Истории происхождения названий цветков. Презентация на тему "история происхождения названия цветов" От чего произошли названия цветов

Школьникам о красном цвете

Материал на тему: Путешествие в страну красного цвета.


Описание материала: Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию материал, который может быть использован педагогом в ходе подготовки мультимедийной презентации на уроках изобразительного искусства. Предложенный материал, поможет и учащимся разной возрастной категории, зависимости от поставленных задач во внеурочной деятельности подготовиться к тематическим мероприятиям.
Цели и задачи:
Расширить знания по истории цвета в искусстве и его особенностях в жизни.
Воспитать любовь к прекрасному и всему, что нас окружает.
Развитие креативных способностей у учащихся.
Вступление.
У каждого слова есть своя история, которую называют этимологией. Этимологический анализ проясняет, из какого языка пришло то или иное название, каково его значение, какое написание оно имело, как изменялось на протяжении столетий. Сегодня мы поговорим о появлении названий цветов.
Обозначение цвета и краски делят на две группы – древние (такие, как "белые" и "черные") и сравнительно новые, которых не знал древнерусский язык, - они пришли из чужих языков, причем большинство произведено от названий предметов, обладающих характерной окраской. Давно вошли в обиход слова, определяющие тот или иной цветовой оттенок. Все знают, что обозначают эти слова, но немногие могут сказать, что знакомы с их происхождением.
Этимология

Слово «красный» является общеславянским по происхождению. Образовано оно от слова «краса» и употреблялось поначалу как «хороший, красивый». Лишь после 16 века «красный» стал символизировать наиболее яркий цвет в цветовом спектре. Дело в том, что раньше красную краску получали из червей особого вида. Прилагательное «красный» - в цветовом значении из славянских языков свойственно только русскому. В первоначальном значении встречается лишь во фразеологических оборотах типа: долг платежом красен, ради красного словца, красная цена, красная рыба, красна девица, на миру и смерть красна. В старорусском языке для обозначения красного цвета использовали слово «червлёный» (по названию личинки насекомого «червеца», из которого приготовляли красную краску). Это слово можно отыскать в Русской Синодальной Библии в названии Чермного (Красного) моря.
Красные пигменты


У красного цвета есть много оттенков.
Красный - область цветов в длинноволновой части видимого спектра, соответствует минимальной частоте электромагнитного поля, воспринимаемой человеческим глазом. Один из трёх «основных» цветов в системе RGB.
Багряный. Красную краску иногда оттенки (до коричневого!) называли общеславянским словом багр. От этого возникли названия багровый и багряный. Багровым называют густой красный цвет, а багряным – чистый яркий красный цвет. Например, багровое зарево – багряный закат.


Червонный цвет. Так наши предки называли красный цвет. «Червонный» и «червлёный» имеют общий корень с глаголом «червити», означающим «красить красным». В свою очередь «червити» базируется на слове «червь».
Органические красители красного цвета относятся к самым древним. Найденные при раскопках в Египте, в Фивах плетеные циновки, окрашенные в красный цвет, датируются додинастическим периодом (4 тыс. до н. э.).
Красный в сочетании с белым ассоциируется с чистотой и гармонией. Красный с зеленым не должны быть вместе. Из мифологии известно, что Венера (зеленый) была женой Марса (красный) и родила ему Фобоса (страх) и Демоса (ужас). Красный цвет в ауре человека означает гнев, страсть или похоть. Он соответствует самой сложной дороге жизни - дороге любви и гнева.
АЛИЗАРИН (франц. alizarine) - краситель ярко-красного цвета. Природный ализарин получают из корней растения марены (франц. alizari от арабск. alize - восточный, из Леванта, стран Востока). Соответственно и краситель вначале называли "лизари", или "ализари", позднее краппом. Еще одно название - пурпурин. Этот краситель был известен в античности. В 1826 г. разработана технология синтезирования ализарина искусственным путем из антрацена, продукта каменноугольных смол. Оранжевые кристаллы при растворении в щелочах дают ярко-красный либо темно-фиолетовый цвет. Синтетические красители применяются, главным образом, для крашения хлопчатобумажных тканей. Более дешевый заменитель такой краски - краплак.
БАГОР, БАГРИК (ст.слав. багръ, возм. родств. греч. phogo - "поджариваю", др.-верхн.-нем. bahhan - "печь")- темно-красная краска с фиолетовым оттенком, близкая античному пурпуру. Добывалась из пурпурной улитки (лат. murex), или "червеца".
В древнерусском искусстве ее использовали при написании икон - багором обычно писали мафорий Богоматери. Другое древнерусское название: червлень или червень. Подобную краску составляли также из "вапа и чернил; черлени и бакана; бакана и лазори; киновари и чернил". На Руси краску"багор" использовали разных оттенков: иссиня-вишневую, "дикую" (синевато-серую), красно-вишневую, почти черную. Отсюда - багряный цвет, уменьшительное: "багрик".
БАГРОВЫЙ, БАГРЯНЫЙ (ст.слав. багрити от багръ) -ярко-красный холодного оттенка цвет, то же, что пурпурный. Багровая краска - темно-красная, независимо от состава. "Багряница" - в древнерусском искусстве органическая красная краска, добываемая из "багрянки" - раковины моллюска murex, то же, что пурпур, порфира, червлень, шарлат. Багрить - окрашивать в красный цвет.
БАКАН (украинск. от арабск. bagan из тюркск. bakkam - "красильное дерево") - красная краска, кошениль, иначе - "венецианский лак". Древнерусское название красного, малинового цвета и розово-красного камня родонита, или орлеца. "Баканными алмазами" называют бриллианты с розоватым отливом, с "грязным нацветом". В древнерусском языке слово "бакан" впервые встречается в Геннадьевской Библии (1499); им, вероятно, пользовались для обозначения различных красителей и оттенков красно-лилового цвета. "Бакан веницейский", привозной, приготовлялся из червеца, кошенили; другой сорт, "бакан простой", из сандалового дерева. На Руси были известны также "бакан венской", "бакан немецкий", "бакан флорентийский", "бакан синий" ("сандал синий", или голубец, кампеш, - единственный бакан не красного цвета, приготовляемый из "кампешевого дерева"). Есть предположение о происхождении слова "бакан" из Древнего Двуречья. В Месопотамии, у шумеров, "бакан" - то же, что "красная краска".
"Шумеры хоронили покойников в специально построенных склепах - зиккуратах, которые красили изнутри баканом, так как, согласно их поверью, Ангел Смерти приходил за душой умершего, только если стены и потолок были покрыты баканом".
Краска "бакан" использовалась в древнерусской иконописи и в росписи изделий из дерева (чаще по золоту), братин и пасхальных яиц. Прозрачность бакана (его растворяли на камеди - древесной смоле) позволяла смешивать эту краску с другими и использовать для "затенения" в иконах и книжных миниатюрах. Она применена в миниатюрах Остромирова Евангелия XI в. Использовалась и для окрашивания тканей, хотя была дорогой.
ВЕРМИЛЬОН (франц. vermillon - "румянец", от лат. vermis - "червь, гусеница") - красная, алая краска. Название, распространенное среди французских живописцев XVII-XIX вв., которые этим словом обозначали разные пигменты масляных красок, дававшие наибольшую яркость, обычно - кадмий красный. Однако правильнее -красная краска, приготовляемая из сернистой ртути, она дает более яркий и чистый тон, чем киноварь из того же сырья. Слово "вермильон" происходит от названия червячков кошенили, из которых в античности добывали ярко-красную краску. В русском языке этому термину соответствуют названия: червень, червец, червлёный, червонный.
КАРМИН (франц. carmin от арабск. qirmiz и лат. minium - "красная краска") - краситель холодного красного тона, близкого фиолетовому. В Средневековье такой краситель получали вывариванием древесины красного (фернамбукового) дерева. Древнерусское название - бакан. Такое дерево произрастает в Индии и Южной Америке. После открытия Американского континента европейцами в 1492 г. краска стала именоваться "бразильским лаком", или "бразилином". Краситель, приготавливаемый в Венеции, называли кармином (русское название "веницейский бакан"). Раствор кармина имеет желтоватый оттенок, но в соединении с небольшим количеством щелочи дает кирпично-красный тон. В 1518 г. некий францисканский монах из Пизы растворил янтарно-желтые кристаллы "бразилина" в спирте с добавлением натрия и получил красивый красно-фиолетовый цвет, похожий на тот, который дает другая красная краска - краплак. Кармин используется в акварели (в Средневековье - для книжных миниатюр) и в живописи маслом, но он не отличается светостойкостью и быстро бледнеет под действием солнечных лучей (другие названия: флорентийский лак, парижский лак, мюнхенский лак).
КИНОВАРЬ (др.русск. киноварь, из греч. kinnabari; лат. cinnabaris - "коричная, коричного дерева") - ярко-красная краска малинового оттенка. В античности красную смолу некоторых тропических деревьев называли "кровью дракона", а сами деревья - "драконовыми" (лат. dracaena). На самом деле киноварь - минеральная краска, кристаллическая сернистая ртуть. В Древний Римэту краску привозили из Иберии (Восточной Грузии; другие названия - миниум, цинобер). Схожую краску минерального происхождения - красный мел, или охру, - называли милтос. Киноварью считали и минеральную "каппадокийскую краску". В архаической Греции существовал обычай окрашивать красной краской глиняные и деревянные статуи богов. Известно, что киноварью окрашивали статуи Диониса. Недостатком этой краски является ее ядовитость и то, что она чернеет, окисляясь на воздухе. С XIII в. алхимики приготовляли искусственную киноварь соединением серы и ртути при слабом нагревании. Позднее получали светостойкие сорта на основе хлористой ртути. В соединении с маслами и лаками киноварь также чернеет, это ограничивает ее применение в масляной живописи. Более устойчива краска в темпере и акварели. Живописцы заменяют киноварь, чтобы избежать почернения красочного слоя, красным хромом или кадмием. Французские художники XVII-XIX вв. предпочитали улучшенный состав, именуемый вермильоном. Близкий краситель на основе йодистой ртути называется киноварь-экарлат (франц. carlate - "пунцовая"). Но эта краска, полученная в 1849 г., также несветостойка.
КОШЕНИЛЬ (франц. cochenille, из итал. cocciniglia, лат. coccinus, греч. kokkinos) - краситель яркого красного, багряного цвета. Добывался в античности из насекомых семейства червецов (лат. coccus).
МУМИЯ, "МУМИЯ ЕГИПЕТСКАЯ" - красная или красновато-бурая краска, приготовляемая из смеси окиси железа с глиной. В Средневековье считали, что эта краска делается из остатков египетских мумий, отсюда название. Вероятно, в подобных случаях использовался асфальт в смеси с другими природными смолами. Схожие минеральные красители красных и коричневых оттенков получаются пережиганием железных руд, одна из разновидностей делается из жженой слоновой кости. Другое название - колкотар (colcotar от позднелат. golgotar), или красный железняк. Тонко измельченный колкотар именуют крокусом. Близкие по составу краски на основе окислов железа называют "капут-мортуум" (лат. caput mortuum - "мертвая голова"). Так средневековые алхимики именовали вещества, остающиеся в тигле после прокаливания и непригодные для последующих опытов.Черный цвет символизировал "смерть тела". Пережигание железного купороса в смеси с поваренной солью дает черную краску.
ПОРФИРА (ст.слав. поръфира, пьрфура, из греч. Porphyra - "красная") - пурпурная мантия монарха, регалия византийских императоров. В Византии багряный или пурпурный цвет обозначали словом "блаттий" (греч. blattion). Отсюда латинское: blat-tiferum - "порфироносный", императорская туника пурпурного цвета. Эпитет "порфироносный" относили к императорам и наследникам трона. "Порфирогенит" (греч. Porphyrogenites - "Порфирородный"; в русской транскрипции: "Багрянородный") - прозвание византийского императора Константина VII (913-920 и 945-959). В России мантию из багряного шёлка, подбитую горностаевым мехом, носили цари. В древнерусском искусстве порфира - красная краска, чаще темная с фиолетовым оттенком, то же, что багр.
ПУРПУР, ПУРПУРИСС (через нем. Purpur, от греч. Porphyra, лат. Purpura - название морского моллюска) - краситель яркого красного цвета с фиолетовым оттенком. По преданию, такую краску (русское название "багрянка") получили в древности финикийцы, они использовали секрет желез морского моллюска рода "пурпуровых улиток" (лат. murex), которых также употребляли в пищу. Однако такая краска была известна в Древнем Египте с XIII в. до н. э. Ее применяли для тканей. Темный пурпур получали двойным окрашиванием (греч. dibapha - "дважды погруженная"; лат. bis tinctus -"дважды окрашенная"). Такие ткани позднее называли тирскими, поскольку в г. Тире, в Финикии, добывали пурпурных улиток, а также делали подобные красители и экспортировали из этого города пурпурные ткани. Мастерские по окрашиванию шерсти красителем из пурпуровых улиток находились на о. Лемнос в северной части Эгейскогоморя. Ярко-красные, алые ткани именовали тарентскими, по названию г. Тарента в Южной Италии, другого центра производства крашеных тканей. В Древней Греции и Риме светлую, розовую краску добывали из двойных, или трубчатых, раковин (лат. bicinum, или murex brandaris), а темную, фиолетовую - из раковин "пелагий" (лат. pelagia - "морская"). Затем оба красителя смешивали и получали яркую малиновую краску - порфиру (греч. Porphyra - "красная"). В Египте применяли также искусственный пурпур (из уксусно-глиноземной соли) и похожую краску растительного происхождения из семян или ягод кустарника (греч. kokkos, лат. coccus - "червец", насекомое, которое водится в плодах и которое в античности принимали за ягоду). Еще одно греческое наименование пурпурной краски - острейон (греч. ostreion - "устрица, раковина", "устричная" краска). Отсюда Острихий (имя и должность "смешивателя" красок; греч. cheo - "размягчать, растирать"). Цвет пурпура вызывал ассоциации с утренней зарей. Об этом свидетельствует знаменитая фраза из "Одиссеи" Гомера: "Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос" (Х, 187; греч. rododaktylos - "розовоперстая"; Эос - богиня утренней зари). Согласно сообщению Плиния Старшего, темная тирская краска "крови пурпурного оттенка" (Гомер) символизирует "высшую почесть" (IX, 127). Греческое название финикийской пальмы (Phoinix) связалось в истории с названием финикийского пурпура и наименованием сказочной птицы Феникс (Phoinix), которую изображали сидящей на красной пальме. Римляне называли пурпурную краску (лат. Purpurissum) царской, волшебной, или фессалийской (игра слов: murex Purpura haemonia). Есть сведения, что для большей яркости такую краску смешивали с солью и кипятили или смешивали с мареной и гисгином. В "пурпурисс" окрашивали шелковые одеяния и тоги римских императоров. В 424 г. византийский император Феодосий II (408-450) запретил своим подданным носить одежды пурпурного цвета. Этот цвет полагался только императору. Позднее, при Юстине I (518-527), пурпурные ткани разрешали носить женщинам. Существует описание несохранившейся ткани - пелены, или антиминса, покрывавшей престол в храме Св. Софии в Константинополе (VI в.). На ткани был изображен Христос, облаченный в пурпуровый хитон, поверх которого был надет золотой плащ. Выражение "Рожденный в пурпуре" (греч. Porphyrogenites - "Порфирогенит", или "Порфирородный", в русской транскрипции: Багрянородный) связано с прозванием византийского императора Константина VII (913-920 и 945-959), который родился в "пурпурной комнате", вероятно облицованной плитами из порфира. В Византии цвет пурпура обозначали словом блаттий (греч. blattion). Производное латинское слово blattiferum означает "порфироносный, императорский". Эпитет: "божественная порфира" относили к образу Богоматери. Темный, "черноватый", или иберийский, пурпур изготавливали в Испании с помощью ржавчины.
ПУРПУРИН (итал. porpurino) - обобщающий термин для обозначения различных материалов, окрашенных в массе в красный, пурпурный цвет. Пурпурином называют красное стекло - астралит и его разновидность - искусственный авантюрин (авентуриновое стекло), а также гематион (ярко-красное глушеное стекло). Пурпурины - разнообразные оттенки красной смальты, окрашенные окислами меди. Во время остывания стеклянной массы происходит восстановление меди, которая и придает смальте пурпурный цвет. Краситель ализарин также называют пурпурином.
СКАРЛАТ (др.русск. скорлатъ, через польск. szkarlat, из итал. scarlatto, из ср.лат. scarlatum) - вначале название дорогой восточной ткани, окрашенной пурпуром, затем - название темно-красного, пурпурного, багрового цвета (искаж. скурлат).
ЧЕРВЕНЬ, ЧЕРВЕЦ, ЧЕРВЛЕНЬ, ЧЕРВЛЁНЫЙ, ЧЕРВОННЫЙ (др.-русск. чьрвенъ). Червень, или червлень, - древнерусское название органического красителя красного цвета, который приготовляли из насекомого червеца (лат. coccus). То же, что кошениль, или "коккинус" (лат. coccinus). Червень отождествляли с киноварью (что неправильно, поскольку киноварь - красная краска минерального происхождения). Червленица - темно-красная краска из моллюска (лат. murex) - то же, что пурпур. Во Франции такую же краску именуют: вермильон (франц. vermillon от лат. vermis - "червь"). Червленем на Руси называли также и другие красные краски - красную охру, привозную синопскую краску, "чермную", или кармазин, санкирь. Червень - месяц июнь (время сбора насекомых червеца); червень также ткань, окрашенная в красный цвет. Червлёный, червчатый - ярко-красный, багровый или малиновый цвет. Червонный - красный, красивый; червонец - старинная золотая монета(около трех рублей серебром). Червонное золото - высшей пробы, которое идет на чеканку монет (не имеет отношения к красному золоту с примесью меди; возм. от лат. rubrum aurum - "красное золото", т. е. испытанное на огне). Другие наименования: черлядь, черленца, чернель, чернь также имеют отношение к минеральной краске - красной охре.


Еще одно значение слова "червленица" - царская мантия алого цвета, подбитая горностаем. В качестве эпитета это слово относили к изображениям "Царя сил", а также к образу Богоматери в акафистах: "Червленица, кровями Своими окрасившая божественную порфиру для Царя сил". Этот эпитет восходит к теме Благовещения Марии, когда Мать "ткала плоть Богочеловека... как Божественный пурпур из Своей крови". Под Божественной порфирой Царя "разумеется плоть Богочеловека". Такое утверждение подкрепляют текстом библейской книги Песни Песней Соломона: "Заплетение главы Твоея, яко багряница. Что украсила еси, и что усладилася еси" (Песн. 7:6; приведена церковно-славянская редакция текста).
ЧИНАБРЕЗЕ (итал. cinabrese от cinabro - "киноварь") - яркая, светло-красная краска, составленная из синопии с добавлением белил.
ШАРЛАТ (др.русск. скорлатъ через польск. czarlat из ср.-верх.-нем. scharlat от ср.-лат. scarlatum - название восточной ткани, окрашенной пурпуром) - темно-красная, багряная краска, "багряница".
Смешение цветов:
Все цвета различаются на теплые и холодные. Часто разница состоит в тончайшем оттенке, поэтому важно научиться их различать. Ккрасные тона в основном являются теплыми. Однако если сравнить разные оттенки красного то некоторые из них ближе к холодной гамме. Бордовый - холоднее ализаринового красного (хотя ализариновый красный всегда будет теплее, чем синий).


Средневековая "змеиная кровь", краситель темного малинового цвета, возможно, того же происхождения, что и "драконова кровь" античности.
Киноварь, или свинцовый сурик, в Средневековье называли "миниум" (ср.лат. minium), отсюда слово "миниатюра". Тот же пигмент, только лучшего качества, в XVII-XVIII вв. называли вермильон.
Крапповые краски из марены хорошо разводятся на масле и поэтому применяются в масляной живописи под названием "краплак". Они бывают разных оттенков: от светло-розового до темно-красного.
Кармин имеет слабую светостойкость, быстро выцветает, поэтому живописцы чаще используют смеси кармина и краплака.
Краски, приготовляемые из водной окиси железа, глинозема, гипса, окиси цинка и мела, называются марсами (по ассоциации с цветом планеты Марс). Пигменты такого же состава применяли для росписи фаянса в Делфте и Руане. После их прокаливания на огне получается красный марс - красивая краска красно-коричневого тона.
Близкий по составу пигмент (соединение железного купороса и углекислой соды) называется "английской красной", "красным вандиком", "помпейской красной", или "капут-мортуум" (лат. Caput mortuum - "мертвая голова"). Все это краски различных оттенков, зависящих от химического состава и режима прокаливания минеральных компонентов.
Красные краски различных оттенков получают также из сернистого кадмия (минерала, содержащегося в цинковой руде). Производство таких пигментов существует с 1912 г.
Красные кадмиевые краски хорошо разводятся на масле, обладают необходимой кроющей способностью и светостойкостью.
Из мышьяка и серы приготовляют, помимо желтого, красный аурипигмент (от лат. auram - "золото").
Загадочной остается темно-красная краска "гисгин", или "иссгонон" (греч. hysginon), похожая на пурпур, эту краску делали в античности из ягод растения фитолакки, и поэтому ее не следует отождествлять с кермесом или кошенилью.
Неясен полностью рецепт другой античной красной краски: "адрианопольский цвет".
Для получения розового цвета используют разбеленные красные пигменты, т. е. добавляя в них белила, что увеличивает светлоту и снижает насыщенность цвета (хроматического тона). Для получения фиолетово-розовой краски используют различные соединения марганца и кобальта. В стеклоделии и росписи фарфора применяют коллоидный раствор золота, селен, соединение солей золота с оловом. В истории искусства особенно известна розовая краска "помпадур".


Символика цвета:
Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово «красный» обозначает цвет и вообще все красивое, прекрасное. В русском языке: Красная площадь - красивая площадь; фольклорные образы: красна девица, красно солнышко. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят: «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.


Издавна красный цвет считался цветом мудрости и власти. У древних иудеев он был царским цветом, в православии символизировал божественное проявление. В Древнем Риме цезари носили пурпурные тоги.
Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и противоречивы. Красный цвет символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны - вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью и плотскими желаниями.


У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару. В культурах Азии юг обычно связывался с красным цветом, север - с черным, запад - с белым, а восток - с желтым или синим.
Красный цвет считается мужским цветом, символизируя энергию ЯН. Это - цвет жизни. Одновременно он символизирует активность и энергию, динамизм и силу, крепость и решимость, а также любовь, страстность, гнев.
Слишком уж противоречив этот цвет, да и достаточно нелогичен. Так, красным цветом в иудаизме окрашен День Страшного суда. Но одновременно красный украшает и крыши первых иудейских храмов, и одежды первосвященников, и многое другое. Все это, да еще, пожалуй, тот факт, что красный посвящен в христианстве Святому Духу, позволяет понять и ассоциации красного со Страстями Господними. С кровью Иисуса Христа, пролитой во спасение человечества.
Тантризм же связывает энергетический центр красного цвета с усилением жизненной энергии и повышением иммунитета или выносливости. А каббала наделяет красного бога солнца строгостью и непреклонностью.
Красный является основным геральдическим цветом. На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу, независимость. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».
Согласно восточным образам мысли, красный содержит в себе все другие цвета, и потому он несет в себе принципиальную способность быть реализованным в любом другом цвете. Здесь и сейчас он проявляется как красный. Такой мир, в котором каждый отдельный цвет видится содержащим в себе все другие цвета, так что каждый цвет оказывается точкой схождения всех цветов, такой мир бесконечных цветовых возможностей лучше всего можно передать в черном - по крайней мере, с точки зрения художника Дальнего Востока.
Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.
От нечистой силы и дурного глаза помогают красные нити, пасхальные яйца, ткани, кораллы, цветы и растения. Китайцы привязывали что-нибудь красное детям к кисти руки, приучая смотреть на этот цвет, как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной нитью, чтобы не болеть и чтобы никто не сглазил.
За счет возбуждения нервной системы красный вызывает вначале резкий подъем работоспособности. Например, производительность труда уже через 10 минут повышается на 26%. Ускоряется реакция «счет чисел»... Однако при адаптации к красному цвету, число правильно решенных задач снижается на 20%, а производительность труда - на 34% (после 20 минут адаптации). Появляется цветовое утомление, приводящее к дальнейшему понижению работоспособности.
Психология цвета
Изучением воздействия различных цветов на психику человека занимались ученые разных эпох, в том числе великий немецкий поэт, естествоиспытатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете. Он считал, что свет, цвет и эмоция являются звеньями одной цепи. При этом он различал воздействие цвета на организм человека (физиологическое) и воздействие его на внутренний мир (психологическое).
Психологами отмечено, что ношение красных очков спортсменом повышает его выносливость. Выявляет боевую борцовскую решительность в его характере. Красный более характерен для вкусов молодых. Если до 20 лет он часто ставится на первое место, а к 30 годам - несколько реже, то к 60 красный уже стоит где-то в середине цветового ряда предпочтений.


Наличие красного цвета в помещении, где принимается пища, способствует аппетиту. Этот цвет является возбуждающим половые инстинкты. Красный цвет действует болеутоляюще на нервную систему, лечит гипертензию (первый этап неврастении), активизирует дистрофиков, регулирует пищеварение. По этой причине перед ответственными соревнованиями спортсменам рекомендуется носить красные очки.
В психиатрии красным цветом лечат молчаливый психоз. В качестве возбуждающего средства красный весьма эффективен при лечении депрессии, подавленности и меланхолии.


Наряду с синим является излюбленным цветом большинства людей. Это цвет силы, здоровья, жизненной энергии. В одежде его носят экстраверты и оптимисты, жизнерадостные и импульсивные, здоровые и энергичные люди, которые могут иметь тенденцию к агрессивности. Человек в красном дерзок и хочет получить от жизни все, что возможно. Если же у спокойного по натуре человека в одежде появляется много красного, то он нуждается в тепле, силе и жизненной энергии.
Красный - чистильщик эмоций. Избавит от ненужного хлама вашу жизнь (сгорит), очистит тело и душу, устранит неприятные переживания. Красный делает мышцы эластичными, а суставы - подвижными. Полезен при простуде, ознобе. Старайтесь избегать красного, если вы раздражены или недавно пережили потрясение. Красный луч можно применять, чтобы сосредоточиться в работе (скучная работа или вы чувствуете себя не в своей тарелке). Красный может помочь стеснительным людям преодолеть свою застенчивость. Если ощущаете трудности в принятии решения, добавьте к своему гардеробу красную одежду. Красного не должно быть много, он воздействует и в малых количествах.
Красное олицетворяет физическую жизнь. Он первый цвет, который стал известен людям. Чакра, ответственная за выживание, окрашена в красный цвет.
Красный - адреналин, воля к победе, источник энергии. Его девиз - «никогда не останавливаться», «пусть выживает сильнейший». Красный любит быть первым, захватить территории, не переживая о последствиях. Воплощение страсти, все делает страстно - любит, верит, ненавидит. Основная забота красного - чувственность, продолжение рода. В своем сексуальном аспекте действует сильнее, чем религия. Благоволит к мужчинам (ян).
Оттенки и их значение.
Алый сильно стимулирует чувственность, действует сильнее, чем красный. Проблемы, вызываемые этим цветом, - склонность к принятию бесповоротных решений и фанатизм (люди стремятся покорить только самые высокие вершины).
Малино вый - в нем присутствует легкий голубоватый оттенок; этот цвет не борется с жизнью, а любит ее, не верит в результативность борьбы, а идет и берет желаемое. Как правило, имеет дело с индивидуальностью. Но не с массами. Такие люди крайне искренни и верят в силу слов. Проблемы этого цвета - импульсивность и непредсказуемость.
Огненный - в нем есть желто-оранжевый оттенок; отличается чрезвычайным усердием, устремляется вперед, независимо от поставленной цели (желтый). Отличается силой воли и пылкостью. Его проблема - он слишком пылок в своем усердии - оставляет за собой выжженную землю, сжигает и себя.
Красно-коричневый отличается спокойной уверенностью в себе, энтузиазмом, не рассчитанным на произведение внешнего впечатления (коричневый гасит демонстративность). При повышенном предпочтении этого цвета констатируется переутомление и истощение. Главная проблема - недостаточная целеустремленность.
Темно-бордовый (почти коричневый) унаследовал от красного силу воли, а от коричневого - склонность к глубоким размышлениям. Его проблема - способность зацикливаться на давно прошедших неприятных событиях.
Темно-красный. Люди, предпочитающие такой цвет, очень часто задаются вопросом: «зачем это нужно?»; их характеризует поговорка: «Бог дает орехи только беззубым обезьянам». Эти люди излишне снисходительны, особенно - в сексуальных отношениях (попустительство). В то же время снисходительность может перерасти в жестокость. Проблема - инертность и косность.
Красный цвет в искусстве
28 апреля в корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка "Красный цвет в Русском искусстве". Экспозиция занимает более 20 залов, включая произведения русских художников от XIV века до наших дней. Идея, заложенная в ее основу, стала новым шагом в выставочной деятельности. Мы привыкли к историко-искусствоведческому подбору памятников искусства, объединенных тематически или хронологически определенным стилем, направлением или именем художника - здесь же мы видим попытку изменить устоявшуюся парадигму: через акцентирование внимания на проблеме цвета в русском искусстве обращается внимание на ту роль, которую он играл и играет в русской культуре вообще.
Кандинский писал, что "красный действует проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не имеющий легкомысленного характера желтого, расточаемого направо и налево" ("О духовном в искусстве"). Интересно, что красному (в европейском понимании) соответствует античный элемент "огонь", холерический темперамент, а в категориях времени - современность (желтый указывает на будущее). Психология, активно изучающая цвет с точки зрения эмоционального и психофизического воздействия на человека, установила, что красный (вернее, красно-оранжевый) активизирует вегетативные функции человеческого организма, когда как темно-синий вызывает обратную реакцию, так же надо учесть, что такой "язык" интернационален. Красный цвет ассоциируется, прежде всего, с жизненной энергией (кровь), с человеческими страстями, с огнем; различные оттенки красного превращают его то в трагически-жертвенный, то отчаянно-праздничный, то сжигающе-чувственный, то в загадочно-мистический.
В русской культуре красный цвет, безусловно, занимает особое место. Само слово "красный" выходит далеко за пределы простого обозначения цвета. В записях о пребывании в России европеец XVIII века граф Сегюр, говоря о местных нравах, заметил: "У них д же слово красный обозначает красоту". Действительно, русский фольклор богат эпитетами, такими как "красное солнышко", "красная девица"...


Этот цвет связан с праздником - свадебное платье невесты было именно красным, а нарядная одежда имела хоть какую-нибудь деталь красного цвета. Представленные на выставке предметы русского народного искусства показывают, как ценился этот цвет.


Домашняя утварь: прялки, туеса, сундуки, даже люлька младенца расписывались красными или красно-оранжевыми узорами. Цвет выступал как природно-изначальное, нечто глубинное, свойственное душе народа. (Конечно, может быть такая любовь к красному была определена и климатическими условиями: современная наука советует в странах с холодной и продолжительной зимой окрашивать дома в теплые тона, в красный и оранжевый - тона не просто теплые, а горящие - согревающие).
На экспозиции, где представлена древнерусская иконопись замечаешь, как сложность христианской цветовой символики (где в зависимости от оттенка или силы звучания красного изменяется и его смысловое прочтение), соединяется с любованием красным цветом, любованием, идущим от народного чувства - отсюда и яркая праздничность, светящаяся огненность, доминирующая в ряде икон.
Искусство XVIII века, с его тяготением к западноевропейскому пониманию живописи, показывает как постепенно, свойственное русской душе, пристрастие к красному приглушается-затушевывается академической выучкой.
И, если в первой половине XVIII века в работах русских художников этот цвет все же вырывается, как будто бы случайно, откуда-то из подсознания, иногда совершенно выбиваясь из общей колористической гаммы произведения (кажется, что живописец для большей красоты добавил красного и не заметил, что палитра перенасыщена яркостью), то к XIX веку этот цвет теряет свою природную стихийность, его появление становится обусловленным продуманной рационализированной схемой, он превращается в декоративное пятно - элемент колористического решения, уместный в данном сюжете и в данной композиции.
В начале XX века красный снова захватывает умы русских художников. Появляется понимание того, что "цвет сам по себе что-то выражает" (замечательная фраза Ван Гога). В работах Ф.А. Малявина этот цвет звучит отчаянно-звонко, передавая огненность русского характера. Произведения К.С. Петрова-Водкина, К. Малевича, П. Филонова представляют различные способы его колористических качеств.


Ф. Малявин "Вихрь"
И, если в иконописи - красный - выступает как цвет, выражающий высшие, философско-религиозные ценности, а в народном искусстве - как нечто стихийно-родовое, то в творчестве художников начала века он становится действенным инструментом палитры экспериментатора, появляется его новое понимание, понимание, основанное и на традиции, и на многозначной символике, и на возможностях самого цвета как такового.
Иное чувство возникает, когда попадаешь в залы, где представлено искусство Советского периода. Здесь красный - предельно идеологизирован. Ностальгически звучат такие дополнения к этой части экспозиции как красные флаги, транспаранты с лозунгами и, как апофеоз, реконструкция знаменитого "красного уголка" - непременного атрибута производственных помещений.


Б. Кустодиев "Купание красного коня"
"Постсоветская" живопись завершает выставку. В некоторых работах появляется новый акцент в использовании красного цвета - он эротизируется. Как противоположность революционно-партийной официальности цвет переполняется обнаженной гипертрофированной чувственностью.
Выставка заставляет задуматься о многом - она, пропущенная через магический кристалл красного, - история нашей страны, явленная в искусстве. Авторы экспозиции проявили неординарный творческий подход в раскрытии заданной темы. Замечательно дополняют живопись предметы быта, реконструкция "красного угла" в интерьере русской избы - еще одно проявление любви к красному.

Поэтические строки о красном:


***
Наш эскиз готов – ура!
Нам раскрашивать пора
Красным – крылья бабочки,
Красным - бок у яблочка,
Н. Иванова
***
Красная малина - около беседки,
Красная калина наклонила ветки,
Покраснели щёки у спелых помидоров,
И красны полянки в лесу от мухоморов.
В. Черняева
***
Красное яблоко на зеленой ветке,
Красная смородина яблони соседка,
Красная рябина,
Красная малина!
Все на свете красное –
Самое прекрасное!
М. Янушкевич
***
Красный лепесточек мака.
И у розы красный цвет.
А смородины куст красный.
Тоже в красный цвет одет.
М. Андреева-Доглядная
***
У меня секретов нет.
Самый яркий – красный цвет.
Он живёт на язычке,
В земляничке и флажке.
Л. Разумова
***
Красный цвет - у помидора.
Красный свет - у светофора,
Он предупреждает нас -
Нет пути вперед сейчас!
Н. Пунько
***
Красный - это же красивый!
Взять хотя бы помидор
Иль коровок божьих спины:
Замечательный декор.
А краса рябины красной,
Сладкой ягодки-малинки
Абсолютно не напрасны,
В них с лекарством витаминки.
Т. Красюк
***
Что за цвет такой прекрасный
Светит ярким огоньком?
Угадали: это - красный!
Всем ребятам он знаком.
Красной спелостью малина
Привлекает на кустах.
Ранней осенью рябина
Покраснела вся в лесах.
Красным цветом завлекает
Маков полевых букет.
Красным и огонь пылает,
Он опасен, спору нет!
Очень просится в лукошко
С красной шляпкой мухомор.
С огорода к нам в окошко
Смотрит красный помидор.
Зреет перец за кустами...
Дальше продолжайте сами!
А. Маркова
***
Эта страница красного цвета.
Красное солнце, красное лето.
Красная площадь флаги полощет.
Что же на свете лучше и краше?
Разве что дети веселые наши.
С. Маршак
***
Солнце ясное садится...
Каждый может насладиться
Яркой красотой заката.
Но куда девалось злато?
Солнце было желтым. Вдруг
Красным стало все вокруг.
Даже, чудо из чудес,
Красным стал зеленый лес.
Словно в сказке облака -
Красным крашены бока.
Речка красная, поля,
Красной стала вся земля!
И. Финк
***
Предупреждает красный цвет:
Опасность, стой, прохода нет!
И хищнику кричат: «Постой!
Никто не хочет быть едой!
Я не съедобна, не вкусна,
По цвету, видишь, я красна!»
Божью Коровку кушать опасно:
Цвет у нее очень красный!
А посмотри на Мухомор:
В корзине – это просто сор!
Но полюбуйся же - каков!
Он – украшение лесов!
Л. Степанова
***
Сочный, яркий и нарядный –
Многоликий КРАСНЫЙ цвет!
Как огонь бываешь жаркий,
Или нежный как рассвет.
Даришь нам закат багряный,
Можешь маком расцвести,
Ты в цветах бордовый, алый,
Просто глаз не отвести!
Вишня, клюква и малина,
Мимо точно не пройдешь!
Сок граната, блеск рубина,
Ярче цвета не найдешь!
Книга КРАСНАЯ расскажет,
Кто на помощь нас зовет.
Ну а светофор подскажет:
КРАСНЫЙ – не иди вперед!
На Руси, все, что красиво
Или важно всей стране,
Красным звали горделиво!
Площадь КРАСНАЯ в Москве.
И в Берлине, в честь победы
После яростных атак,
Водрузили наши деды
Над Рейхстагом КРАСНЫЙ флаг!
С. Ледкова

Загадки:
***
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.
(Красный цвет)
***
Малина – ягода сладкая,
Смородина – ягода кислая,
Клубника – ягода вкусная.
И каждая ягода – ….
М. Китаева. Ответ: Красный
***
Говорила мама Боре:
- Не пойдем сейчас - опасно!
Потому, что в светофоре
Не зеленый свет, а...
Ответ: Красный
***
У малины и клубники,
Помидора и брусники
Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий - ...
Ответ: Красный
***
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.

Названия цветов приходили к нам из разных стран, но все рекорды бьет Древняя Греция. Да оно и понятно, здесь процветал культ красоты, и каждое из прекраснейших творений природы порождало прекраснейшую легенду. Очень любопытно происхождение названий различных цветов. Зачастую в названии содержится в сжатом виде история и легенда цветка, отражены основные или характерные признаки, оценка его основных качеств, место его произрастания и даже некая тайна.


Дельфиниум многие народы Европы сравнивают со шпорами, и только в Древней Греции, живущей в окружении моря, считали, что он похож на голову дельфина. И неудивительно, в Древней Греции процветал культ дельфина, это была одна из ипостасей бога Аполлона, в честь дельфина Аполлон основал город Дельфы.

Согласно легенде некогда в Элладе жил юноша, которого боги за то, что он изваял статую умершей возлюбленной и вдохнул в нее жизнь, превратили в дельфина. Юноша часто подплывал к берегу, если видел на нем свою возлюбленную, но та не замечала его. И тогда юноша, чтобы выразить свою любовь, принес девушке нежный лазоревый цветок. Это и был дельфиниум.


Адонис (от финикийского – владыка) был возлюбленным самой богини любви Афродиты, ее неизменным спутником. Но боги, а, тем более, богини, ревнивы. Богиня охоты Артемида наслала на Адониса дикого кабана, который убил его. Кровь Адониса Афродита окропила нектаром, и та превратилась в цветы – адонисы. Афродита горько оплакивает любимого, и из ее слез вырастают анемоны.


Зависть сгубила и Пеона, целителя олимпийских богов, ученика бога врачевания Асклепия. Когда он вылечил бога подземного царства Аида, учитель возненавидел ученика. Опасаясь мести Асклепия, Пеон обратился к богам, которых он лечил, и те превратили его в пышный цветок – Пион .


Гиацинт - Название этому цветку дали еще в Древней Греции, оно означает "цветок дождей", но греки также называли гиацинт "цветком печали" или "цветком памяти" о Гиацинте.
Трактовка древнегреческой легенды о гиацинте представляет собой красивую сказку, о том как юный сын царя Спарты Гиацинт был так красив, что даже олимпийские боги сочли его достойным их компании. Гиацинту покровительствовали бог южного ветра Зефир и вечно молодой, златокудрый бог Аполлон. Они часто навещали своего друга на берегах Эврота в Спарте, они охотились в густых лесах на диких зверей, развлекались, устраивая спортивные состязания.
Однажды Аполлон и Гиацинт решили посоревноваться в метании бронзового диска. Гиацинт был ловок и искусен, и олимпиец Аполлон был доволен встретить достойное бога соперничество. Все выше и выше вздымался бронзовый снаряд, но отдать предпочтение кому-либо из спортсменов было невозможно - Гиацинт ни в чем не уступал богу Аполлону. В очередной раз Аполлон метнул диск под самые облака, но Зефир, опасаясь поражения друга, так сильно подул, что диск попал в Гиацинта. Сражённый ударом тяжёлого диска, Гиацинт умер на руках Аполлона.
Олимпийский бог переживал утрату друга, испытывая чувство вины, терзаясь, что позволил себе соревноваться с Гиацинтом, позабыв, что он всего лишь смертный житель Спарты. Тогда Аполлон превратил капли его крови в прекрасные цветы, чтобы память о нем вечно жила среди людей. Этот цветок высокий и стройный, древние греки и называют гиацинтом.


Анютины глазки или фиалка Витрокка. И славянская мифология давала красивые имена цветам. Рассказывают, жила когда-то девушка Анюта. Полюбила она прекрасного юношу, но испугался тот ее любви. А Анюта ждала его, ждала, пока не померла с тоски. А на ее могиле выросли цветы, в трехцветных лепестках которых отразились ее чистота, горечь от измены и печаль: белый, желтый и фиолетовый цвета. А может все было по-другому, и многие верят, что в цветы была превращена не в меру любопытная Анюта, за то, что любила заглянуть куда не надо.


Васильку тоже не повезло. Его околдовала русалка. Она пыталась утащить Василька в воду. Но упорный паренек не поддался ей и поселился в поле. Огорченная русалка превратила его в синий, цвета воды, цветок - Василек .


О происхождении розы сложилось много разных легенд.
Из волн моря появилась на свет богиня любви Афродита. Едва она вышла на берег, как хлопья пены, сверкавшие на ее теле, стали превращаться в ярко-красные розы.
Мусульмане считают, что белая роза выросла из капель пота Магомета при его ночном восхождении на небо, красная роза - из капель пота сопровождавшего его архангела Гавриила, а желтая - из пота бывшего при Магомете животного.
Живописцы изображали Богородицу с тремя венками. Венок из белых роз означал Ее радость, из красных - страдания, а из желтых - Ее славу.
Красная моховая роза возникла из капель крови Христовой, струившейся по Кресту. Ангелы собирали ее в золотые чаши, но несколько капель упали на мох, из них выросла роза, ярко-красный цвет которой должен напоминать о пролитой за наши грехи крови.
В Древнем Риме роза служила символом чувственной любви. Все гости императорских оргий надевали венки из роз, в чашу с вином бросали розовые лепестки, и отхлебнув немного, подносили своей возлюбленной.
Во времена падения Рима роза служила символом молчания. В то время было опасно делиться своими мыслями, поэтому во время пиршеств, на потолке залы вешали искусственную белую розу, взгляд на которую заставлял многих сдерживать свою откровенность. Так появилось выражение "sub rоsa dictum" - сказанное под розой, т.е. под секретом.


Лилия По еврейским сказаниям, цветок этот рос в раю во время искушения Евы дьяволом и мог оскверниться им, но ничья грязная рука не осмелилась коснуться его. Поэтому евреи украшали им священные алтари, капители колонн храма Соломона. Возможно, по этой причине по указанию Моисея лилии украшали семисвечник.

Белая лилия - символ невинности и чистоты - выросла из молока матери богов - Геры (Юноны), которая нашла спрятанного от ее ревнивого взора младенца фиванской царицы Геркулеса, и зная божественное происхождение малютки, хотела дать ему молока. Но мальчик, почуяв в ней своего врага, укусил и оттолкнул ее, а молоко разлилось по небу, образовав Млечный путь. Несколько капель упали на землю и превратились в лилии.

О красной лилие рассказывают, что она поменяла цвет в ночь перед крестным страданием Христа. Когда Спаситель проходил по Гефсиманскому саду, то в знак сострадания и печали перед Ним склонили головы все цветы, кроме лилии, которая хотела, чтобы Он насладился ее красотой. Но когда страдальческий взор упал на нее, то румянец стыда за свою гордость в сравнении с Его смирением разлился по ее лепесткам и остался навсегда.

В католических землях существует предание, что Архангел Гавриил в день Благовещения явился к Пресвятой Деве с лилией. С лилией, как символом чистоты и непорочности, изображаются у католиков св.Иосиф, св.Иоанн, св.Франциск.


Ландыши . Существует поверье, что когда ландыш отцветает, вырастает маленькая круглая ягодка - горючие, огненные слезы, которыми ландыш оплакивает весну, кругосветную путешественницу, рассыпающую всем свои ласки и нигде не останавливающуюся. Влюбленный ландыш так же безмолвно перенес свое горе, как нес и радость любви.

Выводя ландыши искусственно, их часто выращивают в сосудах особой формы, имеющих вид шара, ваз, яиц. При тщательном уходе ландыши так плотно обрастают сосуд, что он становится незаметным.


Хризантем - любимец Японии. Изображение его священно и правом носить его пользуются только члены императорского дома. Силой правительственной защиты пользуется только символический хризантем в 16 лепестков. Он является символом дающего всему жизнь солнца.

В Европу хризантемы были впервые ввезены в Англию в XVII веке. Здесь они являются не столько цветами для букетов, сколько похоронными. Возможно, поэтому об их происхождении существует грустное предание.

У бедной женщины умер сын. Она украшала дорогую для нее могилу собранными по дороге полевыми цветами, пока не настали холода. Тогда она вспомнила о букете искусственных цветов, который завещала ее мать как залог счастья. Этот букет она положила на могилу, оросила его слезами, помолилась, а когда приподняла голову, то увидела чудо: вся могила была покрыта живыми хризантемами. Их горьковатый запах как бы говорил, что они посвящены печали.


Свое научное название Myоsоtis, обозначающее в переводе "мышиное ушко", незабудки получили из-за покрытых волосками листьев. О происхождении незабудок существуют различные легенды. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память.

По распространенному в Германии поверию, незабудки вырастают на могилах некрещеных детей, как бы упрекая родителей в том, что они забыли исполнить этот обряд.


Свое название "маргаритка " цветок получил от греческого слова margarites - "жемчужина". Романтичные рыцари, для которых Дева Мария служила идеалом, выбрали скромную маргаритку в качестве своего цветка. По обычаю влюбленный рыцарь подносил даме сердца букет маргариток. Если дама решалась ответить "да", она выбирала из букета самую крупную маргаритку и дарила ее мужчине. С этого момента ему было позволено нарисовать на своем щите маргаритку - знак взаимной любви. Но если дама пребывала в нерешительности, она сплетала из маргариток венок и отдавала его рыцарю. Такой жест не считался категоричным отказом, и порой до конца своей жизни обладатель веночка из маргариток ждал благосклонности жестокой дамы.


Сирень . Существует повествование о происхождении сирени. Богиня весны разбудила Солнце и его верную спутницу Ирис (радугу), смешала лучи солнца с пестрыми лучами радуги, начала щедро сыпать их на свежие борозды, на луга, ветви деревьев - и всюду появлялись цветы, а земля ликовала от этой благодати. Так они дошли до Скандинавии, но у радуги осталась только лиловая краска.Вскоре здесь оказалось столько сирени, что Солнце решило смешать краски на палитре Радуги и начало сеять белые лучи - так к лиловой сирени присоединилась белая.

Родина сирени - Персия. В Европу она попала лишь в XVI веке. В Англии сирень считается цветком несчастья. Старая английская пословица говорит, что тот, кто носит сирень, никогда не будет носить венчальное кольцо. На Востоке сирень служит символом грустного расставания, и влюбленные вручают ее друг другу при расставании навсегда.


Кувшинка В Германии рассказывали, что однажды русалочка влюбилась в рыцаря, а тот не ответил ей Легенды происхождения цветоввзаимностью. От горя нимфа превратилась в кувшинку. Существует поверье, что нифмы укрываются в цветах и на листьях кувшинок, а в полночь начинают водить хороводы и увлекают за собой проходящих мимо озера людей. Если кому-то и удалось как-нибудь от них убежать, то потом горе его иссушит.

По другому сказанию, кувшинки - это дети красавицы графини, увлеченной в тину болотным царем. Убитая горем мать графини ежедневно ходила на берег болота. Однажды она увидела дивный белый цветок, лепестки которого напоминали цвет лица ее дочери, а тычинки - ее золотистые волосы.


Камелия - считают красивым, но бездушным цветком - эмблемой холодности и черствости чувств,Легенды происхождения цветов эмблемой красивых, но бессердечных женщин, которые, не любя, завлекают и губят.

О возникновении камелии на земле существует такое сказание. Эроту (Амур), пресытившемуся любовью богинь Олимпа и земных женщин, его мать Афродита посоветовала полететь на другую планету. На Сатурне он услышал хор ангельских голосов и увидел красивых женщин с белым телом, серебристыми волосами и светло-голубыми глазами. Они посмотрели на Эрота, любовались его красотой, но не увлекались им. Напрасно он пускал свои стрелы. Тогда в отчаянии он бросился к Афродите, которая возмущенная таким несвойственным женщинам бездушием, решила, что эти бесчувственные существа недостойны быть женщинами и должны сойти на землю и превратиться в цветы.


Гвоздика Согласно древней легенде, когда-то очень давно на Земле жили боги. И как-то раз богиня Артемида, дочь Зевса и Латоны, возвращаясь с охоты, увидела пастушка, который играл на флейте. Он не подозревал о том, что звуки флейты напугали и разогнали всех зверей в округе. Разгневанная неудачной охотой богиня выпустила стрелу и остановила сердце прекрасного музыканта. Но очень скоро гнев богини сменился на милость и раскаяние. Она воззвала к богу Зевсу и попросила его превратить мертвого юношу в красивый цветок. С тех самых пор греки называют гвоздику цветком Зевса, мудрого и могучего бога, который подарил юноше бессмертие.


Лотос – символ прохождения через все стихии: корнями он в земле, растёт в воде, цветёт на воздухе, а питают его огненные лучи Солнца.

Мифопоэтическая традиция Древней Индии представляла нашу землю как гигантский лотос, распустившийся на поверхности вод, а рай - как огромное озеро, поросшее прекрасными розовыми лотосами, где обитают праведные, чистые души. Белый лотос - непременный атрибут божественной власти. Поэтому многие боги Индии традиционно изображались стоящими или сидящими на лотосе или с цветком лотоса в руке.

В древнеиндийском эпосе "Махабхарате" описывается лотос, который имел тысячу лепестков, сиял как солнце и рассеивал вокруг восхитительный аромат. Этот лотос, по поверьям, удлинял жизнь, возвращал молодость и красоту.


Нарцисс В древнегреческой легенде красивый молодой юноша Нарцисс жестоко отверг любовь нимфы. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: "Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит".

В жаркий полдень истомленный зноем молодой Нарцисс наклонился попить из ручья, и в его светлых струях увидел свое отражение. Никогда раньше не встречал Нарцисс подобной красоты и потому потерял покой. Каждое утро он приходил к ручью, погружал свои руки в воду, чтобы обнять того, кого видел, но все было тщетно.

Нарцисс перестал есть, пить, спать, потому что не в силах был отойти от ручья, и таял почти на глазах, пока не исчез бесследно. А на земле, где его видели, последний раз вырос душистый белый цветок холодной красоты. С тех пор мифические богини возмездия фурии украшали свои головы венками из нарциссов.

У разных народов и в разные времена нарцисс пользовался любовью и имел различное значение. Персидский царь Кир называл его "созданием красоты, бессмертною усладою". Древние римляне желтыми нарциссами встречали победителей битв. Изображение этого цветка встречается на стенах древней Помпеи. У китайцев он обязателен в каждом доме в новогодний праздник, и особенно много нарциссов разводят в Гуанчжоу (Кантоне), где их выращивают в стеклянных чашках в сыром песке или в залитых водой небольших камешках.


Орхидеи Красивая легенда об орхидеи была у новозеландского племени майори. Они были уверены в божественном происхождении этих цветов. Давным-давно, задолго до появления людей, единственными видимыми частями земли были заснеженные пики высоких гор. Время от времени солнце подтаивало снег, заставляя тем самым воду бурным потоком спускаться с гор, образуя при этом восхитительные водопады. Те, в свою очередь, бурлящей пеной неслись в сторону морей и океанов, после чего, испаряясь, образовывали кучерявые облака. Эти облака в конце концов совсем заслонили от солнца вид на землю.
Однажды солнцу захотелось проколоть этот непроницаемый покров. Пошел сильный тропический дождь. После него образовалась огромная радуга, обнявшая все небо.
Восхищенные невиданным доселе зрелищем бессмертные духи - единственные тогда обитатели земли - стали слетаться к радуге со всех даже самых отдаленных краев. Каждому хотелось отхватить местечко на разноцветном мосту. Они толкались и бранились. Но потом все уселись на радугу и дружно запели. Мало-помалу радуга прогибалась под их тяжестью, пока наконец не рухнула на землю, рассыпавшись при этом на несметное количество мелких разноцветных искорок. Бессмертные духи, доселе не видевшие ничего подобного, затаив дыхание наблюдали за фантастическим разноцветным дождем. Каждая частичка земли с благодарностью приняла осколки небесного моста. Те из них, которые были пойманы деревьями, превратились в орхидеи.
С этого и началось триумфальное шествие орхидей по земле. Разноцветных фонариков становилось все больше и больше, и уже ни один цветок не осмеливался оспаривать право орхидеи называться королевой цветочного царства.


Легенда о белой орхидее Юноша по имени Жуан получил королевский заказ, найти в джунглях Южной Америки редкую орхидею экзотического цвета для украшения ее дворца. Поиски оказались опасными и трудными. И несколько недель спустя, в бреду и лихорадке, полуживой, Жуан добрался до деревни. Деревенские жители дали ему кров в небольшой деревенской церквушке и позаботились о нем, как смогли. Когда Жуан пришел в себя, он был изумлен, увидев великолепную белую орхидею, растущую прямо на кресте церковной крыши. Он попросил священника отдать ему это растение, но получил твердый отказ.

Священник пояснил свой отказ, тем, что во времена страшного голода, которые сопровождались длительной засухой, деревенские жители начали колебаться в своей христианской вере. И чтобы вернуть назад жителей деревни от их язычества священник пообещал, что дожди наступят, как только жители деревни пожертвуют храму их наиболее ценную вещь.

Поверив священнику люди принесли великолепную орхидею, которую они сняли с алтаря своих языческих богов и прикрепили на церковный крест. Как только они это сделали, небо затянулось тяжелыми тучами, и начался ливень. Когда гроза закончилась, деревенские жители с удивлением заметили, что дождь смыл всю окраску с лепестков орхидеи и теперь цветы стали белыми и прозрачными, как луна.

Теперь представьте себе, насколько трудно было получить растение в обмен на то, что он смог бы предложить селянам, и что они смогли бы поистине высоко оценить - этим могла оказаться только победа в ежегодном петушином бою над своими соседями, проходившим между селениями.

Жуан направился в Мехико, где однажды отдал на обучение чемпиону бойцовского петуха. Когда Жуан вернулся в деревню, он принес одну замечательную бойцовскую птицу, безусловного победителя - Фуэго де Оро.

Приближался день турнира, и, наконец, два соперника были брошены на арену для петушиных боев. Некоторое время птицы наблюдали друг за другом, затем, взмахивая крыльями, начали бросаться в атаку друг на друга. Вскоре они были полностью окутаны облаком пыли. Когда накал борьбы спал и солнце, наконец, осветило арену еще раз, результат борьбы стал ясен - победа за Фуэго де Оро. Теперь птица стала чистить клювом и приглаживать свои окровавленные и всклокоченные перья, вся расцветка, пятна и грязь каким то чудом исчезли, и его оперение засияло такой же снежной чистотой, как желанная белая орхидея.

НАЗВАНИЯ ЦВЕТОВ И ОТТЕНКОВ

О происхождении названий основных цветов и некоторых оттенков
Мы живем в ярком разноцветном мире.Цвета и оттенки окружают нас повсюду, и давновошли в обиход слова, определяющие тот или иной цветовой оттенок. Красный, белый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый, цвета радуги и окружающей нас природы.

Обозначение цвета, краски делят на две группы - древние (такие, как "белые" и "черные") и сравнительно новые, которых не знал древнерусский язык, - они пришли из других языков.
Все они возникли на основе предметов и явлений , тяготеющих к этим цветам. Так, белый цвет связан с блеском и светом, чёрный - с тёмным морем, красный - с красотой, зелёный и жёлтый цвета - с травой, зеленью, оранжевый - с цветом апельсина, голубые оттенки - с окраской голубей, синий связан с сиянием неба, моря, фиолетовый - с цветом фиалки.

Белый .
Когда - то очень давно (в общеиндоевропейском языке) существовал корень bhe; он имел значение "сиять", "блистать". Помните, слово береза тоже восходит к этому корню, наверное, благодаря сверкающему, серебристому стволу этого чудесного дерева. Вот от того корня и появилось "белый", а от него и белье, и белка, и многие другие слова.
Чёрный цвет.
Чёрный цвет, как ни странно, связан с морем. Это слово произошло от древнерусского Поньтъ, Понтийское море - древнее название Чёрного моря. Так, наши предки определили цвет по внешнему виду водного пространства, которое часто казалось тёмным, мрачным. Кстати, слово «чёрный» связано и с древнеиранским «тёмный».

Красный
Красный - значит "прекрасный, красивый ". В древнерусском языке у слова "красный" было именно такое значение: "красна девица", "не красна изба углами, а красна пирогами" и т.п. Цветовое значение слова развилось только в русском языке, примерно с конца XIV века ; до этого оттенки красного цвета обозначались прилагательными "червонный", "алый", "кумачовый ".
Червонный цвет.
Так наши предки называли красный цвет. «Червонный» и «червлёный» имеют общий корень с глаголом «червити», означающим «красить красным». В свою очередь «червити» образовано от слова «червь». Дело в том, что раньше красную краску получали из червей особого вида.
Алый цвет.
Слово «алый» имеет тюркское происхождение. Означало оно ярко-красный, светло-розовый цвет.
Наше слово пришло оттуда (кстати сказать, как многие слова с буквы "А"). А то, что у нас оно стало значить "ярко - красный", вполне естественно: при переходе из языка в язык смысл слов меняется зачастую еще сильней, чем их звуковая форма.
Некоторые лингвисты связывают «алый» с арабским словом «alaw» - «пламя», а также с грузинским «ali».
Багровый и багряный .
Красную краску, иногда оттенки (до коричневого!) называли общеславянским словом багр. От этого возникли названия багровый и багряный, багрец.
Багровым называют густой красный цвет, а багряным - чистый яркий красный цвет. Например, багровое зарево - багряный закат.
Есть 3 версии в отношении истории слова «багряный». Одна версия предполагает, что у этого слова приставка «ба» и корень от «гореть», то есть красный цвет ассоциируется с пламенем. Вторая гипотеза связывает слово «багърь» с древним словом «багъно», что означает «грязь, болото». Не удивляйтесь. Вода в болотистой местности грязно- красного, ржавого цвета, поэтому у древних людей красный цвет ассоциировался с болотом. Третье предположение основано на заимствовании слова «багърь» с восточной части Средиземноморья. Оттуда привозили красный краситель, который и дал название багряному цвету.
Бордовый . От бордо в значении "темно - красный". Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, где boraeaux, "темно - красный", "цвет вина бордо" (изготавливаемого в Бордо).
(Вспомнила оттенки краски для волос: божоле, бургундское…)


Зелёный цвет.
«Зелёный» связано с древним «зелъ» («зелёный»). В древнерусском языке функционировало существительное «зель» в значении «зелень, трава, молодая озимь». Этот же корень есть у знакомых нам слов «злак, зелье, зола, золотой, жёлтый».
Жёлтый и Золотой
Как уже было сказано, слово «жёлтый» имеет общий корень со словами «зелёный», «золото», «зола» (т.к. зола серо-желтая).
Никто бы и не догадался, что золотой, зелёный и жёлтый цвета - «родственники». Со временем представления о цвете часто меняются... а древнее чередование г/з восходит еще к индоевропейской эпохе.
В литовском языке, например, "золотой" будет желтас, и вспомним германское Gold - "золото".

Голубой
Этимология здесь предельно кратка, цвет назван по цвету шейки голубя.
Выходит, что раньше голубой цвет позиционировали как сизый, а не светло-синий. Уточнили оттенок голубого цвета лишь к 18 веку, до этого никто точно не мог сказать, каков он.
Синий - однокоренное слово со словом "сиять". Первоначально оно и обозначало "сияющий, сверкающий". В древнерусских памятниках это слово встречается в значении "темный, черный" (сияние слепит глаза!). Значение синего цвета, возможно, появилось под влиянием цвета неба, на котором сияет солнце, и моря, сияющего под солнечными лучами (например, в сербохорватском языке словом сињи называют только цвет моря).
Фиолетовый цвет.
История слова «фиолетовый» имеет долгую историю. К нам оно пришло в 18 веке из польского языка (fioletowy). В Польшу слово «фиолетовый» попало из немецкого (violet). Немецкий вариант перекочевал из французского языка, а французское «violet» восходит к латинскому слову «viola», что означает «цвета фиалки, фиалковый».
Сиреневый, Лиловый
Какфиолетовый - восходит к латинскому viola - "фиалка", так слова "сиреневый" и "лиловый " образованы от русского и французского (lilas) названий сирени.
Пурпурный - изначально слово служило совсем не для обозначения цвета. Так назывались улитки определенного вида, водившиеся в Средиземном море. Именно им и соответствовали греч. πορφύρα и позднее лат. purpura. Улитки обладали красящими свойствами, но не только это определило уникальную роль этих моллюсков в истории развития лексики цветонаименований индоевропейских языков. (можно пурпурный называть (по-русски) - "порфирный")
Маджента (фуксин) — один из первых анилиновых красителей, был создан после битвы (англ.) под Маджента (англ.) (1859) в северной Италии, отсюда его название

Серый - слово того же корня, что и "седой", только древние суффиксы у них разные: в слове "седой" - суффикс -д- (как в прилагательных "гнедой", "бледный"), а в слове "серый" - суффикс -р- (как в "старый", "добрый").
Серебряный цвет- цвет серебра
Очевидно, что рус. серебро , польск. и болг. Сребро восходят к праславянскому *sьrebro , которое имеет соответствия в балтийских (лит. Sidabras ) и германских (нем. Silber , англ. silver ) языках. Дальнейшая этимология неясна, предполагают либо сближение с анатолийским subau-ro «блестящий», либо раннее заимствование из языков Ближнего Востока: ср. аккад. sarpu «очищенное серебро».

Коричневый - встречается в письменных источниках с конца XVII века. Первоначально это слово использовалось только для названия цвета тканей. Образовано оно от слова "корица", а то, в свою очередь, является уменьшительной формой от слова "кора".
Бежевый - слово заимствовано в XX веке. Французское beige [беж] первоначально означало "цвета неокрашенной, неотбеленной шерсти".
Болотный цвет.
Казалось бы, "цвета болота". Но какого цвета болото? Под словом "болотный" мы чаще всего понимаем коричневато-зеленый. Однако наши предки словами, родственными слову "болото", обозначали совсем другие цвета. Древнее индоевропейское слово baltas (именно так в свое время выглядело слово "болото") было прилагательным со начением "белый". Именно в таком виде и с таким значением оно сохранилось до сих пор в литовском языке; возможно, что самих литовцев, а также латышей и некоторые другие народы называли балтами именно за светлый цвет глаз и волос. Почему "болото" - белое? Это связано с белесым цветом болотистой почвы или с белесоватым цветом болотной травы.

Вот так и появились названия цветов.
А оттенков у цветов - тысячи, и старинных и новых.
Есть оттенки, названия которых образованы от названий плодов, растений, минералов: малиновый, фисташковый, фуксия, коралловый, бирюзовый, аметистовый.
Есть и такие необычные названия, как цвет яиц дрозда, циннвальдитовый, звезды в шоке, цвет бедра испуганной нимфы, лягушки в обмороке и др.
Составлены словари оттенков, вот здесь рассказ о поиске цветов и оттенков на Яндексе и словарь.

Цвета на Яндексе и словарь оттенков

Презентация на тему "История происхождения названия цветов" по изобразительному искусству в формате powerpoint. Данной презентации для школьников знакомит учащихся, откуда произошло название белого, черного, красного и других цветов. Автор презентации: Васильченкова И.А, учитель информатики.

Фрагменты из презентации

  • У каждого слова есть своя история, которую называют этимологией. Этимологический анализ проясняет, из какого языка пришло то или иное название, каково его значение, какое написание оно имело, как изменялось на протяжении столетий. Сегодня мы поговорим о появлении названий цветов.
  • Цвета окружают нас повсюду: будь то голубой чистого неба или чёрный цвет автомобиля. Давно вошли в обиход слова, определяющие тот или иной цветовой оттенок. Красный, белый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый – слова, которые на слуху. Все знают, что обозначают эти слова, но немногие могут сказать, что знакомы с их происхождением.
  • Обозначение цвета, краски делят на две группы – древние (такие, как "белые" и "черные") и сравнительно новые, которых не знал древнерусский язык, - они пришли из чужих языков, причем большинство произведено от названий предметов, обладающих характерной окраской.

Белый цвет

Белый цвет признан самым древним. Слово, его обозначающее, имеет индоевропейский корень «bra» или «bre» в значении «блестеть, светить, сиять». И, действительно, белый цвет часто ассоциируется с понятием «светлый». У многих народов белоснежные оттенки символизируют свет, чистоту, невинность.

Черный цвет

Чёрный цвет, как ни странно, связан с морем. Это слово произошло от древнерусского Поньтъ, Поньтьское море. Понтийское море – древнее название Чёрного моря. Так, наши предки определили цвет по внешнему виду водного пространства, которое часто казалось тёмным, мрачным. Кстати, слово «чёрный» связано и с древнеиранским «тёмный».

Красный цвет

Слово «красный» является общеславянским по происхождению. Образовано оно от слова «краса» и употреблялось поначалу как «хороший, красивый». Лишь после 16 века «красный» стал символизировать наиболее яркий цвет в цветовом спектре. У красного цвета есть много оттенков.

Багряный

Красную краску иногда оттенки (до коричневого!) называли общеславянским словом багр. От этого возникли названия багровый и багряный. Багровым называют густой красный цвет, а багряным – чистый яркий красный цвет. Например, багровое зарево – багряный закат.

Червонный цвет

Так наши предки называли красный цвет. «Червонный» и «червлёный» имеют общий корень с глаголом «червити», означающим «красить красным». В свою очередь «червити» базируется на слове «червь». Дело в том, что раньше красную краску получали из червей особого вида.

Зеленый цвет

«Зелёный» связано с древним «зелъ» («зелёный»). В древнерусском языке функционировало существительное «зель» в значении «зелень, трава, молодая озимь». Этот же корень есть у знакомых нам слов «злак, зелье, зола, золотой, жёлтый».

Желтый цвет

Как уже было сказано, слово «жёлтый» имеет общий корень со словами «зелёный», «золото», «зола». Никто бы и не догадался, что золотой, зелёный и жёлтый цвета – «родственники».

Оранжевый цвет

Слово «оранжевый» пришло к нам из французского языка. К заимствованному «orange» прибавился суффикс -ев- на русской платформе. «Orange» в переводе – апельсин, то есть оранжевый цвет - «цвет апельсина».

Голубой цвет

Происхождение слова «голубой» достаточно туманно. Голубой цвет считают производным от слова «голубь». Окраске этих птиц подобрали точное название - «голубой». Выходит, что раньше голубой цвет позиционировали как сизый, а не светло-голубой. Уточнили оттенок голубого цвета лишь к 18 веку, до этого никто точно не мог сказать, каков он.

Синий цвет

«Синий» связано со словом «сиять», поэтому изначальное значение- «сверкающий, сияющий». Исследователи встречали слово «синий» в значении «чёрный», «тёмный». Помните выражение «иссиня-чёрный»? Синий цвет приобрёл современный смысл под влиянием моря, сверкающего под лучами солнца и цвета неба с сияющим на нём солнцем.

Фиолетовый цвет

История слова «фиолетовый» имеет долгую историю. К нам оно пришло в 18 веке из польского языка (fioletowy). В Польшу слово «фиолетовый» попало из немецкого (violet). Немецкий вариант перекочевал из французского языка, а французское «violet» восходит к латинскому слову «viola», что означает «цвета фиалки, фиалковый».

Коричневый цвет

Коричневый значит цвета корицы – красновато – бурой пряности – порошка из коры или даже кусочков коры тропического дерева. Пряность заморская, а вот название корица – чисто русское "Маленькая корочка" (от кора).

Вот так появились названия цветов. Все они возникли на основе предметов и явлений, тяготеющих к этим цветам. Так, белый цвет связан с блеском и светом, «чёрный» - с тёмным морем, «красный» - с красотой, зелёный и жёлтый цвета – с травой, зеленью, «оранжевый» - с цветом апельсина, голубые оттенки – с окраской голубей, «синий» связан с сиянием, фиолетовый цвет – с цветом фиалки.

Алый - cлово времен Золотой Орды. В тюркских языках это слово означало "светло-розовый", "ярко-красный". Ученые связывают это слово с арабским ālaw - "пламя".

Слово бежевый заимствовано в XX веке. Французское beige [беж] первоначально означало "цвета неокрашенной, неотбеленной шерсти".

Белый - одно из древнейших слов для обозначения цвета. Образовано оно от индоевропейского корня *bha-/*bhe- со значением "сиять, светить, блестеть".

Что означает "болотный " цвет? Казалось бы, "цвета болота". Но какого цвета болото? Под словом "болотный" мы чаще всего понимаем коричневато-зеленый. Однако наши предки словами, родственными слову "болото", обозначали совсем другие цвета. Древнее индоевропейское слово baltas (именно так в сове время выглядело слово "болото") было прилагательным со начением "белый". Именно в таком виде и с таким значением оно сохранилось до сих пор в литовском языке; возможно, что самих литовцев, а также латышей и некоторые другие народы называли балтами именно за светлый цвет глаз и волос. Почему "болото" - белое? Это связано с белесым цветом болотистой почвы или с белесоватым цветом болотной травы. в то же время некоторые исследователи с древним словом "багъно" - "грязь, болото" - связывают слово "багъръ", которое в древнерусском языке означало "красная краска, красный цвет" (в современном русском языке - "багровый, багряный"). Возможно, древние славяне воспринимали цвет болотной грязи как красноватый. Однако у лингвистов есть сомнения в этом вопросе. Некоторые считают, что слово "багровый " (в древнерусском - багъръ) образовано от корня глагола "гореть" с помощью частицы ба-. А может быть, слово было заимствовано с востока Средиземноморья вместе с красным красителем.

Обозначение голубого цвета появилось у русских достаточно поздно, только в XVIII веке оно встречается в письменных текстах в привычном для нас значении, а до этого значение трудно определить. Например, в XV веке было зафиксировано выражение "кобылка голуба"; что это могло бы значить?.. Слово "голубой" обычно считают связанным с цветом шейки голубя.

Слово желтый , скорее всего, того же корня, что и "золото", "зеленый " (а также немецкое Gold - "золото"), "зола" (т.к. зола серо-желтая). Со временем представления о цвете часто меняются... а древнее чередование г/з восходит еще к индоевропейской эпохе. Слово же зеленый образовано от древнего "зεлъ" - "зеленый" с помощью суффикса прилагательного (получается "вдвойне прилагательное", такая избыточность нередко возникает в языке). В древнерусском было также существительное "зель" - "молодая озимь, зелень, трава". Кстати, от этого слова образовано слово "зелье", первоначально оно означало "настой из трав". этим словом, в свою очередь, связано выражение "зелено вино", т.е. "водка, настоянная на травах".

Слово коричневый встречается в письменных источниках с конца XVII века. Первоначально это слово использовалось только для названия цвета тканей. Образовано оно от слова "корица", а то, в свою очередь, является уменьшительной формой от слова "кора".

Красный - значит "прекрасный, красивый". Именно это значение слово "красный" имеет в славянских языках. В древнерусском языке у слова "красный" было именно такое значение: "красна девица", "не красна изба углами, а красна пирогами" и т.п. Цветовое значение слова развилось только в русском языке, скорее всего, не раньше конца XIV века; до этого оттенки красного цвета обозначались прилагательными "червонный", "алый", "кумачовый".

Оранжевый - слово, образованное с помощью суффикса -ев- от французского слова orange - "апельсин".

Слово серый того же корня, что и "седой", только древние суффиксы у них разные: в слове "седой" - суффикс -д- (как в прилагательных "гнедой", "бледный"), а в слове "серый" - суффикс -р- (как в "старый", "добрый").

Слово синий - однокоренное со словом "сиять". Первоначально оно и обозначало "сияющий, сверкающий". В древнерусских памятниках это слово встречается в значении "темный, черный" (сияние слепит глаза!). Значение синего цвета, возможно, появилось под влиянием цвета неба, на котором сияет солнце, и моря, сияющего под солнечными лучами (например, в сербохорватском языке словом сињи называют только цвет моря).

Слово фиолетовый восходит к латинскому viola - "фиалка", а слова сиреневый и лиловый образованы от русского и французского (lilas) названий сирени.

Слово червонный - одно из древних названий красного цвета, наряду с "червленый". Оно связано с глаголом "червити" - "красить красным", который образован от слова "червь". Именно из червей определенного вида добывалась красная краска.

Значения слов взяты из книг:
Этимологический словарь русского языка для школьников./Сост. М.Э. Рут. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003. - 432 с.



Поделиться: