Знаки и символы веры в православии. Саидов Александр. Виноград- символ мудрости, бессмертия и жизни Что означает виноград в руках ангела

ВИНОГРАД - один из древнейших символов плодородия, изобилия и жизненной силы. Символ духовной жизни и возрождения как в языческом, так и в христианском мирах.

В Ветхом Завете виноградная лоза, принесенная посланцами Моисея из земли Ханаанской, - символ Земли Обетованной. Она представляет израильтян как богоизбранный народ; вместе с фиговым деревом она - символ мира и достатка.

Важность вина во многих религиозных ритуалах основана на символической связи винограда с Божественным благословением. Виноградная лоза была первым растением, посаженным Ноем после потопа.

Сок винограда напоминает человеческую кровь. В мистериях виноград является символом похоти и разврата. Гроздь винограда представляется как фаллический символ. Древнегреческий Дионис (римский Бахус) ассоциируется с лозой и виноградом; связанный с пирами Бахуса, Силена и их свиты, виноград может символизировать алчность и пьянство. Но виноград рассматривается также и как символ солнечного духа.

Виноград считается народной эмблемой в странах традиционного виноделия - Испании, Португалии, Франции, Греции, но он никогда не использовался в этих странах в официальной (государственной или религиозной) геральдике.

В христианстве

Виноградная лоза - один из символов Христа, сказавшего: «Я есмь виноградная Лоза, а вы ветви». Ветви (побеги) - ученики, а лоза и виноградные гроздья- вино и хлеб причастия, тело и кровь Христа. Лоза с листьями винограда или птицы, клюющие гроздья, указывают на центральное таинство Церкви - евхаристию (пресуществление вина в кровь Христову).

Часто лоза бывает вырезана возле алтарного распятия, на перегородке между алтарем и нефом церкви. Изображения лозы встречаются в архитектурном убранстве церквей, часовен и соборов. Виноградная лоза и ее ветви часто являются элементами вышивки, резьбы по дереву и камню, а также витражей. Виноградную лозу как символ Христа можно видеть во многих старинных деревянных церквах Европы, и особенно Англии. Иногда к растению привязываются маленькие таблички с именами и эмблемами апостолов. В этом случае ветви изображают Церковь как тело Христово, а гнездящиеся в ветвях птицы символизируют души верующих.

Виноградная лоза

Орнамент – мотив виноградной лозы

Виноград – один из древнейших символов плодородия, изобилия и жизненной силы. Виноградная лоза – один из символов Христа. Важность вина во многих религиозных ритуалах основана на символической связи винограда с Божественным благословением. Виноградная лоза была первым растением, посаженным Ноем после потопа.

Сок винограда напоминает человеческую кровь. В некоторых мистериях виноград является символом похоти и разврата, алчности и пьянства. Гроздь винограда иногда представляется как фаллический символ. Но виноград рассматривается также и как символ солнечного духа.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛО) автора БСЭ

Из книги Русский рок. Малая энциклопедия автора Бушуева Светлана

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Лоза Лоза, 1) кустарники или небольшие деревья рода ива с гибкими, хлыстовидными побегами. 2) Удлинённый гибкий стебель (побег) или ветвь некоторых кустарников, преимущественно ивы или

Из книги 100 магнитоальбомов советского рока автора Кушнир Александр

ЛОЗА ЮРИЙ В 1977 году Юрий Лоза начал работать в «Интеграле» Бари Алибасова. В составе «Интеграла» выступал на легендарном рок-фестивале Тбилиси-80. В 1983 перебрался в Москву и в конце года начал играть и петь в группе «Зодчие» (вместе с В. Сютки-ным и Ю. Давыдовым). Однако это

Из книги Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы автора Назарова Валентина Ивановна

Виноградная лоза Орнамент – мотив виноградной лозыВиноград – один из древнейших символов плодородия, изобилия и жизненной силы. Виноградная лоза – один из символов Христа. Важность вина во многих религиозных ритуалах основана на символической связи винограда с

Из книги Домашний винодел. Коллекция лучших рецептов автора Михайлова Людмила

Юрий Лоза + "Примус" Путешествие в рок-н-ролл (1983) сторона А Телефон-рокДевочка в бареМой приятель - "голубой"ДосталаПора по чуть-чутьСтарый лимузинсторона ВКупи мне, мама, джинсы! Дядя швейцар У меня мал папа Утро с похмелья Прелюдия Баба Люба Удивительно, но факт: за

Из книги Настольная книга домашнего винодела автора Михайлова Людмила

Из книги Ягодники. Руководство по разведению крыжовника и смородины автора Рытов Михаил В.

Из книги 365 секретов для красоты и здоровья женщины автора Мартьянова Людмила Михайловна

Крепительная виноградная водка Взять 400 г сахара, 50 г белого имбиря, 25 г кориандра, по 15 г кардамона, корицы, 6 г лепестков алых роз, 4 г мастики.Залить специи 1,2 л виноградного вина, когда настоится,

Из книги 40+. Уход за телом автора Колпакова Анастасия Витальевна

2.6.4. Смородина виноградная Другой сорт, вероятно происшедший от неаполитанской смородины, может быть также путем посева – винограднаячерная смородина (Schwarze Traube, parodie de raisins), называемая в продаже черной кистью и черным виноградом, отличается от своего родича

Из книги Я познаю мир. Живая природа от А до Я автора Любарский Георгий Юрьевич

Секрет № 235 Виноградная омолаживающая маска Сейчас виноград продают круглый год, и у тебя есть возможность питать и омолаживать свою кожу все сезоны в году.Соком винограда следует смочить полотняную салфетку или марлю, сложенную в несколько слоев, и наложить на лицо на

Из книги автора

Виноградная маска Требуется: 1 ч.л. жидкого меда, 2 ч.л. любого крема для тела, 5 ст.л. свежего виноградного сока.Приготовление. Тщательно перемешать ингредиенты до получения однородной массы.Применение. Нанести маску на чистую кожу тела. Через 15 мин ополоснуться теплой

Из книги автора

Виноградная улитка Один из самых крупных наших наземных моллюсков – виноградная улитка – питается подгнивающими зелеными частями растений и свежей зеленью. Во рту у нее находится мускулистый валик (язык), покрытый твердым колпачком с зубчиками, – так называемая терка.

Виноград с незапамятных времён является весьма почитаемым растением во многих мировых культурах. Бытует поверье, что в каждой ягоде живёт маленькая частица Солнца, дарящая вкусившему тепло, жизненную силу и радость. В символике изобилия также зачастую присутствует гроздь винограда. Для странника виноград талисман или изображение виноградной грозди олицетворяет связь с отчим домом, вселяет надежду, что он непременно туда вернётся, помогает унять тоску по родным местам и людям.

Тем, кто оказался в затруднительном материальном положении, виноград талисман не позволяет пасть духом. Этот древний символ изобилия напоминает о том, что богатства щедрой Вселенной принадлежат всем поровну, и для каждого уготована возможность преуспеть.

В Древней Греции виноград был неотъемлемой частью атрибутики божеств плодородия. Древние греки не разделяли это понятие на богатый урожай и рождение детей, доя них это были звенья одной цепи. И то, и другое представлялось им радостным событием, вселяющим уверенность в завтрашнем дне.

Виноделие и употребление вина рассматривалось как жертвоприношение Бахусу, он де Дионис. Этот бог не только знал толк в весельях и празднествах, но и цикл превращать вино в эликсир бессмертия.

Гроздь винограда символизирует умение безудержно наслаждаться жизнью в любых её проявлениях: предаваться страстям, устраивать пышные застолья, самозабвенно кичиться - то есть, не бояться выражать свою сущность и с благодарностью принимать посланные свыше плотские утехи.

В христианских священных писаниях виноград представлен как символ духовного возрождения и спасения во Христе. Элементы обрядов жертвоприношения, в которых вино символизирует кровь Спасителя, также имеют место быть, эти традиции особенно сильны и ярко выражены в католической церкви. На картинах, посвящённых библейской тематике, лист винограда служит единственным одеянием Евы, в то время как Адам отдавал предпочтение листьям инжира.

Нашим современницам талисман из листьев винограда или их имитации поможет избавиться от моральных страданий, тоски, поскорее забыть безответную любовь. Виноградный лист способствует хорошему настроению и бодрости духа.

В магии широко практикуются любовные обряды с использованием виноградных плодов и других фрагментов растения.

Магам известен один непростой и небыстрый, зато практически безотказный приворот. Если посадить виноград во дворе избранника, и это особое растение приживётся и пойдёт в рост, по мере его развития приворожённый будет влюбляться всё сильнее.

Это далеко не единственный ритуал в любовной магии, атрибутом которого служит виноград. Он является полноправным и незаменимым участником многих ритуалов и церемоний.

С виноградом связано немало примет. Если в вашем доме поселилась скука, выгнать непрошенную гостью помогут виноградные листья. Сделайте из них букеты, композиции и украсьте ими интерьер. Чем гуще, тем лучше - ограничений и требований к внешнему виду нет, можете просто разбросать их по полу, если того пожелает ваша фантазия. Будьте уверены, радостные события, новые увлечения, долгожданные люди скоро сами постучатся в ваш дом.

Если держать при себе девять дней подряд девять листьев винограда, Судьба вознаградит вас неожиданным приятным сюрпризом.

В эзотерике виноград признан "чистым" растением, которое черпает энергию исключительно из космоса, ему чужды такие явления, как энергетический вампиризм или связь с нечистой силой. Виноград талисман повышает жизнерадостность и придаёт уверенность в себе. Будучи эмблемой благополучия, талисман повышает шансы на финансовый успех. Своим видом виноград всякий раз напоминает владельцу, зачем он пришёл в этот мир: чтобы быть счастливым.

Не случайно название Талисман получил один из реально существующих сортов винограда.


Виноград- Символ мудрости (in vino veritas). Гроздь винограда - атрибут божеств плодородия и сельского хозяйства. Виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие. Наиболее часто он ассоциируется с Дионисом (Бахусом) и символизирует жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью. Миф о Дионисе, прошедшем через страдания и возрождение, напоминает историю Иисуса, изрекшего: "Я есмь истинная виноградная лоза", в полном соответствии с теми многочисленными традициями, где воплощением бога служила лоза. Сок ее - это Свет Духа, ягоды - Святое причастие, а вино - кровь Христова. Этот же мотив используется в христианской иконографии: Христа, как жертвенного Агнца Божьего, изображают между гроздьями винограда. Иногда листьями винограда прикрывают половые органы Евы, как противопоставление мужскому фиговому листу. Виноградная лоза символизирует также упоение, гостеприимство, оргии, кипящую жизнью молодость.




В исламе имеет место двойственное отношение к вину. Легенда рассказывает, что архангел Джебраил (Гавриил), который выводил Адама и его еще по имени не названную жену из райского сада, сострадая к провинившимся, протянул им гроздь винограда из закрытого отныне для них навсегда сада. Согласно другой версии, его посох увлажнился от слез сострадания, зазеленел и дал побеги, и плоды его были как слезы ангела, круглые и сладкие. Однако дьявол Иблис напустил посредством колдовства на это растение порчу, и поэтому виноград стал, несмотря на свое происхождение как дара ангела, лишенным благодати. Хотя его потребление и сегодня строго запрещено всем верующим, однако в раю особо избранные пьют "вино, которое запечатано мускусом, пробуждающим жажду так, что они постоянно взывают к нему. И вино смешивается с водой источника Тасмин, из которого пьют приближенные Аллаха, его избранные". Также в райском потоке течет "вино, которое пьющим восхитительно по вкусу, но они не напиваются допьяна". В глубинно-психологической символике сновидений, согласно Эппли, появление вина свидетельствует о встрече с духовно-душевным содержанием личности, а не об "алкоголе" в реальном смысле. "






В средневековой символике часто проводилось сравнение Христа с виноградной лозой, а его учеников - с ее ветвями. Крест и древо жизни нередко изображаются как виноградные лозы, а сбор винограда - как символ Страшного суда в конце времен.


Символ мудрости (in vino veritas). Гроздь винограда - атрибут божеств плодородия и сельского хозяйства. Виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие.


Вино пробуждает в человеке дикость, склонность к грязи. Согласно древней раввинатской притче, Дьявол закопал среди корней самого первого, посаженного Ноем, виноградника, льва, овцу и свинью. Поэтому и человек, пьющий вино, нередко уподобляется какому-то из этих трех животных. "Вино пей в меру, и жизнь будет размеренной... Радуй душу и сердце. Здоровьем души и тела" (Екклезиаст 31: 32-37).





В средневековом сборнике новелл "Геста Романорум" (ок. 1300) об этом говорится так: Ной нашел дикий виноград, который называли лабруска - по меже (лабра) между пашней и дорогой. Так как этот виноград был кислый, он взял кровь четырех животных, а именно: льва, агнца, свиньи и обезьяны, смешал ее с землей и сделал из этого навоз, который он положил на корни дикого винограда. Так благодаря этой крови виноград стал сладким... Благодаря вину многие люди становятся львами, обнаруживая гнев, и потому теряют голову. Некоторые становятся стыдливыми, как ягнята, другие превращаются в обезьян вследствие любопытства и безоглядной веселости, которые у них появляются. О "свинских" последствиях опьянения текст не говорит ничего, поскольку этого рода воздействие и без того хорошо было известно.





Александр Саидов - краснодарский художник, родился в 1970 г. в ст. Павловской Краснодарского края. Отец — известный художник-реалист Сейфулла Саидов. В 1989 г. Александр закончил Краснодарское художественное училище. С 1995 года член Союза художников России, а с 1991 - участник городских, краевых и зональных выставок.
Разнообразие сюжетов картин поражает, кажется, что кисти художника подвластно все - и пейзажи, и натюрморты, и море, и животные, и цветы, и архитектора, а мастерство выше всех похвал. При этом его работы могут быть и потрясающе реалистичны
ми, и таинственными, и фантастичными. Картины этого замечательного художника находятся в частных собраниях в России, Германии, Турции, США, Австралии, Таиланде и других странах.


Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.

Мир "иной" приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывалось людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из "языческих" образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания, где даже у самых пламенных атеистов дремлет жажда богопознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. Они оказываются подобными дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь в христианстве. Отметим, что в дохристианском мире в наибольшей полноте была просвещена Богом ветхозаветная Церковь. Израиль знал путь познания Единого Бога, а следовательно, и язык его символов был наиболее адекватным тому, что за ними стояло. Потому многие ветхозаветные прообразовательные символы естественно входят в христианскую символику. Объективно это связано и с тем, что первыми христианами были в основном выходцы из иудейской среды.

Символизм христианского искусства этой поры был проявлением "естественного" для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца.

Отношение к непосредственному изображению Бога и "мира невидимого" было неоднозначным даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму.

Художественно передать тайну Воплощения и Креста представлялось весьма трудной задачей. По замечанию Леонида Успенского, "для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ". Этим и объясняется обилие символов в раннехристианском искусстве.

Богатый материал для изучения раннехристианской символики дают творения Климента Александрийского, который пишет о предпочтительных для христиан изображениях. Сплав образов ветхозаветных и общекультурных мы находим в гимне Христу его сочинения (ок. 190 г.):

15 Подпора страждущих,
Вечный владыка,
Смертного рода
Спаситель Иисус,
Пастырь, пахарь,
20 Кормило, устье,
Крыло Небесное
Святого стада.
Рыбарь всех смертных,
Тобою спасенных
25 В волнах неприязненных.
Из моря нечестия
Сладкою жизнью уловляющий,
Веди нас, овец
30 Разумных Пастырь
Святый, веди нас,
Царь детей непорочных.
Стопы Христа -
Путь Небесный.

Здесь мы приведем лишь основные символы из той совокупности древнехристианской символики, которая передает целостную картину миропонимания Церкви и чаяния Небесного Царствия.

Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви - Спасителем, Его крестной смертью и утвержденным Им таинством Богообщения - Евхаристии. Таким образом, главные евхаристические символы: хлеб, виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, - получили наиболее широкое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались на священных сосудах и предметах обихода христиан. К собственно евхаристическим символам относятся изображения виноградной лозы и хлеба.

Хлеб изображается и в виде колосьев (снопы могут символизировать собрание Апостолов), и в виде хлебов причащения. Приведем рисунок, явно апеллирующий к чуду приумножения хлебов (Мф 14:17-21; Мф 15:32-38) и в то же время изображающий хлеб Евхаристии (о символике изображения рыбы см. ниже).

Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие.Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения - способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом - рая; в этом значении лоза еще долго используется в качестве декоративного элемента. Вот совершенное изображение лозы из мозаик мавзолея Сан-Констанца в Риме.

К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.

Виноградная лоза, чаша и крестообразная монограмма Христа.

Приведем фрагмент равеннской мозаики VI в., изображающей лозу, монограмму Христа и павлина, - птицу, символизирующую возрождение к новой жизни.

С самим Спасителем связаны изображения рыбы как своеобразной отсылки к имени Христа; Доброго Пастыря (Ин 10:11-16; Мф 25:32); Агнца - Его ветхозаветного прообраза (например, Ис 16:1, ср. Ин 1:29), а также Его имени , выраженного в знаке (монограмме) и в прикровенном изображении Креста в образе якоря, корабля .

Остановимся прежде всего на монограмме имени Христова. Эта монограмма, состоящая из начальных букв Х и Р, получила большое распространение, возможно, начиная с апостольских времен. Мы находим ее в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и пр. Возможно, монограмма восходит к словам Апокалипсиса о "печати Бога Живого" (Откр 7:2) и "новом имени побеждающему" (Откр 2:17) - верному в Царствии Божием.

Греческое название монограммы crisma (собств. "помазание, миропомазание") может переводиться как "печать". Форма монограммы существенно видоизменялась с течением времени. Древние формы: . Наиболее раcпространенный вариант усложняется в раннеконстантиновское время: , ок. 335 г. он преобразуется в (исчезает буква Х). Такая форма имела большое распространение на востоке, особенно в Египте. Нередко она украшается пальмовыми ветвями или утверждается в лавровом венке (античные символы славы), сопровождается буквами и . Приведем изображение детали саркофага II в., в которой собственно хризма не присутствует, но значение сохраняется. Такое употребление и восходит к тексту апокалипсиса: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель . (Откр 1:8; см. также Откр 22:13). Начальная и конечная буквы греческого алфавита являют таким образом Божественное достоинство Иисуса Христа, а их соединение с Его именем (хризма) подчеркивает "...Его собезначальное бытие со Отцем, Его отношение к миру, как первоисточника всего и конечной цели всякого бытия". Таково изображение хризмы на монете императора Константина II (317-361).

Дополнительной отсылкой ко Христу могла служить надпись, которая была шифрограммой Его имени Christos - ikhthus, "рыба". Помимо простого анаграммного сходства, это слово приобретало и дополнительную символическую нагрузку: его читали как аббревиатуру фразы Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель , Iesus Christos Theu Yu Sotir. Ср. серебряную пластинку IV в. (Трир).

Изображение хризмы - постоянный мотив христианского искусства. Приведем и интересный современный графический вариант хризмы - эмблему журнала "Sourozh".

Все эти изображения - действительно тайнопись: за известными формами букв алфавита и др. скрывается образ Распятия Воплотившегося Бога и возможность для человека измениться через приобщение к тайне Креста.

Таково изображение на могильном камне (Тунис, VIII в.).

К таким образам относится также и якорь - символ христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям (Евр 6:18-20). Вот изображение якоря из римских катакомб.

В раннехристианской гемме сливаются изображения креста и якоря. Его сопровождают рыбы - символы Христа, а из основания произрастают пальмовые ветви - символы триумфа. В прямом смысле, как образ спасения, используется якорь в изображении с двумя уловляемыми рыбками-христианами из римских катакомб II века. А это - еще один, графически проработанный вариант того же сюжета.

Другой распространенный символ - корабль, который также нередко включает образ Креста. Во многих древних культурах корабль - символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани - смерти.

Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью. Церковь как корабль, ведомый Христом, - распространеннейшая метафора (см. выше в гимне Климента Александрийского). Но и всякий христианин тоже может уподобляться кораблику, следующему за кораблем-Церковью. В христианских изображениях корабля, несущегося по волнам житейского моря под знаком креста и направляющегося ко Христу, адекватно выражен образ христианской жизни, плод которой - обретение вечной жизни в единении с Богом.

Обратимся к образу Христа - Доброго Пастыря. Основной источник этого образа - евангельская притча, в которой Сам Христос называет Себя так (Ин 10:11-16). Собственно образ Пастыря коренится в Ветхом Завете, где нередко предводители народа израильского (Моисей - Ис 63:11, Иисус Навин - Числ 27:16-17, царь Давид в псалмах 77, 71, 23) называются пастырями, о Самом же Господе говорится - "Господь, Пастырь мой" (Пс Господе говорится - "Господь, Пастырь мой" (Пс 23:1-2). Таким образом, Христос в евангельской притче указывает на исполнение пророчества и обретение утешения народом Божьим. К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян - паствой.

Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл - власть; флейта - сладость Его учения ("Никто никогда не говорил так, как этот человек" - Ин 7:46) и упования, надежды. Такова мозаика начала IV в. базилики из Аквилеи.

Художественными прототипами образа могли послужить античные изображения пастуха, покровителя стад Гермеса, с ягненком на плечах, Меркурия с барашком у ног - образ Богообщения. Агнец на плечах Доброго Пастыря божественной радости о пропавшей овце - кающемся грешнике - в Евангелии от Луки (Лк 15:3-7), где раскрывается и пророчество Исайи: "Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей, и водить дойных" (Ис 40:11). Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, "полагающего жизнь свою за овец" (Ин 10:11), к людям. Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству.

С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец <...> будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17). Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии.

Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы - апостолы или, шире, вообще христиане. Агнец из мозаик Равенны (VI в.) изображен с нимбом, на котором - хризма; тем самым его соотнесенность с Христом предстает как совершенно бесспорная.

Изображение Христа в виде Агнца намекало на тайну Крестной Жертвы, но не обнаруживало ее перед нехристианами; однако во времена широкого распространения христианства оно было запрещено 82 правилом VI (V-VI) Вселенского собора 692 г., поскольку первенство в почитании должно принадлежать не прообразу, а самому образу Спасителя "по человеческому существу". По отношению к "прямому образу" такие символы являлись уже пережитками "иудейской незрелости"



Поделиться: