Конспект занятия предлог в старшие дошкольники. Конспект занятия «Предлоги «В», «На», «Под» — старшая группа. Вводный этап занятия

Тема: «Предлоги В, Из». Цель: формирование лексико-грамматических категорий языка. Задачи. Образовательные: - учить детей понимать разницу значений предлогов В, ИЗ; - учить воспринимать предлоги на слух и выделять их в составе предложения как отдельные «маленькие слова». - учить составлять предложение с «маленьким словом», используя наглядную ситуацию, сюжетные и предметные картинки. Коррекционно-развивающие: - закреплять пространственные значения предлогов В, Из; - упражнять детей в правильном употреблении существительных в винительном, родительном и предложном падежах; - активизировать словарный запас по различным лексическим темам; -развивать внимание, мышление, воображение. Воспитательные: - воспитывать у детей аккуратность, самоконтроль за речью. Словарный материал. Активизировать словарный запас детей по лексическим темам: «Игрушки», «Животные», «Птицы», «Транспорт». Предварительная работа. Проведение фронтальных занятий по формированию лексикограмматических категорий по темам: «Предлог В» , «Предлог Из». Оборудование: компьютер, проектор, экран, игра «Предлоги» в электронном виде; шарик на нитке, стакан, банка, коробка; кукла, коляска, машина, гараж, кубики в коробке, зеркальце, сумочка, пенал, карандаш, мячик, сетка; схемы предлогов, карточки со схемами предлогов по количеству детей; сюжетные картинки по количеству детей; наборное полотно. Ход занятия. 1. Организационный момент. Дети встают с логопедом в круг, выполняя движения по тексту: Встанем дружно в ровный круг, Слева друг и справа друг. Локотками чуть коснемся, И друг другу улыбнемся. 2. Актуализация знания. Логопед достает маленький шарик на ниточке и по очереди опускает (достает) в стакан (из стакана), в банку (из банки), в коробку (из коробки), сопровождая свои действия вопросами о местонахождении шарика. Затем делается вывод и объявление темы: «Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово В, а когда предметы достают из чего-то или они оттуда сами движутся, мы говорим маленькое слово ИЗ. Сегодня мы будем учиться различать два маленьких слова В, ИЗ». 3. Организация осмысления новой информации. Игра «Наведем порядок». Логопед предлагает детям достать вещи из коробки и разложить по своим местам (куклу в коляску, машину в гараж, кубик в коробку, мяч в сетку, зеркальце в сумочку, карандаш в пенал). Затем каждый ребенок отвечает, откуда он достал предмет и куда его положил, интонационно выделяя предлоги В, ИЗ. 4. Обучение с использованием фронтального наглядного материала. Логопед включает игру «Предлоги». На экране картина с изображением животных и птиц. Логопед сопровождает свой рассказ передвижением предметов на экране. - Был теплый солнечный день. Возле дома, на лужайке гуляли (называют предметы дети) собака, кошка, белка, лягушка, ворона и мышка. Вдруг на небе появилась темная туча и закрыла солнце. Пошел дождь. Звери и птицы захотели спрятаться от дождя. - Куда залетела ворона? (в гнездо). - Куда прыгнула лягушка? (в кадушку). - Куда запрыгнула кошка? (в окно). - Куда залезла собака? (в будку). - Куда забежала мышка? (в норку). -Куда забралась белка? (в дупло). А дождь все идет. Где пережидают дождь птицы и звери? (Дети перечисляют). Какое маленькое слово помогло нам это понять? Дождик закончился. Снова засияло солнышко. Все захотели погреться под его лучами. - Откуда выпрыгнула лягушка? (из кадушки). - Откуда вылетела ворона? (из гнезда). - Откуда вылезла собака? (из будки). - Откуда выпрыгнула кошка? (из окна). - Откуда выбежала мышка? (из норки). - Откуда выбралась белка? (из дупла). Какое маленькое слово помогло нам это понять? 5. Динамическая пауза. Руки в стороны, в кулачок, Разожмем и на бочок. Руки вверх, в кулачок, Разожмем и на бочок. Руки вперед, в кулачок, А теперь из кулачка Разгибаем пальчики: Указательный, средний, Безымянный, мизинец И большой. 6. Первичная проверка понимания нового материала. Логопед читает предложения, в составе которых есть предлог В или ИЗ. Дети на слух выделяют «маленькое слово» и показывают нужную схему предлога. - Машина заехала в гараж. - Мальчик вышел из дома. - Заяц спрятался в кусты. - Мама варит кашу в кастрюле. - Девочка достала цветы из вазы. - Собака ест из миски. - Мама положила ключ в сумку. - Скворец вылетел из скворечника. 7. Закрепление полученных знаний на индивидуальном наглядном материале. Логопед раздает каждому ребенку сюжетную картинку, по которой нужно составить предложение с «маленьким словом» В или ИЗ. Каждый из детей произносит вслух самостоятельно составленное предложение и ставит картинку на доску (наборное полотно) под схемой соответствующего предлога. 8.Итог занятия. Оценка деятельности детей.

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В 4 КЛАССЕ

НА ТЕМУ:

«Составление предложений с предлогами «над» и «под».

Схема предложения»

Составитель: учитель-логопед

Кожич Т. Н.

2013 год

Тема: Составление предложений с предлогами «над» и «под».

Схема предложения.

Цель: продолжать учить детей различать значения предлогов НАД и ПОД, правильно употреблять их в речи.

Задачи:

1. Продолжать формировать представлений о синтаксическом и семантическом значении предлогов.

2. Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке и наглядной ситуации, составлять схемы предложений, определяя место предлога.

3. Продолжать совершенствовать и активизировать словарный запас, развивать связную речь.

4. Развивать просодическую сторону речи: ритм, тембр, силу голоса; развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентацию.

5. Воспитывать навык грамматически правильного письма, навык самоконтроля.

Оборудование:

проектор, компьютер, демонстрационный экран, презентационное сопровождение занятия, созданное в программе PowerPoint 2007, сюжетные картинки, карточки, тетради, карандаш, ручки.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на занятии гости. Улыбкой поприветствуйте их.

Пожелайте друг другу успехов на занятии: игра – пожелание «Удачи тебе!»

Поочередно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

    Желаю (соприкасаются большими пальцами)

    успеха (указательными)

    большого (средними)

    во всём (безымянными)

    и везде (мизинцами),

    удачи тебе! (прикосновение всей ладонью руки).

    Разминка: просодическая сторона речи.

Для того чтобы правильно и красиво говорить, надо провести разминку для нашего голоса.

    Тембр (Слайд 2).

    Ритм (Слайд 4).

III. Основная часть.

1. Постановка цели.

Послушайте стихотворение и выделите из него два предлога, которые будут обозначать, где находится предмет.

Вот портрет,

Тут Аня с братом,

А портрет тот над сервантом.

Закатила барабан

Наша Аня под диван.

Какие предлоги вы услышали?

Да, в этом стихотворении встретились предлоги – НАД и ПОД.

Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться различать предлоги НАД и ПОД и составлять с ними предложения.

Дети, найдите схему предлога НАД и скажите, что обозначает это слово? (Короткое слово НАД мы говорим тогда, когда предмет находится выше другого предмета и не соприкасается с ним).

Дети, найдите схему предлога ПОД и скажите, что обозначает это слово? (Короткое слово ПОДмы говорим тогда, когда предмет находится снизу.)

2. Игра « Самолет»

Послушайте стихотворение и скажите, над чем полетят ребята на самолете?

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Над чем полетят ребята? (Над лесами)

Вот какой красивый самолет сделали ребята. (Слайд 5).

Посмотрите над чем он летит? (Над окном, над стулом, над кроватью, над окном)

    Упражнение « Куда закатился мячик?» (Слайд 6).

Посмотрите, куда закатился мячик? (Под стол, под стул)

    Упражнение « Вставь предлоги в предложение» (работа по индивидуальным карточкам)

Предлог – это маленькое слово. Как пишется предлог в предложение?

А сейчас проверим, какие предлоги вы вставили в предложение.

(Слайд 7).

    Составление схемы предложения. (Слайд 8).

Прочитайте предложение. Сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье, четвертое. При составлении схемы предложения, каждое слово мы обозначаем полосочкой. Предлог ПОД какой по счету в предложении? Мы его обозначим зеленой галочкой.

А теперь измените порядок слов в предложении так, чтобы предлог ПОД стоял на первом месте. Выложите схему предложения.

    Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся.)

8. Составление предложений по сюжетным картинкам.

(У детей на столах индивидуальные сюжетные картинки, по которым они должны составить предложения с предлогами: НАД, ПОД и схему предложения.)

9. Работа в тетрадях. (Слайд 9, 10,11).

Посмотрите на картинку. Составьте предложение. Запишите предложение в тетрадь, начертите схему предложения, предлог обозначьте зеленой галочкой.

I V . Итог занятия.

Что такое «предлоги»?

Как пишутся предлоги со словами?

С какими предлогами мы сегодня составляли предложения?

Занятие окончено. Спасибо!

Елена Абросимова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Предлоги»

Цель : Учить детей определять пространственное расположение предметов ; познакомить детей со значением предлогов «В, НА, ПОД, С» ; упражнять в правильном употреблении предлогов в речи ; обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, мышление.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент. Логопед : Я сегодня командир и даю вам задания. Вы внимательно слушаете и выполняете быстро то, что я прикажу. Положите руки на стол, под стол. Поднимите руки вверх, опустите вниз. Поднимите правую руку, левую руку. Повернитесь назад, влево, вправо, прямо.

Логопед : Посмотрите в окно. На чём лежит снег? На земле, на крыше и т. д. и к нам прилетела красивая снежинка. На ней что-то написано. Это задания. Послушайте их :

«Возьми красный кубик, Толя. Положи его на стол. Возьми синий кубик, положи на стул». На чём лежит красный кубик? (На столе.) Синий? (На стуле.)

2. Знакомство с предлогами .

Логопед : Кубики лежат наверху или внизу предмета ? (Наверху.) Послушайте внимательно, что я сейчас скажу. Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА» . На столе, на шкафу, на стуле.

Послушайте и скажите, сможем ли мы выполнить такое задание? Посади куклу. стул. (Нет.) А почему? (Непонятно, куда посадить куклу.) Да, непонятно, так как нет маленького, но очень важного слова «НА» . Как нужно сказать? (Посади куклу на стул.)

Вот теперь понятно, куда мы посадим куклу.

предлога «НА»

3. Игра «Солнечный зайчик» (показывать зеркалом)

Логопед : Скачет зайка на стене и подмигивает мне,

Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке,

поплясал на потолке, притаился на окне,

Вот он спрятался в кроватке -

С нами он играет в прятки!

Раз, два, три, четыре, пять

Мы идём его искать!

Ищите зайчика, а когда найдёте, скажите, где он сидит? (На окне, на полу, на шкафу и т. д.)

4. Работа с фланелеграфом (рассказ педагога с одновременным показом картинок)

Логопед : Послушайте внимательно рассказ и постарайтесь услышать маленькое слово «НА» .

На земле сидели три птички и клевали зёрнышки. Подкрался к ним кот Васька и как прыгнет. Птички взлетели. Галка села на забор. Воробей - на крышу дома, а ворона - на верхушку ели. Никого не поймал хитрый котище.

Где птички клевали зёрнышки? Куда сели птички, когда их вспугнул кот?

Какое маленькое слово вы услышали в этом рассказе?

5. Знакомство с предлогом ПОД .

Логопед (показывает детям схему предлога «НА» : Какое маленькое слово обозначает эта схема?

На этой карточке мяч лежит на кубике. А теперь, посмотрите, где мяч? Внизу или вверху кубика? Кто может сказать, где лежит мяч? (Внизу)

Логопед : Когда предмет находится внизу другого предмета , мы используем маленькое слово «ПОД» . Это тоже важное слово, и без него мы не поймём, о чем говорится в предложении .

Послушайте : положите кубик. стул. Понятно? (Нет) . А теперь, положите кубик под стул. Понятно? Запомните маленькое слово «ПОД» !

Демонстрируется карточка со схемой предлога .

6. Упражнение «Куда закатился мяч?»

На фланелеграфе логопед перемещает мяч под разные предметы , а дети называют, подо что закатился мяч. (Под стул, под стол, под шкаф, под кровать и т. д.)

7. Упражнение «Незнайкины ошибки»

Логопед : Незнайка опять получил двойку. Он неправильно подобрал маленькое слово в предложении . Давайте исправим ошибки Незнайки.

Яблоки упали на яблоню.

Подберёзовики растут в берёзах (под березами) .

Мышка спряталась в грибок (под грибок) .

Лисичка вырыла нору на ёлке (под елкой) .

8. Упражнение «Во что завернём игрушку?»

Логопед : Посмотрите на стол и назовите, что вы видите? (Салфетку, часы, книгу, полотенце, стакан, газету, платок.) У меня есть игрушка. Как вы думаете, во что из этих предметов её можно завернуть ? (В салфетку, в газету, в платок, в полотенце.)

Какое маленькое слово вы называли? (В.)

А теперь слушайте внимательно. Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово «В» .Демонстрируется карточка со схемой предлога «В» .

9. Игра «Где был Буратино»

Логопед : давайте посмотрим, кого же мы заворачивали? (Буратино.) Здравствуй Буратино! Как ты к нам попал? «Я гулял по вашему детскому саду и много интересного увидел. Вот угадайте, где я был :

Там пляшут, поют, кружатся, кланяются. (В музыкальном зале.)

Там, засучив рукава, намыливают руки, моют их старательно , вытирают полотенцем. (ванной.)

Там маршируют, приседают, прыгают, строятся. (В физкультурном зале.) И т. д.

Молодцы ребята, угадали где побывал Буратино и маленькое слово «В» называли правильно.

10. Сегодня мы познакомимся ещё с одним предлогом . Посмотрите, что я делаю? (Кладёт мяч на кубик.)

А теперь? (Берет мяч.) Откуда я взяла мяч? (С кубика.) Какой предлог вы услышали ? (С.)

Если предмет находится на поверхности и его оттуда берут или он сам оттуда движется, мы говорим предлог «С» (или «СО» ).

Посмотрите, мяч лежит на разных предметах . Я буду брать мяч, а вы говорите, откуда я его взяла. (С табуретки, с окна, со стола, с кубика.) Везде мы произносим предлог «С» .

Демонстрируется карточка со схемой предлога «С» . Дети рассматривают и запоминают изображение.

11. Упражнение «Подними схему»

Логопед : У каждого из вас на столе схема предлога «С» . Поднимите ее тогда, когда услышите этот предлог .

Муха сидит на окне.

Птичка слетела с дерева. И т. д.

12. Итог занятия .

Публикации по теме:

Цель: Закрепление знаний о звуках Х-Хь, знакомство с буквой Х. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закрепление знаний о звуках Х - Хь,.

Цель: Приобщение детей к обычаям и традициям русского народа. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Знакомство с историей возникновения.

Цель: Закрепление знаний о звуке Г, знакомство с буквой Гэ. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закрепление знаний о звуках Г, знакомство.

Цель: Закрепление знаний о звуках Б - Бь, знакомство с буквой Б. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закрепить знания о звуках Б - Бь;.

Конспект логопедического занятия для средней группы для детей с ФФН «Обувь, гласные звуки, предлоги в, из» «Обувь, гласные звуки, предлоги В, ИЗ» Цели:1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. 2. Развитие слухового внимания 3. развитие фонематического.

Ирина Лукьянова
Конспект занятия «Предлоги «В», «На», «Под» - старшая группа

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами «в» , «на» , «под»

Закрепить правильное употребление этих предлогов с существительными в разных падежах

Закрепить умение детей составлять предложения по схеме и картинке

Закрепить навык составление предложений с заданным словом- предлогом

Развивать общую и мелкую моторику

Развивать внимание, память, мышление

Материал : магнитная доска, корзина, кукла, сумочка, мяч, мягкая игрушка котенок, конверт, схемы предлогов 2 комплекта , картинки для составления словосочетаний, раскраска, игрушечная мебель : кровать, постельные принадлежности, коврик, сок, молоко, блюдце, стаканчик

Логопед с детьми заходит в помещение. Предлагает сесть за стол и рассказывает :

Жила-была девочка. (достает куклу) И был у нее… Кто у нее был?

Серый, Усатый, Весь полосатый. Кто это такой? Котенок.

(показывает игрушку котенка)

Стала девочка котенка спать укладывать. –

Вот тебе под спинку Мягкую перинку. (достает из коробки, а дети раскладывают постельные принадлежности в нужном порядке)

Сверху на перинку Чистую простынку.

Вот тебе под ушки Белые подушки.

Одеяльце на пуху И платочек наверху.

Уложила котенка, а сама пошла ужинать.

Приходит назад, – что такое? (логопед перекладывает котенка)

Хвостик – Дети : на подушке,

На простынке – Дети : ушки.

Разве так спят? Перевернула она котенка, уложила, как надо :

Под спинку – Перинку. На перинку – Простынку.

Под ушки – Подушки.

Вопросы : Где лежали : перинка, простынка, подушка?

Дети : [В коробке ]

Что положили на кроватку?

[ Перинку. ]

Что положили под спинку?

[ Под спинку- перинку. ]

Что положили на перинку?

[ На перинку - простынку ]

Что положили под ушки?

[ Под ушки – подушку ]

Логопед : Котенок маленький, подвижный. Стал он с предметами играть :

Мяч загнал под стул. Запрыгнул он на стол. Лежали карандаши на столе и попали котенку в лапы. Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал как мышку. И давай катать- под стул, под кровать. Вот какой озорной котенок.

Куда котенок закатил мяч? Подо что закатил карандаши?

Логопед : как можно успокоить котенка?

[Погладить, посадить на колени. ]

Предлагаю дать ему молока .

Котенка положим на коврик. Молоко нальем в блюдце.

Девочку посадим на стул и нальем ей сок.

Во что налили молоко? Сок?

Логопед : Котенок насытился и уснул.

Логопед : Послушайте меня.

Мяч под кроватью. Карандаш под столом. Подушка под одеялом.

Какое маленькое слово вы услышали?

Простынка на перинке. Девочка на стуле. Котенок на коврике. Какое маленькое слово вы услышали?

Яблоко в корзине. Сок в стакане. Молоко в миске. Какое маленькое слово вы услышали?

Теперь давайте расскажем девочке, что обозначает каждое маленькое слово

Ребенок достает карточки, на которых изображены схемы предлогов .

[Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА» ]

[Когда предмет находится внизу другого предмета , мы используем маленькое слово «под» ]

[Когда предмет находится внутри чего – то, мы говорим «в» ]

Разместим схемы на доске.

Посмотрите внимательно на девочку. Что у нее в руках?

[ У девочки сумочка. ]

Посмотрите, что в сумочке. – [В сумочке- картинки. ]

Давайте составим предложение по каждой картинке и поместим ее под нужную схему

Дети берут картинки, составляют предложения , выделяют предлог и прикрепляют картинку к доске.

[Кот лежит на кровати. Кот лежит под кроватью. Птичка в гнезде ]

Упражнение «Послушай и покажи»

(логопед раздает детям схемы предлогов )

Я говорю предложение , а вы показываете схему того маленького слова, которое услышите :

Яблоки лежат в корзине.

Мальчик идет в магазин.

Бабочка села на цветок.

Муравей спрятался под гриб.

Физминутка.

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки

Головой слегка качаем

Руки к верху поднимаем

Подвижная игра

Под музыку вы танцуете. Как только музыка останавливается вам нужно или сесть на стул, или спрятаться в чем-нибудь, или встать под что-нибудь. - (зрительный сигнал- Схема предлога -дети садятся или на пол или на стул; встают в мешок или в обруч, под зонтик)

Логопед : У девочки и котенка есть друзья. Послушайте о них историю. По ходу рассказа логопед выставляет картинки.

На полянке гуляли зайчонок, мышонок и щенок. Вдруг на солнце набежала туча, и пошёл дождь. Зайчонок спрятался под ёлкой. Мышонок спрятался под грибок. А щенок спрятался в конуру.

Вспомним предложения со словом НА .

Вспомним предложения со словом ПОД .

Вспомним предложения со словом В

Кто расскажет весь рассказ?

Девочка приготовила для вас подарки. Это раскраска.

Дети благодарят девочку и прощаются

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для средней группы для детей с ФФН «Обувь, гласные звуки, предлоги в, из» «Обувь, гласные звуки, предлоги В, ИЗ» Цели:1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. 2. Развитие слухового внимания 3. развитие фонематического.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Предлоги» Цель: Учить детей определять пространственное расположение предметов; познакомить детей со значением предлогов «В, НА, ПОД, С»; упражнять.

Тема: Предлоги в, на, под. Зимующие птицы. Цель: Уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы». Закреплять у детей правильное.

Конспект занятия «Осень на пороге» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 24 г. Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский.

КОНСПЕКТ

подгруппового логопедического занятия,

учителя-логопеда МБОУ СОШ №13 г. Белгорода

Жидковой Нины Павловны

в группе для детей с НЧП

Предлоги «над, под»

Цель: познакомить детей со значением предлогов «над», «под».

Задачи:

-обучающие: учить детей выделять в словосочетаниях, предложениях предлоги «на», «над», уточнить его пространственное значение, познакомить со схемой предлогов «над», «под», понимать разницу значений предлогов «над», «под», закрепить умение анализировать предложение, упражнять в выделении предлогов «над», «под» в тексте.

-коррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, воображение, умение ориентироваться в пространстве, развивать навыки самоконтроля, расширять словарный запас.

-воспитывающие: воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, умение работать в группе, воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки, схемы предлогов, карточки, фишки.

План занятия:

    Организационный момент.

    Работа по сюжетной картинке.

    Работа со схемами.

    Физ-минутка.

    Развитие слухового внимания.

    Работа с карточками.

    Пальчиковая гимнастика.

    Работа в тетрадях.

14. Подведение итогов.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Какое у вас сегодня настроение? Посмотрите на меня: давайте друг другу мило улыбнемся. Садитесь. Приготовьтесь к занятию.

Давайте, с вами выполним небольшую речевую (фонетическую) разминку. Я вам произнесу чистоговорки, две чистоговорки мы повторим их хором, а затем по очереди. Говорить нужно четко, громко, чтобы было слышно каждый звук. Готовы?

Бу-бу-бу! – ворон на дубу!

Ва-ва-ва! – высокая трава!

Де-де-де! - У деда в бороде!

Жу-жу-жу! - Жучку покажу!

Зи-зи-зи! – Зину привези!

Ле-ле-ле – лейка на столе!

Молодцы, ребята!

    Основная часть. Введение в тему.

Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости (картинка на доске) – утка и утята! Послушайте внимательно рассказ об утке и утятах.

У мамы утки было трое утят. Утята были шустрые, озорные и очень любили играть в прятки. Как то раз стали играть они с мамой уткой в прятки. Договорились, что никуда не станут залезать, а будут прятаться только в низу, под чем-то. Мама утка закрыла глаза и стала искать утят. А утята бегают с места на место и зовут маму: «Кря-кря, мы под столом. Кря-кря, мы под…» Подскажите маме утке, где сейчас утята? (под кроватью, под креслом, под шкафом, под диваном). А потом утята и говорят: «Мы … стулом». «Ничего не понимаю! - отвечает мама утка. Где вы?». – Мы … стулом».

Почему утка не поняла? Какое маленькое слово пропустили утята? (под).

«Под» - это маленькое слово, предлог, обозначает положение предмета внизу, т. е. предмет находится под чем-то, под другим предметом.

Посмотрите не схему предлога «под».

Ребята, положите ручку под стол. А теперь держите ручку над столом.

Какое маленькое слово вы услышали? (над).

«Над» - предлог, обозначает положение предмета в воздухе, т. е.

Предмет находится, висит над чем – то.

Посмотрите на схему предлога «над».

    Уточнение пространственного значения предлогов «под», «над».

Ребята, 1) положите карандаш под стол. Держите карандаш над столом.

2) Положите карандаш под тетрадь. Держите карандаш над тетрадью.

3) Положите карандаш под тетрадь, а ручку держите над тетрадью.

    Уточнение значения всех предлогов.

Рассмотрите картинку и назовите, где находятся герои.

    Распределение картинок под схему данных предлогов.

Посмотрите на картинки. В каком случаи мы употребим предлог «над», а в каком «под»? (пчелка над цветком, мячик под диваном).

    Работа по сюжетной картинке.

Ребята, рассмотрите картинку. В каком случаи мы используем предлог «под», в каком «над»? (бабочка над мишкой, тучи над зайчиком, трава под ежиком, цветочек под зайчиком). Составьте предложение с предлогами «над», «под».

    Работа со схемами.

Рассмотрите схемы на доске. Составьте по ним предложения. (Под столом лежит мяч. Под деревом растет цветок. Над елкою летят шары. Над цветком летит бабочка.) Составьте по эти схемам словосочетание, чтобы там употреблялись предлоги «над», «под». Только сначала вспомним, что такое «словосочетание»? (это сочетание слов, когда слова между собой дружат). (Мяч под столом, летят над елкою, растет под деревом, бабочка над цветком).

    Физ-минутка.

Ребята, какое сейчас время года? (весна). А какие признаки весны вы знаете? (тает снег, зеленеет трава). Мы с вами поиграем в игру «Веснянка».

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

(движения полукругом вправо-влево).

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

(Руки тянут вверх).

Побежал в саду ручей,

(Бег на месте).

Прилетели сто грачей,

(взмахивают руками как крыльями).

А сугробы тают, тают,

(Медленно приседают)

А цветочки подрастают.

(Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки).

Садитесь, ребята.

    Развитие слухового внимания.

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто внимательный?». У вас на столах лежат фишки – красного и коричневого цвета. Я вам сейчас буду читать словосочетание, а вы если услышите предлог «над» поднимете красную фишку, если «под» - коричневую. Понятно?

Зайчик под кустом

Дети под деревьями

Над лесом туча

Люди под зонтиками

Ковер над кроватью

Птицы под облаками

Бабочки над цветами

Ласточка над гнездом.

    Работа с карточками.

А) В данные словосочетания вставьте предлоги «над» или «под».

Прячется … стул Поставили … кровать

Вырос … березой … нами комары

Картина … диваном … головой шары

Самолет … лесом живет … землей

Произнесите словосочетания целиком, выделяя голосом предлог.

Б) Прослушайте два слова. Составьте словосочетания, отвечая на вопросы: Что под чем? Кто под чем?

Голова ________ шляпа

Тапки _________ стулом

Люстра ________ стол

Парта _________ ноги

Крот __________ земля

Мыши _________ пол

В) Прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибку.

Люди спят над ватным одеялом. Под лесом показалось солнце. Под высокой обрывом блестит река. Под селом пролетел вертолет. Под густой ветвями было темно и сыро.

    Пальчиковая гимнастика.

«Месим тесто».

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем. Жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)).

Пироги мы испечем!

(Руками совершаем движения, как будто лепим снежки).

12. Работа в тетрадях.

Прочитайте предложения. Сосчитайте количество слов в предложении. Каким по счету стоит предлог? Назовите его.

Ручка закатилась под письменный стол. Дюймовочка спала под большим листом. Пчелы кружились над ульем. Под густыми ветвями было темно и сыро. Над березами кружили грачи.

Произнесите по очереди каждое предложение так, как будите писать. Запишите предложения. Проверьте свою запись. А теперь проверьте запись своего товарища и карандашом подчеркните ошибки.

13. Развитие словесно-логичсекого мышления.

Придумайте свое предложение с предлогами «над», «под».

14Подведение итога.

Ребята, с какими предлогами мы сегодня с вами познакомились? Что вам понравилось на занятии? Как вы работали на занятии?

Литература:

    Горбунова С. Ю., «Сборник конспектов логопедических занятий». – М., 2007.

    Ефименко Л. Н, Мисаренко Г. Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991.

    Кузнецова Е. В., «Ступеньки к школе». – М., 2007.

    Кукушина В. С., «Логопедия в школе. Практический опыт». – М., 2005.

    Миронова С. А., «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». – М., «Просвещение», 1991.

    Садовникова И. Н., «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма». – М, «Аркти», 2005.

    Смирнова И. А. «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи». – С.-П., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.



Поделиться: