Расширение семантического поля слова платье. Расширение семантического поля слова «Рыба. Наблюдения за парадигматическими и синтагматическими связями, существующими между различными единицами лексики, приводят к установлению важной закономерности, определ

Разделы: Школьная психологическая служба

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Настрой на работу. Подойти к символу, соответствующему вашему настроению. (Приложение . Рисунок № 1).

II. Артикуляционная гимнастика (Приложение . Рисунки № 2 – 6).

III. Целеполагание

(Неухоженный дом Федоры. Приложение . Рисунок № 7).

– Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у одной сказочной героини. А у кого – догадайтесь сами. Конечно – это Федора. Кто написал эту замечательную сказку? Как она называется? (Федора. Приложение . Рисунок № 8).

– Назовите, какие предметы убежали от Федоры и без какой части они остались? (Чайник без носика, кастрюля без крышки и ручки, сахарница без дна, кружка без стенки)
Как, одним словом назвать эти предметы? Верно – это посуда. Тема нашего занятия: «Посуда».

(Тема открывается на доске : П. С У Д А ).

– Какую букву я пропустила и почему надо писать букву о ?
– Что такое посуда и для чего она необходима? (Для приготовления и приёма пищи).
– Почему плачет Федора? Как она плачет?
– Почему посуда убежала от Федоры?
– Я предлагаю вам помочь Федоре вернуть посуду. А для этого мы выполним несколько заданий, в которых повторим виды посуды, её назначение, научимся правильно строить высказывания, составлять предложения, будем стараться быть аккуратными и бережными к посуде. За каждое задание вы будете получать по одному предмету посуды.

IV. Выполнение заданий

1. Задание №1

– Каждому из вас я сейчас выдам по два предмета. Подумайте и вспомните его назначение и решите – где его место: в шкафу, на разносе, или на столе?

1. Вилка, сахарница.
2. Сковорода, супница.
3. Кастрюля, чашка.
4. Чайник, солонка.
5. Тарелка, бидон.
6. Кружка, кувшин.

– По мере проверки добавляем устно к чайной посуде: блюдце, стакан, молочник, бокал, конфетницу. Почему она названа чайной?
Столовая посуда предназначена для приёма более серьёзной пищи. Это: мелкая и глубокая тарелка, хлебница, маслёнка, салатница, перечница.
Столовые приборы – ложка, вилка, нож. Кухонная посуда помогает нам в приготовлении пищи: кастрюля, сковорода, половник, миски, бутылки, банки, кухонные ножи, дуршлаг.

(Выполнение задания)

– Молодцы! Ну, а теперь проверим, на сколько вы внимательно слушали и смотрели. Поиграем в игру.

2. Игра: «Четвёртый лишний»

– Я показываю вам карточку с изображением посуды, а вы находите лишний предмет. (Приложение . Рисунки № 9 – 11).

Чайник, стакан, кастрюля, сахарница.
Кастрюля, сковорода, чашка, кувшин.
Тарелка, солонка, салатница, дуршлаг.

– Молодцы! Справились с заданием. А сейчас немного истории.
Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянной. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом изобрели различные материалы, и появилось много очень красивой посуды.

3. Задание №2.

Игра с мячом: «Закончи предложение»

Если нож из стали, он … (стальной) .
Если ложка из металла, она … (металлическая) .
Если кувшин из глины, он … (глиняный) .
Если тарелка из картона, она … (картонная) .
Если чашка из фарфора, она … (фарфоровая) .
Если блюдце из стекла, она … (стеклянное) .
Если кастрюля из алюминия, она … (алюминиевая) .
Если она покрыта эмалью, она … (эмалированная) .

4. Игра: «Скажи наоборот»

– Сейчас мы сравним посуду и не только по материалу, из которого она изготовлена, а по форме, цвету, размеру.

Сковорода тяжёлая, нож …
Кастрюля большая, а ложка …
Кувшин высокий, а чашка …
Блюдце мелкое, а тарелка …
Полный стакан – …стакан.
Белая чашка – … чашка.
Круглый разнос – … разнос.

– Часто по словам-признакам можно догадаться о каком предмете идёт речь. Вот, например: Эмалированный, круглый, с ручкой и весь в дырках. (Дуршлаг)
Часто эти отличительные признаки используются в загадках.

5. Задание №3

– Подумайте, о какой посуде идёт речь в этих загадках ?

    Стоит пузатенькая баночка,
    Стеклянная и круглая.
    В ней лежат кусочки сладенькие,
    Желанные и нужные. (Сахарница)

    Я беру её за ручку,
    Наливаю в неё чай.
    Пей – он сладкий и горячий,
    Хочешь – в блюдце остужай. (Чашка)

    Из горячего колодца
    Через нос водица льётся. (Чайник)

6. Физкультминутка

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела,
Пейте чай – вода вскипела!

– Потрогали чайник – Ай! Горячий, обожглись. Какой горячий чай – подышали. Налили в чашки. Остудили. Попробовали. Вкусно. АХ!).

– Только что вы все были чайниками, а сейчас я нескольких ребят превращу в предметы посуды.

7. Поиграем в игру: «Кто я?»

– Один из детей подходит к столу, я ему надеваю шапочку, «превращаю», он поворачивается к вам. Вы же, не называя этого предмета должны сказать, что делает этот предмет, что можно с ним делать, а … должен догадаться – кто он: чайник, кастрюля, ваза, вилка, кружка, бидон, сахарница, сковорода. (Приложение . Рисунки № 12 – 17).

– А вот обратно в человека … превратится только тогда, когда назовёт себя ласково. Эти ласковые названия пригодятся и нашей Федоре, чтобы посуде нравилось у неё жить.

(Дети садятся).

8. Задание №4

– Сейчас мы с вами попробуем составить предложение, связав между собой два слова. Прочитайте их и подумайте.

Чашка, Чайник.
Печенье, Ваза.
Тарелка, стол.
Шкаф, кастрюля.

– Молодцы! Мы сегодня столько узнали о посуде, что мне хочется провести с вами одну интересную игру. Вам нужно с закрытыми глазами определить, какая посуда у вас в руках.

9. Игра: «Узнай на ощупь»

Детям выдаётся игрушечная посуда. С завязанными глазами они должны угадать, что у них в руках.

– А какой предмет посуды нравится вам?

– Возьмите нужную карточку посуды и составьте описательный рассказ по схеме о своём предмете.

1. Название.
2. Цвет.
3. Размер.
4. Материал.
5. Части посуды.
6. Действия с посудой.

– Справились и с этим заданием! Молодцы!

V. Итог занятия

– Посмотрите, ребята, что случилось с Федорой! Она стала чистая, прибранная, добрая. (Приложение . Рисунок № 18).

– Но можно ли её доверить посуду, ведь она совершенно не умеет за ней ухаживать. Давайте её этому научим.

  1. Очистить.
  2. Вымыть.
  3. Прополоскать.
  4. Высушить.
  5. Вытереть.
  6. Убрать.

– Очень хорошо! Будем надеяться, что Федора никогда больше не лишится своей посуды.

– Ребята, а вы знаете, какой праздник приближается? Давайте подарим Федоре на праздник те наборы посуды, которые вы заработали за урок, но эта посуда попадёт к Федоре лишь только тогда, когда вы вспомните, за что же вы её заработали, что нового узнали или о чем вспомнили.

(Ребята делятся впечатлениями и дарят Федоре наборы: чашек, ложек, тарелок, кастрюль, чайников, вилок, вазочек – свои жетоны за участие в занятии).

VI.Рефлексия

– Обрадовалась Федора вашим подаркам, побежала расставлять их по своим местам и вдруг заметила в шкафу старый престарый кувшин. Она решила его почистить. Потерла его, и вдруг из кувшина вылез настоящий Джин. Федора очень благодарна вам за помощь, она попросила Джина, чтобы он приготовил для всех присутствующих небольшие сувенирчики. Вот они. (Изображение чайных чашек с «лицами» без ртов).

– На наших подарках не хватает ротиков. Дорисуйте их в соответствии со своим настроением и своими успехами.

– Занятие закончено. Спасибо всем!

- 143.50 Кб

align="justify"> Методологический компонент содержания обучения лексике включает необходимые разъяснения, памятки и инструкции по использованию печатных словарей, форме ведения индивидуальных словарей и карточек с новой лексикой, о способах реорганизации и систематизации изученной лексики.

Психологический компонент содержания обучения лексике связан с проблемой лексических навыков и умений. Вслед за профессором Р. К. Миньяр-Белоручевым определим сущность лексического навыка как:

  • способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи;
  • включать его в речевую цепь .

Для этого нам предстоит вспомнить, что слова существуют в нашей памяти не изолированно, а включены в сложную систему лексико-семантических отношений, которая интегрирует два типа структурных отношений на уровне лексической единицы - парадигматические и синтагматические.

Синтагматические связи - это уровень линейного развертывания, уровень синтагмы, соединения слов в словосочетании и предложении. Синтагматические ассоциации характерны для младших школьников, которые связывают слово «стакан» со словом «молоко», а прилагательное «хороший» со словом «мальчик» .

Парадигматические связи непосредственно связаны с различными уровнями грамматических, фонетических и других парадигм (например, парадигма образования множественного числа существительных, чтения гласных в различных типах слогов и т.д.). Они представляют собой некий вертикальный срез.

Важным аспектом выступают семантические поля и микросистемы, куда входят синонимы, антонимы, другие слова, близкие по контексту.

Психологи утверждают, что восприятие и запоминание лексических единиц носит ассоциативный характер. Каждое новое слово вступает в ассоциативные связи с уже имеющимися словами в долговременной памяти и, благодаря нашему опыту, воспринимается как знакомое или незнакомое.

Для формирования лексического навыка установление прочных парадигматических связей слов абсолютно необходимо, поскольку, как доказали психофизиологические исследования, именно эти связи обеспечивают прочность запоминания, а значит, и мгновенный вызов слова из долговременной памяти.

          1.4. Понятие индивидуального семантического поля

Группировки слов по близости значений называются семантическими или понятийными полями. В эти поля слова входят независимо от внешней формы, иногда даже в одно поле объединяются слова разных частей речи. Семантические поля объединяют слова по сходству или по смежности их значений. Первые группировки называются лексико-семантическими, а вторые - тематическими полями. Лексико-семантические поля объединяют слова, имеющие общность значения. Все слова, входящие в данное поле, конкретизируют одно общее понятие, добавляя к нему частные значения.

Когда к нам приходит студент или ученик, он уже владеет определенным семантическим полем. Нам надо знать, что лежит в его основе. Здесь большую роль играет возраст, социальная среда, образование, профессия, особенности психики, даже пол. Индивидуальное семантическое поле тесно взаимосвязано с информационным запасом. Слово «дерево» у ботаника, биолога-генетика, краснодеревщика, лесника, сказочника и первоклассника будет иметь различное семантическое поле.

Как в мозаике, здесь одни и те же краски-слова будут каждый раз исключаться в новые узоры, то сливаясь в крупные формы, то распадаясь на мелкие фрагменты, но двух одинаковых узоров-произведений у разных людей найти будет практически невозможно.

Сам термин "семантическое поле" в настоящее время все чаще заменяется более узкими лингвистическими терминами: лексическое поле, синонимический ряд, лексико-семантическое поле и т.п. Каждый из этих терминов более четко задает тип языковых единиц, входящих в поле и/или тип связи между ними. Тем не менее, во многих работах как выражение "семантическое поле", так и более специализированные обозначения употребляются как терминологические синонимы. Семантическое поле обладает следующими основными свойствами:

1. Семантическое поле интуитивно понятно носителю языка и обладает для него психологической реальностью.

2. Семантическое поле автономно и может быть выделено как самостоятельная подсистема языка.

3. Единицы семантического поля связаны теми или иными системными семантическими отношениями.

4. Каждое семантическое поле связано с другими семантическими полями языка и в совокупности с ними образует языковую систему.

Можно ли расширить семантическое поле учеников и если можно, то каким образом? Об этом мы поговорим в следующей главе .

Глава 2. Способы расширения индивидуального семантического поля обучаемых

2.1. Факторы расширения семантического поля

Следует заметить, что индивидуальное семантическое поле не статично, а имеет динамику. Ряд объективных и субъективных факторов и определяет эту динамику в различных направлениях, как в сторону расширения, так и сужения. Нас интересует лишь первое, поэтому рассмотрим лишь те тенденции, которые с этим связаны. Начнем с объективных факторов.

Для этого необходимо реализовать следующие субъективные факторы, расширяющие семантическое поле. Во-первых, слово/слова надо вводить в определенном контексте. Это формирует первичное поле, ассоциации. Чем обширнее ассоциативные связи слова, тем выше процент запоминания и разнообразнее контекст употребления слова.

Способность использовать лексические единицы в речи предполагает наличие у лексического навыка говорения совокупности таких качеств как автоматизированность, устойчивость, гибкость, относительная сложность и сознательность. При расширении семантического поля наблюдаются следующие факторы:

  • наличие у обучаемых потребности в восприятии и употреблении новых лексических единиц;
  • предваряющее слушание фраз с новой лексической единицей;
  • имитация фраз с новой лексической единицей при наличии речевой задачи;
  • однотипность фраз;
  • регулярность предъявления и порождения однотипных фраз в процессе автоматизации;
  • опора на механизм аналогии при выполнении речевых действий;
  • безошибочность выполнения речевых действий (профилактики ошибок);
  • разнообразие “обстоятельств” автоматизации (ситуации, речевого материала);
  • речевой характер упражнений.

Как известно, содержание понятия складывается из признаков объектов, отраженных в сознании. При этом, как подчеркивает В.И.Свинцов, речь идет о понятиеобразуюших признаках, т. е. тех существенных признаках, которые позволяют отличать один объект от других.

В зависимости от характера предъявляемых в понятии объектов различают понятия конкретные, отражающие реально существующие объекты, и абстрактные, отражающие свойства и качества объектов или отношения между ними.

С точки зрения объема различают понятия общие, в объем которых входит неопределенно большое число объектов (дерево, кошка, дом и т. п.), собирательные (овощи, листва, зелень и т. п.) и единичные, объем которых состоит только из одного объекта (г. Пермь, Липа Алиса, Германия и т. д.)

Исследуя характер иностранных слов, ученые выделяет 8 типов лексических единиц:

  • интернациональные и заимствованные слова;
  • производные и сложные слова, компоненты которых знакомы;
  • слова, объем значений которых не противоречит семантическому объему слова в родном языке;
  • слова, специфичные, по своему содержанию для изучаемого языка;
  • слова общего с родным языком корня, но отличные по содержанию;
  • слона и словосочетания, отдельные компоненты которых хотя и известны, но идиоматичны и несходны по смыслу;
  • слова, объем которых шире объема значений соответствующего слова в родном языке;
  • слова, объем значений которых уже, чем в родном языке.

    Все эти факторы следует учитывать при увеличении индивидуальных семантических полей обучаемых .
    2.2. Способы семантизации лексики

Процесс овладения словом включает в себя ознакомление с функцией слова, его значением, формальными признаками, тренировку в усвоении слов и применение новых лексических единиц в устной и письменной речи. Каждый из этапов процесса усвоения слова соотносится со стадиями формирования лексического навыка.

Называя шесть наиболее распространенных способов семантизации, следует отметить, что их выбор зависит от особенностей самого слова, характерных особенностей группы обучаемых, а также лингвистической и профессиональной компетенции учителя .

1. Использование наглядности .

Как известно, наглядность бывает разная: предметная, изобразительная, наглядность действием, звуковая, контекстуальная. Критериями для выбора определенного вида наглядности являются: доступность, простота и целесообразность. При использовании изобразительной наглядности надо быть уверенным в однозначности трактовки. Дерево на картинке должно быть собирательным образом, без индивидуальных признаков того или иного вида, точно так же как картинка с попугаем или воробьем не может быть использована для семантизации слова «птица».

2. Семантизация с помощью синонимов/антонимов .

Зная слово "beautiful" («красивый»), обучаемые могут легко догадаться о значении слова "ugly" («безобразный, уродливый»), если им понятно, что такое антоним. Правда, здесь есть одна сложность. В языке редко встречаются полные синонимы. Как правило, каждый из синонимов имеет определенный оттенок значения, а значит, свою коннотацию и употребление. Часто это связано с историей языка, источниками заимствования слов. Именно здесь нам открывается прекрасная возможность для формирования как социолингвистической, так и социокультурной компетенции обучаемых, вовлечение их в серьезную и увлекательную работу с изучаемым языком в стране лингвистики.

Способ ознакомления с новой лексикой посредством синонимов и антонимов тесно связан с использованием известных обучаемым способов словообразования.

3. Семантизация с использованием известных способов словообразования.

Этот способ семантизации позволяет ввести слово в определенную парадигму, что способствует установлению более прочных парадигматических связей данного слова, а также повторению уже изученных слов, которые входят в эту категорию. Здесь имеются в виду:

1) суффиксально-префиксальный способ словообразования,

2) словосложение,

3) конверсия.

Каждый из этих способов имеет и ряд потенциальных сложностей для обучаемых, которые учитель может предвидеть и снять еще до появления ошибок.

4. Перевод/перевод-толкование слов предполагает активную тренировку данного слова в различных контекстах, если с помощью перевода мы наиболее точно передаем значение данного слова. Перевод часто используется на старшем этапе обучения в школе. Это особенно необходимо при семантизации безэквивалентной лексики, а также лексики с определенным фоновым значением.

5. Развитие языковой догадки через контекст.

Приемы здесь могут быть самыми разными, от дефиниции на иностранном языке до составления небольших образных и понятных ситуаций с использованием новых слов. Важно, чтобы контекст употребления слова был однозначным, понятным или легко выводимым .

2.3. Система лексических упражнений

Описание работы

Цель исследования: выяснить, какие способы расширения индивидуального семантического поля можно использовать.

Задачи исследования:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Выявить факторы и способы расширения активного словаря.

3. Рассмотреть взаимообусловленность компонентов обучения лексике.

Глава 1. Роль и место лексики при обучении

иностранному языку

Цель обучения лексике…………………………… стр. 5
Принципы формирования лексических навыков...стр. 7
Лингвистический, методологический и психологический компоненты обучения лексике..стр. 9
Понятие индивидуального семантического поля.стр. 12

Глава 2. Способы расширения индивидуального семантического поля обучаемых

2.1. Факторы расширения семантического поля……..стр. 14

2.2. Способы семантизации лексики………………… стр. 16

2.3. Система лексических упражнений……………….стр. 18

2.4. Формирование рецептивных и продуктивных лексических навыков…………………………………. стр. 22

Заключение………………………………………………...стр. 27

Список литературы………………………………………..стр. 29

Обыденнова Людмила Федоровна ,
ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск ,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №10»

Мастер класс на тему:

Расширение семантического поля слова «Рыба»

Цель: Познакомить педагогов с технологией работы по расширению и обогащению активного словаря дошкольников в процессе формирования «семантического поля»

Задачи в работе с воспитанниками:

Активизировать и обогащать словарь воспитанников через уточнение значений слов признаков, действий

Учить подбирать слова с противоположным значением (антонимы)

Формировать умение подбирать слова близкие по смыслу (синонимы)

— Вырабатывать способность употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Развивать умение самостоятельно описывать точное обозначение действий, качеств, состояний

Развивать умение объяснять смысловую связь между словами

Воспитывать познавательный интерес к содержательной стороне слова

Ход

Вступительное слово: Структура «семантического поля» представлена определённым алгоритмом, который включает в себя работу со следующими понятиями:

1.Ядерное слово

2.Родственные или однокоренные слова

3.Слова-действия

4.Слова-признаки

5.Слова-синонимы

6.Слова-антонимы

7.Связная речь

Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словаря и словообразованию и закрепление их в словосочетаниях, предложениях. Всё это позволяет наиболее полно раскрыть суть изучаемого понятия, ребёнок запоминает большое количество новых слов, происходит систематизация значений слов,возникают ассоциативные связи и развивается грамотная, связная речь

Например, посмотрим как на основе одного слова «рыба» можно выстроить «семантическое поле».

1.Ядерное слово

Задача этапа: познакомить со значением слова, углубить представление о внешнем виде и разнообразии рыб

Посмотрите и скажите на кого или на что похожа эта рыба? (На экране разновидности рыб: рыба-молот, рыба-петух, рыба-попугай, рыба –пила, рыба –ёж и т.д.)

Из чего состоит рыба? У кого ещё есть хвост?(иллюстрации с изображением девочки с хвостиками, попугая, лисы, кометы и т.д.)

2.Образование родственных или коренных слов от слова «рыба»

Задачи этапа: учить находить однокоренные слова к слову «рыба»

игра «Засели рыбок в аквариум»

Методическое указание участникам мастер-класса:

ü Как мы назовём маленькую рыбу? (рыбка)

ü Как назовём большую рыбу? (у воды росла рябина, а река текла бурлила, посередине глубина там гуляла….рыбина )

ü Как назовём рыбу ласково? (рыбёшка, рыбинка, и т.д.)

ü Как называется котлета из рыбы? (рыбная)

ü Как называется суп из рыбы? (рыбный)

ü А жир у рыбы какой? (рыбий)

ü Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак)

ü Если эта женщина, то она..(рыбачка)

ü Куда ранним утром пошёл рыбак? (на рыбалку)

ü Как называется посёлок в котором живут рыбаки? (рыбацкий)

ü Какой крючок нужен для ловли рыбы? (рыболовный)

ü Что делает на рыбалке рыболов? (рыбачит)

Без какого короткого слова не было бы этих слов? (рыба)

Лексическое упражнение на слуховое внимание

Методическое указание участникам мастер-класса:

Если услышите родственное слово к слову «рыба» хлопаем в ладоши..

У рыбаков небывалый улов

рыбу поймал и старик рыболов

Мы рыболовную сеть соберём,

рыбного супа в тарелки нальём

3. Слова- действия

Задачи этапа: учить подбирать глагольный ряд, характеризующий действия рыбы

Игра «Скажи своё слово в ракушку»

Методическое указание участникам мастер-класса:

Назвать слово отвечающее на вопрос:

«Что делает рыба?» и передать следующему игроку, игрок повторяет это слово и говорит своё в ракушку и т.д.

Примерные вопросы:

ü Когда пузырьки поднимаются в воде, что делает рыба? (дышит)

ü Если у рыбы есть питание, что она делает? (питается)

ü Если рыба затихла за камнем, что она делает? (затаилась, прячется)

ü Если брызги во все стороны, что делает рыба? (плещется, резвится, играет и т.д.)

ü Если рыба плавает быстро, что она делает? (мчится, несётся, плывет, гонится..)

4.Слова-признаки

Задачи этапа: учить подбирать слова, характеризующие понятие «рыба»

Игра «Аукцион слов»

Методическое указание участникам мастер-класса:

Внимание, внимание проводится аукцион, на продажу

Выставляется замечательная игрушка «Рыбалка». Кто назовёт большее количество слов, отвечающих на вопрос: Какая рыба?

Каждый отвечающий берёт фишку.

Словесная игра «Назови одним словом»

Как назовём одним словом рыбу, живущую в аквариуме? (аквариумная)

Как назовём одним словом рыбу, живущую в море? (морская)

Как назовём одним словом рыбу, живущую в реке? (речная)

Как назовём одним словом рыбу, живущую в океане? (океаническая)

Как назовём одним словом рыбу, живущую в озере? (озёрная) и т. д.

5. Слова-синонимы (подбор слов, близких по значению)

Задачи этапа: учить выстраивать синонимический ряд, основываясь на признаках и действиях, характерных для рыб.

Методическое указание участникам мастер-класса:

Ответьте на следующие вопросы:

(Можно использовать мяч. фишки темные и светлые и т. д.)

Рыба уродливая — это какая? (страшная, некрасивая, безобразная, и т.д.)

Рыба медлительная это какая? (тихая, несмелая, спокойная ит.д.)

Рыба блестящая это какая? (яркая, золотистая, серебристая, и т.д.)

6.Слова-антонимы (подбор слов, противоположных по значению)

Задачи этапа: учить находить слова противоположные по смыслу

Методическое указание участникам мастер-класса:

Ответьте на следующие вопросы:

Если акула большая то карась… (маленький)

Если водоросли лёгкие, то подводные камни ….(тяжёлые)

Река широкая,а ручей (лёгкий) и т.д.

7. Связная речь

Задачи этапа: побуждать использовать накопленный словарь по теме «рыбы» при построении связного рассказа

Методическое указание участникам мастер-класса:

Сейчас составим рассказ о рыбе используя все слова, которые мы произносили во время игр

(Можно использовать колокольчик, мяч связующую нить …и т.д.

передавая его друг другу)

— В синем море жила рыба. А с ней по соседству жили разные рыбы. Это были: (рыба-пила, рыба-молот, рыба-ёж, и т. д.)

Рыба боялась попасть в….

(рыболовную сеть, к рыбакам на рыболовный крючок и т.д.)

За день рыба успевала так много она…

(плавала, плескалась, пряталась, питалась и т.д.)

Как и другие рыбы она была…

(красивая, блестящая, серебристая и т.д.)

Однажды ей повстречалась акула, она не просто была большая, а была..(огромная..)

А рыбка наоборот..(маленькая)

Но так как рыба была быстрая, она вильнула хвостом и уплыла.

Таким образом, важно знать, что слово усваивается ребёнком быстрее и прочнее, если обучение его употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи.

В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не только указывает на конкретный предмет, действие, качество или отношение, но за каждым словом обязательно стоит система различных связей. Дети с ТНР затрудняются в определении этих связей, т.е. не могут сразу сформировать объемное семантическое поле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Смирнова Н.В., МКДОУ № 23, г. Железногорск

Практика логопедической работы показывает, что восстановление психологической базы речи ребенка создает основу для более эффективной работы по коррекции речевых нарушений у детей.

Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического. Оно обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками и действиями предметов, обогащается и его словарь.

В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не только указывает на конкретный предмет, действие, качество или отношение, но за каждым словом обязательно стоит система различных связей.

По мере развития мышления и речи ребенка его словарь обогащается, систе матизируется, становится упорядоченным. Слова группируются в функциональные образования, внутри которых происходит распределение лексики. По мнению Л. С. Выготского, в процессе развития ребенка и само слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей. А. Р. Лурия также отмечал, что слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему.

Таким образом, у ребенка актуализируется целый комплекс ассоциаций вокруг одного слова, т. е. формируется семантическое поле. Структура семантического поля выглядит следующим образом:

  1. ядерное слово;
  2. слова, обозначающие названия действий предметов;
  3. слова, обозначающие названия признаков предметов;
  4. родственные слова;
  5. слова-синонимы;
  6. слова-антонимы;
  7. словесные логические задачи.

Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.

Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи. В результате такой работ ребенок запоминает большее количество новых слов. При этом происходит систематизация значений слов и словами возникают ассоциативные связи. Все это создает основу для развития речи детей естественным путем, как в онтогенезе.

У детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой. Организация семантических полей у детей с ОНР имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие:

  1. Ассоциации у детей с речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер.
  2. Наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с нарушениями речи является выделение центра (ядра) семантического поля и его структурная организация.
  3. У детей с ОНР наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии.
  4. Латентный период реакции на слово-стимул у детей с речевыми нарушениями гораздо длительнее, чем в норме: у детей с нормальным речевым развитием - до 10 сек, у детей с речевой патологией - до 40 сек.

Таким образом, у детей с ОНР отмечается недостаточное развитие лексической стороны речи. Это ведет к недоразвитию речи в целом и в будущем к проблемам обучения в школе. Поэтому, при коррекции нарушений и развитии речи детей, необходимо включать работу над словом, как структурной единицей языка и речи, определяющим свойством которой является семантическое содержание.

Конспект логопедического занятия.

Семантическое поле слова «ЗИМА».

Цели:

  1. Образовательные. Расширение семантического поля слова «Зима», формирование ассоциативных связей слов. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
  2. Коррекционные. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
  3. Воспитательная. Воспитание у детей умения и желания общаться.

Организационный момент.

Логопед. Послушайте и отгадайте, о каком времени года я сейчас расскажу.

Холодно. Выпал снег. Дети катаются на коньках и лыжах, играют в хоккей. День стал коротким. Очень рано темнеет.

Какое это время года?

Дети. Зима.

Работа с ядерным словом, включение слова в падежные конструкции.

Логопед. Закончите предложение словом «зима», изменяя его правильно

Наступили холода,

Значит к нам пришла…

Дети. Зима.

Логопед.

Наденем теплые штаны.

Не боимся мы …

Дети. Зимы.

Логопед.

Снег кружится во дворе,

Очень рады мы…

Дети. Зиме.

Логопед.

В снег зарыться с головой,

Сумеем только мы…

Дети. Зимой.

Логопед.

Дуют ветры в феврале,

Поют песни о…

Дети. Зиме.

Образование родственных слов.

В помощь предлагаются иллюстрации.

Логопед. Каким слово можно ласково назвать зиму?

Дети. Зимушка.

Логопед. Как можно назвать день зимой?

Дети. Зимний.

Логопед. Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?

Дети. Зимующие.

Логопед. А какие осадки выпадают зимой?

Дети. Снег.

Логопед. Кого лепят из снега?

Дети. Снеговика.

Логопед. Как можно сказать о горке из снега?

Дети. Снежная.

Логопед. Как называется цветок, который первым появляется из-под снега?

Дети. Подснежник.

Нанизывание слов, обозначающих признак предмета.

Детям предлагается картинка и с изображением зимы.

Логопед. Посмотрите внимательно на картинку и скажите зима, какая?

Дети. Холодная, снежная, морозная, долгая, пушистая, злая, суровая.

Психогимнастика.

Логопед. А какой праздник бывает только зимой?

Дети. Новый год!

Логопед. А как можно назвать праздник «Новый год» одним словом?

Дети. Новогодний.

Логопед. А кто к детям приходит на новогодний праздник!

Дети. Дед Мороз и Снегурочка.

Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку.

Предложить картинку с изображением зверей, показать: как разные звери встречают Новый год.

Нанизывание слов, обозначающих действие предмета.

Логопед. Звери зимой в лесу что делают?

Дети. Зимуют.

Подбор слов-антонимов

Логопед. Летом дни жаркие, а зимой…

Дети. Холодные.

Логопед. Летом небо светлое, а зимой…

Дети. Темное.

Логопед. Летом солнце яркое, а зимой…

Дети. Тусклое.

Логопед . Летом день длинный, а зимой…

Дети. Короткий.

Логопед. Весной лед на реке тонкий, а зимой…

Дети. Толстый.

Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Развитие слухового внимания и памяти.

Логопед. Играют наши ушки.

Как только услышат они о зиме,

Хлопнут дети рукой по ноге.

Логопед называет слова, а дети выполняют задание.

Слова: птичка, звезда, зима, мальчик, зимушка, зонт, книга, зимний, стол, ручка, зимующий.

Логопед. Какие слова вы запомнили?

Дети. Зима, зимний, зимующий, зимушка.

Звуковой анализ и синтез слова «зима»

Логопед. Назовите звуки в слове «зима».

Дети. Выполняют слоговой и звуковой анализ слова «зима», дают полную характеристику звукам и обозначают звуки фишками соответствующих цветов.

Словесные логические задачи.

Логопед . Ребята, вы помните, как зовут сыночков зимы?

Дети . Декабрь, январь, февраль.

Логопед. А как вы понимаете слова «Декабрь год кончает, зиму начинает»?

Дети рассуждают, о чем эта пословица.

Работа с предложением.

Детям предлагаются сюжетные картинки, внимательно рассматривая, они составляют предложения, начиная его со слова «зима».

Зимой дети катаются на санках.

Зимой дети лепят снежную бабу.

Зимой дети играют в снежки.

Зимой дети катаются на коньках.

Зимой дети покармливают птиц и животных.

Зимой дети катаются на лыжах.

Логопед . Молодцы, ребята. Вот сколько интересных предложений вы придумали о зимних забавах детей. А теперь улыбнитесь друг другу и порадуйтесь, что природа подарила нам такое замечательное время года как зима.

Итог занятия.

Список литературы:
1. Антипова Ж.В., Волосовец Т.В. , Кутепова Е.Н. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2002.
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, 2002.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников, 2006.
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2009. 5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи, 2001.
6. Парамонова Л.Г., Лалаева Н.В. Особенности вербальных ассоциаций у детей с ОНР, 1985. 7. Серебрякова Н.В., Парамонова Л.Г. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи, 2001.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Школа: МОУ Курашимская с.о.ш.

Учитель-логопед: Исаева Людмила Анатольевна.

Класс: 2 СКК.

Основание логопедической работы: А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова.

«Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».

(Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы по родному языку у детей с речевой патологией).

Тема: «Семантическое поле» слова «Посуда».

Цель: Коррекция недостатков устной речи учащихся СКК как необходимое условие успешности обучения.

Задачи:

Образовательные:

    Формирование и расширение «семантического поля».

    Развитие грамматического строя речи.

    Закрепление понятий о словах-действиях, словах-признаках, словах-антонимах.

    Формирование словообразовательной функции речи.

    Составление рассказа – описания.

Коррекционные:

    Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики

    Расширение и уточнение словаря, развитие связной речи.

    Развитие самоконтроля и способности к переключению.

    Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.

Воспитательные:

    Развитие социальнозначимых навыков .

    Воспитание базовых эмоций личности.

    Воспитание аккуратности, взаимопомощи.

Методы: Словесные, наглядные, практические.

Приёмы: Классифицирования, объяснение причин, обобщение, выделение общего и различного.

Дополнительные материалы взяты из Интернет сайтов.

Этапы занятия:

Ожидаемый результат:

1.Организация.

1.Настрой на работу.

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Целеполагание.

Положительная мотивация на выполнение поставленных задач.

Знание и показ упражнений для развития артикуляционной моторики.

Умение давить простейшие определения.

2.Выводы по практическим исследованиям.

1.Характеристика видов посуды.

2.Игра: «Четвёртый лишний».

Умение делать выводы по назначению посуды.

Умение выделять искомый предмет из нескольких предметов.

3.Практикум по расширению словаря.

1.Игра: «Скажи наоборот».

2.Игра: «Закончи предложение».

3.Отгадывание загадок.

Развитие грамматического строя речи. Расширение словаря. Практическое выполнение упражнений.

4.Физкультминутка.

1.Ф-ка: «Кто ты?».

2.Дыхательная гимнастика и мимические упражнения.

Развитие общей моторики и постановка правильного дыхания.

5.Творческая работа.

1.Игра: «Кто ты?».

2.Задание: «Назови ласково».

3.Составление предложений.

4.Составление рассказа.

Развитие связной речи.

Развитие творческих способностей.

Умение применять знания в практической деятельности.

Развитие самоконтроля и самостоятельности.

6.Привитие социальных навыков.

1.Правила ухода за посудой.

2.Умение правильно выражать свои мысли.

Привитие социально-значимых навыков.

7.Итог.

1.Рефлексия.

Осмысленная и чувственная самооценка.

Открытое логопедическое занятие

Расширение семантического поля слова «Посуда ».

Уч. – логопед: Исаева Л.А.

1.Организационный момент.

Настрой на работу.

Подойти к символу, соответствующему вашему настроению.

(Рисунок № 1).

2. Артикуляционная гимнастика.

(Рисунок № 2 – 6).

Целеполагание.

(Неухоженный дом Федоры Рисунок № 7).

Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у одной сказочной героини. А у кого – догадайтесь сами. Конечно – это Федора. Кто написал эту замечательную сказку? Как она называется?

(Федора - Рисунок № 8).

Назовите, какие предметы убежали от Федоры и без какой части они остались?

(Чайник без носика, кастрюля без крышки и ручки, сахарница без дна, кружка без стенки)

Как, одним словом назвать эти предметы?

Верно – это посуда. Тема нашего занятия: «Посуда».

(Тема открывается на доске: П. С У Д А ).

Какую букву я пропустила и почему надо писать букву о ?

Что такое посуда и для чего она необходима?

(Для приготовления и приёма пищи).

Почему плачет Федора? Как она плачет?

Почему посуда убежала от Федоры?

Я предлагаю вам помочь Федоре вернуть посуду. А для этого мы выполним несколько заданий, в которых повторим виды посуды, её назначение, научимся правильно строить высказывания, составлять предложения, будем стараться быть аккуратными и бережными к посуде. За каждое задание вы будете получать по одному предмету посуды.

3. Выполнение заданий.

Задание №1.

Каждому из вас я сейчас выдам по два предмета. Подумайте и вспомните его назначение и решите – где его место: в шкафу?, на разносе?, или на столе?

1.Вилка, сахарница.

2.Сковорода, супница.

3.Кастрюля, чашка.

4.Чайник, солонка.

5.Тарелка, бидон.

6.Кружка, кувшин.

По мере проверки добавляем устно к чайной посуде: блюдце, стакан, молочник, бокал, конфетницу. Почему она названа чайной?

Столовая посуда предназначена для приёма более серьёзной пищи. Это: мелкая и глубокая тарелка, хлебница, маслёнка, салатница, перечница.

Столовые приборы – ложка, вилка, нож.

Кухонная посуда помогает нам в приготовлении пищи: кастрюля, сковорода, половник, миски, бутылки, банки, кухонные ножи, дуршлаг.

(Выполнение задания)

Молодцы! Ну, а теперь проверим, на сколько вы внимательно слушали и смотрели. Поиграем в игру.

Игра: «Четвёртый лишний» .

Я показываю вам карточку с изображением посуды, а вы находите лишний предмет.

(Рисунки № 9 – 11).

Чайник, стакан, кастрюля, сахарница.

Кастрюля, сковорода, чашка, кувшин.

Тарелка, солонка, салатница, дуршлаг.

Молодцы! Справились с заданием.

А сейчас немного истории.

Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянной. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом изобрели различные материалы, и появилось много очень красивой посуды.

Задание №2.

Игра с мячом: «Закончи предложение».

Если нож из стали, он …(стальной).

Если ложка из металла, она …(металлическая).

Если кувшин из глины, он …(глиняный).

Если тарелка из картона, она …(картонная).

Если чашка из фарфора, она …(фарфоровая).

Если блюдце из стекла, она …(стеклянное).

Если кастрюля из алюминия, она …(алюминиевая).

Если она покрыта эмалью, она …(эмалированная).

Игра: «Скажи наоборот». Сейчас мы сравним посуду и не только по материалу, из которого она изготовлена, а по форме, цвету, размеру.

Сковорода тяжёлая, нож …

Кастрюля большая, а ложка …

Кувшин высокий, а чашка …

Блюдце мелкое, а тарелка …

Полный стакан - …стакан.

Белая чашка - … чашка.

Круглый разнос - … разнос.

Часто по словам-признакам можно догадаться о каком предмете идёт речь. Вот, например: Эмалированный, круглый, с ручкой и весь в дырках. (Дуршлаг).

Часто эти отличительные признаки используются в загадках.

Задание №3.

Подумайте, о какой посуде идёт речь в этих загадках ?

    Стоит пузатенькая баночка,

Стеклянная и круглая.

В ней лежат кусочки сладенькие,

Желанные и нужные. (Сахарница).

    Я беру её за ручку,

Наливаю в неё чай.

Пей – он сладкий и горячий,

Хочешь – в блюдце остужай. (Чашка).

    Из горячего колодца

Через нос водица льётся. (Чайник).

Физкультминутка.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела,

Пейте чай – вода вскипела!

(Потрогали чайник – Ай! Горячий, обожглись. Какой горячий чай – подышали. Налили в чашки. Остудили. Попробовали. Вкусно. АХ!).

Только что вы все были чайниками, а сейчас я нескольких ребят превращу в предметы посуды.

Поиграем в игру: «Кто я?»

Один из детей подходит к столу, я ему надеваю шапочку, «превращаю», он поворачивается к вам. Вы же не называя этого предмета должны сказать, что делает этот предмет, что можно с ним делать, а … должен догадаться – кто он:

Чайник, кастрюля, ваза, вилка, кружка, бидон, сахарница, сковорода.

(Рисунки № 12 – 17).

А вот обратно в человека … превратится только тогда, когда назовёт себя ласково. Эти ласковые названия пригодятся и нашей Федоре, чтобы посуде нравилось у неё жить.

(Дети садятся).

Задание №4.

Сейчас мы с вами попробуем составить предложение, связав между собой два слова. Прочитайте их и подумайте.

Чашка, Чайник.

Печенье, Ваза.

Тарелка, стол.

Шкаф, кастрюля.

Молодцы! Мы сегодня столько узнали о посуде, что мне хочется провести с вами одну интересную игру. Вам нужно с закрытыми глазами определить, какая посуда у вас в руках.

Игра: «Узнай на ощупь».

(Детям выдаётся игрушечная посуда. С завязанными глазами они должны угадать, что у них в руках).

А какой предмет посуды нравится вам?

Возьмите нужную карточку посуды и составьте описательный рассказ по схеме о своём предмете.

1.Название.

2.Цвет.

3.Размер.

4.Материал.

5.Части посуды.

6.Действия с посудой.

Справились и с этим заданием! Молодцы!

    Итог занятия.

Посмотрите, ребята, что случилось с Федорой! Она стала чистая, прибранная, добрая.

(Рисунок № 18).

Но можно ли её доверить посуду, ведь она совершенно не умеет за ней ухаживать. Давайте её этому научим.

    Очистить.

    Вымыть.

    Прополоскать.

    Высушить.

    Вытереть.

    Убрать.

Очень хорошо! Будем надеяться, что Федора никогда больше не лишится своей посуды.

Ребята, а вы знаете, какой праздник приближается? Давайте подарим Федоре на праздник те наборы посуды, которые вы заработали за урок, но эта посуда попадёт к Федоре лишь только тогда, когда вы вспомните, за что же вы её заработали, что нового узнали или о чем вспомнили.

(Ребята делятся впечатлениями и дарят Федоре наборы:

чашек, ложек, тарелок, кастрюль, чайников, вилок, вазочек – свои жетоны за участие в занятии).

    Рефлексия.

Обрадовалась Федора вашим подаркам, побежала расставлять их по своим местам и вдруг заметила в шкафу старый престарый кувшин. Она решила его почистить. Потерла его, и вдруг из кувшина вылез настоящий Джин. Федора очень благодарна вам за помощь, она попросила Джина, чтобы он приготовил для всех присутствующих небольшие сувенирчики. Вот они. (Изображение чайных чашек с «лицами» без ртов).

На наших подарках не хватает ротиков. Дорисуйте их в соответствии со своим настроением и своими успехами.

Занятие закончено. Спасибо всем!

Приложения

Рисунок №1

Рисунок № 2 Рисунок № 3

Рисунок № 4 Рисунок № 5

Рисунок №6

Рисунок № 7

Рисунок № 8. Рисунок № 18.

Рисунок № 9

Рисунок № 10.

Рисунок № 11.

Рисунок № 12. Рисунок № 13.

Рисунок № 14. Рисунок № 15.

Рисунок № 16. Рисунок № 17.



Поделиться: