Стропы и их разновидности. Особенности маркировки стропов. Маркировка стальных стропов Что указывается на маркировке строп

Одним из наиболее важных этапов в процессе изготовления стропов всех видов является маркировка. Маркировка (от нем. markieren, от фр. marquer - отмечать, ставить знак) - нанесение условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на объект, с целью его дальнейшей идентификации, указания его свойств и характеристик.

Именно маркировка изделия дает возможность его идентификации без лишних усилий. Хотя на некоторых видах стропов есть дополнительные признаки, по которым можно определить характеристики того или иного изделия, нет ничего проще чем посмотреть на бирку. Особо необходимо отметить, что отсутствие маркировки (бирки), равно как и невозможность прочесть указанную на ней информацию, является основанием для браковки стропов.

Руководящие документы

В данной статье мы покажем основные методы и способы маркировки строп, применяемые отечественными и зарубежными производителями. Способы маркировки стропов и необходимую для размещения на бирках информацию в России определяют ГОСТ 25573-82, РД 10-33-93, РД 24-СЗК-01-01, а также ТУ завода-изготовителя.

П. 7.1. ГОСТ 25573-82: «Каждый строп должен быть снабжен клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой, на которой указывают: наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя; грузоподъемность стропа; дату испытания (месяц, год).».

Более подробную информацию о маркировке дает РД 24-СЗК-01-01: «7.1. Каждый строп должен быть снабжен маркировочной биркой, на которой указываются: товарный знак предприятия-изготовителя, адрес; тип, условное обозначение стропа; грузоподъемность стропа в зависимости от способов строповки; длина; дата изготовления; порядковый номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя; обозначение технических условий или стандарта, по которому изготовлен строп. Надписи могут располагаться по обе стороны бирки.

7.2. Маркировка наносится несмываемой краской на специальную бирку, изготовленную из прочной ткани и обработанную защитным составом. Цвет маркировочной краски устанавливается рабочей конструкторской документацией, должен отличаться от цвета материала бирки и быть отчетливо виден во время использования стропа. В основном для маркировки светлой бирки выбираются темные цвета (черный, синий, зеленый, красный). В отдельных случаях для темных бирок в качестве маркировочного может применяться белый цвет. Допускается маркировать текстильные стропы несмываемой краской непосредственно на ленте стропа в местах, наименее подверженных истиранию. Размеры маркировки и способ нанесения должны обеспечивать сохранность и читаемость надписи до конца эксплуатации стропа.

7.3. Размеры бирки и ее расположение должны соответствовать рабочей конструкторской документации».

Материал бирок

Как видно из данных выдержек, четко не определены форма и материал, из которого должны быть изготовлены бирки. Основные требования относятся к перечню необходимой информации на бирке и возможность её прочтения на протяжении всего срока службы стропа.

При изготовлении металлических стропов (канатных и цепных) чаще всего для маркировки используют металлические бирки. Как правило, это штампованные изделия из алюминия, легированной или оцинкованной стали. Нанесение информации производится ударным или ударно-точечным методом. Довольно часто встречаются бирки с нанесением информации методом термопечати, получая таким образом болванки, при этом ключевая информация (номер, грузоподъемность строп, дата изготовления и т.д.) наносится ударным способом.

Для маркировки текстильных ленточных и круглопрядных стропов металлические бирки не используются, так как могут повредить стопы при эксплуатации. Альтернативой стали бирки из винила, полипропилена, натуральной или искусственной кожи. Информация наносится методом термопечати с использованием нестираемых чернил.

Форма бирок

Так как форма бирок четко не определена, производители выбирают её самостоятельно. Наиболее часто встречаются бирки простой формы - квадрат, прямоугольник, круг, овал - они просты в изготовлении и многие предприятия делают их своими силами.

Для подчеркивания фирменного стиля, ряд предприятий использует для маркировки фигурные бирки. Например, довольно распространены бирки в форме шести- и восьмиугольников, встречаются и более сложные дизайнерские решения.

Как правило, форма бирки не несет смысловой нагрузки, но иногда дизайнеры находят и им практическое применение. Например, цепные стропы компании RUD имеют специальные вырезы, с помощью которых можно проводить предварительный анализ состояния цепи без использования инструментов. Естественно это грубая оценка, но выявление отклонений может стать поводом для проведения более тщательного осмотра и браковки стропов.

Место размещения бирок

Для каждого из видов стропов есть общие и специфические места крепления бирок, связанные с особенностями их изготовления.

При изготовлении канатных стропов бирки нанизывают на канат и далее формируют петли, при этом бирка может располагаться как на теле стропа, так и на петле. Этот способ используется на производстве канатных строп и методом опрессовки и методом заплетки. Также при формировании петель методом заплетки бирку могут нанизать на одну из прядей каната, таким образом бирка вплетается в тело стропа.

На цепных стропах бирка крепится к подвесному звену, либо к первому соединительному элементу. Чаще всего бирка располагается на соединительном звене типа LL или скобе, это наиболее удобное место при сборке стропа.

В случае текстильными и круглопрядными стропами, бирка размещается в местах закрепки лент (чехла круглопрядных стропов). При изготовлении петлевых стропов маркировочная бирка располагается в основании петли.

Руководящие документы допускают размещение маркировки и дополнительной информации на теле ленточных стропов. Так как размер бирки не регламентирован, кроме обязательной информации производитель часто указывает грузоподъемность стропа при различных вариантах строповки, предупреждающую и прочую справочную информацию.

Стропы – это инструментарий для подъема и транспортировки грузов. В качестве основы для стропы выступает стальной трос, прочный канат или цепь. Вне зависимости от материала приспособление обязано надежно держать груз для обеспечения его сохранности, а также техники безопасности на производстве. Такелажное оборудование должно отвечать требованиям по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации грузовых строп.

Сфера использования строп обширна. Она включает сельское хозяйство, строительство и реконструкцию, работу на промышленных объектах, складах. Основная классификация строп разделяет их не по грузоподъёмности или длине, а по материалу изготовления.

Грузоподъемные стропы: виды

Цепные

Представляют собой цепь из сваренных между собой стальных звеньев. Отличаются особой прочностью и удобством использования. В числе дополнительных преимуществ: способность перемещать грузы с острыми краями, а также быстрый ремонт и восстановление при образовании повреждений или разрывов. Цепные стропы могут эксплуатироваться при отрицательных температурах, в кислотной и щелочной среде, при наличии открытого огня. Единственный недостаток их – большой вес. Распространенными моделями являются:

  • 1СЦ. Одноветвевая группа строп. Используется при любой температуре окружающей среды. Точный диапазон указан в паспорте товара.
  • 2СЦ. Двухветвевые. Благодаря усилению способны перемещать особо тяжелые грузы: при критической нагрузке звенья растягиваются, но не рвутся.
  • 3СЦ. Трехветвевые стропы, используются в строительстве и при такелажных работах. Некоторые модели позволяют корректировать длину каждой ветви в отдельности.
  • 4СЦ. Четырехветвевые стропы применяется для подъема и перемещения грузов с нестандартной формой. Обеспечивают прочность захвата.
  • УСЦ. Кольцевой или универсальный строп. Эксплуатируется в экстремальных температурных условиях, подходит для работы с трубами и грузами, имеющими острые края.

При маркировке стропов цепных указываются такие данные, как: грузоподъемность (измеряется в тоннах), длина (измеряется в миллиметрах), порядковый номер, дата изготовления и наименование производителя.

Канатные

Производятся из стальной проволоки: тонкие металлические нити сплетаются в стренги, что позволяет быстро обнаружить потертости и возможность разрыва. Эксплуатируются при диапазоне температур от -40 до +400 градусов по Цельсию. Характеристики прочности соответствуют ГОСТ. Чем больше длина и грузоподъемность, тем выше цена. Наиболее распространённые модификации:

  • 1СК . Состоит из единственной канатной ветки, произведённой путем заплетки или опрессовки втулкой из алюминия.
  • 2СК . Имеет в составе две ветви, часто применяется для такелажных работ на складах.
  • 4СК. Состоит из 4 ветвей, закрепленных на одном прочном кольце. Ввиду прочности эксплуатируется при строительных работах, при подъеме тяжёлых грузов на производстве.
  • СКК (УСК2). Кольцевая разновидность – крюк заводится под груз, огибает его по диаметру и зацепляется за свою ветвь.
  • СКП (УСК1). Это обозначение стропы практически аналогично одноветвевому, но может не иметь крюка, а ветви сплетаются сразу в форме петли.

Текстильные ленточные

Более универсальны в отличие от описанных выше. При производстве данного вида строп используют прочные ленты из полиэстера. Особенности текстильных строп:

  • Мягкие - не портят товар при подъеме и перемещении, не оставляют царапин.
  • Грузоподъемность определяется по цвету ленты.
  • Легко использовать при закреплении груза.
  • Могут контактировать с водой.

Ленточные стропы используют для мягкого захвата и подъема груза, чтобы не испортить форму или не поцарапать упаковку. Выделяют следующие модификации.

Условное обозначение канатных стропов:
Строп УСК1, СКП 1т / 2м , где
УСК1, СКП – строп канатный петлевой (универсальный строп канатный тип 1)
– грузоподъемность в тоннах
– длина канатного стропа в метрах

В нижеприведенном модуле подбора стропов, пожалуйста выберите тип канатного стропа, его грузоподъемность, требуемую длину стропа, а затем нажмите на кнопку "ПОДОБРАТЬ".

Тип стропа -- выбрать -- Петлевые (УСК1, СКП) Кольцевые (УСК2, СКК) Ветви (ВК) Четырёхветвевые (4СК) Двухветвевые (2СК) Одноветвевые (1СК)
Грузоподъемность стропа, т 0.32 0.5 1 1.6 2 2.5 3.2 4 5 6.3 8 10 12.5 16 20 25 32 40 50 0.63 1 1.6 2 2.5 3.2 4 5 6.3 8 10 12.5 16 20 25 32 40 50 0.32 0.4 0.5 0.63 0.8 1 1.25 1.6 2 2.5 2.8 3.2 4 5 6.3 8 10 12.5 16 1 2 3.2 5 6.3 8 10 12.5 16 20 25 32 40 50 1 1.6 2 2.5 3.2 4 5 6.3 8 10 12.5 16 20 25 0.5 0.8 1 1.25 1.6 2.5 3.2 5 6.3 8 10 12.5 16 20 2.5 4.3 6.7 11.2 17 1.6 3.2 5.3 8 11.2 1.12 2 3.15 5.3 8 11.2 2.24 4 6.3 10.6 16 22.4 1.12 2 3.15 5.3 8 11.2 0.5 1 1.5 2 3 4 6 8 10 12.5 0.5 1 1.5 2 2.5 3 4 6 8 10 12.5 15 1 2 3 4 6 8 10 15 20 1 2 4 5 6 8 10 12.5 0.5 1 2 3 4 5 6 8 10 12.5 15 0.5 1 2 3 4 5 6 8 10 12.5 15 1 2 3 4 5 6 8 10 15 20 25 30 32 35 40 50 60 80 100 -- выбрать --
Длина стропа, м -- выбрать --

Результат подбора:

Металлические канатные стропы (чалки) – один из самых надежных видов стропов. Канатные стропы устойчивы к резким нагрузкам и позволяют поднимать грузы достаточно большого веса. Для поднятия объемных грузов применяются ветвевые канатные стропы (состоящие из нескольких канатных ветвей, закрепленных на общем звене). Такие стропы позволяют зацепить груз за несколько точек и осуществить его подъем максимально безопасно и эффективно.

Стальным канатным cтропам присущи высокая грузоподъемность и гибкость. Они менее трудоемки в изготовлении, чем другие виды стропов, а также достаточно надежны. Разрушение каната происходит постепенно, что позволяет отслеживать его состояние и своевременно выбраковывать. По сравнению с другими материалами прочность стальных канатных стропов наибольшая, дефекты на них легче обнаружить, а потому их чаще используют для подъема тяжелых ответственных грузов.

Стропы изготавливают одноветвевые или многоветвевые (так называемые "пауки") со звеньями для навески на крюк крана или присоединения груза, а также кольцевые и петлевые в виде замкнутой петли для непосредственной обвязки груза. При изготовлении ветвей стропов концы канатов необходимо опрессовывать алюминиевой втулкой или заделывать заплеткой. Заделка концов каната универсальных стропов выполняется только заплеткой с последующей обмоткой заплетенных участков отожженной стальной проволокой.

Типы канатных стропов

Стропы канатные петлевые (УСК1, СКП): Универсальный строп канатный (УСК1) или строп канатный петлевой (СКП) представляет собой самый распространенный тип канатных стальных строп. Эти стропы иногда еще называют "чалка" или "удавка". Стропы УСК1 (СКП) предназначаются для непосредственного контакта с грузом и крановым крюком. Данные стропы также производятся как из обычного, так и из оцинкованного каната. Примеры возможных обозначений: строп УСК1-0.5/1000; строп УСК1-1.0/1500; строп УСК1-1.0/2000; строп УСК1-2.0/2000; строп УСК1-3.2/3000; строп УСК1-3.2/4000.

Стропы канатные кольцевые (УСК2, СКК): Кольцевые канатные стальные стропы СКК (УСК2) применяются аналогично петлевым стропам. Но, в отличие от СКП, канатный кольцевой строп СКК при равной с петлевым стропом грузоподъемности имеет вдвое меньший диаметр каната. Такие канатные стропы производятся из обычного или из оцинкованного каната. Примеры возможных обозначений: строп УСК2-1.6/2500; строп СКК-2.0/2000; строп УСК2-3.2/5000; строп УСК2-4.0/2500; строп СКК-6.3/8000; строп УСК1-12.5/10000; строп УСК1-40/8000.

Ветвь канатная (ВК): Ветвь канатная (ВК), как правило, изготавливается в двух исполнениях: коуш-коуш и коуш-крюк. В последнем случае стальной строп является конструкционным элементом для канатных стропов типа 4СК, 2СК и т.п. Канатная ветвь (ВК) может заменить поврежденную ветвь стропа или использоваться абсолютно самостоятельно. Такие металлические канатные стропы производятся из обычного или из оцинкованного каната. Примеры возможных обозначений: строп ВК-3.2/2000; строп ВК-8.0/4000.

Стропы канатные четырехветвевые (4СК): Стропы канатные четырехветвевые 4СК – это стальные стропы, представляющие собой четыре канатные ветви (ВК), соединенные разборным звеном типа Рт. Стропы 4СК используются для подъема и перемещения различных типов грузов за несколько точек, включая трубы и контейнеры. Доступно исполнение стропа как из "черного" так и из оцинкованного стального каната. Строп 4СК часто называют "паук". Примеры возможных обозначений: строп 4СК-3.2/6000; строп 4СК-5.0/3000; строп 4СК-10/4000; строп 4СК-10/5; строп 4СК-12.5/5000; строп 4СК-16/8.

Стропы канатные двухветвевые (2СК): Канатные стропы 2СК аналогичны по конструкции и использованию со стропами 4СК, только состоят они не из четырех, а из двух канатных ветвей. Так же как и стропы стальные 4СК, стропы 2СК предназначаются для непосредственного навешивания на крановый крюк. Двухветвевые канатные стропы этого типа обычно производятся из "черного" каната, но, по желанию заказчика, изготавливаются и из оцинкованного. Примеры возможных обозначений: строп 2СК-2.0/2000; строп 2СК-3.2/4; строп 2СК-10/5000; строп 2СК-12.5/6; строп 2СК-16/8000.

Стропы канатные одноветвевые (1СК): Одноветвевые канатные стропы 1СК – это простейший вариант стальных канатных строп. Строп 1СК состоит из следующих конструкционных элементов: овального звена (как правило, типа Ов), канатной ветви, и грузоподъемного захвата. В качестве последнего обычно используется чалочный крюк или такелажная скоба. Канатные одноветвевые стропы применяются так же, как и все прочие металлические ветвевые канатные стропы (4СК, 2СК). Примеры возможных обозначений: строп 1СК-1.6/2500; строп 1СК-2.5/3; строп 1СК-5.0/4000; строп 1СК-8/6; строп 1СК-20/8000.

Стальные канатные стропы (ГОСТ 25573–82) - специальные подъемные приспособления, которые используются для перемещения разнообразных крупногабаритных и больших по массе грузов при помощи кранов и грузоподъемных механизмов.

1 Двухпетлевые и другие металлические стропы по ГОСТ 25573

В соответствии с указанным Госстандартом изделия из могут быть шести разных типов:

  • кольцевыми (предусмотрено два разных исполнения изделий) – СКК;
  • двухпетлевыми (два исполнения) – СКП;
  • одноветвевыми – 1СК;
  • двухветвевыми – 2СК;
  • трехветвевыми – 3СК;
  • четырехветвевыми (два исполнения) – 4СК.

Под петлевым стропом понимают отрезок каната, который заплетается в петли с обоих торцов.

Такие изделия признаются наиболее универсальными.

Они без проблем проходят при зацепке груза в проушины, рамы, отверстия, кольца и прочие элементы различных конструкций, формируя при этом несколько ветвей. За счет наличия нескольких ветвей грузоподъемность механизмов увеличивается, следовательно, повышается и эффективность эксплуатации кранов.

Двухпетлевой стальной строп, как было сказано, изготавливается в двух вариантах. Первое исполнение маркируется как СКП1, второе – как СКП2. Существуют изделия маркировкой от СКП-0,32 до СКП-12,5 длиной 100–3000 см, с длиной петли 24, 32, 40 и 50 см. Грузоподъемность таких изделий варьируется в пределах 0,32–12,5 т (именно по этому показателю осуществляется подразделение стропов), а величина их разрывного расчетного усилия колеблется в пределах 18800–736000 Н.

Концы описываемых двухпетлевых изделий могут заделываться по двум методикам:

  • опрессовкой в металлическую либо алюминиевую втулку;
  • ручной заплеткой.

Очень часто применяются на современных предприятиях и кольцевые стропы. Их выполняют в кольцевой (замкнутой) форме. Надежность и прочность строповки при помощи такого приспособления находится на высоком уровне, если груз обвязывается "мертвой петлей". Концы данных строповочных изделий заделывают обычно по технологии ручной оплетки. Впрочем, изготавливают и стропы с алюминиевыми втулками.

Грузоподъемность кольцевых приспособлений находится в пределах 0,32–16 т (маркировка – от СКК-0,32 до СКК-16), разрывное усилие варьируется от 9400 до 470000 Н, длина петли – от 80 до 3000 см, ширина изделия – от 5 до 25 см.

Стропы с одной ветвью (1СК) – это изделия, на одном торце которых монтируется струбцина, чалочный крюк, концевой захват или карабин, соответствующие требованиям Госстандарта 25573, а на другом – петля. 1СК подходят для перемещения и погрузки конструкций со специальными монтажными крюками, рамами, петлями и прочими приспособлениями.

Изделия с несколькими (2, 3 либо 4) ветвями представляют собой стропы с одним звеном из стали, которое объединяет друг с другом все имеющиеся ветви. Подобные приспособления применяются в тех случаях, когда груз требуется зацепить одновременно за 2–4 точки. Многоветвевые изделия используют особые захваты и металлические пряжки для строп, их грузоподъемность не намного, но выше, чем у одноветвевых.

2 Расчет и изготовление стропов из стальных канатов – особенности

Изделия из металлических материалов считаются универсальными, что дает возможность использовать их на самых разных предприятиях при температурах от -40 до +150 °С. Петлевые приспособления изготавливают из круглопрядильных канатов. Они чаще всего являются дополнительными стропами для изделий 1СК–4СК (то есть применяются при комбинированных вариантах подъема и перемещения грузов).

СКК-изделия признаются более надежными, если они снабжаются специальным коушем, который препятствует появлению чрезмерных остаточных деформаций. Расчеты показывают, что надежность использования кольцевых строп с коушем на 20 и более процентов выше, чем изделий без коуша.

Расчет и проектирование стропов для захвата грузов обязательно включает в себя следующие проектировочные этапы:

  • разработка техусловий;
  • формирование конструкторской рабочей документации;
  • определение усилий в гибких компонентах стропов;
  • подбор необходимых диаметров канатов и геометрических показателей дополнительных составляющих стропов.

Соединительные детали изделий, которые испытывают нагрузку (силовую), а также скобы карабинов и крюки изготавливают из сталей 09Г2С и 15ХСНД (если стропы будут использоваться в холодном климате), либо из стали 20 (умеренный климат). Детали, не воспринимающие нагрузку (кольцо полумуфты, пластинки карабина, замок крюка, упорные элементы), допускается делать из Ст3.

Процесс производства стропов обязан отвечать всем требованиям, изложенным в инструкциях по эксплуатации кранов и стандартах устройства грузоподъемных механизмов, а также в ГОСТ 25032–81. К основным из них относят следующие:

  • все элементы изделий, как и стропы в целом, должны переносить статическую нагрузку, величина которой не менее, чем на четверть выше номинальной;
  • канаты для строповочной продукции обязаны отвечать всем пунктам трех Государственных стандартов – 3079–80, 3071–88, 7668–80 (ветвевые изделия, кроме того, должны соответствовать положениям стандартов 7565–80, 3077–80 и 2688–80);
  • запас прочности захватов и других компонентов стропов к нагрузке разрушающего типа должен иметь коэффициент не менее пяти единиц;
  • не разрешается производить сращивание канатов для получения одной ветви, можно использовать только целый канат;
  • показатель прочностного запаса канатов к разрывному усилию должен быть 6 и более единиц;
  • коуши изготавливаются по требованиям Госстандарта 1972 года 2224;
  • втулки при опрессовке производят из стали марки 20 либо из сплавов на базе алюминия (АД1, АМЦ, АД31, АД0);
  • после выполнения опрессовки не допускается наличие на втулках трещин.

3 Приемка и браковка стропов из стальных канатов

Приемка готовой продукции производится после проведения ряда приемо-сдаточных испытаний. Все без исключения стропы проверяются на соответствие ГОСТ (их мы указали ранее). А вот качество опрессовки изделий определяется на двух процентах стропов от одной партии, если заделка осуществляется заплеткой, и на 10 процентах, когда выполняется опрессовка.

Отдельная партия продукции состоит из стропов одинаковой грузоподъемности и типа, произведенных из стали одной и той же марки, идентичных геометрических размеров. Готовые приспособления проверяются на относительное удлинение, предел текучести, показатель твердости крюков и звеньев, непровар металла, правильность сварных швов. Также устанавливается показатель вязкости (ударной) стали (по стандарту 9454). и готовых изделий осуществляется тогда, когда результаты повторных анализов по любой из озвученных характеристик являются неудовлетворительными.

Отдельно добавим, что на каждый строп производитель прикрепляет специальную маркировочную бирку из металла (либо каждый строп клеймится). На клейме или бирке присутствует такая информация:

  • знак компании (ее название);
  • дата приемо-сдаточных испытаний;
  • величина грузоподъемности изделия.

Стропы сворачиваются в бухты, которые можно комплектовать в пачки весом до 100 килограммов.

Стропами называют приспособление для подъема тяжестей и обхвата грузов. То есть — это часть грузоподъемного устройства. Существуют текстильные, канатные стропы, в виде цепей. Иногда они дополнены крюками, скобами и другими комплектующими деталями. Стропы используются не только при подъеме грузов на производстве, но и для закрепления при его транспортировке. А также являются частью парашюта или рюкзака, оснащают суда и корабли.

Маркировка строп и ее особенности

При производстве стропы маркируются — на продукцию наносится знак, идентифицирующий изделия по свойствам. Немаркированные экземпляры отбраковываются, пользоваться такими стропами запрещено. Наличие хорошо читаемой маркировки гарантирует безопасность данных приспособлений при подъеме грузов. При утрате маркировочного элемента строп также считается негодным к дальнейшему применению. Качественное проставление подобных отметок — важное мероприятие, без которого не обходится производство.

Способы для маркировки отражаются в ГОСТ 25573-82, согласно которому на каждое изделие прикрепляют бирку из металла или клеймят его. Бирка содержит сведения о заводе (знак, адрес), номер изделия, его тип и сведения о проведенных проверках качества (тестирование датируется). На другой стороне бирки могут быть указаны стандарты изготовления. Важная характеристика — грузоподъемность.

Маркировочные надписи должны быть сделаны с помощью краски, устойчивой к смыванию. Возможны бирки не только из металла, но и из ткани при соответствующей обработке защищающими составами. Цвет текста должен быть контрастным по отношению к бирке, чтобы надписи просматривались отчетливо.

Бирка светлых оттенков маркируется темными надписями, а темные ярлыки — белым цветом текста. Текстильные стропы маркируются прямо на ленте прочной краской в том месте, которое не подвержено стиранию. Надпись должна хорошо читаться до конца использования изделия.

Размеры бирок указываются в документации при проектировании и отвечают конструкторскому проекту. Материал, форма точно не предопределяются. Главные требования к маркировке — возможность четкого прочтения на протяжении срока эксплуатации.

Каждой разновидности строп соответствуют определенные типы бирок.
Бирки из металла обычно прикрепляются на цепные, канатные стропы. Они изготавливаются из листа стали с толщиной до миллиметра, а также из алюминия. Для нанесения надписей на металле используется ударный метод или ударно-точечный. Применяется и термопечать с чернилами, не подверженными стиранию, а также метод просечки. Текстильные стропы не снабжаются бирками из металла, чтобы не повредить их. Современные материалы — винил, кожа, используются бирки из полипропилена с термопечатью.

Форму бирки определяет сам производитель строп. Простые геометрические фигуры не составит труда изготовить на том же производстве. Иногда это стильный дизайн, отражающий оригинальность фирмы.

В конфигурацию бирки не вкладывается специальный смысл, но иногда ей придается дополнительная функциональность. Например, в бирках Rud для цепных строп сделаны вырезы, помогающие анализировать состояние стропы без дополнительных инструментов. Несоответствующие экземпляры отбраковываются, если не прошли тестирование биркой Rud.

Обязательные сведения, входящие в маркировку:

  • Вид (материал и число ветвей).
  • Грузоподъемность (в тоннах).
  • Длина в миллиметрах.
  • Номер.
  • Тестирование (дата).
  • Название завода.

Например, СТК расшифровывается, как стропы текстильные, кольцевые, а СТП — стропы текстильные петлевые. 1СТ означает 1 ветвь в текстильном стропе, а 2 СК — канатный строп из 2 ветвей. Также бирка содержит информацию о грузоподъемности, например 2 тонны.

Размещение бирок

Стропы отличаются технологиями изготовления и по другим характеристикам. Относительно этого выбирают место на них для прикрепления бирки. Так канатные стропы снабжаются бирками, нанизанными на канат или петлю. Известен метод опрессовки втулками, на которые наносятся надписи. При методе заплетки бирка нанизывается на прядь каната, вплетается в строп. На стропах из цепей бирку крепят к звену или к первому элементу возле соединения, на скобе. Текстильные стропы маркируются в месте закрепления лент. Петлевая стропа снабжается биркой около основания петли. Разрешена маркировка и на теле ленточного стропа.

Помимо обычной, в маркировку иногда включается другая информация, так как бирка не ограничена стандартами по размеру. Дополнительно указывается грузоподъемность, варианты применения и предупредительные надписи. Габариты маркировки произвольны, ограничены конструкторским проектом, поэтому надписи могут быть дополнены.

Расположение маркировки выбирается по принципу ее сохранности в процессе использования и на протяжении срока эксплуатации. Исключается потеря бирки, ее повреждение, не допускается, что она оторвется.
По желанию заказчика маркировка наносится в указанном им месте, например на опрессовочной втулке, а не на бирке.



Поделиться: