Проблемы в общении. Можно ли научиться общаться? Трудности общения и их причины Проблемы в общении с людьми психология

На данный момент у многих людей в процессе общения возникают различные трудности. В период взаимодействия нескольких людей между собой может возникать коммуникативный барьер. Такие трудности в общении с людьми естественным образом связаны с нервно-психическим состоянием индивида. Принято различать две разновидности трудностей в общении: субъективные и объективные переживания. Субъективные не всегда остаются замеченными собеседником, а объективные наоборот проявляются во время личностного контакта. Помимо этого выделяют еще первичные и вторичные трудности общения. Первичные связаны в первую очередь с природными особенностями человека, а вторичные являются результатом какой-то травмы или пережитого стресса. Дефектное общение можно считать неполноценным, так как в межличностных отношениях не может установиться искренность, непритворность, доверительность и лёгкость во взаимодействии между людьми. Трудности в общении возникли давно. Но от них можно избавиться, если придерживаться нескольких принципов взаимодействия с собеседником.

Трудности общения

На данный момент у многих людей в процессе общения возникают различные трудности. В период взаимодействия нескольких людей может возникать коммуникативный барьер между ними. Кроме этого есть вероятность появления двустороннего или многостороннего осложнения отношений. Это связано обычно с такими личностными качествами собеседника как неискренность в общении, эгоизм и местами даже наглость. Такие трудности в общении с людьми естественным образом связаны с нервно-психическим состоянием индивида. Существуют отличия, берущие во внимание уровень напряжения человека, тип создавшейся ситуации и другие моменты.

Принято различать две разновидности трудностей в общении: субъективные и объективные переживания. Субъективные не всегда остаются замеченными собеседником, а объективные наоборот проявляются во время личностного контакта между людьми и сопровождаются понижением степени удовлетворенности от общения.Тем самым от диалога люди не только не получают удовольствия, а, наоборот, наполняются отрицательными эмоциями.

Проблема общения при субъективных трудностях характеризуется наличием таких качеств человека как застенчивость, смущенность, неуверенность, трудность вступать в психологические контакты с людьми. Объективные трудности возникают из-за различия степени коммуникативной грамотности собеседников. Ликвидировать трудности общения сможет специалист. Консультация психолога в Москве поможет справиться с проблемами взаимодействия во время общения с собеседником.

Помимо этого выделяют еще первичные и вторичные трудности общения. Первичные связаны в первую очередь с природными особенностями человека, а вторичные являются результатом какой-то травмы или пережитого стресса. Первичные характеризуются такими качествами человека как тревожность, агрессивность и многим другим, что непосредственно связанно с темпераментом самого индивида. Вторичные проблемы общения могут образоваться из-за плохой прежней практики взаимодействий с людьми. Консультация психолога в Москве посодействует лечению данного психического расстройства.

Дефектное общение

Данное общение характеризуется наличием неких помех (дефектов общения). Это взаимоотношение можно считать неполноценным, так как отсутствует искренность, непритворность и лёгкость во взаимодействии между людьми. Эта проблема общения способствует завершению межличностных контактов между собеседниками. Тем самым нарушается успешность общения и снижается самоудовлетворенность им.

Нередко собеседник может вступать в общение, надев на себя маску. За ней он пытается скрыть свои недостатки характера (неуверенность и т.д.). Возникновение помех в общении может быть вызвано в результате становления угрозы понижения собственного достоинства и самооценки.

Главным образом именно черты характера создают проблемы в общении, которые могут привести к конфликтным ситуациям. Эмоциональное состояние человека играет решающую роль в установлении межличностных отношений с собеседником. Осложнять взаимодействие во время общения может множество факторов, которые в первую очередь связаны с повышенной эмоциональностью. Чтобы наладить отношения между собеседниками, нужно перестроить общение, которое основано на межличностном сотрудничестве с проявлениями эффективной коммуникации. Умение слушать и слышать очень важно в общении.

На самом деле трудности в общении возникли давно. Но от них можно избавиться, если придерживаться нескольких принципов взаимодействия с собеседником. Заинтересованно слушать собеседника, положительно и адекватно реагировать на его слова, не перебивать его и не создавать негативных эмоций в диалоге помогут наладить общение. Но если не получается самостоятельно сформировать успешное общение, то помощь профессионального специалиста поможет создать благоприятную обстановку между собеседниками. Консультация психолога в Москве поспособствует формированию взаимоотношений на основе эффективной коммуникации. От такого общения вы сможете получать максимум удовольствия и быть удовлетворенным разговором на 100 процентов, что повысит ваше настроение и наполнит вас изнутри позитивными эмоциями.

Общение - это специфический человеческий способ организации деятельности. Особенно важно и значимо оно в ряде таких видов деятельности, само существование которых возможно благодаря их максимальной опосредованности взаимоотношениями в системе «человек-человек». Люди – самые сильные раздражители друг для друга, поэтому процесс их взаимодействия может существенно осложняться не только индивидуально-личностными особенностями, но и рядом объективных трудностей. Зачастую в ходе деловых и межличностных взаимоотношений между ними могут возникать препятствия, барьеры смыслового и психологического характера, которые существенно затрудняют контакты, а в ряде случаев могут привести и к полному разрыву отношений.

Проявления затрудненности общения, обусловленные фактором межличностных отношений, обнаруживаются в форме изменения стилей делового общения, симуляции несогласия, преднамеренной дезинформации партнера, в то время как проявления затрудненного общения, обусловленные фактором индивидуально-психологических особенностей, обнаруживаются в форме смещения диалоговых структур, нарушения эллиптичности деловых диалогов, спонтанного употребления невербальных средств общения.

Трудности общения - субъективно остро переживаемые, не удовлетворяющие человека контакты с другими людьми.

Область значений понятия «трудность» настолько широка, что позволяет использовать его для определения общения, характеризующегося различной степенью затрудненности. Понятие «трудность общения», или «затрудненное общение», может употребляться в широком смысле как для определения общения, характеризующегося незначительными сбоями, которые не останавливают коммуникативный процесс и преодолеваются самими собеседниками, так и для определения общения, протекающего в форме крайне выраженной затрудненности, когда коммуникативный процесс жестко блокируется и расстраивается настолько, что дальнейшее общение становится невозможным. В такой ситуации можно говорить о нарушении общения .

Следовательно, трудности общения различаются по степени сложности протекания, психологическим последствиям, степени неудовлетворенности партнеров общением, возможностям и способам устранения возникших затруднений. Поэтому в дальнейшем мы будем разграничивать такие понятия, как «трудности общения», «нарушения общения», «смысловой барьер» и «психологический барьер».

Трудности общения возникают без предварительного намерения партнеров, протекают внешне бесконфликтно, сопровождаются внутренним напряжением и неудовлетворенностью общением, отрицательными эмоциями, которые переживают все участники коммуникативного процесса.

Нарушения общения - это болезненные взаимодействия, когда в ходе контакта систематически обращается внимание на те стороны личности партнера, которые он не осознает, и которые находятся в противоречии с его представлениями о самом себе. Нарушения общения могут проявляться либо в форме межличностного конфликта (внешнего или внутреннего), либо в разрыве отношений между партнерами по общению.

В узком смысле понятие «трудности общения» включает в себя два вида препятствий, барьеров, затрудняющих процесс общения, а именно: смысловые и психологические барьеры.

Следует отметить, что в психологической науке нет единого определения этих понятий, часто одно подменяется другим.

Так, понятие «смысловой барьер» в научный обиход было введено психологом Л.С. Славиной при изучении психологических особенностей неуспевающих и недисциплинированных учащихся. В последующем это понятие стало широко использоваться в социальной психологии и анализировалось исследователями психологии общения В.А. Лабунской, Е.В. Цукановой, Б. Неймарк и др. Следует отметить, что толковалось это понятие достаточно широко. Чаще всего оно рассматривалось, как аффективное состояние, мешающее человеку воспринимать и правильно реагировать на некоторые воздействия со стороны другого человека. Чаще всего в качестве таких воздействий выступали требования партнера, именно их выделяли психологи. Но предъявление требований – это лишь один из содержательных моментов общения. Кроме того, неадекватная реакция собеседника могла быть вызвана не только по отношению к требованию, но и по отношению к человеку, его предъявляющему. То есть содержательные, смысловые и индивидуально-личностные факторы, влияющие на возникновение аффекта (кратковременной бурной вспышки эмоций, внутреннего конфликта), не разграничивались. Да и само аффективное состояние в большей степени рассматривалось как психологическая защита по сохранению имеющейся самооценки, образа идеального «Я», но это уже некоторое следствие затрудненного общения, точнее, барьера, а не сам барьер.

Все это делает определение смыслового барьера как аффективного состояния, препятствующего адекватному реагированию на воздействие других людей, неточным и неполным.

Психолог Л.М. Митина подходит к определению понятия «барьер общения» несколько по-другому. Ею выделяется два типа трудностей:

    психологические трудности, вызываемые внешними причинами, возникают в результате объективной сложности задачи и определяются отсутствием средств ее решения;

    психологические трудности, вызываемые внутренними причинами, определяются индивидуальными особенностями личности и ее психическими состояниями (тревога, страх и т.п.) 16 .

Исходя из вышеизложенного, смысловой иликоммуникативный барьер следует рассматривать как препятствие, возникающее между коммуникантами в силу различной интерпретации смыслового содержания (текста, подтекста) одной и той же информации (рационального и эмоционального плана). Они вызываются преимущественно внешними причинами.

В особую группу следует выделить психологические барьеры (условно их можно назвать барьерами личности), то естьпрепятствия, возникающие в процессе общения в силу затрудненного восприятия партнерами индивидуально-психологических особенностей друг друга. Они вызываются внутренними причинами.

Таким образом, понятие «трудности общения» можно определить как проявление коммуникативных и психологических барьеров, возникающих в процессе различных видов общения без предварительного намерения собеседников, протекающих внешне бесконфликтно, но сопровождающихся высоким внутренним напряжением и отрицательными эмоциями собеседников (партнеров), следствием которых может стать нарушение общения или даже разрыв контактов между партнерами .

Трудности общения несут на себе не только функцию, препятствующую развитию личности и затрудняющую процесс коммуникации. Наряду с негативными можно выделить и некоторые позитивные моменты, связанные с коммуникативными трудностями, среди таковых психологи выделяют:

    индикаторную (сигнализируют о назревающем или назревшем противоречии);

    стимулирующую, мобилизующую (в снятии противоречия актуализируются возможности личности, что позволяет человеку поверить в свои силы, дает возможность и обеспечивает необходимость действовать самостоятельно).

Трудности общения довольно многообразны. В современной психологической науке пока нет их единой классификации. Из описанных в отечественной литературе особого внимания заслуживает классификация А.А. Рояк. Она разработана применительно к общению дошкольника в процессе игровой деятельности и касается тех трудностей, которые выступают своеобразным тормозом развития личности. В этом плане автором выделяются два типа коммуникативных трудностей – операциональные и мотивационные.

1. Операциональные трудности – это трудности исполнительской стороны деятельности, появляющиеся у собеседников из-за недостатка необходимых знаний, умений, способов их практической реализации:

а) трудности, возникающие в связи с недостаточной сформированностью необходимого уровня требуемых коммуникативных умений и навыков. Например, дети стремятся к общению, но сверстники их не принимают. (Возможно, игровую деятельность можно с определенной долей условности заменить профессиональной, где общение выступает в роли организующего звена. А понятие «сверстники» заменить «коллегами», тогда данную классификацию можно будет применить не только к дошкольному возрасту);

б) трудности, обусловленные несформированностью способов построения «деловых» взаимоотношений с партнерами (сверстниками). Импульсивность, неумение сдерживать себя ведет к невольной дезорганизации совместной деятельности. (В некотором плане эту трудность можно определить как неумение общаться на уровне «Взрослый-Взрослый» согласно теории трансактного анализа Э. Берна);

в) трудности появляются как результат сочетания трудностей первого и второго (а, б) порядка.

2. Трудности мотивационной стороны общения:

а) возникают из-за несформированности потребности в общении. Одиночество заполняется компенсаторными интересами (любовь к животным, живопись, музыка и т.п.)

б) создаются в результате вытеснения мотивов общения другими мотивами в силу преобладания потребности в какой-то иной деятельности. Человек общается лишь постольку, поскольку общение может удовлетворить его основные потребности;

в) появляются из-за неправильной сформированности мотивов общения, при преобладании мотивов эгоцентрического характера.

Соответственно двум типам трудностей выделяется и два типа барьеров - мотивационный , как следствие несовпадения доминирующих потребностей, иоперациональный , возникающий в силу того, что отсутствуют объективные возможности для удовлетворения требований, предъявляемых сверстниками, коллегами или просто собеседниками.

Подобную классификацию факторов, затрудняющих общение, представляет Ю.М. Орлов. Среди таких факторов он выделяет:

    несогласование целей и мотивов действий;

    неадекватную технику общения (неумение непринужденно вызывать в другом действия, поддерживающие общение, оправдывающие собственные ожидания; использование парадигмы управления, насилия, принуждения для получения ожидаемого поведения собеседника).

Как отмечает Ю.М. Орлов, «наше поведение определяется ожиданиями других больше, чем собственными желаниями». Естественность – главное условие оптимального общения. Искусственно разыгрываемая роль ведет к барьеру в общении, ибо может быть ошибочно понята собеседником как естественное состояние. «Если Вы нуждаетесь в участии, - подчеркивает Ю.М. Орлов, - нужно, чтобы другой видел это. Если же Вы при этом демонстрируете агрессивность, силу - это не вызовет желания помочь» 17 .

Несогласованность мотивов, неадекватное приписывание собственных мотивов партнерам по общению дезорганизует контакты.

Мотивов поведения может быть множество, число же потребностей ограничено, особенно тех, что удовлетворяются через общение с другим человеком. К числу таковых можно отнести следующие:

    потребность в доминировании, оказании давления на жизнь другого человека;

    потребность в подчинении другому. При соединении в ситуации общения партнеры дополняют друг друга;

    потребность в покровительстве, заботе о другом, опеке;

    сочетается с потребностью в помощи. Несогласование приведет к барьеру, особенно при чрезмерном проявлении;

    потребность в аффилиации: общении ради общения, устранения дискомфорта одиночества;

    потребность в безопасности, снятии тревоги, страха (в ситуации тревожного ожидания общительность увеличивается);

    потребность в познании себя и другого;

    потребность в признании своей уникальности, неповторимости и др.

В свете указанных классификаций важно отметить, что в ситуации, когда общение является основным компонентом профессиональной деятельности, овладение специальными, базовыми коммуникативными умениями является своего рода гарантией оптимального течения процесса профессионального и межличностного взаимодействия. В противном случае общение может быть затруднено.

К таким умениям относятся следующие:

1.Умения межличностной и деловой коммуникации:

    передавать и воспринимать рациональную и эмоциональную информацию;

    пользоваться вербальными и невербальными (неречевыми) средствами общения, «прочитывать» их;

    умение организовывать и поддерживать диалог;

    умение активного слушания.

2 . Умения межличностного и делового взаимодействия:

    организовывать совместную деятельность;

    управлять групповой динамикой;

    занимать адекватную ролевую позицию;

    оказывать психологическую поддержку;

    занимать позицию конструктивной конфронтации.

3. Социально-перцептивные умения:

    ориентироваться в коммуникативной ситуации;

    понимать эмоциональное состояние партнера;

    распознавать скрытые мотивы и психологические защиты;

    умение социальной рефлексии.

Наиболее полную классификацию трудностей общения разработали немецкие социальные психологи Г. Гибш и М. Форверг. В основе их классификации лежит психологическое содержание причин и условий возникновения трудностей общения, т.е. факторы, облегчающие или затрудняющие коммуникативный процесс. Ими выделяется шесть типов трудностей.

1. Ситуативные - трудности из-за различного понимания ситуации в силу неодинаковой степени включенности общающихся в ситуационный контекст. Для достижения понимания необходимо учитывать следующие условия:

    осуществление совместных действий;

    наличие относительно общей для всей структуры ситуации;

(Следует учитывать, что за счет вербальных средств усваивается лишь 7% информации, остальное – за счет невербальных средств). То, что понятно участникам общения, может быть непонятно стороннему наблюдателю или случайному слушателю, несвоевременно включенному в ситуацию (например, студенту, «включенному» в обсуждение темы на занятии).

2. Смысловые – трудности из-за непонимания одним человеком другого по причине отсутствия необходимого контекста, когда какое-либо высказывание воспринимается вне смысловой связи с предыдущим сообщением. Контекст в данном случае важен и для восприятия омонимов (смысл слов одинакового написания и звучания, но имеющих несколько значений, например, «коса», «лук»).

3. Мотивационные – трудности, возникающие в результате сокрытия коммуникатором (при наличии «скрытой» стратегии поведения) собственных мотивов, либо из-за того, что они недостаточно ясны ему самому. Намерения его в ситуации взаимодействия не проявляются, поэтому могут неверно интерпретироваться и вызвать неадекватную реакцию.

4. Барьеры представления о другом возникают из-за того, что коммуникатор не имеет точного представления о своем партнере, ошибочно оценивает его культурно-образовательный уровень, потребности, интересы, политические позиции, установки и т.п. Например, студент заранее настроен на то, что ничего не поймет из того, что будет объяснять преподаватель, а преподаватель - на то, что «нечего ждать от тупицы».

На этом виде коммуникативных «барьеров» остановимся более подробно. Эти барьеры могут возникать на разных этапах общения, начиная с процесса восприятия партнерами друг друга и формирования первого впечатления. Первое впечатление, как правило, является результатом неточного восприятия и поспешных обобщений, а потому не всегда бывает объективным, но всегда довольно устойчивым. Если оно основано на ложном представлении о партнере, то оно может выступить механизмом, расстраивающим контакт между людьми. В ситуации межличностного восприятия действует целый ряд механизмов и эффектов, которые влияют на процесс познания и эмоционального восприятия партнерами друг друга.

Своеобразным барьером на пути общения может оказаться механизм идентификации - уподобление себя собеседнику. Проявление его возможно в двух формах: какэмпатия – умение понять, оценить эмоциональное состояние партнера и определенным образом отреагировать (сопереживание) и какрефлексия – умение критически оценить себя, увидеть себя глазами собеседника. При шаблонном восприятии идентификация превращается в препятствие для общения.

Препятствием в общении могут оказаться четыре эффекта, влияющие на процесс восприятия собеседника.

Эффект ореола -

    элементы внешности партнера связываются с конкретными элементами его личности и поступков;

    психологические качества приписываются в зависимости от эстетической привлекательности внешности собеседника, объективная оценка отсутствует. (Например, широкий лоб – умный; симпатичный – значит, обладает положительными качествами, склонен к хорошим поступкам; несимпатичный (произвел неприятное первое впечатление) – злой, склонен совершать плохие поступки);

    собеседнику приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен по внешним данным.

Эффект стереотипизации – попытка оценить собеседника с ориентацией на сложившийся в повседневной жизни социальный стереотип, касающийся возраста, пола, профессии, национальности, статуса и т.п. Использование неадекватного стереотипа может привести к ошибочным умозаключениям, а затем и существенно затруднить общение. Стереотип можно использовать как гипотезу, требующую проверки.

Неблагоприятным образом может сказаться на общении и частое, привычное использование в процессе восприятия собеседника такого механизма, как каузальная атрибуция – интерпретация субъектом причин и мотивов поведения другого человека, при котором другому приписываются те мотивы поступков, которые обычно присущи самому человеку.

К возникновению смыслового барьера в общении может привести и механизм социальной установки , при которой собеседник воспринимается в русле слухов, «дурной славы», мнений, распространяемых о нем референтными (значимыми для того, кто воспринимает) людьми. При этом собственное мнение человека попадает под влияние точки зрения авторитетного для него человека.

Такую «славу» могут создать родители или сверстники об учителе (например: учитель – «зверь», «дурак», «слюнтяй», «зануда»). Изменить сложившееся мнение достаточно трудно, ибо любая минимальная ошибка подтвердит и укрепит «дурную славу», а масса опровергающих «славу» поступков останется незамеченной. Ребенку труднее изменить мнение о себе у окружающих в лучшую сторону. «Двоечнику» также автоматически ставят «двойки», как отличнику – «пятерки». При нарушении дисциплины скорее выгонят из класса «трудного подростка», даже если он не виноват, чем «прилежного ученика», действительно дезорганизующего одноклассников. Часто единственным выходом для таких «нарушителей спокойствия» является переход в другое учебное заведение, чтобы подобного рода «слава» их не преследовала до конца учебы. В худшем случае они «плывут по течению», смирившись со своей репутацией, а своим неблаговидным поведением стараются подтвердить навязанные им педагогом ярлыки «хулиганов».

Таким образом, сложившийся в силу ряда причин неадекватный действительности образ (представление) собеседника является существенным фактором, затрудняющим общение, в том числе искажает или даже блокирует информацию, исходящую от негативно воспринимаемого партнера.

В этом заключается парадоксальная закономерность общения современного человека: рост в количественном отношении контактов и связей одновременно ведет к сокращению их длительности. В такой ситуации, по справедливому замечанию Б.Д. Парыгина, люди вынуждены восполнять недостаток сведений и знаний друг о друге той информацией, которую дает первое впечатление. Последнее, являясь, как правило, результатом неточного восприятия и поспешных обобщений, не всегда бывает объективным, но при этом достаточно устойчиво и во многом способно определить и определяет в действительности характер дальнейшего общения. Известная ригидность первого впечатления, тем более, если оно основано на ложном представлении о партнере, может выступать в роли механизма, расстраивающего контакт и взаимопонимание между людьми. При таких обстоятельствах невозможно гарантировать, что общение будет представлять собой свободный, ничем не затрудненный процесс.

Любой из социально-психологических механизмов восприятия человека человеком – стереотипизация, идентификация, проецирование – в ситуации непосредственного межличностного общения может сыграть двоякую роль. С одной стороны, эталоны, стереотипы, стандарты межличностного восприятия выполняют функцию своеобразных алгоритмов общения, «экономящих» время личности, облегчая, а порой и автоматизируя ее важнейшую функцию – функцию выбора, и предупреждая, таким образом, возможность проявления трудности в общении с партнером. Однако, с другой стороны, эти механизмы могут сыграть и противоположную роль. Так, например, неверно составленное первое впечатление о партнере по общению может способствовать актуализации неадекватного эталона или стереотипа восприятия, в результате чего появляются так называемые «барьеры стереотипизации», и коммуникативный процесс с самого начала оказывается затрудненным.

5. Отсутствие обратной связи , а также некоторые особенности формы подачи сообщения могут явиться одной из причин трудности коммуникации (по классификации Г. Гибша и М. Форверга). Обратная связь, реакция на сообщение собеседника позволяют вовремя устранить возможное непонимание. При чтении с листа или общении по телефону это проблематично и может осложнить общение. Что касается формы сообщения, то чрезмерная синтаксическая сложность и несоответствующий обстановке стиль сообщения, в том числе грубый и оскорбительный тон, приклеивание ярлыков, препятствуют взаимопониманию.

6. Прагматические трудности возникают в результате различных прагматических отношений между системой знаков и их потребителями в результате несовпадения эмоционально окрашенных вариантов значения того или иного понятия или в результате несовпадения их объективных значений.

Среди трудностей этого типа выделяют:

    Помехи , вызванные различием общественно-культурных установок или позиций (взглядов, точек зрения) коммуникантов.

Так, например, зональные пространства (проксемические средства общения) у разных наций могут не совпадать. Так, для американцев расстояние для межличностного общения определяется в 90 см, а у большинства европейцев и японцев – 25 см. Непроизвольное вторжение в интимную зону американца при общении с европейцем может вызвать негативную реакцию первого или привести к неверной интерпретации намерения собеседника.

Кроме того, отдельные понятия, знаки могут по-разному эмоционально восприниматься представителями разных культур, и одни и те же знаки могут нести на себе объективно разную информацию. Например, V-образный знак пальцами при повороте тыльной стороной к говорящему обозначает «победу», если ладонью – «отказ от контакта» (у англичан и европейцев).

Знак «Okey» означает «все в порядке» - в англоязычных странах; «ноль» - во Франции, «деньги» - в Японии; «нетрадиционную сексуальную ориентацию» - в некоторых странах Средиземноморья.

    Понятийные трудности , обусловленные принадлежностью собеседников к различным демографическим и социальным группам.

На этом стоит остановиться более подробно.

Барьер может возникнуть в силу возрастных особенностей восприятия информации и отношения к требованиям.

Младшие школьники с трудом воспринимают абстрактные понятия. В младшем школьном возрасте на первом месте оказывается регламентация поведения школьников. Учитель выступает для них как социальный образец.

В подростковом возрасте более значимы такие виды воздействия, как информирование и стимулирование, убеждение, что удовлетворяет чувство взрослости подростка. Если по отношению к подростку педагог продолжает применять регламентирующие виды воздействия, это приведет к смысловому барьеру и психологической защите в виде протеста и неподчинения.

Смысловой барьер может возникнуть между педагогом и учащимся в ситуации понимания, но неприятия информации, в том числе требования в силу того, что по-разному воспринимается его содержание. Например, требование учителя «не подсказывать на уроке», с точки зрения ученика, означает предательство близкого друга (одноклассника), потому что своей подсказкой он выручает товарища, помогает ему.

К затруднению общения могут привести и некоторые гендерные различия психики . Так, мужчины улавливают значимую информацию в течение 10-15 секунд и могут прогнозировать финал. А, следовательно, и не станут поддерживать общение. Женщины очень долго подходят к значимой части сообщения и требуют к себе внимания. Женщины больше реагируют на эмоциональную сторону информации (как сказано), а мужчины – на содержательную, смысловую (что сказано). Женщины более чувствительны к признакам состояния пониженного настроения, лучше, чем мужчины опознают состояния по интонационным (экстралингвистика) характеристикам голоса. Женщины чаще в комплексе невербальной информации склонны видеть обиду, мужчины – решительность (даже если это не соответствует действительности). Женщины легче воспринимают, распознают мельчайшие изменения психического состояния по экспрессивным внешним признакам, легче «улавливают» неискренность собеседника;

    классово обусловленные понятийные барьеры по классификации Г. Гибша и М. Форверга. (На сегодняшний день это могут быть культурные и национальные традиции, возрождение которых активизировалось в последние годы).

Остановимся еще на одном факторе, затрудняющем общение и ведущему к смысловому барьеру, который дополнит перечень, представленный немецкими психологами.

Итак, смысловой барьер часто возникает при рассогласовании , несовпадении междуречевыми высказываниями и их невербальным сопровождением (в психологии это называют экспрессивным поведением) в силу того, что собеседник по каким-либо причинам не хочет сказать то, что думает, что чувствует. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления внутреннего, психического мира личности. Оно включает в себя целый ряд компонентов: мимику, жесты, позы, интонацию и т.д. Недостаточное знакомство с этой областью психологии и, как следствие, неадекватное «прочтение» невербальной информации ведет к смысловому барьеру. Освобождение выразительных движений от регулирующего влияния речи происходит и в экстремальных ситуациях, временного дефицита, когда экспрессия перестает выполнять функции уточнения, дополнения, оценки и существует параллельно речи, что затрудняет взаимопонимание.

Актуальность чувствительности к невербальному поведению чаще всего обнаруживается в ситуациях статусно-ролевого взаимодействия (преподаватель - студент, начальник - подчиненный), когда вербальное поведение зачастую ограничено социальными нормами общения. В случае рассогласования вербального и невербального поведения в большей степени адекватно психическое состояние отражает последнее. Например: педагог смотрит на учащегося отсутствующим взглядом или презрительно усмехается, а говорит: «Очень интересно, продолжай, я слушаю».

Смысловые барьеры, возникающие в педагогическом общении, имеют некоторое своеобразие, обусловленное спецификой решаемых профессиональным педагогом задач. Основой всей образовательно-воспитательной работы должно являться формирование у учащихся нужной мотивации. Это значит, что прежде чем воспитывать у учащихся какие-то качества, свойства и отношения, необходимо вызвать у них потребность в этих качествах, свойствах и отношениях, сформировать у них стойкие внутренние побуждения (мотивы) к приобретению всех этих индивидуальных особенностей личности. Кроме того, в процессе педагогической деятельности необходимо настойчиво формировать у учащихся положительные привычки поведения и бороться против отрицательных особенностей в их поведении. При этом педагогу не следует забывать о том, что воспитание положительных качеств личности у учащихся возможно лишь при условии их активного включения в этот процесс. Только через активную деятельность учащихся, связанную с осознанием необходимости изменения своей личности, возможно их продуктивное воспитание. Воспитание с помощью одних лишь слов, рассуждений, объяснений и тем более нотаций невозможно.

Воспитательные воздействия педагог должен адресовать не только уму учащихся, но и их чувствам. Только пройдя через чувства воспитанников, воздействия педагога могут приобрести подлинную действенность. Поэтому при выборе методов и отдельных приемов воспитания необходимо, во-первых, ориентироваться на положительные качества и особенности каждого учащегося, а во-вторых, придерживаясь требовательности, строго соблюдать уважение к его личности. Никакое воспитательное воздействие не должно оскорблять, унижать личность учащегося.

Именно с этими требованиями чаще всего связано появление смысловых барьеров, которые возникают у учащихся по отношению к воспитательным воздействиям педагога. Применительно к педагогической практике,смысловой барьер – такое явление, когда учащийся, хорошо понимая и умея выполнить то, что требует от него педагог, как бы не «принимает» это требование и упорно его не выполняет. В этих случаях те или иные педагогические меры не оказывают на него воздействия, хотя он хорошо понимает, на что именно они направлены и как ему следует на них реагировать.

Смысловой барьер может проявляться в следующих видах:

    первый вид смыслового барьера состоит в различном понимании учащимся и педагогом смысла требований, которые педагог предъявляет к учащемуся. Например, педагог запрещает учащемуся подсказывать при ответах других учащихся, а он не может понять, почему этого делать нельзя – ведь он должен помогать товарищу в трудных ситуациях;

    второй тип смыслового барьера между педагогом и учащимся состоит в неприятии последним формы предъявления педагогических требований. Если педагог хотя бы однажды предъявлял учащемуся вполне разумные требования, но в грубой или унизительной форме, то, хотя учащийся хорошо понимает правильность этих требований, у него может возникнуть психологический барьер по отношению к любым требованиям педагога. При этом в дальнейшем, даже когда требование будет предъявлено в нормальной форме, учащийся может его не принять и не выполнить в силу уже имеющегося барьера. Любое требование педагога будет рассматриваться им как придирка или желание унизить в глазах сверстников;

    третий тип смыслового барьера между педагогом и учащимся состоит в неприятии воспитанником личности педагога: учащемуся в силу каких-либо причин неприятен этот педагог. В этом случае любое требование, любое воздействие данного педагога на учащегося будет неэффективным, потому что не будет выполнено тем, кому оно адресовано. Это же требование, предъявленное другим педагогом, учащийся может с охотой выполнить, не считая его непосильной задачей.

Для того чтобы иметь возможность своевременно заметить смысловые барьеры и конструктивно их устранить, а еще лучше – упредить, педагог должен знать те причины, которые могут привести к их возникновению.

Во-первых, такой причиной может стать неумение педагога выявить истинные мотивы поведения и поступков учащегося и поэтому неверное его реагирование на эти поступки. В этом случае педагог учитывает лишь видимое поведение, не анализируя и не вскрывая подлинных причин и мотивов поступка. Педагог не всегда учитывает то, что внешне одинаковые поступки могут побуждаться совершенно разными мотивами, причем часто не одним каким-нибудь, а сразу несколькими. Мотивы поступков не всегда очевидны, к тому же сам учащийся не всегда осознает их, и поэтому педагог не сразу может установить, что именно заставляет его воспитанника поступать именно так, а не иначе.

Если педагог не сумеет выявить истинные мотивы поступка учащегося и будет реагировать на этот поступок неадекватно его невыявленным мотивам, то это может привести к возникновению смыслового барьера. У учащегося может возникнуть внутренний протест против действий педагога: он не согласен с его требованиями и наказаниями, считая их несправедливыми, хотя, может быть, не сумеет объяснить даже себе, в чем заключается эта несправедливость. Если же такие случаи будут повторяться, то между педагогом и учащимся возникнет такой устойчивый психологический барьер, что любое педагогическое воздействие такого педагога будет отвергаться воспитанником.

Во-вторых, причиной возникновения смыслового барьера между педагогом и учащимся может быть постоянное применение педагогом одних и тех же приемов в учебной работе или мер воздействия в воспитательной деятельности, особенно если эти приемы и меры не дают положительного эффекта. Учащиеся привыкают к ним и перестают понимать их смысл, тем самым образуя барьер в различном понимании содержания этих приемов и мер между педагогом и учащимися. Особенно остро это проявляется в тех случаях, когда педагог пользуется преимущественно словесными воздействиями: нотациями, выговорами, убеждениями. Если, например, учащийся не понимает, не осознает необходимости занятий по какому-либо предмету, у него не сформирована учебно-познавательная мотивация, а педагог воздействует на него выговорами и нотациями, то это обычно и приводит к возникновению смыслового барьера между ними и к еще большему усугублению нежелания учащегося изучать этот предмет.

В-третьих, очень распространенной причиной смыслового барьера является отрицательное эмоциональное переживание учеником вследствие незаслуженного (с его точки зрения) наказания или другой несправедливости педагога. Еще большую роль в этом отношении может сыграть оскорбление, унижение, которое допустил педагог по отношению к учащемуся.

В-четвертых, иногда причиной смыслового барьера между педагогом и учащимся может стать сложившееся об этом педагоге общественное мнение. В данном случае «срабатывает» социальная установка, и учащийся рассматривает свое отношение к педагогу через призму негативных взглядов и оценок, которые ему пришлось услышать.

Следует отметить, что коммуникативные барьеры, в отличие от психологических, устраняются проще, ибо они связаны не с личностью коммуникативных партнеров, а в большей мере со знаковыми системами, содержанием информации, культурой поведения собеседников. Тем не менее, в педагогической сфере преодоление смыслового барьера требует сложной и настойчивой работы педагога в первую очередь над собой, над своими профессиональными и личностными качествами. Надо установить причины, вызвавшие смысловой барьер, и попытаться по возможности устранить их. При этом педагогу не следует забывать о том, что в каждом отдельном случае требуется индивидуальный подход, учет всех конкретных условий объективного и субъективного порядка, которые привели к затрудненному взаимодействию и появлению барьеров в педагогическом общении.

Ни для кого не является секретом то обстоятельство, что длительные занятия определенным видом профессиональной деятельности или определенное статусно-должностное положение приводят к профессиональной деформации личности. Поэтому, если в общении человека с другими людьми, от которых он зависит или они зависят от него, появляются определенные затруднения, в первую очередь необходимо обратить внимание на себя, на свое поведение, на свою позицию и стиль общения. Нейтрализовать непонимание возможно четкой расстановкой социальных ролей, определением социальной дистанции, переводом общения на уровень делового информирования, диалогического общения.

Для этого необходимо:

    адаптировать содержание передаваемой информации к уровню способностей восприятия собеседника при широком варьировании способов (речевых и неречевых) ее подачи;

    стремиться к установлению доверительных контактов;

    создать у собеседника опыт, на основе которого можно перестраивать его отношение к тем или иным знаковым системам и т.д.

Устранить смысловые барьеры важно и потому, что устойчивые, повторяющиеся ситуации непонимания ведут и к неприятию личности в целом, а не только сообщаемой ею информации, т.е. ведут к психологическому барьеру, барьеру личности, который устранить значительно сложнее.

Наверное, каждый человек, даже самый общительный, время от времени испытывает трудности в общении с новыми людьми или даже со старыми знакомыми. Как бороться с этими трудностями и не дать им испортить ваше удовольствие от общения?

Специалисты по проблемам общения разделяют трудности в общении на две группы . Первая группа - субъективные; они переживаются одним из собеседников, но не всегда очевидны для другого и могут не проявляться в конкретной ситуации общения. Вторая группа - объективные; они проявляются в конкретной ситуации общения, очевидны для обоих собеседников и мешают им достичь поставленных целей, оставляя ощущение неудовлетворенности общением.

Примером субъективной проблемы в общении является застенчивость. А к объективным трудностям относятся трудности, которые связаны с уровнем коммуникативной грамотности одного или обоих собеседников.

Трудности в общении могут быть вызваны четырьмя основными группами причин . К ним относятся:

  • неадекватная оценка партнера по общению;
  • неадекватная самооценка;
  • использование неподходящих для данной ситуации способов общения;
  • постановка нереальных целей общения.

Трудности, вызванные первыми двумя группами причин, чаще всего являются субъективными, в то время как вторая группа причин обычно приводит к возникновению трудностей объективного характера.

Как решать проблемы в общении? Решение любой проблемы начинается с определения ее причин . Вам нужно понять, что именно вызывает ваши трудности в общении, а уже потом бороться с ними - если это в ваших силах. Вы можете справиться с трудностями, за которые несете ответственность лично вы или оба собеседника, но если проблемы вызваны поведением второго собеседника, вы мало что сможете сделать, если он сам не захочет пойти вам навстречу.

Очень сложно дать универсальный совет тем, кто хочет справиться с трудностями в общении. Список проблем, возникающих в процессе общения, и их причин очень длинный , каждой из проблем можно посвятить отдельную статью. Кому-то нормально общаться мешает , а кому-то - излишняя болтливость. Кто-то не умеет кратко и четко формулировать свои мысли, а у кого-то плохо получается слушать и слышать собеседника. С каждой из этих проблем нужно бороться по-своему.

Если говорить в общем, то для того чтобы избежать большинства трудностей в общении , нужно развивать свое . Общение - это не просто взаимный обмен фразами; очень большое значение имеет невербальная составляющая общения - не то, что говорят собеседники, а то, как они это говорят. Поза, жесты, мимика, интонации - все это оказывает большое влияние на исход общения.

Часто трудности в общении возникают потому, что один или оба собеседника пренебрегают элементарными , начиная с выбора темы разговора и грамотностью и чистотой речи. Эти правила кажутся чем-то само собой разумеющимся, и именно поэтому о них часто забывают.

Чтобы предотвратить барьеры в общении, важно помнить, что в коммуникации принимают участие как минимум два человека, а успех общения зависит от всех собеседников. Успешное общение строится на уважении к партнерам по коммуникации - это самое главное, о чем вам нужно помнить.

Перечисленные выше советы касаются в основном объективных трудностей. Субъективные проблемы в общении, как мы уже говорили, у каждого свои, поэтому и подход к их решению должен быть индивидуальным. Если вы не можете справиться со своими проблемами самостоятельно, не бойтесь обратиться к специалисту : умение попросить помощи - вовсе не признак слабости, как многие думают. Для того чтобы осознать свою проблему и взяться за ее решение, нужна немалая смелость.

Почему некоторые из нас не особо социальны? Ведь всем нам нужно иногда общаться. И для ряда людей это неудобный факт жизни. Давайте обсудим десять причин, почему вы склонны избегать общения, и как это (по возможности) исправить.

1. Вы подавлены / обеспокоены

Если вы попадаете в эту категорию, не волнуйтесь. Вы не один. Депрессия и беспокойство – это больная тема для миллионов людей на нашей планете. Тревожные состояния, сопровождающие депрессию, создают ощущение хронической напряженности и беспокойства. Это излечимо, хотя полное восстановление может занять некоторое время. Даже в этом случае найдите себе собеседника, чтобы не держать все в себе.

2. Вас одолевают свои личные проблемы

Мы все слышали высказывание «Не судите книгу по ее обложке». Многие люди почему-то эту мудрость игнорируют. Правда в том, что окружающие могут не знать о вашем внутреннем состоянии. Возможно, у вас есть свои личные проблемы, которые не располагают к общению. Просто переживите это время, но не отказывайтесь от общения совсем.

3. Вы чувствуете себя неловко

Нет ничего постыдного в том, чтобы признаться себе, что вам неловко общаться, и вы чувствуете себя неуклюже и некомфортно. Попробуйте практики визуализации и медитации. Изучение основных методов осознанности может помочь преодолеть многие врожденные или приобретенные стрессовые факторы. У вас больше контроля над своим телом и разумом, чем вы думаете!

4. Общение «высасывает» из вас энергию

Если общение истощает ваши энергетические резервы, то вы, скорее всего, интроверт. Кстати, между интровертностью и депрессией нет никакой взаимосвязи. В первом случае это просто тип личности; во втором – проблема с психическим здоровьем (см. пункт 1). Слушайте себя и понимайте, что вам нужно: если вам нужно одиночество, побудьте сами с собой, но не отказывайтесь от общения и социализации в умеренных количествах.

5. У вас нет навыков общения

Социальные навыки – это знания приобретенные. По какой-то причине вы можете чувствовать себя неприспособленным для «навигации» по социальной сфере жизни – и это не ваша вина. Немного практики, и вы сможете улучшить свои социальные способности.

6. Вы боитесь быть отвергнутым

Страх перед отвержением – один из глубочайших. Мы боимся критики и ненужности. Опять же тут поможет медитация и осознание себя: не всегда быть отвергнутым означает проблему и конец света – иногда это может быть высшим благом.

7. Вы находитесь в новой среде

Тут вообще нечего стыдиться. Все люди сначала чувствуют себя некомфортно в новой среде – просто кто-то меньше, а кто-то больше. Не бойтесь поздороваться с незнакомым человеком, а затем завязать максимально простой разговор. Если вы будете вести себя дружелюбно, то велика вероятность того, что вам ответят взаимностью.

8. Вы застенчивы

И это снова возвращает нас к вопросу об интровертности. Мозг интроверта предпочитает путь ацетилхолина, в то время как экстраверты выбирают путь допамина. Иными словами, экстраверты нуждаются во внешней стимуляции энергии, а вы – во внутренней. Просто продолжайте понемногу общаться с людьми, не изнуряя себя многолюдными мероприятиями и шумными вечеринками.

9. Вы не любите пустые разговоры ни о чем

Да, вам бы хотелось пообщаться на философские и психологические темы, а вам задают вопросы о том, есть ли у вас котики и собачки. Люди очень разные, и к этому нужно привыкнуть. Подумайте о том, что кому-то гораздо проще разговаривать о домашних животных, чем о бренности существования.

10. Вы просто не хотите общения

Это вполне нормально иногда вообще не хотеть общения – и не нужно при этом испытывать муки совести или лелеять свой якобы комплекс неполноценности. Волноваться нужно тогда, когда вы вообще не хотите общаться и разговаривать. Выйдите из своей зоны комфорта хоть иногда, просто выйдите и поприветствуйте окружающих.

Во время коммуникации с другими людьми рождаются новые идеи и мысли, общение помогает достигать поставленных целей и строить свою жизнь. Индивидуальный опыт каждого человека ограничен — временем, возможностями и способностями, привычками и характером. Благодаря общению можно расширить свой кругозор, получить новые знания и жизненный опыт.

С детства мы постоянно общаемся с разными людьми — разного пола и возраста, разного социального статуса. Вот только одни легко находят общий язык с другими людьми, заводят новые знакомства и с удовольствием общаются. Другие же испытывают трудности в общении.

Нередко эти трудности становятся причинами неудач в личной жизни. Из-за неумения разговаривать и общаться сложно построить карьеру.

Почему возникают трудности в общении?

Одними из причин трудностей в общении являются неуверенность в себе и страх: страх наказания, страх быть осмеянным и неверно истолкованным. В такой ситуации часто возникает робость, которую трудно преодолеть. Нередко в попытке победить этот страх человек практикует агрессивную модель поведения, упрямится и все критикует, однако такое поведение только усугубляет ситуацию.

Неумение слушать собеседника, пожалуй, самая распространенная причина проблем в общении. Согласитесь: общаться с человеком, который постоянно стремится перебить говорящего, не проявляет заинтересованности в беседе, по меньшей мере, неприятно. Такое поведение отталкивает.

Неравенство между собеседниками также может стать причиной непродуктивного общения. Когда один собеседник считает второго априори менее интеллектуальным, занимает диктаторскую позицию, а второй робко внимает его словам, боится отстоять собственное мнение и укрепляет диктатора в его оценке, вряд ли стоит ждать общения на равных.

Как справиться с трудностями в общении?

Для того чтобы начать полноценно общаться, очень важно преодолеть внутренний страх. Постарайтесь понять, что вы, ваши мысли и знания ценны. Запомните, что смеются и пренебрежительно относятся к собеседнику неуверенные в себе люди, стремящиеся таким образом замаскировать свою робость. Для того, чтобы общение было эффективным:

  • Развивайте умение слушать собеседника. Именно слушать, а не просто терпеливо ждать, пока собеседник выскажется. Внимательно слушайте собеседника, высказывайте свою заинтересованность короткими уточняющими вопросами, важен зрительный контакт.
  • Научитесь выражать свои мысли позитивно и лаконично. Такая формулировка не оскорбит достоинства собеседника и не оставит двусмысленностей. Предельно корректное и ясное выражение своих мыслей даст собеседнику понять, что у вас есть собственная позиция, которую вы отстаиваете.
  • Принимайте во внимание чувства собеседника. Не всегда можно сразу понять, что чувствует человек во время беседы с вами, — вы вправе задать уточняющий вопрос. Быть может, человеку неприятна сама тема разговора или ваша позиция. Задавая вопросы собеседнику, вы показываете, что настроены на диалог и вам немаловажно его мнение.
  • Настройтесь на сотрудничество. Даже если вам хочется в пух и прах разнести ошибочное, на ваш взгляд, мнение оппонента, дослушайте его, постарайтесь унять свои эмоции и критикуйте с холодной головой, приводя факты и аргументы. Такая позиция позволит вам быть на равных.

Когда может потребоваться моя помощь?

Если вы чувствуете, что трудности в общении мешают вам быть счастливыми и успешными, но исправить ситуацию самостоятельно не получается, вы можете обратиться ко мне. Я постараюсь помочь вам понять, с чего начать и как справиться с различными проблемами в общении.



Поделиться: