Расположение древней финикии. Древнее государство Финикия: история возникновения. Географическое положение Финикии, экономика и ремёсла

Финикийцы были величайшими мореходами древности. Как же получилось, что недавние бедуины - пустынные кочевники - стали морскими странниками? На этот вопрос обычно давали клишированные ответы. Вот, например, немецкий историк Филипп Хильтебрандт полвека назад писал, что, переселившись на побережье Ливана, «финикийцы смешались с исконными жителями и научились у них мореходству. Залогом тому было наличие леса, пригодного для строительства кораблей, леса, которого не было практически на всем африканском и переднеазиатском побережье; в Ливане же имелось вдоволь кедра, причем отменного качества».

Но если бы эта схема была верна, ученым не пришлось бы десятилетиями обсуждать, с чего началась история финикийцев. В этом случае ответ был бы прост: очевидно, с прихода из пустыни кочевников - ханаанеев в 2300 году до нашей эры. Они завоевали Библ и, словно стремясь продлить свой поход, помчались вперед по пустынному морю, сев на пригодные для морских набегов суда. Сперва они бороздили лишь прибрежные воды, сделав их своей собственностью. Со временем вся акватория Средиземного моря стала им знакома; всюду появились их колонии и гавани.

Однако за минувшие полвека ученые стали смотреть по-иному на историю Финикии. Конечно, кочевники-ханаанеи, осев в Ливане, быстро смекнули, что возить кедр в Египет лучше по морю, чем по суше. На верфях Библа они научились строить пригодные для этого суда. Однако сменить повозку, запряженную быками, на корабль еще не значит стать отличными мореходами.

Даже в пору расцвета торговых отношений между Ливаном и Египтом прибрежное судоходство, связывавшее эти страны, было весьма примитивным. Так, корабли фараона Снофру передвигались с помощью весел и напоминали, скорее, большие лодки, чем настоящие морские корабли. Подобные четырехугольные суда с плоским днищем служили для передвижения по Нилу. Их корпус сколачивали из коротких планок, изготовленных из местной акации. Для лучшей остойчивости его приходилось даже оплетать крепкими канатами. Понятно, что грузоподъемность такого корабля была невысокой.

Судя по рисункам, изображавшим египетские корабли в III тысячелетии до нашей эры, выходить на них в открытое море было опаснее, чем на китайских джонках. Недаром египтяне считали море - «Йам» - алчным божеством, с которым трудно вступать в единоборство. Передвигались они лишь вдоль берега; на первых кораблях не имелось даже руля. Плавали только днем, а ночью пережидали. При малейшем ветерке тотчас приставали к берегу.

Во второй половине II тысячелетия до нашей эры судоходство все еще было каботажным. Моряки старались не упускать из виду берег. Ориентирами им служили наиболее заметные объекты, например, горный массив Джебель-Акра в северной части Леванта, достигающий почти 1800 метров в высоту. В ясную погоду он виден даже мореходам, плывущим с Кипра. Высочайшая точка этого массива - Цафон, священная гора угаритян, а также хеттов, греков и римлян. Такими же важными ориентирами были горы Финикии, Кипра и Малой Азии.

В тех случаях, когда моряки удалялись от берега, они прибегали к помощи живого «компаса» - выпускали птицу, и та в поисках пищи и воды непременно летела к суше. Подобный компас описан и в Библии: «Потом выпустил (Ной) от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли» (Быт. 8, 8). По всей видимости, голубей брали на борт корабля и древние мореплаватели Финикии.

Во II тысячелетии до нашей эры облик древнего флота заметно меняется. Важное значение имело появление массивного якоря. Такие якоря весили до полутонны. Расчеты показывают, что их использовали на кораблях, чей тоннаж достигал 200 тонн. Некоторые документы, найденные в Угарите, подтверждают, что уже в то время суда, перевозившие зерно, имели подобный тоннаж (не путать с грузоподъемностью!).

Азиатские корабли уже отваживались плавать на Кипр и даже - что гораздо опаснее - на Крит. Присутствие угаритских лодок на Кипре доказано письменными свидетельствами, и, наоборот, в угаритских текстах упоминаются кипрские суда, прибывавшие в гавани Угарита. Прибытие критских купцов в Левант доказывают найденные здесь предметы минойского происхождения, а также таблички с минойскими надписями.

Однако подобные плавания были пока чистыми авантюрами. Внезапная буря легко могла потопить корабль. Дно Средиземного моря усеяно обломками судов, затонувших в древности. Некоторые катастрофы запечатлены документально. Так, один из царей Тира извещает в письме правителя Угарита о том, что бурей разбит корабль некоего угаритского купца. После обычного приветствия следует фраза: «Крепкое судно, посланное Тобой в Египет, сокрушено бурей здесь, близ Тира». Катастрофа произошла к югу от Тира, и пострадавшие сумели добраться до Акко и даже сохранить груз.

Самым неудобным временем для мореходов был период с июля по сентябрь, когда в Средиземном море дули сильные северные ветры. Весной, с февраля по май, тоже можно было ожидать внезапных изменений погоды. Наиболее безопасными для плавания были октябрь и ноябрь, хотя и тогда путешественник мог стать жертвой шторма.

Вплоть до начала XI века до нашей эры жители Ханаана плавали вдоль берегов своей страны на кораблях, подобных египетским. Это были одномачтовые лодки с огромным четырехугольным парусом. Ей можно было придать любое положение по отношению к корпусу, что позволяло морякам ловко маневрировать. Нос и корма корабля были высоко подняты; имелось рулевое весло. Никаких продольных или поперечных связей не было; борта соединялись лишь палубным настилом. Прямо на нем купцы хранили свой груз: лес, продукты или ткани. Все щели между досками тщательно конопатили, чтобы не допустить течь.

Когда надо было перевезти в дальнюю страну папирус, канаты или какой-то другой товар, снаряжали критские, а позднее микенские суда. Лишь на Крите и в Греции умели строить корабли с килем - продольной балкой, составлявшей его основу. На таком транспорте можно было плавать и в открытом море.

На рубеже XI веке до нашей эры внезапно, словно за одну ночь, подобный флот появился у финикийцев. Для них, «хитрых гостей морей» (Гомер), открылись недоступные прежде страны - острова Эгейского моря, Пелопоннес, Сицилия, Сардиния, Испания. Что же случилось? Откуда взялись корабли?

Фирма «Баал, сыновья и Компания»

Античные авторы с трепетом и уважением описывали кипучие, многолюдные, богатые финикийские города, где можно было купить или выменять все, что душе угодно: вино и фрукты, стекло и текстиль, пурпурные одежды и папирусные свитки, медь из Кипра, серебро из Испании, олово из Британии и, конечно же, рабов и рабынь любого возраста, любой профессии. «Здесь легко осуществляется торговля, а через нее - обмен и сочетание богатств земли и моря», - писал об этом благодатном крае Помпоний Мела.

На протяжении многих веков Финикия играла ведущую роль в мировой торговле. Выгодное географическое положение позволило ее купцам активно формировать рынок того времени.

Финикийцы были прирожденными коммерсантами. «Они были посредниками по обмену всех товаров от берегов Немецкого моря, и от Испании до Малабарского берега в Индостане, - писал Теодор Моммзен. - В торговых сношениях финикияне проявили величайшее мужество, настойчивость и предприимчивость». Они с одинаковой легкостью торговали предметами как материальной, так и духовной культуры, распространяя их по всему миру, перенося «из одной страны в другую полезные открытия и изобретения» (Т. Моммзен). Они заимствовали у вавилонян искусство счета и бухгалтерии; овладели всеми искусствами и ремеслами, знакомыми жителям Передней Азии- сирийцам, хеттам; они учились у египтян и критян, и они же создали первый популярный у всех народов ойкумены алфавит. Вся наша культура зиждиться на двух с половиной десятках букв, ловко сбытых финикийскими продавцами ноу-хау. Вот он, рекорд коммерции, который не превзойти: три тысячи лет как не бывало, а товар до сих пор в ходу, как новехонький. Разве что буквами теперь пестрят не полоски папируса, а экраны дисплеев.

«Народы моря» многому научили жителей Финикии: строить морские корабли, военные и торговые, открыли им секрет выплавки железа и, может быть, тайну окрашивания тканей пурпуром, известную уже жителям Угарита. Так образовался начальный капитал фирмы «Баал, сыновья и С». Главные поставщики, главные партнеры Египта стали создателями крупнейшей торговой компании мира.

Все начиналось очень скромно. Корабли отплывали из гавани Тира или Сидона, останавливались в чужеземном порту или у берега неведомой бухты. С палубы корабля сходили странные люди, казавшиеся простым селянам какими-то сверхъестественными существами. Мало кто знал, откуда приплыли эти гости и как их положено встречать. Их появление пугало и привлекало.

Затем, бахвалясь или смиряясь для видимости, купцы предлагали свой товар, а сами пристально высматривали все, что можно приобрести в этой незнакомой стране, и лучшее стремились получить, выменивая ли на свои товары или просто отнимая, а затем уносясь вдаль на своем быстроходном корабле.

По словам Геродота, финикийцы прослыли в Элладе похитителями детей, поскольку часто стремились залучить к себе на корабль мускулистых мальчиков-подростков и красивых девочек, которых затем продавали другой стране в рабство. Так, свинопас Евмей, один из рабов Одиссея на Итаке, в детстве был похищен из царского дворца. Его, глупого мальчишку, одна из рабынь привела в прекрасную гавань, где находился корабль быстроходный мужей финикийских. Сели они в свой корабль и поплыли дорогою влажной, Нас захвативши.

(«Одиссея», XV, 472-475; пер. В.В. Вересаева)

Мимоходом Гомер дает самые нелестные характеристики финикийским купцам. Мелькают фразы: «обманщик коварный», «злой кознодей»...

Геродот в своей «Истории» рассказал о дочери аргосского царя Ио, которую финикийцы похитили «на пятый или шестой день, когда они распродались почти целиком». Ио «стояла на корме и покупала товары». Набросившись на царевну, купцы втолкнули ее на корабль и, захватив других стоящих здесь женщин, «поторопились отплыть в Египет».

Много подобных историй рассказывали о финикийцах, хотя со временем, не желая портить отношений со своими торговыми партнерами, они стали избегать дерзких похищений, предпочитая легально отнимать сокровища у своих покупателей.

Так, постепенно финикийцы стали торговать по неким правилам. Их суда, груженные всевозможными ценностями, приставали у чужого берега. Сойдя с корабля, финикийцы раскладывали свой товар. «Затем, - писал Геродот, - они возвращались на свои корабли и разжигали сильно дымивший огонь. Когда местные жители видели дым, то шли к морю. Затем напротив товара клали золото и опять удалялись». Тогда финикийцы вновь спускались с корабля и смотрели, сколько золота им положено. Если достаточно, то брали золото себе, оставляя товар. Если же плата казалась им несоразмерной, вновь укрывались на корабле и ждали, пока им не принесут больше.

Так, из предложения, ответа, нового предложения постепенно рождалось понимание. Жесты, междометия, мимика- все было кстати, все годилось, чтобы наладить отношения с новыми клиентами. Поневоле приходилось быть честным, чтобы не испортить отношения с самого начала. С удивлением Геродот рассказывал, как старались порядочно вести себя во время таких сделок и покупатели, и продавцы: «Ни один не чинит другому ущерба, ведь сами они (продавцы) не касались золота, пока им не казалось, что оно соответствует цене товаров, а те (покупатели) не касались товаров прежде, чем у них не забирали золото».

Конечно, и при такой торговле можно было просчитаться, как ошибаются и в наши дни: то цена товара оказывалась завышенной, то в самих изделиях потом изыскивался изъян. Однако такое случалось нечасто, иначе в следующий раз им не пришлось бы рассчитывать здесь на радушный прием. Все же в основе торговли в любые времена лежало доверие друг к другу, возможно, оно было предпосылкой успеха предприимчивых финикийцев.

Порой их корабли, груженные «мелочью всякой», по полгода, с осени до весны, проводили в чужой гавани, неспешно распродавая товары. Длительная стоянка способствовала привлечению покупателей даже из мест, удаленных от моря. Нередко финикийцы основывали здесь постоянное поселение. Со временем сюда приезжали ремесленники, которым непременно находилась работа. Так, на далеких берегах Средиземного моря появлялась очередная колония финикиян. В иноземных приморских городах такая колония играла поначалу роль торговой конторы. Вокруг нее вырастал целый финикийский квартал. Если же она создавалась на необжитом месте, - на пустынном берегу, на ничейной земле, - то быстро превращалась в город. Финикийцы составляли лишь часть его населения, но непременно входили в правящую верхушку.

Впрочем, финикийскую колонизацию нельзя уподоблять европейской колониальной политике нового времени. Прибыв в чужую страну, финикийцы захватывали лишь клочки прибрежной земли и не думали об аннексии всей окрестной страны. «Действовали они повсюду как купцы, а не как колонизаторы, - подчеркивал Теодор Моммзен. - Если нельзя было вести выгодный торг без борьбы, финикияне уступали и отыскивали себе новые рынки, так они дали постепенно вытеснить себя из Египта, Греции, Италии».

Однако подобные уступки финикийцы старались немедленно превратить в новые триумфы. Купцы при полной поддержке властей постоянно расширяли рынки сбыта, создавая все новые колонии и навязывая туземцам свои товары. С особым рвением они старались торговать в тех областях, где даже стеклянная бусина считалась сокровищем, - в странах, населенных дикими племенами. Впоследствии подобной практики долго придерживались карфагеняне. Так что финикийцы - и западные, и восточные - были мастерами иметь дело с отсталыми народами, стоявшими на низкой ступени развития. Для подобной торговли не требовалось денег. Да и откуда деньги могли оказаться у дикарей?

В качестве платежного средства долгое время применялись драгоценные металлы, принимаемые на вес, например кусковое серебро. Лишь в VII веке до нашей эры жители Средиземноморья стали использовать монеты. Это облегчало денежные расчеты, ведь монеты - в отличие от кусков металла - не требовалось взвешивать.

В середине первого тысячелетия до нашей эры финикийские города один за другим начали чеканить свои собственные серебряные, а потом и бронзовые деньги. Первыми наладили монетное дело Сидон, Тир, Арвад и Библ. В эллинистическую эпоху их стали чеканить и в других финикийских городах. Карфаген наладил выпуск собственных монет в конце V века до нашей эры, когда понадобилось платить деньги наемникам.

Берясь чеканить монеты, тот или иной город обязывался гарантировать их определенный вес и содержание серебра в них. Однако к этим новинкам поначалу относились настороженно: монеты взвешивали повторно и проверяли точное содержание серебра. И все же появление их сильно облегчало товарное сообщение. Впрочем, натуральный обмен также сохранялся, причем для его упрощения выражали стоимость товара в денежном эквиваленте, но платили за него не деньгами, а другими товарами.

Какими? Что финикийцы везли в другие страны? Желанную египтянам древесину кедра? - Лес опасались везти даже на соседний Кипр, не говоря уже о Греции или Италии, потому что тяжелые, груженные деревом корабли неуверенно чувствовали себя в открытом море. Финикийские корабли, как и галеры раннего средневековья, могли перевозить в лучшем случае до десяти-двадцати тонн груза, а обычно везли даже меньше. Поэтому не было смысла пускаться в многодневное плавание, чтобы доставить, например, к берегам Греции несколько стволов кедра. В далекие страны везли другие товары, более дорогие в пересчете на вес.

Обратим внимание на то, что продукты питания и скот доставляли в Финикию из соседних стран, а значит везли их в основном по суше. Так, из Израиля и Иудеи привозили пшеницу, мед, оливковое масло и бальзам. Из Сирийской степи арабы пригоняли в Тир стада овец и коз.

Мимо финикийских городов Библ, Беруту, Сидон, Сарепту, Тир и Акко издавна пролегала приморская дорога, по которой из Египта в Месопотамию и обратно шли торговые караваны. Товары перевозили сперва на ослах, а примерно со второй половины II тысячелетия - на верблюдах. Вьючных животных предоставляли купцам племена, жившие в степных и пустынных районах Передней Азии. Сухопутная торговля была не безопасным занятием. Купцы всегда могли подвергнуться нападению, лишиться своих товаров, а возможно, и жизни. Не спасало и покровительство могущественных царей. Вдобавок караванная торговля сулила не так много прибыли, поскольку на дорогах Передней Азии издавна существовала целая система поборов.

Поэтому купцы уделяли особое внимание морской торговле. Ценные товары старались везти по морю; их было выгодно доставлять даже в небольшом количестве. Это позволяло обходить существовавшие тогда границы, где исстари пытались наложить руку на провозимые товары или хотя бы собирать с них пошлину, часто непомерную.

Так главными торговыми партнерами финикийцев стали прибрежные города и области Средиземноморья - особенно западная часть этого региона, в то время «первозданно дикая» земля. «Заморская торговля, - пишет К.-Х. Бернхардт, - была подлинным источником богатства финикийских городов-государств». В книгах библейских пророков не раз говорится об этом:

«Когда приходили с морей товары твои, ты насыщал многие народы; множеством богатства твоего и торговлею твоею обогащал царей земли» (Иез. 27, 33).

«Ты сделался богатым и весьма славным среди морей» (Иез. 27, 25).

«Кто определил это Тиру, который раздавал венцы, которого купцы были князья, торговцы - знаменитости земли?» (Ис. 23, 8).

На рубеже I тысячелетия до нашей эры изменился не только маршрут торговых перевозок, но и ассортимент предлагаемых товаров. Дерево, например, Иезекииль упоминает лишь мимоходом. Многие другие товары,- например, те, которые привозил в Библ Ун-Амон: папирус, бычьи шкуры, чечевица, канаты, - вообще не присутствуют в этом списке, хотя тот же египетский папирус пользовался спросом вплоть до V века нашей эры, когда «войны и разбои на Средиземном море порвали связь... с Египтом, откуда торговля античности черпала папирус для своих писаний» (О.А. Добиаш-Рождественская).

Зато важное место в финикийском товарообороте занимала теперь торговля металлами. Медь привозили в Финикию из Кипра и глубинных районов Передней Азии; олово- из Испании; серебро - из Малой Азии и Эфиопии; золото - тоже из Эфиопии. А вот торговля железом не достигала такого же размаха, как торговля оловом или бронзой. Ведь руды железа не такая уж редкость в горных районах Передней Азии. Поэтому центры добычи железной руды становились и центрами ее обработки. В целом же потребность в металлах- особенно в олове - была очень велика, и потому, когда финикийцы узнавали о месторождениях, находившихся далеко на западе, они отправлялись на их поиски.

Впрочем, финикийцы занимались не только перепродажей товаров и дешевого сырья, но и сами наладили производство предметов первой необходимости. В финикийских городах стремительно развивались такие ремесла как металлообработка, стеклоделие, ткачество. Финикийские мастера чутко приспосабливались к требованиям рынка. Поэтому они, например, не только изготавливали дорогие качественные пурпурные одежды для состоятельных покупателей, но и выпускали дешевые поделки, которые охотно брали небогатые модники.

Так, города Финикии превратились в промышленные центры, где в большом количестве изготавливали продукцию на экспорт. Они играли важную роль и в посреднической торговле. Здесь купцы, прибывшие с Востока, запасались товарами, привезенными с Запада. Некоторые из этих товаров обнаружены при раскопках в Месопотамии или упоминаются в клинописных текстах.

Среди предметов торговли следует вспомнить еще рыбу. Рыболовство было одним из основных занятий жителей финикийского побережья (кстати, еще в каменном веке население степных районов Сирии покупало рыбу у жителей побережья). Пойманный улов продавался не только в городах Финикии, но и, например, в Иерусалиме и Дамаске. Ведь вяленая рыба была одним из основных продуктов питания бедняков. Из нее также приготавливали маринады и пряные соусы, пользовавшиеся спросом. Необходимую при этом соль получали путем выпаривания морской воды в специально оборудованных «соляных садках». Этот способ применяется порой еще и теперь.

Современные историки считают Книгу пророка Иезекииля одним из важнейших документов по истории финикийской экономики. Особый интерес у специалистов давно вызывают загадочная фраза о «многих островах», откуда везут слоновую кость и эбеновое дерево. Возможно, что речь идет об Индии и островах Индийского океана. В таком случае купцы финикийского города Тира контролировали торговлю не только в Средиземном море, но и в Индийском океане.

Впрочем, в описании финикийской торговли мы забежали немного вперед и увидели Финикию на вершине могущества, Финикию- владычицу морей. Теперь же вернемся в то время, когда только начиналось процветание финикийских купцов.

В эпоху царя Соломона финикийцы фактически владели портом Акаба на побережье Красного моря. Этот порт был для них воротами на Восток: отсюда они могли совершать плавания в страны, лежавшие на берегу Индийского океана. Но раскопки в районе порта Акаба поначалу озадачили.

В 1939 году американский археолог Нельсон Глюк решил найти подтверждение одному из библейских стихов: «Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской» (3 Цар. 9, 26). Именно на этом корабле было совершено плавание в страну Офир. Археолог отправился из Иерусалима в пустыню Негев, ведь Идумейской землей называлась местность к югу от Мертвого моря, покоренная царем Давидом. «И поставил он охранные войска в Идумее,.. и все Идумеяне были рабами Давиду» (2 Цар. 8,14). Елаф, лежащий на берегу Красного (Чермного) моря, сразу же заставляет вспомнить израильский портовый город Эйлат. Очевидно, где-то поблизости находился и ЕционТавер (ЭционТебер), верфь царя Соломона. По соседству с Эйлатом лежит уже упомянутый портовый город - Акаба.

На расположенном поблизости холме Телль-Хелейфе американский археолог и начал свои раскопки. Он надеялся найти здесь остатки древней верфи, судовое оборудование или обломки кораблей. Однако, к своему удивлению, обнаружил медные орудия, литейные формы, шлаки руды и, наконец, нашел поразительно большую плавильную печь. Очевидно, здесь выплавляли медь - металл, о котором мало что говорится в Библии. Так Нельсон Глюк открыл вовсе не то, что задумал искать.

Как объяснить находки? В Библии нигде не было сказано, что в городе Ецион-Гавер выплавляли медь. Раскопки продолжились, и вскоре из-под земли показались массивные ворота. Они были частью городских крепостных сооружений. Судя по всему, Глюк и его коллеги раскопали «в земле Идумейской» древний город, «лежавший при Елафе (Эйлате)». Как показали раскопки, он был окружен мощной оборонительной стеной толщиной до 2,5-3, а в некоторых местах и до 4 метров. Ее высота, по мнению Глюка, достигала почти 8 метров. На южной стороне стены находились главные городские ворота. Они были обращены к морю. Возможно, предполагает Н.Я. Мерперт, столь мощное укрепление, датируемое X веком до нашей эры, было возведено, чтобы охранять товары, доставляемые торговыми судами из стран, богатых золотом, серебром, слоновой костью. «Здесь же могли строиться корабли Соломона, что засвидетельствовано Ветхим Заветом».

Этот город, Эцион-Гебер, существовавший в X-V веках до нашей эры, был не только крупным портом, но и важным промышленным центром. В его окрестности находились богатейшие залежи меди. Ее добыча началась, видимо, уже в конце II тысячелетия до нашей эры. В Эцион-Гебере выплавляли медь и изготавливали из нее различную продукцию. В запальчивости Глюк объявил, что мы имеем дело с «Питсбургом Древней Палестины» (в середине XX века Питсбург был одним из центров американской металлургии).

Правители Израильско-Иудейского царства длительное время стремились захватить и удержать район Акабы и Эйлата, ведь здесь также находилась естественная гавань, открывавшая доступ к Красному морю.

Особые меры были приняты для обороны подступов к региону.

Конечно, результаты раскопок выглядели сенсационно. Финикийцы не только пускались в плавания вместе с израильтянами, направляясь в Аравию, Восточную Африку или Индию, но и строили вместе с ними «совместные предприятия»,- например, один из крупнейших медеплавильных заводов Древнего Востока. Здесь уж точно без них не обошлось, ведь сами израильтяне без помощи финикийцев не могли в то время справиться с решением такой технически сложной задачи.

Медные рудники манили финикийцев. Жители Тира и Сидона в поисках меди открыли для себя Кипр и далекую Испанию. Разве могли их купцы не отправиться в Эцион-Гебер?

В Библии, правда, мало что говорится об Эйлате и Акабе. Дело в том, что эти города лежали далеко от Иерусалима и особенно от Вавилона, где были заново переработаны древнееврейские исторические книги . Чем-то нереальным, сказочным казались «пленникам Вавилона» и Ецион-Гавер, и город Елаф. Кто слышал о них- об этих миражах, блеснувших на краю пустыни Негев, у самого Чермного моря?

Сама же история, пересказываемая этими безвестными писцами, все больше расцвечивалась сказочными подробностями. И отрок-пастух выходил на бой с великаном, «вооруженным тяжелейшим оружием» (И.Ш. Шифман). И царь Соломон любил чужестранных женщин, и семьсот жен склоняли сердце его к иным богам. И бежал по волнам корабль Фарсисский, все дальше улетая от призрачного ЕционТавера, который меньше всего походил на сказочный город, ибо и рудники, и плавильные печи, где лилась медь, - это самая настоящая грубая реальность.

При раскопках Нельсон Глюк обнаружил гигантские тигли, вмещавшие почти пять кубических метров руды, а также участки, где добывали медную и железную руду. По его словам, древний промышленный город был обустроен на редкость правильно, «с поразительным архитектоническим и техническим искусством». Все здесь выдавало гений финикийских инженеров и зодчих. Строго держась плана и вымеряя каждый участок земли, они возводили город, который вскоре заселили толпы рабочих, нанятые Соломоном.

Палило солнце; ярко светились камни; обжигал воздух. Прилетая из пустыни, ветер приносил песок и хлестал потные тела людей. Еще тяжелее было тем, кто стоял у печи. Оттуда навстречу солнечному огню вырывались языки пламени, и рабы, отливавшие медь, были словно размягченный кусок металла, брошенный между молотом и наковальней.

Что было с добытой здесь медью? Часть ее отвозили в Иерусалим, но в основном обрабатывали на месте - в Эцион-Гебере. Возможно, из нее ковали различные орудия и сосуды и отправляли их в страну Офир, где меняли этот товар на золото и серебро, слоновую кость и ценные сорта древесины, шкуры пантер и благовония. Перевозить медь было легко, и она приносила сказочную прибыль.

Летел, бежал финикийский корабль в страну Офир, и цари соседних стран готовы были платить огромные деньги за редкостные товары, вывозимые оттуда. Как сообщает один из документов того времени, месопотамские халдеи тратили в год на благовония до 10 тысяч талантов серебра- невероятная сумма, немало обогащавшая финикийских купцов. «Фарсисский корабль» (3 Цар. 10,22) - так в Библии назван корабль, плававший в страну Офир, - привозил так много серебра, что сделалось оно в Иерусалиме «равноценным с простыми камнями» (3 Цар. 10, 27).

Впрочем, немало было и проблем. Одна лишь перевозка дерева для строительства кораблей требовала огромных усилий. До римского владычества в этом краю вообще не было ни одной сносной дороги. Стволы деревьев и доски перевозили на верблюдах.

Верблюдов, наряду с ослами и вместо них, стали использовать для перевозки тяжестей лишь в конце II тысячелетия до нашей эры. Это помогло сократить время, проводимое караванами в пути, и проложить новые маршруты, например в пустынной местности, где оазисы разделяло большое расстояние. Благодаря верблюдам финикийские города заметно расширили сухопутную торговлю с Южной Месопотамией и Южной Аравией. Ведь после высыхания аравийских степей вплоть до времени одомашнивания верблюда не было постоянно действующего пути из Финикии в Южную Аравию.

Верблюд отличался выдающимися качествами: он мог за один раз выпить более 130 литров воды, а потом обходиться без нее в течение пяти дней летом, а зимой, когда трава сочная, и вовсе до 25 дней. Вьючные верблюды могли перевозить до 400 килограммов груза, преодолевая ежедневно до полусотни километров. Так, хороший вьючный верблюд выдерживал два кедровых бревна длиной 3 метра и диаметром 15 сантиметров. Еще и сегодня в Ливане можно увидеть одногорбого верблюда, перевозящего лесоматериалы.

Но вопросы остаются. Каким образом финикийцы перевозили в эту гавань и вовсе громадные стволы кедра, из которых изготавливали киль кораблей, ведь их длина превышала 20 метров? Быть может, они нагружали такой ствол сразу на несколько верблюдов, связав их друг с другом? Или клали его на повозку, запряженную волами? Библейские историки были плохими инженерами; они не удосужились сообщить о том, как решались эти технические проблемы. Нам остается лишь верить в то, что финикийцы, умевшие строить города посреди моря и добывать пресную воду с морского дна, придумали и здесь что-то особенное.

Лишь в пору правления царя Соломона финикийцы могли распоряжаться гаванью ЭционТебер, но еще при его жизни она была утрачена из-за восстания эдомитян («идумеян»). Лишенные доступа в Красное море, финикийцы прекратили плавания в страну Офир.

Финикия – это одна из древнейших стран, которая была расположена на Средиземноморском побережье, на территории современных Сирии, Израиля и Ливана. Населению страны удалось построить могущественную цивилизацию, основой которой была морская торговля и ремесло.

Культура Древней Финикии

Так же на очень высоком уровне была развита культура и наука древних финикийцев: у них был собственный алфавит, который со временем был перенят греками. Пик расцвета финикийской цивилизации датируется примерно 1 тыс. до. н.э.

В Древней Финикии не было хороших плодородных земель, постоянные дожди, обусловленные климатом Средиземноморья, также не давали возможности финикийцам заниматься земледелием. Единственным выходом для жителей страны стало занятие мореплавательством, которое значительно расширяло торговые связи с другими народами, а обилие лесов позволяло им самостоятельно строить суда.

Мореплавательство и торговые связи

Финикийцы строили очень прочные суда, которым не были страшны ни штормы, ни бури. Именно финикийцы первые смоделировали и построили корабли с килем, оснащенные обшивкой на боках судна – это значительно увеличивало их скорость.

Также их суда были оснащены специальными отделениями для перевозки груза, которые располагались над палубой. Благодаря прочности своих кораблей финикийцы имели возможность выходить в Атлантический океан, что на то время было не доступно многим мореплавателям Средиземноморья.

Морская стратегия финикийцев поражала своей продуманностью: они строили специальные бухты, вдоль побережья, чтоб в случае шторма корабли могли бы оставаться в безопасности. С помощью мореплавательства, древние финикийцы смогли основать свои колонии в местах, куда могли дойти их корабли.

Одним из самых известных городов, колонизированных финикийскими мореплавателями, был Карфаген, который со временем стал центром, которому подчинялись все финикийские города-колонии. Естественно, звание лучших мореплавателей в то время было тождественно званию лучших торговцев.

Чем торговали Финикийцы?

Финикийцы продавали в других странах то, чем была богата их страна: это в первую очередь ткани красного цвета (красную краску финикийцы научились добывать из моллюсков, выброшенных штормом на берег), прозрачное стекло, производимое финикийскими ремесленниками, древесину ливанских кедров, виноградное вино и оливковое масло.

Возвращались домой финикийские мореплаватели так же не с пустыми руками: в Египте они покупали зерно и листы папируса, в Испании – серебро и медь.

Также, основным товаром финикийцев были рабы, которых они покупали в других странах и продавали дома для того, чтоб они строили новые суда. Также рабы, закованные в кандалы, использовались финикийскими мореплавателями для гребли.

Иногда мореплаватели Финикии не стеснялись разбойничать: как только предоставлялся удобный случай, они захватывали чужие корабли и грабили маленькие портовые города.

Вытесненные с моря Греками

Однако в результате внутренних междоусобиц и значительного дефицита материала для строения новых кораблей, финикийцев из торгово-морского дела вытеснили греки, которые также научились строить прочные и более совершенные суда.


Финикийцы являются одной из наиболее влиятельных и наименее понятных древних цивилизаций. Между 1550 - 300 годами до н.э. они доминировали в Средиземноморье. Они изобрели алфавит, которым люди пользуются до сих пор, и основали первые города в Западной Европе. Но при этом у них никогда не было единого государства, а только независимые города-государства, связанные общей культурой. Первоначально выйдя из современного Ливана и Сирии, финикийцы основали колонии по всему Средиземноморью. Именно они основали Карфаген, который угрожал самому существованию Римской империи.

1. Финикийская кровь


Финикийская цивилизации давным давно исчезла и была забыта, но генетическое наследие этих древних моряков живет и сегодня. Крис Тайлер Смит из National Geographic проверил ДНК 1330 мужчин в бывших местах финикийских поселений (Сирия, Палестина, Тунис, Кипр и Марокко). Анализ их Y-хромосомы выявил, что по меньшей мере 6 процентов генома современного мужского населения этих мест - финикийские.

2. Изобретатели алфавита


Финикийцы разработали основу для современного алфавита в XVI веке до нашей эры. К 3000 г. до н.э., египтяне и шумеры изобрели сложные символические системы письма. Финикийские купцы были вдохновлены этими ранними попытками отображения речи посредством символов и захотели разработать версию письма, которая была бы проще в освоении и использовании. Эти торговцы обнаружили, что слова состоят из небольшого числа повторяющихся звуков, и эти звуки могут быть представлены только 22 символами, расположенными в различных комбинациях.

Хотя финикийский язык содержит гласные звуки, в их системе письма их убрали. Сегодня подобное отсутствие гласных звуков до сих пор можно найти в иврите и арамейском, оба из которых находились под сильным влиянием финикийского алфавита. К VIII веку до н.э. греки переняли финикийскую систему и добавили гласные. Римляне также использовали финикийский алфавит и развили его до практически современной версии латинского алфавита.

3. Жертвоприношения детей


Многое из того, что сегодня известно о финикийцах, на самом деле было почерпнуто из исторических записей их врагов. Одним из наиболее устойчивых фактов, который использовался в антифиникийской пропаганде, было то, что они практиковали жертвоприношения детей. Жозефина Куинн из Оксфорда утверждает, что за этими мрачными мифами действительно скрывается правда. Для того, чтобы снискать божественную милость, финикийцы приносили в жертву младенцев, кремировали их и хоронили их с дарами богам и соответствующими ритуальными надписями на специальных кладбищах.

Жертвы детей на самом деле не были распространенными и использовались только элитой общества из-за высокой стоимости кремации. Археологи обнаружили могилы принесенных в жертву детей вокруг Карфагена в современном Тунисе и других финикийских колоний в Сардинии и Сицилии. В них погребены урны с тщательно сожженными крошечными телами.

4. Финикийский пурпур


Пурпур представляет собой краситель, который добывался из моллюсков иглянок. Впервые он появился в финикийском городе Тир. Трудность изготовления красителя, насыщенный оттенок и устойчивость к выцветанию сделал его желанным и дорогим товаром. Финикийцы благодаря пурпуру заработали известность по всему миру и нажили огромное богатство, поскольку этот краситель ценился больше, чем золото идентичного веса. Он стал популярным в Карфагене, откуда он в свою очередь распространился на Рим.

Римляне приняли закон, запрещающий всем, кроме элиты Империи носить одежды пурпурного цвета. В итоге, пурпурная одежда стала считаться признаком власти. Даже для сенаторов было большим успехом получить разрешение на ношение пурпурной полоски на своей тоге. Торговля пурпуром закончилась в 1204 году после разграбления Константинополя.

5. Мореходы


Согласно преданиям, финикийцы достигли Британии, оплыли вокруг южной оконечности Африки и добрались до Нового Света за тысячи лет до Колумба. Британский 52-летний искатель приключений Филип Бил решил выяснить, были ли подобные длительные плавания возможными на древних финикийских судах. Исследователь нанял археологов и судостроителей для проектирования и строительства финикийского 20-метрового 50-тонного судна на основе найденного древнего затонувшего судна в западной части Средиземного моря.

Филип Бил отправился в путешествие с острова Арвад у берегов Сирии. Он прошел через Суэцкий канал в Красное море, проплыл вдоль восточного побережья Африки и обогнул мыс Доброй Надежды. После этого он прошел на корабле вдоль западного побережья Африки, вошел в Гибралтарский пролив и вернулся в Сирию. Шестимесячная экспедиция стоимостью свыше £ 250 000 стерлингов, в ходе которой было пройдено 32 000 километров, доказала, что финикийцы могли бы обплывать Африку за 2000 лет до Бартоломеу Диаша, который сделал это в 1488 году.

6. Редкая европейская ДНК


В 2016 году анализ 2500-летних останков финикийца, найденных в Карфагене, привел к обнаружению редких европейских генов. Названный «Юношей из Бурсы», человек принадлежал к гаплогруппе U5b2c1. Этот генетический маркер присущ людям севера Средиземноморского побережья, вероятно, Пиренейского полуострова. U5b2c1 является одной из самых старых известных европейских гаплогрупп. Сегодня этот редкий генетический маркер можно найти только у 1 процента европейцев.

7. Ливанские сокровища


В 2014 году археологи, проводящие раскопки в южноливанском городе Сидон, сделали одно из самых важных открытий, касающихся финикийских артефактов, за последние полвека. Они раскопали 1,2-метровую статую священника, датируемую VI веком до н.э. Ее украшал бронзовый символ, представляющий финикийскую богиню Танит, форма которого была потрясающе похожа на египетский анкх.

Помимо артефакта, археологи нашли неизвестные ранее подземные камеры, построенные в третьем тысячелетии до нашей эры, и 20 могил, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. Наряду с артефактами, скрытыми камерами и могилами, исследователи обнаружили 200 килограммов обугленной пшеницы и 160 килограммов фасоли.

8. Иберийская колонизация


Как гласят предания, финикийцы основали испанский город Кадис в 1100 году до нашей эры. До 2007 года это был всего лишь мифом, но археологи внезапно обнаружили остатки стены и следы храма, датируемые VIII веком до н.э. Они также раскопали финикийскую керамику, сосуды, миски и тарелки. Во время раскопок под Кадисским театром комедии археологи обнаружили два скелета, которые приоткрыли вуаль тайны над сложной историей финикийской колонизации Пиренейского полуострова.

Испанские генетики проанализировали ДНК и обнаружили, что один человек был «чистым» финикийцем и умер около 720 г. до н.э. Другой скелет, погребенный в начале VI века до н.э., имел ДНК, которая распространена в Западной Европе. Это предполагает, что его мать была родом с Иберийского полуострова.

9. Финикийский кулон


В сентябре 2015 года правительство Канады вернуло древний финикийский кулон в Ливан. Речь идет о крошечном стеклянном кулоне размером не больше ногтя, который канадский пограничный патруль конфисковал у контрабандистов 27 ноября 2006 г. Стеклянная бусина изображает голову бородатого человека. Эксперт из Монреальского музея изобразительных искусств проверил его подлинность и датировал кулон VI веком до нашей эры. Эксперт также подтвердил, что кулон был сделан в современном Ливане.

10. Азорский форпост


Азорские острова расположены в полутора тысячах километров от побережья Западной Европы. Когда португальцы прибыли в это место в XV веке, острова считались нетронутыми человечеством. Тем не менее, археологические доказательства заставляют некоторых ученых считать, что финикийцы достигли архипелага тысячи лет назад.

В 2010 году исследователи из Португальской ассоциации археологических исследований в Нуно Рибейро сообщили об обнаружении загадочной резьбы по камню на острове Терсейра, что предполагает - Азорские острова были заселены за тысячи лет ранее, чем считалось раньше. Они обнаружили несколько структур, датирующихся IV веком до нашей эры, которые сочли остатками карфагенских храмов, построенных в честь финикийской богини Танит.

Тот конгломерат городов-государств, что ныне известен нам как Древняя Финикия , занимал в далеком прошлом всю приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу.

Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест. Так, например, название города Библ (Гебал) означает “гора”, города Тира (Цур) - “скала”. Возможность заниматься пахотным земледелием из-за недостатка хороших земель была ограничена, но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград.

Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа. Неслучайно название одного из финикийских городов - Сидон , что означает “место рыбной ловли”. Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами.

Как предполагают некоторые исследователи, первые жители Финикии говорили на несемитском языке. Однако уже в III тысячелетии до н.э., согласно показаниям египетских источников, здесь проживали семитические племена, относящиеся к группе западно-семитских племен, населявших примерно в то же время палестинские земли, так как их языки почти тождественны. Все эти племена назывались ханаанеями . Пришельцы в скором времени не только смешались с коренным населением, но и ассимилировали его.

Название “финикиец” встречается уже в египетских иероглифических надписях середины III тысячелетии до н.э. в форме “фенех ”. Позднее древние греки применяли слово “фойникес ”, что означало “красноватые”, “смуглые”. Отсюда и пошло название страны. В семитских источниках особого наименования для Финикии и финикийцев не встречается. Название Кинаххи , или соответственно греческому тексту Библии, Ханаан, которое отдельные ученые объясняют как “страна пурпурной краски”, имеет гораздо более широкое значение, поскольку подразумевает также Палестину и частично Сирию. Аналогичные же общие обозначения для этих стран употребляли и египтяне.

Города-государства на территории Финикии

Одним из наиболее древних городов-государств на территории Финикии, был основанный в конце III тысячелетия до н.э. Угарит , расположенный южнее устья реки Оронта, напротив северо-восточного мыса острова Кипр и на перекрестке морских путей из Эгейского моря и Малой Азии в Египет и Переднюю Азию. Был раскопан укрепленный приморский город, в котором вместе с ценными вещественными памятниками были обнаружены во множестве таблички середины II тысячелетия до н.э. с текстами, исполненными клинописью из 29 букв. Эти письменные памятники содержат мифы, которые проливают свет на древнейшую культуру Финикии.

На острове южнее Угарита находился город Арвад , островное положение которого способствовало сохранению им независимости в военных столкновениях того времени. Почти в центре финикийского побережья располагался город Библ , поддерживавший с древнейших времен связь с Египтом. Через Библ еще в III тысячелетии до н.э. производился вывоз финикийских товаров в Египет. Культура последнего пустила глубокие корни именно в этом финикийском городе-государстве. В середине II тысячелетия до н.э. Библ подчинил себе соседние небольшие города и поселения. Египетские цари XVIII династии сделали этот город своим главным опорным пунктом на побережье. Здесь широко пользовались египетским иероглифическим письмом, а также особенным слоговым письмом и позже - линейным алфавитом.

Сидон и Тир , самые южные города Финикии, постоянно враждовали между собой. Не потому ли, что были защищены скалами от нападения внешних врагов? Самым недоступным был Тир, который состоял из двух поселений: островного и материкового. Когда невозможно было спасти материковую часть, все жители перебирались на остров, который с помощью кораблей мог снабжаться водой и был недоступен для вражеской армии, не имевшей флота.

Вообще, стоит отметить, что морскому делу финикийцы уделяли очень большое значение. В деле кораблестроения и кораблевождения в то время им не было равных в мире. В течение многих веков жители крупных городов восточного побережья Средиземноморья сохраняли славу искусных кораблестроителей. Финикийское слово “галера” вошло во все существующие европейские языки и продолжает существовать поныне. Впрочем, как и «галерный раб» — применять рабов в качестве гребцов также первыми придумали финикийцы. До них, гребцами в основном были только свободные люди.

Экономика и хозяйство Финикии

Восточное побережье Средиземноморья издревле славилось естественными богатствами и не смотря на сравнительно небольшую по ширине полосу суши, которую занимала Древняя Финикия, эта область была благодатным во всех отношениях краем. Одним из основных продуктов, которым торговали финикийцы, была сушеная рыба. Особую ценность представляли дубовые и кедровые леса Ливана — лучшего материала для изготовления кораблей в то время нельзя было и найти. Впрочем, ливанский кедр шел не только на корабли, но и на другие изделия — из него, например, изготовляли в том числе и саркофаги для мумий египетских вельмож. Центром торговли лесом был Библ — к тому времени давно и прочно находившийся в руках египтян. Именно папирусы последних, донесли до нас сведения о целебных растениях и необходимых для бальзамирования смолах, которые также поставлялись из Финикии.

Впрочем, финикийцы были также искусными мастерами — не мало «египетских» золотых и серебряных ваз украшенных головами разных животных, на самом деле — финикийские. А ведь финикийцы владели ещё и замечательной технологией изготовления стеклянных сосудов и тканей насыщенно пурпурного цвета. Именно финикийцы первые начали производство пурпурной краски из особого вида моллюсков, окрашивая ею шерстяные и льняные ткани. Пригодная для земледелия территория Финикии была небольшой, но почва отличалась плодородием, к тому же очень тщательно обрабатывалась. Большую роль в торговле играло высококачественное вино.

Возможно, что само слово “вино”, соответствующее латинскому “винум”, греческому “ойнос” и “вийана”, восходит к финикийскому “йайн ”. Важным продуктом садоводства было также оливковое масло. Однако в первую очередь финикийцы были известны как работорговцы. Хотя значительная часть приобретаемых ими рабов предназначалась на перепродажу, очевидно, и в самих финикийских городах имелись в большом количестве рабы, которые использовались на судах, в мастерских и т.п.

Кроме товаров местного производства, финикийцы торговали и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита, из областей микенской культуры Греции, с западных земель Средиземноморья. Города Финикии по существу были средоточием транзитной торговли. Из Малой Азии финикийцы получали серебро и свинец, позднее - железо. Финикийские города довольно рано вступили в тесные отношения с островом Кипр, в то время главным поставщиком меди. По всей вероятности, латинское слово “сиргит ” (медь) происходит от названия этого острова.

С Крита финикийцы получали предметы эгейского художественного ремесла, продукцию других стран Средиземноморского бассейна. Ученые предполагают, что в Угарите, главном центре торговых связей с Эгейским миром, могла существовать постоянная микенская колония.

Интересный факт: вероятно, в морской торговле активное участие принимали и рядовые свободные граждане городов-государств, которых царь и знать ссужали серебром и товарами. В сухопутной караванной торговле, которая стала развиваться особенно с начала I тысячелетия до н.э., когда верблюд был уже одомашнен и вследствие этого облегчилось преодоление обширных пустынных и степных пространств Сирии, наряду с царями и знатью также уже могли обогащаться некоторые представители рядовых свободных.

Государство и власть в древней Финикии

Удивительно, но не смотря на крайне удачное географическое положение страны, смелый характер и предприимчивость её жителей, финикийцам не только не удалось отстоять свою независимость, они даже толком не смогли построить собственное единое государство. При всем своем богатстве и могуществе, каждый из финикийских городов был сам по себе, и очень ревностно относился к сохранению своей политической независимости.

Благодаря этому, ни о каком военном союзе финикийских городов-государств речь никогда не шла. Что там государство, если даже говорящие на одном языке люди Финикии никогда не имели никакого единого самоназвания и обозначали себя следующим образом: “люди такого-то города”. Парадоксально, но факт — для самих «древних Финикийцев», никакой «Финикии» не существовало!

Выборы должностных лиц в городах ханаанеев (позднее и в их колониях, например в ) производились на основании имущественного ценза. При этом финикийские «олигархи», держали под контролем не только неимущих граждан, но и царя, который в торговых городах-государствах Финикии не обладал деспотической властью, подобно царям Египта и Вавилонии. Не исключено даже, что в ряде городов даже не было царей, а сами такие государственные образования представляли собой своеобразные олигархические республики в миниатюре.

С одной стороны всё это способствовало росту богатства, но с другой, именно в результате такой политики не один из их городов не имел достаточно сил для того, чтобы объединить всю Финикию в единое государство.

Результаты такой политики сказались чуть позже, когда «централизованные» соседи наконец закончили «собирание земель» у себя дома и стали оглядываться по сторонам, в поисках богатой, но слабой жертвы.

Первым пал Угарит — когда-то один из сильнейших городов финикийцев. Из-за гражданской войны город был ослаблен и потому легко пал жертвой державы хеттов, оказавшись завоеванным царем Суппилулиумой и войдя в состав его державы. Лишь на считанные годы пережил Угарит другой крупный город Финикии — Библ . Город оказался разорен соседями, поскольку покровительствовавший городу египетский фараон Эхнатон помощи не прислал, а своих сил для отражения угрозы не хватило. Следующей «жертвой» стал Сидон — на тот момент остававшийся крупнейшим городом ханаанеев-финикийцев. Около 1200 г. до н.э. он был разрушен “народами моря”, которые после разгрома хеттов опустошили Финикию и побережье .

Казалось, Древняя Финикия вот-вот совершенно прекратит существование, однако политические кризисы у некогда могущественных соседей (и вторжение «народов моря», конечно) привели к тому, что угроза неминуемого уничтожения от Финикии временно отступила.

После разрушения Сидона “народами моря” гегемония перешла к Тиру, который достиг в это время наибольшего расцвета, особенно при царе Хираме I, современнике Соломона, царя Израиля (около 950 г. до н.э.).

Хирам расширил остров, на котором была расположена основная часть Тира, при помощи искусственной насыпи, и, открыв здесь источник с водой, сделал Тир почти неприступной крепостью для внешнего врага.

В это время Тир, пользуясь своим географическим положением, вступил в тесные торговые сношения со всеми окружающими государствами. При Хираме, вероятно, началась колонизация современной области Туниса на африканском берегу Средиземного моря, а позже при его наследниках и преемниках там был основан город Карфаген (по преданию в 814 г. до н.э.). Благоприятное географическое положение страны позволило финикиянам принимать активное участие в сухопутной торговле с Месопотамией и долиной Нила, а также постепенно овладеть морскими путями в Средиземное море.

Морская торговля Финикии значительная уже во время египетского владычества стала еще больше расширяться после распада Египетской державы. Вся торговля Египта перешла теперь в руки финикийцев, их многочисленные торговые корабли постоянно прибывали к пристаням городов, расположенных по берегам Нила.

Исторические источники свидетельствуют об острой классовой борьбе в Финикии. О восстании рабов в Тире, к которому, возможно, примкнули и неимущие свободные, сообщает греческая традиция. Руководил этим восстанием Абдастрат (Старатон). Это восстание, происшедшее, возможно, в IX в. до н.э. закончилось, по преданию, полным уничтожением мужских представителей господствующего класса, а женщины и дети были распределены между восставшими.

Греческие историки сообщают нам о каких-то “финикийских несчастиях”, которые также можно предположительно считать восстаниями угнетенных масс финикийских городов-государств. Но эти восстания, однако, как и другие многочисленные восстания рабов, не приводили к изменениям сложившихся отношений. Рабовладельческое общество и государство по-прежнему продолжали существовать в Финикии.

В результате внутренней борьбы в Тире могущество его ослабело и с конца IX в. до н.э. наряду с Тиром, временами превосходя его значением, вновь возвышается город Сидон (современный Сайда в Ливане) - финикийский город-государство на восточном побережье Средиземного моря. Возник, по-видимому, в IV тысячелетии до н.э. Во II тысячелетии до н.э. был крупным центром международной торговли; вел упорную борьбу с Тиром за гегемонию в Финикии.

В конце II - начале I тысячелетия до н.э. Сидон участвовал в финикийской колонизации Западного Средиземноморья. В начале I тысячелетия до н.э. находился под властью Тира. В 677 г. до н.э. разрушен ассирийцами; затем отстраивался заново. Во второй половине VI в. до н.э. Сидон вошел в состав .

Однако вскоре период полной независимости финикийских городов приходит к концу. Со второй половины VIII в. до н.э. ассирийские войска стали все чаще доходить до берегов Средиземного моря, и, хотя экономическое значение финикийских городов сохраняется, в конце концов все финикийские города-государства, кроме Тира, были вынуждены покориться Ассирии.

С конца VII в. до н.э. начали снова усиливаться Египет и Вавилония, и финикийские города-государства попали в зависимость от них. Во второй половине VI в. до н.э. Финикия была включена в состав Персидской державы. При этом финикийские города по-прежнему сохраняли свое самоуправление и свое значение богатых центров торговли. Финикийский флот составлял опору персидского могущества на море.

Культура древней Финикии

Финикийские художники в основном использовали мотивы и сюжеты египетского, хетто-хурритского и вавилонского искусств, однако и собственно финикийские мотивы также имелись, а предметы финикийского прикладного искусства, как уже говорилось, высоко ценились даже за рубежом.

Вполне возможно, что два известных угаритских эпических произведения - эпос о Керете и эпос о Данеде - являются памятниками не столько религиозной, сколько светской литературы. Лишь с вполне понятной долей условности относим мы к литературе несколько более поздних надгробных начертаний, которые в большинстве своем были короткими.

Одним из наиболее значительных достижений финикийцев было изобретение алфавитного письма. Финикийские писцы фактически довели открытие египтян до логического завершения. Как известно, египтяне создали 24 согласных знака, однако сохранили и сотни слоговых знаков и знаков, обозначающих целые понятия. Следующий шаг на пути создания алфавитного письма был сделан, по мнению ученых, писцами гиксосских завоевателей. Возможно, это они на основе египетского иероглифического письма создали первое алфавитное письмо из 26 знаков для согласных - так называемое “синайское письмо”, именуемое по месту нахождения надписей.

Предполагается, что это письмо восходит к египетской иероглифике. Алфавит гиксосских писцов не успел окончательно оформиться из-за кратковременности существования гиксосского государства, но вместе с тем оказал воздействие на создание алфавитного письма Южной Финикии. На севере же, в Угарите, на той же основе создалось алфавитное письмо из 29 букв, приспособленное для писания клинописью на глиняных табличках.

Некоторые ученые полагают, что финикийское письмо могло развиваться совсем не на основе египетского, а на основе крито-микенского или финикийского слогового письма, памятники которого дошли до нас из города Библа. В любом случае очевидно одно: впервые именно финикийцы стали употреблять чисто алфавитную систему письма. Несомненно, также и то, что в этом должно было сыграть весомую роль наличие алфавитных знаков для согласных в египетском письме, с которым финикийцы были давно знакомы.

Очевидно, что необходимость создания алфавитного письма возникла в самых разных полисах Финикии. С развитием мореплавания и торговых отношений, в которых была занята значительная часть населения, потребовалось письмо гораздо более простое, более доступное, чем то, которое могли изучать только немногие писцы.

Недостатки у финикийского алфавита были следующие: он передавал одни согласные звуки, не передавались различные дополнительные значки, при помощи которых египтяне, например, облегчали чтение текстов, написанных так же, только согласными. Поэтому чтение было все же делом нелегким, понимание более сложных текстов было достаточно затруднительным.

Пришло время, когда северный алфавит был вытеснен южным, который состоял из 22 знаков и впоследствии распространился по всей стране. От него берет свое начало и греческий алфавит, что видно из древнейших форм греческих букв, а также из того факта, что названия ряда греческих букв - семитического происхождения. Так, слово “алфавит” содержит в себе названия первых двух греческих букв альфа и бета (в византийском произношении - вита), которые соответствуют названиям первых двух финикийских букв - “алеф” и “бет”, что в западно-семитских языках означает “бык” и “дом”.

В основе этих алфавитных знаков лежали более древние знаки-рисунки. Большинство названий букв греческого алфавита соответствуют названиям финикийских букв. Греческий и арамейский алфавиты являются предками большинства современных алфавитных систем.

К сожалению, собственно финикийские литературные и исторические произведения до нас не дошли, однако в сочинениях поздних писателей имеются ссылки, например, на труды финикийца Санхотиатона (до сих пор не установлено, существовал ли он в действительности).

В период эллинизма и римского господства в Финикии была развита литература на греческом языке: по космогонии, по теогонии, исторические повествования Менандра, Дия (II - I вв. до н.э.), Феодота (I в. н.э.), Филона Библского (I - II вв. н.э.) и др. Эти авторы ссылаются на “Тирские хроники” и другие собственно финикийские произведения.

Из финикийской литературы, развивавшейся в Северной Африке, известны (помимо пунийской исторической традиции, дошедшей до нас в изложении античных авторов Диодора, Юстина, Саллюстия) сочинения флотоводцев Ганнона и Гамилькона об их плаваниях в Атлантическом океане и труды Магона, посвященные рациональному ведению сельского хозяйства.

Значительную роль играла и финикийская наука, в особенности астрономия и географические исследования.

Финикийцы внесли значительный вклад в развитие античной философии. Финикийский философ Мох считался одним из основоположников атомистического учения. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя Клитомаха, сына Диогнета, в последней четверти II в. до н.э. стал руководителем Академии в Афинах.

Существовала у финикийцев и подробно разработанная, видимо, в период эллинизма грамматическая теория.

Финикийские города с древнейших времен были центрами высокоразвитого ремесленного производства.

Под непосредственным влиянием финикийцев развивались литература и другие отрасли культуры народов Сирии, Палестины и Малой Азии.

Культурное влияние Финикии сказывалось и в том, что в этот период финикийский алфавит распространяется в странах Средиземноморья.

При всех положительных качествах финикийцев, эти ребята вовсе не были примером для подражания — вездесущие работорговцы приносящие в жертву рогатому богу (Молоху) грудных детей, как вы понимаете, — это тот ещё имидж

Религия Финикии

Политическая раздробленность Финикии, так никогда и не преодоленная, содействовала тому, что финикийская религия не знала системы мифов, которая имела место у вавилонян. Жречество городов не имело возможности выдвинуть своего бога в качестве “царя богов”, подобно тому, как фиванский бог Амон был объявлен “царствующим богом” Египта во времена владычества Фив. Бог неба был главным богом в городах Финикии и носил имя нарицательное, а не собственное. Он назывался просто “владыка” (Ваал ), “царь города” (Мелькарт ), просто “власть” (Молох ) или же “бог” (Эль ).

Рядом с богом неба Ваалом стояла его жена - богиня Астарта (вариант имени - Аштарт, Ашерат). Наряду с богами неба и земли почитался также бог умирающей и воскресающей растительности. Чаще всего он назывался Адони - “господин мой” или, согласно греческому варианту, - Адонис. Некоторые черты умирающего и воскресающего бога встречаются в мифе о Ваале и его сестре Анат (по другой версии - жена Астарта).

Впрочем, имена финикийских богов вообще были табуированы, их нельзя было произносить (сами ханаанеи говорили просто «бог», «богиня»), и поэтому наши знания о пантеоне финикийцев могут быть не точны.

Основная тема обширного мифологического эпоса - это повествование о смерти и воскресении Ваала, о верности его жены Анат как в жизни, так и в смерти. Некоторые эпизоды из этого мифа близки сюжетам египетского мифа об Осирисе и его сестре Исиде.

В культе Финикии, как и в культах Палестины и Сирии, достаточно долго сохранялись человеческие жертвоприношения. Часто в качестве жертв использовались дети и особенно грудные первенцы. Преимущественно - в моменты грозной опасности для государства. Стоит назвать и такой факт: еще в IV в. до н.э. во время осады Тира греко-македонскими войсками на городской стене в качестве жертв были зарезаны иноплеменники - македонские военнопленные.

Стоит отметить также, что боги-покровители также имелись у финикийских городов: у Тира - Мелькарт (“царь города”), у Сидона - Эшмун (очевидно, бог врачевания), у Берита - Великая хозяйка Берита, у Библа - богиня любви и плодородия Аштарта (Астарта), являвшаяся также одним из важнейших общефиникийских божеств.

Колонии и морское искусство Древней Финикии

Как уже отмечалось, финикийцы строили прекрасные корабли, были людьми предприимчивыми, смелыми, к тому же отличными мореходами. Естественно, нет ничего удивительного, что именно они в скором времени опутали почти всё Средиземноморье сетью своих колоний. Но не только жажда приключений гнала вперед отважных мореходов.

Дело в том, что господствующий класс финикийских государств, опасаясь восстания рабов и бедноты, стремился к тому, чтобы в подчиненных им городах не скоплялось сразу большого количества «беспокойных элементов». Воевать финикийцы не любили, поэтому этот проверенный способ «слива» беспокойных горячих голов им не подходил. Но, опираясь на свою ментальность, они изобрели свой способ.

Из сочинений греческого ученого и философа Аристотеля (IV в. до н.э.) нам известно о тех мерах, которые применяла знать с этой целью в Карфагене: “Хотя строй Карфагенского государства и отмечен характером господства имущих, однако карфагеняне удачно спасаются от возмущения со стороны народа тем, что дают ему возможность разбогатеть. А именно, они постоянно высылают определенные части народа в подвластные Карфагену города и области. Этим карфагеняне врачуют свой государственный строй и придают ему стойкость” .

Таким образом, карфагеняне научились искусству врачевать свой государственный строй у метрополии - Тира, которая время от времени (может быть еще с конца II тысячелетия до н.э. и, во всяком случае, с начала I тысячелетия) неоднократно высылала, как, впрочем, и другие финикийские города-государства, по несколько тысяч граждан, чтобы они создавали свои колонии на побережьях Средиземного моря.

Такие финикийские колонии, целью которых было обеспечение части Средиземного моря, в первую очередь на острове Кипр, где финикийцы прочно закрепились еще во II тысячелетии до н.э. Не было существенных успехов только на в северной части Восточного Средиземноморья, где были свои народы-мореходы - греки, ликийцы, карийцы.

А вот на побережье Африки, на Сицилии, Мальте, в Испании, а также и на побережье Атлантического океана (нынешний Кадис) финикийцы обосновались прочно. Впрочем, дело не ограничивалось только лишь Средиземноморьем.

Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали очень ценное в то время олово. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь.

Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский пролив, который называли они “столпами Мелькарта” (верховного бога Тира), неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.

Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки.

Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи, финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг. В данном случае финикийские корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана.

Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля.

Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.

Финикия – небольшое государство, которое в настоящее время живет лишь на страницах исторических трудов. Зародившись в восточной части средиземноморского побережья как несколько отдельных поселений примерно в V тысячелетии до нашей эры, Финикия смогла просуществовать на протяжении более четырех тысячелетий, внеся при этом богатейший вклад в культурное наследие человечества.

Государство Финикия: происхождение названия

Первыми о Финикии упоминают древние греки, в частности, название древнего государства встречается в гомеровской « ». К тому же именно древним грекам принадлежит несколько версий происхождения его названия. Итак, кто такие финикийцы с точки зрения этимологии:

  1. Люди в пурпурных одеждах. Слово φοινως переводится с греческого как «пурпур». Краски именно такого цвета благодаря специфическому окрасу местных моллюсков изобрели финикийцы.
  2. Жители Средиземноморья, поклоняющиеся божественной птице Феникс. Еще одно греческое слово Фοϊνιξ означает «страна Феникса». Финикийцы, будучи язычниками, поклонялись этому божеству.
  3. Строители кораблей. Так называли обитателей Финикии египтяне. Ведь кораблестроением финикийцы владели в совершенстве.

Древнее государство Финикия: начало

Точные границы древнего государства Финикия определить довольно сложно: мнения на этот счет у географов в разные времена были противоречивы, к тому же границы по мере развития государства и в зависимости от политической обстановки постоянно менялись. Единственное, в чем сходятся во мнении все ученые – Финикия занимала территорию между Месопотамией и Египтом, где сейчас частично располагаются современные Израиль и Сирия.

Историки утверждают, что финикийский народ образовался в результате слияния местных обитателей этих земель и мигрантов из соседних территорий. В Библии эти люди называются хананеями.

У Финикии было довольно специфическое географическое положение, что и позволило ей из разрозненных поселений трансформироваться в одну из мощных держав своего времени. Исторически древним финикийцам досталась узкая скалистая полоска суши на побережье Средиземного моря. Плодородные земли были в крайнем дефиците, поэтому, чтобы выживать и развиваться, людям пришлось осваивать морские территории, с чем они справлялись более чем успешно.


Торговля и мореплавание как основа развития финикийского государства

Торговля и мореплавание – вот благодаря чему состоялась как государство. У местных жителей, вынужденных существовать на ограниченном скалами и совсем не плодородном участке суши, фактически не было другого выхода. Благодаря расширению границ, освоению торговых путей, налаживанию торговых связей, Финикия начала оформляться как самостоятельная государственная единица примерно во II тысячелетии до нашей эры. Там, где располагались рыбацкие деревушки, стали появляться большие города — Угарит, Арвад, Тир, Библ, Сидон.

Благодаря многочисленным военным походам финикийцы осваивали и новые территории. Так, в IX веке до нашей эры в северной части Африки финикийцами был основан – государство с одноименной столицей, которое впоследствии стало одним из сильнейших имперских образований. В целом финикийцы сумели исследовать все Средиземноморье, они даже вышли в Атлантику и Красное море. Некоторые историки полагают, что им удалось добраться и до американского континента.


Вклад финикийцев в развитие человеческой цивилизации

По запросу «древняя финикия википедия» можно узнать о том, какую роль сыграли финикийцы в развитии человечества. Благодаря этим древним людям сегодня мир знаком с алфавитным письмом и основами маркетинга, производством цветного стекла и мыла, многоэтажным строительством и искусством окрашивания одежды.



Поделиться: