Про самоедов. откуда произошло это жуткое «самоед»? почему так назвали породу собак? они что сами себя едят? Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (28) Васильев В. И. Нганасаны

Карта земель населенных самоедами и остяками, вторая половина XVIII в.

Самоеды - Урало-алтайская народность, близкая к финнам , но отличающееся от них типом и языком.

Имя их произошло не от "само-едения", то есть людоедства, а, вероятно, от Самееднам - названия, которое дают своей стране лопари , жившие некогда восточнее, чем теперь. Самоеды живут как в Европейской России , на востоке Архангельской губернии, так и в Сибири , по низовьям Оби и Енисея, до Хатангской губы, составляя самый северный народ в этой области. Первоначальная родина их была южнее, в области Саянского нагорья; известный финнолог Кастрен в начале 50-х годов видел здесь отатарившиеся народцы, у которых еще живы были старики, помнившие свой прежний язык, оказавшийся родственным самоедскому. Оттесненные к северу, самоеды спустились по Оби и были отодвинуты затем еще далее к морю остяками, с которыми (как видно из народных сказаний и былин остяков) они вели некогда ожесточенную борьбу. К этим отатарившимся, а отчасти омонголившимся родичам самоедов принадлежат койбалы, карагассы , сагайцы , моторы и другие, а также сойоты , или урянхайцы . Собственно самоеды имеют свой особый, характерный тип, заметно отличающий их от ближайших соседей - остяков. Они меньше ростом (1,51-1,60 м), но крепче сложены и больше упитаны; цвет кожи - смуглый, желтоватый; цвет волос и глаз - большей частью черный, темно-каштановый или карий; волосы прямые, жестковатые; борода растет плохо. Сложение коренастое, кисти и ступни небольшие; голова широкая в большей степени, чем у остяков (которые могут быть отнесены к мезоцефалам, с показателем наибольшей ширины черепа 77-78, тогда как у самоедов он около 82). Лицо у самоедов не так плоско, как у остяков, у которых профиль приближается к прямой линии; здесь профиль ограничен более кривой линией, что зависит от большего выступания вперед носа и губ и от большей покатости взад лба и подбородка. Нос мал и короток, но не приплюснут, часто правилен. Скулы большие и выдающиеся, что обусловливается не только шириной лица в скуловых костях, но на живых особях еще значительным развитем подкожного жира, прикрывающего нижний край глазницы и сливающегося с нижним веком. Глаза узкие, монгольские, со вздутыми веками, которые отчасти скрывают ресницы . Встречаются, впрочем, и другие типы, более подходящие к зырянскому, остяцкому или русскому, что обусловливается, вероятно, примесью крови этих племен.

Пo языку самоеды разделяются на 4 наречия, из которых более известно юрацкое; на нем говорят канинские, ижемские, большеземельско-обдорские, кандинские самоеды и собственно юраки ; небольшая кучка этого племени поселена и на Новой Земле. Другими наречиями говорят енисейские самоеды, авамские, или тавги (самые восточные), и остяки-самоеды в лесной полосе по Оби, между Тымом и Чулымом. Последние более занимаются рыболовством, тогда как прочие представляют из себя кочевников-оленеводов. Летом они подвигаются с оленями к северу, к берегам моря, занимаясь также охотой на белых медведей , диких оленей, тюленей и так далее, а к зиме возвращаются на юг в лесную полосу. Живут самоеды в чумах - конических шалашах из кольев, покрытых оленьими шкурами, с очагом посередине; питаются главным образом олениной, вообще животной пищей, пьют теплую кровь убиваемых животных, летом пользуются также ягодами, временами добывают себе муку и водку . Зимою охотятся на соболей , куниц, лисиц, белок и т. д. Одеваются в одежды и обувь из звериных шкур, преимущественно оленьих, отчасти и собачьих, получаемых от разводимых ими собак-шпицев, по преимуществу белой масти. Число самоедов, вероятно, немногим превышает 2000. Народ вообще здоровый, выносливый, довольно сильный и отважный, превосходящий по силе и мужеству остяков. Самоеды прежде владели обширными стадами оленей, но теперь значительно обеднели, отчасти вследствие падежей оленей, отчасти вследствие эксплуатации зырян, которые мало-помалу поотобрали у них оленей и теперь насчитывают в своей среде многих богатых оленеводов, у которых самоеды служат по найму пастухами.

Большинство самоедов считается христианами, но многие, особенно восточные, сохранили ещё почти вполне прежние языческие верования, имеют небольших идолов и верят в сношения с духами через посредство шаманов.

Д. А.

про самоедов. откуда произошло это жуткое «самоед»? почему так назвали породу собак? они что сами себя едят?

  1. Свое название порода получила по названию племен самоедов, которые жили на Севере России и в Сибири. Эти кочевые племена (ныне ненцы) нуждались в четвероногих помощниках, которые могли бы перевозить тяжело груженые нарты на огромные расстояния, пасти стада оленей на бескрайних северных просторах и согревать детей своим теплом в трескучие морозы. Таким незаменимым помощником стала для них самоедская лайка, которую сейчас чаще называют самоедом.
  2. Ну с названием «самоед» или «самоедская лайка» все более-менее понятно — лайка принадлежащая Самоедам.
    Существует несколько версий происхождения слова САМОЕД.
    По одной версии, Самоеды (племя) (летописное — самоядь) получили это имя от старорусского слова «самоединый», означавшего «единение внутри себя». Так, как эти северные племена жили очень замкнуто, и люди, принадлежавшие к какому-либо одному племени не общались с людьми из другого племени.
    По другой версии, слово Самоед образовано сочетанием слов сам и едет, потому что ездили на лыжах — «сами ездили».
    По третьей, наиболее вероятным представляется его возникновение от saam-jedna — «земля саамов».
    По четвртой (очень мало приверженцев) , в племени самоедов раньше ели людей даже мясо собственных друзей после смерти их мешали они с дичью и поглощали, как о том рассказывают Плиний и Олай Великий их и прозвали самоедами от русских слов сам и ем.
    Поначалу самоедами называли только ненцев самый крупный самодийский народ, но впоследствии это название стало использоваться и в качестве собирательного названия всех самодийских народов.
    Название самодийцы образовано от русской диалектной формы самодин (ед. ч.) , самоди (множ. ч.) , использовавшейся в особенности в русской речи нганасан и энцев в качестве самоназвания этих групп. В 30-х годах XX века повсеместно заменяли старые русские названия народов России на новые, образованные от их самоназваний. Название Самодийские народы, или самодийцы, было предложено в 1938 г. советским лингвистом Г. Н. Прокофьевым, вместо прозрачного по значению, с точки зрения русского языка, и потому кажущегося обидным слова самоеды. В советской научной литературе название самодийцы стало общепринятым и окончательно утвердилось в русском языке, в то время как в других европейских языках употребляется старая форма типа нем. Samojeden (самоеды) .
  3. Когд чукчи ехали на санках запряженных этими собаками, то на белом снегу издалека собак почти не было видно, казалось что сани едут сами по себе, вот отсюда и название этой народности и собак.
  4. собака одомашнена минимум 10 тыс лет а потому все то что про нас говорят что нашему народу 2 тыс лет неправда и то что нет археологических находок не значит что тут не жили люди ибо тут раньше была Великая ТАРТАРИЯ И ВЫШЕ В РАЙОНЕ СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА ГИПЕРБОРЕЯ а потому некоторые ученые такие неграмотные что поражает их не профессионализм
  5. Такая порода собак, как самоедская лайка, пришла к нам с севера. Свое название она получила благодаря северному народу, носившему название самоедов. Именно они первыми начали использовать лаек как ездовых собак, запрягая их в сани. Конечно, многие люди, живущие в этих районах, чаще всего как тяговую силу использовали оленей, однако собаки значительно лучше справлялись со своими обязанностями.
    Они обладали чутьем, которого не было у оленей, благодаря чему они могли обходить особо опасные зоны. Кроме того, они очень выносливы, и содержать их оказалось значительно проще.
  6. я то подумала что сами себя едят

Самоеды - старое русское название саамских племен - ненцев, эвенцев, нганасан, селькунов.

Вайнштейн С.И. Ненцы

НЕНЦЫ (самоназвание - ненец; прежние названия - самоеды, юраки) - народность, населяющая значительную территорию от Кольского полуострова до правобережья Енисея. Большинство ненцев живет в трех национальных округах РСФСР: Ненецком Архангельской области, Ямало-Ненецком Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) Красноярского края. Численность 23 тысяч человек (1959). Ненецкий язык относится к числу самодийских. Предки ненцев, по всей вероятности, во 2-й половине 1-го тысячелетия н. э.

Васильев В. И. Селькупы.

Селькупы, народ в Российской Федерации. Численность 3600 человек. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и других районах Тюменской области (1600 человек), в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетском районах и сельской территории Колпашевского горсовета Томской области (1350 человек), небольшая группа в Туруханском районе Красноярского края. Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. Распространён также русский язык.

Шеломова Татьяна. Селькупы.

Этногенез селькупов связывается с историей формирования других самодийских народов Западной Сибири в рамках концепции их южносибирского происхождения. В то же время, в этом процессе селькупы занимают несколько обособленное место. Территория Нарымского и Томского Приобья, которая является автохтонной для селькупов, в конце I тыс. до н. э. - середине I тыс. н. э. входила в состав кулайской культурной общности и представляла северную, таежную периферию самодийцев. В Среднем Приобье, с середины II тыс. н. э., традиции кулайцев наследует рёлкинская археологическая культура, которая идентифицируется в этнокультурном плане как праселькупская. На протяжении I – й половины II тыс. н. э, когда под воздействием тюрок южные самодийцы переселяются на север в приполярные районы Западной Сибири и горно-таежные районы Южной Сибири, селькупская территория практически избежала иноэтнического влияния. Поэтому селькупы в большей мере, чем какой либо другой самоедоязычный народ, сохранили древнюю самодийскую основу. В то же время, широкая территория расселения и последующее переселение части селькупов на север, в бассейн рек Таз и Турухан вело к достаточно интенсивным контактам с соседями к включению в их состав тюркских, кетских, хантыйских, эвенкийских и северосамодийских культурных компонентов, что нашло отражение в современной культуре этого народа...

Васильев В. И. Ненцы.

Ненцы, ненэц или хасова (самоназвание - "человек"), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе (6,4 тыс. человек), Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской области (0,8 тыс. человек), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (20,9 тыс. человек) и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края (3,5 тыс. человек). Численность в Российской Федерации 34,5 тыс. человек.

Шеломова Татьяна. Ненцы.

Сложение ненецкой культуры в ее локалъных вариантах, а также специфика ненцев по отношению к другим самодийским народам, объяснимы из идеи двухкомпонентности северо-самодийского этногенеза. Согласно o6щей схеме, в формировании ненцев принимали участие, с одной стороны, южно-самодийские группы, которые под натиском кочевников гуннов и тюрок, в течение III – ХIII вв. н.э. мигрировали с Саян, с другой, аборигенное население тундры, лесотундры и северных районов тайги Западной Сибири, известное в фольклоре ненцев под именем с и х и р т я. Анализ этнокомпонентного состава ненцев, который основывается на учете современных родов, в связи с историей их формирования, позволяет выявить в разных территориальных группах приблизительное процентное соотношение этнических компонентов, принимавших участие в их формировании...

Васильев В. И. Нганасаны.

Окраинное расположение этнической территории нганасан, по отношение к другим самодийским народам, оказало влияние на их этногенез и этническую историю. Полуостров Таймыр, судя по данным археологии, начал осваиваться человеком еще в эпоху мезолита (V тыс. до н.э.) с востока, из Приленья. Культурные связи с этой территорией сохраняются и в более поздние исторические периоды. Западносибирское влияние на древнее население Таймыра начинает фиксироваться в 111 тыс. до н.э. Таким образом, Таймыр был территорией, на которой происходило взаимодействие западно- и восточносибирских культур, предшествующее появлении здесь самодийцев...

Когда слышишь слово самоед первое, что приходит в голову так это то, что мы представляем себе либо какого-то человека, который постоянно занимается самоедством, либо, и того хуже, которое поедает само себя. Но это не так, хотя, и действительно, самоеды — это, во-первых, такие люди, а, во-вторых, такие собаки. Но ничего общего с самоедством ни у тех, ни у других нет, хоть данное название и звучит достаточно странно для русского уха. Кстати, и те и другие имеют непосредственное отношение к России. Но давайте по-порядку.

Итак. Во-первых самоеды — это просто напросто старое название народов, которые разговаривали на самодийских языках. Этими народами являлись ненцы, энцы, нганасаны и селькупы. Каждый из этих народов , например, ненцев называли самоедами юраками, энцев — енисейскими самоедами, нганасанов — самоедамии-тавгийцами, а селькупов — остяко-самоедами. Считается, что название «самоед» восходит к выражению «самэ-эдне», то есть «земля сааамов».

Все эти народности являются достаточно близкими с финнами по своему происхождению, однако их язык несколько отличается от финского. Самоеды проживают на территории России. Так, они живут как в Европейской части нашей страны, так и в Сибири, однако первоначальная родина самоедов располагалась в районе Саянского нагорья.

А еще однажды были найдены «родственники» самоедов — отатарившиеся народы, где еще были живы многие старцы, которые прекрасно помнили прежний язык этих народов. Язык оказался достаточно близким к самодийскому. К этим отатарившимся народам принадлежат моторы, сагайцы, карагассы, койбалы и другие.

Также самоеды имеют характерный узнаваемый тип, который достаточно хорошо отличает их от других народов. У них достаточно маленький рост — около 150-160 см, они сложены крепко и склонны к полноте. Самоеды имеют смуглый желтоватый цвет кожи, а цвет волос и глаз обычно черный, иногда волосы могут быть каштановыми, а глаза — карими.

А еще самоед — это , белая и пушистая собачка, исконно российская порода, которая является лучшей среди всех собак, выведенных в России. Однажды случилось так, что эта порода практически исчезла, однако зарубежные собаководы смогли практически полностью восстановить ее. Эта порода чем-то похожа на маленького белого медвежонка и на взрослого белого волка, а также в ней есть какие-то «нотки» белого полярного песца. Собака получила название «самоед» именно потому, что народы, о которых мы рассказали чуть выше разводили этих пушистых зверей с незапамятных времен, однако потом за разведение такой красивой северной собаки взялись русские, а в некоторые времена и иностранцы. Позже порода, конечно же, вернулась в Россию. Ныняшняя порода самоедов восходит к так называемым «аборигенным» собакам, разведением которых сначала занимались именно иностранцы. Сейчас собака стремительно набирает популярность среди российских собаководов и собаколюбителей, однако это достаточно малочисленная порода и она насчитывает всего лишь 1800-2500 собачек на всей территории России.

Самоед обладает независимым и спокойным характером, он очень и очень уверен в себе. Собака очень добрая и ласковая, однако может быть хорошим сторожем. Пес старается всегда быть в центре всеобщего внимания. Самоеды очень любознательны, активны и веселы. С детьми особенно терпеливы. Самоеды-девочки — это отличное животное для семьи с маленькими детьми, а для более взрослых детей идеально подходит самоед-мальчик. За собакой необходим тщательный уход и так как она очень пушистая нужно ежедневно вычесывать ее шерсть щеткой, а во время линьки шерсть нужно вычесывать особенно тщательно.

Вот так вот самоед совсем и не ест никого, даже себя, это просто название, которое дали народностям, за их принадлежность к самодийским племенам, а собакам, потому что их издревле выращивали представители этих племен.

На крайнем севере России, на стыке тундры и сурового Северного Ледовитого океана, испокон веков живут ненцы. Сами себя представители самого многочисленного из малочисленных народов Севера именуют «хасова», что значит человек, а в русской этнографической литературе встречается другое название - «самоеды».

С церковно-славянского языка это переводится как «людоеды».

Добровольное людоедство

Такого шокирующего этнонима ненцы удостоились после того, как антропологи познакомились с жестокими порядками, царившими в их обществе. Согласно записям учёных, сделанных из уст самих самоедов у них с древности существовал обычай людоедства, однако он носил добровольный характер.

Согласно преданиям почувствовавший упадок сил мужчина-ненец, понимая, что больше не может ходить на охоту и приносить пользу коллективу и семье, наказывал убить его и съесть ради счастливой жизни потомков.

Ослушаться старшего дети не могли, и в присутствии шамана совершался страшный ритуал отцеубийства, после которого все члены рода с трепетом и благоговением ели тело предка.

Сырое мясо

По сравнению с людоедством, пристрастие ненцев к поеданию сырого мяса и рыбы не кажется столь ужасающим, но, тем не менее, это нетипичный способ употребления пищи.

В календарный период с мая до середины августа, когда в местах обитания ненцев суровая зима сменяется относительно мягким межсезоньем, наступает пора забивания выращенных для нужд пропитания оленей.

В это же время ненцы, от мала до велика, могут полакомиться излюбленным национальным блюдом - сырой олениной. Убитый умелым ударом ножа в сердце олень выставляется на импровизированный стол, и каждый участник трапезы отрезает себе кусок мяса, макает его в тёплую кровь и с аппетитом лакомится любимым кушаньем.

Помимо мяса сохатого ненцы с удовольствием едят его сырую печень и почки, костный мозг и дыхательное горло, нижнюю губу и язык, сычуг и сердце, которые считаются деликатесами и при наличии в общине гостя эти части хлебосольно преподносятся ему.

Особым угощеньем являются оладьи, замешанные на оленьей крови, которую ненцы активно используют в свежем и замороженном виде.

Кстати, любовь ненцев к сырому окровавленному мясу объясняется не только культурными традициями, но и элементарной потребностью организма в питательных веществах и витаминах С и В2, в большом количестве содержащихся в оленине.

Это лакомство позволяет северянам не болеть цингой и заряжает организм энергией, необходимой, чтобы выжить в крайне сложных природных условиях.

Зимой место парного мяса занимает замороженная оленина, которая подаётся к столу в виде тонко нарезанных стружек, известных под названием строганина. Аналогично именуется блюдо из сильно замороженной рыбы, которое ненцы готовят по праздникам. В будни строганине они предпочитают «колотушку» - экстремально заледенелую рыбу, которая при ударе о твердый предмет разбивается на съедобные осколки.

Кроме того, ненцы едят вымоченное в воде мясо нерпы и медвежатину, но не употребляют в пищу чаек, считающихся у них священными птицами, и не питаются грибами, поскольку они служат пропитанием для оленей.

Оленьи рога

В рационе ненцев присутствует еще один эпатажный деликатес – молодые покрытые мехом оленьи рога. Ещё не ороговевшие, наполненные кровеносными сосудами хрящи, называемые пантами, опаливают над огнем, очищают и съедают.

Кроме того, панты идут на изготовление лечебных снадобий, которые помогают бороться с упадком сил.

Птичьи клювы-игрушки

Сброшенные оленями рога и клювы убитых птиц являются единственными игрушками ненецких малышей, даже и не подозревающих о существовании плюшевых мишек, роботов - трансформеров и всевозможных барби.

С самого раннего возраста приобщаемые к традиционному образу жизни ненецкие мальчишки носятся с оленьими рогами, изображая гонки, а к 7 годам уже умеют подготавливать упряжь, ездить на нартах и ловить арканом смирных сохатых.

Девочки в этом возрасте допускаются к исключительно женским делам, то есть разведению огня, заготовке воды и хвороста, а также к шитью. В перерывах между работой они играют с традиционной ненецкой куклой «нухуко», голова которой сделана из клюва гуся или утки, а туловище представляет собой лоскуты цветного сукна.

Для того чтобы можно было создать кукольную семью девчатам дарят «нухуко» обеих полов: игрушка с клювом гуся изображает мужчину, а утки - женщину.

Женщина – строитель

Кочующие с места на место ненцы живут в переносных жилищах - чумах, «строительство» которых входит в список привычных обязанностей местных женщин. Приученные с детства к тяжёлым работам ненки буквально за час могут возвести «стены» нового дома, состоящего из наклонных шестов, обтягиваемых шкурами оленей.

В основе любого чума лежит очажный круг, после поднятия которого на земле остаются его очертания, считающиеся входом в подземный мир, и каждая женщина-строитель знает, что ни при каких условиях второй раз ставить там чум нельзя.

Зачастую чум достается женщине в качестве приданого, и является эквивалентом зажиточности семьи, где выросла невеста. Несмотря на то, что по факту именно девушка считается хозяйкой чума, внутри него есть особая зона «си», куда вход ей воспрещен.

Всё дело в том, что там хранится священный ларец с амулетами покровителей рода, семейные реликвии, оружие и сбережения, прикасаться к которым может только мужчина.

Специально для женщины предусмотрено место «не», где она может предаваться нехитрым, но очень трудоёмким домашним делам, главным из которых является розжиг и поддержание очага. Поскольку мужчинам нельзя прикасаться к очажному шесту и крюку, чумохозяйка считается повелительницей огня, умеющей разговаривать с пламенем и делать пророчества по треску дров и цвету дыма.

Жертвоприношения язычников

Верящие в одушевленность всей природы традиционные ненцы задабривают силы природы жертвоприношениями: добрым духам отдается мясо белого оленя, злым – содержание его желудка или убитую собаку, а водным божествам достается упавший при рыбалке соплеменник, спасать которого запрещено. Однако если боги не исполняют просьб ненцев, они карают духов, переставая давать им пищу.

Суеверия

Согласно ненецким суевериям, детям ни в коем случае нельзя рыть землю, играть с водой и огнём, а мужчинам - заходить в чум в верхней одежде. Кроме того в ненецкой культуре запрещается петь за столом, доедать еду за стариками, помогать хозяйке убирать посуду и оставлять неперевернутыми пустые чашки.

День рождения ненцы празднуют только один раз, получая в подарок оленя, среди которых особо почитается тот, что белой масти: его не впрягают в нарты, а украшают лентами и защитными оберегами.

Загробная жизнь

Согласно ненецким поверьям, загробная жизнь является зеркальным отражением реальности, в которой усопший живет столько же лет, сколько до смерти. А поскольку в зазеркалье все наоборот, то в гроб с покойником кладут сломанное оружие, порванные вещи и перевернутые нарты, чтобы в новой жизни они приняли полезный вид.



Поделиться: