Михаил (Чуб), архиепископ Тамбовский и Мичуринский. Михаил (Чуб)

Попов Михаил

Михаил ПОПОВ

Научились у нас готовить шашлыки. Пять больших сочных кубиков свинины, политых томатным соусом и присыпанных зеленым луком. Соленый помидорчик, кусочек хлеба. Чего не хватает? Правильно, пива! Я взял бутылку "Клинского".

Весна. Рынок возле метро. Солнце, небо синее, облака охотно отражаются в грязных лужах. В торговых рядах хрипит "Комбат".

Грязная местная собака осторожно обнюхала мое колено. Посмотрела в глаза. Нет, дорогая, все сам, и мясо, и пивко.

Я взял ломкую пластмассовую вилку, пощекотал первый кусочек мяса, втянул носом запах. И тут на мой стол упала тень. Я скосил взгляд - два мента.

С автоматами. Морды мрачные.

Распиваем?

Да я покушать...

Документы.

Я похлопал себя ладонями по карманам, хотя отлично знал, что никаких документов у меня с собою нет. Вышел ведь за картошкой, а не в загранплавание.

Пройдемте!

Спорить бесполезно. Даже если ты не виноват перед законом, то виноват перед милицией. Тем более парни при автоматах. Но я все же попытался отыскать какие-то аргументы в пользу того, чтобы остаться при своем пиве. Обшарпанный ствол одного из автоматов коротко и больно уткнулся мне в ребро.

Не задерживайте!

И я не стал задерживать. Бросил только взгляд глубокого сожаления в сторону своего шашлычка. Видимо, для того чтобы меня не мучили мысли о его дальнейшей судьбе, один из ментов, добрый, который не тыкал в меня автоматом, спихнул мясо под ногу стола. Моя знакомая собака, ничуть не удивившись подарку судьбы, начала слизывать кетчуп со свинины.

Посадили меня в тряский "уазик" и повезли. Когда мы миновали хорошо знакомый поворот к отделению милиции, в глубине моего возмущенного недоумения зародилось новое чувство. Я понял, что дело обстоит хуже, чем можно было предположить вначале. Я припал к зарешеченному окошку. "Уазик" трясся в сторону центра. Та-а-к. Я нервно повернулся к старшему милиционеру, и в тот самый момент, когда я собрался открыть рот, его мне одним профессиональным движением заклеили липкой лентой. Вдобавок ко всему на руках защелкнулись наручники.

Конечно, я затрясся, яростно загундосил, стал возмущенно выпучивать глаза. Мол, ошибка, страшная ошибка здесь! И тут по мозгу полоснуло чем-то черным: Чечня! Мама родная! До чего дошло! Переодеваются ментами и ловят прямо в Москве! Но я же не банкир, не генерал. Простой работяга. Что с меня взять, кроме квартиры, да и та на тещу записана. Дача-сараюшка на шести сотках. Ничего больше нет. Они заставят Валю продать квартиру, и она с двумя маленькими детьми... Я свирепо дернулся, но почувствовал, что делаю это зря. Меня держали лапы-капканы.

"Уазик" выскочил на Садовое кольцо и покатил к Курскому вокзалу. Сердце у меня упало и запрыгало на ледяном полу. Вокзал? Значит, точно - Чечня! Сейчас впихнут в ящик под лавку, через сутки в Грозном, потом горы, отары... Может быть, на всю жизнь. Валька ведь откажется продавать квартиру. Она будет даже рада от меня, дурака, избавиться.

Не доезжая до площади Курского вокзала, мы свернули в переулок.

Все правильно. Не потащат же они человека с заклеенным ртом прямо через здание вокзала. Подвезут к какому-нибудь заднему входу... Господи! Ну почему я?! Мало ли у нас людей с большими деньгами. Если разобраться, я не такой уж враг чеченского народа. В душе я даже слегка осуждал, когда бомбили эти, Семашки.

Остановились мы, как я и предполагал, в полутемной подворотне возле укромной двери. Она распахнулась на мгновение, и я влетел туда на руках моих угрюмых архангелов, как невесомый. Далее полет продолжился на лифте. Вверх. Зародились первые сомнения насчет Чечни. После лифта была мягко освещенная лестничная клетка. Двухстворчатая железная дверь без номера. Она тоже открылась как бы сама собой, и вот я уже в роскошной прихожей. Такие жилищные условия мне приходилось видеть только в телепередаче "Герой дня без галстука".

Я не успел как следует осмотреться, откуда-то слева ко мне вышел большой лысый толстяк в спортивном костюме. Старший мент доложил ему, что вот, мол, доставлен. Толстяк включил в прихожей дополнительный свет и одним длинным движением освободил мой рот от клейкой ленты, попутно выдирая волоски из верхней губы. Из глаз моих непроизвольно потекли слезы. Толстяк, что-то успокаивающе шепча, приподнял двумя пальцами мой подбородок, потом отступил на шаг, наклонил голову, прищурился. Каждое свое движение он сопровождал тихим восклицанием "отлично, отлично!". Велел ментам повернуть меня в профиль, в последний раз произнес свое восклицание и громко приказал:

Меня поволокли в глубь квартиры по коридору. Я оказался в ванной комнате с черными мраморными стенами. Ванна была огромная, треугольная, с золотыми кранами. В ней бились буруны воды и дрожали горы пены. Больше я ничего не успел рассмотреть, с меня начали быстро и умело снимать одежду. Тут я совсем успокоился. Перед отправкой в Чечню не моют. Мне было немного неудобно за состояние моего бельишка. По правде сказать, не меняно оно было уже больше недели. Хотя, что это я о ерунде. Неплохо все-таки было бы узнать, чего им, собственно, от меня надо?!

Я не успел ничего сказать, меня окунули с головой. Мыли старательно, но быстро. Не снимая с меня наручники.

Вытерли огромным махровым полотенцем. Надели длинный, пахучий халат.

Стричься! - последовала новая команда толстяка.

Через несколько секунд я уже сидел в кожаном кресле перед широким зеркалом и перед столом, уставленным яркими флаконами и банками. В зеркале появился хмурый мужчина в халате, он завязал мне на горле крахмальную салфетку и взял в руки опасную бритву. Я попытался встать и объясниться, напрасно пытался, меня по-прежнему держали очень крепко.

Толстяк показал человеку с бритвой какую-то фотографию.

Баки эти, естественно, к черту.

Лезвие радостно блеснуло в пальцах хмурого мужика.

Послушайте,- сдавленно произнес я и смолк. Я хотел сказать, что специально ношу длинные виски, мне это кажется красивым. Даже если я не прав, это не повод, чтобы налетать на меня с заточенным железом. Но ничего этого я не сказал. Подозреваю, что на мои слова никто не обратил бы ни малейшего внимания.

Баками дело не ограничилось. Мне "подняли" затылок, расширили лысину и устроили завивку чуба. С этим было особенно много возни. Толстяк несколько раз браковал работу парикмахера. Последним аккордом была большая родинка на правой щеке. Толстяк осмотрел меня внимательнейшим образом и остался настолько доволен, что велел снять с меня наручники. Я тут же, даже не помассировав запястья, потянулся к новой своей прическе.

В 2005 году исполнилось 20 лет со дня кончины архиепископа Тамбовского и Мичуринского Михаила (Чуба). В связи с этим хотелось бы кратко остановиться на основных этапах служения владыки Михаила Церкви и отечеству.

Будущий архиепископ Михаил родился 18 февраля 1912 года в семье диакона Андрея Трофимовича Чуба, служившего в храме в честь Божией Матери “Всех скорбящих Радость” в Царском Селе, ныне г. Пушкин Ленинградской области. Впоследствии отец его был рукоположен во пресвитера к Константино-Еленинскому храму в Царском Селе, в котором прослужил около 20 лет. Все детские воспоминания архиепископа Михаила связаны с этим храмом, который он полюбил с первых лет своей жизни. Воспитание в духовной атмосфере определило и дальнейшее направление жизни и деятельности будущего епископа. У него рано появилась любовь к молитве (с детства он наизусть знал акафист Божией Матери), любовь к уединению, к чтению святоотеческих творений, которые стали постоянными спутниками его жизни.

Среднее образование получил в первой трудовой школе Царского (позднее Детского) Села. С 1933 по 1935 гг. работал библиотекарем-переводчиком во Всесоюзном институте растениеводства в Пушкине. В 1935 г. вместе с родителями был выслан в административном порядке в Казахстан. После ссылки в конце 1930-х гг. получил возможность проживать с родителями в г. Рыбинске. Заочно обучался в институте иностранных языков, который окончил в 1940 году. Способности к языкам владыка Михаил унаследовал от своих родителей и особенно от матери, которая знала несколько европейских языков. Сам архиепископ Михаил владел французским, немецким и английским, знал другие европейские языки, а также древнееврейский.

В годы Великой Отечественной войны Михаил Андреевич преподавал иностранный язык в танковом училище в г. Рыбинске. Он был удо­стоен правительственных наград, в частности медалей “За победу над Германией в Вели­кой Отечественной войне 1941-1945 гг.”, “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” .

В 1947 году поступил в Ленинградскую Духовную академию, где сблизился с известным патрологом профессором А. И. Са­гардой, который оказал большое влияние на формирование его богословских интересов. М. А. Чуб с увлечением изучал духовное наследие священномученика Мефодия Олимпского (Патар­ского; ум. ок. 311). Исследование и богословское осмысление его творений стало делом всей жизни владыки Михаила.

В 1950 году окончил Ленинградскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение “Святой Мефодий Олимпийский. Его жизнь, творения и богословие”. 11 июня 1950 года епископом Лужским Симеоном (Бычковым) рукоположен во диакона целибатом, а 12 июня того же года - во пресвитера к академическому храму во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

По окончании Академии был оставлен преподавателем общей церковной истории в Семинарии. Впоследствии он преподавал различные предметы, но особым признанием коллег и студентов пользовались его академические лекции по истории Древней Церкви, которые он начал читать в 1953 г., став доцентом ЛДА по кафедре патрологии. В библиотеке МДА хранится труд отца Михаила, который является первой (машинописной) публикацией трудов святителя Мефодия Патарского, извлеченных из славянского сборника его творений, хранящегося в Государственной публичной библиотеке в СПб. Для сравнения отец Михаил привлек еще более 15 рукописей. Этот труд в 1967 г. архиепископ Михаил подарил ныне заслуженному профессору МДА К. Е. Скурату с памятной надписью: “Соратнику по патрологическим занятиям от автора”. Отец Михаил был одним из академических наставников будущего Святейшего Патриарха Алексия II, êîòорый в эти годы обучался в ЛДА.

Отец Михаил становится одним из сподвижников митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), который рекомендовал его Святейшему Патриарху Алексию для включения в состав различных комиссий и делегаций. В своей автобиографии архиепископ Михаил писал: “С 1953 г. по настоящее время выполняю различные поручения патриархии, связанные с работой в отделе внешних церковных сношений и с участием в различных комиссиях” . В частности, 3 января 1953 г. Митрополит в своей телеграмме рекомендовал направить в Финляндию “по делу о нестроениях в Никольском приходе в Финляндии и затруднениях в Валаамском монастыре” священника Михаила Чуба и протоиерея Медведского. Патриарх Алексий направил соответствующее ходатайство в Совет по делам РПЦ. В сентябре 1945 г. митрополит Григорий посетил Финляндию, после чего взял на себя управление русскими православными общинами и монастырями в этой стране. Владыка Ми­хаил посвятил возвращению Никольского прихода в Хельсинки специальную статью в ЖМП . Постановлением Святейшего Пат­риарха Алексия и Священного Синода от 16 октября 1953 года доценту ЛДА священнику Михаилу Андреевичу Чубу определено быть епископом Лужским, викарием митрополита Ленинградского и Новгородского по управлению Патриаршими приходами в Финляндии. 4 декабря 1953 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) пострижен в монашество с тем же именем, только теперь в честь Архистратига Михаила, и возведен в сан архимандрита. 13 декабря того же года хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. Ему же было поручено управление Патриаршими приходами в Финляндии. Хиротонию совершали: митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), архиепископ Херсонский и Одесский Никон (Петин); епископы: Таллинский и Эстонский Роман (Танг), Костромской и Галичский Иоанн (Ра­зумов). В своей речи при наречении архимандрит Михаил сказал: “Я не искал высокого сана, которым вы готовы облечь меня по из­бранию Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Право­славной Церкви. Правда, я всегда, с раннего детства, стремился к тому, чтобы слу­жить Господу Иисусу Христу, служить Святой Церкви. Одна­ко мне казалось, что это мое стремление осуществляется наилучшим обра­зом здесь - в духовной школе, в священнослужении в иерейском сане, в занятиях над любимыми книгами и рукописями” . Епископ Михаил был первым архиереем, окончившим возрожденные духовные школы.

14 декабря 1953 г. Патриарх Алексий в своем дневнике записал: “Вернулись из Ленинграда Епископ Иоанн и Архиепископ Никон. Там в воскресенье вчера состоялась хиротония Архимандрита Михаила (Чуб) во Епископа Лужского” . В дневниках Патриарха Алексия имя епископа Михаила встречается достаточно часто. С уважением и глубокой любовью относился епископ Михаил к Предстоятелю Русской Церкви. В начале 1954 г. он направил Патриарху поздравление с новым годом и Рождеством, называя Патриарха “любимым отцом и молитвенником”.

Епископ Михаил управлял Патриаршими приходами в Финляндии до 11 ноября 1954 г. В Финляндии он побывал три раза . Исполняя это послушание, епископ Михаил много сделал для пре­старелых иноков Валаамской обители. Как ве­ликую святыню хранил он поднесенный ими в знак благодарности за проявленную заботу образ преподобного Серафима Саровского, написанный на части камня, освященного тыся­чедневной молитвой Преподобного . Летом 1954 г. в связи с возобновлением гонений на Церковь митрополит Григорий (Чуков) выступил с резко критикующей действия властей речью перед учащимися Ленинградской Духовной академии и отправил соответствующее письмо в Совет по делам Русской Православной Церкви. Под давлением властей 11 ноября 1954 г. Священный Синод принял решение об освобождении его от управления Псковской епархией и от настоятельства в Псково-Печерском монастыре; одновременно было принято решение “освободить епископа Лужского Михаила от поручения по приходам Патриархии в Финляндии с переименованием его епископом Старорусским в помощь Митрополиту Ленинградскому Григорию по управлению Новгородской епархией” . 1 февраля 1955 года епископ Михаил был освобожден от преподавания в Академии и назначен епископом Вяземским с временным управлением Смоленской епархией.

Епископ Михаил хода­тайствовал перед Святейшим Патриархом Алексием о предоставлении возможности за­вершить курс лекций в Академии. Как он сам вспоминал впоследствии, грустно было, не окончив чтения годичного круга лекций, остав­лять академическую кафедру, хотя и ради ка­федры святительской. Ходатайство было удов­летворено. В апреле 1955 года епископ Михаил ут­вержден епископом Смоленским и Дорого­бужским.

Одним из важных направлений служения владыки Михаила было участие в различных межконфессиональных встречах. В 1956 г. в Москве была проведена православно-англиканская конференция. Епископ Михаил возглавлял православную сторону, англиканскую делегацию - архиепископ Йоркский А. Рам­сей. Участники конференции обсудили вопросы вероучительного авторитета Священного Писания и Предания, Вселенских Соборов, таинств, почитания святых, а также вопрос о границе между догматом и теологуменом .

В ноябре 1956 г. Патриарх Алексий намеревался направить епископа Михаила в США как представителя Московского Патрархата для участия в суде по вопросу о соборе в Нью-Йорке, который оспаривал Митрополичий округ во главе с митрополитом Леонтием (Туркевичем). Однако поездка не удалась из-за трудностей с получением визы.

С 1957 по 1959 гг. епископ Михаил был заместителем председателя ОВЦС митрополита Николая (Ярушевича). С 1 августа 1957 по 5 марта 1959 года одновременно со Смоленской он управлял Берлинской и Германской епархией. 15 августа 1957 г. Германское благочиние было выделено из состава Среднеевропейского Экзархата и вновь было преобразовано в самостоятельную епархию, а правящему архиерею, которым стал епископ Михаил, был возвращен титул Берлинский и Германский . Зная в совершенстве немецкий язык, епископ Михаил два раза выезжал в ГДР и один раз в Западный Берлин, он сумел усилить епархию таким образом, что она из вчерашнего благочиния превратилась в центр Среднеевропейского Экзархата, что произошло в 1960 г. В марте 1958 г. Совет по делам религий обратился в комиссию по выездам за рубеж при ЦК КПСС с просьбой разрешить двухнедельную поездку епископа Михаила в Германию (ГДР и ФРГ) “для ознакомления на месте с церковным состоянием в епархии и для практического проведения в жизнь планов патриархии по возвращению раскольнических карловацких приходов в юрисдикцию МП” . Одновременно епископ Михаил выполнял и другие послушания, связанные с деятельностью ОВЦС. Так, 29 августа 1957 г. Патриарх Алексий записал в днев­нике о том, что его посетил епископ Михаил, “сопровожда­ю­щий коптов, вернувшихся сегодня из Киева”.

С 10 по 23 сентября 1957 г. епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил сопровождал Святейшего Патриарха Алексия во время его поездки в Болгарию в связи с торжествами, посвященными 80-летию освобождения Болгарии от турецкого ига. 17 сентября в древнем Рыльском монастыре епископ Михаил совершил всенощное бдение и произнес проповедь, посвященную значению подвига святых . 19–20 сентября епископ Михаил совершил всенощное бдение и литургию в софийском храме святого Николая Московского Патриархата. Обе службы сопровождались проповедями о значении праздника . Подробный отчет о поездке, как отмечает в своем дневнике Патриарх Алексий, по прибытии в Одессу составил епископ Михаил . Летом 1958 г. епископ Михаил посетил Ламбетскую конференцию Англиканской церкви .

28 мая 1958 года Совет по делам РПЦ информировал ЦК КПСС о договоренности Московской Патриархии с Всемирным Советом Церквей о встрече их представителей в начале августа 1958 г. в Амстердаме (Голландия). Говорилось, что Московская Патриархия предполагает послать на эту встречу делегацию в составе Митрополита Николая, епископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуб Михаил Андреевич), члена отдела внешних сношений Московской Патриархии Буевского Алексея Сергеевича и переводчика Патриархии Алексеева Виктора Сергеевича. Заведующий отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС Л. Ильичев поддержал ходатайство Карпова и ЦК разрешил посылку делегации .

9 августа 1958 года в Утрехте (Голландия) произошел первый официальный контакт между Московской Патриархией и Всемирным Советом Церквей. В своем докладе епископ Михаил отметил: “Однако и теперь Церковь располагает в этой области (общественно-политической) сильным орудием моральной санкции, имея возможность высказывать по тому или иному поводу свое одобрение или неодобрение тем или иным явлениям окружающей жизни. Такие высказывания не остаются без влияния на волю верующих чад Русской Православной Церкви, а это влияние, в свою очередь, может иметь свои плодотворные последствия вовне. Используя эти возможности, наша Церковь никогда не пропускает случая изложить свою точку зрения, когда это необходимо” . Заявление о возможности моральной оцен­ки деятельности власти было весьма смелым по тем временам, а если учесть недавние споры вокруг соответствующего принципа в Основах социальной концепции РПЦ, то и по нынешним.

13 мая 1958 г. епископ Михаил произнес актовую речь в Московской Духовной академии, посвященную 40-летию восстановления Патриаршества. “Наше восстановлен­ное Патриаршество доказало свою полную жизнеспособность и актив­ность ликвидацией многочисленных расколов, раздиравших церковный организм еще совсем недавно. Наш Русский Патриарший престол, украшенный подвигами блаженно почивших Святейших Патриархов Ти­хона и Сергия и ныне возглавляемый Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Алексием, пользуется заслуженным признанием и автори­тетом среди предстоятелей, иерархов, клириков и мирян всего право­славного мира” , - отметил епископ Михаил.

Будучи Смоленским епископом, владыка Михаил высоко ценил такого известного подвижника прошлого века как игумен Никон (Воробьев), который предыдущим архиереем был направлен в захудалый город Гжатск (ныне - Гагарин). В 1956 г. епископ Михаил возвел его в сан игумена. Владыка дал рекомендацию для поступления в МДС Алексею Ильичу Осипову, увидев в юноше будущего замечательного богослова.

В эти годы епископ Михаил познакомился с другим подвижником - архиепископом Симферопольским Лукой. Владыка Михаил вспоминал: «Я переступил порог и увидел Владыку, который стоял посредине кабинета. Руки его беспомощно шарили в воздухе: он, очевидно, пытался сыскать затерявшиеся кресло и стол. Я назвал себя и услышал низкий, твердый голос, который совершенно не согласовывался с позой хозяина дома: “Здравствуйте, Владыко. Я слышу Ваш голос, но не вижу Вас. Подойдите, пожалуйста”. Мы обнялись. Завязалась беседа. Его интересовала и моя служба, и где я учился, кто были мои учителя. Во время разговора он встал и включил огромную мощную лампу позади часов с прозрачным циферблатом. Явно напрягаясь, сам разглядел время. Я и потом замечал: все, что только мог, он делал сам. Слепота не подорвала его волю и не разрушила яркости восприятия: когда я спросил, видит ли он сны, Владыка ответил: “О, еще какие! В цвете!”».

11 марта 1961 г. Патриарх Алексий написал письмо новому председателю Совета по делам РПЦ, в котором речь шла о новых епископских назначениях и в частности, говорилось: “От­но­сительно Епископа Михаила (Чуб) я бы думал так: ввиду необходимости (о чем и он, вероятно, знает) уволить его от управления Ижевской Епархией <…> пока - нет ему назначения. Впрочем, о нем у меня был бы к Вам разговор о том, нельзя ли его командировать в Берлин, где он известен с неплохой стороны…”.

Однако за границу Владыку отправлять не стали, новое руководство Совета по делам РПЦ начало проводить жесткую линию по отношению к архиереям и Церкви в целом. Уполномоченный по делам РПЦ по Тамбовской области Зверев писал впоследствии о епископе Михаиле: “Известно, что за время его работы в Смоленской и Ижевской епархиях он зарекомендовал себя как реакционно настроенный, допустивший много случаев нарушения Советского Законодательства о культах” .

29 марта 1961 г. епископ Михаил побывал у Патриарха Алексия, который не считал возможным в этот период его полноценное назначение на новую епархию. Патриарх Алексий записал в своем дневнике: “Преосвященный Михаил, бывший Ижевский, направляем его в Тамбов в помощь болящему архиепископу Иоасафу”. Владыка Иоасаф, по сведениям местного уполномоченного, болел “закупоркой вен, в 1959 г. было кровоизлияние в мозг”. С 1959 г. он почти не служил и не посещал уполномоченного .

Епископ Михаил был назначен временно управляющим Тамбовской епархией. 19 апреля 1961 г. он прибыл в Тамбов, затем ездил в Ижевск за вещами, а также в Саратов. 11 июня 1961 г. умер архиепископ Лука и епископу Михаилу было поручено возглавить отпевание Святителя. Вскоре после похорон Крымского Владыки он с докладом о похоронах приехал в Москву. Он долго рассказывал Патриарху Алексию о громадных толпах народа, запрудивших улицы вокруг здания Крымской епархии, о длившемся всю ночь многолюдном прощании в Симферопольском кафедральном соборе, о слезах прихожан, о том, как на всем пути от Собора до кладбища люди порывались взять гроб на руки.

В мае 1961 г. сменился и уполномоченный по делам РПЦ, которым стал А. И. Зверев. Согласно принятому на архиерейском Соборе РПЦ в июле 1961 г. новому “Положению об управлении РПЦ” вся хозяйственная и административная власть в приходе переходила от настоятелей храмов к церковным исполнительным органам.

Еще 13 января 1960 г. Центральный Комитет партии принимает постановление, имеющее непосредственное отношение к законода­тельной области - “О мерах по ликвидации нарушений советского законодательства о культах”. Нарушением закона объявлялось стро­ительство и покупка домов, привлечение “новых слоев населения” в лоно Церкви; благотворительная деятельность (куда попала и по­мощь приходам и монастырям); “недемократичные” принципы уп­равления церковными общинами; выступления некоторых священ­нослужителей, которые “внушают в своих проповедях верующим необходимость воспитывать детей в религиозном духе, приучать их молиться…”.

Эти документы были приняты и проводились в жизнь под ло­зунгом восстановления “ленинской социалистической законности” и по сути возвращали Церковь в ситуацию конца 30-х годов. Рели­гиозным организациям запрещалась какая бы то ни было благотво­рительная деятельность; без разрешения Совета запрещалось не только открывать духовные учебные заведения и издавать религи­озную литературу, но и созывать религиозные съезды и совещания; все церковнослужители, а не только приходское духовенство, обла­гались подоходным налогом.

Требование власти провести церковную реформу было удов­летворено. Вопрос об изменении Положения об управлении Церковью был основным вопросом Архиерейского собора в июле 1961 года. Была принята новая редакция Положения, согласно которой “насто­ятель храма осуществляет духовное руководство прихожан, наблю­дает за благолепием и уставностью богослужений, за своевременным и тщательным удовлетворением религиозных нужд прихожан”. Иначе говоря, священник ста­новился в положение “наемного ра­ботника” у общины верующих. Принятое постановление правительства и инструкция Сове­та по существу ориентировали уполномоченных на осуществление функций надзора, контроля за деятельностью религиозных органи­заций. Основную свою задачу уполномоченные должны были ви­деть в “ограничении влияния церкви на население”.

10 июля 1961 г. епископ Михаил разослал всем настояте­лям храмов циркуляр, в котором подробно изложил суть нового положения об управлении Церковью.

В нем разъяснялось, что настоятели отныне будут осуще­ствлять лишь духовное руководство приходом, совершать бого­служения и выполнять требы по заказу верующих.

В циркуляре подчеркивалась особая ответственность за де­ятельность прихода мирян и прежде всего лиц, избранных в ис­полнительный орган. Во всех церковных общинах через епархиальное управле­ние летом 1961 г. были изъяты печати и штампы, которыми рань­ше владели настоятели церквей. Владыка Михаил сумел найти пути сопротивления давлению властей. Он часто объезжал храмы епархии и всегда во время своих поездок совершал богослужения . Уполномоченный по Тамбовской области отмечал: “Очень печется о тех приходах, где нет священников или они больны. Ставит вопрос об использовании заштатных священников, но в этом ограничивается <…> В отличие от прошлого епископа старается показать себя скромным. Так, зарплату себе установил в 100 руб. в месяц (епископ Иоасаф получал 10000 в старых деньгах) <…> Внимательно следит за доходами церквей и там, где они малы, старается как-то помочь”. Епископу Михаилу удалось восстановить четыре из шести ранее существовавших благочиннических округов. Несмотря на сопротивление уполномоченного, епископ Михаил увольнял от служения недостойных священников. Так, 5 июля 1961 г. он уволил “настоятеля Иоанно-Предтеченской церкви Ивана Конина за пьянку и пребывание в вытрезвителе”. Из чего уполномоченный сделал вывод, что епископ “стремится подобрать кадры с меньшими пороками” .

В связи со своей неуступчивостью властям 16 ноября 1962 г. епископ Михаил был переведен на Ставропольскую и Бакинскую кафедру. 25 февраля 1965 г. он был возведен в сан архиепископа. С 27 февраля 1968 г. - архиепископ Воронежский и Липецкий. Как отмечали уполномоченные Совета по делам религий, “в период службы в Ставрополе и Воронеже проявлял тенденции экстремизма”. 11 октября 1972 г. состоялось его новое назначение, на этот раз на Вологодскую и Великоустюжскую кафедру. С 3 сентября 1974 г. и до конца своей жизни он вновь управлял Тамбовской и Мичуринской кафедрой. Скончался владыка Михаил 25 апреля 1985 г.

15 мая 2005 г. в Тамбове силами Тамбовской епархии и администрации Тамбовской области была организована конференция, посвященная 20-летию со дня кончины архиепископа Михаила. Она прошла в здании Тамбовской Духовной семинарии, которая была преобразована решением Священного Синода из духовного училища в апреле нынешнего года. Открыл конференцию епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий (Васнев), который поделился своими воспоминаниями о встречах с Владыкой и его трудах. Протоиерей Борис Даниленко, директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата, в своем докладе “Архиепископ Михаил (Чуб) - архипастырь, богослов, интеллектуал” обозрел все стороны служения Владыки, который благословил будущего протоиерея Бориса на путь церковного служения. Основываясь на данных тамбовских архивов, подробно осветил деятельность архиепископа Михаила С. А. Чеботарев, служению архиепископа Михаила в 1950–1962 гг. посвятил свой доклад автор настоящей статьи. Проректор Тамбовской Духовной семинарии А. Г. Лозовский представил деятельность владыки Михаила как исследователя наследия святителя Мефодия Патарского. Особой живостью отличался доклад протоиерея Владимира Кленина, который рассказал о личных качествах Владыки, его доброте, смирении, основываясь на личных воспоминаниях. Выступавшие отмечали необходимость публикации многочисленных трудов владыки Михаила, которые в виде рукописей хранятся в Синодальной библиотеке, куда был передан личный архив Владыки.

Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Михаил. Некролог // ЖМП. 1985. № 11. С. 48.

Резюме собеседований русских православных и английских богословов, принятых на заседаниях 16–23 июля 1956 г. // ЖМП. 1956. № 9. С. 9–34.

Отчет о поездке Святейшего Патриарха Алексия с делегацией русской Православной Церкви в Болгарию 10–23 сентября 1957 г. (Машинопись) // Библиотека Московской Духовной академии.

Алексий, Патриарх Московский и всея Руси . Дневниковые записи. Т. 3 (1956–1960). Машинопись. С. 105.

С 1930 учился в заочном гидрометеорологическом институте, а затем в заочном институте иностранных языков, который окончил в 1940 году.

Преподавал иностранные язык в различных учебных заведениях. В том числе во время Великой Отечественной войны - в танковом училище в городе Рыбинске.

В 1947 году поступил в открытую годом ранее Ленинградскую духовную академию; окончил курс в 1950 году со степенью кандидата богословия (тема работы: «Св. Мефодий Олимпский. Его жизнь, творения и богословие»).

С 1950 года преподаватель общей церковной истории в Ленинградской духовной академии. Впоследствии он преподавал различные предметы, в том числе читал лекции по истории древней церкви и патрологии. 1 февраля 1955 года освобождён от преподавания в академии.

В 1974 году удостоен степени магистра богословия диссертацию «Св. священномученик Мефодий и его богословие».

иерархия

11 июня 1950 года рукоположён в сан диакона целибатом. 12 июня того же года рукоположён во пресвитера к академическому храму во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

13 декабря 1953 года хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. Ему было поручено управление Патриаршими приходами в Финляндии.

11 ноября 1954 года освобождён от управления приходами в Финляндии и назначен епископом Старорусским, викарием Ленинградской епархии.

1 февраля 1955 года назначен епископом Вяземским с временным управлением Смоленской епархией. С 5 апреля 1955 года - епископ Смоленский и Дорогобужский. С 15 августа 1957 года - епископ Берлинский и Германский и управляющий Смоленской епархией. С 5 марта 1959 года - епископ Ижевский и Удмуртский.С 29 марта 1961 года временно управлял Тамбовской епархией, с 8 августа 1961 - епископ Тамбовский и Мичуринский. С 16 ноября 1962 года - епископ Ставропольский и Бакинский.

25 февраля 1965 года возведён в сан архиепископа. 20 августа 1966 года ему было поручено временное управление Краснодарской епархией, а 8 октября того же года освобожден от временного управления данной епархией. С 27 февраля 1968 года - архиепископ Воронежский и Липецкий. С 11 октября 1972 года - архиепископ Вологодский и Великоустюжский. С 3 сентября 1974 года - архиепископ Тамбовский и Мичуринский.

церковные должности

В августе 1957 был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии и оставался до 5 марта 1959 года. Был участником многих собеседований с представителями различных христианских конфессий.

Восьмой Вселенский Собор

пресса

Со времени основания сборника «Богословские труды» (1959) был бессменным членом его редакционной коллегии. Его работы публиковались как в России, так и за границей в «Журнале Московской Патриархии» (ЖМП), в «Богословских трудах», «Голосе Православия», «Вестнике Русского Западно-Европейского Экзархата».

патологическая речь

прямая ложь

Во время празднования 40-летия восстановления Патриаршества, 13 мая 1958 года, выступил с докладом на торжественном акте а Московской духовной академии, в котором лжесвидетельствовал, что «устроение церковных дел» в СССР происходит «в обстановке ничем не ограничиваемой свободы совести».

сочинения

  • Некоторые слова Мефодия Патарского (славянский и русский текст). Машинопись. Л., 1950. – С.53-283.
  • Из Афонской старины (договор 1466 года между Рыльским монастырем и обителью св. Пантелеимона на Афоне) // Журнал Московской Патриархии. М., 1953. №09. С. 31-35.
  • Пребывание делегации Русской Православной Церкви в Болгарии // ЖМП. 1953, № 7. С.16.
  • Речь при наречении во епископа Лужского 12 декабря 1953 г. // ЖМП. 1954, № 1. С.26-28.
  • Аграфы в творениях св. муч. Мефодия // ЖМП. 1954, № 6. С.43-50.
  • Патриаршая Покровская община в Хельсинки // ЖМП. 1954, № 11. С.41- 47.
  • Библиография // ЖМП. 1955, № 7. С.68-76.
  • Библиография на книгу Курта Аланда «Церковная история в жизнеописаниях» // ЖМП. 1955, № 12. С.71-73.
  • Еще раз о договоре 1466 года // ЖМП. 1955, № 4. С.64.
  • Лекции по Патрологии, читанные студентам IV курса Ленинградской духовной академии в 1954-55 уч. г. (машинопись).
  • Памятники древне-христианской письменности // ЖМП. 1955, № 12. С. 56-63.
  • Славный путь служения Церкви (к восьмидесятипятилетию Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория) // Журнал Московской Патриархии. М., 1955. №03. С. 21-28.
  • Старец Силуан // ЖМП. 1956, № 1. С.48.
  • Из поучений старца Силуана // ЖМП. 1956, № 2. С.54-58; № 3, С.42-49.
  • Четвероевангелие 891 года // ЖМП. 1956, № 4. С.43-49.
  • Знамение времени // ЖМП. 1956, № 4. С.71-74.
  • Успенский кафедральный собор в Смоленске // ЖМП. 1956, № 7. С.28-33.
  • Делегация богословов Англиканской Церкви в Советском Союзе // ЖМП. 1956, № 9. С.24.
  • Из истории взаимоотношений Русской и Англиканской Церквей // ЖМП. 1956, № 10. С.38.
  • Никольский храм и приход в Хельсинки // ЖМП. 1957, № 3. С.34-36.
  • К 10-летию открытий на берегу Мертвого моря // ЖМП. 1957, № 12. С.54-64.
  • История восточного монашества IV века: (Лекции) (машинопись). ???
  • Плащаница Смоленского Успенского собора // ЖМП. 1958, № 4. С.44-50.
  • Значение восстановления Патриаршества в РПЦ (Речь на торжественном акте в Моск. дух. академии 13 мая 1958 года) // ЖМП. 1958, № 6. С.73-79.
  • Иоанн Креститель и община Кумрана // ЖМП. 1958, № 8. С.65.
  • Отношение Русской Православной Церкви к социально-политической жизни (Доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме) // ЖМП. 1958, № 9. С.34.
  • Предисловие к извлечению из славянского сборника творений св. священномученика Мефодия // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 145-151.
  • Мефодий Патарский, священномученик. К [С]истелию о проказе (к Истелию о прокажении) / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 173-183.
  • Мефодий Патарский, священномученик. Молитва (из сочинения «О воскресении») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 152-153.
  • Мефодий Патарский, священномученик. О жизни и о разумной деятельности (слово второе «О житии и деянии разумъне») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 154-159.
  • Мефодий Патарский, священномученик. О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о (словах) «Небеса проповедуют славу Божию» (О пиявици сущии в притчах и о Небеса исповедают славу Божию») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 184-205.
  • Мефодий Патарский, священномученик. О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники (о разлучении яди и о юници менимеи в левитице еяже пепеломь грешнии кропяхуся) / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 160-172.
  • Слово на праздник Вознесения Господня // ЖМП. 1962, № 5.
  • Слово перед Плащаницей // ЖМП. 1963, № 3. С.16-18.
  • Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице // ЖМП. 1963, № 11. С.27.
  • Предисловие к диалогу св. священномученика Мефодия «О свободе воли» // Богословские труды. М., 1964. №03. С. 187-191.
  • Дополнительные сведения о результатах находок в Кумране // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1964. №048. С. 234-251.
  • Мефодий Патарский, священномученик. О свободе воли / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1964. №03. С. 192-208.
  • Конституция о Церкви»: (Разбор конституции о Церкви, принятой 2-м Ватиканским Собором) // ЖМП. 1966, № 5. С.65; № 6. С.71.
  • Епископ Игнатий (Брянчанинов). (К 100-летию со дня рождения). Лекция, прочитанная в актовом зале ЛДА 13.V. 1967. Машинопись. Л., 1967. – 38с.
  • Епископ Игнатий (Брянчанинов) // ЖМП. 1967, № 5. С.75; № 6. С.58.
  • Доклад на 3-м Всехристианском Мирном Конгрессе. (Прага, 31 марта 1968 г.) // ЖМП. 1968, № 5. С.35-46.
  • Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице // ЖМП. 1969, № 12, с. 32-35.
  • О минускульном кодексе Четвероевангелия 891 года в Библиотеке Академии Наук СССР. Berlin, Akademie-Verlag, 1968. 198-201 с. Оттиск из сборника «Studia evangelica V.» Edited by F.L.Gross. Berlin, 1968.
  • Христологические проблемы в западном богословии (о сб. статей «Исторический Иисус и проповедуемый Христос». Берлин, 1960) // Богословские труды. М., 1968. №4. С. 281-288.
  • Преподобный Герман Аляскинский чудотворец // ЖМП. 1970, № 11. С.60-72.
  • Проповеди архиеп. Луки Симферопольского и Крымского // ЖМП. 1971, № 6. С.69-75.
  • Учение святителя Тихона Задонского об истинном христианстве // ЖМП. 1971, № 10. С.60-75.
  • Св. священномученик Мефодий и его богословие // Богословские труды. М., 1973. №10. С. 7-58.
  • Духовность Православия в выдающихся его представителях // Богословские труды. М., 1973. №10. С. 117-120.
  • Святой священномученик Мефодий и его богословие // Богословские труды. М., 1973. №11. С. 5-54.
  • Св. священномученик Мефодий и его богословие. Магистерская диссертация. Машинопись. Л.: ЛДА, 1974. – IV. 316, VIII с., 10 с. ил.
  • Святой священномученик Мефодий и его богословие. Автореферат диссертации. Л., 1974. – 27 с.
  • Пир десяти дев священномученика Мефодия // ЖМП. 1974, № 9. С.67-68.
  • Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №14. С. 134-143.
  • К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия. Священное Писание в творениях св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №13. С. 172-180.
  • Предание Церкви в богословии св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №14. С. 126-133.
  • Древние греческие рукописи Нового Завета (Лекция, прочитанная 18 ноября 1951 года для студентов ЛДА преп. свящ. Михаилом Чубом). Б/м, б/г. – 38 с., 23 с. илл.

Архиепископ Михаил (в миру Михаил Андреевич Чуб; 18 февраля (2 марта) 1912, Царское Село - 25 апреля 1985, Тамбов) - епископ Русской Православной церкви. Возглавлял Тамбовскую кафдру: 9 марта 1961 – 1962 гг.; 10 сентября 1974 – 25 апреля 1985 гг.

Родился 18 февраля 1912 г. в семье диакона Андрея Трофимовича Чуб (умер 12 октября 1960 г.), клирика храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в Царском Селе (впоследствии Детское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской области).

Получив образование в первой трудовой школе Детского Села Михаил Андреевич обучался с 1930 г. в заочном гидрометеорологическом институте, а затем в заочном институте иностранных языков, который окончил в 1940 г. В годы Великой Отечественной войны Михаил Андреевич был преподавателем иностранных языков в танковом училище, находившемся в г. Рыбинск. Он удостоен правительственных наград, в частности медалей «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В 1947 г. Михаил Андреевич поступил в Ленинградскую Духовную Академию. За годы обучения в Академии он духовно сблизился с профессором, известным патрологом Александром Ивановичем Сагардой (ум. 1950 г.), который оказал большое влияние на формирование его богословских интересов. М. А. Чуб с увлечением изучал духовное наследие священномученика Мефодия Олимпийского (Патарского, ум. Ок. 311 г.). исследование и богословское осмысление его творений стало делом всей жизни Владыки Михаила.

Окончив Ленинградскую Духовную Академию в 1950 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Святой Мефодий Олимпийский. Его жизнь, творения и богословие», Михаил Чуб был оставлен при Академии преподавателем общей церковной истории. 11 июня 1950 г. по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова, ум. 1955 г.), Михаил Андреевич был рукоположен епископом Лужским Симеоном (Бычковым, ум. 1952 г.) во диакона (целибатом), а на следующий день – во пресвитера к академическому храму во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

16 октября 1953 г. определено быть епископом Лужским, викарием митрополита Ленинградского по управлению патриаршими приходами в Финляндии. 4 декабря 1953 г. пострижен в монашество По возведении иеромонаха Михаила в сан архимандрита, 12 декабря в академическом храме состоялось его наречение во епископа Лужского. 13 декабря 1953 г. была совершена епископская хиротония архимандрита Михаила. Исполняя епископское послушание по управлению Финляндскими приходами он много сделал для иноков Валаамской обители.

С ноября 1954 г. епископ Михаил управлял Старорусским викариатством Лениградской митрополии. Все это время он продолжал преподавать в Академии и Семинарии. Приняв в начале 1955 г. с титулом «епископ Вяземский» управление Смоленской епархией, он ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Алексием о предоставлении возможности завершить курс лекций в Академии. Ходатайство было удовлетворено.

В апреле 1955 г. епископ Михаил утвержден епископом Смоленским и Дорогобужским. С августа 1957 г. по март 1959 г. управлял Берлинской и одновременно Смоленской епархиями. С марта 1959 г. – епископ Ижевский и Удмуртский. С марта 1961 г. по ноябрь 1962 г. управлял Тамбовской епархией, после чего назначен епископом Ставропольским и Бакинским. В феврале 1965 г. возведен в сан архиепископа. В 1966 г. временно управлял Краснодарской епархией. В феврале 1968 г. назначен архиепископом Воронежским и Липецким, в октябре 1972 г. – Вологодским и Великоустюгским. С сентября 1974 г. до кончины архиепископ Михаил управлял Тамбовской епархией.

Одновременно с архипастырскими трудами архиепископ Михаил проводил обширную научно-богословскую деятельность. Его работы, опубликованные в «Богословских трудах», «Журнале Московской Патриархии» и др., свидетельствуют о глубине его богословских исследований и широте интересов. Едва ли не первым из современных русских богословов он отозвался на археологическое открытие, связанное с историей Кумранской общины. Историко-агиографические очерки архиепископа Михаила, посвященные отечественным святым и подвижникам благочестия (свт. Тихону Задонскому, прп. Герману Аляскинскому, еп. Игнатию (Брянчанинову), афонскому старцу Силуану) получили высокую оценку читателей. Следя за развитием инославной богословской мысли, архиепископ Михаил нередко выступал в церковной печати с рецензиями на наиболее интересные работы.

Архиепископ Михаил принимал участие во внешней деятельности Русской Православной Церкви. С середины 50-х гг. он участвовал во многих собеседованиях с представителями многих христианских конфессий. В августе 1957 г. он был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений и несколько лет трудился на этом поприще. Он участвовал в первой официальной встрече представителей Всемирного Совета Церквей и Русской Православной Церкви в Утрехте, Нидерланды, в августе 1958 г. Впоследствии архиепископ Михаил был назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. Со времени основания сборника «Богословские труды» (1959 г.) он являлся бессменным членом его редакционной коллегии.

9 марта 1974 г. в Актовом зале ЛДА состоялась защита диссертации «Святой священномученик Мефодий и его богословие», представленной архиепископом Михаилом на соискание степени магистра богословия. Члены Совета Академии единодушно высказались за присуждение архиепископу Михаилу ученой степени магистра богословия. Исследование владыки вызвало большой интерес в богословских кругах как в нашей стране, так и за рубежом. Последней зарубежной публикацией архиепископа Михаила явилось реферативное изложение материалов для доклада о святом Мефодии Олимпийском на 7-й международной конференции по патристическим исследованиям, проходившей в Оксфорде в 1975 г.

Служа в Тамбове кропотливо составлял список архиереев тамбовских, составлял список святых, которые должны были войти в собор Тамбовских святых. Широко и торжественно было отмечено 300 летие епархии (1982 г.) и 150 летие со дня кончины прп. Серафима Саровского (1983 г.) В последний год своей жизни архиепископ Михаил часто болел, но в летние месяцы каждый воскресный день выезжал в города и села своей епархии. В последний год жизни владыка Михаил часто болел, но в летние месяцы в каждый воскресный день посещал городские и сельские приходы своей епархии. Несмотря на болезнь, служил в пасхальные дни 1985-го года, доставив большую радость своим прихожанам. До последних дней жизни не оставлял своих научных занятий. После его кончины на письменном столе, рядом с одром почившего, были найдены выписки из Добротолюбия, сделанные, очевидно, незадолго до кончины.

Книжное собрание архиепископа Михаила, насчитывавшее свыше двух тысяч книг, после его кончины было перевезено из Тамбова в Москву и легло в основу фонда Синодальной библиотеки Московского Патриархата .

Источники: Диакон Даниленко Б. Некролог архиепископа Тамбовского и Мичуринского Михаила (Чуб). М., 1985. ЖМП. №11. С. 48-50
Киреев А., протодиакон. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2005 гг. М., 2005. с. 337-338
Кученкова В. А. Житие Тамбовских архиереев. Тамбов, 1998. с. 65-67.

Ленинградской обл. Впоследствии отец его был рукоположен во пресвитера к Константино-Еленинскому храму в Царском селе , в котором прослужил около 20 лет.

Все детские воспоминания архиеп. Михаила связаны с этим храмом, который он полюбил с первых лет своей жизни. Воспитание в духовной атмосфере определило и дальнейшее направление жизни и деятельности будущего святителя. У него рано появилась любовь к молитве (с детства он наизусть знал акафист Божией Матери), любовь к уединению, к чтению святоотеческих творений, которые стали постоянными спутниками его жизни.

Среднее образование получил в первой трудовой школе Царского (позднее Детского) Села.

Много сделал для престарелых старцев Валаамского монастыря . За проявленную заботу старцы в знак благодарности преподнесли ему образ преп. Серафима Саровского , написанный на части камня, освященного тысячедневной молитвой преподобного. Этот образ святитель хранил как великую святыню.

В последний год жизни владыка Михаил часто болел, но в летние месяцы в каждый воскресный день посещал городские и сельские приходы своей епархии. Превозмогая недуги, он служил в пасхальные дни 1985 года, доставив большую радость своим прихожанам.

До последних дней жизни он не оставлял своих занятий. После его кончины на письменном столе, рядом с одром почившего, были найдены выписки из Добротолюбия, сделанные, очевидно, незадолго до кончины.

Архиепископ Михаил был всесторонне развитым человеком. Он отличался любовью к занятиям литературной деятельностью. Со времени основания сборника "Богословские труды " он был бессменным членом его редакционной коллегии. Делом все его жизни было исследование и богословское осмысление творений священномученика Мефодия Олимпского (Патарского) . Его работы публиковались как в России, так и за границей в журналах Московской Патриархии, в "Богословских трудах", "Голосе Православия", "Вестнике Русского Западно-Европейского Экзархата". Они отличаются глубиной богословских исследований. Он писал и историко-агиографические работы, посвященные отечественным святым и подвижникам благочестия (свят. Тихону Задонскому , преп. Герману Аляскинскому , свт. Игнатию (Брянчанинову) , афонскому старцу Силуану .

Следя за развитием инославной богословской мысли, архиеп. Михаил нередко выступал в церковной печати с рецензиями на наиболее интересные работы.

Его проповеди отличались глубиной богословской мысли и вместе с тем были понятны и назидательны для слушающих.

Значительное участие принимал во внешней деятельности Русской Православной Церкви. В августе года участвовал в официальной встрече представителей ВСЦ и Русской Православной Церкви в Утрехте, Нидерланды; в сентябре года - участник заседания Консультации по подготовке 3-го Всехристианского Мирного Конгресса в Бухаресте; 3 марта года избран в состав Комиссии Св. Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

Награды

Церковные:

  • орден св. равноап. князя Владимира 2-й степени,
  • орден св. ап. и евангелиста Марка 2-й степени (Александрийская Православная Церковь),
  • другие церковные награды.

Государственные:

  • медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.",
  • медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Труды

  • "Пребывание делегации Русской Православной Церкви в Болгарии". ЖМП. 1953, № 7, с.16.
  • "Из Афонской старины". ЖМП. 1953, № 9, с. 31-35.
  • Речь при наречении во епископа Лужского 12 дек. 1953 г. ЖМП. 1954, № 1, с.26-28.
  • "Аграфы в творениях св. муч. Мефодия". ЖМП. 1954, № 6, с. 43-50.
  • Библиография. ЖМП. 1955, № 7, с. 68-76.
  • "Библиография на книгу Курта Аланда". "Церковная история в жизнеописаниях". ЖМП. 1955, № 12, с. 71-73.
  • "Памятники древне-христианской письменности". ЖМП. 1955, № 12, с. 56-63.
  • "Славный путь служения Церкви" (к 80-летию митрополита Ленинградского и Новгородского Григория). ЖМП. 1955, № 3, с. 21-28.
  • "Старец Силуан". ЖМП. 1956, № 1, с. 48.
  • Из поучений старца Силуана. ЖМП. 1956, № 2, с. 54-58; № 3, с. 42-49.
  • "Четвероевангелие 891 года". ЖМП. 1956, № 4, с. 43-49.
  • "Знамение времени". ЖМП. 1956, № 4, с. 71-74.
  • "Успенский кафедральный собор в Смоленске". ЖМП. 1956, № 7, с. 28-33.
  • "Делегация богословов Англиканской Церкви в Советском Союзе". ЖМП. 1956, № 9, с. 24.
  • "Из истории взаимоотношений Русской и Англиканской Церквей". ЖМП. 1956, № 10, с. 38.
  • "Никольский храм и приход в Хельсинки". ЖМП. 1957, № 3, с. 34-36.
  • "К 10-летию открытий на берегу Мертвого моря". ЖМП. 1957, № 12, с. 54-64.
  • "Патриаршая Покровская община в Хельсинки". ЖМП. 1954, № 11, с. 41-47.
  • "Еще раз о договоре 1466 года". ЖМП. 1955, № 4, с. 64.
  • Лекции по Патрологии, читанные студентам IV курса Ленинградской дух. академии в 1954-55 уч. г. (машинопись).
  • "История восточного монашества IV века: (Лекции) (машинопись).
  • "Плащаница Смоленского Успенского собора". ЖМП. 1958, № 4, с. 44-50.
  • "Значение восстановления Патриаршества в РПЦ". (Речь на торжественном акте в Моск. дух. академии 13 мая 1958 года). ЖМП. 1958, № 6, с. 73-79.
  • "Иоанн Креститель и община Кумрана". ЖМП. 1958, № 8, с. 65.
  • "Отношение Русской Православной Церкви к социально-политической жизни": (Доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме). ЖМП. 1958, № 9, с. 34.
  • Слово на праздник Вознесения Господня. ЖМП. 1962, № 5, с. ?
  • Слово перед Плащаницей. ЖМП. 1963, № 3, с.16-18.
  • Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1963, № 11, с. 27.
  • "Конституция о Церкви": (Разбор конституции о Церкви, принятой 2-м Ватиканским Собором). ЖМП. 1966, № 5, с. 65; № 6, с. 71.
  • "Епископ Игнатий (Брянчанинов)". ЖМП. 1967, № 5, с. 75; № 6, с. 58.
  • Доклад на 3-м Всехристианском Мирном Конгрессе. (Прага, 31 марта 1968 г.). ЖМП. 1968, № 5, с. 35-46.
  • Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1969, № 12, с. 32-35.
  • "Преподобный Герман Аляскинский чудотворец". ЖМП. 1970, № 11, с. 60-72.
  • "Проповеди архиеп. Луки Симферопольского и Крымского". ЖМП. 1971, № 6, с. 69-75.
  • "Учение святителя Тихона Задонского об истинном христианстве". ЖМП. 1971, № 10, с. 60-75.
  • "Святой священномученик Мефодий и его богословие". (Магистерская диссертация).
  • "Богословские труды", сб. 10, 11; ЖМП. 1974, № 7, с. 7.
  • "Пир десяти дев священномученика Мефодия". ЖМП. 1974, № 9, с. 67-68.
  • "Христологические проблемы в западном богословии". "Богословские труды", 1968, сб. 4, с. 281.
  • "Духовность Православия в выдающихся его представителях".
  • "Богословские труды", сб. 10, с. 117-120.
  • "Предание Церкви в богословии св. Мефодия".
  • "Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия".
  • "Богословские труды", 1975, сб. 14, с. 126.

Литература

  • Журнал засед. Св. Синода № 11 от 16/XI-1953 г.
  • -"- -"- -"- № 16 от 11/XI-1954 г.
  • -"- -"- -"- № 1 от 31/1-1955 г.
  • -"- -"- -"- № 9 от 4/1V-1955 г.
  • -"- -"- -"- № 2 от 14/III-1957 г.
  • "Русская Православная Церковь", с. 201, 242.
  • ЖМП. 1954, № 1, с. 18, 26, 29; № 12, с. 6.
  • -"-, 1955, № 3, с. 8, 21-28; № 4, с. 6.
  • -"-, 1957, № 9, с. 3-4; № 12, с. 65.
  • -"-, 1958, № 2, с. 15-16; № 5, с. 19, 77; № 6, с. 10; № 8, с. 19; № 9, с. 22, 24, 26-28; № 10, с. 6.
  • -"-, 1959, № 2, с. 1, 29; № 3, с. 17; № 4, с. 6, 23; № 7, с. 12; № 12, с. 7.
  • -"-, 1961, № 3, с. 70; № 4, с. 6; № 8, с. 26-27; 32; № 9, с. 4.
  • -"-, 1962, № 12, с. 11.
  • -"-, 1963, № 1, с. 29; № 2, с. 46; № 3, с. 12; № 6, с. 10, 29-30; № 7, с. 29-30.
  • -"-, 1965, № 4, с. 3.
  • -"-, 1966, № 1, с. 37; № 2, с. 34; № 4, с. 20; № 5, с. 65-77; № 6, с. 71-79; № 7, с. 32; № 11, с. 12, 27; № 12, с. 34.
  • -"-, 1967, № 2, с. 36; № 3, с. 38; № 5, с. 75-77; № 6, с. 58-73; № 8, с. 39; № 9, с. 7; № 11, с. 6; № 12, с. 3.
  • -"-, 1968, № 1, с. 27; № 2, с. 29; № 3, с. 3; № 5, с. 3, 18, 23-25, 35-46; № 7, с. 22; № 8, с. 1.
  • -"-, 1969, № 1, с. 30; № 4, с. 6; № 12, с. 21, 32-35.
  • -"-, 1970, № 11, с. 4, 60-72.
  • -"-, 1971, № 1, с. 21; № 6, с. 2, 69-75; № 8, с. 46; № 10, с. 21, 60-75.
  • -"-, 1972, № 2, с. 24; № 5, с. 32; № 7, с. 24; № 11, с. 2; № 12, с. 12.
  • -"-, 1973, № 1, с. 26, 27; № 4, с. 25; № 8, с. 15.
  • -"-, 1974, № 1, с. 20; № 5, с. 17; № 7, с. 7-10; № 9, с. 67-68, № 11, с. 3.
  • -"-, 1975, № 2, с. 24; № 5, с. 8; № 6, с. 14; № 10, с. 2; № 11, с. 32.
  • -"-, 1976, № 1, с. 15, 17, 32; № 4, с. 5; № 5, с. 19.
  • -"-, 1979, № 10, с. 2.
  • -"-, 1982, № 4, с. 3.
  • -"-, 1985, № 5, с. 10; № 8, с. 36; № 11, с. 48.


Поделиться: