Боги древней греции ника богиня победы. Что такое Ника (богиня). Древнегреческая богиня очага Гестия

Древнегреческая богиня Ника - персонификация победы. Ника - дочь богини подземной реки Стикс и титана Палласа. Ника в соответствии с аркадскими преданиями воспитывалась вместе с богиней справедливой войны и мудрости Афиной.

Богиня Ника в мифотворчестве Древней Греции

В соответствии с мифами Древней Греции, Ника в битве с титанами против олимпийцев (олимпийцы - молодое поколение богов, потомки Реи и Крона) сражалась на стороне последних, за что и была возвеличена самим всемогущим громовержцем Зевсом. Древнегреческие скульпторы и художники связывали образ богини победы с Зевсом, довольно часто можно было встретить изображение громовержца, которой держал Нику в руках, или же изваяние богини рядом со статуей Зевса.

В древние времена существовал обычай устанавливать на нос корабля фигуру богини победы Ники. Это сулило морякам удачу в пути.

Атрибуты богини победы

Основными атрибутами богини победы являются пальмовая ветвь (у древних греков символ первенства), победоносный венок, трофей и оружие.

Изначально богиня Ника являлась символом счастливого исхода военных сражений, впоследствии стала символизировать не только победу в битвах, но и в различных видах соревнований. Статуи богини Ники воздвигались в честь побед в войнах, в спортивных, художественных и музыкальных состязаниях. Ее изображали в виде молодой девушки спускающейся с небес, за плечами которой виднеются большие крылья. Крылья символизировали о том, что победа далеко непостоянна и пальма первенства может оказаться в руках как у одного, так и у другого противника.

Жители древних Афин изображали Нику лишенной крыльев, считая, что бескрылая богиня победы не сможет покинуть их город и навсегда останется здесь. Древние афиняне в честь богини Ники воздвигли на выступе скалы храм.

Пожалуй, сегодня сложно встретить человека, который ничего не знал бы о древнегреческой мифологии и богах, упоминаемых в ней. С жителями Олимпа мы сталкиваемся на страницах книг, в мультфильмах и в полнометражных кинолентах. Сегодня же героиней нашего рассказа станет крылатая богиня Ника. Предлагаем поближе познакомиться с этой обитательницей Древнего Олимпа.

Богиня Ника: описание

В древнегреческой мифологии ее имя звучит так же, как «Нике». Она представляет собой богиню победы и является дочерью титана Палланта и чудовищного существа Стикс, олицетворяющего первобытный ужас. Ника воспитывалась вместе с одной из самых почитаемых в древнегреческой мифологии богинь войны и мудрости - Афиной. Она была союзницей великого Зевса в его борьбе с гигантами и титанами. Ника всюду сопровождает Афину, помогая ей в ее делах. К слову, в римской мифологии ей соответствует Виктория.

Что символизирует Ника?

Эта богиня является олицетворением счастливого исхода и положительного результата в каком-либо деле. Ника принимает участие не только в военных действиях, но и в спортивных, музыкальных и религиозных мероприятиях, организуемых по случаю успеха. Можно сказать, что Ника, скорее, символизировала сам факт совершенной победы, нежели какие-либо действия и шаги, приведшие к ней.

Образ богини

Чаще всего эту героиню древнегреческой мифологии изображают с крыльями и в позе быстрого движения над поверхностью земли. Неотъемлемыми атрибутами Ники являются повязка и венок. Позднее к ним присоединилась пальма, а также трофей и оружие. Скульпторы, как правило, изображали эту богиню участницей празднества или обряда жертвоприношения, либо вестницей победы. При ней чаще всего имеется атрибут Гермеса - посох. Богиня победы Ника то предстает ласково кивающей головой победителю, то невесомо парит над ним, как бы увенчивая его голову, то управляет его колесницей, то закалывает животное во время жертвоприношения, то сооружает трофей из оружия поверженного неприятеля. Ее изваяния практически всегда сопровождают скульптуры великого Зевса и Афины Паллады. В них Нику изображают в руке более значимых

В честь Ники был назван открытый в 1891 году астероид. Также крылатой богине победы посвящен XXXIII орфический гимн. Кроме того, ее имя было взято за основу при создании названия американского спортивного бренда «Nike».

Храм Ники Аптерос

Сооружение располагается на крутой возвышенности с правой стороны от центрального входа (Пропилей). Здесь местные жители совершали поклонения богине в надежде, что она поспособствуют положительному исходу в продолжительной войне против спартанцев и их союзников

В отличие от самого Акрополя, в который можно было войти только через центральный вход, святилище крылатой богини было доступно. Этот храм был построен известным архитектором Древнего Рима по имени Калликрат в период между 427 и 424 годами до нашей эры. Прежде на этом месте находилось святилище Афины, которое было разрушено персами приблизительно в 480 году до нашей эры. Здание представляет собой амфипростиль - тип храма в Древней Греции, как на переднем, так и на заднем фасаде которого в один ряд расположены четыре колонны. Стилобат сооружения состоит из трех ступеней. Фризы украшают скульптурные рельефы, изображающие Зевса, Посейдона и Афину, а также сцены военных сражений. Оригиналы уцелевших фрагментов этих декораций на сегодняшний день хранятся в в греческом же храме можно лицезреть лишь копии.

Как и большая часть акропольских сооружений, храм Ники был возведен из пентеликонского мрамора. Через несколько лет после завершения его постройки здание было окружено парапетом для того, чтобы обезопасить людей от возможного падения с высокой скалы. Внутри храма располагалась статуя Ники. В одной руке она держала шлем (символ войны), а в другой - гранат (знак плодородия). В отличие от большинства принятых изображений, статуя не имела крыльев. Сделано это было специально - для того, чтобы победа никогда не покинула стен города. Собственно, поэтому сооружение и было названо храмом Ники Асперос, то есть бескрылой победы.

Ника Самофракийская

Эта скульптура является еще одним изображением олимпийской богини, дошедшим до нас с древнейших времен. Ее осколки в количестве более 200 штук были привезены в Париж из Греции археологом Шарлем Шампуазо в 1863 году. Благодаря кропотливой работе и стараниям реставраторов из них возродилась великолепная статуя. Несмотря на то что богиня Ника оказалась лишена рук и головы, а также одного крыла (которое в итоге было сделано из гипса), она покорила всех ценителей искусства и вот уже на протяжении многих десятков лет является одним из ценнейших экспонатов Лувра.

Ника, Нике — в греческой мифологии персонификация победы, дочь океаниды Стикс и Палланта, сына титана Крия (Гесиод, Теогония, 383). Во времена титаномахии она покинула своего отца и вместе с матерью примкнула к олимпийским богам. Как крылатая богиня победы, Ника сопровождала Зевса в его борьбе с титанами и гигантами; она же сопровождает Палладу Афину, представительницу высшей мировой всепобеждающей силы. Как символ успешного результата, счастливого исхода, Нике участвует во всех военных предприятиях, в гимнастических и музыкальных состязаниях, во всех религиозных торжествах, совершаемых по случаю успеха.

Она всегда изображается крылатой или в позе быстрого движения над землей; атрибуты ее - повязка и венок, позднее также пальма; далее - оружие и трофей. У скульпторов Нике или участвует на празднике при жертвоприношении, или является вестницей победы, с атрибутом Гермеса - посохом. Она то ласково кивает головой победителю, то парит над ним, увенчивая его голову, то ведет его колесницу, то закалывает жертвенное животное, то складывает из неприятельского оружия трофей (на балюстраде храма Афины Ники в Афинах).

Скульптура, изображающая Нику, была вывезена в Рим и получила латинское имя Виктория. Золотая статуя, захваченная римлянами, принадлежала ранее греческому царю Пирру. По приказу императора Октавиана Августа она поставлена в здании Сената. Нику изобразили стоящей на шаре, что символизировал Землю. В правой руке, которую девушка держит вытянутой, находится венок, левая рук занята пальмовой ветвью.

На протяжении 4 столетий сенаторы перед заседанием подходили к алтарю, стоявшему у статуи, и приносили жертвоприношения вином и пахучими маслами. Скульптура чудесным образом сохранилась от пожара, устроенного императором Нероном. Римляне считали ее хранительницей империи, она воплощала могущество с судьбу римской империи. По приказу христианских императоров статуя языческой богини была вынесена из сената. Верные традициям, римляне жалели об этом и увидели знамение неизбежной погибели Рима.

В античные времена была традиция украшения носа кораблей изображением Ники. Эта традиция сохранилась и позже.

Выдающийся античный скульптор Фидий вложил громовержцу в правую руку статуэтку богини. В качестве материала для ее изготовления использовали золото и слоновую кость. Ножки трона украшены изображением Ники. Не вызывает удивления, что даже главные божества Олимпа в определенной степени были зависимы от Ники и старались заручиться ее поддержкой.

Особым почитанием пользовалась богиня у Александра Македонского, полководец сооружал ей жертвенники, совершая свои победоносные походы на разных этапах. Позднейшим царям также пришлось по душе украшать свои памятники этой чудесной крылатой девушкой.

Святилище Ники Аптерос было сооружено в Афинах. Богиню изобразили бескрылой. В соответствии с историческим повествованием Павсания, афиняне намеренно сделали изменчивую победу без крыльев, чтобы она поселилась в их городе на постоянное жительство. Храм, посвященный Нике, создал архитектор Калликрат после победы в греко-персидских войнах. Она изображалась в руке Зевса или Афины.

Греческий пантеон богов обширен, и для каждой деятельности в нем найдется свой покровитель. Приходя в храмы, люди отчаянно молили богов об удовлетворении их просьб и желаний, лучшей судьбе, благополучии, талантах и победах в сражениях. О последних приходили просить к могущественной Нике. Она внимала рассказам воинов и одаривала их своим благословением.

История создания

Греческая мифология гласит, что Нику также называли Нике. Значение имени богини расшифровывается как «победа». Необычное происхождение представительницы высшей расы наделило ее возможностью приносить победу той стороне, на которой она выступает.

На многочисленных изображениях Ники ее размещают на ладони или , указывая тем самым на потребность богини в поддержке, как среди бессмертных, так и среди простых людей. Ника молода. Ее образ описывается в произведениях и Гесиода, датированных 7 веком до нашей эры. Родословная героини преподносится мельком, без дополнительных деталей.

Стал первым, кто беспрекословно поклонялся Нике. В честь нее император возводил храмы и делал щедрые пожертвования. Возможно, это обеспечило его воинскую славу и многочисленные победы в битвах. Александру Македонскому принадлежала идея украшать голову триумфатора венком из лавра, который был атрибутом, сопутствующим Нике.


Образ богини символизировал успешное завершение войны, победу в любых состязаниях и триумфальный финал любой деятельности. Ника покровительствовала военным, спортивным, музыкальным событиям и даже религиозным мероприятиям, устраиваемым во имя успеха дела.

Нику изображали с крыльями, позволяющими ей быстро перемещаться. Повязка и венок сопутствовали ей в любом мероприятии. Позднее арсенал пополнили пальма и оружие. Предвестница победы, на изваяниях и художественных изображениях героиня парит над триумфатором или ласково кивает ему головой. Иногда ее описывают как женщину, правящую колесницей, или жрицу, совершающую жертвоприношение.

В древнегреческой мифологии


Исходя из мифов и сказаний, принадлежавших перу древнегреческих авторов, Нику считали дочерью титана Палланта и чудовища по имени Стикс. У нее были сестры – Сила, Зависть и Мощь. Афина, дочь Зевса, взяла на себя воспитание девушки, и та сопровождала ее повсюду. Они были неразлучны. Этим объясняется тот факт, что на Акрополе в Афинах есть небольшой храм, посвященный Нике, – Аптерос.

Мать богини и ее сестры, узнав о борьбе титанов и гигантов, переметнулись к врагам. Ника приняла сторону Зевса. Она вела колесницу Громовержца, привлекая удачу. Покровительница помогала музыкантам, актерам, спортсменам – всем, кто хотел узнать вкус победы. Крылатая девушка запросто перелетала от одного войска к другому, не отличаясь постоянством.

Существует много произведений искусства, посвященных небезызвестному персонажу мифов. Ее популярность поражала, поэтому в Риме появилась аналогичная богиня. Ее назвали Викторией. Поводом для появления веры в эту богиню стал перевоз золотой статуи Ники в Рим. Украденная у греческого правителя Пирра, она была установлена в Сенате по велению . Девушка стояла на шаре, олицетворявшем Землю, и держала в руках пальмовую ветвь и лавровый венок, которыми награждала своих избранников. Четыреста лет сенаторы, посещая место службы, совершали жертвоприношения около изваяния, оставляя кубок с вином или масла.


Мореплаватели, желавшие успешного завершения путешествия, украшали носы своих судов изображением богини. Скульптор Фидий был в числе первых ваятелей, изобразивших Нику миниатюрной крылатой девой, умещавшейся на ладони Зевса. Первая скульптура, посвященная богине победы и получившая всемирную популярность, – статуя внутри храма Аптерос. Изображенная девушка держит в руках шлем и гранат, символизирующий достаток и плодородие. У изваяния не было крыльев, что претило традиции изображения богини. Афиняне верили, что, лишив ее крыла, они одержат триумф навечно.

Еще одной любопытной работой древнего скульптора стала Ника Самофракийская. Статую привезли после раскопок в Париж. Археологи нашли 200 осколков скульптуры, которые стараниями реставраторов собраны воедино. Шарль Шампуазо нашел их в 1863 году. Мастерам не удалось восстановить скульптуру: изваяние осталось без головы, рук и крыла, которые позднее повторили из гипса специалисты 19 века. Статуя хранится в Лувре, главном музее Парижа, и продолжает восхищать искусствоведов эстетичностью и утонченностью.

Всем и каждому знакома фигура крылатой Богини победы , силы и скорости – Ники – олицетворения успеха. И это - действительно сметающая все и вся на своем пути Богиня победы, являвшаяся постоянной спутницей Зевса, которого издавна изображают с фигурой Ники в руках. Ведь, как гласит легенда, Богиня помогла Громовержцу в его борьбе с отцом Кроном за власть. Ника помогла Зевсу добиться триумфа, и после этого он с ней не разлучался. Ника - это более позднее проявление поэтических греческих фантазий. У Гомера еще не было упоминаний о ней, а Гесиод (около 700 г. до н.э.) уже приводит ее родословную. Дочь Палниита (сына титана Крия) и богини подземной реки Стикс вошла в греческую мифологию.
Это была темноволосая девушка буйного мятежного нрава, мужественная и сильная духом, добрая, честная и справедливая, с огромными крыльями из золота за плечами. Она пребывала на битвах и турнирах борцов, принимала жертвы после виктории, летела над землей с вестью о благоприятном окончании войны. О ее победах существует множество свидетельств, одно из которых можно найти в орфическом гимне Нике (III-II в. до н.э.).
Ника была особой любимицей царя и полководца Александра Македонского. Жертвенники Богине сооружались царем на всех этапах доблестных походов. Да и более поздние правители украшали памятники фигуркой этой крылатой прекрасной девушки.
Ника помогает богам и людям не только в сражениях, но и в артистических и спортивных соревнованиях, но только тем, кто не желает громкой славы, корысти и наживы, а кому действительно нужна победа.
В III веке или начале II века до н.э. на греческом острове Самофракия была создана и установлена на постаменте в виде носа галеры, на огромной скале у входа в гавань, статуя Ники Самофракийской. Место было выбрано не случайно. Ведь, по Гомеру, с вершины скалы бог моря Посейдон вел наблюдение за ходом Троянской войны. А в ущелье у источника, вроде бы, жила крылатая Ника .
Распростертые крылья и тяжелые складки одежд обвивают устремленную вперед фигуру статуи, передают преодолеваемое сопротивление ветру, стремящемуся прижать ее расправленные крылья, и яростным волнам, бьющимся о скалу у ног Ники. И благодаря этой борьбе, мощные пропорции статуи теряют свою тяжесть, приобретая очаровательную стройность. Немного подавшись вперед в тревожном напряжении и порыве, Ника будто готовится взлететь над морем, наперекор ветру. В руке у статуи - крестообразное украшение вражеского корабля.
1863 год. Французские археологи находят множество фрагментов статуи Ники, которые были бережно собраны. Но, увы, голова и руки Богини не были обнаружены, несмотря на тщательные поиски. Через целый век недалеко от места изначальных раскопок на Самофракии была найдена кисть правой руки. Но о том, принадлежит ли она Нике, до сих пор ведутся яростные дискуссии. Фигура статуи Ники так изящна и выразительна, что, гладя на нее сегодня, забываешь об отсутствии головы и рук. Существуют также изображения Ники – женщины с крыльями, лавровым венком либо пальмовой ветвью, иногда на колеснице. Одна из скульптур греческой Ники была вывезена в Рим. Император Август назвал ее латинским именем Виктория, установил в сенате на шар, изображающий Землю, и вложил ей в руки венок и пальмовую ветвь. Стало ритуалом приношение сенаторами на жертвенник перед началом заседания жертвы из вина и душистого масла. Виктория считалась «девственной хранительницей империи» и воплощением судьбы и могущества Рима. Особенное отношение к ней сформировалось, когда во время пожара во времена царствования Нерона статуя чудом уцелела. Но христианские императоры повелевали убрать Нику из сената, несмотря на противодействие римлян, верных традициям, увидевших в этом ознаменование неизбежного конца Рима.
Сегодня в музее острова Самофраки находится копия Богини, а найденный при раскопках 1863 года оригинал Ники Самофракийской (190 г. до н.) - драгоценность музейной коллекции - можно увидеть в Париже, где он украшает Лувр, наравне с Венерой Милосской.



Поделиться: