Управление финансами кик из рф. Контролируемые иностранные компании: кто, за что и как платит? Придётся ли платить ндфл с дивидендов тем, кто задекларировал прибыль кик

    Руководство ООО МФК "ИнкассоЭксперт" выражает благодарность Аудиторской компании "Камертон-АК" за проведение аудита за 2017 год. Аудиторская проверка показала, что специалисты "Камертон-АК" обладают высоким профессиональным уровнем, доброжелательны, дисциплинированы и ответственны

    Ясаков С.С Генеральный директор ООО МФК «ИнкассоЭксперт»

    Специалисты компании «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы бухгалтерского учета и финансового обеспечения нашего учреждения; разъяснили требования действующего законодательства, провели качественный правовой анализ заключенных учреждением хозяйственных договоров; оказали необходимую консультационную помощь администрации учреждения в организации и учета финансово-хозяйственной деятельности.

    Майоров А.Н. Директор ГБУ ЦД «Личность»

    При оказании услуги по разработке проектов Учетной политики, специалисты «Камертон- АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности.

    Прохорова Н.Д. Главный бухгалтер ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации»

    Консультационные услуги в сфере организации бухгалтерского учета и налогообложения. оказывались специалистами ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» своевременно и на высоком качественном уровне. Учитывая результаты анализа качества и своевременности оказания консультационных услуг, мы предлагаем продолжить сотрудничество с ООО Аудиторская компания «Камертон-АК», заключив консультационный договор на 2013 год

    Урин В.Г. Генеральный директор ГБУК г. Москвы «МАМТ»

    В процессе осуществления аудиторских мероприятий специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» оказывали необходимую консультационную помощь в организации бухгалтерского учета нашего автономного учреждения, разъясняли положения и требования действующего законодательств, недостаточно четко прописанные в нормативных документах, давали полезные советы по решению текущих проблем финансово-хозяйственной деятельности.

    Дытынис Г.Д. Директор ГАУ НО «Управление госэкспертизы»

    В период аудиторской проверки специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы налогового и бухгалтерского учета нашего учреждения. Оказали необходимую консультационную помощь, разъяснили требования действующего законодательства, недостаточно четко прописанные в нормативных документах.

    Османов С.П. Начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России»

    Специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» провели детальный анализ остатков по счетам бухгалтерского учета КП «Спортивный комплекс «Крылатское» с целью качественного и полного переноса их на счета бухгалтерского учета созданного на его базе ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта

    Будилин В.Г. И.О. Генерального директора ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта

    В период аудиторской проверки специалисты Аудиторской компании «Камертон- АК» на достаточно высоком уровне произвели все необходимые аудиторские процедуры в отношении системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности нашего учреждения. По результатам проверки отмечаем высокий профессиональный уровень специалистов ООО «Камертон-АК», а также достойное качество оказанных ими аудиторских услуг

    Молодкин К.А. Генеральный директор ООО «Лидера»

    Сотрудники «Камертон-АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; определили и порекомендовали наиболее оптимальные в условиях нашей финансово-хозяйственной деятельности методики организации и ведения бухгалтерского учета и налогообложения оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности

    Домогарова Т.В. ФГБУ "ФНИЦЭМ им Н.Ф. Гамалеи"

    В период аудиторской проверки, несмотря на определенные сложности в получении необходимой информации в связи со сменой руководства бухгалтерией нашего учреждения, а также периодической смены в проверяемом периоде применяемых нами бухгалтерских баз данных, специалисты ООО Аудиторскакя компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы финансового обеспечения, бухгалтерского и налогового учета.

    Мазур А.И., Московский драматический театр имени А.С.Пушкина

В феврале 2016 года в силу вступил Федеральный закон, который внес ряд поправок в положения Налогового кодекса, касательно иностранных организаций .

В частности коррективы коснулись налогообложения прибыли иностранных компаний , а также доходов, которые выплачивались зарубежным организациям.

Лицо, имеющее фактическое право на доходы

В первую очередь, следует уточнить, что до вступления в силу ФЗ данное понятие подразумевало юридических либо физических лиц, имеющих право на самостоятельное распоряжение доходом в силу определенных обстоятельств.

На настоящий момент оно претерпело ряд коррективов, а именно:

  1. Понятие может распространяться на те иностранные структуры, которые по факту не имеют статуса юридического лица.
  2. Получаемое право на доход может быть реализовано третьими лицами, действующими в интересах выгодополучателя.
  3. Исключена возможность применения понятия для целей международных договоров.

Здесь следует обозначить границу между понятиями международного договора и Налогового кодекса . Международный договор имеет приоритет над Налоговым кодексом, а нормы, указанные в нём, не могут изменять положений НК. Возможно предположить, что в международном договоре прописывается определенная ситуация - без регуляций вытекающих последствий, - а в НК алгоритм действий для этой ситуации.

Таким образом, в ситуациях, когда по факту получателем дохода является нерезидент РФ, то применяется международный договор. Если же доход переходит в руки к налоговому резиденту РФ, то ситуация регулируется через НК . Кроме того, Налоговый кодекс регулирует и те случаи, когда зарубежный выгодополучатель не претендует на использование международного договора, а фактический получатель дохода неизвестен налоговому агенту.

Подтверждающие документы для целей применения международного договора об избежании двойного налогообложения

Начиная с 2017 года иностранной организации в целях избежания двойного налогообложения потребуется предоставить не только сертификат налогового резидентства РФ, но и документ, подтверждающий фактическое право на получение дохода .

Таковым документом могут считаться:

  • сведения об иностранных акционерах (или участниках);
  • заверительное письмо;
  • заполненная анкета;
  • учредительные документы;
  • финансовая отчетность.

В зависимости от обстоятельств налоговый агент индивидуально подбирает перечень необходимых документов. На их основании впоследствии производится анализ функций и рисков, которые берет на себя получатель дохода.

Такие подтверждающие документы могут быть предоставлены как до, так же после непосредственного получения дохода: Налоговый кодекс не устанавливает какой-либо санкции за подобную просрочку. Аналогичная особенность касается и подтверждения фактических прав иностранной организации на доходы.

Порядок удержания налога на прибыль при выплате иностранной организации отдельных видов доходов

Главное изменение в данном случае касается пункта 1.1 статьи 309 Налогового кодекса . Согласно ему, теперь любые доходы, источником которых является РФ, облагаются налогом, который взимается налоговым агентом.

Отмечается, что ранее налог не взимался в случаях, когда доход был получен через реализацию акций компании в ситуациях, если более 50% активов так или иначе являлись недвижимым имуществом, расположенным на территории РФ, а также финансовыми инструментами, производными от этих акций.

Другие доходы также подлежали налогообложению, при котором российская организация выполняла обязанности налогового агента, то есть исчисляла, удерживала и выплачивала налоги на доходы иностранных граждан. Учитывая вступившие в силу поправки описанная коллизия норм была устранена.

Порядок уведомления об участии в иностранных организациях

В Налоговый кодекс был внесен ряд поправок, касающихся уведомления об участии в иностранных организациях, среди которых:

  • Устранение необходимости уведомления налогового органа о контроле иностранных структур, не обладающих статусом юридического лица, а также праве на доход, которое данная структура получает. Не являются исключением и ситуации, в которых налогоплательщик является лицом, имеющим право на прибыль, либо выступает как учредитель названной структуры.
  • Введение обобщающего понятия "уведомление об участии в иностранных организациях". Данное понятие используется для обозначения документа, используемого для уведомления об участии либо прекращении участия в иностранной организации, а также организации иностранной структуры, не имеющей статуса юридического лица (фонд, товарищество, траст и т.д.).
  • Теперь обязанность уведомления об участии в иностранной организации распространяется и на доверительных управляющих, которые вкладывают капитал в учрежденную иностранную структуру. Ранее они направляли уведомления в качестве обычных организаций.
  • Новая форма уведомления о назначении лица, контролирующего иностранную структуру, теперь включает поля для указания сведений и том, не является ли учредитель контролирующим лицом указанной структуры. Также новые уведомления включили такие данные, как регистрационный номер, код причины постановки на учет налогоплательщика и ИНН.
  • По новому закону сроки подачи уведомлений об участии в иностранных организациях увеличились до 3 месяцев . Ранее они составляли 1 месяц . При этом у лиц, участвующих в иностранных организациях через публичные российские компании, необходимость в подаче таковых уведомлений отсутствует.

Виды ответственности за непредставление уведомления об участии в иностранных организациях

Уведомления об участии либо прекращении участия в иностранных организациях, поступившие не в указанные сроки или с ложной информацией, облагаются штрафом в 50 000 рублей . Что касается иностранных структур без образования юридического лица, НК не содержит положений о сроках предоставления таких уведомлений.

Соответственно, не предусмотрена ответственность за просрочку предоставления таковых документов (или предоставления ложных сведений).

Размер взимаемого штрафа напрямую зависит от того, сколько выявлено иностранных организаций, данные о которых не были поданы либо оказались ложными. Также в данном случае следует учитывать, что понятия иностранной организации и иностранной структуры без статуса юридического лица различаются согласно Налоговому кодексу.

Уведомления о КИК

В НК был внесен ряд изменений и поправок, касающихся уведомления о КИК.

В их числе оказались следующие:

  • Алгоритм процедуры направления налоговым органом требований об уведомлении о КИК. Теперь эта процедура носит административный характер - то есть необходимый раньше судебный порядок теперь не требуется.
  • Уточнение даты уведомления о КИК. Теперь таковой датой назначено 20 марта следующего за налоговым периодом года. Речь идет о периоде, в котором контролирующим лицом признают доход в виде прибыли КИК.
  • Содержание уведомлений о КИК. Согласно изменениям они должны содержать сведения о государственном регистрационном номере, ИНН, наименовании и коде причины постановления на учет налогоплательщика.
  • Освобождение от ответственности. Если лицо, получившее требование от налогового органа, в течение 30 дней со дня получения предоставляет уведомление о КИК, то оно освобождается от ответственности за непредоставление, а также неуплату сумм налога вследствие невключения в налоговую базу долей от прибыли КИК.

Льготные категории КИК, освобожденные от налогообложения

В первую очередь, к льготной категории были отнесены КИК, участвующие в проектах по добыче полезных ископаемых. Участие должно основываться на таких соглашениях, как соглашение о разделе продукции; сервисное соглашение, аналогичное соглашению о разделе продукции; иные соглашения, основанные на условиях распределения риска.

Соответственно прибыль компании-льготника не облагается налогом, причем исключительно в тех случаях, когда стороной соглашения являются компании, уполномоченные правительством государства, либо само государство.

Также не облагаются налогом активные иностранные компании, а также активные иностранные субхолдинговые и холдинговые компании. Чтобы признать компанию активной необходимо соблюсти требования, касающиеся соотношения активных и пассивных доходов.

Подсчет суммы доходов производят посредством:

  • переоценки долей по справедливой стоимости согласно стандартам составления финансовой отчетности;
  • курсовой разницы;
  • суммы расходов на создание резервов и доходов от их восстановления;
  • общих сумм убытка или прибыли от дочерних организаций: они признаются в финансовых отчетах КИК согласно её личному закону (за исключением дивидендов).

В НК содержится перечень для проверки активных и пассивных доходов. Так, если в списке доход не состоит в списке пассивных, он автоматически считается активным.

Наконец, стоит отметить, что от выплаты налога освобождаются те доходы в виде дивидендов, которые были получены от КИК, если её прибыль ранее была задекларирована в налоговых органах и с неё был выплачен налог. Сведения о таких доходах должны быть включены физическими лицами в налоговую декларацию через НДФЛ.


Прибыль каких КИК облагается налогами?

Ранее не облагаемые налогом, теперь подвергаются налогообложению организации, которые были уполномочены на получение процентных доходов.

Причем эти доходы должны подлежать выплате по обращающимся облигациям.

Важно, что данная поправка вступает в силу лишь с 2017 года, потому контролирующие лица все-таки освобождаются от налогообложения прибыли, полученной в 2015-2016 годах.

Порядок учета прибыли КИК

К изменениям в порядке учета прибыли контролируемых иностранных компаний можно отнести следующие:

  • Процесс учета расходов и доходов от реализации иностранной компанией ценных бумаг (также имущественных прав, долей и т.п.) изменился в пользу российского взаимозависимого лица либо непосредственно контролирующего лица.
  • Прибыль КИК уменьшится на величину распределенной прибыли, если компания является юридическим лицом, для которого не предусматривается участие в капитале. При этом нормы об иностранных структурах без образования юридического лица будут применяться и к юридическим лицам, к которым не предусматривается участие в капитале.
  • Доходы и расходы КИК в виде цен приобретения не учитываются при подсчете убытка либо прибыли. Данная особенность актуальна в тех случаях, когда цена их реализации равняется документально подтверждаемой стоимости и не превышает рыночной стоимости. Указанный порядок действует в случаях реализации ценных бумаг как в пользу организации, так же в пользу физического лица.

Также теперь конкретизирована дата решения о распределении прибыли.

Для её определения используются следующие показатели:

  • должен закончиться финансовый год контролируемой иностранной компании;
  • налоговый период (на который придется дата окончания финансового года) по налогам на прибыль (или НДФЛ) должен истечь;
  • решение о прибыли принимается на следующий за этим периодом год по календарю. В противном случае датой решения назначается 31 декабря указанного года.

За дополнительной информацией обращайтесь к юристам компании Law&Trust International.

Попытка избежать выплаты налогов с помощью применения офшорных схем стала одним из самых действенных инструментов для минимизации налогообложения. Воспользоваться ими не брезгуют и бизнесмены с небольшим оборотом капитала, и создатели мировых бизнес-империй. Контролируемые иностранные компании (КИК) с регистрацией в офшорных зонах (на Кипре, в Нидерландах, Великобритании или еще где-либо) – излюбленное средство для этого. Закон РФ от 24.11.2014 № 376-ФЗ который учитывает передовой зарубежный опыт и современные реалии в мире, призван минимизировать подобные схемы в РФ.

Заграничные структуры, деятельность которых находится под контролем налогоплательщиков из России, явление не новое, но в законодательном пространстве это понятие закрепилось сравнительно недавно – после изменений в Налоговом кодексе РФ от 24.11.2014.

Контролируемая иностранная компания (КИК) – это организация с заграничным регистрационным адресом, которая:

  • не признана налогоплательщиком РФ;
  • контролируется резидентами РФ (физическими или юрлицами).

Например, фирма с юридическим адресом в офшорной зоне (на Каймановых островах), капиталом в 1 млн долларов США, и резидентом РФ – владельцем 51 % активов.

Среди подобных компаний часто встречаются и зарубежные структуры, которые не пользуются правоспособностью юридического лица.

Специфика иностранной структуры без образования юрлица

В НК РФ законом № 376-ФЗ был введен специальный абзац, посвященный зарубежным структурам, которые вправе действовать в субъектах Федерации без правоспособности юрлица (2 п. ст. 11 НК РФ). Такие структуры – филиалы, представительства, трасты, фонды и другие – могут создаваться легально по законам страны регистрации. В интересах своих членов, бенефициаров и для извлечения доходов они правомочны заниматься деятельностью в России, но уже в легитимном российском поле.

Что такое место фактического управления зарубежной КИК

Местонахождение органа реального управления КИК имеет большое значение в вопросе признания или непризнания ее налоговым резидентом страны. Пп. 1 и 2 закона № 376-ФЗ уточняют порядок определения такого местонахождения.

Для того чтобы РФ можно было признать местом управления зарубежной компанией, а КИК – резидентом РФ, должно быть соблюдено одно из условий:

  • совет директоров должен проводить свои заседания (или их большую часть) в пределах России;
  • орган с исполнительными функциями КИК действует на территории РФ регулярно и в не меньшем объеме, чем за границей;
  • руководители организации руководят ею (принимают решения), непосредственно находясь в России.

Дополнительно закон уточняет, что именно относится к функциям управления (ст. 246.2). Это построение стратегических планов, подготовка финансовой отчетности, проведение внутреннего аудита, бюджетирование (п. 3)

В этой же статье приводятся дополнительные условия для определения места действительного управления КИК: бухучет, делопроизводство, управление персоналом. Следует отметить здесь некоторую непоследовательность законодателей.

Так, применение этого пункта возможно при:

  • несоблюдении всех условий из пп. 1 и 2 (здесь все ясно);
  • несоблюдении одного из оговоренных ранее условий (здесь возникают вопросы, так как соответствие хотя бы одному условию уже указывает на факт управления из РФ).

Осуществление контроля в КИК: что это значит

Вопрос о том, кто и как осуществляет контроль, тоже отличается неясностью. Под «осуществлением контроля» в КИК налоговое законодательство традиционно понимает прежде всего контроль того, как распределяется прибыль:

  • распределение прибыли между членами или договаривающимися сторонами с учетом особенностей взаимоотношений внутри КИК – речь идет об «определяющем влиянии» или о возможности (этот термин очень размыт и допускает различную трактовку) влиять на принятие окончательных решений (для юридических лиц);
  • «определяющее влияние» или возможность влияния на лицо, которое управляет активами и правомочно принимать решения о распределении прибыли между членами и бенефициарами (для иностранной организации без прав юридического лица).

За буквой закона осталось воздействие на решения, которые не касаются распределения прибыли. Влияние на процесс управления организацией, на деятельность и прочие функции не предполагает «осуществление контроля». Термин «определяющее влияние» также дает свободу для споров налогоплательщиков с налоговиками.

Кто такие «контролирующие лица» КИК

Поскольку речь идет о взимании налогов, то под контролирующими лицами понимаются те, кто влияет на распределение прибыли. Законодательство РФ первым необходимым условием для контролирующих лиц в зарубежных компаниях (КИК) считает налоговое резидентство РФ (1 п. ст. 25.13 НК РФ).

Следующее требование – долевое участие. Для КИК без правоспособности юридического лица ст. 25.13 НК РФ для физических и юридических лиц делает установку:

  • более 25%;
  • или более 10% – (для физических лиц вместе с супругом и детьми) при условии принадлежности российским резидентам 50% всех активов КИК.

Доля участия для юридического лица рассчитывается по сумме долей прямого и косвенного участия в других организациях (ст. 105.2 НК РФ).

В организации без правоспособности юридического лица долевое участие – не обязательный признак для контролирующего лица. Таким лицом могут признать того, кто осуществляет контроль над КИК в своих интересах или интересах близких родственников (п. 5 ст. 25.13 НК РФ). Такая ситуация возможна в результате заключения соглашений бенефициара с титульными владельцами или вручении генеральной доверенности.

Наконец, признать себя контролирующими лицами могут сами участники КИК, которые являются налогоплательщиками РФ. Они должны уведомить об этом ФНС РФ, и их признание налоговыми органами будет произведено в соответствии с требованиями пп. 3-5 ст. 25.13 НК РФ.

О чем необходимо уведомить ФНС

Все налогоплательщики, связанные с иностранными компаниями, должны представить в налоговые органы или проживания (3.1 ст. 23 НК РФ) информацию:

  • о КИК, где они выполняют функции контролирующих лиц (форма и порядок определены приказом от 13.12.2016 № ММВ-7-13/679@);
  • об участии в иностранной организации (с долей более 10%), об учреждении и контроле над зарубежным подразделением без прав юрлица или праве на часть прибыли (форма и порядок определены в приказе от 24.04.2015 № ММВ-7-14/177@).

Уведомление о КИК: что следует указать

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях – это специальная форма. Наверху каждой страницы следует указать ИНН и КПП. В форму следует вносить информацию постранично:

Первая страница первичное уведомление - «0», подача уточнений – с «1» и далее в зависимости от количества уточнений.;
даты отчетного периода, код налогового органа, код налогоплательщика;
полное название организации, ФИО руководителя, регистрационный номер, код налогоплательщика в стране регистрации и др. Следует также указать номер телефона, электронный адрес.
Вторая страница Информация о физическом лице:
сведения о поле и рождении (дата и место);
гражданство;
;
подтверждение регистрации () и почтовый адрес
Лист А Данные о КИК (если несколько – по каждой в отдельности): наименование, код государства, регистрационные данные и коды налогоплательщика, почтовый адрес.
Лист А1 Основания для признания резидента контролирующим лицом в КИК и о суммарной доле участия.
Лист Б Данные о КИК без прав юрлица (наименование, дата учреждения, код государства и др.).
Лист Б1 Основания для признания контролирующим лицом.
Лист В Данные о финотчетности КИК (размер прибыли (п. 1 ст. 309.1 Кодекса), даты дня окончания периода, за который составлялась отчетность, дня составления финотчетности, последнего дня периода определения прибыли КИК, составления заключения по аудиту, основания для льгот и др.).
Лист Г Порядок косвенного участия налогоплательщика в КИК.
Лист Г1 Данные о российской организации, через которую резидент косвенно участвовал в КИК.
Лист Г2 то же, но об иностранной организации.

Данные для ФНС в уведомлении об участии в иностранных организациях

Данное уведомление также представляет из себя форму со сквозной нумерацией. Также в верхних полях всех страниц следует указывать ИНН и КПП.

Страница первая (001) первичное уведомление - «0», подача уточнений – с «1» и далее;
коды налогового органа и налогоплательщика;
основание подачи (1 – начало участия, 2 – изменение доли, 3 – прекращение, 4 – основание возникло до 15 марта 2015 и др.);
название организации, ФИО руководителя, ОГРН или ФИО (если физлицо). Следует также указать номер телефона, электронный адрес.
Страница вторая (002) Данные о физическом лице:
ФИО;
данные о рождении (пол, где и когда родился);
гражданство, код страны;
реквизиты паспорта;
данные о регистрации, подробный почтовый адрес.
Лист А Данные о зарубежной организации (если несколько – по каждой в отдельности): наименование, код государства, регистрационные данные, коды налогоплательщика, почтовый адрес. Участие (прямое, косвенное, смешанное), дата возникновения, доля и др.
Лист Б Данные о российской организации (при ее наличии): наименование, ОГРН, ИНН, КПП.
Лист В Данные о заграничной структуре без прав юрлица: организационная форма (1 – фонд, 2 – партнерство, 3 – траст, 4 – товарищество, 5 – др.), наименование, реквизиты и др.).
Лист В1 Сведения об участнике зарубежной структуры без правоспособности юрлица: участие (учредитель, контролирующее лицо, лицо с правом на доход), статус налогоплательщика, наименование и реквизиты документа, который дает право на доход и др.
Лист Г Порядок косвенного участия резидента в КИК: название, доля участия, участие через другие организации и др.

Какой существует порядок и сроки для уведомления ФНС

В ФНС уведомления следует подавать по месту учета организации или месту жительства физлица. Организации подают документ в электронном виде. Физические лица могут пересылать документы по почте в бумажном виде (1 экземпляр), заполнять на компьютере или рукописно печатными буквами (цветные чернила не допускаются). Нельзя скреплять степлером, делать исправления и допускать ошибки. При отсутствии показателя в графе делается прочерк.

Первоначально подается одноразовое (если не будет происходить никаких изменений) уведомление об участии в иностранных организациях. Затем ежегодно подается уведомление о КИК.

Уведомление следует отправить в налоговые органы не позднее 3 месяцев с даты начала участия (или изменения доли) в зарубежных структурах. В случае прекращения следует уведомить в течении 3 месяцев с даты этого события.

В случае, если физлицо-нерезидент РФ обретает резидентство по итогам календарного года и имеет больше 10% доли участия, сведения необходимо предоставить до 1 марта следующего календарного года.

Сведения о КИК следует предоставить до 20 марта включительно в том году, который следует за подотчетным периодом (например, в 2017 году следует отчитываться за 2015 г.).

При обнаружении неточностей или допущенной ошибки резидент имеет возможность подать уточненные сведения. Если это будет сделано до того момента, как налоговики установят наличие недостоверных данных, то никакой ответственности налогоплательщик не понесет.

Когда уведомление о КИК может не потребоваться

Налогоплательщику уведомлять органы ФНС РФ не требуется лишь в том случае, если его доля прямого участия составляет меньше 10%.

Контролируемые сделки с КИК: возможные последствия

К контролируемым сделкам относят транзакции между взаимозависимыми лицами (п.2, ст. 105.1 НК РФ). Существует большая вероятность того, что к этой категории могут приравнять сделки, совершенные с организациями-резидентами тех государств и территорий, которые входят в перечень офшоров Минфина РФ (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Налоговые органы вправе запросить материалы по такой сделке для проверки: экономическая целесообразность, соответствие документооборота, полнота исчисления и уплаты налогов и прочее.

Если доходы КИК были получены в ходе контролируемой сделки, которая была успешно проверена, по итогам проверки принято решение и цена сделки подкорректирована (доначисление налога), то соответствующие доходы КИК будут определяться с учетом проведенной корректировки.

Как осуществляется налогообложение контролируемых иностранных компаний

Все вопросы, связанные с КИК и налогами (как определить величину прибыли и учитывать ее при исчислении налогов, что учитывать, а что нет, возможно ли освобождение от налогов и другие), рассматривает глава 3.4 НК РФ о контролируемых иностранных компаниях и контролирующих лицах.

Как учитывается прибыль КИК при налогообложении

Прибыль КИК в денежном исчислении должна рассчитываться в соответствии со статьей 309.1 НК РФ (для включения прибыли в налоговую базу резидента должен быть преодолен порог в сумме не менее 10 млн рублей). Такая прибыль будет приравнена к прибыли или доходу резидентов-контролирующих лиц КИК – организации или физлица.

Такая прибыль КИК должна быть учтена при исчислении налогов контролирующих лиц КИК соответственно с той долей, которая внесена и соответствует их участию в активах КИК.

Величина прибыли КИК: как ее определить

Налоговые службы РФ (согласно п.1 ст. 309.1) признают величину прибыли КИК (до налогообложения) в случае ее исчисления по данным финотчетности за подотчетный период при наличии одного из условий:

  • финотчетность прошла аудиторскую проверку;
  • КИК зарегистрирована в стране, с которой РФ заключила соответствующий договор о противодействии двойному налогообложению.

В других случаях величина прибыли будет рассчитана согласно требований гл. 25 НК РФ.

Что следует учесть в процессе определения прибыли

Для правильного определения прибыли КИК следует учесть все доходы компании, которые были обретены вследствии ее активной и пассивной деятельности за определенный промежуток времени.

К таковым относятся средства, полученные в виде:

  • дивидендов;
  • доходов от прибыли, имущества других организаций и лиц;
  • процентов от долговых обязательств;
  • оплаты интеллектуальных прав собственности;
  • средств от продажи акций, финансовых операций;
  • доходов от продажи, аренды и субаренды недвижимости, лизинга;
  • оплаты аудиторских, консультационных, маркетинговых услуг;
  • платы за предоставление персонала и другие доходы.

Каким образом уменьшить суммы декларируемой прибыли

Уменьшение прибыли контролируемой зарубежной компании без правоспособности юрлица возможно за счет вычета из него величины дохода, который был распределен между участниками, бенефициарами и другими контролирующими лицами в качестве дивидендов. Единственное условие, которое необходимо выполнить для этого – документально подтвердить, что все эти лица выплатили с полученных денег положенные налоги.

Если компания не имеет возможности распределить прибыль среди своих членов и участников, и направляет (в соответствии с внутренним положением) ее на увеличение уставного фонда, эти суммы также не учитываются при исчислении прибыли.

Некоторым компаниям прибыль можно сократить за счет вычета суммы убытков, понесенных до 01.01.2015. Налоги, которые исчислены и выплачены согласно налоговому законодательству государства регистрации компании, при документальном подтверждении этого могут также снизить сумму прибыли.

Подтверждение прибыли КИК: документы

При подаче в местные органы ФНС налоговой декларации требуется предоставить еще ряд бумаг, которые могут подтвердить данные о полученной прибыли:

  • документы финотчетности (необходимо предварительно убедиться, что государство регистрации не относится к перечню тех государств или территорий, с которыми у РФ не обеспечен свободный обмен налоговой информацией);
  • аудиторское заключение (аудит может проводиться по добровольному согласию, но при условии, что проверка проводилась в соответствии с международными стандартами аудита). Данные аудита можно представить после подачи декларации (но не более чем через месяц).

При наличии иноязычных документов они должны сопровождаться нотариально заверенным переводом.

Когда КИК в РФ могут освободить от налогов

Бывают ситуации, когда контролируемые иностранные компании и контролируемые лица имеют возможность воспользоваться послаблениями в выплате налогов и даже не платить их вовсе. Это возможно для тех КИК, которые:

  • не занимаются коммерческой деятельностью и, соответственно, не делят доходы между своими членами и участниками;
  • созданы и функционируют в одной из стран Евразийского экономического союза (Армении, Беларуси, Казахстане или Киргизии);
  • зарегистрированы в тех странах, которые подписали с Россией двусторонние договоры о налогообложении (при условии, что эффективная ставка на прибыль там не менее 75 % от подобной российской);
  • не пользуются правами юрлица, а их учредители не правомочны обретать в собственность их активы и доходы, передавать другим лицам (кроме правопреемников);
  • являются банками или страховыми компаниями (при условии наличия межгосударственного договора о налогообложении РФ с государством регистрации КИК);
  • участник проектов-соглашений с коммерческой направленностью (концессии, сервис);
  • выступают эмитентами обращающихся облигаций;
  • выступают операторами (акционерами) в разработке новых морских месторождений нефти и газа.

НДФЛ с дивидендов от КИК: как не платить дважды

Законодательство (п. 66 ст. 217 НК РФ) освобождает от обложения НДФЛ доходы в форме дивидендов контролирующих физлиц в КИК тогда, когда они были указаны при заполнении налоговой декларации за отчетный период. При подаче декларации резиденту следует также предоставить:

  • копии квитанций об уплате налогов с прибыли КИК (как источника для дивидендов) согласно требований налогового законодательства страны регистрации и (или) РФ;
  • копии квитанции налога на прибыль российской структуры КИК, который подлежит зачету (ст. 232 НК РФ);
  • копии платежек денежных сумм, которые в виде дивидендов за отчетный период получил налогоплательщик.

Ликвидация КИК: специфика налогообложения

При ликвидации КИК до 1 января 2018 года действует временный порядок, согласно которому все доходы (в виде стоимости имущества и прибыль) КИК не облагаются НДФЛ и налогом на прибыль (2.3 ст. 277 НК РФ).

Откуда ФНС получает информацию о КИК

ФНС обладает широкими возможностями собрать достоверную информацию о деятельности КИК. Данные поступают в налоговые органы по следующим каналам:

  • непосредственно от самих налогоплательщиков, которых п. 3.1 ст. 23 НК РФ обязывает декларировать свое участие и регулярно уведомлять о КИК;
  • из-за границы (Россия подписала более 100 межгосударственных договоров по обмену данными и налогообложению, является членом Конвенции ОЭСР 1988 г., Многостороннего соглашения об автоматическом обмене информацией о финсчетах (МСАА) и других);
  • налоговые проверки;
  • выявление фактических обстоятельств из открытых источников информации (СМИ, интернет, интервью).

К чему может привести несоблюдение норм НК РФ о КИК

Допущение нарушений или несоблюдение правил по налогообложению КИК чревато наказанием. Законодательство различает более легкие и тяжелые проступки (ст. 129.5 и 129.6 НК РФ). При незначительных нарушениях предусмотрены финансовые санкции или штрафы.

Партнер

С 01 января 2015 года в рамках борьбы с оффшорами в России вступили в силу так называемые «деоффшоризационные» поправки в Налоговый кодекс РФ. Ниже приведен комплекс действий, которые необходимо осуществить физическому лицу в случае, если он зарегистрировал или купил акции иностранной компании.

В отношении контролирующего лица налогового резидента РФ — налогоплательщика — физического лица

Основание для подачи Приложение документов Ответственность
1) Возникновение (регистрация компании или покупка акций) участия (прямой либо косвенный, либо посредством номинальных лиц, либо фактический) в компании:
а) свыше 10%

2) Изменение доли (количества акций) или порядка участия (прямое, косвенное) в компании

3) Прекращение участия (ликивидация, продажа всех акций) в компании

3 месяца с даты возникновения/прекращения/изменения контроля Документы прикладывать НЕ требуется
ст.129.6 НК РФ
50 000 руб. за каждую компаниюСрок давности — 3 года с даты, когда наступила просрочка подачи уведомления об участии — по прошествии 3-х месяцев с даты возникновения/изменения/прекращения контроля — п.1 ст.113 НК РФ. Для компаний, зарегистрированных ДО 15 мая 2015 г. Уведомление об участии необходимо было подать в срок до 15 июня 2015 г. — с этой даты следует исчислять срок давности. Срок давности привлечения к ответственности по таким компаниям истечет 15 июня 2018 г.
Основание для подачи Приложение документов Ответственность
Контроль (прямой либо косвенный, либо посредством номинальных лиц, либо фактический) над компанией:

1) свыше 25%
2) свыше 10%, если доля участия всех налоговых резидентов — свыше 50% (считается общая доля с супругом и несовершеннолетними детьми)

до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК 1) прибыль КИК

— меньше 30 млн руб. (за 2016 г.),
меньше 10 млн руб. (за 2017 г.).

п.6 ст.25.15 НК РФ
Такая прибыль КИК не учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ контролирующего лица.

Подача Декларации 3-НДФЛ — не требуется

ВАЖНО: Налоговый орган вправе запросить налогоплательщика представить любые документы, подтверждающие достоверность заявленных в Уведомлении сведений. В связи с чем, считаем, что тем, у кого прибыль КИК не превышает установленных порогов, необходимо быть готовым предоставить соответствующие подтверждающие документы — финансовую отчетность и аудиторское заключение, не содержащее отрицательного мнения

2) прибыль КИК
— больше 30 млн руб. (за 2016 г.),
— больше 10 млн руб. (за 2017 г.)

Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ контролирующего лица.

Документы прикладывать НЕ требуется

Требуется подача Декларации 3-НДФЛ

3) «активная» компания(а также иные основания освобождения прибыли КИК от налогообложения п.1 ст.25.13-1 НК РФ)

п.1 ст.25.13-1 НК РФ
Необходимо приложить документы , подтверждающие условия освобождения прибыли КИК от налогообложения (законодательно перечень документов не установлен, поэтому такими документами могут быть: выписка из аудиторского заключения с указанием на активную деятельность компании; выписка по счету с указанием на активный характер операций и т.п.).

9. У меня есть КИК, но я пока не решил, буду ли я ее «показывать» в России. Какая разница между тем, что я заявлю о ней сам с пропуском срока и уплатой штрафа либо заплачу тот же самый штраф после того, как налоговая о ней узнает?

Штраф за неуведомление об участии в иностранной организации в срок влечет наложение штрафа в размере 50 000 руб. Даже если Вы подали уведомление сами, то штраф все равно необходимо будет заплатить. Если же ждать, когда налоговая сама узнает (а может и не узнает) о компании, то дополнительно Вы подвергаетесь риску наложения следующих штрафов:
1) 100 000 руб. за каждый год просрочки подачи Уведомления о КИК
2) если прибыль КИК превышала порог 30 и 10 млн и не было , то будут иметь место налоговые правонарушения в части неуплаты налогов, что повлечет начисление штрафа 5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% за неподачу Декларации 3-НДФЛ; 20% за неуплату налога, а также пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования.

Для определения налогового резидентства всегда использовался принцип «183 дней»: «налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев». Соответственно, если гражданин РФ более 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев не находился на территории РФ (за исключением случаев, предусмотренных в Законе), то он терял статус налогового резидента РФ.

Но ФНС в письмах от 16 января 2015 года №ОА-3-17/87@ и от 12 февраля 2015 года №СА-4-14/460@ высказал иную позицию, касательно определения налогового резидентства, а именно:

  • Из положений международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ, если оно располагает в РФ постоянным жилищем либо имеет центр жизненных интересов. При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.
  • Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ в упомянутой выше ситуации.
  • Обязанность физического лица по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании возникает в любом налоговом периоде (начиная с 2015 года), в котором имеется факт наличия такого участия и за который это лицо может быть признано налоговым резидентом РФ на основании упомянутых в письме критериев.
Таким образом, факт нахождения физического лица не на территории РФ более 183 дней за последние 12 месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ. Технически позиция ФНС не имеет юридической силы, поскольку пока в Налоговом кодексе прямо не прописаны какие-либо новые критерии, помимо «183 дней», нет технических оснований применять какие-либо дополнительные критерии для определения налогового резидентства.

Действительно, о критериях определения налогового резидентства прописано в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения. Но данные критерии применяются в том случае, если по какой-то причине является невозможным определить, в каком из государств человек провел более 183 дней. В частности, в соглашении с Кипром написано следующее:

«Если в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является резидентом обоих Государств, то его положение определяется следующим образом:

  1. оно считается резидентом того Государства, в котором оно располагает постоянным жильем; если оно располагает постоянным жильем в обоих Государствах, оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);
  2. если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если оно не располагает постоянным жильем ни в одном из Государств, оно считается резидентом того Государства, где оно обычно проживает;
  3. если оно обычно проживает в обоих Государствах, или ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, национальным лицом которого оно является;
  4. если оно является национальным лицом обоих Государств, или ни одного из них, то компетентные органы Государств решат этот вопрос по взаимному согласию».


Поделиться: