Правописание корней. Чередование согласных в корне Опоздать опаздывать чередование


Отглагольное

Отыменное

Полная форма

-Н- суффиксы - основа + аН, яН, иН Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный - Бессуфиксные образования (первообразные прилагательные, не образованные от других частей речи) юНый, пряНый, свиНой, бараНий, едиНый, олеНий, сиНий, зелеНый -НН- - основа Н + Н суффиксы - основа + оНН, еНН, ёНН Искл.: ветреный («с ветром»), но ветряной («приводимый в движение ветром»); безветренный! масленый (блин), но масляные краски - от существительных на –мя- Причастие. -НН- Прилагательное. -Н-/ -НН-
1) от глагола с приставкой (кроме не- ,которая не влияет на употребление н илинн) Искл.: смышлёный. 2) Х 3) от глаголов сов. вида Искл.: раненый + Слова, полностью утратившие связь с причастиями, обычно употребляю- щиеся в устойчивых с/соч: прощёное воскресенье посажёный отец названый брат смышленый мальчик конченый человек приданое (сущ.) 4) страдательные причастия на –ованный –еванный. 1) от глаг. без приставки 2) нет зависимых слов 3) от гл. несов. вида Исключения: деланный, желанный, жеманный, медленный, (не)виданный, (не)гаданный, (не)жданный, (не)слыханный, слышанный, нечаянный, священный, считанные (минуты), чванный, чеканный, читанный 4) из страдательных причастий на –ованный –еванный. Искл.: кованый, жеваный, клёваный
Краткая форма
Н Н / НН
1) = глаг. пр. вр. (без искаж. смысла) 2) можно задать вопрос кем? Столько Н, сколько в полной форме прилагательного 1) ≠ Глаг. пр. вр. (искажение смысла) 2) нельзя задать вопрос кем? 3) Можно заменить прилагатель- ным-синонимом и продолжить ряд однородных членов.

Правописание безударных гласных в разных частях речи.

  1. Чередующиеся гласные.
  2. Безударные падежные окончания существительных.
  3. Родовые окончания прилагательных.
  4. Правописание безударных гласных в приставках (от-, до-,… пре-, при-).
  5. О-, ё- после шипящих.
  6. Другие гласные после шипящих (а, у, и, е – традиция).
  7. Личные окончания глагола.
  8. Гласные в суффиксах причастий и прилагательных.

Правописание согласных.

1. Ь после шипящих.

2. Приставки на з- и с-.

3. Чередование согласных в корнях.

4. Н и НН в разных частях речи.

Написание корней с чередующимися гласными зависит:

от конечной согласной корня лаг – лож изложение - излагать Искл.: полог раст – ращ – рос расту – вырос - взращу искл.: росток, Ростислав, отрасль, рост ростовщик, Ростов, выростковый скак – скоч скакал - выскочка Искл.: скачок, скачу, скачи, (на,пере)скачу, от наличия суффикса а- бер – бирА тер – тирА мер – мирА дер – дирА стел – стилА пер – пирА жег – жигА блест - блистА чет - считАрасчет - расчитывать кос - касАкоснуться - касаться я (а) – им (ин) А
от ударения гор – гАрзагореть - загар Искл.: выгарки, гаревой, изгарь, пригарь клон – клАн твор – твАр Искл.: утварь позд – пАздопоздать - опаздывать коп – кАпкопать - выкапывать спор – спАрспорить - оспаривать зар – зОрзаря - зорька Искл.: зоревать, зорянка от значения корня равн - ровнравный кому-либо, делать ровным, одинаковый - гладким сравнение; Искл.: равнина, выравнивание по прямой линии Искл.: поровну, ровесник, уровень мак - мок, моч погружать что-либо впитывать в жидкость жидкость
плов - плыв - плав пловец, плывуны все остальное пловчиха жук - плывунец

Исторический комментарий. Чередования ’а//им, ’а//ин возникли в праславянском языке в эпоху действия закона открытого слога, согласно которому все слоги должны были оканчиваться на слогообразующие звуки, поэтому, если сочетания им, ин оказывались перед гласными, они сохранялись (сжимать, сминать); перед согласными и в конце слова они изменились в звук [э «носовое»], который передавался в старославянском языке буквой Ạ (юсом малым), превратившемся в древнерусском языке в

[’а] (ст.-сл. MẠTH , рус. мять ).

При гарь – привкус гари в (под)пригоревшей пище.

Вы гарки- остатки от перегонки, перетопки или пережига чего. (В.И.Даль)

И згарь = выгарь, гарь изгарина, окалина, шлак – что сгорело, что после этого осталось (В.И.Даль)

Гарево й (и га ревый) – из мелких, сыпучих остатков от сгорания каменного угля.

Гаревая дорожка – дорожка для спортивного бега, езды со специальным покрытием

из гари, шлаков. (С.И.Ожегов)

Чередование согласных в корне.

к//ч река – речка
к//ч//ц казак – казачий – казацкий
х//ш ухо – ушной
г//ж снег – снежинка
г//ж//з друг – дружеский – друзья
т//ч//щ свет – свеча – освещение
д//ж обида – обижаться
д//ж//жд водитель – вожак – вождение
з//ж указать – укажет
с//ш просить - прошу
т//щ прекратить – прекращу
ск//ст//щ блеск – блестеть – блещет
ц//ч огурец – огуречный
б//бл любить – люблю
в//вл ловить – ловлю
п//пл купить – куплю
м//мл сломить – сломлю
ф//фл графа – разграфлю

Чередование Е и О с нулём звука.

Чем объясняются такие чередования?

Когда-то в русском языке были сверхкраткие гласные. Пришло время - и они стали исчезать, превращаться в нуль звука. Но пропали они не везде, а только там, где звучали совсем кратко, невнятно. В других же случаях они превратились в знакомые нам гласные о и е.

Вот так и получилось, что в одной и той же морфеме то звук произносится (о или е) , то не слышен совсем (нуль звука).

Ь после шипящих

Обязательно установление части речи и определение грамматических характеристик слова!

УРОК 3

«Чередование гласных в корне слова»

Задание 1

(Пользуясь таблицей 3 вставить пропущенные буквы.)

——————————————————————————————————-

Чередование гласных в корне слова

-кас-(-кос-) -гар-(-гор -)

Пишите А, если после корня Пишите А под ударением, О без

есть суффикс -а-: ударения:

касаться — коснуться загар — загореть

-клан-(-клон-)

-твар-(-твор-)

-пазд-(-позд-)

Без ударения пишите О, а

под ударением то, что слышите:

кланяться — поклониться

тварь — творить

опаздывать— поздно

-мак-(-мок-) -равн-(-ровн-)

Мак- — в значении «опускать в -равн- — в значении «равный», «одина-

жидкость» — макать кисточку в ковый» — уравнение

Мок- — в значении «пропускать -ровн- — в значении «ровный», «глад-

влагу» — мокнуть под дождем кий» — подровнять.

Исключения: подравняться в шеренгах,

поравняться с кем-нибудь.

-лаг-(-лож-) -раст-,-ращ-, -рос- -скак- (-скоч-)

Написание зависит от последующей согласной

перед г— А, перед -ст- и -щ- — А: перед -к- — А,

перед ж — О: растение, выращивать, перед -ч- — О:

прилагать— приложил вырос скакать — заскочу

Исключения:

Полог Ростов, Ростислав, скачу, скачок

росток, ростовщик, отрасль.

Заг…реть — загореть прил…жение — приложение

выск…чка — выскочка р…вноправие — равноправие

прик…сновение — прикосновение м…кнуть под дождем — мокнуть

оп..здание — опоздание р…сток — росток (искл.)

уг…р — угар р…стовщик — ростовщик (искл.)

водор…сли — водоросли пол…г — полог

Схема-таблица 4

И или Е? -им- или -ин-

Пишите И, если после корня стоит Пишите в глаголах несовершенного

суффикс -А-: вида:

Бир- (-бер-) снимать (несов.вида)

Дир- (-дер-) разминать (несов. вида)

Тир- (-тер-) прижимать (несов. вида)

Жиг- (-жег-)

Мир- (-мер-)

Чит- (-чет-)

Стил-(-стел-)

Блист-(-блест-)

уберу — убирать, сжечь- сжигать

исключения: чета, сочетать, сочетание

Задание 2

(Найти корни с чередующимися гласными Е-И. Объяснить написание слов с чередованием гласных.)

Убирать — уберу выстилать — выстелить

сжигать — сжег блестеть — блистать - блеснув

растереть — растирать

Задание 3

l (Найти на схеме-таблице 4 соответствующее правило и вставить пропущенную букву.)

l изб..рать — избирать выт…р — вытер

l зап…рать - запирать забл…стел — заблестел

l изб…ру — изберу расст…лать — расстилать

зам…р — замер подж…гать — поджигать

Задание 4

(Вставить пропущенные гласные.)

Скл…нение (склонение), возг…рание (возгорание), прик…сновение(прикосновение), предл…жение (предложение),

соч…тание (сочетание - искл.), сж…гание (сжигание), произр…стать (произростать), р…сток (росток - искл.), выт…реть (вытереть), оз…рение (озарение), благотв…рительный (благотворительный), ур…вень (уровень), пл…вчиха (пловчиха), выч…тание (вычитание), уп…раться (упираться), подр…стающий (подрастающий), вым…кнуть (вымокнуть), бл…стательный (блистательный), прил…гать (прилагать), неприк…саемый (неприкасаемый), уг…релый (угорелый), подр…внять (подравнять), расст…лать (расстилать), оп…здать (опоздать).

Задание 5

(Написать под диктовку слова с чередованием гласных в корне слова. Проверить написание слов, подчеркнуть чередующиеся гласные.)

ВытЕреть пол, постЕлить постель, замЕреть от восторга, сочЕтаться законным браком, урАвнять в правах, блЕстеть на солнце, вытИрать пыль, застИлать кровать, промОкнуть под дождем, развИвающаяся отрасль, бесплатное прИложение.

Задание 6

(Придумать словосочетания с каждым словом.)

Пловец, равнина, ростовщик, Ростов, скачок, полог, плывун, поровну, сочетание,отрасль, пловчиха, скачу, сочетать, Ростислав, росток, поравняться, подравняться.

Задание 7

(Вставить, где необходимо, пропущенные буквы.)

Под…рить (подарить), площа…ь (площадь), повзр…слеть (повзрослеть), звез…ный (звездный), изл…жение (изложение), прид…раться (придираться), окрес…ность (окрестность), соч…тание (сочетание), з…млетр…сение (землетрясение), бесхитрос…ный (бесхитростный), трос…ник (тростник), тугопла…кий (тугоплавкий), покр…вительство (покровительство), р…вноправие (равноправие), тр…пинка (тропинка), сверс…ник (сверстник), бесчу…ственный (бесчувственный), ровес…ник (ровесник), заб…сто…ка (забастовка), гр…циозный (грациозный), победонос…ный (победоносный), предпол…гать (предполагать), ф…культет(факультет), пол…г (полог), приж…гание (прижигание), дилетан…ский (дилетантский), поз…ний (поздний), пр…клонение (преклонение).

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..варный

переб..рёшь

просл..вляя

вр..щение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

обАяние-НГ

кОварный-НГ

перебЕрёшь-ЧГ

прослАвляя-ПГ

врАщение-НГ

Слово с чередующейся гласной переберёшь подчиняется правилу правописания корней с чередованием БИР/БЕР

При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

На вопрос о написании букв Е и Ё: в бланках ЕГЭ буква Ё есть. Если в задании-слове была буква Ё, что мешает её написать во избежание потери целого балла, не так ли? Поэтому настоятельно рекомендуем: сказано ВЫПИСАТЬ, значит, списать так, как в задании. В данном случае буква ё была, поэтому и ответ тоже с ё.

Ответ: переберёшь.

Ответ: переберёшь

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

Уметь определять тип корня;

Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
  2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
  4. Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
  5. Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
  6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би р(а) –

2 запирать – пи р(а) –

3 обдирать – ди р(а) –

4 обтирать – ти р(а) –

5 замирать – ми р(а) –

6 выжигать – жи г(а) –

8 расстилать – сти л(а) –

9 блистать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор
Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
клан/клон
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
твар/твор
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
зар/зор
Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
плав/плов/плыв
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а : поплАвок

Пишется ы : плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный

2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ только а : рАсти, подрАстать, рАстение росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

подростко́вый, Ростов, Ростислав

Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
Перед С только о : вырОсли, отрасль
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
лаг/лож
Перед Г всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое нет
Перед Ж всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить полог сложноватый, наслаждение
кас/кос
Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о : прикОснуться нет
скак/скоч
Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
Перед Ч обычно о : заскочить скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. поровну, ровесник, равняться, равнина
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее часто употребляемые слова с этими корнями следует просто выучить.
мак/моч
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой

Тест по русскому языку для 5 класса по теме «Морфемика»

    Что такое морфемика?

1.Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами.

2.Раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.

3.Раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

4.Раздел лингвистики, изучающий значимые части слова – морфемы.

2. Какая часть слова является значимой?

1.звук 2) буква 3) слог 4) приставка

3. Найдите главную морфему.

4. Укажите формообразующую морфему.

1) приставка 2) корень 3) суффикс 4) окончание

5. Что такое морфемный разбор?

1) Выделение в слове значимых частей.

2) Выделение в слове звуков.

3) Выделение в слове слогов.

4) Выделение в слове букв.

6. Найдите чередование согласных в корне.

1) опоздать – опаздывать 2) спорить – оспаривать 3) прекратят – прекращу 4) загореть – загар

7. Укажите слово с беглой гласной в корне.

1) надрывать 2) испанца 3) басня 4) флажка

8. Найдите слово с проверяемой безударной гласной корня.

1) замереть 2) замирать 3) примирять друзей

9. В какой морфеме происходит чередование Е и О с нулём звука в словах старец – старца, городок – городка, клочок - клочка?

1) В приставке. 2) В корне. 3) В суффиксе.

10. Укажите слово, в котором нет приставки.

1) походка 2) полёт 3) побережье 4) покой

11. Найдите «лишнее» слово.

1) дорогой 2) дорожный 3) дороговизна 4) подорожание

12.Строение какого слова соответствует схеме: приставка – корень – суффикс – окончание?

1) прибежал 2) приставка 3) промёрз 4) стенка

13. Укажите раздельное написание.

1) (на)писал 2) (на)руке 3) (по)бежал 4) (с)писал

Корень - это морфема , которая несет главное лексическое значение слова.

Правописание словарных слов.

Словарные слова - это слова, правописание которых не регулируется орфографическим правилом. Тем не менее, существует норма употребления таких слов, но она своя - для каждого отдельного слова. Эта норма указана в орфографическом словаре, где собраны все подобные слова, например:

Сирень, вокзал, пассажир, интеллигенция и др.

Правописание безударных гласных, которые можно проверить ударением.

Существует целый ряд слов, у которых имеется безударная гласная в корне . Часто её можно проверить, изменив форму слова так, чтобы гласная в корне попала под ударение:

Объед..нение - единство, насл..ждение - сладость.

Примечание . Безударные гласные в корне глаголов не стоит проверять глаголами несовершенного вида, оканчивающимися на -ивать / -ывать , так как в этих случаях гласные в корне чередуются :

Опоздать - опаздывать, раскроить - раскраивать.

Опоздать - поздно, раскроить - раскрой.

Для того, чтобы было легче проверять некоторые слова с безударной гласной, стоит запомнить следующие случаи :

Сплоченный - плоть,

Оснащение - снасть,

Святотатство - святость,

Покаяние - каяться,

Воздаяние - воздать,

Обнаженный - наг,

Посвящение в рыцари, посвящать поэму, посвятить в тайну - святость;

Посветить лампой, просвещение - свет;

Завивать локоны, события развиваются - вить, развитие;

Навевать грусть, знамя развевается - веять.

Чередование гласных в корне.

Как проверить безударную гласную в корне слова, которую невозможно проверить ударением ? Есть 4 группы правил, по которым проверяются такие гласные. Итак, правописание гласных в корне зависит от:

  1. Последующей гласной - в корнях -скак-/ -скоч-, -лаг-/ -лож-, -раст-(-ращ-)/ -рос- :

    ск..кал, выск..чка, ск..чок, пол..жить, пол..гать, выр..сти, выр..сли

    Исключения составляют слова: скачок, скачу, скача; отрасль, отраслевой; росток, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав. В остальных случаях в этих словах корни пишутся именно так, как указано выше.

  2. Ударения - в корнях -плав-, -гор-, -зар-, -клон-, -чин-, -твор-, -жим-, -ним-, -мин- . В этих корнях под ударением могут стоять разные гласные. В безударном варианте данные корны пишутся именно так, как перечислено выше. Исключения составляют следующие слова: зоревать, пловчиха, пловец, плывуны; изгарь, пригарь, утварь, выгарки.
  3. Наличия суффикса -а- - в корнях -тер- / -тир-а-, -бер- / -бир-а-, -стел- / -стил-а-, -дер- / -дир-а-, -чет- / -чит-а-, -блест- / -блист-а-, -жег- / -жиг-а-, -мер- / -мир-а- :

    Счет - считали, блестел - блистательный, замереть - замирать и т.д.

    Также от суффикса -а- зависит правописание в корнях -кос- / -кас- :

    Коснуться - прикасаться.

  4. Лексического значения слова :

    Корень -равн- / -ровн- :

    Если значение связано с понятиями «ровный», «гладкий», «прямой», то пишется -ровн-: заровнять, подровнять . Исключения: равнина, равняйсь .

    Если значение связано с понятиями «равенство», «сравнение», «сопоставление»: равнодушный, сравнение. Исключение: поровну, ровесник, уровень.

    Корень -мак- / -мок- :

    Если значение слова связано с понятием «опускать в жидкость», то пишется корень -мак-: макал, макнул .

    Если значение связано с понятием «набирать жидкость», «пропускать жидкость», то пишется -мок- (-моч-): намокнуть, замочить.



Поделиться: