и едет, потому что ездили на лыжах — «сами ездили».
По третьей, наиболее вероятным представляется его возникновение от saam-jedna — «земля саамов».
По четвртой (очень мало приверженцев) , в племени самоедов раньше ели людей даже мясо собственных друзей после смерти их мешали они с дичью и поглощали, как о том рассказывают Плиний и Олай Великий их и прозвали самоедами от русских слов сам и ем.
Поначалу самоедами называли только ненцев самый крупный самодийский народ, но впоследствии это название стало использоваться и в качестве собирательного названия всех самодийских народов.
Название самодийцы образовано от русской диалектной формы самодин (ед. ч.) , самоди (множ. ч.) , использовавшейся в особенности в русской речи нганасан и энцев в качестве самоназвания этих групп. В 30-х годах XX века повсеместно заменяли старые русские названия народов России на новые, образованные от их самоназваний. Название Самодийские народы, или самодийцы, было предложено в 1938 г. советским лингвистом Г. Н. Прокофьевым, вместо прозрачного по значению, с точки зрения русского языка, и потому кажущегося обидным слова самоеды. В советской научной литературе название самодийцы стало общепринятым и окончательно утвердилось в русском языке, в то время как в других европейских языках употребляется старая форма типа нем. Samojeden (самоеды) . - Когд чукчи ехали на санках запряженных этими собаками, то на белом снегу издалека собак почти не было видно, казалось что сани едут сами по себе, вот отсюда и название этой народности и собак.
- собака одомашнена минимум 10 тыс лет а потому все то что про нас говорят что нашему народу 2 тыс лет неправда и то что нет археологических находок не значит что тут не жили люди ибо тут раньше была Великая ТАРТАРИЯ И ВЫШЕ В РАЙОНЕ СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА ГИПЕРБОРЕЯ а потому некоторые ученые такие неграмотные что поражает их не профессионализм
- Такая порода собак, как самоедская лайка, пришла к нам с севера. Свое название она получила благодаря северному народу, носившему название самоедов. Именно они первыми начали использовать лаек как ездовых собак, запрягая их в сани. Конечно, многие люди, живущие в этих районах, чаще всего как тяговую силу использовали оленей, однако собаки значительно лучше справлялись со своими обязанностями.
Они обладали чутьем, которого не было у оленей, благодаря чему они могли обходить особо опасные зоны. Кроме того, они очень выносливы, и содержать их оказалось значительно проще. - я то подумала что сами себя едят
Самоеды - старое русское название саамских племен - ненцев, эвенцев, нганасан, селькунов.
Вайнштейн С.И. Ненцы
НЕНЦЫ (самоназвание - ненец; прежние названия - самоеды, юраки) - народность, населяющая значительную территорию от Кольского полуострова до правобережья Енисея. Большинство ненцев живет в трех национальных округах РСФСР: Ненецком Архангельской области, Ямало-Ненецком Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) Красноярского края. Численность 23 тысяч человек (1959). Ненецкий язык относится к числу самодийских. Предки ненцев, по всей вероятности, во 2-й половине 1-го тысячелетия н. э.
Васильев В. И. Селькупы.
Селькупы, народ в Российской Федерации. Численность 3600 человек. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и других районах Тюменской области (1600 человек), в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетском районах и сельской территории Колпашевского горсовета Томской области (1350 человек), небольшая группа в Туруханском районе Красноярского края. Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. Распространён также русский язык.
Шеломова Татьяна. Селькупы.
Этногенез селькупов связывается с историей формирования других самодийских народов Западной Сибири в рамках концепции их южносибирского происхождения. В то же время, в этом процессе селькупы занимают несколько обособленное место. Территория Нарымского и Томского Приобья, которая является автохтонной для селькупов, в конце I тыс. до н. э. - середине I тыс. н. э. входила в состав кулайской культурной общности и представляла северную, таежную периферию самодийцев. В Среднем Приобье, с середины II тыс. н. э., традиции кулайцев наследует рёлкинская археологическая культура, которая идентифицируется в этнокультурном плане как праселькупская. На протяжении I – й половины II тыс. н. э, когда под воздействием тюрок южные самодийцы переселяются на север в приполярные районы Западной Сибири и горно-таежные районы Южной Сибири, селькупская территория практически избежала иноэтнического влияния. Поэтому селькупы в большей мере, чем какой либо другой самоедоязычный народ, сохранили древнюю самодийскую основу. В то же время, широкая территория расселения и последующее переселение части селькупов на север, в бассейн рек Таз и Турухан вело к достаточно интенсивным контактам с соседями к включению в их состав тюркских, кетских, хантыйских, эвенкийских и северосамодийских культурных компонентов, что нашло отражение в современной культуре этого народа...
Васильев В. И. Ненцы.
Ненцы, ненэц или хасова (самоназвание - "человек"), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе (6,4 тыс. человек), Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской области (0,8 тыс. человек), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (20,9 тыс. человек) и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края (3,5 тыс. человек). Численность в Российской Федерации 34,5 тыс. человек.
Шеломова Татьяна. Ненцы.
Сложение ненецкой культуры в ее локалъных вариантах, а также специфика ненцев по отношению к другим самодийским народам, объяснимы из идеи двухкомпонентности северо-самодийского этногенеза. Согласно o6щей схеме, в формировании ненцев принимали участие, с одной стороны, южно-самодийские группы, которые под натиском кочевников гуннов и тюрок, в течение III – ХIII вв. н.э. мигрировали с Саян, с другой, аборигенное население тундры, лесотундры и северных районов тайги Западной Сибири, известное в фольклоре ненцев под именем с и х и р т я. Анализ этнокомпонентного состава ненцев, который основывается на учете современных родов, в связи с историей их формирования, позволяет выявить в разных территориальных группах приблизительное процентное соотношение этнических компонентов, принимавших участие в их формировании...
Васильев В. И. Нганасаны.
Окраинное расположение этнической территории нганасан, по отношение к другим самодийским народам, оказало влияние на их этногенез и этническую историю. Полуостров Таймыр, судя по данным археологии, начал осваиваться человеком еще в эпоху мезолита (V тыс. до н.э.) с востока, из Приленья. Культурные связи с этой территорией сохраняются и в более поздние исторические периоды. Западносибирское влияние на древнее население Таймыра начинает фиксироваться в 111 тыс. до н.э. Таким образом, Таймыр был территорией, на которой происходило взаимодействие западно- и восточносибирских культур, предшествующее появлении здесь самодийцев...
Когда слышишь слово самоед первое, что приходит в голову так это то, что мы представляем себе либо какого-то человека, который постоянно занимается самоедством, либо, и того хуже, которое поедает само себя. Но это не так, хотя, и действительно, самоеды — это, во-первых, такие люди, а, во-вторых, такие собаки. Но ничего общего с самоедством ни у тех, ни у других нет, хоть данное название и звучит достаточно странно для русского уха. Кстати, и те и другие имеют непосредственное отношение к России. Но давайте по-порядку.
Итак. Во-первых самоеды — это просто напросто старое название народов, которые разговаривали на самодийских языках. Этими народами являлись ненцы, энцы, нганасаны и селькупы. Каждый из этих народов , например, ненцев называли самоедами юраками, энцев — енисейскими самоедами, нганасанов — самоедамии-тавгийцами, а селькупов — остяко-самоедами. Считается, что название «самоед» восходит к выражению «самэ-эдне», то есть «земля сааамов».
Все эти народности являются достаточно близкими с финнами по своему происхождению, однако их язык несколько отличается от финского. Самоеды проживают на территории России. Так, они живут как в Европейской части нашей страны, так и в Сибири, однако первоначальная родина самоедов располагалась в районе Саянского нагорья.
А еще однажды были найдены «родственники» самоедов — отатарившиеся народы, где еще были живы многие старцы, которые прекрасно помнили прежний язык этих народов. Язык оказался достаточно близким к самодийскому. К этим отатарившимся народам принадлежат моторы, сагайцы, карагассы, койбалы и другие.
Также самоеды имеют характерный узнаваемый тип, который достаточно хорошо отличает их от других народов. У них достаточно маленький рост — около 150-160 см, они сложены крепко и склонны к полноте. Самоеды имеют смуглый желтоватый цвет кожи, а цвет волос и глаз обычно черный, иногда волосы могут быть каштановыми, а глаза — карими.
А еще самоед — это , белая и пушистая собачка, исконно российская порода, которая является лучшей среди всех собак, выведенных в России. Однажды случилось так, что эта порода практически исчезла, однако зарубежные собаководы смогли практически полностью восстановить ее. Эта порода чем-то похожа на маленького белого медвежонка и на взрослого белого волка, а также в ней есть какие-то «нотки» белого полярного песца. Собака получила название «самоед» именно потому, что народы, о которых мы рассказали чуть выше разводили этих пушистых зверей с незапамятных времен, однако потом за разведение такой красивой северной собаки взялись русские, а в некоторые времена и иностранцы. Позже порода, конечно же, вернулась в Россию. Ныняшняя порода самоедов восходит к так называемым «аборигенным» собакам, разведением которых сначала занимались именно иностранцы. Сейчас собака стремительно набирает популярность среди российских собаководов и собаколюбителей, однако это достаточно малочисленная порода и она насчитывает всего лишь 1800-2500 собачек на всей территории России.
Самоед обладает независимым и спокойным характером, он очень и очень уверен в себе. Собака очень добрая и ласковая, однако может быть хорошим сторожем. Пес старается всегда быть в центре всеобщего внимания. Самоеды очень любознательны, активны и веселы. С детьми особенно терпеливы. Самоеды-девочки — это отличное животное для семьи с маленькими детьми, а для более взрослых детей идеально подходит самоед-мальчик. За собакой необходим тщательный уход и так как она очень пушистая нужно ежедневно вычесывать ее шерсть щеткой, а во время линьки шерсть нужно вычесывать особенно тщательно.
Вот так вот самоед совсем и не ест никого, даже себя, это просто название, которое дали народностям, за их принадлежность к самодийским племенам, а собакам, потому что их издревле выращивали представители этих племен.
На крайнем севере России, на стыке тундры и сурового Северного Ледовитого океана, испокон веков живут ненцы. Сами себя представители самого многочисленного из малочисленных народов Севера именуют «хасова», что значит человек, а в русской этнографической литературе встречается другое название - «самоеды».
С церковно-славянского языка это переводится как «людоеды».
Добровольное людоедство
Такого шокирующего этнонима ненцы удостоились после того, как антропологи познакомились с жестокими порядками, царившими в их обществе. Согласно записям учёных, сделанных из уст самих самоедов у них с древности существовал обычай людоедства, однако он носил добровольный характер.
Согласно преданиям почувствовавший упадок сил мужчина-ненец, понимая, что больше не может ходить на охоту и приносить пользу коллективу и семье, наказывал убить его и съесть ради счастливой жизни потомков.
Ослушаться старшего дети не могли, и в присутствии шамана совершался страшный ритуал отцеубийства, после которого все члены рода с трепетом и благоговением ели тело предка.
Сырое мясо
По сравнению с людоедством, пристрастие ненцев к поеданию сырого мяса и рыбы не кажется столь ужасающим, но, тем не менее, это нетипичный способ употребления пищи.
В календарный период с мая до середины августа, когда в местах обитания ненцев суровая зима сменяется относительно мягким межсезоньем, наступает пора забивания выращенных для нужд пропитания оленей.
В это же время ненцы, от мала до велика, могут полакомиться излюбленным национальным блюдом - сырой олениной. Убитый умелым ударом ножа в сердце олень выставляется на импровизированный стол, и каждый участник трапезы отрезает себе кусок мяса, макает его в тёплую кровь и с аппетитом лакомится любимым кушаньем.
Помимо мяса сохатого ненцы с удовольствием едят его сырую печень и почки, костный мозг и дыхательное горло, нижнюю губу и язык, сычуг и сердце, которые считаются деликатесами и при наличии в общине гостя эти части хлебосольно преподносятся ему.
Особым угощеньем являются оладьи, замешанные на оленьей крови, которую ненцы активно используют в свежем и замороженном виде.
Кстати, любовь ненцев к сырому окровавленному мясу объясняется не только культурными традициями, но и элементарной потребностью организма в питательных веществах и витаминах С и В2, в большом количестве содержащихся в оленине.
Это лакомство позволяет северянам не болеть цингой и заряжает организм энергией, необходимой, чтобы выжить в крайне сложных природных условиях.
Зимой место парного мяса занимает замороженная оленина, которая подаётся к столу в виде тонко нарезанных стружек, известных под названием строганина. Аналогично именуется блюдо из сильно замороженной рыбы, которое ненцы готовят по праздникам. В будни строганине они предпочитают «колотушку» - экстремально заледенелую рыбу, которая при ударе о твердый предмет разбивается на съедобные осколки.
Кроме того, ненцы едят вымоченное в воде мясо нерпы и медвежатину, но не употребляют в пищу чаек, считающихся у них священными птицами, и не питаются грибами, поскольку они служат пропитанием для оленей.
Оленьи рога
В рационе ненцев присутствует еще один эпатажный деликатес – молодые покрытые мехом оленьи рога. Ещё не ороговевшие, наполненные кровеносными сосудами хрящи, называемые пантами, опаливают над огнем, очищают и съедают.
Кроме того, панты идут на изготовление лечебных снадобий, которые помогают бороться с упадком сил.
Птичьи клювы-игрушки
Сброшенные оленями рога и клювы убитых птиц являются единственными игрушками ненецких малышей, даже и не подозревающих о существовании плюшевых мишек, роботов - трансформеров и всевозможных барби.
С самого раннего возраста приобщаемые к традиционному образу жизни ненецкие мальчишки носятся с оленьими рогами, изображая гонки, а к 7 годам уже умеют подготавливать упряжь, ездить на нартах и ловить арканом смирных сохатых.
Девочки в этом возрасте допускаются к исключительно женским делам, то есть разведению огня, заготовке воды и хвороста, а также к шитью. В перерывах между работой они играют с традиционной ненецкой куклой «нухуко», голова которой сделана из клюва гуся или утки, а туловище представляет собой лоскуты цветного сукна.
Для того чтобы можно было создать кукольную семью девчатам дарят «нухуко» обеих полов: игрушка с клювом гуся изображает мужчину, а утки - женщину.
Женщина – строитель
Кочующие с места на место ненцы живут в переносных жилищах - чумах, «строительство» которых входит в список привычных обязанностей местных женщин. Приученные с детства к тяжёлым работам ненки буквально за час могут возвести «стены» нового дома, состоящего из наклонных шестов, обтягиваемых шкурами оленей.
В основе любого чума лежит очажный круг, после поднятия которого на земле остаются его очертания, считающиеся входом в подземный мир, и каждая женщина-строитель знает, что ни при каких условиях второй раз ставить там чум нельзя.
Зачастую чум достается женщине в качестве приданого, и является эквивалентом зажиточности семьи, где выросла невеста. Несмотря на то, что по факту именно девушка считается хозяйкой чума, внутри него есть особая зона «си», куда вход ей воспрещен.
Всё дело в том, что там хранится священный ларец с амулетами покровителей рода, семейные реликвии, оружие и сбережения, прикасаться к которым может только мужчина.
Специально для женщины предусмотрено место «не», где она может предаваться нехитрым, но очень трудоёмким домашним делам, главным из которых является розжиг и поддержание очага. Поскольку мужчинам нельзя прикасаться к очажному шесту и крюку, чумохозяйка считается повелительницей огня, умеющей разговаривать с пламенем и делать пророчества по треску дров и цвету дыма.
Жертвоприношения язычников
Верящие в одушевленность всей природы традиционные ненцы задабривают силы природы жертвоприношениями: добрым духам отдается мясо белого оленя, злым – содержание его желудка или убитую собаку, а водным божествам достается упавший при рыбалке соплеменник, спасать которого запрещено. Однако если боги не исполняют просьб ненцев, они карают духов, переставая давать им пищу.
Суеверия
Согласно ненецким суевериям, детям ни в коем случае нельзя рыть землю, играть с водой и огнём, а мужчинам - заходить в чум в верхней одежде. Кроме того в ненецкой культуре запрещается петь за столом, доедать еду за стариками, помогать хозяйке убирать посуду и оставлять неперевернутыми пустые чашки.
День рождения ненцы празднуют только один раз, получая в подарок оленя, среди которых особо почитается тот, что белой масти: его не впрягают в нарты, а украшают лентами и защитными оберегами.
Загробная жизнь
Согласно ненецким поверьям, загробная жизнь является зеркальным отражением реальности, в которой усопший живет столько же лет, сколько до смерти. А поскольку в зазеркалье все наоборот, то в гроб с покойником кладут сломанное оружие, порванные вещи и перевернутые нарты, чтобы в новой жизни они приняли полезный вид.