Ульяновский епископ назвал крещенские купания балаганом. Епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор: Невзирая на лица Епископ мелекесский и чердаклинский диодор исаев



В 2012 году решением Священного Синода в составе Симбирской митрополии была учреждена Мелекесская епархия, управление которой вверено молодому епископу Диодору (Исаеву). О том, с какими сложностями приходится сталкиваться в новообразованной епархии, о перспективах ее развития и о многом другом во вторую годовщину своей архиерейской хиротонии управляющий епархией рассказал порталу «Приходы».

Тридцать пионеров в храме

Ваше Преосвященство, давайте в начале нашей беседы познакомим с Вами читателя. Расскажите немного о себе, о Вашем пути в Церковь. Ваше детство и юность прошли здесь, на Симбирской земле. Довольно рано Вы пришли к жизни в Церкви. Каким был Ваш путь к вере, к монашескому служению? Кто для Вас был вдохновителем и примером?

Ничего сверхъестественного я вам не расскажу. Господь привел меня в Церковь без чудесных явлений и каких-то особых событий. Первый раз самостоятельно в храм я вошел в 1989 году: наш класс был на экскурсии в Ивано-Франковске. Тогда был день памяти великомученика Димитрия Солунского, как я узнал уже потом. И вот там, рядом с рестораном, в котором нас кормили, был храм. Сейчас он принадлежит униатам, но тогда был православным. Мне захотелось в этот храм попасть. Зашел, мне там все, и на следующий день вся наша группа была в храме. Все ребята - нас было тридцать человек.

Кто их на это сподвиг?

Я позвал. Шла служба, молящихся было очень мало... Храм большой, светлый, там было очень красиво. Все тридцать человек выстроились в очередь в церковную лавку через весь храм - кто за крестиком, кто за иконочкой... Куча пионеров в почти пустом храме, это было весьма необычно и даже смешно.

В общем, я был настолько впечатлен посещением этого храма, что, вернувшись домой, стал почти каждое воскресенье самостоятельно ездить в Ульяновск на богослужение в Неопалимовский храм.

В то время ведь не было уже гонений особых...

Ну 89-й - 90-й годы. У нас в школе в моей деревне ничего такого не было. Не поощрялось это, но и тотального запрета со стороны преподавателей не было.

Сколько лет Вам тогда было?

Тринадцать. Но я и до этого в храме то бывал. Очень редко с кем-то из своих родственников. Храм всегда меня привлекал, мне всегда хотелось в нем бывать, однако не было возможности туда попасть. Только когда я стал более или менее самостоятельным, стал регулярно посещать богослужения.

Целый год ездил в Ульяновск по воскресным дням: в шесть часов утра выходил на проезжую часть, ехал на раннем автобусе в город. Добирался до Неопалимовского храма (который был у нас тогда кафедральным собором) как раз к девяти часам, к началу поздней литургии. Служил владыка Прокл (митрополит Прокл (Хазов) - первый глава Симбирской митрополии - прим. ). Он фактически только-только приехал в епархию, я его фактически с самой первой службы помню.

А личное знакомство с владыкой было, когда я поехал к нему подписывать рекомендацию на поступление в Духовную семинарию. Это был 1993 год. Направление мне дал наш приходской священник из храма преподобного Сергия в селе Таволжанка Корсунского района. Я три года был алтарником в этом приходе.

Если в начале своего церковного пути мне приходилось ездить на службы в Ульяновск, то после храм открыли у нас. Он был разрушен - стали восстанавливать, туда приехал священник, отец Геннадий Бобров, и я стал ходить к нему. От моей деревни это 25 километров, но все же ближе, чем ездить в Ульяновск. Отправлялся туда каждую субботу, а в воскресенье возвращался.

Если говорить о моем пути к вере, к монашеству, к пастырскому служению, должен сказать, что у меня не было никакого поворотного момента, который бы меня вдруг подвиг ходить в храм. Я всегда этого хотел, с детства мне было интересно все, что связано с Церковью. Родители мои были людьми нецерковными, но они не были безбожниками, атеистами. Конечно, они не знали традиций, но знали, когда отмечают дни поминовения усопших и великие православные праздники. Периодически меня возили к причастию, потому что «так надо было». В общем-то вся их религиозность на этом и заканчивалась... А мне всегда было интересно, что же там, в Церкви... вызывали любопытство религиозная утварь, иконы, четки, книги церковные, которые я находил у своих знакомых бабулек в деревне...

В общем, мне было интересно все, что связано с Церковью.

Бабульки все-таки на пути к вере были?

Да, у нас бабульки были - целая группа, но они «специализировались» в основном по похоронным делам. Когда поминки, они собирались. Их человек 15-20 было, и они хором пели панихиду перед поминальным обедом. Все это было так таинственно, необычно. Ничего другого ведь не было. Ходили по усопшим, Псалтирь читали...

Вот я с этими бабками дружил, им нравился. А они нравились мне, потому что у них всех были дома иконы, какие-то книги, они всегда что-то рассказывали.

Эти бабульки знали много стихов духовных - кантов. Помню, я их в тетрадку переписывал, наизусть знал почти все, даже сейчас еще кое-что помню.

По-славянски меня читать никто не учил - я сам научился. Мне одна бабушка дала остатки богослужебной книги. Как я сейчас понимаю, это была Триодь Цветная. И вот по этой Триоди я учился. Стало интересно... стал прикидывать сам, какая буква что значит. Единственное, чего я не понял самостоятельно, что еще нужно знаки препинания и ударения соблюдать.

Когда я пришел в храм преподобного Сергия к отцу Геннадию Боброву, сходу заявил: «Я умею читать». Он говорит: «Да?» Отвечаю: «Да». Мне дали почитать на Литургии молитвы ко Святому Причастию. Я так стал громко и смело читать, но без правильного произношения ударений. А там была одна бабушка очень церковная и почитаемая - помню, она меня в немного грубой форме остановила. «Смотри, - говорит, - дурак, что читаешь». Но она с любовью в общем-то отнеслась ко мне и потом научила всему остальному - тому, чего я не понимал. Мне самому сейчас удивительно, что я разобрал церковнославянский алфавит: понял, что эта буква такая, а эта -другая, что буква «я» существует в двух видах. Смотрю на эти буквы в книгу - интересно...

У нас дома была икона Марии Магдалины. Бабушка говорила, что это Мария, ну и я читал надпись: буква «м» понятна, «а» - понятна, «р» - понятна, на конце эта штука... значит, буква «я». Так я понял, что это за буква. И так «методом тыка» я и научился читать по-славянски.

Вопреки насмешкам

А как отражалось посещение храма на школе, на повседневной жизни? Как складывались первые взаимоотношения в приходе?

Когда я пришел к отцу Геннадию в храм, он с первой встречи ко мне очень хорошо отнесся, с особым вниманием. Спросил: «Зачем ты пришел в храм?». А был Великий пост. Я отвечаю: «На Соборование». «А ты знаешь, что такое Соборование?» - допытывается отец Геннадий. Я говорю: «Знаю. Я катехизис проштудировал». Батюшка был приятно удивлен и спрашивает: «А может, ты будешь ходить к нам в храм? Помогать, алтарничать?» Конечно, я согласился. Для меня это было праздником. В общем, три года фактически каждую субботу и воскресенье, все праздники я был у него. Даже школу пропускал без всякого зазрения совести. Особенно Пасха, Страстная седмица - я просто брал справку в медпункте и ходил на службы.

Конечно, в школе знали, что я в церковь ходил. Один раз даже поругали за вот такой пропуск недельный. Но с успеваемостью у меня все было в порядке, учился я всегда хорошо, с дисциплиной тоже было нормально... Я им говорю: «А в чем я виноват? Я ведь окна не бью, не курю, не хулиганю, матом не ругаюсь, с успеваемостью хорошо. Что плохого я делаю, если хожу в церковь?» Эти аргументы на моих учителей подействовали. Они хорошие люди. Подумали и решили, что все нормально. И больше в мою сторону никаких поползновений не было.

Другое дело, смеялись. Я помню учительницу по географии - она тогда была еще совсем молодой девушкой, так вот, перед всем классом эта учительница говорит: «Дима, и что, ты попом хочешь стать?» Отвечаю утвердительно. Она смеется. «Будешь, - говорит, - попенком с масляной бороденкой и в засаленной рясе». А мне совсем не обидно было. Ответил, что вовсе не так: я буду хорошим батюшкой, красивым, борода у меня будет в порядке, а ряса - чистой.

Сейчас эта учительница работает директором школы. Всегда передает мне приветы, поклоны, бывает даже на богослужениях, когда я где-то служу, но ко мне не решается подойти. Я даже ей передавал через людей, что очень хочу ее увидеть. Но почему-то она не решается. Видимо помнит эти моменты, и ей немного неудобно.

Владыка, а ведь этот стереотип до сих пор существует: если подросток хочет стать священником, то он вырастет и будет замусоленным с сальной бороденкой... И он во многом обоснован, к сожалению, особенно если посмотреть на наших сельских священников. А каким должен быть священник внешне, как он должен разговаривать с людьми? Бывает, подойдешь, задашь конкретный вопрос, а он начинает елейную песнь петь - ты и не поймешь, о чем он говорит. Как священник должен общаться с современной аудиторией?

В первую очередь, он должен быть вменяемым. Когда ты живешь среди людей, нужно придерживаться всех самых лучших правил. Поэтому и одежда должна быть чистой и опрятной - ничего в этом нового нет, всегда такие требования были. Естественно, помытые причёсанные волосы, постриженные ногти, и чтобы от тебя пахло не потом, а каким-нибудь недорогим, но все-таки одеколоном или ароматизированным маслом. Чтобы человеку приятно было к тебе подойти и поцеловать тебе руку после благословения.

Я считаю, что в этом ничего такого особенного нет - это элементарные правила приличия по отношению к тем людям, которые к тебе приходят. А те, кто считает, что это не аскетично, должны жить в лесу или в пустыне, где нет людей. Там можно не мыться, не стричься, есть одну траву и т.д. Никаких претензий к такому человеку не будет.

Приветливость vs строгость

В среде духовенства бытует мнение, что с прихожанами надо «построже» - такой аскетизм напускной, вплоть до того, что во время месячных в церковь не входи, или посмирять кого-то при людях... Как-то это должно присутствовать в жизни Церкви, или все-таки, может, как-то мягче нужно быть с прихожанами? Где предел допустимой строгости священника? Бывает ведь, придешь в храм - тебя так обложат, что ты не в той юбке пришла, не в той косынке, а если без косынки вошла, так вообще нечего тебе тут делать...

У святых отцов нет понятия «посмирять». Есть понятие «смиряться» - то есть употреблять его можно только по отношению к себе. Поэтому тем, кто хочет кого-то «посмирять», пусть сам для начала на себя это словечко примерит. Повторюсь: священник должен быть вменяемым человеком и всегда действовать по ситуации. Даже когда я вижу, что что-то не так, как положено или как бы мне хотелось, я не могу бросаться на человека и оскорблять его. Ведь понятно, что человек порой не понимает даже, о чем речь, и если я начну его показательно назидать, он может вообще меня не понять.

Если кто-то мимо шел и решил зайти - у нас храм открыт для всех, любой может войти в храм - верующий, неверующий - для молитвы или просто ради любопытства. Человек в храме, в первую очередь, должен увидеть улыбку, понять, что его здесь ждут.

Потом можно посоветовать и юбочку подлиннее надеть, и косынку повязать, но все это сделать мягко, с любовью.

Но бабушки ведь накинутся, если что-то не так...

Это тема отдельная и очень широкая. Опыт показывает, что при всем желании ее нельзя решить сходу. Сотрудники храма, которые порой ведут себя грубо в отношении прихожан, даже когда с ними проводят неоднократный инструктаж, не всегда понимают свою роль в катехизаторской работе. Некоторых буквально приходиться увольнять. Например, пожилой человек - сотрудник, свечница, уборщица - не всегда прислушивается к мнению молодого священнослужителя. Мне, например, 39 лет, а ей - шестьдесят пять. И потому она все равно считает, что права она.

Один раз, когда я еще был диаконом, в свой адрес слышал: «Тебя еще на свете не было, а мы уже в церкви молились, поэтому ты нас не учи».

Учился у владыки

Все-таки возраст для епископа является проблемой?

В своей недолгой архиерейской практике с какими-то проблемами, связанными с возрастом, не сталкивался. Я говорю о священнослужителях в общем - проблема ведь существует. «Запугивать» их бесполезно. Иногда лучше просто распрощаться с людьми, которые не понимают, в надежде на то, что придет кто-то другой, более понятливый. Здесь проблема даже не в возрасте - это только один из критериев. Проблема в воспитании и мироощущении. Ведь и молодые сотрудники храма ведут себя порой не очень вежливо.

На должность управляющего новой епархией Вы назначены не случайно: родились и выросли в Симбирском крае, с 2000 года были личным секретарём владыки Прокла. Как Вы считаете, почему ещё выбор пал именно на Вас?

Так решил приснопамятный владыка Прокл - решение предложить мою кандидатуру Синоду было принято им лично. Я был его воспитанником на протяжении шестнадцати лет, и митрополит Прокл, видимо, считал, что все испытания, которым он меня подвергал, я вынес с достоинством и заслуживаю того, чтобы быть епископом.

Несмотря на то, что до назначения Вы были активно включены в жизнь региона, в новообразованной епархии наверняка столкнулись с чем-то новым, неожиданным для вас?

Ничего нового и неожиданного я не увидел и не узнал. Именно потому, что фактически шестнадцать лет я был рядом с владыкой Проклом. Был свидетелем всего, что он делал, как он управлял епархией. Мало того, я ему помогал как технический работник, сотрудник. Видел, что он делал, слышал, что он говорил, какое он мнение имел по тому или иному поводу или какое у него отношение к тому или иному явлению в церковной жизни, к конкретным людям, как он поступал в той или иной ситуации. В буквальном смысле слова его образ спроецировался на мне.

Если я принимаю какие-либо решения как епископ, думаю о владыке Прокле: что бы он в этой ситуации сделал, сказал... В общем, волей или неволей, я его ученик в буквальном смысле слова. Его дух почил на мне, как бы громко это ни было сказано.

На новом поприще

В чем для вас были особенные трудности как для управляющего новой епархией. Что стало самым сложным?

Разочарую Вас - я не испытал никаких особых трудностей, никаких особых сложностей. Это милость Божья! Пока все, что происходит, - все нормально и, с помощью Божей, все по силам и... мне все нравится.

Духовенство Вас сразу восприняло как архиерея, не было каких-то попыток «мериться силами»?

Вот это другой вопрос. Для нашего духовенства было немножко сложно, ведь они меня все знали лишь как молодого человека и как помощника владыка Прокла. Именно как мальчишку. И вдруг этого мальчишку ставят им епископом - руководителем, лидером. Понимаю, что психологически для многих это было немножко сложно. Но в течение двух лет это все изменилось.

А в чем это выражалось? Может, были какие-то попытки «поставить на место»?

Нет, таких попыток со стороны духовенства не было. Просто я понимаю, что было напряжение. Один священник мне недавно говорит: «Простите, владыка, я плохо о Вас думал». Я делаю выводы, что он просто был подвержен каким-то стереотипам и теперь раскаивается в своих мыслях. Этот человек старше меня почти в два раза - где-то под 60 ему.

Конечно, я понимаю: вдруг я - как кому-то казалось, мальчишка стал епископом, даю ему указания, что делать, как делать и наоборот, чего делать не следует. Не все согласны с моим видением той или иной ситуации, но в любом случае должны выполнять мои указания.

Конкретно у этого священника был, в общем-то, ропот по отношению ко мне. Он рассказал потом, что раньше мог прийти к митрополиту Проклу, и если какие-то у него были проблемы - личные, духовные, по делу, по служению, то он мог владыке рассказать, потому что он был очень добрый, принимал всех по-отечески, всегда мог дать практический верный совет, поддержать, утешить... А потом наступило время, когда владыки не стало, и этот человек не мог прийти ко мне, потому что в его глазах я не выглядел так авторитетно. Все-таки, когда приходишь к седовласому старцу - это одно. А тут молодой человек... психологически это трудно. Но сейчас этот священник пришел к выводу, что теперь он может и ко мне прийти и посоветоваться. Какие-то внутренние перемены его сподвигли попросить у меня прощения в том, чего, в общем-то, я и не узнал бы, если б он сам не сказал.

Для того, чтобы человек пришел, тем более священник с многолетним стажем, нужно ведь как-то найти к его сердцу ключ каким-то особым отношением?

Все правильно. Авторитет нужно заслужить, заработать. Нужно убедить людей, что твои слова не расходятся с делами, что твои слова не пустые, а действительно наполнены каким-то смыслом. Слава Богу, мне в некоторой степени уже удается к каждому найти подход.

За период моего двухлетнего пребывания на кафедре отношение людей ко мне поменялось. Священники сейчас сами говорят, что моя манера совершать богослужения - как у мирополита Прокла. А богослужения у него отличались тем, что он на службе никогда не кричал, никого не одергивал, даже если кто-то ошибался. Владыка Прокл, прежде всего, молился. И поэтому все, кто сослужил владыке, тоже молились. Они не смотрели с опаской, что он начнет кричать или топать ногами, кидать какие-то вещи, пинать орлецы. Помню, был случай... один священник перешел к нам из Пензенской епархии и рассказывал: «Стою на первой службе с владыкой Проклом и думаю, когда же он будет кого-нибудь ругать, потому что владыка Серафим покойный был очень импульсивным человеком и ни одно богослужение не проходило, чтобы там чего-нибудь такого не было. Стою, - говорит - и жду, когда же начнется, а ничего не началось. Потом еще следующая служба, и снова так же...».

Я считаю, что это правильно: мало ли кто ошибается - мы все иногда делаем ошибки. Если кто-то что-то неправильно сделал, неправильно поклонился, почему я должен прерывать ход молитвы своей, своих собратьев и на кого-то кричать и начинать учить? В лучшем случае, если у меня это в памяти останется, я после службы сделаю замечание и в такой форме, чтобы человек адекватно воспринял и запомнил.

Так вот, наши священники за это очень благодарны и сравнивают мои богослужения со службами владыки Прокла. Мне это очень приятно.

Каких качеств не хватает Вам как архиерею?

Хотелось бы всегда знать, что правильно, а что неправильно. Вернее, безошибочно и безоговорочно знать, как делать правильно. Вот этого очень не хватает. Порой поступаешь правильно, как тебе это видится, а люди считают, что это очень плохо и несправедливо, а поступаешь снисходительно, терпеливо - в этот момент приходится нарушать какие-то моральные правила. И благо, если бы еще человек понимал, что ты идешь на конфликт со своей совестью ради того, чтобы он исправился. А ведь в большинстве случаев те, кого ты милуешь, к сожалению, расценивают это как твою глупость или как твоё бессилие и вместо того, чтобы понять и исправиться, еще больше утверждаются в этом пороке.

Очень сложно, когда с человеком приходится жестко поступать - я сейчас говорю про священников. Ведь они люди, и я вроде бы человек, я тоже согрешаю, где-то делаю неправильно... Владыка Прокл покойный всегда говорил: «Я боюсь наказывать людей, потому что Господь говорил: Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд . Если вы хотите, чтобы вас простили, значит, сами всех прощайте». А с другой стороны, как архиерей я обязан вершить некий суд - это просто обязанность в буквальном смысле слова, чтобы сохранялся порядок и благочиние в Церкви Божией.

Вот поэтому иногда думаешь: был бы рядом ангел какой-нибудь и говорил, что вот здесь нужно сделать так, а здесь - так, и ты б, не задумываясь, это делал. И совесть твоя бы не страдала - вот чего очень не хватает.

Знания в руках невоспитанного или непорядочного человека
- оружие в руках безумца

Владыка, если вернуться к административным вопросам, что изменилось в епархии за прошедшие два года?

Очень многое. Фактически, все изменилось. Димитровград - второй город в нашей области и по населению и по значимости. Ведь это еще и стратегически важный объект в нашей стране, так как здесь находится научно-исследовательский институт атомной промышленности и крупный вуз, воспитывающий будущих атомщиков для России. Здесь очень много молодежи.

Но средоточия церковной жизни здесь не было - она протекала в городе Ульяновске, в Симбирске. Все основные события, вся общественно-церковная работа проходила там. А в Димитровграде все было как в обычном районном поселке. Да, здесь при митрополите Прокле было построено два новых храма, увеличилось количество духовенства, но значимой общественно-церковной деятельности не было. И конечно, владыка Прокл в этом не виноват - просто такая была ситуация.

За прошедшее с момента учреждения епархии время у нас фактически все кардинально изменилось. Теперь, так как это епархиальный центр, Димитровград стал сосредоточением общественно-церковной жизни Мелекесской епархии. Конечно, нам очень не хватает духовенства - молодого, талантливого, красивого, умного. К сожалению, пока только двенадцать человек городского духовенства могут трудиться на церковной ниве. Тем не менее, у нас выстроены хорошие конструктивные отношения с высшими учебными заведениями. Это и филиал МИФИ, и Сельскохозяйственная академия, в которой обучается девять тысяч человек.

Буквально сегодня мы общались с руководителем местного филиала МИФИ - он говорил, что очень доволен, что у нас за прошедший год было много совместных мероприятий со студентами. Поначалу Иван Анатольевич относился к нашим мероприятиям с опаской. Человек он очень хороший, но поскольку предлагалось нечто новое, он относился к этому с некоторым недоверием: «А надо ли это? Священники будут - зачем они здесь? Зачем все это надо?». За последний год Иван Анатольевич убедился, что это очень хорошо. Сегодня предложил: давайте, мы проведем неофициальную встречу со студентами - не так, как у нас проходили конференции, форумы. Он просит, чтобы именно я и молодые представители нашего духовенства встретились с учащимися, дабы мы могли вступить в открытый разговор и послушать их вопросы, попытаться на них ответить. Это очень хорошая практика.

Когда у нас было последнее мероприятие по профилактике экстремизма в молодежной религиозной молодежной среде, студенты - обычные современные молодые люди - сказали, что надо бы почаще проводить встречи, чтобы можно было прийти и поговорить: очень много вопросов, а узнать не у кого. Мы сейчас говорим, что есть интернет и молодежь вся в интернете сидит, но вот интернет интернетом, а все-таки очень важную роль играет живое общение с людьми.

В МИФИ школа делится на три категории - обычные студенты, которые будут работать где угодно, будущие специалисты в области атомной промышленности и «элита» среди студентов, которая станет топ-менеджментом в этой отрасли. С двумя первыми категориями студентов мы общаемся довольно плотно. Было опасение, что священников не захотят слушать, может быть, даже протест какой выразят. Оказалось - все наоборот: слушают с интересом, задают вопросы, вникают.

А вот с «элитой» у вуза иногда проглядываются некие проблемы - некоторые нацелены «на запад». То есть они не видят себя работающими на российскую промышленность. Руководство института просит вступить с ними в открытый диалог. Некоторым не хватает патриотизма, любви к своей Родине. Иван Анатольевич считает, если Церковь попытается оказать свое влияние, может, это немного изменит ситуацию, возможно, эти молодые люди о чем-то задумаются и что-то в их сердцах переменится.

Это очень важно. У нас единственный в своем роде в России научно-исследовательский институт, все очень серьёзно. Поэтому учёные, сотрудники должны быть людьми, исполненными особым патриотическим духом, они должны работать для своего Отечества, для своей Родины. Знания в руках невоспитанного или непорядочного человека - это оружие в руках безумца.

Антицерковная пропаганда
дает плоды до сих пор

Ульяновская область больше всех пострадала за годы советского периода. Это до сих пор осталось? Чувствуется атеистический дух?

Насчет того, больше или меньше пострадала, сложно сказать. Но конечно то, что Ульяновск - родина Ленина, по делам было видно. Фактически все храмы были стёрты с лица земли. До революции на территории Симбирской епархии было 647 храмов, 1500 священнослужителей. Когда владыка Прокл приехал на возрожденную кафедру после тридцатилетнего её небытия, у нас было два храма в городе Ульяновске, пять по области и 16 человек духовенства. Не сохранилось фактически ничего - только храм-часовня на старом кладбище и часть храма святителя Германа Казанского, который был занят под областной архив.

Это что касается внешнего, а внутренний дух?

Когда я в Ульяновске служил, всегда было чувство, что прихожане с большим недоверием относятся к духовенству. Это не потому, что знают, что какой-то священник - плохой человек, нет. На каком-то подсознательном уровне в народе живет мнение, что всякий священник - это обманщик. И это со стороны церковных людей, я уж не говорю про нецерковных, к которым вроде как претензий никаких и быть не может. Люди молятся в храме, идут к тебе за отпущением грехов и принимают из твоих рук Святое Причастие, а подсознательно считают, что ты все равно плохой. Это действительно плоды советской антирелигиозной пропаганды.

Я из своего детства помню очень интересный случай. Бабушка, мать моего отца, жила в коммунальной квартире. И вот у одной её соседки - бабулечки 80 с лишним лет - в комнате были иконы красивые, она молилась каждый день. Я тогда был ребенком, мне было лет шесть, и я к ней заходил как к соседке. Меня как всегда привлекали иконы, она при мне молилась, поклоны била... Наверху в углу иконы висели, под этим иконостасом - обеденный столик, а на стене около столика - карикатуры на попов, советские плакаты Союза безбожников. То есть для неё это было нормально, понимаете? Она верующий человек, она молилась Богу, а попов ненавидела, хотя в церковь ходила. Ну вот разве я размещу у себя над обеденным столом под святыми образами какие-нибудь демотиваторы против Церкви и духовенства? Думаю, это показатель духовного состояния многих жителей Ульяновской области.

Оно до сих пор такое осталось?

У некоторых да. Эти люди фактически всю жизнь ходят в храм, а к священнику любому внутри у него живет некое недоверие и насмешка какая-то.

И как с этим бороться?

Боюсь, что их уже вряд ли переубедишь. Должно вырасти новое поколение. Это как евреи в пустыне: их Господь специально водил сорок лет, чтобы они там остались. Это неисправимо, это навязанное стереотипное мышление, штамп, который им передался, к сожалению, от родителей и от советской государственной идеологии.

Поэтому люди наши - церковные люди - когда батюшка хороший, трудится, они, конечно, признают, что он добрый человек, уважают его, но особого восторга все равно не испытывают. Зато если вдруг слышат какие-то гадости о священнике, это принимается «на ура» - мол, мы так и думали, мы в этом и не сомневались. А ведь это могут быть просто вымыслы и сплетни.

Когда же человек хороший - это воспринимается как данность. Ну, хороший и хороший, батюшка и должен быть таким хорошим.

Порой сторонникам преподавания
православной культуры просто угрожали

Как идет работа со школами?

Очень плотно работаем. Сейчас вот мы активно работаем в области популяризации предмета «Основы православной культуры». Благодаря митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Феофану вопрос, что называется, «сдвинулся с мертвой точки». Владыка Феофан нашел конструктивный подход к членам нашего регионального правительства, в частности к руководству министерства образования. Он сумел убедить, что это действительно необходимо, и в этом году «лед тронулся».

У нас в прошлом году в Димитровграде был самый ничтожный процент преподавания православной культуры от общего количества. Можно было рассказывать все, что угодно, на родительском собрании, с учителями проводили встречи, с директорами... Все соглашаются, никто не возражает, но как только до дела доходит, вдруг выясняется, что выбирают светскую этику. Всех это устраивает, а религиозный компонент оказывается не нужен, хотя все говорят, что это хорошо.

И вот в этом году владыка Феофан вместе с губернатором Сергеем Ивановичем Морозовым провели серьёзную встречу с директорами школ нашей области и министерством образования. После этой встречи можно смело заявить, что 60 процентов директоров наших школ стали сторонниками преподавания ОПК.

А раньше сопротивление было со стороны руководства школ?

Да. В первую очередь это ведь от директора зависит. Там, где находились принципиально настроенные родители, которые настаивали на преподавании основ православной культуры, просто угрожали. Этой весной был у нас случай в поселке Силикатный Сенгилеевского района. Директор школы вызывает православных родителей и говорит: «А вы не думаете о том, что ваш ребенок в нашей школе учиться не будет?»

Медиа и экология - в поле внимания

Владыка, как вообще выстраиваются отношения с властью?

Имеется понимание со стороны руководства. Администрация города Димитровграда, главы районов идут навстречу и на все наши инициативы реагируют позитивно. Самое главное, никто не ставит препятствий нашей деятельности, что очень важно, может быть, даже первостепенно важно.

Святейший Патриарх ставит перед епископатом масштабные задачи, в частности, говорится о необходимости переформировать работу на приходах так, чтобы это было современно и актуально, больше работать с общественными организациями, с властью, активно использовать медиапространство, социальные сети. Удается?

Частично да. Мы работаем во всех этих направлениях. Активно взаимодействуем с Общественной палатой, с ее помощью формируются инициативы для администрации нашего города, и потом администрация их поддерживает. Есть много таких моментов.

Что касается медиа, то вот как раз сейчас ведется работа над созданием нового епархиального сайта. Понятно, что теми средствами, которыми мы на сегодня обладаем, уже обойтись нельзя, поэтому ведем работу по усилению собственных ресурсов, а также взаимодействуем с местными СМИ. При создании нового епархиального портала мы изучили позитивный опыт Московской, Ростовской и некоторых других епархий и постарались адаптировать его к нашим реалиям.

Недавно приступили к реализации нового проекта, который реализуется во взаимодействии со многими как местными, так и федеральными организациями. Это программа, направленная на взаимодействие воскресных школ со станциями юных натуралистов. В былые времена советская школа обеспечивала экологические центры учениками. Сегодня они испытывают острый дефицит. Вот мы и подумали: почему бы Церкви не обеспечить эти станции воспитанниками? Это и для нас решает проблему расширения курса воскресных школ, и для станций юннатов - дефицита активных членов. При успешной реализации проекта у нас, может быть, получится реанимировать совместными усилиями движение «Зеленых патрулей», которые в свое время выполняли ряд социальных функций.

Безусловно, опыт реализации проекта будет представлен всей полноте Церкви.

Епархия как семья

В своих выступлениях Вы часто говорите о том, что ставите своей задачей сделать епархию одной большой семьей. Удалось ли это? И как сделать, чтобы епархия - не только духовенство, но и рядовые верующие - ощущали себя в семье?

Стараемся воплотить эти намерения в реальность. Среди прихожан много людей, которые принадлежат к самым разным слоям нашего общества: и представители власти, и представители каких-то чиновничьих структур, и среднего класса, и бизнеса, и, в первую очередь, простые люди. На первый взгляд это разные люди, которые не могут общаться вот так запросто между собой, потому что в обычной жизни их мало что объединяет. А в Церкви их в буквальном смысле слова объединяет Христос.

То есть они общаются в Церкви, друг друга знают?

И общаются, и знают друг друга. У меня есть прихожане из администрации нашей области, которые запросто взаимодействуют со своими братьями и сестрами во Христе. Порой это решает и какие-то социальные проблемы - люди находят друг ко другу дорогу через Церковь.

Вера во Христа действительно становится самым главным объединяющим фактором в нашем народе. Святейший Патриарх Кирилл призывает к тому, чтобы приходы превращались в общину, как это было в первые века христианства и в какой-то степени - до революции во многих приходах. Нам нужно возвращаться к такой организационной форме, чтобы в конкретном храме была конкретная приходская община конкретных людей, которые объединены совместной общественно-церковной деятельностью и действительно знают друг друга, общаются с друг другом, заботятся друг о друге и понимают, ради Кого они все это делают. Именно ради к любви ко Христу, чтобы всю эту любовь показывать на делах, свидетельствовать о своей живой вере во Христа.

На самом деле, такие общины у нас были всегда. Я опять вспоминаю о храме села Таволжанка, куда ходил мальчишкой - там действительно была община. Это были люди не конкретно из этой деревни - из местных людей в храм ходило очень мало. Основу прихода составляли люди из близлежащих деревень, которые фактически на каждую службу съезжались отовсюду. Они любили своего священника, любили свой храм, знали друг друга, оставались ночевать группами у кого-то из прихожан. Бывало, у одной старушки остается после Всенощной человек десять, вместе молятся, вместе трапезничают, общаются, делятся своими жизненными ситуациями, назидают друг друга. Самая настоящая община была.

И сейчас такие общины есть при каждом храме, просто сейчас это, может, по количеству людей не так много, как хотелось бы. Но над этим мы работаем.

А молодежи в храме больше стало?

Да, слава Богу. Стоит отметить, какая молодежь в храм ходит: они осознанно идут. Я понимаю, что у каждого свои моменты что касается внутренней веры, порывов и намерений, каких-то желаний.... Но вот, например, я два года уже служу в кафедральном соборе и знаю всех своих прихожан, вижу, кто у меня на каждом богослужении стоит, и очень радует, что у меня на каждой литургии фактически треть молящихся - это молодые люди, молодые семьи, много детей.

Хватает ли времени на общение с паствой?

Я следую примеру владыки Прокла: в любое время доступен для всех. И кто бы ко мне ни пришел, я всех принимаю, невзирая на лица. Кто умный, кто красивый, а кто наоборот - если пришли, значит, Господь для чего-то их послал. Я слушаю, если могу дать какой-то дельный совет, оказать помощь словом или делом, стараюсь все это исполнять. Считаю, что это мой долг. Владыка Прокл всегда так делал и поэтому я стараюсь этому следовать.

У меня нет специальных часов приема: если я есть на месте, то пожалуйста - приходите, обращайтесь, и не нужно писать прошение, чтобы попасть ко мне на прием. Человек попадает сразу, как только приходит. Если я на месте, я его не держу в приемной и не смотрю, кто это: пришел - значит, пришел. Стараюсь ответить на его запросы и отпустить с Богом.

Руководитель Мелекесской епархии, епископ Диодор, который несколько месяцев назад в своем обращении к пастве назвал крещенские купания «безумным поступком, искушающим Бога» , выступил с новой порцией обличения. На этот раз под праведный гнев главного димитровградского священника попали журналисты. Диодор обобщенно назвал представителей этой профессии «служителями Лукавого», «киллерами» и «ассенизаторами». 73 online . ru связался с епископом, чтобы узнать, где же грешным журналистам искать поддержки и прощения, если даже священнослужители бросают в них камни.

Свое мнение о представителях пишущей братии епископ Диодор высказал в Фейсбуке - на странице главной IT-шницы региона Светланы Опенышевой, которая пожаловалась на то, что журналисты димитровградской газеты «Местное время» воспроизвели в номере недостоверную информацию - «уволили» чиновницу с должности директора департамента, хотя Светлана Владимировна продолжает руководить ведомством.

Опенышева потребовала от издания опровержения информации, хотя в целом была достаточно вежлива в обращении к пишущей братии. Чего нельзя сказать о епископе, главе Мелекесской епархии отце Диодоре. Священник пришел на выручку Опенышевой и в комментариях под ее постом в Фейсбуке принялся обличать не только журналистов димитровградского издания, которые допустили ошибку, но и всю пишущую братию - безапелляционно, грозно и не стесняясь в выражениях:

Жалкая газетенка. Очень жаль тех людей, кто там работают журналистами, кто редактор и прочие. Бедные ассенизаторы. Собирают везде, где только можно, всю грязь, и выливают её на наших граждан. Жизнь у большинства очень трудная, а эти товарищи, служители лукавого , ибо он диавол, лжец и человекоубийца от начала, лишь своей ложью и распространением негатива, ещё больше усугубляют трудное жизненное положение.

ТАКИЕ РАБОТНИКИ СМИ ВРАГИ САМИМ СЕБЕ, СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ, СВОЕМУ НАРОДУ. Ибо только лишь ещё больше способствуют разрухе и деградации. Очень жаль, что ради зарплаты наши соотечественники готовы «убивать» духовно своих сродников и сограждан. Та зарплата, что эти писатели получают, - смешная, а цена их зла велика. Они продают свои души и все доброе, что нам дал Бог, за чечевичную похлебку .

Спрос рождает предложение, поэтому существуют киллеры, наемные убийцы, существуют аборты, живодерни, войны. Спрос рождает. Есть люди, которым война и убийства приносят большой доход, а кому-то маленький доходик приносит жёлтая пресса, которая продвигает интересы ненавистников всякого Добра.

73 online . ru связался с отцом Диодором, чтобы узнать, разве пристало представителю церкви, чья миссия в служении добру и в отпущении грехов раскаявшимся, так безапелляционно оскорблять не только конкретных людей, но профессию в целом.

Отец, не кажется ли Вам, что публичная нетерпимость, которая прозвучала в Ваших словах, и «навешивание ярлыков», которые Вы позволили себе, недопустимы для Вас, как служителя церкви? Ведь сказал Господь: «Не судите, да не судимы будете».

Извините, но это Вы сейчас на меня ярлыки навешиваете, обвиняя в агрессивности. И Вам, если Вы цитируете Слова Христа, прежде к себе их нужно приложить. Вот когда журналисты будут писать правду о людях, о происходящем вокруг, тогда ни мне, ни кому-то другому даже в голову не придёт сказать в их адрес что-то недостойное их призвания. И не стоит меня осуждать Вам, я высказал свое личное субъективное мнение. По-вашему, я не имею на это право? Дай Вам Бог здоровья и светлого разума.

Имеете, конечно. Но ведь мы, грешники, ждем от отцов церкви понимания и прощения. Отстраненности от мирских страстей. Получается, Ваша позиция идет в разрез с нравственными позициями РПЦ?

Это не моё личное мнение и слова, а многих уважаемых в городе граждан. А в нетолерантности обвинять меня не стоит.

Мне кажется, в Ваших словах звучат гордыня и спесь. Это режет ухо, когда такие слова произносит священник. Возможно, мы такие. Подлые и желтые. Но мы не хотим это слышать от того, к кому мы ходим каяться! Вам не кажется, что это неправильно?

Если в Ваших словах правда, Бог будет на Вашей стороне. А если наоборот, то ваше лукавство вернется к Вам. И это никак не по моей вине. Храни Вас Бог. И если Вы честный журналист, и, главное, честный, добрый человек, почему Вы все проецируете на себя?

Наверное, потому что мы отчасти чувствуем правдивость Ваших слов. Но нам кажется ужасным, что в том мире, где церковь - наша последняя надежда на спасение, даже священники кидают в нас камни.

Я в Вас камни не кидаю. Тем более, лично в Вас. Я призываю к совести некоторых. Непорядочные люди есть везде. И среди духовенства. Но я в противовес плохим явлениям своей жизнью и делами стараюсь свидетельствовать о Добром. Поэтому никакой агрессии. Жесткость... да. Но толерантными мы не можем быть. Мы должны бороться со злом и грехом. Другой момент - мы должны разделять грех... и грешника. Я не желаю кары ошибившемуся или согрешившему. Само явление греха зла - отвратительно и несёт смерть. А человек...он прежде всего жертва. Жертва диавола. Я как пастырь обязан говорить правду. Называть вещи своими именами. Это не всегда легко и просто.

Дарья Косаринова

Епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор не благословил верующих вверенной ему епархии с центром в Димитровграде Ульяновской области купаться на Крещение в проруби. Традицию крещенских купаний он при этом осудил как опасную для жизни и не имеющую отношения к Церкви.

«После того, как совершается великое освящение воды, начинается странное действо: люди раздеваются и начинают бросаться в прорубь. Ответственно заявляю: прощение грехов в холодной проруби, даже если это освященная вода, никто ни при каких обстоятельствах не получает. Если бы это было так, я бы первый пошел купаться в эту прорубь. Прощение грехов мы получаем от Господа при условии, что искренне раскаиваемся и меняем свою жизнь. А не то, что вот кто-то из вас залез в прорубь, а потом вылез из нее, да еще и водки хряпнул по случаю того, что накупался. Какое прощение грехов? Простите меня конечно, но к Церкви этот обряд никакого отношения не имеет», - заявил епископ, обращение которого опубликовано на YouTube .

В подкрепление своих слов архипастырь привел случаи гибели людей, включая одного священника, во время купания в проруби на Крещение, и посоветовал «не искушать Бога».

Своим выступлением владыка Диодор вступил в заочную дискуссию с патриархом Московским и вся Руси Кириллом, который ранее негативно отозвался в адрес критиков традиции крещенских купаний.

«Иногда бывает так, что наши злые мысли, наши злые дела, наша ненависть к людям ожесточает сердце настолько, что человек не способен воспринимать силу благодати, даже даруемую ему без всяких усилий с его стороны Самим Богом. А иногда вместо умиления и радости - озлобление, борьба с религиозными предрассудками: что это такое, у нас что народ, с ума сошел? Еще и детей тащат в купель, о здоровье бы позаботились… Не о здоровье такие заботятся - не могут душой своей принять благодать Божию. Люди осеняют себя крестным знамением и спускаются в крещальные воды с осознанием своей греховности и просят у Господа помощи и прощения грехов. И получают не по своим заслугам, а ради милосердия и милости Божией», - цитирует проповедь патриарха официальный сайт Московского патриархата .

Патриарх Кирилл убежден, что участники крещенских купаний «не столько к традиции народной приобщаются», но становятся «другими, почувствовав силу Божественной благодати».

По православным канонам, как архиереи, патриарх Кирилл и епископ Диодор вправе иметь каждый свое собственное мнение по любому вопросу, по которому не выработана общецерковная позиция, а на счет крещенских купаний ее пока нет, прокомментировал эти разногласия источник в Московской Патриархии.

Епископу Диодору (Исаеву) сорок лет, он родился в Ульяновской области, окончил Московскую духовную академию и был избран на Мелекесскую и Чердаклинскую кафедру в марте 2013 года, а до этого служил иеромонахом в храмах города Ульяновска.

Прошло пять лет с тех пор, как была образована Мелекесская епархия. Многие с интересом наблюдают за тем, какие перемены последовали за этим. И надо сказать, они оказались к лучшему. Создание новой церковно-административной территориальной единицы привнесло новое дыхание в православную жизнь тех территорий, которые вошли в ее состав. Возглавляет епархию молодой, но очень деятельный Владыка Диодор, который, как он сам признается, еще в пятом классе заявил, что будет священником. Он тверд в своем выборе и по сей день посвящает свою жизнь служению Богу и людям. С ним мы беседуем о современных вызовах, спорах вокруг Крещения Руси, работе с молодежью, а также взглядах на жизнь и смерть.

Цивилизационный выбор

Владыка, буквально на днях вся страна отмечала особый праздник - День Крещения Руси. В своем поздравлении Вы назвали выбор Православия мировоззренческим стержнем, сохранение которого является нашим святым долгом. Как на Ваш взгляд, это жителям страны и Вашей епархии удается?

Как мне кажется, вполне удается. В прошлом году мы отмечали тысячу лет со дня кончины святого равноапостольного князя Киевского Владимира. И в связи с этим тема международных Рождественских чтений в Москве звучала «Православие как цивилизационный выбор России».

Сейчас противники Православия утверждают, что якобы с точки зрения Русской Церкви до Крещения Русь населяли дикари, которые «жили в лесу, молились колесу»… Это не так! До принятия Христианства существовала своя весьма развитая цивилизация, со своими понятиями и жизненным укладом. И принятие Православного Христианства не было личной прихотью Владимира, он ощущал сильную потребность в переменах, чтобы общество далее развивалось. Перед Владимиром стоял единственный вопрос: каким путем?!

Сегодняшние неоязычники пытаются убедить всех, что Русь была крещена Владимиром «огнем и мечом». Но принятие новой веры было бы невозможно без поддержки князя его ближайшим окружением и, прежде всего, дружиной, которая представляла собой вольных наемников. И если бы князь Владимир потерял в их глазах свой авторитет, то они бы просто ушли от него! Это было бы невозможно без согласия большинства населения прежде всего Киева.

Государство не может существовать без идейного стержня, или идеологии, а разговор об идеологии и политических приоритетах не может быть оторван от размышлений о духовно-культурном основании нашего общества.

В современном мире присутствует множество идеологий, в основе которых лежат разные мировоззрения. Но я глубоко убежден в том, что чаяниям и интересам большинства нашего народа действительно отвечают те принципы, которые зиждутся не на искусственно конструируемых идеологиях, а проистекают из нравственной природы человека. Нравственность всегда первична, закон вторичен. Закон справедлив только тогда, когда он соответствует нравственным ориентирам общества.

Слава Богу, что основой русской души до сего времени является Православное Христианство, любовь к Отечеству, к родной земле и своему народу. Вот, что является главным для нас, нашим в подлинном смысле мировоззренческим стержнем, который в свое время заложил в нас святой равноапостольный великий князь Владимир, и сохранение этого стержня - действительно святой долг каждого из нас.

Почему, на Ваш взгляд в последнее время неоязычество все сильнее поднимает свою голову?

Возрождение неоязычества лишь часть процесса, направленного на разрушение нашего общества изнутри. Это пришло извне. Мы все знаем, что сегодня происходит в мире. Создается впечатление, что Россия, просто мешает кому-то жить.

Интересный факт: община неоязычников, а возглавляет ее, человек, не имеющий никакого отношения к славянской нации, тем более к славянской древней религии, также во главе различных псевдо-христианских сект стоят люди, далекие от Христианства как такового.

Православие - объединяющий фактор

С какими основными вызовами сталкивается сегодня Церковь? Вы как епископ? Что можно им противопоставить? Какие главные проблемы современного общества вы видите?

Главный вызов - это та информационная война, развернутая в интернете и ряде СМИ против Русской Церкви, которую пытаются дискредитировать в глазах российского народа. Ведь не секрет, что Православие - это сильный объединяющий фактор русского народа. Всех, кто считает себя православными христианами. Для уничтожения нашего народа очень важно лишить его национального самосознания, самоидентификации, а Православие играет в данном случае важную консолидирующую роль.

Сегодня некоторые пытаются оспорить высказывание великого русского писателя Федора Достоевского «быть русским - значит быть православным». Но в этом заключается вся правда о нашем русском народе.

Я часто говорю в своих проповедях о русском народе, и меня однажды поправили, что мы живем в России и она многонациональна. Хочу отметить, что для всех, кто живет за пределами нашего Отечества, нет разделения на чувашей, татар или мордву. Мы для них все русские. Русский народ вообще всегда отличался миролюбивостью и терпимостью к другим народам и религиям. Это вообще является одной из важных основ нашей великой России.

Вспомните идеологию, которая существовала даже в СССР. Я воспитывался в советской школе и благодарен ей, что нас воспитывали с убеждением в том, что все люди равны, независимо от национальности или цвета кожи. Как и мы говорим в Церкви: «мы все дети Божьи». И я всегда мыслю такими категориями.

Не могу не сказать и о главной проблеме современности, которую видит Церковь - это культ потребления и вседозволенности (которую многие почему-то принимают за свободу личности). В основе которой лежит стремление к максимизации удовольствий. Этот культ можно сравнить с настоящей эпидемией, которая до неузнаваемости меняет человека, превращает образ и подобие Божие в бездушный механизм по борьбе за материальные блага и услуги. И самое страшное происходит тогда, когда этот культ проникает в сферу живых человеческих отношений, как, например, любовь или дружба, привнося в это потребительские чувства по принципу «ты мне — я тебе», а если нет такого обмена, то нет ни любви, ни дружбы.

Потеря религиозной перспективы, потеря веры в жизнь будущего века приводит к тому, что сознание людей трансформируется и концентрируется исключительно на мнимом личном благе.

Как этому противостоять? Самое важное здесь — твердо держаться стратегической линии жизни: хранить систему евангельских ценностей, хранить веру. Тогда жизнь наполняется смыслом, вера крепнет, появляется гражданская позиция. Всё становится на свои места, когда Бог является для человека главным мерилом в жизни, а все внешние факторы в этом случае просто уже лишены возможности разрушить личный внутренний мир.

С Божией помощью всё благоустраивается

В 2012 году решением Священного Синода в составе Симбирской митрополии была учреждена Мелекесская епархия, управление которой было доверено Вам. Что изменилось в епархии за это время? Что удалось сделать? Что нет и почему?

Очень многое на территории нынешней Мелекесской епархии было благоустроено еще во время архипастырского служения приснопамятного Митрополита Симбирского Прокла (Хазова), под чьим мудрым руководством Бог судил мне трудиться почти 14-ть лет. Это был замечательный человек, и сегодня я стараюсь делать всё именно так, как он учил. Главное, чему своим личным примером учил всех нас Владыка Прокл - это любовь к Богу и людям. Поэтому всё, что сегодня делается для успешного осуществления церковной миссии на территории Мелекесской епархии - делается с любовью и добрым чувством.

Мне помогают мои ближайшие помощники, сотрудники Епархиального управления, да и все священнослужители нашей епархии, которым я, кстати, хочу выразить за это огромную человеческую благодарность!

Благодаря нашим совместным усилиям епархия ныне осуществляет свою многообразную деятельность и активно развивается. Реализуется множество проектов. Приведу несколько из них.

Два года назад у нас был создан Епархиальный отдел экологии и охраны окружающей среды. До того момента ни в одной епархии Русской Церкви не существовало подобного структурного подразделения. В этом деле наша епархия стала первопроходцем при поддержке Российского Фонда Мира.

В настоящее время на территории Мелекесской епархии открываются новые приходы, строятся храмы, образованы сообщества православных активистов и многое другое. Обо всех событиях епархиальной жизни обыкновенно сообщает наш епархиальный сайт http://meleparhia.ru/

Разумеется, что многое еще предстоит сделать. Но с Божией помощью всё благоустраивается.

Что не удалось? Очень хочется строить и восстанавливать больше храмов. Они должны быть для людей, что называется в «шаговой доступности». Это раньше люди, готовы были идти пешком за 30-50 километров, чтобы попасть в храм. Приведу пример, мы открыли маленькую часовню на улице Курчатова и она не бывает пустой. Люди туда ходят, причем это новые люди, которые раньше почти не ходили в другие храмы, и они очень благодарны за возможность посещать этот храм.

К сожалению, из-за сложной экономической ситуации, многие наши проекты реализуются не так быстро. Но все это жизнь. И это общая ситуация для большинства наших соотечественников.

Как у вас не опускаются руки?

Я такой же человек, и мне случается переживать разные испытания и трудные ситуации, но я всегда вспоминаю историю Церкви, наших святых…Я очень люблю Серафима Саровского и в трудные минуты всегда обращаюсь к его наставлениям, к примеру его жизни. И укрепляюсь в своей вере, утешаюсь пониманием того, что я живу в мирное время, что у меня есть свобода вероисповедания и меня, как священника, никто не преследует, как это было совсем недавно. И все проходит.

Работа с молодежью

Сегодня к Богу обращаются от млада до велика. Очень важно привлечь в храмы молодежь. Как это сделать? Удается ли это?

Действительно, в храмы все больше и больше приходит молодых людей. Это радует. Это дает надежду, что у нашего народа есть будущее. Я помню, как Владыка Прокл рассказывал: «Когда я учился в начальной школе в Ленинграде, учительница нам говорила, вот умрут старухи и церкви не будет. А теперь мне уже 70 лет, я уже старик,- смеялся владыка Прокл, а Церковь все есть».

Практически в каждом благочинии (районе) нашей епархии созданы молодежные движения. В Димитровграде это православное молодежное движение "Преображение", которое регулярно участвует в жизни общественно-церковной деятельности, в духовно-просветительских акциях, социальном служении и просто совершает много добрых дел.

Работа с молодежью на приходах имеет различные формы. В частности: беседы и встречи с духовенством и специально приглашаемыми гостями; вероучительные занятия; группы по изучению Священного Писания; миссионерские акции и поездки; социальные проекты; молодежные летние лагеря; интернет-проекты; киноклубы; кружки по интересам; проекты по профилактике зависимостей; спортивные секции; военно-патриотические клубы; клубы молодой семьи. Всё это сегодня присутствует и в нашей епархии. Самым важным здесь является желание самого молодого человека узнать что-либо о своей вере, о Православной Церкви.

Когда молодые люди переступают порог храма и начинают свой собственный путь к Богу, для них постепенно начинает открываться глубина и красота духовного мира своего народа, своей страны, своей культуры. Это не только в духовном, но и в культурологическом смысле обогащает человека - он в подлинном смысле слова преображается.

Дай Бог, чтобы наши молодые люди открыли для себя эту важную часть жизни.

Как идет сегодня работа со школами?

Сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону и все это произошло благодаря энергии и упорству Владыки Феофана (ныне служащего в Казани), который при поддержке Губернатора смог решить этот вопрос. До 2015 года в Димитровграде количество муниципальных средних школ, изучающих основы православной культуры было одним из самых низких в области - всего 2%! Сейчас 46%.

В Мелекесской епархии существует Образовательный отдел, который осуществляет взаимодействие с учебными заведениями. Обычно это происходит по инициативе преподавателей либо родительского коллектива.

Священнослужителей приглашают во время празднования основных христианских торжеств - Пасхи, Рождества Христова, Крещения и т.д. Духовенство рассказывает детям и подросткам о содержании праздника, наставляет в православной вере и доброделании.

Некоторое время назад, в связи с трагическим событием в рабочем поселке Карсун Ульяновской области, связанным с так называемыми группами смерти "Синим китом", и другими подобными случаями - педагогами, психологами и священнослужителями Мелекесской епархии была проделана большая совместная работа, предприняты все возможные усилия для обеспечения противодействия распространению вредоносной для детей информации. Всё это внесло весомый вклад в процесс противостояния разложению и радикализации нашей молодежи посредством субкультурных явлений и информационных провокаций.

Это лишь один из примеров реагирования на современные вызовы, но мы всегда стараемся действовать именно в таком ключе, по-доброму помогая светскому обществу.

О взаимоотношениях с властью

Владыка, как Вам удалось выстроить взаимоотношения с властью муниципальной, областной? Есть ли поддержка?

У нас милостью Божией сложилось плодотворное сотрудничество с руководством Ульяновской области, города Димитровграда и районов, входящих в состав Мелекесской епархии. Каким образом? Многие моменты в нашей жизни - они либо есть, либо их нет. Духовенство вверенной мне епархии, слава Богу, находит доброе взаимопонимание и поддержку от местной государственной власти по многим вопросам. И ничего, в общем-то, в этом необычного нет. Церковь она всегда со своим народом. Да, как многие до сих пор любят акцентировать, она отделена от государства, но как отделить от государства граждан Российской Федерации, из которых состоит Церковь?!

С добрым сердцем хотел бы отметить, что администрация города всегда старается помочь и идет нам навстречу. В качестве примера приведу такой случай. Православные жители Димитровграда хорошо знают Никольский храм, находящийся неподалеку от автовокзала. Никольский храм особо почитается не только жителями столицы Заволжья, но известен и во многих уголках нашей области и региона, в целом. Церковь святого Николая известна благодаря тому, что здесь покоятся мощи небесного покровителя нашей епархии преподобного Гавриила, старца Мелекесского. Именно он является главным ходатаем перед Господом о нас - его духовных чадах - жителях богоспасаемого Мелекесса. Улица Чапаева, на которой стоит Никольский храм, отличается отсутствием плотного автомобильного потока и, вероятно, по этой причине в данной местности состояние придорожных путей оставляло желать лучшего. Прихожане часто обращались к священнослужителям, дабы мы просили руководство города повлиять на ситуацию. И сейчас положение дел в данном вопросе выправилось - мы имеем замечательный тротуар, который был устроен по просьбе прихожан. Это, казалось бы, небольшая помощь, но это очень важно и необходимо для наших пожилых граждан города.

Вы стали членом Общественной палаты области и избраны заместителем председателя. Какие задачи вы ставите для себя на этом посту? Как будете их решать?

Со своей стороны, буду стараться делать всё, чтобы решения Областной общественной палаты отвечали критериям традиционных духовно-нравственных ценностей и православному христианскому мировоззрению. И, конечно же, чтобы каждое действие Палаты было направлено на то, чтобы рядовому гражданину было легче жить и самореализовываться. В этом я вижу основу своего общественного служения - по возможности быть опорой и утешением, помочь, кому возможно, чем смогу.

Для себя определил также, что приму самое активно участие в работе, связанной с вопросами демографии, образования, культуры.

«Чистое будущее»

Владыка, в свое время вы выступили инициатором создания в социальной сети Вконтакте православного сообщества охраны природы «Чистое будущее». Насколько сегодня успешно реализуется этот проект? Что уже удалось сделать в этом направлении и какие планы на будущее?

Из небольшого сообщества в социальной сети «Чистое будущее» оформилось в реальное движение. Оказалось, что в Русской Православной Церкви есть много людей, которым близка тема охраны природы. Мы нашли много единомышленников, как в Ульяновской области, так и за ее пределами. В определенный момент мы поняли, что в епархии необходимо выделить в отдельное направление работу в сфере экологии. Сегодня ведется практическая работа в разных отраслях. Это и забота о беспризорных животных - наши юные волонтеры приводят их в порядок и находят им заботливых хозяев, и сотрудничество с природоохранными организациями в сфере воспитания подрастающего поколения и многое другое. Примерно год назад мы инициировали проведение фотовыставки «Люди, меняющие мир». В ней мы показали различные инициативы Церкви в сфере охраны природы. Выставка вызвала живой интерес и разные епархии стали просить ее у нас. На сегодняшний день выставка прошла не менее, чем в десяти епархиях и до сих пор путешествует по России и другим странам. Она проводится не только на базе епархиальных учреждений. Так, в январе, выставка прошла на площадке Общественной Палаты России и ее увидели не только обычные граждане, но и представители власти и неправительственных организаций. Выставку пригласили в Найроби на площадку ЮНЕП (ООН-окружающая среда).

Но суть не в том, что выставка просто проходит в епархиях, а в том, что после нее активизируется работа по охране природы. И происходит она не только на епархиальном уровне, но и на приходском. Священнослужители ведут постоянную работу со своими прихожанами. Это очень важно. С заботы о своем селе, о своей улице, об участке леса, о брошенной собаке начинается забота о нашей общей планете.

Наша инициатива понравилась многим добрым людям. Сейчас регистрируется общественная организация, которая будет заниматься конкретными программами по развитию природоохранных инициатив Русской Православной Церкви. В числе приоритетных задач - разработка программы по экологии для воскресных школ, которая будет включать в себя как теоретическую базу, так и практические занятия, издание первого в России журнала, посвященного взаимодействию Церкви и природоохранного сообщества, повсеместное проведение акции «Всероссийская уборка».

Кстати, во время проведения выставки в Общественной палате России, мы с представителем ООН договорились о реализации совместного проекта - издание книги, где было бы изложено отношение мировых религий к вопросам экологии. Уверен, что это будет очень интересное издание.

О строительстве

В настоящее время в Озерках идут работы по закладке фундамента нового храма, ремонтируется Свято-Дмитриевский храм в Новой Малыкле, восстановлена старинная часовня на старом кладбище и многое другое. Работа проделана огромная. Что еще предстоит отремонтировать или построить заново? Как идут работы по подготовке к строительству храма в соцгороде?

И в отдаленных приходах, и в епархиальном центре с Божией помощью идет работа по благоустроению церковно-общественной жизни. Вы верно отметили некоторые из актуальных сейчас работ в этом направлении. Приходов в епархии довольно много - больше 80. Многие из них, в особенности те, которые были построены до 1917 года, требуют ремонта. Это и храм в Лебяжьем, и отдаленный храм прихода Космы и Дамиана в селе Кокрять Старомайнского района, и многие другие. Везде, разумеется, нужна значительная финансовая помощь, поскольку сельское население, где находятся эти храмы, редко располагает необходимыми средствами. Для нас все эти вопросы насущны, поэтому мы принимаем любую помощь от добрых людей.

Недавно, как Вы заметили, был выстроен деревянный храм-часовня в районе "Соцгород". Посвящена эта церковь святителю и врачу Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому.

Теперешнее деревянное здание храма совсем небольшое. В дальнейшем рядом с часовней мы планируем выстроить более вместительный храм. По проекту рядом с храмом хотелось бы соорудить сопутствующие здания воскресной школы.

Новый храм в соцгороде, в первую очередь, делает более доступным участие в богослужебной жизни Церкви для жителей этого и прилегающих районов.

Достраиваем сегодня епархиальное управление на территории кафедрального собора. Сейчас здесь идет внутренняя отделка. Если Богу будет угодно, то откроем его уже в следующем году.

В настоящее время мы стараемся возродить ту добрую традицию, когда не было поселения православных граждан без храма. Это непросто. Но, в конце концов, этим миром управляет Господь, и мы полагаемся на Его святую волю, молимся и верим, что Он все управит.

О смысле жизни

И в завершении нашего интервью. У группы «Алиса» есть песня «Инок, воин и шут» в которой есть слова «С Богом надежнее жить, с Богом легко умирать». На ваш взгляд это так?

«…с Богом надежнее жить…» - как я чувствую, без Бога жить вообще бессмысленно! А с Ним, нашим Небесным Отцом и посланным Им Иисусом Христом, все приобретает смысл. Мир в душе, радость, любовь - все то, что мы называем счастьем, в присутствии Творца становятся подлинными, ощутимыми. Без Его присутствия - все призрачно. Все наши жизненные испытания, скорби, лишения, и прочее что мы именуем как страдание - в присутствии Бога приобретают великий ценностный смысл, как путь восхождения, ведущий в Жизнь. А живущих без Бога людей страдания в большинстве случаев ломают и уничтожают.

С Богом все в этой жизни приобретает смысл

Атеисты говорят: «Бога нет!». Но тогда зачем есть мы? Зачем человеку развиваться, становиться лучше, если все конечно? А с Богом, все имеет смысл и перспективу Вечной Жизни. Простой пример: человек построил храм, но главное не в том, что он построил здание, а в том, что созидая, изменил себя, стал чуточку лучше, стал еще на шаг ближе к Нему. Помните, как говорил архимандрит Гавриил, небесный покровитель нашей епархии: « Украшайте свою душу добрыми делами ».

Что касается второй части «с Богом легко умирать», то, что мы здесь называем смертью, не является смертью в присутствии Христа «…верующий в Меня (т.е. тот, кто доверяет свою жизнь Мне), говорит Христос, -…не умирает, но переходит от смерти в жизнь и на суд не приходит». Смерти нет! Людям, которые любят Бога, обращаются к Нему, просят о помощи и благодарят Его за все, что Он посылает, не нужно доказывать, что Бог есть, они просто знают это. Они чувствуют, что Бог близко, Он рядом, Он спасает и помогает. Так что, слова песни отражают духовную реальность.

Благодарю Вас, Владыка, за интервью.

Взаимно Вас благодарю!

Беседовал Дмитрий Шиков (газета "Димитровград")

(† 394) - один из известных христианских богословов IV века. Родившись в Антиохии, он получил образование в Афинах; возвратившись в родной свой город, принял горячее участие в борьбе с арианами, имел попечение над антиохийской церковью со времени удаления из Антиохии Мелетия до 372 г., когда должен был спасаться от ариан бегством. Назначенный, в 378 г., епископом Тарса, он присутствовал на втором вселенском соборе в Константинополе, в 381 г. За свое благочестие и ученость Д. пользовался особенным уважением своих соотечественников и современников. Однако, уже Кирилл Александрийский сомневался в его православии; многие видят в нем прямого предтечу несторианства, так как он допускал в Иисусе Христе лишь нравственное, а отнюдь не субстанциональное единение двух естеств. Вероятно, это было причиной, что до нас из многочисленных его сочинений сохранились лишь небольшие фрагменты. Они собраны у Миня, "Patrologiae curs. completus ser. graeca" (t. XXXIII). Сведения о потерянных его сочинениях см. в издании: "J. S. Assemani bibliotheca orientalis" (Рим, 1719-1728, t. III, pars 1).

  • - Diodōrus, Διόδωρος, 1. по прозванию Кронос, из Иаса в Карий, философ мегарской школы, жил при дворе Птолемея Сотера и был знаменитый диалектик. Diog. Laert. 2, 111. Strab. 14, 658. 17, 838; 2...

    Реальный словарь классических древностей

  • - Прочтя все надписи: «Навек с тобой», «Здесь были Коля с Катей», «Диодор Иеромонах и послушник Исидор Здесь были. Дивны божии дела», – Прочтя все надписи, выходим в море РП АБ907...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Diodoros, из Тарса, ок. 330-393 гг. н. э., греческий христианский писатель...

    Энциклопедия античных писателей

  • - Альфред, американский математик и философ, уроженец Польши...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - ДИОДО́Р КРОН из Яса в Карии – др.-греч. философ мегарской школы. Жил при дворе Птолемея Сотера. О его жизни фактически ничего не известно...

    Философская энциклопедия

  • - Альфред - польско-американский логик и математик, один из главных представителей Львовско-варшавской школы. Доцент Варшавского университета...

    Новейший философский словарь

  • - из Иаса в Карий, философ-мегарик, главный представитель т. н. Диалектической школы - позднего периода существования Мегарской школы. Жил и учил в Афинах и Александрии...

    Античная философия

  • - иеромон., магистр богословия, р. в Рязанск. губ., с. протоиерея, препод. церк. истор. в СПб. дух. акад., † 3 янв. 1860...
  • - иеромонах, был сыном рязанского протоиерея, воспитывался в Рязанской семинарии, по окончании ее поступил в С.-Петербургскую духовную Академию, которую окончил в 1855 г. со степенью магистра и тогда же был...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Альфред - пол. логик и математик. Изучал математику и философию в Варшаве в 1919-1923...

    Философская энциклопедия

  • - философ-перипатетик, ученик Критолая; жил во втором веке до Р. X. Старался соединить учение стоиков и эпикурейцев с аристотелевской философией. Высшее благо отожествлял с добродетелью и отсутствием страданий...
  • - философ мегарской школы, крупный диалектический талант; родился в Карии во второй половине IV в. до Р. X. Был соперником Стильпона. Цицерон называет его dialecticus valens...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - епископ тарский, один из известных христианских богословов IV века. Родившись в Антиохии, он получил образование в Афинах...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Альфред, польский логик и математик...
  • - Тарский Альфред, польский логик и математик...

    Большая Советская энциклопедия

  • - польский и американский логик и математик, один из главных представителей львовско-варшавской школы. С 1939 в США. Труды по логико-алгебраической теории моделей, методам изучения исчисления предикатов...

    Большой энциклопедический словарь

"Диодор (епископ тарский)" в книгах

Диодор Циновский. Новеллы карикатуриста

Из книги автора

Диодор Циновский. Новеллы карикатуриста Каблук Хочу рассказать об одном случае из фронтовой жизни. Начну с Петра Васильевича Федорова, цинкографа нашей армейской газеты «За Родину».Звали его все мы в редакции просто дядя Петя, по причине солидного возраста. До войны он

ПАВЕЛ ТАРСКИЙ

Из книги Воскрешение Героя автора Серрано Мигель

ГЛАВА XVII: Чёрч, Тюринг, Тарский и другие

Из книги Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда автора Хофштадтер Дуглас Роберт

ГЛАВА XVII: Чёрч, Тюринг, Тарский и другие Формальные и неформальные системы НАСТАЛ МОМЕНТ, когда мы уже можем сформулировать один из основных тезисов этой книги любой аспект мышления можно рассматривать как описание на высшем уровне некой системы, которая на низшем

Диодор

автора Ковалев Сергей Иванович

Светоний, Дион, Диодор и другие

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Светоний, Дион, Диодор и другие Конец гражданских войн затрагивал писатель императорской эпохи Гай Светоний Транквилл (около 75-160). Ему принадлежат «XII био­графий цезарей», начиная с Юлия Цезаря и кончая Домицианом. Инте­ресующая нас эпоха отражена в первых двух

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Из книги Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры автора Шово Мишель

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА Диодор Сицилийский (ок. 90–21 гг. до н. э.) - историк эпохи эллинизма, автор обширного труда по всемирной истории («Историческая библиотека») в 40 книгах, охватывавшего Египет, Ассирию, Индию, Мидию, острова Западного и Восточного

Диодор

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Диодор Таковы три писателя, которые сохранили нам основную историче­скую традицию ранних периодов римской истории. Дополнением к ним служит ряд других литературных источников. Отдельные, иногда очень ценные замечания можно найти у историка I в. до н. э. грека Диодора

Диодор Сицилиец

Из книги Игры, угодные богам автора Куринной Игорь Игоревич

Диодор Сицилиец Очень интересная личность. Оставил внушительный труд, затрагивающий, в том числе, и историю олимпиад. О своём труде Диодор Сицилиец пишет сам: «…Мы работали над его созданием целых тридцать лет, подвергаясь множеству злоключений и опасностей, посетили

Диодор Сицилийский

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Диодор Сицилийский (ок. 90-21 гг. до н.э.) историк При ссоре с кем-либо нужно иметь в виду, чтобы эта ссора сменилась впоследствии

Диодор Сицилийский

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Тарский Альфред

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ

Святые священномученики Маркелл, епископ Сикелийский, и Филагрий, епископ Кипрский

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Святые священномученики Маркелл, епископ Сикелийский, и Филагрий, епископ Кипрский Святые Маркелл и Филагрий были рукоположены во епископов. Они были современниками святого священномученика Панкратия Тавроменийского. Мощи святого Филагрия находятся на острове

Феодор, епископ Ростовский и Иоанн, епископ Суздальский - переложение мощей

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Феодор, епископ Ростовский и Иоанн, епископ Суздальский - переложение мощей Святитель Иоанн, епископ Суздальский, по всей вероятности, родился в пределах Суздальско-Нижегородского княжества в начале XIV века. Он принял монашеский постриг в молодые годы. В 1350 году

ДИОДОР ТАРСИЙСКИЙ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ДИОДОР ТАРСИЙСКИЙ еп. (ок. 330 - ок. 394), экзегет и богослов. Род. в Антиохии. Получил классич. образование в Афинах и богословское - под руководством *Евсевия Эмесского. Д. отличался широкой эрудицией. Одно время он возглавлял монашескую общину в родном городе. Став

Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской (+ 1289)

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской (+ 1289) Память его празднуется 3 февр. в день преставления и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святыхСвятитель Симеонбыл епископом в Полоцке,но был вынужден



Поделиться: