Значение храма в жизни современного человека. Роль церкви в современном мире. Значение древних храмов

После утери рая через грехопадение нашими прародителями земля для всех живущих и появляющихся на ней стала местом изгнания, утратила свою благодатность по сравнению с райским ее состоянием до грехопадения. Возникла особая нужда, необходимость в месте освящения души человеческой, и таким местом стали возводимые храмы, которые были самыми святыми местами на земле.

Причина создания храмов земных лежит в грехопадении и помрачении падшего человеческого естества – в них оно находит себе врачевание, одуховление, обновление, воссоздание и восстановление для жизни в Царствии Небесном.

День Введения во храм Пресвятой Богородицы - еще и храмовый праздник – праздник всех богородичных храмов, своего рода их День ангела.

Храм Божий – уголок рая на земле, преддверие Царства Небесного, заемное Небо, место, где более всего открывается нам Бог, а мы – Богу, где мы собеседуем молитвенно с Ним, исповедуемся Ему, соединяемся с Ним, получаем от Него несказанно много. Здесь, в храме, нас, прежде усвоенных греху, усвояет вновь Бог, особенно через Причащение Святых Христовых Тайн Тела и Крови – дарующего максимально возможную в земной жизни глубины богообщения вплоть до богоединения.

Именно здесь, в храме – некоей здравнице души – мы начинаем больше и глубже познавать себя и то, что есть в нас, без прикрас видеть себя, ставить себе истинный диагноз, нащупывать все болевые точки своей души и узнавать себя; видеть в себе образ Божий и то безобразие, которое сквернит его; через покаяние, примирение и всепрощение обретать лучшую связь с Богом и с людьми, глубже проникать в евангельские смыслы Божественных Откровений.

Храм, или церковь есть Небо на земле. В это-то земное Небо, соединяющее нас с небесным, духовным миром, и приведена была Божия Матерь на вос-питание – вос-полняющее питание души Духом Святым. Поэтому храм и все, что имеется и происходит в нем, имеет колоссальное воспитательное значение, особенно для детской души, начиная от необыкновенной архитектуры храма, всей его глубоко духовной символики, внутреннего устройства и атмосферы, до свечей и лампад, ликов святых на иконах, которые именуют окнами в духовный мир, молитвенного чтения и пения, слов пастырских, обращенных к душе каждого присутствующего…

Первым храмом, как мы знаем, была ветхозаветная скиния (переносной храм в виде палатки), об устройстве которой Моисею поведал Сам Бог, поэтому храм, так же, как и Священное Писание, есть Божественное Откровение.

Мы должны вспомнить первый Великий храм Соломонов, построенный в Иерусалиме и разрушенный язычниками – вавилонянами. Второй храм – т.н. послепленный, хоть и меньший по размеру, но более славный. Именно в него введена была Пресвятая Дева, и затем в нем остался Отрок Иисус в 12 лет в праздник ветхозаветной пасхи; в нем Он поучал ежегодно в течение трех лет; именно из него Он изгнал некогда торжников; в нем многократно исцелял; о нем пророчествовал, что не останется от него камня на камне, что и произошло в 70 годы I века при императоре Тите, когда уничтожен и сметен был весь город с лица земли.

И теперь весь христианский мир имеет Новый Иерусалимский храм, который является центром всего христианского мира, Вселенской Церкви – немного юго-западнее прежнего, там, где живоносный Гроб Господень.

Шествие во храм Пречистой Девы, Богоизбранной Отроковицы, есть путь души человеческой от мира к Богу через храм, чтобы обрести большее благо и спасение, исполнить волю Божию. Это – шествие из тьмы к Свету, ради укоренения творения в Боге. Бог на это ответствует преизобилием Своих милостей, которые мы – человечество – получили через Матерь Божию и Ее Сына – Иисуса Христа.

Храм Божий – это место встречи Бога и человека, чтобы человеку жить в согласии и по воле Божией, в Его любви и благодати. Это и место укрытия от всех бурь, страстей и невзгод мира сего. Храм – это чрево Матери Церкви, где она пестует и напитывает, как божественная воспитательница, души своих чад.

Именно через храм, богослужение и таинства Бог вновь и вновь вдыхает в нас дыхание жизни Своей. Здесь мы обретаем заряд и запас душевных и духовных сил, дабы дальше нести свой крест. Здесь наши души врачуются, умы просвещаются, сердца обновляются и размягчаются, а души - спасаются.

Храм Божий – это наш в прародителях утерянный рай.

Храм Божий – это наш спасительный ковчег и ветхозаветный Синай по выходе из непомерного рабства греху.

Храм Божий – это дом нашего духовного рождества вместе с Девой Марией, это место обретения нашего жизненного креста и пути ко спасению.

Храм Божий – это и наша Вифлеемская пещера рождества, нашей веры во Христа и жизни с Ним и в Нем.

Храм Божий – это и Иордан нашего покаяния и Крещения.

Храм Божий – это Отчие объятия после наших измен и блуда.

Храм Божий – это и место нашего малого (Исповеди – покаянного самоосуждения), во образ Страшного Суда.

Храм Божий – это и Силоамская купель нашего прозрения от духовной слепоты и прелести.

Это – отложение всяческих житейских забот и дел, тихое и безмятежное пристанище души.

Храм Божий – это наша тайная (ночная) беседа (как евангельского Никодима) со Христом, Божией Матерью и всеми святыми.

Храм Божий – это и Кана Галилейская пира веры брачного союза мира и любви с Господом и Церковью, где наша пресная жизнь исполняется благодати и радости.

Храм Божий - это Фавор нашего непрестанного преображения, уподобляющего нас Первообразу - Христу.

Храм Божий – это и Сионская горница нашей вечери со Христом, и прообраз общения с Ним как Женихом в Чертогах Отца Небесного.

Храм Божий – это место нашего совоскресения со Христом, чтобы и будущее воскресенье было всем нам во спасение!

Значение храма в православии

Храм для православного христианина, в отличие от протестанта, имеет особое мистическое значение. Протестанту свойственно осмысливать церковное здание как место собрания христиан, а храмом считать самого человека, как вместилище Духа Божия (1Кор.3:16,17).

В православии же храмом является не просто культовое здание, а сосредоточие мистического единства Церкви земной, отдельного христианина и небесной, торжествующей Церкви, т.е. то, что в полном смысле называется в православии Телом Христовым. «Каждый верующих и все вместе – суть храм». (Иоанн Златоуст).

В православии нет противопоставления «места» и «человека» в понимании храма, наоборот, храм это место их мистического единения. Как говорил о. Сергий Булгаков: «православию присуще освящение быта».

Замечательно описал значение храма протопресвитер Александр Шмеман: «Как в начале, в первохристианскую эпоху, так и сейчас, в своих лучших, византийских и русских воплощениях, храм переживается и ощущается как собор, как собрание воедино – во Христе – неба и земли и всей твари, в чем и состоит сущность и назначение Церкви.… Об этом свидетельствует и форма храма и иконопись». (4, с.17)

Архитектурная форма храма

Значение формы.

Говоря о форме храма прот. Фома Хопко замечает: «В течение долгой истории Православной Церкви выработалась особая церковная архитектура, которая выражает основной опыт и убеждение христианской веры: С нами Бог». (5, с.75) Ему вторит прот. В. Федоров: «Уже в самой архитектуре закладывалась определенная идея. Храм понимался как начало, которое должно господствовать в мире. И храм олицетворяет собой иную действительность, то небесное будущее, которого человечество еще не достигло, но стремится к нему». (7, с.349)

Корабль.

Часто церковь строилась в форме корабля (продолговатого четырехугольника). Это является символом ветхозаветнего Ноева ковчега. В связи с эти до раскола епископа называли кормчим. «Храм – это малая область, посвященная Богу, - говорит митр. Антоний Сурожский, - которая действительно была как корабль. Это место, где они с Богом были спокойны, уверенны в своей судьбе. Вот почему так дорого это название корабля». (6, с.54)

Круг.

Храм в форме ротонды своей формой напоминает «вечность Церкви Христовой». (8, с.610)

Крест.

Встречается так же крестообразная форма храма. Храм в такой форме означает «что благодать спасения в Церкви приобретена нам крестными страданиями». (9, с.6) А так же то, что сам храм посвящен «распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус избавил нас от власти диавола». (8, с.610)

Восьмиугольник.

Иногда эту конструкцию называют восьмиугольной звездой. Подобная форма символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении Спасителя, а так же является образом Церкви, ведущей человечество ко спасению.

По свидетельству Евсевия, Константин Великий построил собор именно такой формы.

Внешнее устройство храма

Купола.

Обычно храм венчается куполом или куполами. («купол» от греч. sku/foj – чаша, и лат. cupula от cupa . ) Купол обычно венчается главою и крестом. Количество имеет символическое значение:


  • 1 купол – Иисус Христос наш Спаситель

  • 2 купола – Божественная и человеческая природа Христа

  • 3 купола – три Лица Святой Троицы

  • 5 куполов – Иисус Христос и четыре евангелиста

  • 7 куполов – семь таинств или семь вселенских соборов

  • 9 куполов – девять чинов ангельских 1

  • 13 куполов – Христос и двенадцать апостолов
Купол символически изображает «твердь небесную». (А. Мень, Прав. Богослуж., с.14).

Колокола.

Слово колокол происходит от выражения «кол о кол». Ибо раньше било выглядело как два кола, которые ударяли друг о друга.

Колокола помещаются в специальных башнях, колокольнях, которые размещаются рядом с храмом или пристроены к нему.

Впервые колокола появились в 8 веке в Риме. В конце 9 века они начали применяться в Константинополе, но закрепились на Востоке лишь в 12 веке. До этого колокол считался принадлежностью латинской Церкви.

Способ звона различен на Востоке и Западе. В Католической и Протестантских Церквях при звоне раскачивается колокол, а на Востоке язык колокола, что позволяет создавать колокола больших размеров.

Колокола обычно делаются из меди, с бронзовой, серебряной и золотой примесью, но в древней Руси они делались даже из глины.

Виды колокольных звонов.

Благовест – звон, при котором ритмично ударяют в один колокол, созывая верующих к богослужению.

Трезвон – звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно, или во все колокола («во все тяжкие») в три приема (поэтому «трезвон») с паузами между ними. Часто бывает перед началом праздничного богослужения после благовеста.

Перезвон - звон, при котором ударяют в несколько колоколов, но не одновременно, а поочередно. Применяется, так же как и трезвон во времена торжественных молебнов, водосвятий, крестного хода.

Звон колокольный – когда одновременно ударяют в два или несколько колоколов.

Часовня.

Часовня – это маленькая церковь без алтаря. Она предназначена для общественных молений. В Греции их часто называли молитвенными домами.

Апсида.

Это самая важная часть храма. Апсида – это пристройка в виде сводчатого полукруга, в которой располагается алтарь. Как правило храм расположен апсидой на восток. «Еще в некоторых ветхозаветных общинах, - пишет А. Мень, (например у ессеев, живших в Египте) существовал обычай молиться лицом на восток. Обычай этот усвоен и христианами. С очень ранних времен стало принято совершать крещение стоя лицом к востоку. Когда же возвели первые церкви, их стали ориентировать алтарем к востоку». (11, с.16)

Хотя были случаи и иной практики. По свидетельству Сократа Схоластика, в Антиохии Сирийской церкви строились алтарем на запад, а не на восток. (с.230) Но это лишь является исключением из правил.

Внутреннее устройство храма

Традиционно «новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветнего». (8, с.609) А. Мень писал, что «Внутренний план христианского храма имеет два источника в ВЗ. Подобно храму Иерусалимскому, который делился на святое Святых, святилище и притвор, все церковные здания делятся на алтарное пространство …и притвор. …по образцу синагог храм имеет амвон». (А. Мень, Прав. Богослуж., с.16). Т.е. параллельно храму ВЗ, православный храм устроен следующим образом:
Святилище Ветхого Завета Православный Храм

1. Двор 1. Притвор
2. Святое 2. Средняя часть храма
3. Святое Святых 3. Алтарь
Алтарь.

Это святое святых православного храма. Так его и называл Евсевий (кн.10, 4:22; 4:44).

1 Имеется в виду градация иерархии ангелов в труде Дионисия Ареопагита (5-6в.) «О небесной иерархии». Согласно ему существуют три иерархии ангелов, каждая из которых делится на три чина. Первая – серафимы, херувимы и престолы; вторая – господства, силы и власти; третья – начальства, архангелы и ангелы.

Православного человека святыни окружают, практически, на каждом шагу. Храм, иконы в храме, хоругви на Крестном ходе — это все святыни. Людей неверующих (или верующих, но неправославных) подобные вещи просто шокируют. «Вот вы говорите, — убеждены они, — будто бы вы лишь одному Богу поклоняетесь. Но так ли это: вон у вас сколько «богов» — людей, которых вы на иконах рисуете и называете святыми. Да и вещей, которым вы поклоняетесь у вас немало: те же иконы, например. А храм: почему вы к зданию-то так благоговейно относитесь? Вы что, и камням покланяетесь? Не заслоняет ли вам Бога вся эта внешняя мишура?» Чему на самом деле поклоняются православные люди и мишура ли все это – давайте попробуем разобраться вместе.

Первая православная святыня, которую видят и которой восхищаются все, даже неправославные, — это храм. Храмы и монастыри России – наше бесценное историческое наследие, подлинное сокровище нашей и мировой культуры. Но почему для православного человека так важен храм? Почему наши предки тратили столько времени, сил, средств и труда для того, чтобы создавать эти архитектурные шедевры?

Храм для православного человека – это примерно то же самое, что оазис с источником воды для странника в пустыне. Для него вода – это не просто жидкость. Это великая ценность. Точно также и для верующего человека храм – не просто здание, но место, где каждый человек здесь и сейчас переживает общение (и встречу) с Богом. Конечно, молиться Богу можно практически везде (например, дома, на работе). Но дома человек общается с Богом как бы один на один. В храме же его личная молитва присоединяется к общей (православные называют ее соборной) молитве других таких же, как он, верующих людей. Таким образом, если храм подобен источнику воды, то домашняя молитва – это вода из фляги, которую человек набрал в этом источнике. Как бы много воды не было во фляге, когда-нибудь фляга все равно опустеет. И с пустой флягой человек идёт к источнику. Точно также и человек, чтобы его общение с Богом не прерывалось, имеет возможность, посещать храм.

У верующих особое отношение к храму еще и потому, что сама его архитектура и внутреннее устройство глубоко символичны, они подчеркивают, что человек оказался в месте, где его ожидает встреча с Царем, Царем Небесным. Храм даже называют маленьким кусочком неба на земле.

Любой храм имеет ступеньки. Они символизируют необходимость для каждого человека подняться (совершить восхождение) от земных сиюминутных забот к вечным духовным истинам и ценностям.

Войдя в храм, человек оказывается в так называемой трапезной части храма. В древние времена (времена первых христиан) здесь совершались общие трапезы (агапы). Потом эта традиция прервалась, но трапезные части во многих храмах сохранились. Их продолжали строить как напоминание, что православные должны не только молиться вместе, но и совершать вместе добрые и полезные для всего общества и каждого конкретного человека (богоугодные) дела. Ведь православные люди, это активные люди, стремящиеся к тому, чтобы воплощать заповеди Христовы в реальной жизни. Вера без богоугодных дел – не вера. Сегодня в трапезной части храма нередко совершается Таинство Крещения. Здесь обычно находятся иконы наиболее почитаемых местных святых.

Во многих храмах трапезной части нет, но есть притвор – своеобразная «прихожая», что отделяет мир повседневной суеты от кусочка неба на земле. Пройдя притвор или трапезную часть, мы оказываемся в основной части храма – месте, где, собственно, и проходят богослужения.

Первое, что бросается в глаза человеку, оказавшемуся здесь – иконостас. Это передняя стена с рядами православных икон.

Кто же такие святые и почему православные обращаются к ним в молитвах? Святые – это люди, которые научились никогда не прерывать своего общения с Богом. Это те, для кого Бог стал всем. И которые пред Ним живы, ведь наш Господь – Бог живых! И когда мы обращаемся к ним в молитвах, мы просим их помочь нам стать ближе к Нему, наладить наше общение с Ним, разделить с нами наш путь в Небесное наше отечество. Просим также, как мы бы просили помощи в наших земных нуждах наших родственников (старших братьев, сестер) или друзей. И они помогают, свидетельства о чем мы найдем в многочисленных эпизодах из житий святых.

Молясь перед иконами, мы молимся не доскам и краскам, но обращаемся с молитвой к тому, кто на сей иконе изображен. Каждая икона – это, говоря языком Интернета, своеобразная ссылка. Ссылка на житие святого, на его жизнь, которая всегда может послужить достойным примером для любого человека. Ссылка на историю нашей страны, ведь все российские святые были лучшими гражданами нашего Отечества, многие из которых оставили яркий след в истории (святые Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков). Не почитать их – это забыть лучшие страницы Отечественной истории, потерять бесценный опыт.

Иконостас отделяет от нас алтарь. Возвышения на полу перед иконостасом – солея и амвон. Они подчеркивают, что за иконостасом находится самая большая святыня в храме – престол. Престол – это действительно удивительное и непостижимое место в храме. Во время Евхаристического канона (когда хлеб и вино сошествием Св. Духа пресуществляются в Кровь и Тело Иисуса Христа) вокруг него разрывается время и пространство и буквально в прямом смысле мы переносимся в сионскую горницу, где Сам Иисус преподаёт своим апостолам, а теперь уже и нам, Св. Дары, источник бессмертия.
Более подробно о Таинствах Православной Церкви мы расскажем в следующих номерах.

Разве может не быть святыней место, где происходят такие чудесные события? Храм, иконы и помогают человеку понять суть православного вероучения, причем эта сфера познания не имеет конца. И это не «внешняя мишура». Это сжатое до символов, образов знание, которое дает возможность жить, постоянно находясь в общении с Богом.

Пишите на электронную почту миссионерского отдела епархии mission@сайт или на электронный адрес сайта епархии info@сайт, если статья у вас вызвала интерес или желание высказаться.

Руководитель миссионерского отдела Нижегородской епархии иерей Валентин Марков

В «Справочнике православного человека» собраны наиболее полные сведения справочного характера на важнейшие для каждого христианина темы: устройство храма, Священное Писание и Священное Предание, Богослужение и Таинства Православной Церкви, годовой круг православных праздников и постов и т. д.

Первая часть Справочника – «Православный храм» – рассказывает о внешнем и внутреннем устройстве храма и обо всем, что является принадлежностью храмового здания. Книга содержит большое количество иллюстраций и подробный предметный указатель.

Цензор архимандрит Лука (Пинаев)

От издательства

Энциклопедический справочник «Новая скрижаль», составленный в XIX веке архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином, выдержал, несмотря на присущий эпохе материализм и скептицизм, 17 изданий. Причиной такой невероятной популярности сборника явился тот факт, что в нем был собран огромный справочный материал о храмовых зданиях, их внешнем и внутреннем устройстве, утвари, священных предметах и изображениях, чинах общественных и частных богослужений, совершаемых в Православной Церкви.

К сожалению, архаичность языка «Новой скрижали», перенасыщенность сборника объяснением символических значений описываемых предметов делает эту уникальную книгу очень сложной для восприятия современного христианина. А необходимость в тех сведениях, которые она давала, в данный момент даже выше, чем в позапрошлом веке. Поэтому нашим Издательством предпринимается попытка продолжить традицию, начатую «Новой скрижалью».

В «Справочнике православного человека" мы собрали наиболее полные сведения справочного характера по вышеназванным темам, адаптировав для понимания современных христиан. Нами подготовлена первая часть книги – «Православный храм» – которую отличает полнота данного в ней справочного материала. Здесь собраны сведения о внешнем и внутреннем устройстве православных храмов и о всем, что является их неотъемлемой принадлежностью. Еще одной особенностью книги является обилие иллюстраций, наглядно представляющих те священные предметы, описание которых в ней дано.

Внутренняя структура справочника характеризуется тем, что начало статьи, посвященной тому или иному священному предмету, выделяется полужирным шрифтом, что позволяет без труда найти ее в тексте.

При этом текст не дробится на отдельные части, а составляет неделимое целое, объединенное в пределах больших разделов внутренней логикой повествования.

Книга также содержит в себе подробный предметный указатель, позволяющий читателю легко найти интересующий их термин.

Для составления первой части использовались несколько источников, но за основу взята «Настольная книга священнослужителя», точность описаний которой не подвергается никакому сомнению. Опыт показывает, что даже давно воцерковленные прихожане православных храмов имеют о некоторых священных предметах искаженное представление или не имеют его вообще. Книга призвана восполнить эти пробелы. Кроме того, она сможет стать справочником для тех, кто только пришел в православный храм и не знает о нем ничего.

В планах Издательства – работа над следующими частями справочника:

1 . Священное Писание и Священное Предание.

2 . Иконопись (без специальных и прикладных сведений).

3 . Богослужение Православной Церкви.

4 . Таинства Православной Церкви.

5 . Годовой круг праздников и православные посты.

6 . Общие сведения по догматическому и нравственному богословию и другие темы.

Задача сборника – собрать в нем справочный материал о Православной Церкви общедоступного характера. Книга поможет верующим восполнить тот недостаток знаний о важнейших составляющих жизни православного человека, который существует сейчас.






































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомиться с отражением основных догматов христианства в памятниках зодчества, раскрыть смысл внешнего и внутреннего устройства православного храма.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Слайд 1)

Учитель объявляет тему урока, цели и задачи урока.

Работа в тетрадях: запись темы урока (слайды 2-5)

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос (по вопросам с. 69., учебник Духовное краеведение Подмосковья, автор Л.Н. Антонова) (слайды 6-7)

Итоги и оценки.

III. Изучение нового материала.

Архитектурные памятники христианской православной культуры привлекают к себе внимание не только внешней красотой форм. Они позволяют узнать о красоте духовного мира мастеров, их создавших.

В прошлой теме мы начали разговор о символике христианского искусства. Если говорить о православном храме, то и в его архитектуре мы найдем много символичного, такого, что расскажет нам о христианстве. (Слайд 8)

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый.
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.
(А.К. Толстой)

(Слайд 9)

Одна маленькая девочка на вопрос: «Что такое храм?» ответила: «Это такой большой дом, где живет бог».
Вот уж действительно, «устами младенца глаголет истина».
Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречется»…
«Когда мы входим в храм, кладем крест на себя, мы должны остановиться и сказать: «Господи, будь милостив ко мне, грешному! Я пришел туда, где Твоя сила меня может обновить, где Твоя любовь меня может обнять, где Тыможешь научить меня Своим словом, очистить Своим действием».
(Антоний Сурожский )

Храм – дом Бога на земле. (Слайд 10)

Христиане приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу). В христианском понимании, храм соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Как здание священное, храм отличается от обыкновенных зданий и внешним видом. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение. (Слайд 11)

Храм строится в виде:

  • креста – символ Бога
  • круга – символ вечности
  • восьмиугольника – символ путеводной звезды

Крест – связь небесного и земного пространства. Купол – символ неба, пламя горящей свечи.

Посмотрите на слайд, вы видите части православного храма (слайд 12).

  • Барабан – верхняя часть здания, которая увенчивается куполом.
  • Закомара – полукруглая часть верхней стены под куполом.
  • Кокошники – похожие на закомары декоративные украшения.

(слайд 13)

  • Апсида – полукруглая часть храма, где размещается алтарь.

(зарисовывают в тетрадях по шаблону и подписывают название частей храма).

Христианские зодчие строили храмы с основанием, похожим на базилику (корабль), (слайд 14) крест или ротонду (круг). Вместо обычной крыши храм венчают золотые купола, а над ними сияют на солнце кресты (слайд 15). Купола было принято строить в виде «луковицы» или «шлема», покрытые золотом, они горят как гигантские свечи, устремленные в небеса, а свеча – символизирует христианскую молитву.

Самостоятельная работа. А теперь посмотрим, как вы запомнили внешние части православного храма (у учащиеся на столе православный храм и название частей храма, необходимо разложить их в соответствии).

(слайд 16). Здания храмов завершаются куполом, который символизирует небо, куда должны обращаться все мысли и чаяния верующих.

Купол православного храма заканчивается главою, на которую ставится восьмиконечный православный крест.

Особенностью храмостроения на Руси является многоглавие. Количество куполов на храмах символично, от одного до семидесяти. Например, 1 – символизирует Единого Бога, 3 – Святую Троицу, 4 – хевангелистов, 5 – Спаситель и четыре евангелиста, 7 – семь таинств Церкви, 9 – по числу ангельских чинов, тринадцать – Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех – по числу лет земной жизни Спасителя.

(слайд 17) Крест играет важное значение в жизни христиан, вознесенный на куполах храмов, является христианским символом Божественного искупления, Крестной Жертвы, принесенной за человека, символизируя радостную весть, что через Крестную Жертву Иисуса Христа всем людям открыта дверь на Небо.

  1. Какого числа празднуется праздник Воздвижения Креста? (14 сентября)
  2. Что значит слово «Воздвижение»? (поднятие)
  3. Где есть храмы в Подмосковье, освещенные в честь события Воздвижения Христа (Домодедовском, Истринском районах).

А теперь мы совершим с вами путешествие в храм. Давайте посмотрим на схему внутреннего устройства храма (слайд 18). Храм состоит из трех частей:

  • притвор,
  • средняя часть,
  • алтарь.

(слайд 19) Поднявшись по ступеням храма, мы попадаем в притвор. Здесь в древние времена стояли некрещеные люди (не христиане), которые готовились еще к принятию Крещения. Часто над притвором расположена колокольня...

(слайд 20) Посмотрите какая необычайная красота и тишина встречает нас при входе в храм, всюду нас окружают изображения ангелов и святых, которые смотрят на нас с фресок – изображение на стенах. Теплым золотистым сиянием свечей и разноцветными огоньками лампад (масляных светильников) освещаются иконы с образами.

Проходим дальше и попадаем в среднюю часть храма (слайд 21) . Средняя часть – чувственный мир. В ней стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати – изливаемой в Таинствах – становятся освященными, причастниками Царства Божия.

Солея – возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того сам алтарь находится на возвышении и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой.

В Русской Православной Церкви выдающаяся часть солеи перед Царскими вратами называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы. Солея служит как бы просцениумом для богослужения.

Храм Божий – небесный островок на грешной земле (слайд 22). В алтаре помещается божественное начало. В средней части храма – начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. Алтарь получил значение верховного неба, "Неба Небесе", где пребывает только Бог с небесными чинами. Средняя часть храма означает частицу обновленного мира, новое небо и новую землю. Обе эти части друг с другом взаимодействуют: алтарь просвещает и руководит второй. При таком их соотношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.

Самое большое количество икон можно увидеть в иконостасе (слайд 23).

Иконостас – перегородка, которая отделяет алтарь от средней части храма.

Иконостас не просто стена (перегородка), на которой размещаются иконы, он символически (незримо) соединяет земной мир и Царство Небесное. Если мы приблизимся к иконостасу, то нам приоткроется мир Небесный. Иконы Иисуса Христа, Матери Божией, святых апостолов, пророков, христианских праздников расположены в иконостасе рядами.

(слайд 24) Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.

Праотеческий ряд (слайд 25) Располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета

Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого.

Пророческий ряд (слайд 26) В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Праздничный ряд (слайд 27) Третий ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Деисусный ряд (слайд 28) Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный)

чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

Местный ряд (слайд 29) Нижний ярус или ряд называется местным, потому что в нем помещается местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого освящен храм. В центре этого ряда Царские ворота, слева – икона Богородицы, справа – икона Спасителя.

За иконостасом расположен алтарь – главная часть храма (слайд 30) , являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной.

В нем находится Горнее место и Святой Престол. Престол – стол, находящийся посередине алтаря, на котором совершается таинство Святого Причащения.

Для христиан – это места особого присутствия Божиего. За престолом – запрестольный крест и семисвечник.

Алтарь символизирует собой Царство Небесное. Также в алтаре стоит жертвенник. На нем находятся предметы, необходимые для совершения церковной службы.

(слайд 31) Самое главное богослужение Православной Церкви называется Литургия, во время которого совершается Таинство Причащения (на греческом языке оно называется «Евхаристия» – благодарение), установленное Иисусом Христом во время Тайной Вечери.

Службу совершают священнослужители. Священники входят в алтарь через специальные двери, устроенные в иконостасе (слайд 32). Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими Вратами. Они называются так потому, что через них невидимо выходит к нам Сам Царь Славы, Господь Иисус Христос, в чаше со Святыми Дарами. В Царские врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается. Царские Врата обычно пышно украшаются резьбой росписью: иконами четырех Евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Над ними помещаются изображения Тайной вечери.

(слайд 33) Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (так же в форме креста).

Иконостас отделяет алтарь от четверика (слайд 34). Четверик – это место, где собираются молящиеся люди. Он знаменует собой земной мир.

Храмы украшаются росписями и расписываются по определенным правилам (канонам). В куполе храма – Христос вседержитель (слайд 35) , над алтарем – Богородица, (слайд 36) в верхней части храма – святые и пророки, в средней – сюжеты Евангелия, рассказывающие о земной жизни Спасителя, (слайд 37) внизу – мученики, святители, цари и святые Церкви. А над горним местом размещается икона Спасителя. (слайд 38)

В православном храме звучат молитвенные песнопения. При богослужении в православном храме используется колокольный звон как выражение молитв христиан, в которых они каются, радуются и прославляют Бога. Колокола размещаются на колокольне (или звоннице). Звонить на колокольне в колокола может только звонарь.

(слайд 39) Песня колокола России.



Поделиться: