Политическое участие и проблемы мотивации политической активности. Мотивация и предпосылки политической деятельности. Полипотребностный подход к мотивации власти

Мотивация политического поведения

В основе каждой из форм политического поведения (типичной или индивидуальной) лежит определенная мотивация. Мотив (от лат. moveo - двигаю) - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив существует в виде специфических переживаний (положительных эмоций от ожидания достижения данного предмета ли отрицательных, связанными с неполнотой настоящего положения), рациональных, осознанных потребностей или иррациональных, сугубо психологических проявлений. Мотивация политической деятельности редко бывает связана только со сферой политики. Она имеет чрезвычайно глубокую социальную природу и обусловливается многочисленными, разнообразными факторами.

Глубинным уровнем образования политической мотивации можно считать биопсихологические особенности каждого индивида. К наиболее важных можно отнести следующие:

Волевые установки (воля - способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий),

Степень эмоциональности,

Импульсивности поведения,

Соотношение рациональных и иррациональных факторов мотивации,

Темперамент (темперамент - индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств),

Реактивные пороги (порог - это величина раздражителя, при достижении которой возникает реакция на него индивида),

Наличие или отсутствие агрессивности как особой формы самоутверждения,

Степень психологической самодостаточности,

Фобии или мании, имеющие глубинные, биопсихологические корни.

Наряду с проявление глубоко личностных психологических особенностей, политическая активность характеризует и объективно существующие, устойчивые линии взаимодействия человека и различных компонентов общественной, в том числе политической системы. Эти взаимодействия создают внешние, социальные и институциональные факторы политической мотивации. В зависимости от уровня образования и действия этих факторов их можно разделить на макросреду (государство, класс, страта, нация, культурная общность) и микросреду (институированные групповые общности, неформальные групповые общности, семья, образовательные учреждения, отдельные личности). Испытывая влияние этих факторов, реагируя на них, индивид не только корректирует внутренние мотивационные установки, но и приобретает особые, внеличностные характеристики. Среди них можно выделить:

Статус - устойчивое положение индивида в социальной структуре, создающее определенные права и обязанности, возможности и запреты (и, как следствие, поведенческие стереотипы);

Роль - особый способ поведения, отражающий обязательные, желательные или возможные нормы поведения, характерные для той или иной социальной общности, института, структуры, рода деятельности;

Форма поведения - комплекс осознано избранных или навязанных извне поведенческих моделей.

Анализ мотивации политического поведения основан па фундаментальных закономерностях, изученных психологической наукой. Так, общепризнанной является классификация мотивов, предложенная Д. Маклелландом и Дж. Аткинсоном, которые выделяют три основных мотива: мотив власти, мотив достижения, мотив аффилиации (стремления быть с другими). Иногда мотив власти дополняется мотивацией контроля, который выступает четвертым в этой схеме.

Анализ названных подходов к мотивации политического поведения указывает на целесообразность выделения и учета этих мотивов.

В психологической концепции Д. Маклелланда речь идет не только о политической власти, но и о власти в семье, в отношениях на производстве, в иных сферах жизни. Власть – это некая ценность, к обладанию которой стремятся в той или иной степени все люди. Но есть люди, у которых эта потребность доминирует над другими, и тогда желание достичь власти становится для них высшей ценностью.

Условно можно выделить три типа причин, по которым власть может быть желанна: чтобы доминировать над другими и (или) ограничивать действия других; чтобы другие люди над ним не доминировали и (или) не вмешивались в его дела; чтобы осуществлять политические достижения.

Мотив контроля над людьми и ситуацией является модификацией мотива власти. Политические психологи придают этому мотиву особое значение, так как полагают, что поведение в политике напрямую связано с развитием этого психологического показателя. Известно, что по мере достижения социальной зрелости человек научается контролировать свое собственное поведение, это дает ему чувство уверенности в своих силах, расширяет границы возможного участия в разных сферах жизни, в том числе и в политике.

Мотив достижения проявляется в политическом поведении, в заботе о совершенстве, мастерстве, в стремлении добиться поставленных целей с максимальным эффектом. Этот мотив может сделать человека карьеристом, но он же может быть обнаружен у бескорыстного политика, поведение которого определяется его стремлением к общественному благу. Политики, мотивированные на достижение, рассматривают других людей или группы в своем окружении в качестве фактора помощи или, наоборот, помехи для собственных достижений. При этом они предпочитают быть независимыми и избегать таких межличностных отношений, которые могли бы привести их к зависимости.

Таким образом, выделяется два типа мотивационных схем: мотивация избежать провала выше мотивации достичь успеха; мотивация достижения успеха, которая выше мотивации избегания провала. Это типичная мотивационная схема поведения реальных политических лидеров.

В политическом поведении проявляют себя также и мотивы аффиляции. Они обусловливают дружественные, теплые отношения с другими. Для политика развитая мотивация аффилиации сделает значимыми одобрение со стороны партнера во время переговоров, дружественный климат и наличие команды единомышленников. Для рядовых граждан мотивация аффилиации во многом определяет принадлежность к политическим организациям, которые не только отстаивают те или иные интересы, но и дают ощущение единства, защищенности.

Таким образом, анализ политической культуры субъектов политики указывает на то, что она определяет характер их политической активности. Она представляет собой синтез сформированного сознания, выработанного менталитета и обусловленного ими политического поведения. Следовательно, для формирования политической культуры важно системно овладевать всеми отмеченными компонентами.

02-08-2019

Анализируя феномен политического участия, невозможно обойти вопрос мотивации политической деятельности лица. К наиболее значимых мотивов следует отнести идеологический, нормативный, ролевой.

Идеологический мотив означает, что лицо участвует в политической жизни, разделяя и поддерживая принципы официальной идеологии государства. Такая мотивация участия обеспечивает идентификацию политических ценностей личности с политическими ценностями государства и большинства общества. Время, различия личных и политических установок может вызвать резко негативную, даже враждебную реакцию против государства и политической системы. Итак, это становится основой для формирования оппозиционных взглядов, идей и политических структур.

Нормативная мотивация проявляется в том, что политическое поведение строится по правилам, которые диктует политическая система и приписывает нормативно-правовая подсистема. Этот мотив политического участия не сочетается обязательно с личностными ценностями и установками. Подчинение политической системе рассматривается лицом как исключительно правильная и ценная ориентация, а политическое поведение (участие) по характеру есть всегда легитимной и правопослушного.

Ролевой мотив связан с той социальной ролью, которую лицо выполняет в данной политической системе, то есть - с ее социальными состоянием и собственной самооценкой: чем ниже социальное положение, тем вероятнее становится радикальный настрой личности против существующей власти. Стремление определенной части людей в обществе повысить свой социальный статус закономерно подталкивает их к освоению новых заметных политических ролей, следовательно, и к поднятию своего социально-политического статуса.

Мотивационные теории политического участия в западной политологии представлены сторонниками так называемой "гуманистической" психологии. Согласно утверждению ее основателя А.Маслоу, существует пять главных мотивов-потребностей личности: физиологические; потребности в безопасности; в любви; в самоутверждении; в самоактуализации. Они образуют устойчивую иерархию, где две последние являются высокими и влекут потребности в повышении социального статуса и престижа, потребности выразить и реализовать свои убеждения и цели в политической сфере. Но и при определенных условиях и физиологические потребности, и любовь, и поиски безопасности могут трансформироваться согласно тенденциям и требованиям политической жизни (стремление к миру, благополучию, правопорядка, к сохранению национально-культурной идентичности).

Смотрите также:

Понятие политического процесса динамика его развития

Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов как внутри политической системы, так и вне ее, подчиненных реализации общих социальных интересов и целей. В основе своей политическая деятельность - это руководство и управление общественными отношениями при помощи институтов власти. Конкретное содержание политической деятельности составляет: участие в делах государства, определение форм, задач и направления деятельности государства, распределение власти, контроль за ее деятельностью, а также иное воздействие на политические институты. Каждый из отмеченных моментов обобщает многообразные виды деятельности: скажем, непосредственное выполнение людьми политических функций в рамках институтов государственной власти и политических партий и опосредствованное участие, связанное с делегированием полномочий тем или иным институтам; профессиональная и непрофессиональная деятельность; руководящая и исполнительская деятельность, направленная на укрепление данной политической системы или, напротив, на ее разрушение; институционализированная или неинституционализированная деятельность (к примеру, экстремизм); системная или внесистемная и т. д.

Формы политического участия: активистское (профессиональное, по должности), эпизодическое (голосование на выборах, участие демонстрациях), политический протест (форма участия, имеющая целью контроль за действиями власти при помощи негативных способов)

Мотивацией политической деятельности выступает субъективное желание повлиять на политические процессы.

Политическая активность граждан в демократическом обществе проявляется в основном в участии в голосовании на выборах представительных органов государственной власти и выборных должностных лиц на местном и общенациональном уровнях, в референдумах, в участии в местном самоуправлении. В ходе предвыборных кампаний большое число граждан вовлекается в различные формы практической активности – сбор подписей, встречи с кандидатами, митинги и т.д. Демократические конституции предусматривают и различные формы прямого давления граждан на органы власти при принятии решений, в частности, законные формы демонстраций, митингов, сбора подписей под петициями, непосредственные контакты с официальными лицами.

Сущность и особенности социальной стратификации современного общества. Социальные группы как основные субъекты политики

Стратификация – отношения общественного равенства и неравенства, прав и обязанности групп, вытекающие из их общественных статусов, дифференциация совокупности людей в иерархическом ранге. Всегда есть и высшие и низшие слои, её основа в неравномерном распределении прав и обязанностей.

Группы, будучи основным субъектом политики, специфическим образом включаются в конкурентные отношения по поводу государственной власти. В целом понятие «группа» фиксирует сходство людей, как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни признакам. При этом, обладая одинаковыми чертами и качествами с другими людьми, каждый человек одновременно принадлежит к разным социальным группам (например, в одно и то же время является отцом семейства, членом определенной профессиональной, а также национальной группы, жителем того или иного города и т.д.). В то же время для человека характерна какая-либо наиболее существенная групповая принадлежность, выражающая его основные интересы и ценности, отношение к жизни. Типы социальной стратификации: территориальную, демографическую (половозрастные особенности), этнонациональную, конфессиональную, социально-экономическую, позиционную.


Похожая информация:

  1. A. Да, правомерны, так как это основание для взыскания долга, т.е гражданско-правовой ответственности. 1 страница

Для того чтобы понять суть того или иного политического шага лидеров нашего государства, мы должны выяснить, а для чего такие шаги предпринимались, какие цели ставил политик, идя на такой шаг, и какую выгоду он получит в результате таких действий.

Чтобы понять данный механизм политических поступков, мы должны проанализировать мотивацию политической деятельности.

Когда мы начинаем выяснять, почему человек выбирает тот или иной тип политического поведения, то оказывается, что и здесь действуют все те же самые механизмы, которые мы исследовали ранее, говоря о потребностях и мотивах в политических отношениях людей.

Центральной здесь является категория потребности как основы мотивации политической деятельности. Как вы помните, впервые попытку систематизации потребностей, которые могут осознаваться и выступать мотивами человеческой деятельности, предпринял американский психолог А. Маслоу.

Все эти потребности могут выступать мотивами политического поведения. При рассмотрении мотивации по линии материальных потребностей, если мы говорим о пассивном, вербальном, электоральном политическом поведении масс, то оно напрямую будет связано с тем, какие материальные потребности личности (по ее представлению) будут удовлетворяться в результате того или иного политического выбора. На уровне активного политического поведения человек идет в политику для улучшения своего материального положения.

Мотивация по линии потребности в безопасности рождает, как правило, ориентации политического поведения на сильную личность, которая ассоциируется с понятием «порядок». Если человек выбирает неучастие, то в данном случае это может быть связано с опасением, что политическое действие повлечет за собой какие-либо санкции со стороны власти. Потребность в безопасности, как правило, определяет пассивные или вербальные формы политического поведения. Если она связана с активным политическим поведением, то человек будет выбирать партии или организации с жесткой организационной структурой и четко определенным лидером-вождем, с которым он может себя идентифицировать.

Потребность в общении (в способе взаимодействия с другими людьми) реализуется в форме активного политического поведения или, скорее всего, в форме так называемого «околополитического поведения», когда в результате того, что человек вращается в политических кругах, он занимает определенный социальный статус в обществе.

Потребность в оценке на вербальном уровне может реализоваться, например, когда люди, говоря о политике, стараются продемонстрировать знание чего-то такого, что неизвестно другим. Потребность в оценке со стороны окружающих в подобных ситуациях часто способствует распространению слухов. Они распространяются для того, чтобы повысить свою самооценку. Личность немедленно передает другим то, что они хотят услышать. На электоральном и активном уровне это специфическая форма политического активиста, который в меньшей степени заинтересован в целях деятельности организаций, а в большей степени в том, чтобы продемонстрировать себя, свою активность. При этом личность может забыть о целях организации и ее действия могут им противоречить. Личность, ориентированная на оценку со стороны окружающих, часто более склонна к участию в неформальных формах политического поведения, чтобы продемонстрировать свое отличие от других.

Ее действия можно выразить формулой: «Я не такой, как все, поэтому я лучший».

Потребность в самовыражении через политику рождает политических активистов и в меньшей степени – администраторов, поскольку административная деятельность не дает такого личностного результата. Для самовыражения необходим результат.

Есть еще один специфический мотив политического поведения, который исследуется в рамках психоанализа и связан с проблемой комплекса неполноценности.

В классическом психоанализе З. Фрейда проблема комплекса неполноценности упоминается, но специально не анализируется. Эта проблема развита одним из учеников З. Фрейда А. Адлером, причем после того, как он сформулировал свою теорию, его пути с З. Фрейдом разошлись, и он продолжил свои исследования в своем авторском варианте.

Сам А. Адлер и его последователи исходили из того, что человек, удовлетворенный собой, не ощущает комплекса неполноценности (внутренней неудовлетворенности личности собой и как следствие – стремление компенсировать это путем приобретения власти над другими людьми) и соответственно политикой заниматься не должен. Политическая активность является одним из рассматриваемых вариантов компенсации какого-то комплекса неполноценности. К. Адлер исследовал разные комплексы, особенно мужские. Один из вариантов компенсации комплекса неполноценности – через политику, т.е. стремление к власти. Ощущая себя ниже, хуже других по каким-то параметрам (например, по физическим характеристикам), человек стремится это компенсировать, приобретая власть над другими людьми. Это можно делать не обязательно через политику, но она выше всего может поднять социальный статус личности. А. Адлер считал, что комплекс неполноценности есть у всех и каждый человек свой комплекс в той или иной степени компенсирует через доступную ему сферу деятельности.

Потребность в качестве мотивов поведения (в том числе и политического) действует не напрямую. Для того чтобы потребность стала мотивом деятельности, мы должны сформировать в своем сознании представление о цели. А для этого необходимо принимать во внимание такие категории, как ценности и установки.

Одна и та же потребность может мотивировать различные формы политического поведения или одно и то же политическое поведение может быть результатом различных потребностей. По поведению как таковому без специального анализа мы не можем сделать вывод о том, какая потребность лежит в его основе. Потребности действуют не напрямую, а опосредованно, через процесс целеполагания (ценностной системы иерархии, на основе которой и выстраивается пирамида потребностей Маслоу). В этом и заключается суть мотивации политической деятельности личности.



Поделиться: