Фроянов древняя русь в 9 13 вв. Игорь фроянов. Критика политической деятельности

Прозаик
День рождения: 22.06.1936
Место рождения: Армавир, Краснодарский край, РСФСР, СССР

Советский и российский историк, доктор исторических наук. Общественный деятель, писатель. Профессор, с 1982 по 2001 года - декан исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Сын потомственного кубанского казака, командира Красной Армии, который был репрессирован в 1937 г., реабилитирован в 1957 г.

После прохождения военной службы в 1955-1958 гг. поступил на исторический факультет Ставропольского пединститута. С 1963 г. - в аспирантуре исторического факультета Ленинградского госуниверситета. В 1966 г. защитил кандидатскую, в 1973 г. - докторскую диссертацию. С 1966 г. работает на историческом факультете ЛГУ (СПбГУ). С 1982 по 2001 г. - декан исторического факультета, а с 1983 по 2003 г.- завкафедрой истории России (с перерывами). Председатель диссертационного совета СПбГУ по таким специальностям, как отечественная история, всеобщая история (древний мир, средние века, новое и новейшее время) и историография, источниковедение и методы исторического исследования.

Ученик профессора В. А. Романовского и В. В. Мавродина, видный представитель ленинградской (санкт-петербургской) исторической школы (в том числе по признанию его оппонентов), создатель и глава Санкт-Петербургской школы историков, специализирующихся на изучении средневековой Руси. Один из теоретиков антиглобализма в России. Член редакционного совета радиогазеты «Слово».

Концепция истории Древней Руси

Игорь Фроянов доказывает доклассовый и общинный характер общественного и государственного строя Древней Руси.

В своей докторской диссертации и вышедшей на её материале книге «Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории» он отказался от господствовавшего в советской историографии представления о классовом и феодальном характере Руси и показал, что в древней Руси крупное частное землевладение было развито слабо и базировалось на труде рабов, а не феодально зависимых людей, которых среди всего населения было чрезвычайно мало (часть смердов). При этом в книге 1974 года он воздержался от прямой оценки общественного строя Руси IX-XIII веков как феодального или рабовладельческого, а в книге 1980 года «Киевская Русь. Очерки социально-политической истории» прямо заявил о дофеодальном характере древнерусского общества.

Согласно концепции Фроянова, население Киевской Руси было свободным и непосредственно участвовало в управлении государственными делами на вечевых собраниях. Территориальная община решала вопрос о власти, призывала и изгоняла князей. Таким образом, государство на Руси возникло до разделения общества на классы.

Критика исторической концепции Игоря Фроянова

Концепция Фроянова шла вразрез с официальной доктриной о возникновении государства в обществе, в котором появились классы, и с теоретическими построениями виднейших советских историков старшего поколения, что вызвало сначала игнорирование его книги, а затем волну критики в его адрес. После того как Фроянов стал деканом исторического факультета Ленинградского университета, стало невозможно не замечать его публикаций, и его противники предъявили историку ряд обвинений: отступление от марксизма, отход от столбовой дороги отечественной историографии, непонимание древнерусских текстов. Из-за противодействия третья книга декана исторического факультета, посвященная вопросам историографии, не могла быть опубликована в университетском издательстве вплоть до 1990 года.

С критикой концепции Фроянова в советское время выступали академики С. Тихвинский, академик РАН, академик АН СССР, директор Института археологии АН СССР (1956-1987) Б. А. Рыбаков, член-корреспондент АН СССР В. Т. Пашуто, М. Б. Свердлов.

Критика деятельности и политических воззрений

Историк, член-корреспондент Российской академии наук Рафаил Ганелин обвинил Игоря Фроянова в ксенофобии и пропаганде национальной ненависти, наподобие гонений на «космополитов» в 1950-е годы. Игоря Фроянова обвиняли в национализме и конфликтах с другими учёными кафедры. Ректор СПбГУ Людмила Вербицкая обвиняла Игоря Фроянова в авторитаризме.

Борис Комиссаров, доктор исторических наук, профессор, утверждал, что Фроянов - «национал-коммунист, ксенофоб, антисемит», что «он искренне верит, что, по крайней мере, в последние три века Россия является жертвой мирового антирусского заговора, и согласно своим теоретическим воззрениям он и управляет факультетом», обвинял его в диктатуре.

В апреле 2001 года Учёный совет университета отказал И. Я. Фроянову в продлении его деканских полномочий. 26 июня 2003 года он был освобождён от заведования кафедрой русской истории.
Смещение Фроянова с должности декана вызвало протест у части российских историков и общественных деятелей патриотических взглядов. В частности, российский историк Михаил Флоринский дал следующую оценку: «После выхода в свет книги „Падение в бездну“, словно по команде, в ряде либерально-масонских СМИ началась травля учёного. В результате этой кампании Фроянов в 2001 был лишен должности декана исторического факультета. Но это нимало не смущает учёного и педагога, более всего дорожащего свободой творчества и не привыкшего изменять Истине.»

В защиту действий Игоря Фроянова выступил Союз писателей России, ряд членов которого подписали коллективное обращение к учёному совету университета с просьбой отменить решение об отставке историка, в котором было сказано: «Западники, либеральные интеллигенты объявили тотальную войну всей русской истории, нашим достояниям и победам. Либерально-демократические, кормящиеся из западных источников силы начали новое наступление на русскую науку, культуру, литературу. Одной из устрашающих жертв должен стать профессор И. Фроянов».

Библиография:

Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. Л., 1974.
Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
Становление и развитие раннеклассовых обществ. Л., 1986 (в соавт.).
Города-государства Древней Руси. Л., 1988 (в соавт.).
Киевская Русь. Очерки отечественной историографии. Л., 1990.
Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991. № 6.
Мятежный Новгород. СПб., 1992.
Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. СПб., 1995.
Рабство и данничество у восточных славян. СПб., 1996.
Былинная история. СПб., 1997 (в соавт.).
Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999.
Октябрь семнадцатого (глядя из настоящего). СПб., 1997 (2002 - 2-е изд.).
История России от древнейших времен до начала XX в.
Начало христианства на Руси.
Погружение в бездну (Россия на исходе XX века). СПб., 1999 (2001, 2002 - 2-е, 3-е изд.).
Начала Русской истории. Избранное. М., 2001.
Загадка крещения Руси. М., 2007; 2-е изд. 2009.
Драма русской истории: На пути к Опричнине. М., 2007.

Должность: профессор
Степень: доктор исторических наук
Звание: профессор
328-94-48 доб. 6405
[email protected]

Игорь Яковлевич Фроянов с полным основанием может быть назван выдающимся русским историком с широким диапазоном исследовательских интересов и значительными результатами научной деятельности, выраженными в большом количестве книг и статей (двенадцать монографий, свыше трёхсот статей и брошюр).

Игорь Яковлевич Фроянов родился 22 июня 1936 г. в городе Армавире в семье кубанского казака — командира Красной Армии, репрессированного сталинским режимом в 1937 г. и реабилитированного в 1957 г. Трудное детство и отрочество сына «врага народа» в конечном счёте не смогли сломать жизнь И. Я. Фроянову: в 1954 г. он заканчивает школу, в 1955-1958 гг. служит в армии, в 1958-1963 гг. учится на историко-филологическом факультете Ставропольского пединститута. В студенческие годы у И. Я. Фроянова под влиянием его первого Учителя — профессора Виктора Александровича Романовского пробудился активный исследовательский интерес к проблемам русской средневековой истории. В 1963 г. этот интерес привёл И. Я. Фроянова в аспирантуру Исторического факультета ЛГУ. Научным руководителем молодого аспиранта стал замечательный русский учёный профессор Владимир Васильевич Мавродин.

Со времён защиты в 1966 г. кандидатской диссертации судьба И. Я. Фроянова неразрывно связана с Петербургским университетом, в котором он работает уже около 40 лет. И. Я. Фроянов — доктор исторических наук (с 1976 г.), профессор (с 1979 г.), заведующий кафедрой Русской истории (в 1983-2002 гг.) и декан Исторического факультета СПбГУ (в 1982-2001 гг.).

  1. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории (Л.,1974);
  2. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории (Л., 1980);
  3. Города-государства Древней Руси (Л., 1988; в соавторстве с А. Ю. Дворниченко);
  4. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь (Л., 1988; в соавторстве с Г. Л. Курбатовым и Э. Д. Фроловым);
  5. Киевская Русь. Очерки отечественной историографии (Л., 1990);
  6. Мятежный Новгород (СПб., 1992);
  7. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы (М.;СПб., 1995);
  8. Рабство и данничество у Восточных славян (СПб., 1996);
  9. Былинная история (Работы разных лет) (СПб., 1997; в соавторстве с Ю.И.Юдин);
  10. Октябрь семнадцатого (Глядя из настоящего) (СПб., 1997);
  11. Погружение в бездну. (Россия на исходе ХХ века) (СПб., 1999);
  12. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя (СПб., 1999);
  13. Начало Христианства на Руси. Ижевск, 2003.

Исследования И. Я. Фроянова выдвинули его в число ведущих в нашей стране и за рубежом специалистов по истории русского средневековья. Ныне научная общественность всё чаще обращается к концепции И. Я. Фроянова и созданной им в университете школы историков Древней Руси. Эта концепция, выдержав в «доперестроечные» годы обвинения в «антимарксизме», «буржуазности», «забвении формационного и классового подходов», остаётся в соответствующей области одним из наиболее плодотворных исследовательских направлений.

Концепция школы И. Я. Фроянова органически связана с отечественной историографической традицией. В период, когда исторические исследования оставались более-менее свободными от жестокого подчинения идеологическим и политическим требованиям, образ Древней Руси в исторической науке был, прежде всего, образом страны городов-земель, вечевого народовластия, общинной самодеятельности. И. Я. Фроянов находил мужество признавать правоту дореволюционных историков тогда, когда принято было разделять историографию на «научную» и «ненаучную».

В основе видения И. Я. Фрояновым первых веков русской истории лежит тезис об общинном без первобытности характере древнерусского общества XI - начала XIII в. И. Я. Фрояновым детально и всесторонне изучены общественные категории, социальные конфликты, политические учреждения, культура Руси IX-XIII вв. В предложенной И. Я. Фрояновым реконструкции исторической действительности Древней Руси современная культурная общественность получила долгожданные, непротиворечивые и многозначащие ответы на вопросы о «стартовых условиях» отечественного исторического развития и генезисе его основных черт.

Вырастая из комплекса древнерусских исследований, труды И. Я. Фроянова, посвященные XIV-XV вв., закладывают основы для существенных уточнений традиционных научных представлений о социально-экономической и политической эволюции этого времени.

Тесно связанный с основными темами научной деятельности и вместе с тем автономный цикл образуют разыскания учёного в области истории русского фольклора.

Работы И. Я. Фроянова по новейшей истории России — самая спорная часть из всего, что создано учёным. Эти работы анализируют кардинальные и наиболее злободневные проблемы отечественной современности и содержат концепцию развития российского общества и государства в непростой и бурный период 1985-1999 гг.

Самостоятельная позиция, независимость суждений в науке и жизни всегда воспринимались по-разному. Если раньше И. Я. Фроянова обвиняли в отходе от марксистско-ленинской методологии, то ныне, в особенности за книги по новейшему периоду, его нередко называют «консерватором» и даже «реакционером». Но это не смущает автора, не привыкшего поступаться свободой индивидуального творчества.


Игорь Яковлевич - ученик патриарха ленинградских историков - ученик В.В.Мавродина. При защите докторской диссертации И.Я.Фроянова, посвященной исследованию социально-экономического строя Киевской Руси, его учитель сказал: «В своих последних работах о Киевской Руси я придерживаюсь концепции И.Я.Фроянова». Учитель (крупнейший в то время специалист по истории Древней Руси) признал новаторство своего ученика. Такое случается редко.

В чем же состояла суть концепции Фроянова? Прежде всего, в доказательстве доклассового и общинного характера общественного и государственного строя Древней Руси. Развивая свою концепцию в дальнейшем, ученый показал, что основа нашей цивилизации не татарская или византийская, а славянская и выражается она в коллективизме, общинности и мирском духе русского народа, для которого с глубокой древности характерны взаимопомощь, стремление к социальной справедливости, отвержение стяжательства и корыстолюбия. Приоритет интересов коллектива над интересами личности - особенность общинной, народной демократии на всем протяжении русской истории.

Сегодня об этом говорят и пишут многие, а тогда... Тогда это надо было доказать. Тогда (Фроянов защитил докторскую в 1973 году, а утверждена она была ВАКом в 1976 году) против фрояновской концепции резко выступили академики СЛ. Тихвинский, Б.А.Рыбаков, чл.кор. АН СССР В. Т. Пашуто - имена давно известные. Они никак не могли смириться с доклассовым и общинным (нефеодальным) характером социального и государственного строя Древней Руси.

Исследовательский талант Игоря Фроянова, его выдающийся вклад в историческую науку получили признание в непрерывной борьбе с псевдомарксистским догматизмом. В 1982 году И.Я.Фроянов становится деканом истфака Ленинградского государственного университета. В 1983 году В.В.Мавродин передает ему заведование кафедрой истории.

В горбачевской перестройке и ельцинских реформах советский, русский историк-ученый увидел трагедию СССР, России. С 1993 года он убежденный сторонник КПРФ. В том же году в одном из избирательных округов Санкт-Петербурга пошел на думские выборы от КПРФ. Тогда, в условиях антикоммунистической агрессии, на это решились единицы.

Игорь Яковлевич - человек решительной смелости. Первой аудиторией, перед которой выступил Анатолий Иванович Лукьянов после выхода из «Матросской тишины», была студенческая аудитория истфака. Выступал перед нею и Зюганов.

В мрачные годы приватизации России «пятой колонной» Игорь Фроянов осмысливает истоки и причины предательства великой державы. В 1997 году выходит в свет его книга «Октябрь семнадцатого. Глядя из настоящего». В 1999 году И.Я.Фроянов публикует работу «Погружение в бездну. Россия на исходе ХХ вeкa». Эта публикация явилась первым в России фундаментальным научным исследованием истории той трагедии, что была названа ее творцами «перестройкой». Обе книги получили широкую известность как среди патриотов, так и среди либералов-космополитов. Последние никак не могли простить русскому историку его смелость. И не простили...

С 1999 года начинается тщательно продуманная и организованная травля Игоря Фроянова «демократической» общественностью. Травля, в которую добровольно вовлекают себя преисполненные верноподданичеством власти «самые широкие научные круги» Caнкт-Петербургского университета во главе с ректором Вербицкой. Как по команде (да так оно и было) на Фроянова обрушиваются либеральные издания: «Известия», «Новые Известия», «Общая газета», «Новая газета», «Депо», «Демократический выбор» ... С Невероятной быстротой сочиняется «Письмо 140», формируется специальная комиссия по проверки истфака.

Антифрояновская кампания дошла до состояния истерики. В ней не было ни грана научной полемики с видным историком-ученым, одна брань, близкая к площадной. Его называли великорусский шовинистом, антисемитом, черносотенцем, национал-коммунистом, деспотом, узурпировавшим власть на истфаке. И все потому, что Игорь Фроянов бросил вызов всей русофобствующей рати, предпочитающей «новистическую» западную историю русской истории. Традиции последней, по убеждению Фроянова, нашли свое продолжение в великой советской истории: 3а это"убеждение и завели на него «дело».

23 апреля 2001 года Ученый совет университет 60 голосами «против» и 37 «за» при 8 воздержавшихся отказал И.Я.Фроянову в продлении его деканских полномочий. Как видим, он был не одинок. Но силы оказались неравны. На заседании Совета мятежный профессор заявил, обращаясь к противникам: «Вы думаете что это конец. Нет, это только начало - борьба продолжается» 26 июня 2003 года он был освобожден от заведования кафедрой русской истории «в связи с ее организацией». Нет более кафедры с таким названием в Санкт-Петербургском университете.

Как только Фроянов перестал заведовать кафедрой, ВАК ликвидировал специализированный совет истфака, который с основания университета принимал к защите кандидатские и докторские диссертации по проблемам русской истории. Били по русскому историку, чтобы ударить по русской исторической науке.

Травля и глумление не поколебали мятежного духа Игоря Яковлевича. Последние годы он занимается исследованием эпохи Ивана Грозного. Труд близок к завершению.

Судьба, вера и страсть ученого запечатлены в его научных трудах. Представим читателю основные публикации И.Я.Фроянова.

Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999.
Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы, СПб., 1995.
Мятежный Новгород. Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX – начала ХIII столетия. СПб., 1992.
Рабство и данничество у восточных славян. СПб., 1996.
Начала русской истории. СПб., 2001.
Октябрь семнадцатого. Глядя из настоящего. СПб., 1997.
Погружение в бездну. Россия на исходе ХХ века. СПб., 1999 .

Несомненную ценность в поиске ответа на вопрос - быть или не быть России - представляет патриотическая публицистика профессора Фроянова. Она отличается глубоко аргументированным историческим оптимизмом: «Надежду нам подает история русского народа и России ».

Игорь Яковлевич Фроянов (22 июня 1936, Армавир, Краснодарский край, РСФСР, СССР) — советский и российский историк, доктор исторических наук. Общественный деятель, писатель. Профессор, с 1982 по 2001 года — декан исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Ученик руководителя кафедры истории Ставропольского государственного педагогического института профессора В. А. Романовского (1890-1971) и декана исторического факультета ЛГУ В. В. Мавродина (1908-1987).

Игорь Яковлевич Фроянов родился в семье кубанского казака, майора Красной армии, репрессированного в 1937 году. Фроянов воспитывался матерью, отец после освобождения в семью не вернулся.

После прохождения военной службы в 1955-1958 годах И. Я. Фроянов поступил на исторический факультет Ставропольского педагогического института, где научным руководителем студента был профессор В. А. Романовский. Окончив обучение в институте, он решил поступать в аспирантуру в Москву к А. А. Зимину, известному исследователю Средневековой Руси, но из-за проблем с наличием мест принял решение ехать в Ленинград.

С 1963 года Фроянов обучался в аспирантуре исторического факультета Ленинградского государственного университета (научный руководитель — декан факультета и заведующий кафедрой истории СССР профессор В. В. Мавродин). В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию «Зависимые люди Древней Руси (челядь, холопы, данники, смерды)», в 1973 году — докторскую диссертацию «Киевская Русь. Главные черты социального и политического строя». Работа Фроянова увидела свет только спустя три года, когда после множества корректировок Высшая аттестационная комиссия всё же утвердила диссертацию учёного. В 1976 году Фроянову было присвоена степень доктора исторических наук, в 1979 году — профессорское звание.

С 1982 по 2001 год — декан исторического факультета, а с 1983 по 2003 год — заведующий кафедрой истории России (до 1991 года — кафедра истории СССР). Председатель диссертационного совета СПбГУ по специальностям «отечественная история», «всеобщая история (Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время) и историография», «источниковедение и методы исторического исследования».

В 2013 году он был среди общественных деятелей, выступивших за перенос в запасники Третьяковской галереи картины И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», поскольку, по мнению авторов обращения, полотно создаёт «эффект ложной «психологической достоверности», запечатлевая клевету на Россию и её историю». Директор галереи И. В. Лебедева выступила против данной инициативы и заявила, что картина останется в экспозиции.

Книги (15)

Города-государства Древней Руси

Монография посвящена актуальной проблеме формирования городов-государств в Древней Руси.

В ней рассматриваются вопросы, связанные с историей возникновения русских городов и их социально-политической ролью во второй половине IX — X вв. Основное внимание уделено исследованию развития городов-государств на Руси в XI — начале XIII вв.

В центре исследования находится история городских общин, приобретение ими государственного характера.

Грозная опричнина

Книга известного отечественного историка И.Я. Фроянова посвящена первому русскому царю и его политике.

Иван Грозный и поныне — одна из самых спорных и загадочных фигур русской истории. Мнения о нем разных историков колеблются от самых положительных до резко отрицательных.

Жестокий тиран, казнивший множество людей, — и мудрый просветитель, открывавший типографии и школы, развратник на троне — и выдающийся полководец, вдвое увеличивший территорию России, разоритель Великого Новгорода — и созидатель сотен новых городов, церквей, монастырей.

Каков он был на самом деле? Об этом рассказывает известный ученый, наш современник, Игорь Яковлевич Фроянов.

Драма русской истории. На пути к Опричнине

Книга, рассказывающая о путях становления Опричнины, имеет не случайное название — «Драма русской истории».

Оно, по мысли автора, указывает на относительно сложный и длительный характер предыстории этого учреждения. Вот почему нельзя согласиться с теми историками, которые искусственно укорачивают время формирования исторических предпосылок введения царем Иваном IV Опричнины.

Так, Р.Г.Скрынников, известный знаток эпохи Ивана Грозного, заявляет: «Только всестороннее исследование политического развития Российского государства во второй половине XVI в. позволит дать обоснованный ответ на вопрос о сущности репрессивного режима опричнины и значении террора с точки зрения исторических судеб страны».

Загадка крещения Руси

Книга известного отечественного историка И. Я. Фроянова «Загадка крещения Руси» посвящена ключевому моменту русской истории.

В 988 году в днепровскую воду вошли племена полян, древлян, северян и прочих обитателей Киевского государства, а вышел единый русский народ, объединенный единой верой, культурой и любовью Христовой. До сих пор это событие до конца не изучено.

История России с древнейших времен до начала XX века

Пособие для абитуриентов.

Настоящая книга, предназначенная для абитуриентов, не является учебником по истории России. Она служит учебным пособием, облегчающим подготовку к вступительному экзамену. Пособие подготовлено с учетом многолетнего опыта проведения конкурсных экзаменов по отечественной истории на гуманитарные факультеты Петербургского университета.

Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя

Настоящее исследование, защищенное в декабре 1973 года на Ученом совете исторического факультета ЛГУ в качестве докторской диссертации, до сих пор полностью не опубликовано. Вышедшая в 1974 г. книга «Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории» является сокращенным вариантом настоящей работы. К тому же она стала малодоступной для тех, кто интересуется историей Древней Руси.

Публикация полного текста диссертации вместе с записью ее обсуждения на кафедре истории СССР ЛГУ, отзывами ведущего учреждения и оппонентов дает своеобразный историографический срез, позволяя увидеть состояние советской исторической науки по изучению Киевской Руси в начале 70-х годов нашего века. Это важно с точки зрения истории развития самой науки.

Киевская Русь. Очерки отечественной историографии

В монографии, продолжающей исследования истории Киевской Руси, опубликованные в 1974 и 1980 гг., рассматриваются этапы её изучения в научной литературе. Главное внимание уделяется анализу точек зрения советских историков на такие узловые вопросы, как возникновение древнерусского государства, роль города, генезис и развитие феодализма на Руси, характер и формы классовой борьбы и др.

Книга предназначена для научных работников, преподавателей гуманитарных факультетов вузов, всех, интересующихся историей Киевской Руси.

Киевская Русь. Очерки социально-политической истории

В монографии, являющийся продолжением исследования Киевской Руси, первая часть которого, посвященная социально-экономической истории, вышла в 1974 г., рассматриваются важнейшие вопросы социально-политического строя Киевской Руси X-XII вв., деятельность народного веча, социальная природа вечевых собраний.

Исследуются проблемы, связанные с социально-политическим значением древнерусского города. Работа рассчитана на научных работников, преподавателей истории, аспирантов исторических факультетов и всех, интересующихся прошлым нашей страны.

Молитва за Россию. Публицистика разных лет

Именитый ученый, историк-русист (именитый у нас в России и за рубежом) впервые обращается к нам как публицист.

Правда, в его научных трудах публицистика всегда присутствовала. Давно известна закономерность: чем крупнее ученый-историк, тем сильнее он стремится к художественному, публицистическому выражению своих исследовательских выводов. Примеров тому в отечественной исторической науке немало: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Е.В. Тарле, В.В. Мавродин. Историческая память, которую «обслуживают» историки, публицистична — она живет в понятиях и образах.

И все же это первая книга И.Я. Фроянова, представляющая собой результат его многолетнего публицистического труда: статьи, очерки, рецензии, интервью в газетах и журналах, радио- и телебеседы.

Мятежный Новгород

Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX — начала XIII столетия.

В монографии рассматриваются вопросы возникновения и развития новгородской государственности, социальной и политической борьбы в древнем Новгороде.

Изучается характер народных волнений, прослеживается эволюция социальных и политических конфликтов. Существенное место отводится анализу борьбы Новгорода с Киевом за независимость, а также того влияния, которое эта борьба оказывала на становление новгородской республики.

Начало христианства на Руси

Книга посвящена первым векам истории христианства на Руси. В увлекательной форме автор рассказывает о быте и верованиях восточных славян, проникновении христианства на территорию Восточной Европы, месте и роли церкви в древнерусском обществе.

Особое место в работе отводится рассмотрению восточнославянского язычества, сохранявшего необычайную живучесть на протяжении нескольких столетий после крещения Руси.

Октябрь семнадцатого

Книга русского историка И.Я. Фроянова, написанная в яркой и увлекательной форме, предлагает читателю взглянуть на Октябрь семнадцатого года с позиций сегодняшнего дня.

Богатый фактический материал, использованный ученым, высвечивает ранее ускользавшие из научного поля зрения явления нашей истории, объясняет, почему в генной памяти русского народа накопились «горы злобы и ненависти» к властям.

Россия. Погружение в бездну

Превращение России из мировой сверхдержавы в нищую страну - одно из самых трагических событий в истории человечества. Это крушение произошло в мирное время всего за несколько лет. По темпам и масштабу этот крах не имеет в мировой истории прецедента.

В сущности, это было невиданное в мировой истории предательство. Его, по верному наблюдению А.А.Зиновьева, «совершили прежде всего высшие руководители страны, работники партийного аппарата, идеологические вожди и представители интеллектуальной элиты». Об этом предательстве идет речь в книге выдающегося российского историка И.Я.Фроянова.

Уроки Красного Октября

«Капитализм не входит органически в плоть и кровь, в быт, привычки и психологию нашего общества. Однажды он уже втравил Россию в братоубийственную гражданскую войну и, как подтверждает многолетний опыт, не приживется на российской почве. Свидетельством тому и те три революции, которые произошли в стране с минимальным временным интервалом: с октября 1905 по октябрь 1917 года. Эти революции показали, что основная часть российского общества была решительно недовольна „недоделанным“ российским капитализмом, бурно развившимся в стране после крестьянской реформы 1861 года, посягнувшим на соборные, общинно-коллективистские и духовно-нравственные устои народной жизни. Его-то и не принял весь народ, а не только мятущаяся, радикально настроенная интеллигенция, как пытаются доказывать сегодня ангажированные идеологи режима». (Г.А. Зюганов)

Эти слова находят убедительное подтверждение в книге знаменитого историка И.Я. Фроянова, которую мы представляем ныне вниманию читателя.

Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь

Книга посвящена возникновению и ранней истории христианства.

Особое внимание к этой теме обусловлено приближающимся тысячелетним юбилеем так называемого «крещения Руси», которое идеологи русского православия рассматривают как событие, якобы ознаменовавшее решительный перелом в истории русского народа.

Стремясь дать объективное и верное представление о сущности христианства вообще, о «крещении Руси» и его воздействии на древнерусское общество, авторы обращаются к истории вопроса — не только к обстоятельствам, обусловившим принятие Русью христианства, но и к истокам христианского движения в античном мире, к судьбам христианской религии в Византии, откуда она и была заимствована русскими людьми.

Монография посвящена актуальной проблеме формирования городов-государств в Древней Руси. В ней рассматриваются вопросы, связанные с историей возникновения русских городов и их социально-политической ролью во второй половине IX-X вв. Основное внимание уделено исследованию развития городов-государств на Руси в XI - начале XIII вв. В центре исследования находится история городских общин, приобретение ими государственного характера.

Книга известного отечественного историка И. Я. Фроянова посвящена первому русскому царю и его политике. Иван Грозный и поныне - одна из самых спорных и загадочных фигур русской истории. Мнения о нем разных историков колеблются от самых положительных до резко отрицательных.

Книга известного отечественного историка И. Я. Фроянова "Загадка крещения Руси" посвящена ключевому моменту русской истории. В 988 году в днепровскую воду вошли племена полян, древлян, северян и прочих обитателей Киевского государства, а вышел единый русский народ, объединенный единой верой, культурой и любовью Христовой. До сих пор это событие до конца не изучено.

Настоящая книга, предназначенная для абитуриентов, не является учебником по истории России. Она служит учебным пособием, облегчающим подготовку к вступительному экзамену в высшую школу по соответствующему предмету. Авторы создавали ее, руководствуясь но столько систематическим, сколько тематическим принципом.

В монографии рассматриваются вопросы возникновения и развития новгородской государственности, социальной и политической борьбы в древнем Новгороде. Изучается характер народных волнений, прослеживается эволюция социальных и политических конфликтов. Существенное место отводится анализу борьбы Новгорода с Киевом за независимость, а также того влияния, которое эта борьба оказывала на становление новгородской республики.

Книга посвящена первым векам истории христианства на Руси. В увлекательной форме автор рассказывает о быте и верованиях восточных славян, проникновении христианства на территорию Восточной Европы, месте и роли церкви в древнерусском обществе. Особое место в работе отводится рассмотрению восточнославянского язычества, сохранявшего необычайную живучесть на протяжении нескольких столетий после крещения Руси.

"Судьбы народа сокрыты в его истории. И мы, смущенные, мы малодушные и маловерные, мы должны научиться читать и разуметь молчаливые глаголы нашего прошлого...", - говорил русский мыслитель Иван Ильин. К сожалению, не всегда это удается. И не потому, что человеческий разум здесь бессилен, а потому, что существуют некоторые особенности познания истории, обусловленные самой историей, которые серьезно ограничивают в тот или иной...

Новая книга И. Я. Фроянова посвящена двум важнейшим проблемам истории восточного славянства - рабству и данничеству. Тщательно изучив доступные современному исследователю источники, автор приходит к выводам, существенно отличающимся от представлений, широко распространенных в новейшей отечественной исторической литературе.

Новая книга И.Я.Фроянова посвящена двум важнейшим проблемам истории восточного славянства - рабству и данничеству. Тщательно изучив доступные современному исследователю источники, автор приходит к выводам, существенно отличающимся от представлений, широко распространенных в новейшей отечественной исторической литературе.

"Капитализм не входит органически в плоть и кровь, в быт, привычки и психологию нашего общества. Однажды он уже втравил Россию в братоубийственную гражданскую войну и, как подтверждает многолетний опыт, не приживется на российской почве. Свидетельством тому и те три революции, которые произошли в стране с минимальным временным интервалом: с октября 1905 по октябрь 1917 года.

Поделиться: