Красный контрастирует с каким цветом. Колористика: виды контрастов

автор текста: Буклина Вера для портала Осинка.ру

Вы заметили, как часто мы употребляем слово "контраст", особенно когда сравниваем предметы, сильно различающиеся по какому-то признаку. А в моде и стиле чаще всего речь идет о цветовых контрастах. О том, какие они бывают, какие плюсы и минусы несут и как выгодно использовать их в одежде как раз и рассказывает наш сегодняшний материал.

Серый может быть получен путем смешивания белого с черным или путем смешивания желтого, красного, синего и белого или путем смешивания любой дополнительной цветовой пары. Сначала мы делаем диапазон из двенадцати различных оттенков серого от белого до черного. Важно, чтобы градация тонов была регулярно прогрессивной. Светло-серый должен быть найден в середине диапазона. Блондовые физические типы склонны использовать слишком светлые тона, коричневые физические типы имеют тенденцию использовать тени, которые слишком неясны.

Различные тона диапазона должны иметь идеально соединенную и правильную поверхность и не должны быть разделены линией, ни четкой, ни темной. Вы можете сделать эти цветовые диапазоны для каждого из чистых цветов; Возьмем, к примеру, диапазон синих тонов: с черным, мы темнеем синим до синего; с белым мы уточним до бледно-голубого.

Колористика: виды контрастов

Слово "контраст" постоянно присутствует в нашей жизни. Мы употребляем его, когда сопоставляем две вещи, обладающих разными значениями по одному признаку, и чем дальше эти значения, тем контраст сильнее. Сейчас я хочу поговорить о цветовом контрасте, - каким он бывает и зачем это знать.

В колористике выделяют 7 видов контраста:

Эта работа диапазонов развивает чувствительность художника. Но диапазон двенадцати тонов не может считаться умеренной системой цветных тонов. В искусстве цвета есть точные градации тонов, а также переходные тона, часто незаметные, сравнимые с музыкой, которая скользит, и которые являются векторами определенного выражения.

Следующие упражнения должны расширить понимание проблем темноты. Выберем несколько оттенков серого в диапазоне двенадцати тонов и сформируем конкорданс, состав которого свободен. Выбрав шесть из этих согласований, мы сравнили их и выбрали наилучшее решение. Студент быстро узнает, что есть хорошо составленные, убедительные, неполные или ложные согласования. С помощью этого простого упражнения становится известно о конкретном подарке для контраста светло-темного.

Контраст по цвету,
- контраст дополнительных цветов,
- контраст светлого и темного,
- контраст по насыщенности,
- температурный контраст,
- контраст площадей,
- симультанный контраст.

Посмотрим, что представляет каждый из них.

Контраст по цвету

Самый простой из всех видов контрастов, представляет сочетание чистых цветов спектра. Наиболее сильный контраст создают базовые цвета: синий, красный и желтый. Контраст по цвету можно усилить, если добавить ахроматический белый или черный. Использование контраста по цвету в одежде придает ей яркости, декоративности.

На рисунке выше показана композиция в светло-темной форме, размещенная на поверхности панели. Можно сделать эту композицию более светлой или темной, главное, что она вызывает чувствительность степеней неясности света и его контрастов. Когда проблема тональных значений серого, черного и белого цветов понята, можно исследовать количественные и пропорциональные контрасты.

Контрасты пропорций таковы: крупно-мелкие, длиннокороткие, широко-узкие, толсто-тонкие. Чтобы лучше понять проблемы пропорции, необходимы легкие тёмные упражнения для того, чтобы развить с точки зрения пропорций значение отношения между темной положительной формой и белой отрицательной формой.

Для понимания сути этого контраста, нужно ввести понятие цветового круга. Исаак Ньютон еще в 17 веке разложил солнечный цвет на 12 оттенков спектра и поместил их на круге. Кроме 7 основных цветов радуги, в такой круг входят еще переходные цвета.

Контраст дополнительных цветов основан на сочетании цветов, диаметрально противоположных на круге. Находясь рядом, эти цвета подчеркивают, усиливают друг друга, создавая тем самым красивый контраст.

Мы находим в европейском искусстве, а также в восточном искусстве многочисленные произведения, основанные исключительно на контрасте между светом и тьмой. Это имеет важное значение для промывки красок из Китая и Японии. Основным упражнением этого искусства является нанесение писем кистью. Эти письма предлагают множество форм. Художник должен выполнять многочисленные движения рукой, если он хочет писать правильно и в нужном темпе. Для придания кисти необходимы дар формы, чувство ритма и интуитивная маневренность. Как лучник, который внимательно указывает, напрягает свой лук и проворно стреляет, тот, кто пишет, должен сосредоточить свое внимание на формах, нести кисть с силой и решимостью и, конечно же, рисовать буквы.

Контраст по светлоте

Самый сильный контраст по светлоте образую белый и черный, при сравнении оттенков серого контраст снижается. Но контрастными по светлоте могут быть не только ахроматические (черный, белый и серый) цвета. И здесь нам опять пригодится цветовой круг. Если перевести хроматические цвета в черно-белую гамму, то мы увидим разные оттенки серого – от почти белого (желтый) до почти черного (фиолетовый). Самый слабый контраст создают красный и зеленый, так как в черно-белом виде соответствуют примерно одинаковому оттенку серого.

Это было выражено китайским Чанг Йи. Это письмо должно исходить от внутреннего автоматизма. Подобно тому, как буквы, после длительных упражнений, автоматически возникают из кисти, так же, как китайский или японский художник должен долгое время подражать формам, которые он видит в природе, прежде чем сможет повторить их наизусть. Этот автоматизм требует постоянной интеллектуальной концентрации и большого телесного расслабления. Медитационные упражнения, практикуемые Чаньским или Дзэн-буддизмом, составляют основу этого духовного и телесного образования.

Контраст по светлоте в одежде позволяет играть с пропорциями и визуально корректировать недостатки фигуры, а контраст по светлоте во внешности определяет особенности цветовой гаммы вашего гардероба.

Контраст по насыщенности

Насыщенность оттенка определяется присутствием в нем чистого хроматического цвета. Добавление ахроматических белого, черного или другого хроматического цвета снижает насыщенность. Таким образом, контраст по насыщенности возникает между чистым и приглушенным оттенком.

Не удивительно, что среди живописцев стирки присутствуют многочисленные монахи этих сект. Но монахи не медитируют, чтобы стать карикатуристами, но рисовать, чтобы заниматься медитацией. Методы гравюры на дереве, гравировка с сильной водой и гравировка на меди также являются показателями неясного света. С помощью полосатых поверхностей или наборов тонов, рекордер может производить все возможные пути всех возможных степеней света и темноты. С помощью этих гравюр Рембрандт выполнял множество и разнообразных предметов уникальным образом.

Не странно, что он также сделал рисунки с карандашом и рисунком, которые благодаря мастерству светло-темной техники приравнивают восточных художников к силе выражения. В своих рисунках Сеурат добросовестно изучал градации светло-неясного. Создается впечатление, что, рассматривая его рисунки или его картины, он фиксирует свое внимание на каждом конкретном пункте, чтобы получить более приглушенное значение.

Важно отличать контраст по насыщенности от контраста по светлоте: контраст светлого и темного в пределах одного тона необязательно является контрастом по насыщенности. Контраст по насыщенности в одежде позволяет создавать мягкую, красивую цветовую гамму.

Контраст площадей

Этот вид контраст основан на восприятии объектов в виде цветовых пятен, занимающих разную площадь. Контраст площадей обычно усиливает другой вид контраста. Особенности восприятия гласят, что светлое смотрится крупнее, по сравнению с равным по площади темным. Таким образом, меняя соотношение площадей, можно добиваться ощущения равновесия в одежде, или напротив, сильным контрастом привлечь внимание к определенной детали.

До сих пор мы приводили примеры светло-темного контраста с белыми, серыми и черными тонами. Тем не менее, важно иметь возможность очень точно отличать цвета, которые имеют одинаковую ясность или темноту. Для развития этого факультета мы рекомендуем следующие упражнения.

Поместите желтый, красный и синий на клетчатую доску. Задача состоит в том, чтобы добавить к данному цвету некоторые оттенки как можно более четкие или как можно более темные. Для каждого упражнения вы будете использовать желтоватые, голубоватые и красноватые тона. Но не путайте светимость или чистоту цвета с его ясностью. Трудно окрашивать цвета, которые являются столь же ясными, как желтый, потому что сразу не признается, что желтый цвет очень прозрачный.

Температурный контраст

Опять обратимся к цветовому кругу. На первый взгляд, кажется что на одном полюсе находятся "горячие" оттенки – красный, желтый и оранжевый, а на противоположном – "холодные": синий, фиолетовый, зеленый. Но это ощущение верно, пока речь идет о сравнении чистых цветов спектра между с собой. Объективно же, цвет по температуре нейтрален, и теплыми или холодными являются его оттенки, за счет примеси желтого или синего пигмента соответственно. Нюансы температуры часто даже не различимы нетренированным глазом.

Трудность возникает, когда хочется представить желтый цвет в темных оттенках красного или синего. Когда он темнеет и смешивается, бледно-желтый неизбежно теряет свой характер; по этой причине, это неудивительно для многих инстинктивно факт потемнения желтого. На рисунке ниже представлены все цвета в степени темноты синего.

Холодные цвета и горячие цвета создают особые проблемы. Холодные цвета кажутся прозрачными и светлыми и почти всегда используются в очень бледных тонах. Теплые цвета, однако, выбраны в оттенках слишком темными из-за непрозрачности. Цвета одинаковой четкости или равной темноты соотносят тональные сигналы друг с другом. Это позволяет легче связывать цвета, что является заметной помощью для художников.

На практике температурный контраст можно использовать, если очень хочется носить оттенки, не подходящие температурным особенностям вашей внешности, для смягчения перехода.

Симультанный контраст

Физически такого вида контраст не существует, этот контраст лишь особенность цветовосприятия человеческого глаза и мозга. Суть его в том, что хроматический или ахроматический цвет, помещенный на цветной фон, приобретает оттенок дополнительного к фоновому (противоположного на круге) цвета.

Проблемы ярко-темного цвета сложны, а также отношения между ними и цветами, такими как белый, серый и черный. Сфера цветов представляет собой не только цвет хроматического круга, но и белый, серый и черный. Вопреки множественности ярких и ярких цветов белый, серый и черный создают впечатление неподвижности, абстракции и отчуждения. Но их можно трансформировать в цветные тона и передать им цветной персонаж.

Когда нейтральные цвета находят в композиции разноцветные тона одинаковой степени ясности, они теряют нейтральный характер. Если нейтральные цвета должны сохранять нейтральный и абстрактный характер, разноцветные тона должны принимать другую степень ясности. Если белые, черные и серые тона используются в качестве абстрактных элементов в цветовой композиции, следует избегать использования цветов той же ясности, что и серый, чтобы нейтральные цвета не имели цветного эффекта одновременно. Когда серое вещество следует рассматривать как цветной компонент в цветной композиции, необходимо, чтобы серый тон и цветной тон обеспечивали такую ​​же ясность.

В жизни симультанный контраст используется для усиления естественных красок внешности, например, цвета глаз.

Также симультанный контраст коварен тем, что создает нежелаемые эффекты: придает зеленоватый оттенок русым волосам, если они находятся рядом с большой площадью красного, или делает блонд дешево-желтым в соседстве с фиолетовой одеждой и аксессуарами.

Импрессионисты искали этот живописный эффект серых тонов, в то время как бетонные художники использовали белый, серый и черный, чтобы создать абстрактный эффект. Рисунок 15 Двенадцать градусов серого между белым и черным. Двенадцать цветов хроматического круга в значениях ясности соответствующей степени серого.

На рисунке выше объясняются проблемы цветного светло-темного. К двенадцати оттенкам серого диапазона, которые в первом столбце расположены в шахматном порядке от белого до черного, мы добавляем двенадцать чистых цветов хроматического круга, так что их разная степень четкости точно соответствует оттенкам серого, Таким образом, мы обнаруживаем, что чистый желтый цвет соответствует четвертому оттенку серого; оранжевый соответствует шестому тону, красный - восьмому, синий до девятого и нарушен до десятого оттенка серого.

Теория цвета не просто абстрактное знание, - это мир вокруг нас. Понимание сути контрастов позволяет грамотно подчеркивать свои достоинства, затенять недостатки, привлекать внимание окружающих и собирать комплименты в свой адрес.

Контраст по цвету

Контраст по цвету дает возможность придать одежде декоративности, театральности, создает ощущение праздника. Контраст насыщенных хроматических цветов гармонично смотрится на девушке с контрастной, яркой внешностью. При этом крой самой одежды должен быть лаконичен – в данном случае, все внимание посвящается цвету. Но и обладательницам мягкой внешности с низкой контрастностью можно носить подобные сочетания – в их случае, насыщенность цвета просто должна быть снижена до такого уровня, чтобы природные краски лица не забивались. В стилистическом отношении, цветовой контраст ассоциируется со спортивным образом, иногда – драматическим. Также хорош цветовой контраст при обыгрывании этнических, фольклорных мотивов (пример Мексиканской художницы Фриды Кало).

На рисунке показано, что желтый цвет более светлый; поэтому желтый цвет должен темнеть от пятого тона, если он предназначен для соответствия диапазону серых. Красный и синий расположены на более низком уровне, а черный только отделяется в некоторой степени, но для достижения цели требуется несколько последовательных просечек. Цвета теряют свою светимость при смешивании с белым или черным. Если вместо двенадцати диапазонов тонов, которые мы здесь рассмотрели, мы сделали смесь из 18 диапазонов тонов, присоединяющихся к цветам, которые обеспечивают такую ​​же яркость, мы получим кривую в виде параболы.

Контраст дополнительных цветов.

Этот контраст наиболее эффектен в варианте, когда оттенки дополнительных цветов как можно ближе к своим оригиналам на цветовом круге. Поэтому говоря о том, кто может носить подобные сочетания, - речь будет идти в основном о ярких барышнях. Такая гамма подойдет для отпускного гардероба, и загорелая кожа удачно дополнит ваш наряд. Но также ее можно вписать и в обычный, ежедневный casual, используя дополнительные цвета для туфель и аксессуаров.

Особенно важно отметить, что цвета насыщенного света имеют разные значения четкости, как показано на предыдущем рисунке. Мы должны понимать, что насыщенный желтый цвет очень ясен и невозможно найти темно-желтый свет. Глубокий синий, полный характера, очень темный, но бледно-голубой тусклый и без характера. Красный цвет не светится, кроме тех случаев, когда он находится в темноте, а светло-красный, соответствующий степени светящегося желтого цвета, больше не имеет никакого свечения. Художник должен неумолимо учитывать эти наблюдения, если хочет создавать композиции цветов.

Контраст светлого и темного

Классическое сочетание белого и черного, увы, не всем к лицу. Если вы не обладательница контрастной внешности, и черный у лица вас старит, а белый превращает в моль, для вас созданы разнообразные приглушенные оттенки. Просто найдите "свой" белый (цвет небеленой шерсти, цвет слоновой кости, кремовый) и свой черный (темно-синий, темно-серый, коричневый). Кроме того, контраст по светлоте позволяет проводить небольшую коррекцию фигуры: светлый оттенок визуально придает объем, а темный – объем скрадывает.

Если основное выражение основывается на использовании глубокого и насыщенного желтого цвета, состав будет иметь четкий общий характер; вместо этого красный или синий создадут композицию неясных тонов. Светящиеся красные, которые мы находим в Рембрандте, только кажутся светлыми и блестящими по сравнению и в отличие от еще более темных тонов. Когда Рембрандт хочет получить светящиеся желтые цвета, он может подчеркнуть свою яркость в группах относительно легких тонов; но темно-красный, в таком согласии, казался бы неясным и не произведет сияющего эффекта.

Контраст по насыщенности

Это элегантный прием для создания мягкой палитры красок. К тому же, прием универсальный: контраст по насыщенности может использоваться не только в романтических нарядах и casual-комплектах, но даже в деловом гардеробе с умеренно строгим дресс-кодом. Грамотно играя этим контрастом, можно выполнять разные задачи: подчеркнуть лицо яркой деталью, при этом оставляя весь остальной outfit спокойным и приглушенным, при нежной, пастельной внешности позволить себе яркую вещь, скомбинировав ее с привычными оттенками, и т.п.

Различные значения ясности цветов представляют значительные трудности для составителей текстильной отрасли. Мы знаем, что каждая модель ткани должна быть показана в соответствии с шестью или восемью цветными композициями. Цветной характер этих композиций должен предлагать определенное единство, определенное коллекцией. В качестве фундаментального правила допускается, что каждая форма должна оказывать одинаковый контрастный эффект, независимо от того, какое положение оно занимает.

На рисунке выше показано синим цветом на рисунке ниже. Если проект содержит светящийся красный цвет, будет трудно найти для оставшихся шести или восьми цветных композиций достаточное количество светящихся цветов с той же степенью ясности. Но интервалы четкости не должны быть одинаковыми для всех вариантов выборки. Если бы мы заменили светящийся красный светящимся апельсином, необходимо было бы перенести весь состав на степень ясности оранжевого. Оранжевая ткань будет светлее, чем красная ткань. Если оранжевый используется с той же степенью ясности, что и красный, он будет соответствовать светящемуся красному в виде тусклого оранжево-коричневого цвета без облучения.

Контраст площадей

Используется в виде всевозможных аксессуаров – шарфы, броши, ремни, - помещенных на основной фон, а также декоративные детали кроя, аппликации, и прочие детали. Фокусирует внимание на меньшем объекте и отвлекает от большего. Позволяет подчеркнуть выигрышные места вашей фигуры. Например, темный пояс на светлом платье выделит тонкую талию, а яркий шарф, воротник на платье нейтрального цвета, от проблемной талии отвлекут.

Температурный контраст

Сложный вид контраста, который требует цветового чутья. Если вы уверенно сочетаете в одном комплекте теплые и холодные оттенки, и получаете гармоничное цветовое сочетание - жму вам руку, я лично берусь за это с осторожностью. Необходимость создать температурный контраст может возникнуть в случае, если вам ну очень приглянулся цвет, который вы по температуре красок внешности категорически не тянете (как правило, это люди со светлой, холодной кожей). Тогда можно создать прослойку между желаемым цветом и вами с помощью оттенка привычной температуры. Самый простой способ найти удачный контраст теплого-холодного – использовать уже готовые дизайнерские принты.

Симультанный контраст

Так называемые цвета-интенсификаторы помогут вытянуть чистый цвет из невнятно-приглушенного: например, удачный сиренево-фиолетовый оттенок теней сделает болотно-зеленые глаза изумрудными, а заурядные карие заиграют всполохами янтаря, если оттенить их шарфом определенного оттенка синего. Тут все просто: анализируйте краски своей внешности, и подчеркивайте их дополнительными цветами – и все окружающие отметят глубину и насыщенность ваших глаз, свежесть кожи и то, как идет вам этот оттенок волос.

Как я уже писала в первой части, симультанный контраст коварен: внимательно следите тем, чтобы не создать неудачного дополнительного контраста между вашей кожей, волосами и одеждой. Блондинкам стоит быть аккуратнее с фиолетовым, а русоволосым шатенкам – с красным. Помада со сливовым подтоном сделает зубы визуально желтее, а зеленый шарф привлечет внимание к покраснениям и воспаленным пятнышкам на лице.

Сегодня, когда одежда и аксессуары стали доступными и разнообразными, когда нет жесткого диктата моды, - мы имеем исключительную возможность выразить свой внутренний мир и свою индивидуальность через удивительную гамму красок. Так почему же большинство из нас привычно одето в уныло-черное? Неужели таков наш внутренний мир?

Не бойтесь экспериментировать! Загляните в свой шкаф новыми глазами – наверняка, вы обнаружите, что вам есть с чем поработать и откроете для себя новые, интересные сочетания, основанные на контрасте.

Существует несколько моделей создания цветового пространства изображения, при этом призваны они решать одну задачу: создание ощущения полного цветового равновесия.

Монохромная модель (одноцветная гармония) . Из определения видно, что равновесие создаётся присутствием в изображении только одного цвета в его оттенках. При этом он может быть как основным или составным, так и оттенком какого-либо из них. Самая простая модель.

Ярким примером монохромной цветокоррекции может служить сепия - придание изображению какого-либо оттенка коричневого цвета с целью имитации старой чёрно-белой фотографии.

СЕПИЯ

При использовании монохромной модели в фото или видео производстве нужно помнить следующее: цвета, находящиеся в цветовом круге, делятся на два типа - тёплые и холодные (о них мы расскажем позже).

Если в изображении Вам необходимо передать атмосферу уныния, неизвестности, враждебной пустоты или душевного холода - лучше пользоваться холодными цветами и оттенками.

Если же Ваш творческий замысел отражает позитивное настроение, безмятежность, умиротворённость - тонировать изображение лучше тёплыми цветами и оттенками.

В принципе, это правило применимо ко всем моделям, учитывая тот факт, что в любом случае какой-то один цвет или оттенок в изображении будет преобладающим (интенсивным). Синеватый оттенок человеческого лица в прекрасный солнечный день - дисгармония. Синеватый оттенок человеческого лица лунной холодной ночью - гармония.

Контрастная модель (двухцветная гармония) . Цветовое равновесие в такой модели создаётся комплиментарными цветами, расположенными в цветовом круге напротив друг друга.

Как уже было сказано выше, такие цвета очень хорошо сочетаются друг с другом но… Если они сильно различаются по насыщенности, самый насыщенный должен занимать меньшую площадь. Именно основываясь на принципе контрастной модели ныне очень модная цветокоррекция изображения TEAL&ORANGE получила очень широкое распространение не только в фотографии и кинематографе, но и на телевидении. Не очень сложная в исполнении, но очень гармоничная модель.

Трёхцветная равномерная (триадная) модель . Трёхцветная гармония . При создании такой модели в изображении участвуют три цвета, расположенные в цветовом круге относительно друг друга через равные промежутки. Проще - в вершинах равностороннего треугольника, нарисованного в центре круга.

Воплотить в изображении цветовое решение, используя три цвета, достаточно сложно (по сравнению с монохромной или контрастной моделями), но в случае грамотного использования трёхцветной равномерной модели результат получается очень сбалансированным.

Трёхцветная доминирующая модель (разделённая гармония) . В этой модели также участвуют три цвета, только выбираются они, в отличии от равномерной модели, по другому принципу: после выбора основного цвета определяется контрастный ему цвет, расположенный на противоположном конце вектора, и к модели добавляются два цвета, находящиеся рядом с контрастным по обе стороны.

Квадроравномерная модель (четырёхцветная гармония) . Количество цветов в такой модели достигает четырёх. Из цветового круга выбираются две пары цветов, расположенные в вершинах прямоугольника или квадрата.

Квадродоминирующая модель (альтернативная четырёхцветная гармония) . В этой модели используется один доминирующий цвет + контрастный + два дополнительных, примыкающих к контрастному с двух сторон.

Существует ещё аналоговая модель (аналоговая гармония) , позволяющая сочетать цвета, расположенные рядом друг с другом в одном сегменте цветового круга между первичными (основными) цветами.

Говоря о цветовой гармонии в процессе создания своей индивидуальной формулы цветокоррекции, необходимо рассказать о видах и особенностях цветовых контрастов. Контраст возникает между двумя цветами с чётко выраженными различиями. При этом если различия достигают своего предела, контраст называется полярным (или диаметральным). Самые простые примеры - чёрный-белый, большой-маленький, холодный-горячий. При этом зрительно различить контраст можно только сравнением. Мы можем определить, что нарисованная на бумаге линия длинная, если для сравнения перед нами будет нарисована линия короче. И в то же время длинная линия станет короче по сравнению с более длинной. Таким же образом ощущения от одного цвета могут быть ослаблены или усилены с помощью другого контрастного цвета.

На сегодняшний день в колористике описаны семь контрастных проявлений цвета :

1.

2.

3. Контраст холодного и тёплого

4.

5.

6.

7. Контраст по площади цветовых пятен

Каждый из контрастов обладает своим особым характером, художественной значимостью, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию, благодаря чему колорист может открыть для себя основные художественные возможности цвета.

Контраст по цвету достаточно простой потому, что его можно создать из всех чистых цветов (жёлтый, красный и синий) в их предельной насыщенности.

Данный контраст создаёт впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность контраста по цвету уменьшается по мере того, как выбранные для цветокоррекции тона удаляются от трёх основных. Например, контраст цветов второго порядка (оранжевый, зелёный, фиолетовый) будет гораздо слабее.

Контраст по цвету позволяет получить великое множество совершенно различных цветовых сочетаний путём осветления (+ белый) или затемнения (+ чёрный) выбранных цветов. Выразительные возможности контраста по цвету позволяют подчеркнуть в изображении и бурное веселье, и глубокое горе, и земную первородность, и космическую универсальность. Интересного результата при использовании контраста по цвету можно добиться и в том случае, если одному из цветов отвести главную роль, а остальные использовать в небольших количествах для того, чтобы только подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность изображения.

Контраст светлого и тёмного является неотъемлемой частью человеческой жизни и природы вообще. В изобразительном искусстве чёрный и белый цвет являются самым сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Контраст белого и чёрного - самый яркий пример контраста светлого и тёмного в ахроматических цветах,

а контраст жёлтого и фиолетового - в хроматических цветах.

Контраст светлого и тёмного в хроматических цветах подразумевает использование основного цвета в сочетании с дополнительным, полученным в результате изменения насыщенности основного (+/- серый).

При этом существует одна важная закономерность: светлый объект на тёмном фоне будет выглядеть крупнее, чем аналогичный тёмный объект на светлом фоне. Белый цвет излучается и как бы стремится во вне, в то время как чёрный поглощается и как бы стремится внутрь.

Контрастом светлого и тёмного можно добиться объёмности изображения, а в фотографии и кинематографе именно контрастом светлого и тёмного в кадре создаётся перспектива: чем дальше от объектива, тем светлее изображение и наоборот. При цветокоррекции об этом стоит помнить.

Контраст холодного и тёплого.

Жёлтый

Жёлто-оранжевый

Оранжевый

Красно-оранжевый

Красный

Красно-фиолетовый - это ТЁПЛЫЕ ЦВЕТА , а

Жёлто-зелёный

Зелёный

Сине-зелёный

Синий

Сине-фиолетовый

Фиолетовый -

ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА .

На самом деле это является некоторым заблуждением по следующей причине: как жёлтый и фиолетовый в цветовом круге являются полюсами контраста светлый-тёмный, так сине-зелёный и красно-оранжевый являются полюсами контраста холодный-тёплый.

Исследования показали, что сине-зелёный цвет понижает импульс кровообращения (затормаживает), а красно-оранжевый его стимулирует (возбуждает).

Именно эти цвета всегда холодные и тёплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или тёплыми в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёплыми или холодными цветами. Проще говоря: зелёный цвет является холодным по отношению к красному, в то время как он же является тёплым по отношению к синему.

Именно на сочетании "тормозящих" и "возбуждающих" цветов основан контраст холодного и тёплого , имеющий особую значимость для поиска цветовых решений изображения. Различные способы проявления этого контраста не только расширяют круг его выразительных возможностей (та же цветокоррекция TEAL&ORANGE ), но и делают его в фотографии и кинематографе важнейшим изобразительным средством для передачи пластических ощущений и перспективы - более удалённые от объектива предметы всегда должны казаться более холодными.

Дополнительными считаются цвета, пигменты которых при смешивании образуют нейтральный серо-чёрный цвет. В цветовом круге эти цвета расположены строго напротив друг друга и образуют следующие сочетания:

Жёлтый - фиолетовый

Жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый

Оранжевый - синий

Красно-оранжевый - сине-зелёный

Красный - зелёный

Красно-фиолетовый - жёлто-зелёный

Эти сочетания дополнительных цветов парадоксальны по своей природе: противоположны друг другу, они друг в друге нуждаются, расположенные рядом, они максимально подчёркивают (и уравновешивают) друг друга, а при смешивании взаиморастворяются, образуя особенно красивые серые цвета (так называемый цветной серый). Дополнительные цвета при пропорционально грамотном сочетании придают изображению прочную основу воздействия на зрителя.

Симультатный контраст - явление, при котором наше зрение при восприятии какого-либо цвета "требует" появления его дополнительного цвета, и в случае отсутствия последнего симультатно (одновременно) порождает его в сознании, вызывая чувство возбуждения и вибрации изображения. В большинстве случаев такие вибрации ломают цветовую гармонию, вызывая зрительный резонанс и дисгармонию в восприятии изображения. Симультатный контраст может возникать в тех случаях, когда колорист в выборе цвета намеренно или случайно отклоняется от правил, присущих определённой цветовой модели. Например, в случае контрастной модели (двухцветная гармония), в качестве дополнительного цвета к основному жёлтому берётся не фиолетовый, расположенный напротив жёлтого, а сине-фиолетовый или красно-фиолетовый, расположенные рядом с фиолетовым.

В случае трёхцветной равномерной модели (трёхцветная гармония), если в триаде синий - жёлтый - красный вместо синего выбрать сине-зелёный цвет в качестве фона, то красный и жёлтый на нём будут симультатно возбуждаться и проявлять себя совсем иначе, чем на синем фоне.

Возможность возникновения симультатного контраста уменьшается и при наличии контраста светлого и тёмного, то есть при использовании цветов в разной степени их осветлённости. Намеренно добиваться в фотографии или кино симультатного контраста вряд ли есть необходимость, а вот почему он возникает и как его избежать - знать нужно.

Контраст по насыщенности подразумевает сочетание чистых, насыщенных цветов с цветами блеклыми, приглушёнными. Обладает тихой и спокойной выразительностью. Чистые цвета теряют свою насыщенность сразу, как только затемняются или осветляются, причём сделать это можно несколькими способами для достижения конкретного результата.

1. Чистый цвет можно "разбавить" белым, практически сохранив чистоту, но придав ему более холодный оттенок.

4. Чистый цвет можно "разбавить" соответствующим дополнительным цветом, получив промежуточные тона, которые при осветлении белым способны дать редкие по своей сложности оттенки.

Если в каком-либо сочетании будут участвовать все три цвета первого порядка, то полученный результат будет всегда отличаться слабым, блеклым характером. В зависимости от пропорций, он может стать желтоватым, красноватым, синевато-серым или чёрным, но с помощью всех трёх цветов первого порядка могут быть получены все степени блеклости.

Действие контраста по насыщенности относительно. Всякий цвет может казаться насыщенным рядом с блеклым, равно как и блеклым по отношению к более насыщенному.

Чтобы добиться выразительности в композиции, используя только контраст по насыщенности, необходимо блеклые цвета сформировать на цветовой основе насыщенных: чистый красный должен контрастировать с блеклым красным, чистый синий - с блеклым синим и т.д. В противном случае (чистый красный + блеклый синий) контраст по насыщенности может быть заглушён, например, контрастом тёплого и холодного, и тогда его тихая и спокойная выразительность останется под вопросом…

Контраст по площади цветовых пятен.

Исключительная особенность этого контраста - способность проявлять и усиливать проявления всех других контрастов, присутствующих в изображении, благодаря своей геометрической, "размерной" сущности отношений между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Проще говоря, контраст по площади цветовых пятен определяет количественно-пространственные отношения между двумя или несколькими цветами с целью определения степени их уравновешенности в композиции изображения. Силу воздействия цвета на зрителя определяют два фактора: светлота цвета и размер цветового пятна. Именно за размеры цветовых пятен отвечает данный контраст. Ввиду того, что и само понятие цвета субъективное, и геометрические размеры отдельных сложных элементов изображения определить трудно, соотношения площадей цветовых пятен тоже носят приблизительный характер, доверяя скорее глазомеру художника, чем числовым отношениям и расчётам. Но всё же… Гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми значениями:

Жёлтый - 3

Оранжевый - 4

Красный - 6

Фиолетовый - 9

Синий - 8

Зелёный - 6

Соотношения гармоничных размеров плоскостей для этих цветов будут выглядеть, например, так:

Жёлтый: оранжевый = 3: 4

Жёлтый: красный = 3: 6

Зелёный: фиолетовый = 6: 9

Такая система количественных отношений действительна только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. При изменении насыщенности меняются и соответствующие размеры световых пятен, которые должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться самим изображением.

Всё, о чём было сказано в этом разделе статьи, поможет и фотографу, и видеографу создать в своих работах гармоничный цветовой баланс не только на этапе цветокоррекции, но и на этапе подготовки к съёмке. Зная особенности основных цветовых моделей и видов контраста, можно грамотно расставить декорации, подобрав в интерьере цветовые соотношения не по принципу "Как красиво!!!" а по принципу "Как гармонично!!!", можно заранее расставить соответствующие цветовые акценты, уравновешивающие композицию кадра, можно со знанием дела подобрать правильное цветовое решение в одежде персонажей…В любом случае, Ваши творческие фантазии обретут качественный, законченный вид и не будут вызывать ощущения нехватки или переизбытка чего-то…



Поделиться: