Осеннее развлечения для детей старшей группы: Прощание с осенью. Праздник "прощанье с осенью" Сценарий прощание с осенью и начало зимы

Ирина Величкова
«Прощанье с Осенью». Сценарий осеннего праздника для старших дошкольников

Подготовили :Муз. руководитель–Деревянкина Н. В, Воспитатель - Величкова И. О.

Программное содержание : Расширять и закреплять знания детей об изменениях природы осенью , воспитывать любовь к природе, создать радостное настроение, развивать творческие и музыкальные способности, формировать интерес к участию в празднике . Развивать эстетические чувства.

Предварительная работа : разработка сценария , подбор художественного и музыкального материала, наблюдения на прогулках об изменениях в природе, разучивание стихотворений, продуктивная деятельность на занятиях по художественно-эстетическому развитию.

Оборудование и атрибуты : маски овощей, зонтики, репродукции картин об осени (художник- Иван Шишкин, Илья Остроухов, ТСО

Зал празднично украшен осенними листьями , шарами, репродукциями художника И. Шишкина, работами детей

Дети подготовительной группы входят под музыку, садятся

Дети старшей группы заходят под музыкальное произведение «Нежная мелодия» , встают полукругом

Ведущий :Клён под окошком сбросил листья

Это прислала нам осень письма…

Что она пишет в письмах этих?

Пишет, что дышит холодом ветер…

Пишет о первом злом морозе…

В инее белом поздняя осень .

Лист за окошком кружит ветер,

Стало немного грустно на свете…

Ведущий : Ребята, почему грустно стало? Осень идут дожди , холодно, не слышно пения птиц.

Сегодня, ребята, мы пришли с вами в музыкальный зал, чтобы ещё раз вспомнить красоту и щедрость золотой осени , спеть о ней песни, рассказать стихи, полюбоваться пейзажами художников, и вашими осенними картинами .

Ребёнок : До свиданья, золотая осень !

О тебе мы вспомним все еще не раз…

Деревца качаются, дождик не кончается,

И немного грустно детворе сейчас.

Ребёнок : Последние листья уносит ветер,

По - северному резок и колюч,

Лежит на крышах иней на рассвете,

Выглядывает солнце из-за туч.

Ребёнок : – Осень ! По утрам морозы!

В рощах жёлтый листопад

Листья около берёзы

Золотым ковром лежат!

В лужах лёд прозрачно-синий

На листочках белый иней.

Песня «Падают, падают листья» (старшая группа , садятся

Ребёнок :Поблескивают мокрые дорожки,

Уж все надели теплые сапожки,

Уходит осень с ноябрем от нас ,

Ее мы провожаем, в добрый час!

«Танец с зонтиками»

Ребёнок : Лес осенний нас встречает красным пламенем осин,

Золотом берез и кленов, ягод гроздьями рябин.

Ребёнок : Втемный лес дремучий

Заглянула осень

Сколько свежих шишек

У зеленых сосен !

Ребёнок : Сколько алых ягод у лесной рябинки!

Выросли волнушки прямо на тропинке!

Ребёнок : И среди бруснички, на зеленой кочке,

Вылез гриб-грибочек в красненьком платочке.

Ребёнок : Разыгрался ветер на лесной поляне

Закружил осинку в красном сарафане.

Ребёнок : И листок с березы золотистой пчелкой

Вьется и летает над колючей елкой.

Песня «Бал осенних листьев » (подг. группа, садятся

Ребёнок : Залетела Осень утром в детский сад ,

На дорожку бросив новый листопад,

Зашумели листья-«Летушко, прощай !

Осень нас раскрасит , как бы невзначай…»

Ребёнок : В детсаду березка плачет у ворот,

Распушила косы, дождик льет и льет.

А вот и Осень пляшет с дождиком опять.

Нет, она не плачет, ей зачем скучать?

Все вокруг в порядке, чередом идет,

Оттого-то Осень пляшет и поет !

Ребёнок : В саду, где зрели яблоки и вишни,

Тихонько бродит Осень , не спеша,

То шаль с листвой красивую набросит,

То закружится, ветками шурша…

Все реже в небе солнышко сияет,

Ручей в овраге замер у сосны,

Земля в лугах и пашнях отдыхает,

Умолкли в рощах птицы до весны.

Ребёнок : Лист осенний все кружит и кружит ,

Засыпает тропинки, дома,

Вот уже по утрам мерзнут лужи,

Тихо-тихо крадется зима.

Холодком потянуло в окошко,

Легкий иней прилег на порог,

Вот свернувшись клубочком, спит кошка,

Воробьишка на ветке продрог.

Сценка «Птицы» (подготовительная группа)

Ведущий : Молодцы, ребята! И песни петь умеете, и стихи рассказывать. А загадки любите отгадывать?

Сотни птиц, собравшись в стаи, днем осенним улетают ,

А летят они туда, где тепло всегда-всегда,

Птички, вы куда спешите, нашим детям расскажите! (на юг)

-Осенью он часто нужен , если лупит дождь по лужам,

Если небо в черных тучах, он для нас помощник лучший.

Над собой его раскрой, и навес себе устрой! (зонт)

В сентябре и октябре их так много во дворе!

Дождь прошел, оставил их, средних, маленьких, больших (лужи)

Поле осенью промокло , но зато созрела свекла,

А на дачах и в садах много яблок на ветвях,

Что к зиме мы собираем, как его мы называем (урожай)

Ведущий : Золотая осень , не только красивая, она ещё и щедрая. Почему так говорят? Правильно, щедра она на фрукты и овощи. Затеяли однажды Осень и овощи спор .

Сценка «Спор овощей» (Старшая группа )

Овощи (хором) : Кто из нас, из овощей, и вкусней, и нужней? Кто при всех болезнях будет всем полезней?

Осень : Выскочил горошек – ну и хвастунишка!

Горошек (весело) :Я такой хороший зелёненький мальчишка!

Если только захочу, всех горошком угощу.

Осень : От обиды покраснев, свёкла проворчала :

Свекла (важно) :

Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала :

Свёклу надо для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай,

Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая) :

Ты уж, свёкла, помолчи!

Из капусты варят щи!

А какие вкусные

Пирожки капустные!

Зайчики-плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно) :

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный!

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

На зубах хрустит, хрустит…

Я могу вас угостить!

Редиска (скромно) :

Я – румяная редиска.

Поклонюсь вам низко, низко.

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь (кокетливо) :

Про меня рассказ не длинный.

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок и грызи морковку –

Будешь ты всегда, дружок, крепким, сильным, ловким!

Осень : Тут надулся помидор и промолвил строго :

Помидор : Не болтай, морковка, вздор.

Помолчи немного!

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный!

Осень : Витаминов много в нём,

Мы его охотно пьём!

У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще,

И тогда как верный друг,

К вам придёт зелёный…

Дети : Лук.

Лук : Я – приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я ваш друг.

Я – простой зелёный лук.

Картошка : Я, картошка, так скромна,

Слова не сказала.

Но картошка всем нужна :

И большим, и малым.

Высыпает несколько клубней картошки.

Осень : А давайте поиграем в игру «Собери картошку ложкой» .

Ведущий : Давай, Осень , я тебе помогу. Мне нужно по 5 ребят от группы. Вот вам по корзинке и ложке. Тот, кто соберёт ложкой больше картошки, тот и победит. Ну, что, готовы? Тогда на старт , внимание, марш…

Баклажан : Да, картошка всем нужна,

А баклажанная икра так вкусна, полезна…

Осень : Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!

Овощи в испуге : Кто-то, кажется, стучит.

Входит Айболит.

Все : Это доктор Айболит!

Айболит : Ну, конечно, это я.

Что вы спорите, друзья?

Лук : Кто из нас, из овощей,

Всех вкусней и всех нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всем полезней?

Айболит : Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключенья!

В этом нет сомненья.

Овощи кланяются и уходят на свои места.

Ведущий : Ешьте овощи и фрукты-

Это лучшие продукты.

Вас спасут от всех болезней.

Нет вкусней их и полезней.

Танец овощей и Осени (Старшая группа )

Ведущий : Золотая волшебница, Осень ! (обращается к осени )

Подожди, подожди уходить,

Ну, пожалуйста, мы тебя просим

Хоть немножечко с нами побыть!

Очень нравится нам любоваться

Как листочки под солнцем горят

Мы с тобой, не хотим расставаться,

По душе нам твой пёстрый наряд!

И как же осень уйдёт без угощенья !

Осень (девочка) угощает всех яблоками

Мы не забудем красоту и щедрость осени и скажем ей : «До свидания» !

Цели: показать красоту осенней природы, познакомить с этимологией осенних месяцев; развивать творческую активность учащихся; воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру.

1 ведущий.

И снова осени портрет
Природа вешает в гостиной,
Под звуки песни журавлиной,
Под листьев золотистый свет.

Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий. Здравствуйте!

1 ведущий. Сегодня в этот зал нас пригласила романтическая, загадочная, чарующая, непредсказуемая, степенная госпожа Осень.

2 ведущий.

Она в вуали из дождя,
Её прихода не пропустим
И предадимся лёгкой грусти,
Ей объясненья не найдя.

1 ведущий. Осень – это не только пора грусти и печали, это ещё и пора радости. Почему? Потому что осенью красиво кругом, и все с нетерпением ждут встречи с самым весёлым временем года – зимой.

2 ведущий. В любом времени года есть свои прелести. Красоту осени воспели в своих произведениях многие поэты и писатели.

1 ведущий. Осень – это «в багрец и в золото одетые леса», а над ними убаюкивающий их лазоревый купол неба, это «пурпурный блеск огня и злата», освежающий «пожаром терем расписной», это рыжие-прерыжие снопы – избушки в полях, это аппетитные кисти сладчайшего винограда и сахарные арбузы.

(Начинается показ клипа «Золотая осень» под мелодию Бетховена «Лунная соната»).

2 ведущий. Величава золотая русская осень. Чист и прозрачен воздух, виднее стал простор чарующих пейзажей.

1 ведущий. Осень вплетает золото в кудри берёз, раскидывает по полянам белые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины.

2 ведущий.

Осыпаются астры в садах,
Старый клён под окошком желтеет
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.

1 ведущий.

Ближний лес затихает, и в нём
Показались повсюду просветы
И красив он в уборе своём,
Золотою листвою одетый!

2 ведущий. Есть две осени. Одна – радостная, пышная убранством, богатая урожаем, сияющая лучезарной улыбкой.

1 ведущий. Другая – невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, с серым пасмурным небом сквозь голые ветви берёз. Её зовут у нас поздней осенью. Каждую осень мы любим по-своему.

(Закончен показ клипа).

2 ведущий. Осень пригласила вас сюда, чтобы подарить всем свои последние, чудесные мгновения, чарующий, еле уловимый аромат осенних цветов, яркую заманчивую красоту собранных плодов и, конечно же, по-осеннему задумчивое и в то же время радостное настроение.

1 ведущий. Осенний бал – это праздник друзей, а друзья стараются дарить друг другу радость.

2 ведущий. Например, подарить подарок или просто внимание. Художники дарят своё искусство, композиторы – музыку, поэты – песни, природа – свою красоту.

1 ведущий. Стихотворение «Осенний подарок» Приложение 1 .

2 ведущий. Сегодня мы будем не только вздыхать и грустить в унисон романтической сударыни осени, но и веселиться, играть, наслаждаться её последними мгновениями. Сегодня вас ждёт много конкурсов и игр.

1 ведущий. Наш первый конкурс называется «Конкурс загадок» Приложение 2 .

2 ведущий. У осени – три сына. И первый сын – осенний месяц… (сентябрь).

1 ведущий. Верно. Сентябрь – первый месяц осени. Сентябрь – пора золотой осени.

2 ведущий. В сентябре – одна ягодка, да и та – горькая рябина.

1 ведущий. Сентябрь холоден, да сыт.

2 ведущий. Сентябрь пришёл – дождь пошёл.

1 ведущий. Стихотворение «Плохая погода» Приложение 3 .

2 ведущий. Игра «Собери шишки».

В игре участвуют два человека. Они берут по корзине в руки. На пол рассыпают 10-12 шишек. По сигналу дети начинают собирать их в свои корзинки. Выигрывает тот, кто соберёт больше шишек (звучит весёлая мелодия).

1 ведущий. Название первого месяца осени произошло от латинского слова «СЕПТЕМБЕ», которое означает «седьмой». Новый год у Древних римлян начинался первого марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. А какой по счёту сентябрь у нас?

2 ведущий. Странный в сентябре лес – в нём рядом и весна и осень.

Жёлтый лист и зелёная травинка…
Поблёкшие травы и зацветающие луга…
Сверкающий иней и бабочки…
Тёплое солнце и холодный ветер…
Увядание и расцвет…
Песни и тишина…
И грустно, и радостно…

1 ведущий. Стихотворение «Лето и осень» Приложение 4 .

2 ведущий. Игра «Составь пословицу».

Каждый получает слова. Из них нужно составить известную пословицу. Кто быстрее и правильнее составит пословицу, тот и победит (звучит весёлая мелодия).

Весна красна цветами, а осень пирогами.
Что припасёшь осенью - береги к весне.
Холоден сентябрь, да сыт.
Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок.
От осени к лету поворота нету.

1 ведущий. Второй осенний месяц – октябрь.

2 ведущий. Перед близкими холодами птицы торопятся на юг.

1 ведущий. В октябре и лист на дереве не держится.

2 ведущий. Октябрь землю покроет, где листком, а где и снежком.

1 ведущий. Октябрь наступил, бабье лето насулил.

2 ведущий. Стихотворение «Листопад» читает Приложение 5 .

1 ведущий. Игра «Собери листья».

На пол рассыпаются 10-12 листьев. По сигналу дети начинают собирать их. Выигрывает тот, кто соберёт больше листьев (звучит весёлая мелодия).

2 ведущий. Десятый месяц называется «октябрь». Это слово состоит в родстве со словом «ОКТАВА». Все они образованы от латинского слова «ОКТО», что значит «ВОСЕМЬ». Поэтому музыкальное произведение для восьми инструментов или восьми голосов, а также ансамбль из восьми человек называется «ОКТЕТОМ». Октава – это музыкальный термин, октава объединяет восемь нот. Почему же десятый месяц назвали октябрём? Как вы уже знаете, в Древнем Риме год начинался с 1 марта. Октябрь был тогда действительно восьмым месяцем.

1 ведущий. Стихотворение «Осень» Приложение 6 .

2 ведущий. Игра «Кленовый листочек».

В игре участвуют два человека. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрезанных частичек (звучит весёлая мелодия).

1 ведущий. Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листья. Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит китайские красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками. И стоит ёлочка растерянная, счастливая; раскинула лапки, а на ладошках – подарки. И уже некуда их девать, а ей все дарят и дарят. У всех на глазах стоит ёлочка вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то, что зимой и летом – одним цветом.

2 ведущий. Стихотворение «Дождик плачет» Приложение 7 .

1 ведущий. Игра «Подбери картошку».

Звучит любая плясовая мелодия, под которую дети пляшут. На полу лежит картошка (картофелин на одну меньше числа участников). Когда музыка смолкает – все берут с пола по картофелине. Тот, кто остаётся без картошки, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний участник (звучит весёлая мелодия).

2 ведущий. Третий осенний месяц – ноябрь. Ноябрь - сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат.

1 ведущий. Ноябрь – последний календарный месяц осени.

2 вед ущий. Ноябрь – сумерки года.

1 ведущий. Ноябрь без топора мосты наводит.

2 вед ущий. Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил.

1 ведущий. В ноябре зима с осенью борются.

2 ведущий. Ноябрь пришёл, зиму за собой привёл.

1 ведущий. Ноябрь – полузима – полуосень, полудень – полувечер.

2 ведущий. Стихотворение «Ноябрь» Приложение 8 .

1 ведущий. Наш конкурс продолжается. Осень это великолепная художница, рисующая свои картины под названием «Осеннее очарованье». Многие подготовили сегодня свои рисунки. Подводим итоги конкурса (награждение участников).

2 вед ущий. Ноябрь – ворота зимы. Тихо в лесу, голые деревья чуть дрожат от холода, ждут тёплого зимнего покрывала. По густым полям гуляет ветер. Ноябрь получил своё название от латинского слова «НОВЕМ», что значит «девять». Когда год начинался с 1 марта, ноябрь действительно был девятым месяцем. А сейчас, какой он по счёту?

1 ведущий . Стихотворение «Осень» Приложение 9 .

2 ведущий. Игра «Сортируем овощи».

Играют два человека. В одной стороне зала стоят два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Каждый ребёнок по сигналу бежит с корзиной к ведру и выбирает либо морковь, либо картофель в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победит (звучит весёлая мелодия).

1 ведущий. А теперь попробуйте, ребята, ответить на наши вопросы (вопросы залу):

2 ведущий. Сколько дней длится осень? (91 день )

1 ведущий. Как в России называют период тёплой погоды в середине осени? (бабье лето )

2 ведущий. Какое дерево является символом осени? (клён )

1 ведущий. Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (зонт )

2 ведущий. Какие птицы считаются лучшими предсказателями дождя? (ласточки и стрижи )

1 ведущий. Сколько дней лил дождь, приведший к Всемирному потопу? (40 дней )

2 ведущий. Кто из древнегреческих богов управлял громом и молнией? (Зевс )

1 ведущий. Как по-китайски будет звучать словосочетание «большой ветер»? (тайфун )

2 ведущий. Чем заканчивается осень? (ноябрём )

1 ведущий. Стихотворение «Приметы осени» Приложение 10 .

2 ведущий. Конкурс «Что растёт в саду и в огороде» (слайды Приложение 11) загадки Приложение 12

2 ведущий. Стихотворение «Помидор-зазнайка» Приложение 13

1 ведущий. Игра «Фрукты на верёвочке».

У противоположной стены зала ставят две стойки с натянутой между ними верёвкой. На верёвку за палочки привязаны яблоки и груши. Ребёнку завязывают глаза. Он должен дойти до стоек, срезать ножницами любой плод и угадать его на ощупь.

2 ведущий.

Осень – жёлтенькое слово жёлтенькой картинки,
Потому что пожелтели листья на осинке!

1 ведущий.

Осень – ласковое слово, тёплые денёчки,
Потому что солнце дружит с лёгким ветерочком!

2 ведущий.

Осень – вкусненькое слово, варится варенье,
Потому что фруктов много, много угощенья!

1 ведущий.

Осень – радостное слово, вновь друзья встречаются,
Потому что снова в школу – вот как получается!

2 ведущий. Выступают учащиеся 2 класса Приложение 14 .

1 ведущий. Игра на внимание.

Прошу всех быть предельно внимательными. Объясняю игру: я говорю «огонь» - вы должны встать и сесть, я говорю «вода» – вы должны топнуть ногой, я говорю «солнце» - вы в ответ молчите, я говорю «град» - вы должны хлопнуть в ладоши, я говорю «ветер» - вы должны наклониться вправо-влево.

2 ведущий.

К ак хорошо в гостях у осени
Среди берёзок золотых.
Подольше б золото не сбросили,
Стоял бы лес багрян и тих.
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защищать от ветра шалого
Лесную праздную красу.

1 ведущий.

Зима, красавица суровая,
Ты подожди, ты не спеши!
Деревья жёлтые, багровые
Так праздничны, так хороши!
И о тебе, зима, сверкающей
Мы тоже будем песни петь,
Ты подожди, ведь мы пока ещё,
Хотим на осень поглядеть.

2 ведущий. Мы прощаемся с осенью, говорим ей спасибо за тёплые денёчки, за вкусные фрукты и овощи, за встречу с друзьями. Впереди – долгая зима… Но все вы знаете, что наша планета не стоит на месте. После морозной белоснежной зимы наступит красавица зелёная весна, а после весны придёт весёлое пёстрое лето, и вскоре мы вновь встретимся с золотой осенью.

Действующие лица : Царица Осень, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Пугало огородное.

Ход праздника

(Дети встают полукругом)

Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!
Мы рады, что вы пришли на наш праздник.

Птицы улетели, листья пожелтели
Дни теперь короче, длиннее стали ночи.
Кто знает, когда это бывает?

Дети: Осень!!

Песня про Осень

Дети садятся на места.

1-й ребенок :
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

2-й ребенок :
По лесным тропинкам ходит-бродит осень.
Сколько свежих шишек у высоких сосен,
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и летает над колючей елкой.

3-й ребенок :
Ходит осень по дорожке,
Промочила осень ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Солнце затерялось где-то.

4-й ребенок :
Ходит осень, бродит осень,
Листья с клена ветер сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый.

Танец с осенними листьями

Ведущий : Друзья, сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие. В дорогу мы возьмем ценный багаж: шутки и смех, песни и пляски, иначе нас просто не пропустят в сказочное осеннее царство. Попасть в сказку можно, если мы скажем волшебные слова.
Закройте и повторяйте за мной: «Раз-два-три! Дверь в сказку отвори!»

(Дети повторяют. Звучит музыка)

Откройте глаза. Кажется, мы на месте.

В зал входят три месяца: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь.
В руках у них свитки.

Сентябрь: Внимание! Внимание!
Сегодня государыня Осень соизволила пригласить всех своих подданных и заморских гостей на праздник!

Октябрь: (разворачивая свиток)
Внимание! Внимание!
Всем Илюшкам и Катюшкам!
Всем Андрюшкам и Надюшкам!
И всем присутствующим деткам!
Строгий приказ: веселиться, петь и плясать на празднике до упаду!
А кто ослушается и царскую волю не исполнит – не сносить тому головы!

Ноябрь: Внимание! Внимание! На праздник веселый прибудет сама государыня наша Осень.
Да вот и она сама! Встречайте! Музыка! Музыка!

Входит Царица Осень, садится на трон.
В дверях зала слышится какой-то шум.
Раздаются крики: «Сюда нельзя!», «Пропустите меня!»

Царица Осень: В чем дело? Кто осмеливается нарушить наше веселье?

(в зал вбегает Пугало огородное)

Пугало:
Я одеваюсь не по моде,
Весь век стою, как на часах.
В саду ли, в поле-огороде
На стаи нагоняю страх.
И пуще огня, хлыста или палки
Страшатся меня грачи, воробьи и галки.

Сентябрь: (Прикрикивает на Пугало)
Хватит тут загадками говорить,
Отвечай толком на вопрос Царицы!

Пугало:
Матушка-голубушка Осень!
Что же это такое делается? Заступись!
(Делает вид, что плачет)

Царица Осень: Ну, вот еще! На празднике плакать! Говори, что тебе надобно?

Пугало: Государыня! Я не какой-нибудь бездельник и лентяй. Я трудовое Пугало огородное. Все лето стою в саду-огороде, урожай хозяйский стерегу, не сплю, не ем, с любую погоду, и под солнцем, и под дождём. Работаю, не опуская рук. Ну вот, а меня на праздник не пускают! Говорят, наряд не модный. Какой уж выдали! А потом ведь, если я в модельном костюмчике на огороде буду стоять, кто же меня испугается?

Царица Осень: Не обижайся, Пугало. Теперь мы во всем разобрались. Проходи, присаживайся, будь гостем!

Пугало кланяется Царице Осени и, гордо подняв голову, держа метлу, как ружье , проходит к рядам стульев , где сидят участники праздника.

Сентябрь: (Обращаясь к Царице осени)
Дорогая матушка,
Мы, сыновья твои любимые.
Я, братец Октябрь и братец Ноябрь, решили сегодня потешить тебя, повеселить, да показать, на что мы способны. У каждого из нас есть помощники верные. Дозволь же, матушка, начать наш праздник!

Царица Осень: (Встает и объявляет)
Дозволяю начать праздник!
Повеселимся сегодня вволю, а то придумал кто-то, что осень – унылая пора.

(Обращается к Сентябрю)

Начинай-ка ты, Сентябрь-чародей, сынок мой любимый! Представь нам своих помощников.

(Царевич Сентябрь кланяется Царице Осени)

Сентябрь: Дорогая матушка, всем известно, что я богат овощами.
(обращаясь к детям)
Посмотри на огород.
Там столько овощей растет.
И на суп, и на обед,
На салат и винегрет.
Вот так чудо-огород!
Что здесь только не растет!

(Ставит корзинку в центр зала)

Частушки (Под мелодию «Ах вы, сени»)

Овощи (вместе):
Мы со скукою не дружим,
Нам теперь лопаты нужны.
Мы копаем огород,
Каждый песенку поет.

Кабачок:
Вот смотрите: очень важный
Весь в полоску кабачок.
То ли правый, то ли левый,
Греет солнышко бочек.
(Кладет в корзинку кабачок )

Лук: Почему же мы стоим,
Слезы льем все, как один.
Нас на грядке встретить рад
Луковой семьи отряд.
(Кладет в корзинку лук )

Картофель:
Вот красавица картошка
Утопает вся в цветах.
Кто у грядки появился,
Всяк ей низко поклонился.
(Кладет в корзинку картофель )

Помидор:
А вот в красную рубашку
Нарядился помидор.
«Ах, какой жених красивый!» —
Слышен всюду разговор.
(Кладет в корзинку помидор )

Морковь и Петрушка:
Вот с морковкою петрушка
Под гармонь поют частушки.
Хвалят – не нахвалятся:
«Какие мы красавицы!»

(Кладут в корзинку морковку и петрушку )

Овощи: (Вместе )
Мы копали не напрасно –
Урожай созрел прекрасный!
Будет нынче на обед
Самый вкусный винегрет.

Пугало: (ерзает на своем месте, вскакивает и обнимает метлу, танцует, громко напевая )
Во саду ли, в огороде пугало стояло.
Оно старою метлою птичек разгоняло.
(Пугало раскланивается во все стороны)

Пугало:
А я еще считалочки знаю.
Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз, два, три – огонь зажжем,
Кочерыжка, выйди вон! Эх!
(пляшет )

Пугало:
Эх, давно так не веселился!
Сентябрь, братец, ты отдохни, а я с ребятами поиграю.
У меня прям душа так и поет, так и поет!
Ребята, кто из вас помогает своим мамам борщ варить? А компот?

Дети: Я!!!
Пугало: Ух ты! Значит, овощи от фруктов отличить сумеете?
Дети: Да!

Игра «Вкусный обед»

Пугало: Здорово повеселились!
Сентябрь: Это точно! Спасибо, ребята!

Царица Осень: Молодец, сынок Сентябрь! (Обращается к царевичу Октябрю ) А теперь пришел твой черед, сын мой второй, Октябрь золотой! Покажи свое уменье и представь свои творенья!

Октябрь: Где мои помощники?

Гриб первый:
Я старый добрый боровик,
Самый важный лесовик.
И грибы со всех сторон
Дарят осени поклон.

Гриб второй
Я родился в день дождливый
Под березой молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
Отгадайте, кто такой?

Гриб третий:
Рядышком с иголками
Рыжики под елками.
Не малы, не велики,
И лежат, как пятаки.

Гриб четвёртый:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, —
Зовусь я подосиновик.

Песня «По грибы»

Царица Осень: Спасибо, сынок Октябрь! И твои помощники мне очень понравились. (Обращается к царевичу Ноябрю)
А теперь твоя очередь, сын мой серьезный, Ноябрь морозный!

Ноябрь: Уж не представляю, чем тебя, матушка, порадовать.
Сама знаешь, тоскливая пора – поздняя осень.

Пугало:
Брр-р-р! Ну что ты, царевич Ноябрь, тоску на нас нагоняешь. Дай-ка я тебе помогу — и матушку твою и гостей наших развеселю!

Ноябрь:
Ишь, какой умник выискался!
Откуда это ты знаешь, как цариц веселить?

Пугало:
Знаю вот! Тут у меня (стучит по голове ) кое-что имеется!
Я много чего знаю, еще и лекцию могу прочитать, как вежливым быть и не грубить гостям.

Царица:
Не обижайся, Пугало.
В самом деле, помоги-ка царевичу Ноябрю.
Что ты там придумало?

Пугало: (кланяется царице и ее сыновьям, а затем выходит на середину зала и загадывает загадку ).

Появилась в небе клякса.
Если клякса заревет,
Разбежится весь народ.
Только ветер был хитер,
Налетел и кляксу стер!

Дети: Туча!

Песня про зонтики.

Пугало: Ну что, царевич, повеселили мы тебя?
Ноябрь: Еще как. А может быть мы еще и потанцуем?

Танец «Чик и Брик»

Царица Осень:
Славно мы попраздновали сегодня.
Да, разная я бываю – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Я очень рада, что вы любите меня за щедрость, за красоту, за редкие, но славные теплые денёчки.
Спасибо, что пришли сегодня на наш чудесный праздник.
Низкий вам поклон!

(Кланяется вместе с месяцами. Пугало делает реверанс)

Ну а теперь, гости дорогие, принимайте подарки — щедрые плоды от моих сыновей. Эти фрукты сохранил для вас в наших садах Пугало.
Спасибо тебе!

Пугало: На здоровье! Мне было сегодня очень весело.
А то знаете, бывает иногда такая грусть-тоска от того, что только и слушаешь: кар-кар-кар, кар-кар-кар!

Царица Осень: На этом наш праздник завершается. Мы прощаемся с вами до следующего года.

(Ведущий говорит несколько слов благодарности родителям,
и дети уходят по группу).

Список использованной литературы:
1. Музыкальный руководитель № 5, 2008 г.;
2. Музыка в детском саду. Подготовительная к школе группа. Составитель Н.А. Ветлугина, И.Л. Джержинская, Л.Н. Комиссарова, М., 1993 г.;
3. Подвижные игры с песнями в детском саду // Составитель Н.Н. Долманова. М., 2004 г.;
4. Мы играем, танцуем, поём / «Ладушки». Спб., 2004 г.
5. И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. Развлечения в детском саду // Составитель Л.С. Фурмина, А.Е. Шибицкая. М., 1985 г.

Татьяна Каменская
Сценарий праздника «Прощание с осенью»

Цель : Помочь детям в праздничной игровой обстановке продемонстрировать свои умения : петь, танцевать, читать стихи. Повторить и закрепить знания о типичных особенностях осени ; о явлениях осенней природы : листопад, дождь, ветер; о времени сбора урожая. Вызвать положительные эмоции от общения с гостьей Осенью и участия в празднике .

Ход мероприятия:

Звучит музыка, дети входят в зал и рассаживаются на стульчики.

Вед : Туча солнышко закрыла,

Вот и осень наступила .

Больше теплых дней не жди.

Льют холодные дожди.

Взяли зонтики, на ножки

Натянули мы сапожки

И пошли в осенний лес ,

Где полным-полно чудес.

На опушке под кусточком

Притаились два грибочка.

Поклонюсь : не жалко спинку.

Ну-ка, живо марш в корзинку!

Сад в наряде желто-красном.

Величава и прекрасна,

Круглый год она красива,

Наша Родина - Россия!

Вед :Ребята о каком времени года говорится в этом стихотворении?

(Правильно, наступила осень , стало холодно. Листья на деревьях начали желтеть и опадать, а под деревьями в лесу прячутся грибочки). А мы с вами знаем песенку про грибочки? Давайте споем.

Дети поют песню про грибочки.

Сарафан надела осень ,

Пёстрый расписной.

Листик желтый, листик алый,

Листик золотой.

Соберем букет на славу,

Пышный и большой.

Листик жёлтый, листик алый,

Листик золотой.

И. Черницкая

Вед : Когда с деревьев опадают листья, их подхватывает ветер, они медленно кружатся в воздухе и тихо падают на землю. Как называется это явление природы? (листопад)

Осень , осень , листопад!

Желтым цветом убран сад.

И надолго птичьи стаи

В край далекий улетают.

Небо тучами покрыто,

Вся земля дождем умыта.

Осень , осень , листопад!

Желтым цветом убран сад!

А вот и Осень золотая

В гости к нам идет

И свои подарки

Малышам несет!

(Входит осень с корзинкой .)

ОСЕНЬ : Я - Осень золотая ,

На праздник к вам пришла ,

Осенние листочки

Всем деткам принесла.

Листики скорей берите,

вместе с ними попляшите!

(Танец осенних листочков . В конце танца прячут лица за листьями)

Осень : Ой, сколько листьев золотых, соберу скорей я их, (идет, собирает)

Да это же наши детки спрятались!

Осень : под фонограмму : («Цветной дождик» ) Как подует ветерок, улетай скорей листок, (дети бегут, садятся на стульчики) .

ВЕДУЩАЯ : Осень , милая, садись,

С нами вместе веселись!

Детки песенку споют

И стихи тебе прочтут.

(Поют песню про осень . Дети рассказывают стихи) .

Осенний клад

(Катя)

Падают с ветки желтые монетки.

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья, не считая.

И. Пивоварова

(Маргарита)

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

В. Берестов

(Ваня)

Наступила осень , пожелтел наш сад

Листья на березе, золотом горят

Не слыхать веселых, песен соловья,

Улетели птицы, в дальние края.

(Кира)

Осень , осень не спеши , и с дождями подожди

Дай еще нам лета, солнышко и света

(Милана)

Под кустом свернулся ежик

Мокрый и колючий

И косит над лесом дождик разгоняя тучи.

(Слава)

Дождик, дождик, кап да кап,

Ты б не капал бы на пап, ты б не капал бы на мам

Приходил бы лучше к нам

(София) Реже солнышко блестит

Теплыми лучами, к югу стая птиц летит, расставаясь с нами.

Частый дождик за окном небо тучкой плачет

Листья желтые кругом, Это осень значит .

Звучит музыка, в зал вбегает Дождинка (девочка из подготовительной группы) .

ДОЖДИНКА : Здравствуйте, дорогие ребятишки!

Я - Дождинка-хохотушка.

Я - Осени подружка !

Как чудесен мой наряд,

Всюду капельки висят,

Потому, что дождь и я -

Старые друзья!

ВЕДУЩАЯ : Что ж, Дождинка, оставайся,

Вместе с нами развлекайся!

Дождик с нами тоже дружен.

Все мы знаем, дождик нужен!

А мы и про дождик песенку знаем и сейчас для тебя ее споем. (Песня про дождик) .

ДОЖДИНКА : Какая красивая песенка! Скажите, ребята, а загадки вы отгадывать умеете?

Ребята : Да!

ДОЖДИНКА : Ну так слушайте :

В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь!

Дождь пройдёт – его ты сложишь!

И гулять под солнцем сможешь.

Если ясен горизонт, что оставим дома?

(Зонт)

ВЕДУЩАЯ : Как же плохо под дождём, если нет зонтика : мокнет одежда и волосы. А зонтик спасает людей от дождя и снега. Ой, ребята, кажется, будет дождь. А давайте поиграем с зонтиком!

Ведущая берет большой зонт и проводит игру "СОЛНЫШКО И ДОЖДИК", музыка М. Раухвергера, сборник " Музыка в детском саду": выпуск №2.

ДОЖДИНКА : Дождик, дождик все сильней!

ВЕДУЩАЯ : Под зонтик прячьтесь поскорей!

Дети бегут к ведущей и прячутся под зонтом. Игра проводится 2-3 раза.

А еще наши дети знают стихи про дождь :

Ребёнок 1 : (Дима)

Знаю я, что иногда

С неба капает вода.

Чтобы мне не намочиться,

Папин зонтик пригодится.

Ребёнок 2 : (Кирилл)

Если тучка хмурится и грозит дождём –

Спрячемся под Зонтиком, дождик переждём.

ДОЖДИНКА : Капал дождик на траву,

На деревья и листву.

Ваших деток не догнал,

Рассердился…. перестал.

Вы - чудесные ребята,

Я скажу вам честно,

Веселиться было с вами

Очень интересно!

Ну а мне домой пора,

Мама-тучка ждет меня.

Шапочки в подарок оставляю я,

И прощаюсь с вами , до свидания!

Звучит музыка, Дождинка убегает из зала.

ВЕДУЩАЯ : Дождинка убежала, что-то грустно стало!

Может мы в ладоши хлопнем? (хлопают)

Дружно ножками притопнем? (топают)

Потанцуем?

танец «На машине едет с поля урожай»

Дети стоят в кругу, у героев на головах соответствующие шапочки или маски овощей.

На вступление идут по кругу, притопывая ногами :

урожай :

И картошка, и лучок, огурец и кабачок!

Названные овощи выходят в круг и приплясывают, делая "пружинку".

ногами :

На машине, на машине с поля едет урожай :

Свекла и морковка погрузились ловко!

Названные овощи выходят в круг и приплясывают, выставляя ногу на пятку.

Дети идут по кругу, притопывая ногами :

На машине, на машине с поля едет урожай :

Тыква круглолицая спелостью гордится!

"Тыква" выходит в круг, танцуeт, затем дети выстраиваются друг за другом и "уезжают на машине".

ВЕДУЩАЯ : Вот и в нашем огороде осень наступила ,

Собирать ребята стали, что на грядках было!

Вот какой огород, все, что хочешь, в нем растет!

ОСЕНЬ : Ребята, а вы поможете мне собрать урожай? Тогда давайте с вами перевезем весь наш урожай в хранилище?

1 игра ПЕРЕВЕЗИ С ПОЛЯ УРОЖАЙ!

В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют по двое. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

ОСЕНЬ : А сейчас мы будем готовить обед.

Проводится 2 игра "Рассортируй овощи и фрукты".

Материал : муляжи овощей и фруктов, 3 подноса.

ХОД ИГРЫ : овощи и фрукты складывают на поднос, который лежит на столике, недалеко от центральной стены. Напротив стоят два стула, на которых лежит по одному подносу. Вызывают двух детей, одному надо подобрать овощи для борща, другому фрукты для компота.

ОСЕНЬ : Ай да детки, молодцы,

И танцоры, и певцы!

На прощанье буду рада

Вам, друзья, вручить награду.

За доброе к природе отношение,

К Осени внимание и уважение .

Есть для общего стола

Угощенье у меня!

Осень выносит корзину с фруктами.

Нету их вкусней на свете,

Ешьте витамины, дети!

Жалко с вами расставаться,

Но пришла пора прощаться .

Вед : Ребята, давайте попрощаемся с осенью .

Прощаются с Осенью и под музыку уходят из зала.

Прощание с Осенью

2-го и 3-го ноября детский сад отмечал Осенины, утопал в осеннем разноцветье красок, радовал яркими костюмами, песнями и плясками.

Праздник открывали наши очаровательные малыши - 2-я младшая группа. Они чудесно читали стихи, очень чисто и выразительно пели про дождик, вместе с Осенью играли, танцевали с листочками. Прощаясь, Осень подарила деткам кленовый листочек с сюрпризом. Пока искали сюрприз, за ширмой кто-то замяукал, вызвав неописуемый восторг малышей. На ширме появился Петушок. Он пел свою веселую песенку. «Ты мяукал здесь, дружок, милый Петя-петушок?»- спросила ведущая, но Петушок только рассмеялся. Он рассказал, что в маленьком домике живет кошка Мурка. Это она поет свои чудесные песенки. И вправду из домика показалась пушистая Мурка и запела, виляя хвостиком. Детки от души радовались, с удовольствием спели и станцевали для кошки танец «Тучка», а Мурка подарила им большую конфету.

Роли Петушка и кошки Мурки исполнила воспитатель Осокина С.В.

Ребятки средней группы поразили зрителей своим артистизмом, выразительным исполнением ролей. Дети воспитателей Печенкиной Т. Ю. и Терещенко Н.Г. всегда показывают свои таланты наилучшим образом.

В костюмах овощей они читали стихи, а звери рассказали о запасах на зиму.

Как эмоционально дети пели, с каким азартом играли с Пугалом (воспитатель Рябцева Е.В.), танцевали, водили хороводы!

Осень одарила малышей вкусными грибочками.

Дети старшей логопедической группы тоже потрудились на славу! Они выучили стихи, исполнили роли овощей и зверят, показали свои яркие костюмы, очень хорошо пели и танцевали. А наши солисты (Ася, Катя, Алиса и Лиза) вызвали бурю оваций своим пением.

Последними прощались с Осенью подготовительные группы. Три дочки Осени - Сентябринка, Октябринка и Ноябринка - загадывали детям загадки. Дети играли, пели, танцевали. Очень хорошо просмотрелась полька «Мухоморчики». Ребята в красных шляпках с белыми горошинами, в ярких красных бабочках, юбочках-пачках были просто восхитительны.

Варюша из логопедической группы исполнила песню «Девочка с моторчиком, а Замира и Саша - песни «Летите к югу, птицы» и «Удивительная лошадь». (Кстати сказать, Наталья Петровна, наш музыкальный руководитель, готовит девочек-солисток к выступлению на международном вокальном конкурсе «Сибириада»).

Всех потешил Рассеянный с улицы Бассейной в исполнении учителя-логопеда Сечкаревой Т.А. Он поиграл с ребятами в прятки, укрывая их волшебным платком, прочитал стихи про свою загрустившую лошадку. Вместе с песней «Удивительная лошадь» окончание праздника было удивительно гармонично и трогательно.

Огромное спасибо всем педагогам, принявшим участие в подготовке утренников, и особый респект - режиссеру-постановщику, воспитателю Скворцовой Н.Н., а также педагогам, воплотившим ее идеи - хореографу Воробьевой Л.В. (она же исполнила роль Осени на всех праздниках) и музыкальному руководителю - Белой Н.П.

Низкий Вам поклон за Ваш неоценимый труд и творчество!



Поделиться: