Стремления человека к знаниям примеры. Почему важно постоянно учиться и приобретать новые знания? Что такое гносеология

Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь. Э. Абу

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились воедино два порока. Абу-ль-Фарадж

Душа, в которой отсутствует мудрость, - мертва. Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь. Абу-ль-Фарадж

Неудивительно, что большое количество знаний, не будучи в силах сделать человека умным, часто делает его тщеславным и заносчивым. Д. Аддисон

Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. А. Барбюс

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное. В. Г. Белинский

Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно. У. Блейк

Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которые делают его философом. Г. Бокль

Мы часто встречаем людей, ученость которых служит орудием их невежеству, - людей, которые чем больше читают, тем меньше знают. Г. Бокль

Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка. П. Бошен

Источник истинного знания - в фактах! П. Буаст

Образование - клад, труд - ключ к нему. П. Буаст

Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни. Ф. Бэкон

Знание есть сила, сила есть знание. Ф. Бэкон

Знание и могущество - одно и то же. Ф. Бэкон

Охотнее всего мы говорим о том, чего не знаем. Ибо об этом-то мы и думаем. Сюда направлена работа мысли, и направлена она может быть только сюда. П. Валери

Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим. Вергилий

Неученость не есть недостаток ума, а знание не есть признак гения. Л. Вовенарг

Дух подвластен тому же закону, что и тело - невозможности существования без постоянного питания. Л. Вовенарг

Нам легче приобрести лоск всезнания, чем основательно овладеть небольшим числом знаний. Л. Вовенарг

Немалое достоинство состоит в том, чтобы признать невежеством то, что другие почитают знанием, и открыто признавать, что ты не знаешь того, чего действительно не знаешь. П. Гассенди

Повторное чтение уже прочитанных книг - самый надежный пробный камень образованности. К. Геббель

Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет. Г. Гегель

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К. Гельвеций

Всезнайство уму не научит. Гераклит

Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно. И эти то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем. А. И. Герцен

Знание есть сила, и против этой силы не устоят самые окаменелые заблуждения, как не устояла против нее инерция окружающей нас природы. А. И. Герцен

Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память. И. Гёте

Научиться можно только тому, что любишь. И. Гёте

Опыт - вот учитель жизни вечной. И. Гёте

Приобретать познания недостаточно еще для человека, надо уметь отдавать их в рост. И. Гёте

Теория, друг мой, сера, но зелено вечное дерево жизни. И. Гёте

Чего не понимают, тем не владеют. И. Гёте

Человек должен верить, что непонятное можно понять: иначе он не стал бы размышлять о нем. И. Гёте

Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир. И. Гёте

Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать. И. А. Гончаров

Доказывать человеку необходимость знания - это все равно, что убеждать его в полезности зрения. М. Горький

Знание - это абсолютная ценность нашего мира. Необходимо учиться, необходимо познавать. Непознаваемого - не существует, мы можем говорить лишь о том, что существует непознанное. М. Горький

Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтобы научиться делать. М. Горький

Идя на смену отцам и матерям, на помощь старшим братьям и сестрам в их великом труде, молодежь должна неутомимо вооружаться знаниями. М. Горький

Нет оружия более острого, чем знание, основанное на трудовых процессах. М. Горький

Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооруженный знанием, - непобедим. М. Горький

Чем больше знает человек, тем он сильнее. М. Горький

Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много знать. М. Горький

Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу. А. С. Грибоедов

Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачнее настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. В. Гумбольдт

Знание - спутник человеку на пути его любом. Д. Гурамишвили

Воспитание - дело совести; образование - дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эги вида познания дополняют друг друга. В. Гюго

Обучать народ - значит делать его лучше; просвещать народ - значит повышать его нравственность; делать его грамотным - значит цивилизовать его. В. Гюго

Истинное лекарство от всех страданий - это увеличение деятельности ума, души, что достигается увеличением образования. Ж. Гюйо

После хлеба самое важное для народа - школа. Ж. Дантон

Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться. Р. Декарт

Многие многознайки не имеют ума. Демокрит

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Демокрит

Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения. Демокрит

В духовной жизни, как и в практической жизни, тот, у которого знания держатся, всегда прогрессирует и имеет успех. У. Джеймс

Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства. Д. Дидро

Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А. Дистервег

Неправильное знание хуже, чем незнание. А. Дистервег

Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует. А. Дистервег

Со знанием должно быть обязательно связано умение. Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет. А. Дистервег

Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него. А. Дюрер

Образование - лицо разума. Кабус

Социализм - это общество науки и культуры. И чтобы быть достойным членом социалистического общества, надо много и хорошо учиться, надо много знать. М. И. Калинин

Ложная ученость хуже невежества. Невежество - это голое поле, которое можно возделать и засеять; ложная ученость - это поле, поросшее пыреем, который выполоть почти невозможно. Ч. Канту

Опыт берет большую плату за учение, но и учит он лучше всех учителей. Т. Карлейль

Ученость есть сладкий плод горького вина. Катон Старший

Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом зиаешь? Квинтилиан

Знании нужны в жизни, как винтовка в бою. Н. К. Крупская

То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего мы не знаем, - бесконечно. П. Лаплас

Без знания рабочие - беззащитны, со знанием они - сила! В. И. Ленин

Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше. В. И. Ленин

Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. В. И. Ленин

Наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей. В. И. Ленин

Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения. В. И. Ленин

Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы. В. И. Ленин

Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок. В. И. Ленин

Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. Леонардо да Винчи

К знанию нет торных столбовых дорог: тут приходится каждому самому трудиться и взбираться наверх, как бы хорош ни был путеводитель. В. Либкнехт

Равномернее распределение просвещения представляет собой требование культуры. Лишь тогда, когда народ завоюет политическую власть, перед ним раскроются врата знания. Без власти нет знания для народа! Знание - сила! Сила - знание! В. Либкнехт

Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов. Г. Лихтенберг

Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. Г. Лихтенберг

Человек родился быть господином, повелителем, царем природы! Но мудрость, с которою он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учением. Н. И. Лобачевский

Великое искусство научиться многому - это браться сразу за немногое. Д. Локк

Ничто так человека не учит, как опыт. А. С. Макаренко

Настоящий конец образования дает только сама жизнь и сознательная самодеятельность каждого. Д. И. Менделеев

Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования. Д. И. Менделеев

И если справедливо, как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания. И. И. Мечников

Я знавал множество людей, обладавших огромными познаниями и не имевших ни единой собственной мысли. У. Мизнер

Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М. Монтень

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. М. Монтень

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Ш. Монтескье

Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными. Ш. Монтескье

Человек стремится к знанию, и как только в нем угасает жажда знания, он перестает быть человеком. Ф. Нансен

Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет. И. П. Павлов

В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. К. Г. Паустовский

Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями. К. Г. Паустовский

Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам. Ф. Петрарка

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта. Д. И. Писарев

Знание, и только знание делает человека свободным и великим. Д. И. Писарев

Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на обществе неизмеримо важнее первого. Д. И. Писарев

Общее образование есть скрепление и осмысление той естественной связи, которая существует между отдельной личностью и человечеством. Д. И. Писарев

Очень немногие люди, и притом только самые замечательные, способны просто и откровенно сказать: «не знаю». Д. И. Писарев

Круглое невежество - не самое большое зло; накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. Платон

Так как человеческий ум может восторжествовать над слепой необходимостью, только познав ее собственные, внутренние законы, только побив ее собственной силой, то развитие знания, развитие человеческого сознания является величайшей, благороднейшей задачей мыслящей личности. Г. В. Плеханов

Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование. Протагор

Знание не есть нечто законченное, закристаллизовавшееся, омертвевшее, оно вечно создается, вечно движется. Д. Н. Прянишников

Лучше совсем не знать чего-либо, чем знать плохо. Публилий Сир

Чем выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются ему виды. А. Н. Радищев

К знанию мы должны относиться так же, как и к пище. Мы не живем для того, чтобы знать, как не живем для того, чтобы есть. Д. Рескин

Главное не в том, чтобы накопить как можно больше знаний, - главное в том, чтобы это знание, великое или малое, принадлежало тебе одному, было вспоено твоей кровью, явилось бы детищем твоих собственных свободных усилий. Р. Роллан

Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать ее целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай. Р. Роллан

Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг. Н. А. Рубакин

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. Н. А. Рубакин

Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Н. А. Рубакин

Образованный человек - это человек, имеющий свое собственное миросозерцание, свои мнения о всех сторонах и областях окружающей его жизни. Н. А. Рубакин

Образованный человек видит разные стороны там, где человек темный не видит их, а видит лишь какую-нибудь одну и по ней судит о всех прочих. Н. А. Рубакин

Образованным и интеллигентным человеком можно назвать лишь такого, кто насквозь таков и проявляет свою образованность и интеллигентность и в крупном, и в мелочах, в обыденщине, и в течение всей своей жизни. Н. А. Рубакин

Знания - броня от всех бед. А. Рудаки

Талант и знанья - яркий свет, без них из тьмы исхода нет. А. Рудаки

Знать хорошее важнее, чем знать многое. Ж.-Ж. Руссо

Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев. Саади

Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным. Сенека Младший

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. К. Симонов

Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых сложных наук, но не имеющего доброго сердца? Он все свои знания употребляет во зло.

Стремление к обретению знаний всегда считалось одним из важных качеств, необходимых для . Поэтому основы гносеологии – направления философии, погруженного в процесс познания, были заложены еще в древности. Поэтому и ее точный возраст назвать проблематично.

Что такое гносеология?

Чтобы получить общее представление об этом разделе, можно разобраться в происхождении самого термина. Образован он из двух греческих понятий: гносео – «знаю» и логос – «слово, речь». Получается, что гносеология – это наука о познании, то есть ее интересуют способы получения человеком информации, путь от незнания к просвещенности, истоки чистых знаний и в приложении к исследуемым моментам.

Гносеология в философии

Изначально изучение получения данных как явления было частью философских изысканий, позднее превратившись в отдельный блок. Гносеология в философии – это отдел, который изучает границы личностного познания. Он сопутствует основной ветви с самого момента ее возникновения. Как только люди открыли для себя новый вид духовной работы, сразу возникли сомнения относительно подтверждения подлинности получаемых знаний, началось противопоставление поверхностных данных и глубинного смысла.

Теория гносеологии сформировалась не сразу, проследить ее четкие очертания можно в античной философии. Тогда появились формы и виды познания, был проведен анализ доказательности знания и рассмотрены вопросы обретения истинного знания, которые стали началом скептицизма – отдельного течения дисциплины. В Средние века в связи с приобретением мировоззрением религиозного оттенка гносеология стала противопоставлять способности разума божественным откровениям. Благодаря сложности задачи в этот период дисциплина ощутимо продвинулась.

На заложенном фундаменте в Новое время происходят заметные изменения в философии, выдвинувшей на передний план проблему познания. Создается классический тип науки, которую в 1832 году назовут гносеологией. Такой рывок стал возможен из-за переосмысления человеком своего места в мире, он перестает быть игрушкой в руках высших сил, приобретает свою волю и ответственность.

Проблемы гносеологии

Богатая история дисциплины и разнообразие школ открывают перед ней ряд вопросов, требующих ответа. Основные проблемы гносеологии, единые для всех направлений, состоят в следующем.

  1. Причины познания . Означает выяснение предпосылок к поиску объяснений происходящего. Считается, что они состоят в потребности предугадывать грядущие события при высокой сложности системы, без этого ответ на новые задачи будет постоянно запаздывать.
  2. Условия получения знаний . К ним относят три компонента: природа, человек и форма отображения реальности при узнавании.
  3. Поиск источника знаний . Гносеология исследует этот момент с помощью ряда задач, которые должны обеспечить представление о начальном носителе информации, об объекте познания.

Гносеология - виды

В ходе совершенствования философской мысли выделились следующие основные направления гносеологии.

  1. Наивный реализм . Мерилом истинности являются органы чувств, никакой разницы между человеческим восприятием и реальным положением вещей здесь нет.
  2. Сенсуализм . Подразумевает познание только на основе чувств, если их нет, то и информация в разуме не появится, поскольку человек опирает только на чувства, а за их пределами мир не существует.
  3. Рационализм . Настоящее знание можно получить только при помощи разума без учета данных, передаваемых , неизменно искажающими действительность.
  4. Скептицизм . Сомневается в каждом пункте знания, требует не соглашаться с мнением авторитетов, пока не будет произведена собственная оценка.
  5. Агностицизм . Говорит о невозможности полностью узнать мир – и чувства, и разум дают только кусочки знания, которых недостаточно для получения полной картины.
  6. Когнитивный оптимизм . Верит в возможность получения исчерпывающего знания о мире.

Современная гносеология

Наука не может быть статичной, подвергаясь в процессе развития влиянию других дисциплин. На текущем этапе основные направления гносеологии – это когнитивный оптимизм, скептицизм и агностицизм, которые рассматриваются на стыке ряда дисциплин. Кроме философии сюда относится психология, методология, информатика, история науки и логика. Предполагается, что такой синтез подходов поможет глубже разобраться в проблеме, уходя от поверхностного изучения.

Гносеология: книги

  1. С.А. Аскольдов, «Гносеология. Статьи» . Излагаются принципы гносеологии, соответствующие концепции панпсихизма, предложенной Козловым А.А. Автор статей продолжает ее разработку.
  2. М. Полани, «Личностное знание» . Посвящена изучению природы знания с точки зрения синтеза философии и психологии познания.
  3. Л.А. Микешина, «Философия познания. Полемические главы» . Рассказывает о вопросах, отставленных на второй план или вызывающих споры.

Поддерживайте стремление своих сотрудников к получению новых знаний, направляйте их на повышение квалификации, семинары и прочие образовательные кампании, потому что их знания – это потенциал вашей компании.

Толкование закона

Только своевременное получение новых знаний, новой информации может считаться движущей силой, способной позволить компании подняться на более высокий уровень. Если сотрудники охотно повышают свой образовательный уровень, это свидетельствует об их деловых способностях и готовности способствовать укреплению престижа своего предприятия или компании. Каким бы образованным и квалифицированным ни был человек, он всегда может узнать еще больше, если совершенствует имеющиеся у него знания и приобретает новые. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что только высококвалифицированный и образованный сотрудник способен самым лучшим образом справиться с возложенными на него профессиональными обязанностями.

Именно поэтому задачей руководителя является создание благоприятных условий для своих подчиненных, чтобы они смогли должным образом повысить свою квалификацию. Разумеется, начальник должен направлять своих сотрудников на семинары, конференции и выставки, где они смогут ознакомиться с новыми методиками и перенять опыт других организаций. Без подобного обмена опытом сотрудники лишаются возможности получать достоверную необходимую информацию. Соответственно, дела компании совсем не идут лучше, так как застой губителен для любого творческого и интеллектуального процесса, а любое дело можно рассматривать как непрерывный процесс, требующий немалых умственных усилий.

Не следует забывать, что прогресс не стоит на месте, что постоянно появляются новые методики и совершаются открытия во всех отраслях науки и техники. Своевременная информация о новшествах способна совершить переворот в любой области. Но получить подобную информацию далеко не так-то просто, для этого нужно постоянно следить за новейшими разработками, читать специальную литературу, в то время как на стажировке или на специальном семинаре людям создаются оптимальные условия для овладения необходимой информацией.

Нельзя забывать и о том, что зарубежные стажировки способны повысить престиж компании и взять на вооружение интересную информацию, полученную сотрудником за рубежом. К тому же стимул получения зарубежной стажировки заставит работников трудиться намного лучше, чтобы оказаться достойным подобной чести. Сотрудник, абсолютно не заинтересованный в том, чтобы повысить свое образование, не может рассчитывать на успешную карьеру, потому что всегда найдутся более достойные коллеги, которые смогут работать гораздо лучше и плодотворнее, так как обладают необходимым образовательным и интеллектуальным багажом.

Стремление к новым знаниям – это качество целеустремленного человека, который способен работать, не жалея сил и времени. И руководитель, обладающий достаточным опытом и умением разбираться в людях, непременно сможет распознать такого работника, чтобы при необходимости именно ему поручать наиболее трудные и ответственные задания. Личностные качества такого подчиненного будут гарантией того, что с любым, даже самым трудным заданием он справится весьма успешно.

Образ

Человек, стремящийся к знаниям, подобен яркому факелу, освещающему все вокруг. Свет от огня заставляет тьму убираться прочь, делает возможным для других людей увидеть настоящий путь, по которому нужно идти.

Доказательства закона

Стремление человека к знаниям – это великолепное качество, которое способно привести к самым лучшим результатам. Только всесторонне образованный и грамотный субъект в состоянии не только самым лучшим образом выполнять свои непосредственные обязанности, но и может сделать какое-то открытие или разработать новую методику, что обязательно позволит усовершенствовать процесс работы. Стремление к получению новой информации обязательно расширит кругозор сотрудников и сделает их более ценными работниками, значительно повышающими престиж своей компании. Стремление к знанию никогда не оказывается бесполезным, даже если результат усилий становится полной неожиданностью. Именно таким образом и совершаются многие открытия. То есть их авторы даже не предполагали, что смогут достигнуть подобного успеха.

Например, раскапывая лагерь древнеримских легионеров, археологи нашли какие-то сухие черные шарики. Сначала они не могли понять, что это. Но потом один ученый увидел точно такие же шарики в своем супе. «Да это же черный перец!»– воскликнул он. Таким образом было доказано, что Древний Рим вел торговлю с Индией, именно оттуда вывозился черный перец.

В 1811 году французский химик Куртуа ставил опыт. У него был приготовлен настой из золы морских водорослей, а рядом с этим сосудом стоял другой, где находилась смесь серной кислоты с железом. На плече у исследователя сидел его любимый кот. Совершенно неожиданно для своего владельца кот спрыгнул, при этом опрокинув сосуды. Содержимое этих сосудов смешалось, появился фиолетовый дым, а на столе – кристаллы с сильным и едким запахом. Таким образом был открыт йод.

Если человек стремится к знаниям, сама судьба относится к нему благосклонно, предоставляя возможность найти что-то новое. Например, в 1934 году совершенно неожиданно для себя студентка-геолог Вера Флерова обнаружила на Северном Кавказе крупное месторождение молибденовых руд. Такое открытие было очень важным для отечественной промышленности редких металлов. Вскоре на этом месте, то есть в ущелье реки Баксан, строился крупный молибденовый рудник. К сожалению, сама Вера погибла в 1936 году, она переходила через реку, и под ней обрушился подвесной мост. Останься в живых, она, несомненно, смогла бы совершить немало открытий, способных принести огромную пользу стране.

Все открытия, совершенные в то или иное время, принесли поистине замечательные результаты, сделав возможным достижения в различных отраслях науки и промышленности. И потому стремление сотрудников к знаниям неизбежно приведет к совершенствованию необходимых навыков.

В начале 50-х годов прошлого века английский археолог Джеймс Мелаарт проводил раскопки в Турции на Анатолийском плоскогорье. Но ученому не везло, так как находок было немного. В связи с этим Мелаарт решил покинуть Анатолийское плоскогорье. Но спустя несколько лет он именно в этом месте совершил открытие, которое было названо специалистами настоящей сенсацией.

В 1958 году Мелаарт снова вернулся в Турцию для того, чтобы вместе с коллегами проводить раскопки восточного холма горы Чатал-Хююка. И оказалось, что именно на этом месте когда-то находилось поселение древних скотоводов и земледельцев. С помощью самого подробного исследования ученые выяснили, что поселение существовало в 6500-5700 гг. до н.э., то есть в неолитическую эпоху. То есть прошло уже более восьми с половиной тысячелетий, а это очень много, соответственно, ученые проявили огромный интерес к такому памятнику древности.

В связи с этим на данном месте стали производиться постоянные работы. И в процессе поисков исследователи нашли хорошо сохранившиеся предметы обихода и хижины древних поселенцев. Огромную ценность представляли произведения искусства: барельефы, настенные цветные фрески, керамические изделия, статуэтки. И вместе с тем археологи обнаружили предметы, которые совершили настоящий переворот в современных представлениях людей об умении древних мастеров. Это были маленькие медные вещицы, которые были обнаружены на самых нижних, то есть, соответственно, самых древних горизонтах раскопок. Там находились украшения для женской одежды, бусинки, трубочки и другие предметы, на вид они были совершенно невзрачными, позеленевшими и окислившимися. Но вместе с тем это были древнейшие на тот момент металлические изделия, которые когда-либо были найдены.

Исследования вызвали глубочайший интерес, сначала возникло предположение, что медь, из которой древние мастера изготавливали подобные предметы, была самородного происхождения. Но дальнейшие поиски опровергли подобную гипотезу, так как в результате раскопок обнаружили кусок медеплавильного шлака. Находка натолкнула на мысль, что древние мастера не только умели обрабатывать медь, но и добывать ее из руды.

Разумеется, подобное открытие произвело переворот в науке. И несмотря на то что вскоре в верховьях реки Тигр археологи нашли остатки древнего поселения, где была обнаружена медь и медная руда, причем найденное поселение было на пять веков старше поселения, найденного на Чатал-Хююке, открытие, сделанное на Анатолийском плоскогорье, навсегда вошло в историю археологической науки.

Авторитетное мнение

Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или иных целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни.

Любое, даже самое громкое деяние нельзя назвать великим, если оно не было следствием великого замысла.

Франсуа де Ларошфуко

То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, бесконечно.

Пьер Симон Лаплас

Знание есть сила, сила есть знание.

Обратная сторона закона

В некоторых ситуациях стремление сотрудников к повышению своего образовательного уровня может привести к не самым лучшим результатам. Потому что повышение квалификации, безусловно, дело весьма достойное, но оно требует много времени и сил, иначе результат не окажется столь успешным. Соответственно, сотрудник вынужден будет жертвовать своей работой ради повышения интеллектуального и образовательного уровня. Подобная ситуация может навредить компании, ведь если один сотрудник пренебрегает своими обязанностями ради повышения квалификации – это уже определенная проблема, его работу должен будет выполнять кто-нибудь другой, тем самым нарушается естественный порядок вещей на рабочем месте.

К тому же другие сотрудники, вооруженные примером своего коллеги, могут также решить повысить свой образовательный уровень. Но если несколько человек оставят свои рабочие места ради повышения квалификации, то что будет с компанией? И в этом случае может сложиться конфликтная ситуация, потому что руководитель, если можно так выразиться, не будет иметь морального права отказать кому-то из сотрудников, которые будут намерены повысить свою квалификацию или посетить семинар или конференцию. Последние будут мотивировать свои намерения тем, что другие уже получили такое разрешение.

В некоторых случаях сотрудники могут пытаться получить разрешение руководителя на посещение конференции, семинара только ради того, чтобы некоторое время не присутствовать на работе. Таким способом могут пользоваться как недостаточно ответственные люди, так и вполне добросовестные сотрудники, которые просто не могут остаться в стороне от своих коллег, вооруженные их примером. К тому же далеко не все знания являются по-настоящему полезными и способными принести пользу компании. Среди всего изобилия разнообразной информации нужно уметь распознавать наиболее важную, ту, которая сможет принести реальную пользу в той или иной сфере деятельности. Так что руководитель должен правильно ориентироваться в ситуации, сложившейся в компании, чтобы не попасть в зависимость от сотрудников, стремящихся решить личные проблемы под видом повышения квалификации или другого способа овладения нужной информацией.

Притча

У одного знатного вельможи вдруг возникло желание сделать своих слуг образованным и грамотными людьми. Тогда он решил освободить их от работы, чтобы они учились и потом смогли совершить что-нибудь значительное, что смогло бы прославить их хозяина на вечные времена. Слуги начали учиться. Через несколько лет вельможа захотел узнать результаты их учения. Некоторые слуги сразу продемонстрировали ему, что они теперь умеют. Они освоили новые ремесла и теперь смогли бы стать по-настоящему незаменимыми людьми в своем государстве.

Но некоторые люди сказали своему повелителю, что прошло еще слишком мало времени, и они еще узнали очень немного. Вельможа согласился с их требованиями и разрешил им продолжать обучение. Но через несколько лет ситуация повторилась, они снова сказали, что еще не успели научиться всему, чему хотели бы. Повелитель снова согласился подождать, хотя был немало удивлен таким положением вещей. На это ему ответили, что на свете существует столько интересного, чему бы они очень хотели научиться. Прошло много лет. Вельможа состарился и умер, так и не узнав, чему научились некоторые из его слуг. Да и многие из них умерли с мыслью о том, что знают слишком мало. Потому что чрезмерное стремление к знаниям не может принести должного результата, человек не сможет узнать все на свете, всему должен быть предел.

Мир, в котором мы живем прекрасен! Он полон явлений и свойств, которые иначе как чудесными не назовешь! Мир - это не только природа окружающая нас, но и наше собственное внутреннее состояние души.

Вследствие целого ряда причин люди порой не способны понять замысла и оценить всей красоты и совершенства творений Всевышнего Аллаха, в т.ч. самого человека, его сознания и того, что его окружает.

Современный обыватель ни на секунду не задумывается о том, насколько преобразован окружающий мир во благо и удобство человека. Возьмем в качестве примера телефон, который сегодня является таким же необходимым предметом, как ложка или нож. Современные средства передвижения: автомобили, катера, самолеты; жилье, одежда, лекарства - все это плоды долгих исследований и опытов. Благодаря знаниям, человек преобразует все вокруг себя с целью получить более комфортные, безопасные и удобные условия бытия. Именно благодаря знаниям, которые по крупицам собирались, записывались и передавались следующим поколениям, последователи изучали предыдущий опыт, отделяли правильное от заблуждений, дополняли, открывали что-то новое и передавали своим потомкам. Этот процесс преемственности поколений продолжается тысячи лет. И только за последние сто лет человечество шагнуло вперед так далеко, как никогда раньше.

На вопрос насколько быстро наука будет развиваться дальше, ответить не может никто! С уверенностью можно говорить лишь об одном, что знания и наука – это удел небольшого круга специалистов и производителей, тогда как большинство людей являются потребителями этих самых знаний в виде благ, удобств и окружающего комфорта. Знания теряют ценность как таковые, уступая место ощущениям, люди не хотят знать «как», им важен результат.

Наука развивается все быстрее, но вместе с этим невежество людей ставится все больше и очевиднее. С одной стороны это естественно и понятно, знаний и информации стало так много, что обычный среднестатистический человек не в состоянии усвоить и разделить потоки информации, отличить истинное от ложного, это могут сделать лишь определенные группы людей. Человек с его ограниченностью теряется в этих информационных потоках, обезличивается, замыкается в своем кругу и превращается в того, кого называют потребителем. Люди получают определенные знания и опыт, применяют их и в дальнейшем, как правило, если нет острой необходимости, не стремятся к расширению кругозора и обновлению навыков.

Ислам, как религия и как жизненная система, поощряет и призывает к получению и постоянному расширению имеющихся у человека знаний, и более того, это в определенной степени вменяется в обязанность верующим мусульманам. Указание на необходимость получения, стремления и пользу знаний можно найти в Коране, сунне Пророка Мухаммада (мир ему), наставлениях ученых и правителей мусульман.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина» . Арабское слово в данном случае, возможно, наиболее уместно перевести как «стремление», но вместе с этим имеются и другие переводы: «изыскание», «поиск», «требование», «просьба», «учеба».

«…скажи: «Разве равны между собой те, которые знают, и те, которые не знают?» Поистине, вспоминают только обладающие разумом» (сура «Толпы», 9 аят).

Также Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: «Боятся Аллаха из рабов Его только знающие» (сура «Создатель», 28 аят).

Суть учебы заключается не в том, чтобы получить престижный диплом, который откроет дорогу к источникам материальных благ, карьерного роста и безбедного существования. Поиски знания и учеба - есть в некоторой степени религиозная обязанность, призыв и стимул для человека к тому, чтобы он не останавливался на пути самообразования, повышения уровня знаний, расширения кругозора и самосовершенствования в целом.

Говоря об одном ученом, который считается муджтахидом (правомочным выносить религиозные суждения на основе уровня знания и понимания различных исламских наук) внутри ханафитского мазхаба, отмечали следующее: «Имам Зуфар, меньше других наук знает фикх (правоведение), но его знание и понимание фикха заполняет все пространство от Востока до Запада». Это типичная восточная аллегория, которая раскрывает глубину знаний этого человека.

Однажды, Сафван бин Ассаль аль-Муради (да будет доволен им Аллах), пришел к Пророку (мир ему), находившемуся в мечети, и сказал: «О Посланник Аллаха, поистине я пришел в поисках знания». В ответ ему, Посланник Аллаха сказал: «Добро пожаловать стремящемуся к знанию! Поистине ангелы окружают ищущего знания своими крыльями, а потом они становятся один на другого, пока не достигают нижнего неба из любви к тому, к чему он стремится!» (Ат-Табарани, аль-Хаким).

Существует много других аятов и хадисов, а также прочих указаний на достоинство знаний, побуждающих к тому, чтобы верующий человек постоянно находился в процессе повторения и приобретения знаний. Остановка этого процесса означает регресс. Знание - это величайшая сила и милость Всевышнего Создателя, оно способно осветить и согреть душу и сердце человека, вывести его из мрака к свету, подняться из самой глубокой пропасти к вершинам мира этого и Вечного.

Знания не подразделяются на религиозные и нерелигиозные, все знания от Аллаха и ведут в конечном итоге к Нему, исключением являются колдовство и предсказания. Знания неизменно помогают человеку, открывают для него врата мира этого, дают доступ к пониманию законов движущих природу, человеческое общество, внутреннюю сущность самого человека, его характер, добродетели и пороки.

Каждый из детей пророка Адама (да благословит его Аллах), всю свою жизнь, начиная с колыбели и заканчивая предсмертным вздохом, является и учеником и учителем одновременно. Будучи детьми и учениками мы берем знания у тех, кто осведомлен больше нас, затем передаем эти знания тем, кто знает меньше нас. Отличие в том, что одни делают это с пониманием и грамотно, профессионально и осознанно, другие же по наитию, в соответствии со своими собственными ощущениями и представлениями.

Говоря о высоком значении и силе знания, необходимо подчеркнуть, что оно ценно не само по себе, а как инструмент, помогающий в главном - обрести гармонию с самим собой и довольство Всевышнего Аллаха. Знание будет неизменно приносить благо своему обладателю, только тогда, когда его убеждения, слова и дела будут в гармонии и союзе со знаниями, а не расходиться с ними в попытке найти компромиссы со своей совестью и сердцем.

Знания, это не только польза и благо, но также честь, достоинство и большая ответственность, ибо ошибки и халатность людей знающих более ненавистны Аллаху, чем ошибки невежд.

Однажды, у имама Суфйана бин Уйаййна спросили: «Кто из людей более всех нуждается в поисках знания?», на что он ответил:«обладающий наибольшим знанием». Его спросили: «Почему же?», он ответил: «По той причине, что ошибка, допущенная им, становится наиболее отвратительной».

Имам Ибн Абд аль-Барр сказал: «Ты будешь оставаться знающим до тех пор, пока не прекратишь учиться, а когда ты перестанешь нуждаться в этом, превратишься в невежду».

Дорогие братья и сестры по вере, ищите знания и не прекращайте усердия в этом благородном и достойном деле! И пусть Аллах прибавит нам знаний, благочестия, богобоязненности и сделает нас из числа Своих благословенных рабов! Аминь!

Председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края, муфтий

Гаяз-хазрат Фаткуллин

«Хочу учиться!» - во что мы превращаем первый порыв и какие этапы проходим‚ пока не достигнем мастерства? Что важнее - открывать новое или заимствовать чужой опыт? Как мы сами меняемся в процессе обучения‚ как это меняет нашу жизнь или взгляд на нее? Школьный и институтский опыт позади‚ теперь взглянем на учебу по-взрослому. А поможет нам разобраться в этом частнопрактикующий детский психолог Мария Гущина.

Правила - соблюдать или отвергать?

Танец или вышивка, иностранный язык или технологии продаж - в обучении первый азарт и любопытство неизбежно встречаются с правилами, которые предлагается освоить. Именно в виде правил, законов, аксиом, норм и инструкций человечество хранит ранее добытые знания и именно в таком не слишком аппетитном виде их зачастую и предлагают новичку. «Я мечтала научиться водить машину, но первая лекция по правилам дорожного движения оказалась такой скучной! – рассказывает Юлия, 34 года. - Невозможно было удерживать внимание хотя бы десять минут, слушая эти бесконечные «движение разрешено», «движение запрещено», «осуществлять поворот». Однако лишь до тех пор, пока лектор не сказал: «За каждым правилом, за каждой подробностью, которые вам нужно вызубрить, стоит не чей-то каприз, а жизнь реальных людей, пострадавших когда-то». С того момента я больше ни минуты не скучала на лекциях, каждый нюанс мне стало важно продумать и усвоить». Многие сходят с дистанции на этом этапе, если учитель не умеет поддержать интерес ученика, помочь ему сохранить первое вдохновение и ощущение чудесного открытия, найти в учебе личный смысл. И в итоге полюбить правила, увидеть в них опору и защиту, испытать к ним доверие.

Если бы нам пришлось все выдумывать самим, без возможности использовать чужой опыт, большинство из нас так ничему бы и не научилось. Без знаний и навыков, накопленных в медицине, многие просто не смогли бы появиться на свет или выжить в младенчестве. А впоследствии вынуждены были бы тратить массу времени на элементарные открытия и при этом много страдать. Каждый может быть сам себе Ньютон - только для этого придется уронить на голову немало предметов. Из миллиона болеющих дизентерией, может быть, один догадался бы, что руки и продукты надо мыть, причем кипяченой водой. А общаться с людьми из других стран, не зная их языка, было бы крайне затруднительно.

Однако если уповать только на правила, мы бы тоже далеко не продвинулись - до сих пор лечились бы подорожником, ездили на осликах и носили бесформенную одежду. Прогресс нам обеспечивают не только нормы и законы, но и способность выйти за их рамки. Иначе невозможно достроить новую ступень к лестнице, ведущей вперед и вверх. Для этого нужна гибкость. «Моя подруга называет себя стихийной домохозяйкой, - рассказывает Ольга, 38 лет. - Она терпеть не может читать кулинарные книги и искать рецепты в Интернете, поэтому готовит по принципу «а вдруг получится вкусно». Добавляет в супы и салаты самые неожиданные ингредиенты. Иногда это и правда бывает удачно, но чаще всего оказывается, что как раз такой рецепт уже существует и никакой Америки она не открыла, просто случайно угадала. А если не угадывала, то получалось просто ужасно и голодным гостям приходилось срочно заказывать пиццу или суши. Я теперь к ней прихожу сытой, чтобы не рисковать». Организация научного процесса и требования к дипломным работам, диссертациям и другим академическим трудам следуют именно такому принципу: сперва узнай предшественников, потом добавь к их находкам свою. В обучении, которым мы занимаемся не на общее благо, а для себя, тоже имеет смысл опираться на эту идею, чтобы знания не лежали мертвым грузом, а вписались в нашу жизнь, нашли эффективное применение. Энергия экспериментаторства, риск и импровизация, если сочетать их с надежной усвоенной основой, позволяют размягчить и уточнить устои, не обрушив при этом всю конструкцию. Приверженность правилам не должна гасить креативность, но и творческий запал не должен разрушать все до основанья. Мастера говорят: «Изучите принципы, а потом игнорируйте их».

Мнение эксперта

Мария Гущина: «Канон и творчество, техника и индивидуальный стиль - казалось бы, эти понятия имеют разную полярность и являются антагонистами. Однако лишь с первого взгляда. Приглядевшись внимательно, мы увидим, что это две важные составляющие процесса освоения и приобретения мастерства. Человечество, накапливая знания и умения в различных областях, в течение многих лет отделяло зерна от плевел. Правила - это плоды проб и ошибок, они служат вешками на пути обучения, чтобы ученик придерживался верного направления и не сворачивал на тупиковые тропы. По аналогии с дорожным движением это знаки, которые сообщают нам об особенностях конкретного участка пути, рекомендованном скоростном режиме, позволяя тем самым избежать аварийных ситуаций - ошибок, заблуждений.
В словаре Ожегова слово «правило» определяется как положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Таким образом, это фундамент, почва, на которой вырастает дерево умений и мастерства. Однако человеку присущи любопытство и интерес к новому, которые толкают его на поиск, заставляют экспериментировать. Порой отступление от правил позволяет формулировать более точную их версию. Конечно, не каждый эксперимент оканчивается удачей. Поиск новых решений может занять много времени, иногда целую жизнь. Да и не всякому под силу взять на себя смелость и выйти за привычные рамки, нарушить правила, рискнуть заявить что-то новое и спорное, разрушить стереотипы. Тем не менее каждый человек, занимаясь своим делом, изобретает свои приемы и правила, отражающие его индивидуальность. Поэтому с уверенностью можно сказать, что каждый из нас творец и новатор».

Как найти свое призвание и не остаться вечной студенткой

Если учиться интересно, то это затягивает. Результат, ради которого оно начато, например самостоятельные поездки на автомобиле или открытие собственного бизнеса, порой откладывается. Конечно, ведь в выбранной области еще остается столько неосвоенного и неузнанного, а полученная квалификация еще так невысока - надо бы еще поучиться, заработать больше похвалы от преподавателей, подруг или от самой себя. За первой ступенью следует вторая, третья, дополнительные курсы, тренинги, семинары, а применения на практике так и не происходит. Неуверенность в себе, страх начать новую деятельность мы стараемся игнорировать: «Вот когда я прослушаю еще несколько лекций - тогда точно начну!» Такой видимый перфекционизм серьезно тормозит само обу­чение, так как без практики новому знанию или навыку не за что зацепиться, как новый отросток не может развиваться без почвы для корней. В сочетании с практикой материал несравнимо глубже осмысляется, рождаются собственные, более зрелые вопросы, и прогресс идет семимильными шагами - в то время как отличники «с отрывом от производства» топчутся на начальном уровне.
Момент реализации полученных знаний непрост тем, что возвращает к началу: а зачем все это было нужно? Некоторые обнаруживают, что еще не ответили на этот вопрос. Подобно школьнику, которого всему уже научили и ожидают, что он выберет дорогу в жизни, мы чувствуем себя растерянными и медлим с решением. Если в свое время нынешнее занятие мы выбрали тоже нехотя, случайно, под чужим давлением, то по окончании очередных курсов заново переживаем кризис - и получаем шанс поступить как-то иначе, более зрелым образом. Бесконечная учеба, конечно, полезнее скуки и сидения перед телевизором, однако по сравнению с настоящим развитием сильно проигрывает.
«Со мной в институте иностранных языков училась девушка Катя, - рассказывает Полина, 29 лет, - и училась не так чтобы очень хорошо. У нее был богатый муж, детей у них не было, и мы подозревали, что учится она, только чтобы себя занять. Когда мы потом встречались группой, все рассказывали о том, какую работу нашли, а Катя - где она снова учится. Курсы ландшафтного дизайна, курсы сомелье. Планирует получать психологическое образование».
Вечный студент подобен книжному шкафу, набитому пыльными фолиантами, которые никто не читает. Чтобы не уподобиться этому неуклюжему предмету, важно во всех поглощаемых знаниях и навыках искать нечто важное и привлекательное именно для вас, то, о чем хочется узнать больше, что вызывает вопросы. Тогда из сотни тропинок, расходящихся перед нами в каждый момент выбора, легко будет распознать свою и совершенствоваться уже на этом пути. Опытные люди говорят: «Определиться значит сузиться». Настоящий вызов - перейти от юношеской жадности, охватывающей ученика в любом возрасте, переключиться на ограничение, отказ от неподходящего, выбор одной из многих возможностей. Такое ограничение не обедняет нас, а позволяет не размениваться и вложить свое время и силы в то, что влечет по-настоящему.

Мнение эксперта

Мария Гущина: «Поиск своего пути, предназначения без преувеличения можно назвать главной задачей жизни любого человека. Довольно рано ребенок начинает размышлять о том, кем станет, когда вырастет, примеряет на себя различные профессии от продавца до космонавта, фантазирует и мечтает. Такая игра постепенно наполняется новым смыслом, когда старшеклассник должен уже всерьез ответить на вопрос «кем быть?».
Необходимость сделать выбор, который на многие годы определит жизнь, вызывает тревогу. Что-то подобное мы переживаем и будучи взрослыми, когда вступаем в некий новый этап, например после обучения чему-то. В этот момент важно прислушаться к себе и не побояться себя услышать, пойти за собой, за своим порывом. Это бывает непросто, потому что вокруг громко звучат мнения родителей, друзей и других советчиков и экспертов, чьему мнению сложно противостоять. Хорошие ориентиры - это наши уже известные способности, хобби и интересы. Так как любимым делом можно заниматься, не замечая времени, испытывая радость от узнавания нового. Здесь работает формула «Сделай хобби своей работой». Конечно, это счастье - идти на работу с энтузиазмом, с удовольствием заниматься ей и развиваться в выбранной области. В противном случае любая, даже замечательная для кого-то другого, работа превращается для нас в каторгу. Шанс избежать такой судьбы стоит того, чтобы рискнуть и поверить себе».

Дорога к мастерству

Обучение - отличное омолаживающее средство, потому что отчасти превращает нас в ребенка. Вместе с этим образом приходят любопытство, креативность, смелость, умение радоваться мелочам. Многие из тех, кто получает второе образование, с радостным удивлением отмечают, как приятно снова покупать тетрадки, открывать новенькие учебники, держать в руках студенческий билет и спрашивать однокашников: «Ты домашку сделала? Дай списать». Хочется по-детски хвастаться первыми успехами перед близкими и перед собой - и получать одобрение. Со временем место этого желания займет более сдержанная реакция, а в начале пути повышенный энтузиазм не просто простителен, но и очень важен, впереди же серьезный труд. Хороший учитель - будь то ведущий тренинга убеждающей коммуникации или подруга, обучающая вас любимому пэчворку, не скупится на похвалы авансом.
Одна из трудностей перехода к настоящему мастерству - переключение во взрослую позицию, когда не меня сопровождают, а уже я сама отвечаю за все. Конечно, важно сохранить начальные креативность и азарт, однако застревание в образе новичка рискованно, так как порой захватывает и другие области жизни. «Когда моя сестра-биолог получала второе образование в юриспруденции, это было непросто. - говорит Алина, 42 года. - Ей уже 30 лет, и специальность, казалось бы, такая серьезная и дисциплинирующая. А она не только в сессию, но и постоянно отказывалась убираться, мыть посуду, готовить, только с подружками общалась и на занятия ходила. С ее сыном гораздо больше занимались мы с мамой. Ее муж злился и говорил, что она и в институт пошла, чтобы на все претензии отвечать: «Но я же учусь!» Она рано вышла замуж, а тут был шанс впасть в детство, побыть безответственной девчонкой-студенткой».

Мнение эксперта

Мария Гущина: «В современном мире все происходит очень быстро. Еще 200 лет назад девочки и мальчики начинали учиться ремеслам в качестве подмастерьев и помощниц с 12–13 лет, а то и раньше, к обычным же хозяйственным делам дети привлекались, как только учились ходить. Находясь при мастере неотлучно, ученики не только оттачивали простейшие навыки, но и имели возможность видеть все нюансы квалифицированной работы, пропитываясь духом дела. Так возникала преемственность. Сегодня мы зачастую оказываемся учениками уже во взрослом состоянии и оказываемся более уязвимыми перед переменами. Начало про­фес­сионального пути сопровождается фантазиями, тревогами и сомнениями. Увы, некоторые ожидания оказываются иллюзиями и разочаровывают. Так первоклассник огорчается, узнав, что школа - не детский сад, тут нет времени играть, надо выполнять задания. Занятие, казавшееся захватывающими, после первого очарования может показаться скучной рутиной. Хочется поскорее и с блеском решать задачи с двумя неизвестными, а надо повторять таблицу умножения. Пианист рвется исполнять сложнейшего Рахманинова, а мимо нудных гамм и этюдов не проскочишь. Обуздать себя и заняться шлифовкой мелких навыков непросто. Секрет в том, чтобы в самых однообразных и трудных упражнениях уловить глубину и смысл всего предмета, увидеть его с разных сторон. Так воплощается диалектический закон перехода количества в качество. Свое творчество тогда не спорит с каноном, а становится заделом на будущее и топливом, которое поддерживает огонь интереса и придает сил».

Как избежать погружения в нежелание учиться

Иногда внутренний креативный и стремящийся к знаниям ребенок спит глубоким сном, а все его качества мы словно дарим кому-то другому, например своим детям. Мол, это только им позволено получать удовольствие от учебы, причем лишь до определенного возраста, а взрослый учится, только чтобы за повышение квалификации ему прибавили зарплату. А на резонные предложения пойти и выучить английский, который вдруг оказался так нужен, отвечаем: «Да куда мне, поздно, мозги уже не те». Порой такое погружение в неподвижность и закоснелость заводит еще дальше и превращает человека в воинствующего защитника самых устаревших и потерявших смысл правил, усвоенных в юности. Попав в такую внутреннюю ловушку, люди начинают протестовать без разбору против всего нового и развивающего в любой области - в науке, моде, технике, общественном устройстве. Страх перед выходом за привычные границы иной раз заставляет нас удерживать от этого и других. Признаки косности мы можем заметить за собой, например, в стремлении страстно и резко критиковать и обесценивать все, что хотя бы немного отличается от наших ожиданий и взглядов - будь то прическа, стиль руководства или метод воспитания детей.
Никогда не поздно заняться профилактикой такого оцепенения или вернуть себе утраченное спокойствие, свободу, свежее и радостное восприятие мира, себя и других людей. Началом может стать идея научиться чему-нибудь новому, пусть даже самому простому, вроде езды на велосипеде или выращивания базилика на подоконнике. Лучше всего начать с области, которая вам хорошо знакома. Если вы уже водите машину, можно освоить элементы экстремального вождения. Вяжете на спицах - попробуйте крючком.
Говорите по-английски, и это снимает все проблемы в любой точке мира? А на свете еще столько красивых и полезных языков, а также людей, с которыми на них можно пообщаться. Маленький шаг оживит способность к переменам в принципе.
Сопротивление играет важную роль, оно защищает нас от поспешности и ошибок, позволяет лучше подготовиться к неожиданностям. При этом поиск нового не означает отказа от старого, а позволяет с помощью сомнений уточнить и улучшить имеющееся. Выход за пределы своих ограничений не должен превращаться в самоцель, иначе будет разрушительным. Однако в разумной дозе обновление служит как раз сохранению основ. По этому принципу организм постоянно занят обработкой информации, обменом веществ и обновлением клеток - и остановка означает болезнь и разрушение. Поэтому учеба для взрослого человека не роскошь и не детский каприз, а способ полноценно жить.

Мнение эксперта

Мария Гущина: «Есть ли та вершина, на которой заканчивается совершенствование в профессии, та ступенька, оказавшись на которой можно сказать: «Я знаю об этом все»? Кто-то из древних говорил: «Чем больше я знаю, тем меньше я знаю». К счастью, это так, потому что позволяет не утратить интерес к своему делу и расширять восприяние. Позиция «Я все знаю» делает нас слепыми, сужает взгляд на вещи, лишает альтернативных вариантов. В современном мире все быстро меняется, научный и технический прогресс делает все новые успехи, отрасли знания причудливо прорастают друг в друга, открывая новые взаимо­связи и высвечивая неизведанные грани давно знакомых вещей. Решив остановиться, мы рискуем многое упустить и попасть в глупое и даже опасное положение. Многие знают, что как только в вождении автомобиля появляется первая легкость, случается и первая авария. Самоуверенность губительна. Современная наука ставит больше вопросов, чем дает ответов, и эти вопросы двигают нас вперед в познании мира. В тот момент, когда у человека не остается сомнений и вопросов, останавливается развитие и начинается застой. А как известно, что не развивается, то атрофируется».



Поделиться: