Памятник мытищинской воде. Истинная история мытищинского водопровода. Первый мытищинский водопровод Новый Мытищинский водопровод

Оригинал взят у alex_avr2 в Третий мытищинский водопровод

Недавно московскому водопроводу исполнилось 212 лет. Все эти годы водопровод непрерывно развивался преодолев путь от крохотной кирпичной галереи до современной огромной сети водоснабжения Москвы, которая раскинулась на несколько регионов. Сегодня я расскажу про один из самых интересных с точки зрения инженерной истории этапов развития водопровода на рубеже 19-20 веков, когда технологии менялись с огромной скоростью, паровые двигатели соседствовали с электромоторами, а футы с аршинами, дюймами и саженями.


Я уже обзорно рассказывал про общую историю московского водопровода (часть 1 , часть 2), поэтому тут дам лишь самое краткое описание, а подробности можно почитать по ссылкам.

Первый общегородской водопровод в Москве был запущен в 1804 году и был полностью самотечным - вода текла по кирпичным галереям .

Начинался он в районе нынешних Мытищ, около верховий Яузы, из естественных ключей, которые давали чистую воду. Производительность этого водопровода была примерно 200 000 ведер в сутки (объем воды в водопроводе и канализации Москвы измерялся в ведрах до 50х годов 20 века, одно ведро равняется 12-ти литрам). Ввиду конструктивных недостатков, полноценно этот водопровод никогда не работал - большая часть чистой воды терялась через трещины галереи по пути в Москву, зато вместо нее в галерею проникала грязная грунтовая вода, преимущественно из района Сокольников. Некоторое время галерею латали, но в 1820х годах ее самую ветхую часть продублировали чугунной трубой диаметром 20 дюймов, а в 1850х она была продублирована полностью от Мытищ до центра Москвы. Так появился второй мытищинский водопровод с производительностью около 500 000 ведер в сутки. Однако, к концу 19 века производительности и этого водопровода перестало хватать - Москва быстро росла, воды требовалось все больше и больше. И тогда было принято решение построить третий мытищинский водопровод фактически с нуля. Про него сегодня и пойдет речь.

Устройством третьего мытищинского водопровода занялся Зимин Николай Петрович . Работы были разделены на несколько этапов, растянувшихся более чем на десять лет. Первый строительный период проходил в 1890-1893 годах, второй в 1897-1906 годах. А в 1908 году за авторством Зимина была выпущена следующая книга:

С большим удивлением было обнаружено, что скан этой книги сделан компанией Google, а один из экземпляров хранится в Гарварде.

Далее я буду давать множество выдержек из этой книги, т.к. на мой взгляд она крайне интересна с инженерной точки зрения, позволяя ощутить дух того времени. Целиком книжку можно скачать по сслыке .

Итак, к концу 19го века воды второго мытищинского водопровода перестало хватать и было принято решение построить третий водопровод с производительностью 1 500 000 ведер в сутки. Водопровод состоял из нескольких ключевых сооружений.

Голубым цветом на карте обозначена водоподъемная станция в Мытищах, где собственно и происходил забор артезианской воды. Зеленым показана Алексеевская водокачка и Алексеевский запасной резервуар. Красным кружком обозначено место где находились Крестовские водонапорные башни, а красной линией сама линия водопровода. Кроме этого в центре города была проложена протяженная сеть водопроводных труб.

Водопроводная станция в Мытищах

Изначально вода в Мытищах появилась можно сказать сама. Из под земли били ключи с чистой водой. При строительстве первого самотечного водопровода эти ключи просто обустроили - построили кирпичные бассейны и проложили от них трубы к кирпичной галерее.

Однако, производительность естественных ключей была не высока. Также небольшой была и пропускная способность самотечной галереи. Для повышения производительности в конце 19 века было решено пробурить скважины и выкачивать воду из под земли с помощью паровых машин. Эти же машины должны были подавать воду в две напорные трубы диаметром 24 дюйма, идущие в город.

Для реализации проекта на территории будущей станции был пробурен ряд скважин, которые были соединены одной общей трубой, подключенной к паровым машинам установленных в машинном здании. Пар в машины подавался от паровых котлов установленных в том же здании и питавшихся нефтью из специальных резервуаров.

Машинное здание первого этапа строительства в наши дни:

И в 19 веке:

Внимательный читатель заметит, что здание достраивалось. Это свойственно практически всем сооружениям московского водопровода.

А вот и один сохранившийся (из двух) нефтяной бак из клепанной листовой стали. Сейчас используется как склад.

Нефть возили лошадями:

В 1892-1893 годах водопровод был запущен в эксплуатацию, но уже на тот момент его производительности не хватало - Москве требовалось почти в два с половиной раза больше воды - 3 500 000 ведер в сутки, поэтому станцию решили расширять, построив второе машинное здание и установив дополнительные паровые машины с насосами. Однако тут встала большая проблема. Дело в том, что принудительное откачивание воды из скважин приводило к тому, что уровень грунтовых вод понижался, что в свою очередь приводило к тому, что старые паровые машины просто не смогли бы откачивать воду с необходимой глубины. Для решения этой проблемы пришлось бы устанавливать новые машины с большим заглублением, а старые переносить ниже, что повлекло бы за собой колоссальные расходы. Кроме того, необходимо было построить вдоль скважин на глубине тоннель, в котором бы проходили все трубы, что тоже не сказывалось положительно на сложности и стоимости строительства.

Однако, решение проблемы подкралось с неожиданной стороны. К тому времени электрические моторы уже активно внедрялись в производство. Было решено попробовать использовать насосы погружаемые в скважину с приводом от электромотора, для откачки воды. Было заказано несколько разных типов насосов. Первые эксперименты оказались неудачными. В них использовались насосы поршневого типа. Из-за сильных вибраций они были подвержены быстрому износу, кроме того вибрации приводили к тому, что из окружающих грунтов в скважине выбивались мелкие частицы, которые делали воду мутной и еще больше увеличивали износ насоса. Однако, затем были опробованы центробежные насосы, которые показали очень хорошие результаты и в результате было принято их и использовать.

Применение отдельных насосов на каждой скважине очень сильно упрощало всю систему. Во-первых отпала необходимость углубления паровых машин. Во-вторых отпала необходимость в строительстве подземной галереи с множеством ответвлений к скважинам:

В-третьих появилась возможность разнести скважины на большее расстояние, т.к. теперь к ним требовалось тянуть лишь электрические провода и напорные трубы на небольшой глубине, что было существенно проще чем поддерживать единую всасывающую систему.

Так как уровень грунтовых вод понижался, то был пробурен новый ряд скважин на бОльшую глубину и бОльшего диаметра, чем первые. Заметьте, в инженерном документе тех годов вполне себе упоминается термин "дыры", вместо отверстий, а в еще одном месте они мило названы "дырочками" :)

Над каждой скважиной устанавливался деревянный сруб, в котором располагался мотор приводящий в движение насос опущенный в скважину.

Питание насосов осуществлялось по воздушной линии:

Несколько срубов сохранилось и до наших дней:

Однако для питания насосов требовалось электричество. Разумеется в те годы ни о какой электрификации в Мытищах и речи не шло, поэтому на станции было построено отдельное здание электростанции. Там были установлены пародинамы, которые использовали пар от тех же котлов, что и паровые машины. Электростанция в наши дни:

А вот, что писал об устройстве электростанции Зимин:

Очень интересно читать термины тех времен: "катающаяся балка", "50 периодов в одну секунду", "распределительная доска" и т.п. В более ранних документах я встречал термин "огненные машины", применительно к паровым. Пройдут годы и появятся современные термины, ГОСТы и стандарты, но тогда было вот так.

Отдельно и во всех подробностях рассмотрены паровые машины. Как я уже говорил выше, располагались они в машинных залах. Паровая часть машины находилась на уровне земли, насосная же находилась в специальной шахте под зданием.

Диаметр маховика составлял 6 метров.

А вот так машины выглядели в реальности:

Стимпанк:)

Новое машинное здание (впрочем практически идентичное старому) сохранилось до наших дней:

Архитектором большинства сооружений третьего мытищинского водопровода стал Геппенер Максим Карлович , он же был архитектором множества других промышленных и не только зданий в Москве.

На кирпиче можно заметить клеймо:

А вот паровых машин внутри здания, увы, не сохранилось. Впрочем там все равно интересно!

В центральной части ныне почти пустого зала можно увидеть круглый проем:

Заглянув туда можно обнаружить металлическую винтовую лесенку:

А спустившись - попасть в подземную шахту под зданием, где раньше располагалась насосная часть паровой машины. К сожалению она также не сохранилась и ныне лесенка является пожалуй самым красивым элементом помещения:)

Лесенке этой уже больше ста лет и она упоминается в книге Зимина:

Отдельного упоминание заслуживает процесс выбора и тестирования паровой машины. На тот момет многие заводы предлагали свои машины и было из чего выбирать:

После установки машины она была протестирована, а параметры работы тщательно замерены:

В результате всех проведенных работ была достигнута необходимая производительность:

Получилось это ценой опускания уровня грунтовых вод почти на 12 метров.

На этой карте показан план станции на конец второго этапа работ. Г-образные здания построены зеркально - это новое и старое машинное здание. Здание чуть ниже между ними - электрическая станция. Два круга слева - нефтяные баки. Сверху видно два ряда скважин - нижний старый, отключенный, верхний - новый.

Современный вид машинных зданий и электростанции:

Также была построена новая дымовая труба и проложена дорога к станции:

Кроме забавных по современным меркам технических терминов, документ впечатляет количеством разнообразных единиц измерений и их сочетаний. Тут и футы и фунты и сажени и пуды и дюймы и аршины и вершки и метры с миллиметрами и атмосферы, да что там вершки, есть даже дюймы ртутного столба!

Из документа следует, что разные работы выполняли разные подрядчики, видимо они и пользовались разными единицами измерения, которые не стали приводить к одному стандарту.

Новым паровым машинам не суждено было проработать долго. В 1924 году до станции добралась всеобщая электрификация. Паровые машины, котлы, местная электростанция и нефтяные баки - все это потеряло актуальность. Вместо паровых машин было установлено два электронасоса обеспечивающих производительность 2 100 000 ведер в сутки каждый. Тогда же на станции был установлен прекраснейший электрощит, доживший до наших дней:

Увы, сейчас в утилитарных сооружениях не принято делать всякие визуальные излишества, но тогда это было нормой:

Вероятно оригинальный амперметр:

Большинство приборов, конечно, давно заменены на относительно современные, хотя мраморная и деревянная основа щита осталась:

Стеклянные перекрытия над шахтой, где когда-то находилась часть паровой машины:

В этом же зале сохранился еще один интересный артефакт - вакуумный насос с электрическим приводом производства Сименс.

Установлен в 1920 году для удаления воздуха из всасывающей линии соединяющей скважины.

Алексеевская водокачка

Первая версия Алексеевской водокачки была построена в 20х года 19 века. Дело в том, что кирпичная галерея построенная при Екатерине была самотечной, из чего следовал очевидный ее недостаток - она должна была идти с постоянным уклоном вниз. До тогдашнего села Алексеевского галерея шла почти по прямой вдоль нынешнего Ярославского шоссе. Однако затем, чтобы попасть в центр города ей приходилось делать большой крюк через Сокольники. Но даже этот крюк был лишь частичным решением проблемы, так как в Сокольниках галерею пришлось вести на глубине около 18 метров, что даже по нынешним меркам является весьма приличной глубиной для прокладки коммуникаций. Этот же участок и стал наиболее проблемным - в 1823 году галерея рухнула и восстанавливать ее не стали. Вместо этого в Алексеевском поставили водокачку с двумя паровыми машинами мощностью по 24 л.с., а от водокачки уже по прямой проложили чугунную напорную трубу в центр города.

При строительстве третьего мытищинского водопровода водокачку полностью перестроили. Там установили более мощные паровые машины и построили резервуар для воды, являющийся резервным (запасным) на случай, если по каким-то причинам будет прекращена подача воды из Мытищ.

План новой водокачки:

Фотография машинного здания на момент постройки:

У подземного резервуара был построен красивейший наземный вестибюль:

Среди прочих зданий было построено административное здание, где жили и работали работники водокачки.

Судьба Мытищинского водопровода

Окончательная судьба Мытищинского водопровода сложилась довольно печально. После резкого взлета, последовало почти такое же резкое падение. И причиной тому стало несколько факторов. Москва продолжала расти бешеными темпами, в городе появилась централизованная канализация. Это привело к тому, что даже увеличенной производительности станции не хватало для водоснабжения города. На пике своего развития станция производила около 4 200 000 ведер воды в сутки или переводя в современные единицы - около 350 тысяч кубометров воды в сутки. По современным меркам это совсем небольшой объем - сейчас Москва потребляет порядка 4 миллионов кубометров воды в сутки. Кроме того, стремление выкачать все больше и больше воды из земли привело к тому, что качество воды сильно упало. Она стала мутной, в трубах стал откладываться осадок.

Уже к концу 19го века стало ясно, что питать растущий город только за счет подземных источников просто не получится. Были произведены эксперименты по бурению новых скважин в разных районах, но они не давали необходимого количества качественной воды даже в первом приближении. В результате было принято решение строить станции очистки поверхностных, т.е. речных вод. Первой такой станцией стала Рублевская , запущенная в 1902 году. А в 30х годах была построена огромная гидросистема из множества рек, водохранилищ, шлюзов и перекачивающих станций для питания Москвы водой - в город пришла волжская вода по каналу имени Москвы.

Что же до Мытищинского водопровода, то он перестал подавать воду в Москву в середине 20 века. Сейчас Мытищинская станция обеспечивает водой только Мытищи и окрестности, при этом вода на станцию поступает по трубам из Москвы, развернувшись на 180 градусов. От старинных водозаборных бассейнов остались лишь ямы, а местность вокруг станции сейчас очень сильно заболочена из-за подъема уровня реки Яузы "благодаря" предприятию ниже по течению.

Николай Петрович Зимин скончался в 1909 году, через год после публикации книги процитированной многократно выше.

Огромное спасибо пресс-службе АО Мосводоканал за организацию экскурсии на Мытищинскую водопроводную станцию и Алексеевкую водокачку.

Все материалы получены из открытых источников.

Другие мои статьи про канализацию и водопровод:
● Центральная канализационная насосная станция Москвы
● Интернет через канализацию
● Загородный канал
● Прочистка и инспекция канализационных труб
● Курьяновские очистные сооружения
● Люберецкие очистные сооружения - как очищают сточные воды Москвы и борются с запахами
● Рублевская станция водоподготовки
● Рублевский гидроузел и водозаборная станция
● Западная станция водоподготовки
● Юго-Западная водопроводная станция Москвы
● История московского водопровода

Чем впечатляет: В 2004 году в честь 200-летия со дня открытия водопровода на улице Мира появился памятник мытищинской воде. Этот своеобразный букет из задвижек виден даже с высоты птичьего полета. Москвичи уже привыкли к тому, что за чистую воду нужно благодарить мытищинские ключи. Но история хранит совсем другие факты: и воды мытищинский водопровод давал мало, и качество ее оставляло желать лучшего… Так в чем же дело?

Все началось летом 1778 года, когда Ф.В. Баур по распоряжению императрицы отправился в служебную командировку. Перед ним стояла непростая задача: найти в окрестностях Москвы источник воды для «столицы-замарашки».

Осмотрев множество городов и весей, Баур пришел в отчаянье: подходящего источника не было. Но тут знатоки подсказали ему отправиться на северо-восток. Там, на расстоянии версты от старинного Троицкого тракта, в сосновом бору на высоту трех с лишним метров из-под земли бил самый настоящий фонтан. Замер показал, что Громовый ключ может давать 1 миллион 656 тысяч литров в сутки или 69 тысяч литров в час чистейшей родниковой воды!

Но для жаждущей Москвы этого было недостаточно. Тогда Баур распорядился пробурить рядом с Громовым ключом пробные скважины, и из них тоже забили фонтаны чистейшей родниковой воды. По расчетам Баура, Громовый источник и 17 искусственных скважин могли давать столице 300-330 тысяч 12-литровых ведер воды в сутки. Как раз столько, сколько нужно!

Но радость от находки была недолгой, ведь предполагаемые расходы на строительство водопровода пугали: от центра Москвы до водоносных источников не менее 20 верст по Троицкой дороге, при этом рельеф местности все время повышается, и значит, придется вести трассу окружным путем. Чтобы оценить весь «масштаб бедствия» и составить детальную смету строительства, всю трассу будущего водопровода Баур исходил пешком буквально вдоль и поперек.

Проект Баура был одобрен, и 28 июля 1779 года на сооружение водопровода было выделено 1 миллион 100 тысяч рублей. Строительство началось. Перво-наперво решили обустроить Громовый ключ - источник обложили камнем и соорудили над ним бревенчатую избушку. От него по современной улице Водопроводная аллея проложили первые метры кирпичной галереи. Н.М. Карамзин, решивший проехаться по России, перед тем как сесть за написание «Истории государства Российского», писал: Я ходил пешком к тамошним славным колодцам, сквозь длинную насаженную аллею, откуда проведена вода в Москву. Их числом 42. Каждый представляет издали вид маленького домика, и все вместе кажутся небольшим прекрасным селением. При этом во времена Карамзина над Громовым ключом стояла уже кирпичная часовенка. Именно она и стала первым памятником инженерам и строителям Московского-Мытищинского водопровода.

А Ростокинский акведук можно назвать посмертным памятником Бауру, так как к началу строительства в 1783 году 52-летний инженер скончался. Строительство шло уже 4 года, и в 1787 году императрица Екатерина пожелала лично осмотреть акведук. К ее приезду был запланирован пробный пуск водовода на отрезке от Громового ключа к селу Алексеевскому. Облицованный белым камнем арочный «водяной мост» императрице представлял сменивший Баура на посту руководителя строительства водопровода инженер-полковник Иван Карлович Герард. Непосредственно руководил достройкой акведука его сын. Отец и сын тщательно подготовились к визиту императрицы: в селе Алексеевском был накрыт стол, в центре которого попыхивал огромный самовар, а на глазах изумленной императрицы из недавно построенного участка кирпичной галереи потекла мытищинская вода, которой и заправили пузатый самовар. «Чаепитие в Алексеевском» Екатерине пришлось по вкусу, и она записала в своем дневнике: Самая лучшая постройка в Москве - несомненно, Ростокинский водопровод, он с виду легок, как перо.

Но все оказалось не так гладко. Русско-турецкая война задержала окончание строительства водопровода почти на десятилетие. И это промедление было смерти подобно, ведь роль труб в кирпичной галерее выполняли обыкновенные струганые доски. По расчетам Баура постоянно текущая вода должна была препятствовать разрушению труб. Но одного не учел он - столь типичной для России приостановки работ на неопределенный срок.

В 1788 году неоконченным оставался третий участок кирпичной галереи - от Сокольников до Самотечного пруда. Строители вернулись сюда вновь лишь через 9 лет. На достройку водопровода было выделено 400 тысяч рублей. Но уже чрез 5 лет начальник строительства И.К. Герард запросил еще 200 тысяч на завершение работ. В итоге этот последний участок стал самым дорогим из всей 26-километровой трассы водопровода, включая даже знаменитый «миллионный мост».

А теперь вернемся к уже построенной трассе водопровода, которая попросту разрушалась почти 19 лет. Не исключено, что большая часть еще не сгнивших его досок и кирпича пошла на сараи в селах и деревнях от Больших Мытищ до Алексеевского. Но так как Герард понимал свое щекотливое положение (за то, что не усмотрели за уже построенной трассой спрашивали бы именно с него), на бумаге вся трасса водопровода выглядела вполне исправной. При этом Герард возил многочисленные проверочные комиссии на образцово-показательный Ростокинский акведук. В 1799 году там даже заменили полностью истлевшие доски на листы свинца. Но это, конечно же, не спасло положения...

И вот осенью 1804 года Мытищинский водопровод был сдан в эксплуатацию. 28 октября вода из мытищинских ключей отправилась в путь по кирпичной галерее. На другом конце, у Самотечного пруда, в тот же день ждали прибытия 330 тысяч ведер чистейшей родниковой воды… Но тут приключился казус, достойный быть занесенным в школьные учебники по арифметике. Дано: в Мытищах в кирпичную галерею каждые 24 часа вливалось 330 тысяч ведер родниковой воды прекрасного качества. Но на выходе в Москве, из этой галереи выливалось лишь 40 тысяч ведер мутной, пахнущей болотом воды. Внимание вопрос: куда пропадала мытищинская вода? Разбираться в этом не стали, и в результате почти четверть века москвичи ежедневно выпивали по 40 тысяч ведер водопроводной воды плохого качества, незаслуженно ругая при этом мытищинские ключи.

А правду знали лишь те, кто совершал пешие паломничества в Троице-Сергиеву лавру и по пути останавливался на отдых в селе Большие Мытищи. Они-то и видели истинную мытищинскую воду. А она вызывала восхищение и даже считалась целебной. Возможно, поэтому в часовне над источником установили мемориальная доску: Ключ сего бассейна по преданию народному, произведенный ударом грома, первый подал мысль к построению сего благодетельного для Москвы сооружения.

В 1805 году стало ясно, что продолжавшееся четверть века строительство, поглотившее 1 миллион 700 тысяч рублей казенных денег, отнюдь не решило проблему снабжения Москвы питьевой водой. 40 тысяч ведер воды в сутки в то время - это чуть больше одного литра на каждого москвича. Но никаких действий особо не предпринималось. Правда вскрылась в 1823 году, когда у села Алексеевского обвалилась кирпичная галерея. Катастрофа? Ничуть! По «Сокольнической линии» к Самотечному пруду продолжали течь те же самые 40 тысяч ведер воды. Эта, долгое время считавшаяся мытищинской, вода попадала в галерею из ключей Сокольнической рощи, а также была обыкновенной грунтовой водой (то есть талой и дождевой), которая попадала в водопровод в тех местах, где галерея проходила под землей. А 330 тысяч ведер мытищинской воды бесследно растворялись на отрезке от Больших Мытищ до Сокольников.

Летом 1826 года император Николай Первый велел начальнику Московского округа путей сообщения Николаю Янишу составить проект переусройства московского водопровода и выделил на это 565 тысяч рублей. Через 2 года проект был готов. Авторами его стали директор Московского водопровода Максимов и молодой поручик Андрей Дельвиг. Решено было оставить «Сокольническую линию» как отдельный водопровод, а также провести новую кирпичную галерею от села Алексеевского вдоль современного проспекта Мира к Сухаревой башне. Отныне эта старинная крепостная башня Земляного города Москвы должна была стать водонапорной. Также с другой стороны к Сухаревой башне подходила кирпичная галерея, сооруженная еще инженером Герардом. Но вот беда: в районе современной станции метро «Проспект Мира» трасса водопровода упиралась в достаточно высокую Поклонную гору, а вода должна была подаваться в Москву самотеком. Тогда галерею проложили внутри Поклонной горы на глубине 17 метров.

И в 1835 году обновленный Мытищинский водопровод был введен в эксплуатацию. Правда, к Сухаревой башне из Мытищ вместо планировавшихся 330 тысяч опять доходило не все - только 180 тысяч ведер воды в сутки. На тот момент Бауровская кирпичная галерея была не только изношена физически, но и устарела морально. И «латание дыр» уже не помогало.

А к 1848 году объем поступающей из Мытищ в Москву воды сократился до 100 тысяч веер в сутки. Оказалось, что из 48 мытищинских источников пять совсем перестали давать воду, и существенно снизилась водоносность Громового ключа. Это и стало той последней каплей, после которого было решено искать новые источники воды. Через 2 года началось строительство Москворецкого водопровода. Правда, вода из Москвы-реки сильно уступала по качеству Мытищинской.

В 1853 году директором водопровода стал Андрей Иванович Дельвиг. Он еще раз обследовал мытищинские ключи и пришел к выводу, что Москва существенно не добирает из них воду. По расчетам Дельвига, в верховьях Яузы можно было получать 500 тысяч ведер в сутки, если понизить уровень забора на один метр. А еще по новой трассе из Мытищ в Москву побежали уже чугунные трубы. Вместо Шарапово – Перловка. В стороне остался и Ростокинский акведук, а вместо него рядом с линией современной Ярославской железной дороги через реку Яузу был перекинут ажурный металлический мост, по которому проложили две чугунные трубы. Далее по современным мытищинским улицам, в районе платформ Маленковская и Москва-3-я водоканал подходил к Алексеевской водокачке и оттуда уже по старой линии шел к Сухаревой башне. И вот 1 ноября 1858 года в Москву пришли первые 505 тысяч ведер мытищинской воды, которая из Самотечного пруда по трубам распределялась на главные площади города. Наконец-то сбылась мечта императрицы Екатерины Великой: Чтобы всякий бедный человек находил близ своего дому колодезь светлой здоровой воды. А в самом начале улицы Семашко в Мытищах до сих пор сохранился водосборный пруд. Это едва ли не единственное сохранившееся гидротехническое сооружение дельвиговского водопровода.

Известно, что в день, когда отмечалось 50-летие службы барона Дельвига на Московско-Мытищинском водопроводе, ему было преподнесено серебряное ведро работы известного русского ювелира Овчинникова. На серебре древнерусской вязью была выгравирована надпись: «Глубокоуважаемому Снабдителю Москвы здоровою водою Андрею Ивановичу барону Дельвигу от Москвича. 1880 год». Москвич этот был никто иной, как Московский городской голова Николай Александрович Алексеев.

Во второй половине ХIХ века воды снова стало катастрофически не хватать, и в 1870 году вновь встал вопрос о переустройстве московского водоснабжения. Тогда Николай Петрович Зимин рассчитал, что из Мытищ можно получать до 3,5 миллионов ведер воды в сутки. Проект нового водопровода готовили инженеры Шухов, Кнорре и Лембке. Они предложили опустить уровень забора воды на глубину до 30 метров и укоротить трассу водоканала от Мытищ до Москвы. Чугунный водовод был проложен вдоль Ярославского шоссе через современный поселок Дружба, деревню Малые Мытищи, села Ростокино и Алексеевское - к Сухаревой башне в Москве. И осенью 1896 года в Москву пришли уже 1,5 миллиона ведер мытищинской воды.

Но и этого оказалось мало. Уже через 4 года потребовалась новая модернизация, после которой ожидалась максимальная в истории Московского-Мытищинского водопровода подача объема воды: 3,5 миллиона ведер в сутки. Чтобы поднять на поверхность такое количество воды из уже сильно обезвоженных мытищинских недр, по предложению Н.П. Зимина, применили так называемую «Бруклинскую систему», то есть 50 водосборных колодцев в верховьях Яузы соединили одной общей трубой. Мощные насосы в специально построенном машинном здании с глубины от 10 до 30 метров в буквальном смысле слова «высасывали» всю влагу не только из природных подземных резервуаров, но и из окружающей водосборные колодцы почвы.

Что в результате? Объем поставляемой воды вырос, а вот качество ее сильно упало. Через 7 лет снижение потребления мытищинской воды стало вынужденной мерой. К тому времени технологии уже позволяли проводить очистку воды из крупных рек, и городские власти крепко задумались о новом водопроводе.

В 1904 году, сто лет спустя после ввода в строй Мытищинского водопровода, ему в помощь пришел другой Московский водопровод, вода в который поступала от деревни Рублево. А медленное, но неуклонное снижение объемов откачки мытищинской воды продолжалось до начала ХХI века, пока не замерло на отметке 10 тысяч кубометров (чуть более 833 тысяч ведер в сутки). Но все равно та самая легендарная чистейшая мытищинская вода осталась лишь историей.

Ростокинский акведук

До второй половины XVIII века москвичи брали воду из многочисленных рек, прудов и колодцев, но с ростом численности населения воды стало не хватать. Более того, все отходы жизнедеятельности, увы, засоряли источники и они становилась "погаными". Качество воды было ужасным. После эпидемия чумы 1771 года вопрос с водоснабжением города встал особенно остро и 28 июля 1779 года Екатерина II поручила "генерал-поручику Бауэру произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы".


1. По велению императрицы военный инженер Фридрих Вильгельм Бауэр в 1778 году разработал план создания первого московского водопровода. Согласно изначальному проекту, в Мытищах создали 28 ключевых бассейнов для сбора грунтовых вод, Герард добавил к ним ещё 15. Мытищинские ключи славились чистой и "вкусной" водой, кроме того, находились вне городской черты на возвышенности, что упрощало подачу воды. Собранная в мытищинских ключах вода проходила через Громовой ключ и самотёком шла в город по кирпичной галерее шириной 3 фута (почти метр), высотой до ключа 4,5 фута (1,4 м) и длиной в 19 вёрст (больше 20 км) и спускалась в Самотецкий пруд.

Из-за русско-турецкой войны строительство растянулось на 26 лет и было завершено только в 1805 году, но из-за ошибок в проектировании уже в 1826—1835 годах Екатерининский водопровод пришлось реконструировать. В строительство и четыре!!! реконструкции за 100 лет были вложены огромные средства, но воды в Москву пошла. Бюджет строительства составил 1 млн 700 тысяч рублей. Спорный вопрос, мытищинская это была вода или грунтовые воды, которые попадали в Мытищинский водопровод, но так или иначе именно он считается первым московским водопроводом.

Все это история, рассказать все в одном посте просто невозможно, она есть в сети. Покажу лишь малую часть тех артефактов, которые еще можно увидеть.

2. Нашим гидом стал Сергей Ярцев. Благодаря его рассказу я узнал о Мытищинском самотечном водопроводе много всего нового, и услышал отличающуюся от официальной точку зрения. Начали мы с Алексеевской насосной станции за Крестовской заставой. Во время первой реконструкции 1826 года мытищинские источники переустроили, галерею отремонтировали, а в селе Алексеевском возвели водоподъемную станцию, оборудовав ее двумя 24-сильными паровыми насосами. Из нее вода подавалась по чугунному водоводу в специально устроенный резервуар Сухаревой башни. Из резервуара Сухаревой башни вода распределялась по чугунным трубам в пять водоразборных фонтанов: на Лубянской и Театральной площадях, Воскресенский, Варварский и фонтан напротив Шереметевской больницы.

3. Алексеевская насосная станция функционировала до 1940 года, после начала работы Восточной водонапорной станции в её здании расположили ремонтные мастерские Московского водопровода. Часть исторических построек Алексеевской водоподъемной станции можно рассмотреть через забор с чугунными решётками вдоль Новоалексеевкой улицы.

4. На территории станции распологается завод "Водоприбор", занимающийся выпуском счётчиков воды, тепла и запорной арматуры. В 2012 году основные мощности завода были перенесены в Калужскую область, но территория завода по прежнему недоступна.

5. Приказом Департамента культурного наследия города Москвы от 16 сентября 2016 года No 707 Алексеевская насосная станция и ряд других построек включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

7. Ну как не заглянуть объективом на территорию, закрытую от взгляда посторонних. Печально, все захламлено и заброшено. :(

9. Ростокинский акведук длиной 356 метров с устоями высотой до 15 метров - единственный сохранившийся участок Мытищинского водовода, построенного при Екатерине II, если не считать скрытой от глаз кирпичной галереи. Ростокинский акведук также называют Миллионным мостом, поскольку на его строительство была потрачена огромная сумма денег.

10. В середине 2000-х акведук был отреставрирован, снабжён перилами, декоративной крышей и открыт для пешеходного прохода.

11. Река Яуза с Ростокинского акведука.

12. Реально красивое сооружение. Еще в 1785 г. Екатерина назвала его самой лучшей постройкой в Москве, "что он с виду лёгок, как перо и весьма прочен".

13. Пешеходный мост через Яузу в 100 метрах от акведука. Дальше мы двигаемся в подмосковные Мытищи. Зачем? Смотрим дальше.

14. В самих Мытищах, к сожалению, ничего не осталось, а так как экскурсия по Мытищинскому водопроводу была орагнизована Московской Пивоваренной Компанией, то мы отправились к ним в гости.

15. Та вода, которая показалась самой вкусной Екатерине II в 18 веке, используется в производстве пива на МПК, добывающим воду с 3 водоносных горизонтов. В наши дни даже самая лучшая вода нуждается в предварительной подготовке. Её свойства жестко нормируются ТИ 10-5031536-73-10 "Технологическая инструкция по водоподготовке для производства пива и безалкогольных напитков". Свойства задействованной в процессе изготовления пива воды влияют на рН затора, сусла и пива, что оказывает воздействие на протекание ферментативных процессов и, в конечном итоге, на вкусовые качества пива и его стойкость.

16. В приготовлении светлых сортов пива в основном используется мягкая вода (применяется процесс умягчения воды). Чтобы приготовить темное пиво, берут более жесткую воду, чтобы хмель дал более грубую горечь, а цвет сусла получился темнее. Для пивоварения совершенно непригодна щелочная вода, используется вода со слабокислой или нейтральной реакцией.

При варке пива - в отличие от изготовления безалкогольных напитков - вода должна содержать соли кальция. Наличие же солей магния нежелательно, так как они придают горький привкус пиву. Не нужен в воде также избыток натрия, придающий пиву кисло-соленый вкус. Обязательным является удаление из воды железа, которое огрубляет вкус пива. Избыток сульфатов способствует приданию пиву горького и сухого вкуса, а избыток хлоридов - замедлению процесса его производства.

17. Качество воды проверяется в лаборатории компании перед каждой варкой. А после варки та же лаборатория проверяет качество пива. Но это уже другая история.

18. Про производство Московской Пивоваренной компании я писал уже не раз. Поэтому не буду на этом останавливаться, а быстро пробежим во цехам предприятия. Покажу лишь то, что не попало в старые посты.

19. В прошлом году варочный цех расширили и установили еще 5 варочных котлов. Я их еще не видел, поэтому они тут:).

20. Стойка для личной гигиены пивовара.

21. Цех фильтрации пива. Трап-фильтрация после кизельгурового фильтра. Cистема позволяет не использовать фильтр-пресс, в которой фильтрация проводится в закрытом корпусе с минимальными потерями углекислоты и препятствует контакту пива с воздухом, сохраняя все вкусовые качества напитка.

22. Тут уже готовый продукт. На Тайване во многих отелях три крана: горяча вода, холодная вода и вода из термального источника. Ну, а в Москве термальную воду можно было бы заменить на пиво. Есть кто против?

23. Ну и несколько фотографий из цеха розлива. В предыдущих постах он у меня как-то слабо представлен, особенно линия ПET (Полиэтилентерефталат), в народе "баклашки" :).

24. Нанесение этикеток.

26. На линии алюминиевая банка и пиво Faxe.

28. Вот и все. Осталось только попробовать "мытищинскую воду". Спасибо организаторам

Мытищинский водопровод является первым водопроводом в России, который провели из пределов г. Мытищи в Москву в 1779-1804 гг. Его происхождение относится к временам императрицы Екатерины 2 , когда река Москва уже была не годна для использования, так как была грязной, из-за сточных вод фабрик. А одна бочка воды стоила тогда 50 копеек, что было очень дорого. Все это привело к тому, что Екатерина 2 издала указ в 1779 году генералу-поручику Ф.В. Бауэру построить водопровод в Москве. В долине Яузы местность была низкая, а Москва стояла на семи холмах.
По одному преданию Бауэр и инженер Герард придумали построить Акведук. По другому преданию Екатерина 2, будучи в Москве, совершая паломничество в Лавру и сделав остановку в Мытищах, заметила, что там очень хорошая ключевая вода и велела подвести ее к Москве. Также говорят, что вода та обладала особым вкусом Громового ключа, который возник от удара молнии.
Людей собралось на строительство Акведука огромное количество. Командующий Московским воинским гарнизоном князь Волконский должен был ежедневно выделять на строительские работы по 400 солдат.В 1783 году строительство подземной галереи перешло к дивизионному квартирмейстеру Логину Герарду, а водяные работы перепоручили генералфельдмаршалу З.Г.Чернышову, так как Бауэр умер. В 1787 году началась Русско-Турецкая война, из-за которой строительство прекратилось на 11 лет, а после ещё 7 лет мост достраивался. Всего потребовалось на строительство моста 25 лет, прежде чем народ заликовал «Пей, Москва». Сам белокаменный мост состоит из 21 арки длиной 356 м, несущий канал водовод шириной 0,9 м, высотой 1,2 м.
28 ноября 1804 года мытищинская вода пришла в Москву. Водопровод был самотечный и использовал естественный уклон от Москвы до Мытищ на которой находились два разборных бассейна. Вода перетекала по специальному кирпичному лотку и для пользования выходила из чугунного водоёма диаметром 22 дюйма через два фонтана, устроенных на его пути, и вертикальную трубу или «припорный столб» в конце пути.
Через некоторое время после открытия водопровода, произошел конфуз: текущая по подземному кирпичному водоводу, а затем по Ростокинскому акведуку мытищинская вода до города не доходила – в подземные галереи натекала вода от Сокольнических ключей. Разгадка являлась в том, что строители моста надеялись на то, что дерево, постоянно лежащее в воде, не гниёт и из-за этого основание кирпичной галереи они устроили на дубовых брусьях. Из-за того, что галерея строилась долго, дубовые брусья сгнили, и кирпичная кладка просела, а мытищинская вода стал утекать сквозь трещины и провалы. В 1826 году кирпичная галерея полностью провалилась, и водопровод прекратил своё существование. Ремонт шёл 4 года, а после в Москву пришла уже настоящая Мытищинская вода.
Общая стоимость работ по строительству первого в Москве водопровода составляет 4 183 000 рублей. Поэтому его и стали называть миллионным мостом», и ближнюю ему улицу в тогдашнем селе Богородском называли Миллионной.
В настоящее время Мытищиские ключи уже давно не поят жителей Москвы, хотя сам водопровод ещё существует. В самой Москве память о первом водопроводе хранит Ростокинский акведук, который Екатерина 2 в 1785 году назвала самой лучшей постройкой в Москве.

Источники информации.

Екатерина II , любившая, впрочем, Москву гораздо больше Петра I, повелела строить здесь первый в империи городской водопровод, выделив на него 1 млн. 100 тыс. рублей и 400 солдат для работ на строительстве ежедневно. В городе на Неве водопровод появился лишь спустя много лет после строительства нынешнего юбиляра - Мытищинского водопровода.

Поручила императрица столь ответственное дело талантливому инженеру генерал-поручику Фридриху Вильгельму Бауэру (в России его звали Федор Васильевич), возглавлявшему гидравлический корпус.

Изыскательские работы возглавляемая им комиссия проводила несколько лет и закончила лишь к 1779 году. Члены комиссии обследовали многие родники в Москве и ее окрестностях. Решено было остановиться на ключах близ села Большие Мытищи к северу от города. Вода в них была отменного качества, частью, бившая наружу из земли, а частью, добываемая из не слишком глубоких колодцев. Было принято во внимание и то, что рельеф местности позволял мытищинской воде достигнуть места предназначения самотеком...

Строительство водопровода в Москве начал тоже Бауэр. Но, несмотря на царские Указы, сооружение водопровода шло медленно - больше 25 лет! Один раз оно и вовсе было прервано почти на 10 лет: Россия воевала с Турцией, и все солдаты-строители были отправлены в действующую армию. К тому же и с деньгами у государства стало не густо - война дело дорогое... Закончить постройку Бауэр не успел, и начатое им дело завершили другие. Однако генерал-поручик остался в истории России как первый строитель городского водопровода.

За это время успел умереть не только генерал-поручик Бауэр. Закончился блистательный "век Екатерины", пролетело короткое царствование ее сына Павла Петровича, а на престоле утвердился император Александр Павлович, по прозвищу Благословенный... Но к чести всех правителей России, они не только подтверждали очередным Указом необходимость окончания строительства Московского водопровода, но и давали на это деньги. В 1797 году Павел I (хотя и не любил маменькиных начинаний) отпустил "на водопровод" 400 тыс. рублей, а в 1802-1803 годах Александр I добавил на "окончание работ" еще 200 тыс.

Заканчивал строительство водопровода (с 1783 года) инженер И.К.Герард - полковник Генштаба, отец знакомого жителям Юго-Запада Москвы владельца усадьбы Большое Голубино.

Для сбора ключевых и грунтовых вод в Мытищах было устроено 43 бассейна глубиной около 2 м, огражденных кирпичными стенами и покрытых деревянными крышами. Вода текла до города самотеком по кирпичной галерее длиной 19 верст (1 верста- 1,067 м), шириной 3 фута (около 1 м) и высотой 4,5 фута (1,5 м).

Водопровод проходил мимо села Алексеевское , где в то время стояли еще руины путевого дворца царя Алексея Михайловича, через Сокольническую рощу, Каланчевское поле, а оттуда - к Трубной площади, где был построен специальный водоприемный бассейн. От него чугунные трубы доставляли мытищинскую водичку к водоразборным колодцам. Дважды водопровод пересекал русло реки Яузы. Один раз это было сделано с помощью чугунных труб, уложенных по дну реки, а во втором случае в районе села Ростокино (в конце нынешнего проспекта Мира) был построен специальный мост-акведук. Мытищинская вода "перетекала" Яузу по кирпичному лотку, выложенному свинцом и устроенному в верхней части акведука. Любопытно, что в те времена Ростокинским акведуком этот мост называли только в официальных документах, а в народе он получил название Миллионного моста . Получилось так потому, что сумма, потраченная на строительство Мытищинского водопровода и акведука в том числе, поражала воображение тогдашних москвичей: почти 2 млн. рублей! Этот мост, сохранившийся до наших дней, очень красив и напоминает сооружения, дошедшие до нас из времен Древнего Рима: он имеет 21 арку, его длина 356 метров. Сейчас это лишь памятник архитектуры и истории.

В 1826-1835 годах было проведено усовершенствование Мытищинского водопровода.

К этому времени кирпичная галерея местами просела и обветшала, а кое-где даже обвалилась. Из-за трещин в систему водопровода стала попадать грязь, по дороге терялось много чистой мытищинской воды.

В течение 7 лет работы выполнялись по указу императора Николая I инженером-полковником Н.И.Янишем , занимавшим тогда должность начальника Управления путей сообщения России. За это время была отремонтирована кирпичная галерея, а в селе Алексеевском построена водокачка с паровыми машинами Уатта. Два насоса, приводимые в движение паровыми машинами, перекачивали мытищинскую воду по чугунному трубопроводу в огромный бак вместимостью около 5 тыс. ведер, установленный на втором этаже Сухаревой башни . Превратившись в водонапорную, башня исправно несла эту "водопроводную службу" целое столетие.

Тогда же по проекту Яниша были построены первые водоразборные фонтаны в городе в центральной части города. Каждый из этих фонтанов получил не только собственное оформление, но и собственное имя. Фонтан, расположенный рядом с Сухаревой башней, стал называться Шереметевским (его можно увидеть на картине А. Васнецова "У водоразборного фонтана на Сухаревской площади"). Второй стал Никольским (на Лубянской площади); третий - Петровским (на нынешней Театральной площади), четвертый - Воскресенским (около Александровского сада), а пятый - Варварским (нынешняя станция метро "Китай-город"). До наших дней сохранились два из них. Петровский фонтан стоит там, где его поставили - на Театральной площади, за памятником Карлу Марксу, а фонтан Лубянский, работы знаменитого скульптора Витали, перенесли к бывшему Нескучному дворцу, который нынче занимает Президиум Российской Академии наук.

Сейчас фонтан - услада и отрада в жаркий летний день. А в старину московские фонтаны, устроенные по трассе Мытищинского водопровода, несли еще и хозяйственные обязанности. Фонтаны, устроенные при водоразборных бассейнах, служили источником питьевой воды для половины Москвы. Жители близлежащих домов разносили мытищинскую воду из фонтанов в ведрах, висевших на коромыслах, а жителям отдаленных районов воду доставляли в бочках, погруженных на телеги, московские водовозы. Делали они это не "за так", а за деньги, что было не всякому москвичу по карману. А вот за воду, взятую в "малые посуды", денег не брали.

Бывало, некоторые водовозы впрягались в тележку вместо лошадей сами. Помните картину художника В. Перова "Тройка"? Двое мальчишек и девочка тянут от Трубной площади (где был водоразборный фонтан Мытищинского водопровода) вверх по зимнему Рождественскому бульвару санки с наполненной водой бочкой. Некоторые носили воду на себе и назывались водоносами. В конце XIX века в Первопрестольной трудилось около 6-6,5 тыс. конных водовозов и почти 3 тыс. водоносов с санками и тележками.

Когда XIX век перевалил за половину, то оказалось, что старый московский водопровод снова "нуждается в улучшении", которое и было произведено бароном А.И. Дельвигом в 1853-1858 годах.

Андрей Иванович Дельвиг - двоюродный брат пушкинского друга, барон, генерал-лейтенант, сенатор, талантливейший инженер, автор первого русского "Руководства к устройству водопроводов". Формулы, выведенные бароном в этой книге, используются по сей день. Портрет А.И. Дельвига, принадлежащий кисти И.Е. Репина, находится в собрании Третьяковской галереи. Многие годы он состоял инженером по особым поручениям при главноуправляющем корпусом путей сообщения графе Клейнмихеле, занимался строительством мостов, шоссейных и железных дорог, гидротехнических сооружений. При его участии построены 32 железные дороги общей протяженностью 11 тыс. верст! Он основал в Москве железнодорожное училище, купив для него на свои средства дом. Дельвиг - автор проектов соединения рек Москвы и Волги, а также Волги и Дона. По повелению Николая I Андрей Дельвиг был назначен председателем Архитектурного Совета по постройке храма Христа Спасителя в Москве. Кроме всего прочего, Андрей Иванович долгое время был председателем Императорского русского инженерно-технического общества.

Именно под его руководством строились и перестраивались водопроводы в Москве, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. А в 1853-1858 годах по проекту Дельвига был перестроен и значительно усовершенствован Московский водопровод, уже полвека к тому времени снабжавший водой Первопрестольную. Старые паровые машины Алексеевской водокачки были заменены на более мощные; к уже существующему баку добавлен еще один, а к Сухаревой башне была проложена новая чугунная труба.

Благодаря реконструкции, произведенной Дельвигом, производительность водопровода выросла в 2,5 раза, были сооружены новые водоразборы - 26 фонтанов, бассейнов и водоразборных колонок. Тогда же были впервые сооружены 15 пожарных колодцев, что явилось большим подспорьем пожарным частям. По городу проложили 45 км разводящих сетей.

Редкий градоначальник ухитряется попасть в историю не за слова, а за дела свои. К таким людям, несомненно, можно отнести и городского голову Николая Александровича Алексеева . Он был избран на эту должность в 1885 году, будучи еще достаточно молодым человеком, и вскоре прославился своей энергией, предприимчивостью и готовностью отдавать родному городу не только свой труд, но и свои деньги.

Николай Александрович происходил из семьи известных купцов и предпринимателей Алексеевых и был, между прочим, двоюродным братом одного из создателей Художественного театра К.С. Станиславского (Алексеева). К славным делам городского головы можно отнести строительство нового здания Верхних торговых рядов на Красной площади (ГУМ), Городской думы на Воскресенской площади (в советские годы - музей Ленина), укладку новых мостовых и асфальтовых тротуаров на центральных улицах, а также строительство нового Мытищинского водопровода.

Его строительство началось благодаря мощной энергии градоначальника в июне 1890 года, а закончено всего через 2,5 года - в октябре 1892-го. Таким образом, завершилась волокита со снабжением Москвы питьевой водой, которая продолжалась ровно 20 лет (с того дня, когда этот вопрос был "включен в повестку дня"). Новый водопровод выглядел настоящим чудом техники: 116 км труб с пожарными кранами через каждые 100 м и всем необходимым набором сооружений. Обошелся новый водопровод дороже, чем думали - в 5 млн. 883 тыс. рублей. Всю сумму, превышающую смету, выложил из своего кармана Николай Алексеев!

Проектированием и строительством руководил инженер Николай Петрович Зимин . Он получил образование в Императорском техническом училище в Москве (ныне - Бауманское), окончил его с золотой медалью за работу по водоснабжению. В 1886-1893 годах он проектирует и строит новый Мытищинский водопровод, где применяет множество технических новинок, в том числе и по обеспечению пожаротушения. Он был и строителем, и заведующим этим водопроводом, много сделав для улучшения качества и увеличения поступающего к жителям количества водопроводной воды.

В 1892 году в Мытищах были пробурены еще 50 скважин глубиной до 30 м, соединенные общей всасывающей трубой. Тогда же у Крестовской заставы (нынешняя площадь перед Рижским вокзалом) в помощь водокачке были построены две водонапорные башни.

Крестовские башни , как и многие другие сооружения обновленного Мытищинского водопровода, были построены в едином стиле по проекту архитектора М.К. Геппенера. Располагались они по обе стороны от Крестовского путепровода и служили как бы сторожами при выезде из тогдашних границ Москвы. Они с честью послужили городу, но к 1940 году их, к сожалению, снесли, как снесли еще раньше знаменитую Сухареву башню, также долгое время служившую помещением для резервуара Мытищинского водопровода.

Мытищинская вода подавалась в резервуары Крестовских башен, а уже из них распределялась по всему городу. Новый водопровод подавал 1,5 млн. ведер в сутки.

К 1905 году Мытищинский водопровод достиг своей предельной мощности - 3,5 млн. ведер в сутки (почти по 3 ведра на каждого жителя тогдашней Москвы). Но из-за чрезмерного водозабора качество воды стало ухудшаться, и ее подачу пришлось сократить почти в 2 раза. Нужно было искать новые источники воды для разрастающегося города.

Сейчас Мытищинский водопровод стал историей. На старых фотографиях можно увидеть сводчатые кирпичные галереи, вскрытые раскопками начала XX века; сохраняется как архитектурный памятник Ростокинский акведук, но та вода, которая течет из наших водопроводных кранов, уже совсем не мытищинского происхождения. Однако и водопровод-юбиляр еще работает: его сооружения используются для снабжения водой подмосковного города Мытищи. В наше время водоснабжение города осуществляется совсем в других масштабах и по другой схеме, чем 200 лет тому назад.



Поделиться: