Развитие речевой активности старших дошкольников. Развитие речевой активности дошкольников посредством театрализованной игры. Стимулирование речевой активности детей

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста

Слайд 1

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.… «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов

Что такое речевая активность? (ответы команд)

Слайд 2

Речевая активность - это свойство личности, проявляющее в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации.

Речевая активность – это качественно-количественная характеристика речевой деятельности.

Слайд 3

Речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной и других видов деятельности.

Все достижения ребенка в ознакомлении с окружающем миром не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи .

Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется. Современная система дошкольного образования постепенно уходит от учебно-дисциплинарной системы воспитания, становится более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.

Так какие же это интегративные качества?

Слайд 4

  • Физически развит
  • Любознателен, активен
  • Эмоционально отзывчив
  • владеет средствами и способами общения со сверстниками и взрослыми
  • Владеет необходимыми умениями и навыками
  • Способен управлять своим поведением и планировать свои действия
  • Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
  • Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе
  • владеет универсальными предпосылками учебной деятельности

Для того чтобы ребенок смог овладеть данными качествами его речь должна быть достаточно хорошо развита. Лучший период развития речи – дошкольное детство.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

Слайд 5

Перечислите причины снижения речевой активности детей.

  • Ухудшение состояния здоровья детей;
  • Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
  • Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Слайд 6

С чего начинать речевое воспитание ребенка?

Конечно, с изучения проблем малыша, особенностей его семейного воспитания, развития его личности, коммуникативных речевых навыков.

Основной метод обследования , как известно, наблюдение. Нужно пообщаться с ребенком, понаблюдать, как общается с другими:

  • умеет ли налаживать отношения, контакты со сверстниками, со старшими и младшими детьми, со взрослыми;
  • выяснить, почему это у него хорошо или, наоборот, плохо получается, в чем причина;
  • установить, каков уровень его речевого развития;
  • обдумать, посовещаться с коллегами и определить, как мы сумеем помочь ребенку преодолеть его трудности.

Нужно понаблюдать за детьми, попробовать определить, какие варианты отклонений в речевом развитии проявляются у детей.

Обязательно сравнить, как отличается речь ребенка, если он обращается к нам, взрослым, и сверстникам.

Если мы определили проблемы ребенка, выяснили их причины, истоки, то теперь наметим индивидуальную программу его речевого развития, его «зоны ближайшего развития» и перспективы.

Но не надо торопиться – надо верить и стимулировать, поступать так, словно у ребенка уже имеется то качество, которого мы ждем. Надо создать для него ситуации успеха. Ни в коем случае не «зацикливать» малыша на его речевых несовершенствах, неудачах

Слайд 7

Стимулирование речи детей раннего возраста

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 2-3 летнего возраста, нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности.
Какие приемы вы знаете? (ответы команд)
Разговор с самим собой . Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от вас, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, можно начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями - доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко"
Параллельный разговор . Этот прием отличается от предыдущего тем, что мы описываем все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка . Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даём ему… не ту игрушку.

Приговоры. Использование игровых песенок , потешек , приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость.. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности . Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе - кинестетики : они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.

Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора – это ещё один приём. Например: "Тебе яблоко целиком или половинку?", "Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?".

Замещение. "Представь, что..." - эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух-трёх лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик - это пирожок, а коробка из-под обуви - печь.. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Ролевая игра. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.

Слайд 8

Условия успешного речевого развития.

1 . В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

Задания для команд.

Что такое диалог, диалогическая речь?

Диалог - это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседниками, это сменяющиеся вопросы и ответы на них.

Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге - взрослый. Необходимо «провоцировать» ребенка на высказывание, на ответ.

Что помогает развитию диалога?

Это - инсценировки, вопросы, театрализованная деятельность:

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

(чистоговорки)

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Слайд 9

Формула речевого этикета:

Думай,

  • кому говоришь,
  • что говоришь,
  • где говоришь,
  • зачем говоришь,
  • какие из этого будут последствия.

Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь.

Игра «Вежливые слова»

Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

Какие разделы по развитию речи вы знаете? (ответы команд)

(звуковая культура речи, словарный строй, грамматический строй, связная речь)

Раздача листков с разделами речи. Придумайте одну – две игры на развитие этого раздела речи

Слайд 10

3 . Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

Выбор формы проведения артикуляционной гимнастики для группы: средней, старшей, подготовительной (по образцу, под счет, по картинкам, названиям, в контексте сказки).


4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывают о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

Слайд 11

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

Слайд 12

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

Слайд 13

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры

Игра " увеличение - уменьшение".

Представьте, что у вас есть волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Одна команда будет рассказывать о том, что бы они хотели у увеличивать. А другая команда, о том, что бы они хотели уменьшить. (Ответы взрослых).

А вот как отвечали дети:

Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

Игра «Оживи предмет».

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ,а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

Листки с заданиями.

В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? (Ответы 1 команды)

О чем думает ваша обувь? (Ответы педагогов 2 команды)

11. Сотрудники создают речевые центры в группе.

12. Сотрудники проводят регулярную просветительскую работу с родителями по вопросам развития речи воспитанников группы.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни (такой вывод сделали современные исследователи, изучая биографии «успешных» людей). При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах. Перечислим основные.

Слайд 14

  1. Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону. Общение через письма. Расширение круга знакомств детей.
  2. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность
  3. Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.
  4. Труд: трудовые и речевые действия.
  5. Досуг. Пение.Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

Слайд 15

  • Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Почему? (ответы команд)
  • Игра – ведущая деятельность, в процессе которой возникают психические новообразования
  • Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности
  • Игра – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний
  • В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает!
  • Игры и игровые упражнения активизируют речь детей
  • Игра – одно из самых действенных средств познавательно-речевого развития

Слайд 16

Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Назовите виды игр. (ответы команд)

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

Слайд 17

. Типичные ошибки в работе педагога:

Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребенку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечивать речевую активность всех детей;

У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать и понимать речь, обращенную ко всем, слышать педагога с первого раза. Не следует повторять один и тот же вопрос несколько раз;

Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей;

Очень часто педагоги требуют от ребенка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развернутыми. Характер ответа зависит от вопроса: репродуктивный вопрос, поисковый вопрос или проблемный.

  • педагоги запрещают разговаривать во время лепки, рисования, выполнения любой работы.

Слайд 18

А для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет важное значение для психического развития ребенка. Речь малыша как бы становится слепком с его деятельности, берет на себя ее самые существенные моменты. На основании такой речи-сопровождения потом окажется возможным «составление рассказа» о прошедших событиях, в которых ребенок не участвовал, сформируется и внутренняя речь (разговор с собой), которая составляет важную часть умственных операций. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую их действия.

Надо прислушаться: вот дети уже не только комментируют свою работу, но и начали предполагать, описывать результат, планировать будущие действия. Только став старше, они научатся делать это не вслух, для другого, а внутреннее, для себя.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Исходя из этого положения, сделаем вывод, что в речевой работе основной целью будет не только обучение новым словам, понятиям и не требование, чтобы ребенок пересказал прочитанное, а использование речи как средства любой важной и интересной для него деятельности.

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.

Слайд 19

Перечислите функции речи старшего дошкольника.

■ Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.

■ Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.

■ Речь - как область объективных отношений, которые позна​ет ребенок.

■ Речь - как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.

А теперь небольшой кроссворд на тему «образовательная область коммуникация»

Слайд 20

Слайд 21

Как говорил Гегель: РЕЧЬ – удивительно сильное средство, но
нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Юмористическая минутка:

Переведи пословицы на русский язык.

Сын леопарда - тоже леопард (Африка)
/яблоко от яблони недалеко падает/

1 команда

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/

2 команда

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/

ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 47 «Здравствуй»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Организация образовательной работы по формированию коммуникативно-речевой активности дошкольников

Составила старший воспитатель Краева Е.Ю.

…Чтобы научиться говорить, надо говорить.

М.Р. Львов.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие

Речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех представителей живого мира. Общаясь, ребёнок развивается как личность, личность активная, готовая познавать окружающий мир, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения, управлять своими эмоциями в разговоре, вступать в контакт со взрослыми и сверстниками. Иначе говоря, постоянно находиться в «зоне ближайшего развития», преодолевая определённые трудности для своего возрастного этапа.
Актуальность познавательно-речевого развития дошкольника очевидна.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Необходимо отметить, что практические работники не всегда готовы в полной мере к осуществлению речевого общения с детьми в повседневной жизни.

  • Общение носит ещё формальный характер, лишено личностного смысла.
  • Многие высказывания воспитателей не вызывают ответной реакции детей, не хватает ситуаций, способствующих развитию объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждения.
  • Неумение организовать содержательное постоянное общение, учитывающее потребности и интересы ребёнка приводит к снижению познавательной активности, недоразвитию речи.

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Воспринятые в дошкольном возрасте организованные образцы неверного речевого поведения становятся настолько прочными установками и стереотипами, что преодолеть их в школе зачастую не удаётся.

Поэтому, в детском саду необходимо проводить большую работу по формированию речевого общения дошкольников.

Одним из условий развития речевого общения является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. «В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в свое время Е.И.Тихеева. Насыщая группу материалом, необходимо предусмотреть, чтобы дети могли удовлетворить свои важные жизненные потребности: в познании, в движении и в общении. Важными составляющими речевой среды в группе являются:

Разнообразные виды театров

Литература, иллюстрации, картины

Дидактические игры

Картотека художественного слова

Игротека «Говори правильно»

Книжки-самоделки

Альбомы и т.д.

Еще одним условием является широкая речевая практика. Дети должны иметь возможность общаться не только со своими сверстниками, но и с детьми младше и старше себя. Этому общению способствуют совместные праздники, театрализованная деятельность, выставки, походы в гости, обмен подарками и сюрпризами.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.

Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в общении являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность.

Важно помнить, что воспитатель занимает особое место и жизни ребенка. А. Н. Леонтьев причислял воспитателя к малому, интимному кругу общения ребенка, обращал внимание на то, как своеобразно отношение детей к воспитателю, как необходимо им его внимание и как часто они прибегают к его посредничеству в своих отношениях друг с другом. При доверительных отношениях с воспитателем дети даже чаще, чем родителям, рассказывают ему о своих переживаниях.

Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, воспитатель может поговорить с каждым ребенком, спросить о чем-то (кто сшил платье? куда ездила в выходной день с папой и мамой? что видел интересного?).

Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей. В младшей группе круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают: с игрушками, транспортом, улицей, семьей. В средней и старших группах тематика разговоров расширяется за счет новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей.

Педагог должен воспитывать своей речью . «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К. Д. Ушинский).

Не следует злоупотреблять ласкательными, уменьшительными суффиксами, особенно если речь по содержанию не соответствует форме («Юрочка, ты себя плохо ведешь, я тобой недовольна»). Ребенок должен понять содержание речи и по ее тону. Воспитатель не должен допускать неточностей и небрежностей в своей речи. Она должна быть эмоциональной, образной, культурной. Следует к месту использовать произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, потешки, загадки.

В младшей группе преобладают индивидуальные разговоры. Очень важно расположить ребенка к себе, заинтересовать его. Следует использовать привлекательные игрушки, яркие картинки, животных из уголка природы. Воспитатель вовлекает малышей в коллектив, приучает слушать взрослых и друг друга и постепенно переходит к разговорам с подгруппами детей. В процессе общения недопустимы молчаливое рассматривание предметов, молчаливое выполнение просьб молчаливых детей.

К поведению детей во время разговора еще не предъявляется строгих требований. Допустимы коллективные ответы, ребенок может прервать собеседника, закончить разговор на полуслове. Постепенно воспитатель приучает детей слушать не перебивая, говорить громче или тише, смотреть на собеседника.

В средней и особенно в старших группах начинают преобладать коллективные разговоры. Дети уже умеют слушать воспитателя и товарищей не перебивая, ждать очереди высказаться; способны более длительное время слушать других и говорить сами. Разговоры их более длительны, поскольку запас знаний больше, а интересы шире. Если в младших группах воспитатель в основном побуждает детей к инициативным высказываниям, то теперь большее внимание он обращает на содержание детской речи, ее правильность. С детьми можно разговаривать о том, что они видели на улице, о прочитанных книгах. Они вспоминают ход событий, используют образные выражения, сравнения, красивые описания. Повышаются требования к поведению детей во время разговора: они не могут прерывать разговор и уходить; должны говорить спокойно, четко, не торопясь, поочередно.

Для формирования диалогической речи используется прием словесных поручений (попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, сходить в соседнюю группу за книгой и т. п.). Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Сначала к таким поручениям привлекают самых общительных детей, а постепенно и менее активных. Педагог дает образец словесной просьбы, который дети могут повторить. «Ира, пожалуйста, пойди к Анне Ивановне и скажи: «Анна Ивановна, поменяйте, пожалуйста, нам воду в тазу». По мере накопления опыта общения надобность в образце отпадает, и ребенок сам выбирает подходящую формулу.

Для развития речевого общения в старшем дошкольном возрасте большое значение имеет совместная деятельность. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, оценки действий. Устанавливается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность. При этом главными условиями являются инициативность и активность самого ребенка, которые должны всемерно побуждаться и поощряться. Установлено, что влияние совместной деятельности детей на развитие культуры общения значительно повышается, если им показать, что ее успех зависит от умения общаться, договариваться.

Подлинной социальной практикой ребенка является игра. Для обучения детей способам общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых ситуаций, предложенных воспитателем; беседы по содержанию художественных произведений, отображающих общение детей; игры-драматизации и беседы по ним, вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее организации и результатов.

Эффективным методом развития общения является дидактическая игра. В младших группах особенно полезны игры с образными игрушками. Воспитатель разыгрывает инсценировки (с куклой, мишкой, Незнайкой) и ведет разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведений.

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях . Они направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Коммуникативные ситуации могут отражать разные задачи диалога: вступать в разговор, договариваться в ходе общения о чем-либо, расспрашивать, получать необходимую информацию, пользоваться формулами речевого этикета.

Следует отметить, что отдельные речевые умения (адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное общение детей («Всегда приятно общаться с вежливым человеком!»)

Все, чем овладевает ребенок вначале обязательно проходит стадию совместной, неотделимой от общения деятельности и только после этого может быть присвоено им индивидуально. Общение и совместная деятельность - та основа, на которой строится вся жизнь детей. Культивирование общения в группах детского сада является одной из важнейших целей и в то же время основным средством воспитания и обучения.

Как известно, влияние взрослого на детей дошкольного возраста очень велико. Дошкольный возраст - время, когда у ребенка формируются самооценка, произвольность поведения, усваиваются нормы и правила поведения. Нормальное психическое развитие ребенка в этом периоде определяет развитие человека в течение жизни. Именно поэтому непрофессиональные действия педагогов, работающих с дошкольниками, могут нанести развивающейся личности непоправимый вред.

Необходимым условием, свидетельствующим о наличии настоящего общения, является способность к идентификации, иначе говоря, умению отождествиться с партнером по общению, возможности встать на другую точку зрения. Педагоги знакомы с тем фактом, что ребенок может слушать и не слышать, смотреть и не видеть. В то же время взрослые также не умеют слушать и слышать детей и поэтому не понимают их.

Наиболее часто встречающейся формой общения в детских учреждениях является общение педагога с группой детей. Как правило, такое общение демонстрирует позицию взрослого «сверху». Педагог стоит перед группой детей, громким голосом давая им задание, что-то объясняя, что-то сообщая. Такая позиция хороша, когда нужно задать контекст будущего действия, или наоборот - подвести итоги проделанной работы. Однако дети не могут долго находиться в позиции «снизу» и отвлекаются, «выпадают» из общего действия, поэтому для более эффективной работы нужно, чтобы педагог использовал в общении с детьми и все остальные позиции.

Позиция взрослого «снизу» необходима, когда педагог хочет вызвать инициативные действия детей, чтобы помочь им лучше усвоить материал или проверить понимание какого-либо вопроса. Для этого он может изобразить «незнайку» или «неумейку», может просить детей объяснить ему что-то, научить его чему-то. Дети с радостью включаются в эту игру и закрепляют полученные знания.

Позиция «на равных» имеет смысл, когда требуется обсуждение и выполнение поставленной задачи. Сюда можно отнести и партнерские взаимоотношения, когда происходит постоянная смена позиций «сверху» - «снизу» (что-то попросил - позиция «снизу», что-то подсказал - позиция «сверху»), а в среднем получается позиция «на равных».

Часто при работе с группой используется позиция демонстративной отстраненности . При этом взрослый, находясь в од ном помещении с детьми, занятыми делом, не участвует в нем. Его присутствие важно для детей, они все время чувствуют, что могут обратиться за помощью, что взрослый с ними, все видит и относится к происходящему определенным образом.

В общении педагога с детьми возможно также и «отсутствие» позиции , что является высшим пилотажем в педагогическом общении, но, естественно, без ущерба для воспитательно-образовательной работы. Это допустимо лишь при наличии высокоорганизованной группы, которая способна без помощи воспитателя оставаться в контексте действия. Это бывает, когда все дети и взрослый увлечены одним, важным для всех делом, им все ясно в их работе и нет нужды руководить кем-то, учить кого-то, просить у кого-то помощи, кого-то слушаться, другими словами, если педагог и дети сотрудничают, заняты обоюдно интересной творческой работой.

Чаще всего воспитатель - человек, который все умеет, все знает и всему может научить. На основе выделения роли взрослого в организации взаимодействия определяют следующие стадии педагогического общения.

  • Опека. Характеризуется максимальной ролью взрослых в определении целей и помощи ребенку, низшим уровнем осознания целей и минимальной ролью детей в оказании помощи взрослым.
  • Наставничество. Отличается решающей ролью взрослых при возрастающей роли детей в оказании им помощи.
  • Партнерство. Роль взрослых доминирующая, однако, сохраняется недостаточное равенство в осознании целей. Успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий.
  • Сотрудничество. Определяет роль взрослых как руководящую. Достаточное осознание единства целей. Успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу.
  • Содружество рассматривается как высшая форма сотрудничества, когда сливаются воедино деловые, личные отношения на основе сотворчества.

Развитию речи в детском саду уделяется большое внимание: проводятся занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу, рассказыванию. Все это дает положительные результаты, но они касаются преимущественно количественной стороны речи. На занятии ребенок, подчиняясь взрослому, произносит и запоминает отдельные слова и фразы, однако, как правило, почти не использует их в активной речи. Эффективность занятий находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки.

М.Р. Львов обращает внимание на условия развития речевой активности:

  1. общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству;
  2. умение преодолевать скованность, застенчивость;
  3. способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

Высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает:

  • Владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой, при выражении своих мыслей и составлении высказывания любого типа;
  • Умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать спросить, ответить, возразить, объяснить; спорить и др.
  • Знание норм и правил «речевого этикета», умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
  • Элементарное владение грамотой и письмом.

Рассмотрим систему воздействий на ребенка, которые направлены на активизацию речевого общения.

Первый блок. Активизация деятельности детей.

Основным содержанием данного блока являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.

Упражнения, а также этюды этого блока проводятся в качестве разминки, средства как включения в работу, так и развития. Организуя работу, педагог, и это очень важно, должен создать у детей потребность подражать действиям взрослого.

С этой целью необходимо использовать побуждения типа «Покажи, как...», «Изобрази, как...», «Повтори за мной...» и т.п.

Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. С этой целью разыгрываются несложные этюды с комментированием взрослого (он объясняет и показывает, какие движения нужно выполнять для передачи того или иного состояния). Кроме того, дети учатся самостоятельно показывать основные эмоции.

«Вкусные конфеты». Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У него в руках воображаемый пакет с конфетами. Он по очереди протягивает его детям. Они берут по одной конфете, благодарят, жуют, мимикой выражают удовольствие, улыбаются.

(примеры некоторых упражнений в журнале «Дошкольное воспитание» № 1 – 2007 год, стр. 51 и в книге Шипициной Л.М. «Азбука общения»).

Второй блок. Активизация компонентов речевой деятельности.

Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм , цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр – в том, что дети не только получают языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

«Скажи какой». Педагог показывает картинку, игрушку или называет слово, а дети указывают как можно признаков, соответствующих предложенному объекту, например: стол - деревянный , кухонный, столовый, старый, удобный и т.п. Выигрывает тот, кто больше признаков, чем другие

Это и игры с мячом «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «На что похоже?» и т.д.

Третий блок. Активизация речи в разных видах деятельности.

Одним из направлений этого блока является изменение социальной позиции, которое происходит за счет включения детей в разные виды деятельности и сферы общения. Для этого целесообразно использовать моделирование проблемных и игровых ситуаций , которые создаются путем использования наглядности, исполнения детьми различных ролей. Исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребенка на речевые действия, ожидаемые от него в определенной ситуации.

Организуя игры, взрослому необходимо обращаться к ребенку, стимулируя его игровую сопроводительную речь, как бы программируя развитие игры. Необходимо побуждать детей к самостоятельным вопросам: «Спроси у Кати, может быть, она хочет пойти погулять? Узнай у Димы, куда он уезжает? Леночка, попроси бабушку испечь пирог, к нам собираются гости». Вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поэтому рекомендуется включить задания, предусматривающие употребление вопросительных предложений.

Например, педагог объясняет: сейчас дети по очереди будут задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Задает тему и начинает диалог: «В воскресенье я ходила с дочкой в зоопарк. А ты, Андрей, что делал? Скажи об этом Диме и задай ему тот же вопрос». Ребенок сначала отвечает на вопрос, а потом сам спрашивает другого ребенка.

Затем можно вводить задания, в которых детям приходится выполнять речевые действия в предлагаемых обстоятельствах. Они задаются путем словесного описания условий и участников общения, а также постановки речевой задачи. Такие ситуации различаются по степени сложности, поэтому необходимо соблюдать определенную последовательность в их предъявлении. Например, в игре «Гости» дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, ребенок) и гости. Педагог предлагает детям пригласить в гости своих друзей, встретить их, познакомить с «мамой, папой». «Ребенок» показывает гостям свою комнату, рассказывает об игрушках. «Родители» приглашают к столу, угощают чаем, сладостями, рассказывают о своей работе. Гости благодарят. Затем играющие меняются ролями.

Работа по активизации речи в игре и общении предполагает использование более сложных игр-драматизаций, инсценировок, творческих сюжетно-ролевых игр, игр-импровизаций с правилами, направленных на развитие умения правильно определять отношение окружающих к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью, проявлять творчество и инициативу. Цель игры – устранение препятствий в межличностных отношениях, повышение социального статуса. Активную речь детей в игре стимулирует возможность перевоплотиться с помощью костюмов, использование декораций, сюрпризных моментов и др.

Изобразительная деятельность также может выступать как специфическое средство активизации умственного и речевого развития детей. Например, можно «забыть» положить лист бумаги, карандаши, краски, чтобы дети были вынуждены просить их, т.е. проявлять речевую инициативу. Такие ситуации способствуют развитию речевого этикета (обращение и привлечение внимания, просьба, благодарность, извинение, отказ).

Итак, организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний. Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.

Эффективность воспитательно-образовательного процесса по развитию речи в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к детям семьи и ДОУ.

Педагогам необходимо тесно сотрудничать с родителями воспитанников. Родители принимают участие в различных мероприятиях с детьми, имеют возможность присутствовать на занятиях, праздниках и других мероприятиях. Важно использовать различные средства информации для родителей: тематические выставки, информационные стенды, памятки, буклеты.

На данный момент – сложность развития культуры речи у детей старшего дошкольного возраста недостаточно проработаны в теоретических и практических исследованиях для дошкольного образования. Отсутствуют методические рекомендации по организации работы с детьми в ДОУ в данном направлении; планирование и построение занятий, методика их проведения, мониторинг уровня развития речевой культуры дошкольников, разработка учебно-методического комплекса.

Литература

  • Крюкова С.В., Слободкяк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М., 1999.
  • Кряжева H.JI. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
  • Листа М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4.
  • Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000.
  • Максаков А.И., Тумакова ГА. Учите, играя. М., 1983.
  • Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М., 2000.
  • Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. М., 1990.

В современной науке речь рассматривается как особый вид деятельности. Понятие «речевая активность» достаточно новое.

Речь - способность говорить.

Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, от простого к сложному.

Известный психолог и лингвист Ф.А.Сохин считал, что направление исследований в области психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного механизма развития речи, овладения языком.

Основная цель речевого развития - доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

  • - общении взрослых и детей;
  • - культурная языковая среда, речь воспитателя;
  • - обучение родной речи на занятиях;
  • - художественная литература;
  • - различные виды искусства.

Изучение и развитие речи дошкольников должно происходить прежде всего в контексте игры. Именно ее характером определяются функции, содержание и средства общения дошкольников с окружающими.

При решении задач повышения речевой активности воспитатель использует в своей работе специальное обучение - речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению.

В процессе подвижных игр, в ходе утренней гимнастики проводятся упражнения, в которых речевой материал сочетается с действиями ребенка.

В игре, сопровождаемой художественным словом, дети легко усваивают музыкальность, напевность, ритмичность родного слова.

По мнению М.С.Каган, игра - это системообразующая сила, обеспечивающая своеобразие и целостность культуры детства.

Для повышения речевой активности используются также театрализованные игры. Использование театральных приемов на занятиях по развитию речи рассматривается как метод разностороннего развития дошкольника.

Также для развития речевой активности используются потешки, прибаутки, сказки, главная их роль - в овладении речью. Ритм потешек и колыбельных заставляют прислушиваться детей, а это залог того, что ребенок быстрее заговорит, причем правильно, то есть грамотно, красиво.

Запоминание стихов и сказок является важным источником развития речи.

Дидактическая игра тоже может служить формой обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний и возможности использования ее в речевом развитии детей дошкольного возраста. [ 2.50]

Полезны и интересны детям младшего возраста всевозможные игры со словом. Применение таких игр способствует развитию речи, формированию словарного запаса.

Развитию речи также способствует бытовая деятельность. Ее преимущество в естественности обстановки, при которой дети легче вступают в общение. У воспитателя есть возможность поговорить со многими детьми, разнообразить тематику разговоров с ними. В процессе бытовой деятельности (одевания, гимнастики, прогулки, питания, приготовления ко сну) чрезвычайно обогащается словарь детей, формируются навыки диалогической речи.

Важным средством развития речи является языковая среда. Речь, которую дети постоянно слышат, все, что им читают и рассказывают, а также привлечение их внимания к языковому материалу обеспечивают формирование так называемого «чувства языка», которое в свою очередь, способствует усвоению культуры речи.

Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь взрослых была содержательной, грамотной, разнообразной, выразительной, точной.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

В общении с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности и говорить с ними так, чтобы им было все понятно, чтобы речь педагога доходила до совершенства.

Развитию речевой активности также помогают пальчиковые игры, которые дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Персонажи пальчиковых игр - нравятся малышам, они с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.

Объединение художественного слова, музыки, пения и элементов игры помогает постепенно приобщать малышей к простым играм-драматизациям с понятным и интересным для них сюжетом, играм-забавам, играм-хороводам. Все эти игры помогают развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста.

Общение - взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина).

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения.

В исследованиях, проведенных под руководством М.И.Лисиной, установлено, что характер общения определяет содержание и уровень речевого развития детей.

Для детей 3-4 лет характерно расширение функций речи, она становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими малышами. Характерна общая речевая активность малышей: они повторяют, то что слышат, воспроизводят речевые конструкции и незнакомые слова, рифмуют слова. Начинает формироваться планирующая функция речи, которая проявляется в практической деятельности (рисование, конструирование).

Для повышения речевой активности очень важна речевая среда.

Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций, возникновению новых форм. В ролевой игре возникает потребность в контекстной, монологической речи, здесь же совершенствуется диалог.

Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнером, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, сопереживания, содействия.

Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по - настоящему чувствуют себя равными, свободными. Здесь они учатся самоорганизации, самоконтролю, умению договариваться в процессе игры. Диалогу со сверстником нужно учить. Учить диалогу, учить языковым играм, учить словесному творчеству.

Новые потребности общения и ведущей деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной. Собственная речь ребенка уже включена в его деятельность, часто сопровождая его манипулирования с предметами, игрушками: ребенок баюкает куклу, обращается к мишке, которого кормит и т.п. Постепенно на основе общения со взрослым речь ребенка начинает выполнять функцию организации его действий, входя в них как обязательный компонент.

Характер, формы и средства общения дошкольников в игре зависят прежде всего от ее содержания. Только содержательные игры создают условия для разнообразной речевой практики детей.

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно.

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться.

На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения.

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильной речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

Вывод: развитие речевой активности происходит в игровой деятельности. Цель речевого развития - доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа. Существуют средства и методы повышения речевой активности, воспитатель использует в своей работе специальное обучение - речевые упражнения, словесные игры, подвижные игры, пальчиковые, использует театральные приемы. Речь развивается в общении со взрослыми и сверстниками. Особое значение в речевом развитии имеет диалог. В игровой деятельности обогащается словарь ребенка. Все это ведет к повышению речевой активности.

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

… «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов

Речь –это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества. Этот опыт к детям приходит от взрослых, он передается с помощью языка.

Развитию речи в детском саду и в нашей группе уделяется большое внимание. Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение перессказу. Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых увлечений, связанных с речью, речевое воображение, овладение на определенном уровне системой языка.

В нашей группе созданы все условия для развития речи детей. Насыщенная предметно-развивающая среда: уголок школьника, книги,театральный уголок, речевой уголок, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.

У нас в группе есть прекрасный уголок книги с соответствующими познавательными материалами для современного дошкольника. Знакомлю детей с историей создания книги и трудовой деятельностью тех людей, кто её создает,

Часто бываем в библиотеке. Всегда интересно узнать что-то новенькое

Овладение связной речью-это не только умение правильно построить предложение, а именно цепочку слов, объединенную одним глаголом.

Всегда стремлюсь к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого оформлена речевая коробочка, где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Дети самостоятельно составляют загадки-описания, рассказы по картинкам.

Широко использую в работе пальчиковые игры и игры с элементами оригами. Дети делают для своих пальчиков стаканчики-колпачки, а затем играют в игру:

«Пять помощников у нас есть в резерве каждый раз, Бреют, клеят и стирают, месят, гладят, убирают Шляпками накрою я, пальцы- все мои друзья.

Особое значение имеют литературно-речевые праздники. Мы посвящаем эти праздники творчеству детских писателей. Главная задача таких праздников- не только дарить радость от встречи с любимыми произведениями, но и решать речевые задачи.

Дети учат стихи, оформляют книжки-малышки. Так же проводим речевые викторины, конкурсы, турниры, которые помогают развивать мышление, дети учатся отражать основные эмоциональные состояния. На праздниках нам доставляет огромное удовольствие общение со сказочными персонажами.

Работая над развитием речи, нужно активизировать ее основные компоненты, поэтому большое внимание уделяю словесным играм, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность. Провожу такие игры: «Подбор прилагательных», «Скажи наоборот», «Пара к паре», «Новая история».

Для развития мелкой моторики придумана логопедическая полянка. Благодаря ей ребята становятся основными действующими лицами своего сочинения.

Сказка –один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен.

Перессказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Особенно любимые «Пых», «Три поросенка», «Теремок».

Заучивание стихов- это утомительный процесс, поэтому я использую такие приемы: рассказывание парами, нарисуй стихотворение, пропой.

Зарисовка стихов- это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Есть у нас любимые игры с глобусом и географической картой. Здесь развивается не только речь, но и кругозор. Ребенок становится путешественником, он покоряет моря и страны, запоминает названия городов, растительный и животный мир других стран.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать
речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность,
интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

В нашей группе есть интересные очки разной геометрической формы. Надев их, дети находят предметы такой же формы и придумывают различные названия этих предметов.

Пословицы и поговорки являются жанрами устного народного творчества. В пословицах и поговорках нашли отражение разнообразные стороны жизни и быта людей.

Пословицы и поговорки расширяют кругозор детей, помогают детям лучше узнать народное творчество. В России считают, что поговорка- это цветочек, а пословица- ягодка.

В свободное время мы любим отгадывать пословицы, инсценируем их, играем в игру «Закончи пословицу».

Дети знают много пословиц и поговорок по временам года.

Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира. Слово «нос» нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек. -Слово «хвост» пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. - Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит для развития уровня общей речевой культуры.-

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей. Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ Детский сад №31 Презентация Развитие речевой активности старших дошкольников Выполнила воспитатель Ковшова Н.Н. Бийск 2017

Развитие желания и умения будущих школьников проявлять любознательность и инициативу с целью получения новых знаний; - необходимость создания эффективной речевой среды; - приобщение дошкольников к важнейшим сферам деятельности. Актуальность

Задачи: - Изучить данную тему в литературе. - Проанализировать особенности речи детей старшего дошкольного возраста. - Подобрать методы и приемы, которые способствуют проявлению интереса к художественной литературе.

Согласно ФГОС дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: - практическое овладение детьми нормами речи; - обогащение, уточнение и активизация словаря детей; - совершенствование фонематического восприятия; - развитие связной речи (диалогической и монологической форм); - формирование интереса к детской литературе; - закрепление умения правильного произношения звуков, отчетливой и ясной речи.

По развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте ставятся задачи: - развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни; - учить соблюдать логику развития сюжета; - совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы; - учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; - развивать интонационную выразительность речи; - развивать умение последовательно и грамматически правильно излагать мысль.

Принципы развития речи: - взаимосвязь над различными сторонами речи; - формирование элементарного осознания явлений языка; - коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи; - развитие языкового чутья; - обеспечение активной языковой практики; - обогащение мотивации речевой деятельности; - взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития.

Средства развития речи: - общение взрослых и детей; - культурная языковая среда; - художественная литература; - театр, музыка, изобразительное искусство.

Методы речевого развития: Наглядные (экскурсии, наблюдения на прогулке; рассматривание игрушек и картин, рассказывание по ним)

Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседа)

Практические (драматизация, инсценирование, дидактические игры)

Приемы развития речи: Словесные (вопрос, речевой образец, объяснение, повторное проговаривание, оценка детской речи) Наглядные (показ органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению, показ иллюстрированного материала) Игровые (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игровые проблемы - практические ситуации)

Список использованной литературы: Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 2013 г. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 2015 г. Комарова С.В. Речь, общение, система, творчество. Развитие речи дошкольников Содействие 2014 г. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями Литур 2015 г. Картинки https://yandex.ru/images


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....

Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является умение перено...

Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Актуальность избранной мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...



Поделиться: