Эмоциональная структура и эмоциональная направленность личности статья. Типологические проявления эмоциональной направленности личности. Общие учебные и специальные умения

Диагностика эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонов)

Назначение и содержание: эмоции играют важную роль в процессах сознания, это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Все что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, и любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Методика измеряет общую эмоциональную направленность личности. Под эмоциональной направленностью личности здесь подразумевается совокупность сфер, в которых человек испытывает наиболее сильные положительные эмоции, к которым он проявляет интерес и склонен проявлять систематическую активность. По данной методике можно изучить эмоциональную направленность, узнать каковы установки и в какой области деятельности можно получить положительные эмоции. В данной методике принимало участие 16 учащихся, студентов 3го курса, в возрасте от 21го до 24х лет. Методика содержит 50 вопросов, на каждые из которых предлагается один из 4х вариантов ответа: «безусловно да» (2 балла) «пожалуй да» (1 балл) «пожалуй нет» (0 баллов) и «безусловно нет» (-2 балла)

Таблица 2.3 - первичные результаты диагностики эмоциональной направленности личности:

№ респон-дента

Направленности:

альтруистическая

коммуникативная

глористическая

праксическая

пугническая

романтическая

гностическая

эстетическая

гедонистическая

акизитивная

1. Альтруистические эмоции. Высокие результаты по первой шкале говорят в том, что у испытуемого ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется у него ярко. Низкие результаты говорят о направленности на себя, потребности брать, получать. Результаты близкие к 0 говорят о том, что у респондента нет ярко выраженной потребности, и та, и другая потребность выражены в равной степени, нет жесткой установки. Результаты меньше нуля говорят о полной противоположности данной направленности.

2. Коммуникативные эмоции. Высокие результаты по этой шкале говорят о ярко выраженной потребности в общении. Низкие результаты говорят о том, что более выражена потребность в уединении.

3. Глорические эмоции (от лат, gloria -- слава). Высокие результаты говорят о том, что испытуемый имеет ярко выраженную потребность в славе, переживании успеха на виду у других людей, в известности. Низкий результат говорит о желании быть незаметным.

4. Праксические эмоции. Высокий результат говорит о потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Низкие баллы говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в склонности больше размышлять, чем действовать, иногда -- в ярко выраженной потребности в расслаблении.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna -- борьба). Эти эмоции связаны с потребностью рисковать, преодолевать опасности. При высоких баллах эта потребность выражается у респондента ярко, при низких -- ярко выражена потребность в безопасности и формирующаяся на основе этой потребности осторожность.

6. Романтические эмоции. При высоких баллах у испытуемого ярко выражено стремление к необычному, таинственному. При низких -- наоборот: проявляется тенденция к полезным вещам, на основе которой формируется прагматизм, как черта характера.

7. Гностические эмоции (от грен, gnosis -- знание) -- эмоции, связанные с потребностью в получении знаний о новом, неизвестном. При ярко выраженной потребности (высокие баллы) испытуемый получает удовольствие от процесса получения знаний. При низких баллах эта потребность недостаточно развита.

8. Эстетические эмоции. При высоких баллах -- потребность в восприятии прекрасного выражается ярко. Воспринимая прекрасное, респондент переживает сильные чувства, которые в современной практической психологии называются ресурсными. При низких баллах -- эта потребность не развита.

9. Гедонистические эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. При высоких баллах эта потребность выражена ярко. Комфортные условия для такого человека являются очень важными, а достижение комфорта является мощным мотивом деятельности. В психотерапии есть соответствующий термин: гедонистическая установка. При низких баллах можно говорить об аскетической установке личности.

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition приобретение) -- это эмоции, возникающие при наличии потребности в накоплении (коллекционировании) вещей, выходящей за пределы практической нужды в них. Пои высоких баллах потребность в коллекционировании хорошо выражена. При низких - такая потребность не проявляется.

Таблица 2.4 -сводные результаты диагностики эмоциональной направленности личности.

1. Альтруистическая направленность:

очень низкий

(0 меньше нуля)

ниже среднего

выше среднего

2. Коммуникативная:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

3. Глористическая:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

4. Праксическая:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

5. Пугническая:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

6. Романтическая:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

9. Гедонистическая:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

10. Акизитивная:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

7. Гностическая:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

8. Эстетическая:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

Анализ, представленный в таблице 2.4 позволяет увидеть, что большинство опрошенных имеют среднюю склонность к переживанию праксических и альтруистических эмоций и среднюю потребность в общении. Потребность в самоутверждении у большинства ниже среднего или низкое. В основном средние значения имеют также показатели потребности в защите/риске. Ярко выражена у большинства склонность переживать романтические эмоции. Гедонистические эмоции в основном больше средних значений, примерно поровну показатели эстетической и гностической направленности. Самый низкий показатель имеют акизитивные эмоции, связанные с эмоциями коллекционирования и накопления.

(Б.И.Додонов)

Эмоциональная направленность – это потребность личности в определённых переживаниях и стремление к ситуациям, их вызывающих. Тип общей эмоциональной направленности личности накладывает отпечаток на многие особенности эмоциональной сферы человека. Эмоциональная же сфера, в свою очередь, оказывает своё воздействие на восприятие человеком действительности, на его мечты и планы, на выбор деятельности, друзей, любимых, на творчество, на представление о счастьи. Все типы направленности существуют не независимо друг от друга, они пронизываются главным типом эмоциональной направленности. Эмоциональная направленность связана с функционированием эмоции в качестве ценности, и только по этому признаку она отличается от морально-мировоззренческой.

Инструкция : В предлагаемом списке содержатся утверждения, касающиеся Ваших чувств и положительных эмоций. Обведите кружком номера тех переживаний, которые 1. особенно приятны и значимы для Вас; 2. чаще других у Вас возникают.

Список положительных эмоциональных переживаний.

  1. Желание приносить другим счастье и радость.
  2. Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик.
  3. Стремление завоевать признание, почёт.
  4. Желание добиться успеха в работе.
  5. Жажда острых ощущений.
  6. Стремление к необычайному, неизведанному.
  7. Стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления.
  8. Жажда красоты.
  9. Чувство светлой грусти и задумчивости.
  10. Стремление нечто многократно приобретать, наживать, коллекционировать.
  11. Чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота.
  12. Чувство симпатии, расположения.
  13. Чувство уязвлённого самолюбия, желание взять реванш.
  14. Чувство напряжения.
  15. Чувство упоения опасностью, риском.
  16. Ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого, чуда.
  17. Чувство удивления или недоумения, близости догадки.
  18. Наслаждение красотой.
  19. Поэтически-созерцательное состояние.
  20. Радость по случаю увеличения своих накоплений.
  21. Сопереживание удачам и радостям другого.
  22. Чувство уважения к кому-либо.
  23. Приятное щекотание самолюбия.
  24. Увлечённость, захваченность работой.
  25. Чувство спортивного азарта.
  26. Манящее чувство дали, неизведанного.
  27. Чувство ясности или смутности мысли.
  28. Чувство изящности, грациозности.
  29. Чувство душевной мягкости, растроганности.
  30. Приятное чувство при обозрении своих накоплений.
  31. Чувство нежности или умиления благородным поступком.
  32. Чувство признательности, благодарности, когда отношения с хорошим человеком углубляются.
  33. Чувство гордости.
  34. Любование результатами своего труда.
  35. Решительность.
  36. Волнующее чувство странно преображённого восприятия окружающего, всё кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны.
  37. неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести всё в систему.
  38. Чувство возвышенного ли величественного.
  39. Чувство родного, милого, близкого.
  40. Радостное предчувствие повышения зарплаты.
  41. Чувство преданности.
  42. Чувство обожания кого-либо.
  43. Чувство превосходства.
  44. Приятная усталость.
  45. Спортивная злость.
  46. Чувство особой значимости происходящего.
  47. Чувство догадки, близости решения.
  48. Наслаждение звуками.
  49. Сладость воспоминания о давнем.
  50. Чувство удовлетворения от увеличения своих накоплений.
  51. Чувство участи, жалости.
  52. Желание заслужить одобрение близких и уважаемых людей.
  53. Чувство удовлетворения в том, что вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности.
  54. Удовлетворение, что дело сделано, что день прошёл не зря.
  55. Чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения, предельной мобилизации своих физических и умственных способностей.
  56. Чувство зловеще-таинственного.
  57. Радость открытия истины.
  58. Чувство волнующего драматизма (сладкая боль).
  59. Горьковато-приятное чувство одиночества.
  60. Приятное чувство от увеличения комплекта конспектов, разработок и т.д.

Ключ.

Тип эмоциональной направленности Соответствующие эмоциональные переживания
1. Альтруистический
2. Коммуникативный
3. Глорический
4. Прагматический
5. Пугнический
6. Романтический
7. Гностический
8. Эстетический
9. Гедонический
10. Акизитивный

За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл. Чем больше баллов набирается при суммировании ответов, относящихся к той или иной группе эмоций, тем в большей степени она переживается человеком в обычной жизни.

Типы эмоциональной направленности личности.

  1. Альтруистическая – в основе её лежит потребность в содействии, бескорыстной помощи другим. Принадлежащим к этому типу, важно не только сознание, что их деятельность полезна людям. Им важны и особенно ценны испытываемые при этом эмоции нежности, умиления, сочувствия, сопереживания. Важно иметь в виду, что альтруизм получает то или иное конкретное воплощение в зависимости от многих факторов, и прежде всего от морально-мировоззренческих взглядов.
  2. Коммуникативная – в её основе потребность в общении, в эмоциональной близости с другим человеком. Для людей этого типа особенно важен всякий положительный эмоциональный контакт с людьми. По результатам исследований Б.И.Додонова, к этому типу принадлежит около четверти всех юношей.
  3. Глорическая – потребность в личном самоутверждении, славе. Тип людей, для которых самой приятной является ситуация, когда ими любуются, восхищаются, когда перед ними преклоняются. Лица с глорическим типом направленности встречаются не так уж часто, однако почти во всех случаях у таких людей одновременно обнаруживается наличие обычно тщательно скрываемого комплекса неполноценности.
  4. Прагматическая – вызвана процессом деятельности, успешным или затруднённым ходом её. Данный тип связан с богатством и своеобразием подавляющего большинства продуктивных, общественно-полезных видов деятельности. Люди этого типа менее требовательны к виду занятий, но более придирчивы к их форме и организации. Для таких лиц характерно совершение полезного и нужного с большим напряжением воли, увлечённость работой, если она выполняется по строго задуманному плану и приносит желаемые результаты.
  5. Пугническая – потребность в преодолении опасности, чувстве риска и интереса к борьбе. К этому типу относятся люди, для которых «жить – значит рисковать». Они получают удовольствие от самого процесса борьбы. Страх для них несёт в себе нечто приятное, как для детей, слушающих страшные истории.
  6. Романтическая – стремление ко всему необычному, таинственному. Погоня за дразнящим ароматом тайны толкает некоторых людей к мистике, а порой, особенно подростков и молодых людей, приводит даже в преступный мир. Но она же рождает и смелых путешественников, и учёных, которые пролагают новые пути в науке.
  7. Гностическая – интеллектуальное чувство, связанное с потребностью в когнитивной гармонии. Наиболее привлекательной эмоциогенной ситуацией для людей этого типа является решение сложных познавательных проблем.
  8. Эстетическая – потребность в красоте, гармонии с окружением. Люди этого типа выше всего ценят наслаждение прекрасным. Этот тип определяется не абсолютным эстетическим развитием человека, а доминированием стремления к эстетическому наслаждению среди всех других устремлений.
  9. Гедоническая – связана с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
  10. Акизитивная – потребность в приобретении, накоплении и коллекционировании.

Опросник социализации для школьников «Моя семья»



Опросник позволяет оценить особенности восприятия ребёнком межличностных отношений в семье, а также выраженность в семейном воспитании строгости (гибкости) воспитательных установок, доминантности родителей, жёсткости методов воспитания, взаимопомощи в семье и т.п.

Инструкция. Вам будет предложено 24 вопроса о взаимоотношениях в вашей семье. Рядом с номером вопроса вам необходимо поставить одну из цифр, наиболее точно передающую ваш ответ. Варианты ответов: 5 – конечно нет; 4 – скорее нет, чем да; 3 – не знаю; 2 – скорее да, чем нет; 1 – конечно да. Для вопросов 3, 11, 19 следует выбрать ответы с указанием матери или отца.

Опросник

1. Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?

2. Часто ли родители помогают вам в выполнении домашних заданий?

3. С кем вы чаще советуетесь – с матерью или отцом, когда нужно принять какое-либо решение?

4. Часто ли родители соглашаются с вами в том, что учитель был несправедлив к вам?

5. Часто ли родители вас наказывают?

6. Правда ли, что родители не всегда понимают вас, ваше состояние?

7. Верно ли, что вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?

8. Действительно ли, что у вас в семье нет общих занятий и увлечений?

9. Часто ли в ответ на вашу просьбу разрешить вам что-либо родители отвечают, что это нельзя?

10. Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы вы не дружили с кем-нибудь из ваших товарищей?

11. Кто является главой в вашей семье – мать или отец?

12. Смеются ли ваши родители над кем-нибудь из ваших учителей?

13. Часто ли родители разговаривают с вами раздражительным тоном?

14. Кажется ли вам, что у вас в семье холодные недружественные отношения между родителями?

15. Верно ли, что в вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах?

16. Правда ли, что родители не обсуждают с вами прочитанных книг, просмотренных телепередач, фильмов?

17. Считают ли вас родители капризным ребёнком?

18. Часто ли родители настаивают на том, чтобы вы поступали согласно их желаниям, говоря, что они разбираются лучше вас?

19. С кем из родителей вы больше общаетесь – с матерью или отцом?

20. Часто ли родители не одобряют и не поддерживают мероприятия, которые организует школа?

21. Наказывают ли вас более сурово, чем других детей?

22. Часто ли вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по личным проблемам?

23. Верно ли, что у вас нет ежедневных домашних обязанностей?

24. Правда ли, что родители не ходят с вами в театр, музеи, на выставки и концерты?

Обработка и интерпретация

Выделяется 8 факторов

Максимальная сумма баллов по одному фактору составляет 15; минимальная – 3 балла. В зависимости от набранных по всем факторам баллов выделяют 4 уровня взаимоотношений в семье.

Благополучный (высокий) уровень – 84 и выше баллов

Менее благополучный уровень – 63 – 83 балла

Удовлетворительный уровень – 41 – 62 балла

Неблагополучный уровень – меньше 40 баллов.

Параметров 10: Альтруистическая, Коммуникативная. Глорическая. Праксическая. Пугническая. Романтическая. Гностическая. Эстетическая. Гедонистическая. Акизитивная Вопросов 50

Методика «Определение общей эмоциональной направленности личности» (Б.И. Додонов)

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Описание:

Методика измеряет общую эмоциональную направленность личности. По данной методике можно изучить эмоциональную направленность, узнать каковы установки и в какой области деятельности можно получить положительные эмоции.

Потребности личности тесно связаны с эмоциями. При удовлетворении или возможности удовлетворения потребности возникают положительные эмоции. Если имеющаяся потребность не удовлетворяется или не может быть удовлетворена, человек переживает отрицательные эмоции. В норме люди любят положительные эмоции, поэтому стремятся удовлетворить свои потребности. Стремление к определенным типам переживаний, к удовлетворению определенных потребностей Б.И. Додонов назвал общей эмоциональной направленностью и разработал методику для изучения этой особенности личности.

Инструкция:

Вам предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции Вашей личности.

Сделайте выбор Вашего ответа в соответствии со шкалой:

· «Безусловно, да» +2б;

· «Пожалуй, да» +1;

· «Пожалуй, нет» - 1;

· «Безусловно, нет» - 2.

Тестовое задание:

1. Я часто беспокоюсь о близких, друзьях.

2. Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.

3. Мне очень приятно, когда на меня обращают внимание.

4. Для меня всегда важно добиться успеха в работе.

5. Я люблю острые ощущения.

6. Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом, неизведанном месте.

7. Испытываю большую радость, самостоятельно решив трудную проблему.

8. Люблю возвышенное чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д.

9. Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).

10. Люблю заниматься коллекционированием.

11. Хочу приносить людям радость и счастье.

12. Для меня важно одобрение окружающих.

13. Приятно испытывать чувство превосходства над противником.

14. Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.

15. Охотно иду на риск.

16. Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.

17. Люблю разбираться в причинах явлений, событий.

18. Я могу прийти в восторг от красоты природы.

19. Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.

20. Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.



21. Я всегда жалею неудачников.

22. Я не смог бы (не смогла бы) обойтись без друзей.

23. Я пойду на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих.

24. Приятно чувствовать, что день прошел недаром.

25. Я человек решительный.

26. Люблю все таинственное и необычное.

27. Стремлюсь приводить свои знания в систему.

28. Произведение искусства может тронуть меня до слез.

29. Люблю приятное, бездумное времяпровождение, например, вечеринки.

30. Люблю делать покупки.

31. Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.

32. Среди моих родственников, знакомых, есть люди, которых я обожаю.

33. Я самолюбив(а).

34. Я чувствую радостное возбуждение, душевный подъем, когда работа идет хорошо.

35. Я люблю преодолевать опасности.

36. Иногда меня тянет странствовать.

38. Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.

39. Я склонен (склонна) к лени.

40. Люблю рассматривать свои коллекции.

41. Я стараюсь помогать людям.

42. Я чувствую большую благодарность к людям, которые делают мне добро.

43. Мне всегда хочется взять реванш при неудаче.

44. Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно.

45. Азарт, спортивная злость, обычно улучшает результаты моей деятельности.

46. Я люблю помечтать.

47. Самое приятное для меня переживание - радость открытия истины, чувство близости решения.

48. Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.

49. Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно.

50. Я неохотно расстаюсь со своими вещами.

Обработка данных:

Подсчитайте общую сумму баллов по каждой из 10 строчек, учитывая, что а-2, в=1, с(-1), d=(-2) баллам.

Сумма баллов по ответам:

1. 1, 11, 21, 31, 41.

2. 2, 12, 22, 32, 42.

3. 3, 13, 23, 33, 43.

4. 4, 14, 24, 34, 44.

5. 5, 15, 26, 35, 45.

6. 6, 16, 26, 36, 46.

7. 7, 17, 27, 37, 47.

8. 8, 18, 28, 38. 48.

9. 9, 19, 29, 39, 49.

10. 10, 20, 30, 40, 50.

Направленность:



1. Альтруистическая.

2. Коммуникативная.

3. Глорическая.

4. Праксическая.

5. Пугническая.

6. Романтическая.

7. Гностическая.

8. Эстетическая.

9. Гедонистическая.

10. Акизитивная.

Интерпретация полученных результатов:

Подсчитав количество баллов в каждой строке и проранжировав результаты, выделите преобладающие эмоции Вашей личности - Вашу эмоциональную направленность. Возможное максимальное значение по шкалам + 10 баллов, минимальное -10 баллов.

10 ______0 ______ +10

1. Альтруистические эмоции. Высокие результаты по первой шкале говорят в том, что у испытуемого ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется у него ярко. Низкие результаты говорят о направленности на себя, потребности брать, получать, (Высокие результаты - больше 5, низкие - меньше -5). Результаты близкие к 0 говорят о том, что у респондента нет ярко выраженной потребности. И та, и другая потребность выражены в равной степени, нет жесткой установки.

2. Коммуникативные эмоции. Высокие результаты по этой шкале говорят о ярко выраженной потребности в общении. Низкие результаты говорят о том, что более выражена потребность в уединении.

3. Глорические эмоции (от лат, gloria - слава). Высокие результаты говорят о том, что испытуемый имеет ярко выраженную потребность в славе, переживании успеха на виду у других людей, в известности. Низкий результат говорит о желании быть незаметным.

4. Праксические эмоции. Высокий результат говорит о потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Низкие баллы говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в склонности больше размышлять, чем действовать, иногда - в ярко выраженной потребности в расслаблении.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба). Эти эмоции связаны с потребностью рисковать, преодолевать опасности. При высоких баллах эта потребность выражается у респондента ярко, при низких - ярко выражена потребность в безопасности и формирующаяся на основе этой потребности осторожность.

6. Романтические эмоции. При высоких баллах у испытуемого ярко выражено стремление к необычному, таинственному. При низких - наоборот: проявляется тенденция к полезным вещам, на основе которой формируется прагматизм, как черта характера.

7. Гностические эмоции (от грен, gnosis - знание) - эмоции, связанные с потребностью в получении знаний о новом, неизвестном. При ярко выраженной потребности (высокие баллы) испытуемый получает удовольствие от процесса получения знаний. При низких баллах эта потребность недостаточно развита.

8. Эстетические эмоции. При высоких баллах - потребность в восприятии прекрасного выражается ярко. Воспринимая прекрасное, респондент переживает сильные чувства, которые в современной практической психологии называются ресурсными. При низких баллах - эта потребность не развита.

9. Гедонистические эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. При высоких баллах эта потребность выражена ярко. Комфортные условия для такого человека являются очень важными, а достижение комфорта является мощным мотивом деятельности. В психотерапии есть соответствующий термин: гедонистическая установка. При низких баллах можно говорить об аскетической установке личности.

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition приобретение) - это эмоции, возникающие при наличии потребности в накоплении (коллекционировании) вещей, выходящей за пределы практической нужды в них. Пои высоких баллах потребность в коллекционировании хорошо выражена. При низких - такая потребность не проявляется.

Пензина Валерия Ориентировочная анкета Басса

Методика исследования эмоциональной направленности личности. (Б.И.Додонов).

Цель методики : выявить тип эмоциональной направленности личности.

Необходимый материал : анкета Б.И.Додонова в модификации Е.Р.Гореловой, позволяющий выявить 10 типов эмоциональной направленности:

    Альтруистическая направленность (переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям).

    Коммуникативная (переживания на основе потребности в общении).

    Глорическая (связана с потребностью в самоутверждении, славе).

    Праксическая (положительные эмоции возникают в процессе деятельности).

    Пугническая (переживания на основе потребности в преодолении опасности, в борьбе).

    Романтическая (стремление ко всему необычному, таинственному).

    Гностическая (радость от получения новой информации плюс потребность в «когнитивной гармонии»).

    Эстетическая (отражение потребности в гармонии с окружающим, представленной в «чувстве красоты»).

    Гедонистическая (эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте).

    Акизитивная (положительные эмоции при накоплении, коллекционировании вещей, «выходящих за пределы практической нужды в них»).

Правила проведения: испытуемый читает каждый пункт анкеты и, в зависимости от того, насколько он согласен с содержанием данного пункта, ставит 2 балла, 1 балл или 0 баллов.

АНКЕТА

    Я часто беспокоюсь за близких, друзей.

    Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.

    Мне понятно, когда на меня все обращают внимание.

    Для меня всегда важно добиться успеха в работе.

    Я люблю острые ощущения.

    Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом для меня, неизвестном месте.

    Испытываю большую радость, самостоятельно разрешив трудную проблему.

    Люблю приятное и красивое чувство, возникающее при восприятии музыки, стихов, картин и т.п.

    Предпочитаю «простые радости» (вкусно поесть, поспать вволю и т.п.)

    Люблю собирать коллекции.

    Мне нравится приносить людям радость и счастье.

    Для меня важно одобрение окружающих.

    Приятно испытывать чувство превосходства над соперниками.

    Я увлекаюсь любой работой, когда её выполняю.

    Охотно иду на риск.

    Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.

    Люблю разбираться в причинах событий, явлений.

    Я могу прийти в состояние восторга от красоты природы.

    Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.

    Радуюсь, когда удаётся пополнить свою коллекцию.

    Я всегда жалею неудачников.

    Я не смог бы обойтись без друзей.

    Я готов пойти на многое, чтобы завоевать почёт и уважение окружающих.

    Приятно чувствовать, что день прошёл недаром.

    Я человек решительный.

    Люблю всё таинственное и необычное.

    Испытываю потребность в приведении своих знаний в систему.

    Произведение искусства может тронуть меня до слёз.

    Люблю приятное бездумное времяпровождение (например, вечеринки).

    Люблю делать покупки, очень им радуюсь.

    Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.

    Среди моих родных, знакомых есть люди, которых я обожаю.

    Я самолюбив.

    Я чувствую радостное возбуждение и духовный подъём, когда работа идёт хорошо.

    Я люблю преодолевать трудности и опасности.

    Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.

    Я склонен к лени.

    Люблю рассматривать свою коллекцию и часто это делаю.

    Очень рад, когда мне удаётся кому-нибудь помочь.

    Я чувствую большую благодарность людям, которые делают мне приятное.

    Мне всегда хочется как можно скорее взять реванш при неудачах.

    Моё настроение поднимается от сознания того, что работа сделана добросовестно.

    Азарт, спортивная злость обычно ухудшают результаты моей деятельности.

    Я люблю помечтать.

    Самое приятное переживание – чувство близости решения задачи, радость открытия истины.

    Люблю возвышенное и отрешённое чувство, возникающее у меня при соприкосновении с прекрасным.

    Мне бы понравилось жить беззаботно и безмятежно.

    Я неохотно расстаюсь со своими вещами.

Обработка полученных данных: подсчитывается сумма баллов по каждой из 10 групп вопросов в соответствии с ключами.

Ключи:

    Альтруистическая ЭНЛ – высказывания № 1,11,21, 31, 41.

    Коммуникативная ЭНЛ – 2, 12, 22, 32, 42.

    Глорическая ЭНЛ - 3, 13, 23, 33, 43.

    Праксическая ЭНЛ – 4, 14, 24, 34, 44.

    Пугническая ЭНЛ – 5, 15, 25, 35, 45.

    Романтическая ЭНЛ – 6, 16, 26, 36, 46.

    Гностическая ЭНЛ – 7, 17, 27, 37, 47.

    Эстетическая ЭНЛ – 8, 18, 28, 38, 48.

    Гедонистическая ЭНЛ – 9, 19, 29, 39, 49.

    Акизитивная ЭНЛ – 10, 20, 30, 40, 50.

Бланк ответов:

Подсчитав полученные результаты, можно сказать, что у данной личности наиболее развита глорическая эмоциональная направленность.

Направленность личности

20.05.2015

Снежана Иванова

Под направленностью личности в психологии обычно понимается ее ориентированность на те или иные сферы жизни.

Под направленностью личности в психологии обычно понимается ее ориентированность на те или иные сферы жизни. Все сферы, в которых человек действует, представляют для него значительную ценность. Если убрать хотя бы одну из них, личность не сможет полноценно развиваться и двигаться вперед.

Определение направленности личности подразумевает в своей основе четкое следование личности своим потребностям. Что такое направленность? Это осознанно осуществляемое движение на пути к решению определенной задачи.

Виды направленности личности

Психологи говорят о наличии нескольких направленностей , которые определяют то, как человек ведет себя в разных ситуациях. Каждый из видов затрагивает какую-то одну сферу деятельности, поэтому ее нельзя назвать хорошей или плохой.

Личная направленность

Характеризуется стремлением к собственной самореализации, воплощением в жизнь личностных целей и стремлений. Таких людей нередко называют эгоистичными, поскольку они с виду мало заботятся о других, а больше думают о себе, выстраивают в голове конструктивные планы и осмысленно двигаются к их осуществлению. , свойственные таким людям: уверенность в себе, целеустремленность, умение сосредоточиваться на важной проблеме, ответственность за выполняемые действия. Люди представленной направленности никогда не станут обвинять других в собственных неудачах. Они не ждут помощи от окружающих, а предпочитают все брать в свои руки. Иногда у них вырабатывается так называемое стремление к одиночеству и возникают сложности передоверить свои дела кому бы то ни было. Такая трудность продиктована образом жизни личности, ее волевым характером (читать статью « « ). Это по своей сути невероятно сильные личности, которые способны идти вперед, опираясь лишь на собственную поддержку, рассчитывая на свои силы.

Направленность на других людей

Характеризуется повышенной потребностью в общении, одобрении со стороны других людей. Такая личность слишком сильно ориентируется на мнение окружающих, поэтому не способна выстраивать собственные планы и воплощать в жизнь индивидуальные стремления и мечты. Прежде чем предпринять какое-либо действие, человек будет мысленно или вслух согласовывать свои поступки с мнением общества. Ему страшно выйти за рамки того, что в социуме считается приемлемым или нормальным, потому собственное мнение он, чаще всего, не высказывает.

Направленность на других людей сопровождается так же большим желанием участвовать в общественной жизни, выполнять получения по просьбе родственников, друзей и коллег. Таких людей очень любят в коллективах – они безотказные, легко уживаются практически с любым человеком, готовы в нужный момент прийти на помощь. Здоровый психологический климат в коллективе и дома для них является основополагающим компонентом.

Деловая направленность

Характеризуется высокими требованиями к собственной личности, умением организовывать дела таким образом, чтобы в выигрышном положении оказывался как сам индивид, так и социум, в котором он живет. Такого человека отличает деловой подход ко всему, что его окружает. Он не обязательно стремится заниматься бизнесом или развивать собственное дело. Умение находить выгоду в разных ситуациях (причем, не только для себя, но и для людей) ставит личность в выгодное положение перед коллегами и друзьями. Как правило, это компанейский человек, который очень любит общество других людей, однако, в то же время, достаточно свободолюбивый и всегда играет по своим правилам.

Эмоциональная направленность личности

Характеризуется склонностью переживать по всякому поводу. Такой человек, чаще всего, отзывчив и неравнодушен к печалям других людей. Способность к сопереживанию у него развита в достаточно большой степени, поэтому к нему часто обращаются за советом те, кто в данный момент в этом сильно нуждается. Люди данного типа отличаются повышенной впечатлительностью, эмоциональной неустойчивостью, у них часто меняется настроение. Любой незначительный случай может вывести их из состояния душевного равновесия и породить массу тревожных переживаний.

Кроме сказанного, они прекрасно разбираются в искусстве, в частности в музыке и литературе, так как обладают яркой, уникальной способностью чувствовать переживания и настроения вымышленных персонажей.

Социальная направленность личности

Характеризуется повышенной внимательностью к внешнему миру, людям. Такие личности всегда замечают, что происходит вокруг них, вникают в суть социальных и политических изменений. Как правило, люди этого типа не могут жить вне общества. Они могут быть как руководителями, так и подчиненными, главное, что их деятельность развивается внутри социума.

Структура направленности личности

К чему бы ни стремился человек, он, так или иначе, проходит несколько ступеней для осуществления желаемого. Любая деятельность происходит вследствие сильной мотивации, а она, в свою очередь, формируется благодаря следующим структурным компонентам, которые и определяют направленность личности.

  • Влечение помогает «нащупать» начальный момент выстраивания деятельности, определить мотивы и предпочтения личности. На данном этапе нет движения к цели, поскольку сама потребность еще так явно не осознается.
  • Желание – это осознанная потребность. Она возникает, когда индивид уже четко себе представляет, что он хочет сделать, какой цели достичь. Еще не выстроены пути достижения желаемого, но саму потребность можно назвать зрелой.
  • Стремление формируется посредством активизации волевого элемента. На данном этапе личность не просто осознает свою потребность, но начинает прикладывать первые усилия для того, чтобы желание могло исполниться.
  • Интересы определяют потребности человека, помогают ему выстроить направленность таким образом, чтобы она приносила ожидаемые плоды. Интересы помогают определиться и понять, чего же на самом деле желает человек, скорректировать его деятельность (читать про ).
  • Склонности характеризуют направленность личности на то или иное занятие.
  • Идеалы являются значимой характеристикой мировоззрения человека. На самом деле именно идеалы способны вести вперед, на их ценности мы ориентируемся, когда принимаем важные решения (читать про ).
  • Мировоззрение помогает личности выстроить систему взглядов на самого себя, общество и мир вокруг (читать про ).
  • Убеждения представляют собой систему мотивов, которые руководят любыми действиями индивида. Они призваны помогать человеку в различных ситуациях поступать определенным образом (читать про ).

Все формы направленности личности теснейшим образом связаны между собой. Не пройдя одну ступень, было бы невозможно выйти на следующую. Восприятие и направленность личности зависят от индивидуальных усилий человека и особенностей его психического состояния. От того, насколько сильно человек мотивирован, зависит его работоспособность и вера в собственные возможности.

Направленность и мотивы деятельности личности

Степень успешности решения поставленных задач во многом зависит от того, насколько сама личность хорошо мотивирована в получении благоприятного результата. Существует несколько факторов, которые оказывают огромное влияние на любую деятельность, осуществляемую человеком.

Внутренняя и внешняя мотивация

Внешней называется мотивация, направленная на внешние события и окружающих людей. Скажем, если требуется немедленно подготовить доклад по истории только потому, чтобы получить одобрение руководителя и закрыть сессию, то налицо внешняя мотивация. В том случае, когда необходимо выполнить исследовательскую работу потому, что она представляет научный или творческий интерес самого исследователя, то говорят о внутренней мотивации.

Надо сказать, что внутренняя мотивация гораздо сильнее внешней, ведь она побуждает личность к саморазвитию, каким – то новым свершениям, открытиям.

Осознанность – неосознанность мотивов

Когда есть четкое понимание того, зачем выполняется та или иная деятельность, эффективность от ее выполнения возрастает в несколько раз. Монотонный труд, лишенный особого смысла и значения, только навевает тоску и уныние. Бывает, что личность долгое время не может осознать истинные мотивы своих поступков и это приводит ее к заблуждению.

Интересы и значимые потребности

Действуя из собственных интересов, личность всегда повышает свою эффективность труда. Иными словами, когда то, чем мы занимаемся, будоражит воображение, вызывает приятные чувства, и работается гораздо лучше. Удовлетворяя потребности в признании, одобрении со стороны коллектива, самореализации личность возрастает, учится и расширяет собственные возможности. Появляются новые перспективы для дальнейшего продвижения и развития. Когда выполняемая деятельность никак не связана с ведущими потребностями, не удовлетворены личная и духовная составляющие, человек постепенно начинает сомневаться в себе, его силы со временем уменьшаются.

Умение ставить цель

К чему бы мы ни стремились, крайне важно с самого начала правильно определить направленность, конечную цель, понять, чего хотим достичь в результате. Необходимо также задать соответствующий ритм движению и поддерживать его на протяжении всего периода – тогда любая работа будет эффективной. Умение видеть конечный результат деятельности поможет заранее спрогнозировать возможные трудности для того, чтобы вовремя с ними справиться. Неплохо было бы держать в голове так называемый идеал достижения, то есть отслеживать, насколько текущая реальность соответствует заданному образцу.

Уверенность в себе

Никакое дело не может совершаться, если личность не уверена в собственных силах. Даже если человек обладает редкими и исключительными талантами, он не сможет достичь успеха, пока будет заниматься самобичеванием, сомневаться в том, что у него все получится. Уверенность в себе является необходимым инструментом для выстраивания крепких и доверительных отношений с окружающим миром. Воспитать в себе уверенность можно, но только тогда, когда человек готов посвятить время работе с чувствами, проработке вопросов образования, получать новые знания – этого нельзя избежать.

Профессиональная направленность личности

Каждая из профессий, известных людям, предполагает, что человек, претендующий на ту или иную должность, должен обладать соответствующими качествами характера. Ведь принимая решения, действуя на рабочем месте, от нас часто требуется высокая концентрация внимания (читать про ), большая стрессоустойчивость и т.д. Если эти качества останутся неразвитыми, личность не справится с обязанностями. Профессиональная направленность представляет собой целую систему мотивов, которые движут человеком.

Ниже приведена классификация типов личности с характеристиками, показывающими, в какой сфере она скорее добьется успеха.

  • Реалистический тип. Это люди с устойчивой нервной системой. Они стремятся во всем к максимальной точности и предпочитают работать с реальными объектами. Чаще всего, они занимаются физическим трудом. Подходящие профессии: техники, механики, строители, моряки.
  • Конвенциальный тип. К этой группе можно отнести людей, которые ориентированы на точность и аккуратность. Они замечательные исполнители, любят делать все в сроки. Часто занимаются деятельностью, требующей большой сосредоточенности и внимательности. Профессии: библиотекарь, экономист, бухгалтер, товаровед.
  • Интеллектуальный тип. Это настоящие мыслители. Люди данного типа могут подолгу сидеть на одном месте, погруженные в размышления. Они строят далеко идущие планы на будущее, тщательно планируют свою деятельность. Больше всего их привлекает исследовательская работа, позволяющая приблизиться к раскрытию истины, какого – то отдельного закона. Профессии: преподаватель, ученый, писатель.
  • Предприимчивый тип. Здесь можно встретить отличных руководителей, которые любят управлять и во всем стремятся занять лидирующую позицию. Стремление к первенству определяет их личный успех. Профессии: руководитель предприятий, бизнесмен, администратор.
  • Социальный тип. Эти люди отличаются открытым сердцем и готовностью заботиться о других. Профессиональную деятельность они строят таким образом, чтобы помочь как можно большему количеству людей. У них сильно развито чувство ответственности, гуманизм, сопереживание. Профессии: врач, ветеринар, социальный работник, педагог, воспитатель.
  • Артистический тип. Здесь находятся, пожалуй, самые непредсказуемые люди, которым трудно выдерживать в работе определенный график. В деятельности они ориентируются скорее на собственные чувства, не любят рамки, высоко ценят свободу и независимость. Профессии: актер, художник, поэт, дизайнер.

Таким образом, направленность личности целиком и полностью определяет ее успешность. Диагностика направленности личности во многом зависит от того, насколько сам человек удовлетворен тем, чем он занимается.



Поделиться: