История. Храм Рождества Пресвятой Богородицы и крестильный храм свт. Филарета Московского во Владыкине Православие расписание служб храм рождества богородицы владыкино

Современный вид храма

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине - духовный центр большого густонаселенного района Отрадное. Нынешнему зданию храма в этом году исполняется 160 лет, но храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы существовал на этом месте намного раньше, и его осеняет многовековая благодать.

Примечательна история самого Владыкино - одного из самых древних подмосковных сел. Все владельцы села, в силу своего происхождения и воспитания, были людьми глубоко религиозными и постоянно проявляли заботу о церкви, находившейся в селе. Церковь была деревянной, когда же деревянное здание ветшало, его заменяли другим.

При князьях Юрии Даниловиче и Иване Калите село было пожаловано в вотчину тысяцкому Протасию Вельяминову, прибывшему на службу к московскому князю. От его имени село получило свое название Вельяминово.

Вельяминовы вели свой род от Симона, сына варяжского князя Африкана, и по знатности почти равнялись Рюриковичам. Симон в 1027 году прибыл на службу к князю Ярославу Мудрому. Приняв православие и став духовным чадом преподобного Антония Киево-Печерского, он сделал большое пожертвование на построение Печерского храма в честь Успения Пресвятой Богородицы - преподнес преподобному Антонию драгоценный пояс в 50 фунтов золота и золотой венец, наследие своего отца.
Именно о нем говорится в седьмом икосе акафиста Пресвятой Богородицы в честь иконы ея Киево-Печерской: «Радуйся, яко варяга Симона во обитель твою чудно призвала еси; радуйся, яко принесенным им поясом размер храма Твоего указала еси».

Потомок Симона Протасий Вельяминов был тысяцким при князе Иване Калите и оставался вместо него управлять делами на Москве, когда князь отлучался по делам. Протасий был также ктитором Богоявленского монастыря. Позже его потомки передали село Вельяминово монастырю. В селе был деревянный храм Николая Чудотворца.

После пожара в Богоявленском монастыре, в 1612 г. село было заложено, но затем выкуплено и возвращено монастырю патриархом Филаретом.
В 1619 г. царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но через четыре года, в 1623 г., село снова возвращается Богоявленскому монастырю, и вскоре переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому.
Именно при этом владельце здесь строится в 1627 г. новая деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Архистратига Михаила (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая). После смерти князя Ивана Шуйского в 1638 г. по его духовному завещанию село Вельяминово вновь возвращается к Богоявленскому монастырю.

С 1653 г. наступает особо благодатный период для села Вельяминово - оно приглянулось Святейшему Патриарху Никону, который выменивает его у Богоявленского монастыря на два других своих села в Московском уезде.

Так Вельяминово становится подмосковной вотчиной владыки - Патриарха и получает новое название - Владыкино.

Во Владыкине строится патриарший путевой дворец и еще один храм в честь Иверской иконы Божией Матери, который Патриарх в присутствии царя Алексея Михайловича освящает 9 апреля 1654 г.

В Патриарших приказных книгах, сохранившихся до наших дней, упоминается, что Святейшие Патриархи Никон, Иоаким, Адриан многократно слушали Божественную литургию в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. А 19 мая 1690 г. село Владыкино посетил царь Петр Алексеевич и вместе с Патриархом Адрианом также слушал Божественную литургию в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Многие иконы, перед которыми благоговейно молились прихожане, цари и Патриархи Московские в XVII в., находятся в современном храме. Среди них образы святителя Николая Чудотворца, Рождества Пресвятой Богородицы, Смоленской и Казанской икон Божией Матери, Спасителя. Перед ними молятся и благоговеют уже около четырех веков.
С упразднением патриаршества «село Владыкино по именному указу и по приговору Святейшего Правительствующего Синода 1722 г., августа в 22 день отдано во владение Преосвященному Феофану архиепископу Псковскому и Нарвскому», деятельному помощнику Петра и главе Синода. Он часто и подолгу бывал во Владыкине, его двор находился рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы, где он часто слушал Божественную Литургию. Предположительно в это время деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы перенесли с левого берега реки Лихоборки на правый.

В 1795 г. этот храм также разобрали и построили новый на том месте, где сегодня стоит каменный храм. Граф К. Г. Разумовский, владелец соседнего села Петровское, помогал крестьянам строить новый деревянный храм. Он пожаловал им лес из своего имения и помогал строить колокольню. Граф Разумовский построил также каменную часовню над источником, находившимся недалеко от церкви.

Граф Разумовский

В середине XIX в. стараниями сельского священника Василия Нечаева и купца Гавриила Толоконникова на месте деревянного храма был построен каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы с пределами во имя Архистратига Михаила и Архангела Гавриила (в честь небесного покровителя храмоздателя). Строительство началось по проекту архитектора А. Ф. Ярошевского в 1858 г., а 2 февраля 1859 г. была освящена трапезная с приделами архангела Михаила (южный) и архангела Гавриила (северный) и колокольня.

Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен осенью 1859 года. Весной 1960 года храм был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. Священником в то время во Владыкине был Василий Николаевич Нечаев. Протоиерей Василий принимал самое горячее участие в построении нового храма. Прихожане не раз говорили, что если бы не он, то и не видать бы владыкинцам каменного храма.

Первоначально храм предполагалось построить намного больше существующего по размерам, но настоятель, принимая во внимание малочисленность прихода, с одной стороны, а с другой, опасаясь, что Гавриил Матвеевич по преклонности своих лет не успеет окончить постройки, склонил его приступить к постройке храма в более скромных размерах, какой он есть в настоящем своем виде. Опасения были не напрасны. Храмоздатель скончался вскоре после освящения храма.

1866 год отмечен тем, что к Владыкинскому храму определён был новый священник протоиерей Александр Федорович Воздвиженский, который служил при храме села Владыкино в течение почти 17 лет и оставил по себе добрую память между прихожанами. Он и составил упоминаемую здесь историческую записку о селе Владыкино.

Построенный храм был холодным, стены были окрашены клеевой краской, пол из лещадки, во многих местах на стенах проступила плесень из-за сырости. В 1896 г. настоятелем храма стал священник Иоанн Протопопов. Увидев печальное состояние храма и посоветовавшись со старостой купцом Василием Филатовым, настоятель приступил к ремонту и благоукрашению церкви. Скоро весь храм уже «отоплялся голландскими печами, пол в нем кроме алтарей - бетонный узорчатый, по стенам живопись масляными красками».

8 августа 1896 г. во Владыкино открылась одноклассная церковно-приходская школа, законоучителем которой был настоятель Иоанн Протопопов.

При нем же в 1897 г. храм был отремонтирован. «Решено было пригласить иконостасных дел мастера П.А. Сизова, иконописца и реставратора стенной живописи Соколова, а также серебряных и золотых дел мастера М.Н. Рындина».

Восстановление храма потребовало больших средств, но с Божией помощью и усердием прихожан средства были найдены.

Примечательна следующая запись тех лет, сделанная настоятелем храма протоиереем Иоанном Протопоповым: «Пришел проживающий во Владыкине бедный сапожник Исидор Лобов и говорит мне: «Вот, батюшка, я слышал вы собираетесь поновлять Божий храм, так не обессудьте, примите от моей бедности на украшение храма» и подает мне три рубля. Я позвал церковного старосту Василия Григорьевича Филатова и говорю ему: «Вот, Василий Григорьевич, первый жертвователь на наш храм и вот его жертва, получите эти три рубля и запишите на приход, как первую жертву. Я верую, что эти три рубля как лепта бедной вдовицы, принесенные со всем усердием бедным человеком от его трудов праведных, принесут нам благословение Божие и успех в начинаемом нами деле!»
Настоятель храма протоиерей Протопопов был погребен в 1917 г. в кладбищенской ограде, при церкви, где он и служил. В 70-е годы во время строительства эстакады церковное кладбище было уничтожено, могилы перенесли на Догопрудненское кладбище.

В том же 1917 году по ходатайству прихожан и определением Святейшего Синода был посвящен в священники местный диакон И.В. Хрусталев, который служил в храме с протодиаконом С.Г. Станиславневым и псаломщиком Н.Н. Некрасовым до 1937 г., вплоть до дня их ареста. Священник Иоанн Хрусталев был расстрелян на полигоне Бутово 10 декабря 1937 года, диакон Сергий Станиславлев умер в Амурлаге в 1942 году от крайнего истощения, чтец Николай Некрасов умер по дороге в ссылку 7 марта 1938 года. Все трое были причислены к клику святых новомучеников и исповедников Российских 27 марта 2007 года.

Однако и в это лихое время храм продолжали обустраивать. Еще в 1933 г. художник Кленов реставрировал алтарь, в алтаре была вновь написана икона Святителя Василия Великого и восстановлена икона Великомученика Пантелеимона. Через десять лет была реставрирована задняя часть храма и приделы алтарей, снова прописана и освежена стенная живопись. В 1945 г. была восстановлена Голгофа - Распятие на Кресте и начата реставрация передней части главного храма. По престольным праздникам ежегодно совершались служения с приглашением прочего духовенства.

В 1945 г., по приглашению Исполнительного органа церкви, «праздник иконы в честь Смоленской Божией Матери посетил Святейший Патри¬арх Московский и всея Руси Алексий, который служил Божественную литургию 10 августа, после службы благословил всех молящихся и отбыл из храма под звон колоколов…»
Прихожане давно считают церковь благодатной. Храм никогда не закрывался, даже во времена гонений на церковь. Во время войны в 1941 г. в него не попал ни один снаряд, хотя немцы стояли совсем близко. Вокруг храма тогда находилась деревня, и ни один дом, ни один человек не пострадали.

Среди особо чтимых святынь храма особо следует отметить Смоленскую икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (Путеводительница), икона Божией Матери «Скоропослушница». На солее возле иконостаса стоит аналойный образ с изображением святителей Василия Великого и Николая Чудотворца, и великомученицы Варвары с частицами мощей этих святых. В центральной части храма - киот с образом преподобного Серафима Саровского, на котором закреплен крест-реликварий с частицей мантии преподобного и кусочком камня, на котором он молился.

Самой древней иконой храма (конец XVI - начало XVII в.) является образ святителя Николая с 16 клеймами жития.
Любовью и почитанием прихожан пользуются также иконы Пресвятой Богородицы Казанская и «Всех скорбящих Радость», образы святителя Феодосия Черниговского, преподобной княгини Анны Кашинской.
В ризнице храма хранится Евангелие XVII в. - дар Святейшего Патриарха Адриана храму села Владыкино.

Сохранилось также несколько старинных облачений с необыкновенно красивой вышивкой.

К сожалению, многие реликвии, хранившиеся в ризнице храма, были разграблены и изъяты в годы безбожного лихолетья XX в.

Матрона Анемнясевская

В 1936 г. на Владыкинском кладбище вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы была похоронена святая блаженная Матрона Анемнясевская (в монашестве Мардария), прославленная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 22 апреля 1999 г. н. ст. В храме, вблизи которого блаженная Матрона обрела свое последнее земное пристанище, ее присутствие особенно ощутимо. Прихожане молятся о том, чтобы было явлено место погребения святой блаженной Матроны.

В 70-е годы были попытки снести храм при строительстве эстакады в начале Алтуфьевского шоссе, но прихожанам при покровительстве Царицы Небесной и заступничестве Архистратигов Михаила и Гавриила, по молитвам блаженной Матроны удалось его сохранить вопреки грандиозным планам застройки Отрадного.

На протяжении всей долгой истории храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино в нем служили священники, оставившие после себя долгую и благоговейную память в сердцах прихожан.
В 40-х годах в храме Рождества Пресвятой Богородицы служили пастыри, ставшие впоследствии архиереями Русской Православной Церкви.

С 1944 г. по август 1945 г. во Владыкинском храме служил вдовый священник Алексей Васильевич Крылов, который вскоре принял монашество с именем Арсений и был поставлен епископом Калининским и Великолукским. В начале 50-х годов он управлял другими епархиями, а с 1956 г. проживал на покое в Москве, в Марьиной роще. И хотя недолго владыка Арсений служил во Владыкино, тем не менее он оставил о себе память как о добром, любящем пастыре, а его духовные чада до сих пор являются тружениками и прихожанами храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1946 г. священником был рукоположен Михаил Дмитриевич Воскресенский, который служил в храме до 1949 г., когда был рукоположен во епископа Чкаловского (Оренбургского) и Бузулукского. В 1975 г., уже будучи архиепископом Казанским и Марийским, владыка Михаил вышел на покой, проживал в Москве, и по смерти был погребен на Пятницком кладбище в Москве. Таким образом, и в XX в., название села Владыкино по-прежнему себя оправдывало.

В конце 50-х годов настоятелем храма был протоиерей Николай Петров, а в середине 60-х гг. настоятелем становится Павел Мастицкий. При нем в храме был устроен металлический позолоченный оклад на престол главного алтаря.

Вслед за ним настоятелями храма были протоиерей Виталий Пашутов (умер в 1998 г.) и протоиерей Матфей Грицак (умер в 2006 г.), прославившийся как ревностный проповедник. Во время его настоятельства на праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери (10 августа) почти ежегодно совершал богослужения митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, впоследствии - Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
После протоиерея Матфея, короткое время настоятелем был игумен Серафим (Третьяков) (умер в 1995 г.), а в 1979 г. настоятелем храма становится протоиерей Симеон Иосифович Сиранчук. В период его настоятельства главный храм реставрировали, был построен и освящен крестильный храм в честь святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, были выстроены новый церковный дом, просфорня и иконная лавка, открыта воскресная школа.

Вместе с протоиереем Симеоном служили и трудились многие пастыри, некоторые из них уже отошли в мир иной: это протоиерей Дмитрий Королев (умер в 1995 г.), который сподобился быть похороненным в церковной ограде, и протоиерей Стефан Ткач (умер в 1997 г.), добрый и ревностный пастырь. Многие годы в нашем храме трудилась любимая и чтимая всеми прихожанами монахиня Таисия (умерла в 1997 г.), которая, невзирая на преклонный возраст приходила каждый день в храм где с любовью и усердием несла послушание в алтаре. В 2007 году умер протоиерей Владимир Демин (похоронен на Даниловском кладбище), а в 2010 г. - протоиерей Михаил Зайцев, который долгое время нес послушание в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 12 августа 2003 г. протоиерей Симеон оставлен «почетным настоятелем храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы с правом возглавления праздничных богослужений», а новым настоятелем назначен протоиерей Сергей Ткаченко, с приходом которого открывается новая страница в истории старинного московского храма. 19 сентября 2013 г. протоиерей Симеон отошел ко Господу. От священников, известных нам по документам прошлых лет и получавших за свою службу одобрение и награды патриархов, череда достойнейших служителей Церкви, не прерываясь, дошла и до наших дней.

Прихожане глубоко почитают и любят своих нынешних пастырей. Храм всегда открыт для прихожан, и каждый день в нем совершается Божественная литургия.

Села Владыкино уже давно нет, но не только со всего микрорайона, а и из многих других мест, в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы стекаются наши прихожане за душевным утешением и помощью.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине - духовный центр большого современного густонаселенного района Отрадное СВАО г.Москвы.
Нынешнему зданию храма - полтора века, но церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была воздвигнута на этом месте намного раньше.
Первый каменный храм во Владыкине был построен в 1770 г.
В 1854 г. Гавриил Матвеевич Толоконников, не только пожертвовал большие средства на постройку нового здания ныне существующего трехпрестольного храма, но и принял в строительстве самое деятельное участие.
Строительство началось по проекту архитектора А.Ф.Ярошевского тогда же, в 1854 году, а 2 февраля 1859 года была освящена трапезная часть храма с приделами (южный) и (северный), в честь небесного покровителя храмоздателя.
Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен митрополитом Московским и Коломенским.
Храм никогда не закрывался, даже во времена гонений на Церковь.
Среди чтимых святынь храма следует особо отметить Смоленскую икону Пресвятой Богородицы именуемой "Одигитрия" ("Путеводительница"), являвшую в XIX и XX вв. многие чудеса.
Самой древней иконой храма (конец XVI - начало XVII в.) является образ Свт. Николая Чудотворца с 16 клеймами жития, который ныне расположен на правом клиросе в местном ряду иконостаса. Этот образ происходит из древних храмов. стоявших на месте нынешнего.
В 1936 г. на Владыкинском кладбище вблизи храма была похоронена святая причисленная к лику святых (9) 22 апреля 1999 г.
В 70-е годы были попытки снести храм при строительстве эстакады в начале Алтуфьевского шоссе, но прихожанам, при покровительстве Царицы Небесной и заступничестве Архистратигов Михаила и Гавриила, молитвами блаженной Матроны, удалось его отстоять и сохранить.
В 90-е гг. прошлого столетия на праздник в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в храме почти ежегодно совершал богослужения митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) - нынешний Святейший Патриарх.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 12 августа 2003 года настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине был назначен протоиерей Сергий Ткаченко.

Несмотря на свой солидный возраст, приход храма живет полноценной жизнью: ежедневно совершаются богослужения, при храме действуют воскресная школа для детей и взрослых, кружок православной молодежи, есть православная библиотека, осуществляется социальное служение, издается Приходской листок.

Богослужения:
В будние дни Литургия начинается в 9.00 утра, вечернее богослужение в 17.00.
В понедельник вечером (за исключением кануна больших и великих праздников) богослужение не совершается.
В воскресные и праздничные дни совершается ранняя и поздняя Литургии в 7.00 и 10.00 часов утра.
Исповедь совершается вечером - в субботу и накануне великих праздников, утром - каждый день.
По окончании Литургии совершается водосвятный молебен и заупокойное богослужение.
В воскресенье вечером читается акафист Смоленской иконе Пресвятой Богородицы, в четверг вечером - святителю Николаю.
Ежедневно в крестильном храме в 11.00 совершается крещение (запись с 10.00 до 10.40).

С дороги владыкинский храм как будто и незаметен вовсе (особенно летом, когда густая зелень старых деревьев скрывает его от глаз). Лишь приглядевшись, видишь его небольшие главки и звонницу. А между тем церковь Рождества Богородицы — важный пункт на карте Владыкина (да и смежных с ним районов). Хотя в последнее время на окраинах появляются новые храмы, но верующих притягивает к себе именно эта церковь, освященная молитвой многих поколений и подвигом новомучеников.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино история


Саша Митрахович 14.11.2017 08:02


Храм Рождества Богородицы во Владыкино невелик. При его постройке никто и предположить не мог, что он будет служить домом молитвы для стольких людей. По праздничным дням церковь ныне не вмещает в себя молящихся. Внутреннее убранство храма отличается опрятной скромностью (и таким было всегда). Лучшее его украшение — старинные иконы, ценность которых была понятна уже в позапрошлом столетии. . . .


Саша Митрахович 14.11.2017 08:13


Богородице-Рождественская церковь - духовный центр густонаселенного окраинного района. Литургия здесь совершается каждый день, а в воскресные и праздничные дни служат две литургии — раннюю и позднюю.

При храме действует воскресная школа для детей от четырех до пятнадцати лет, катехизические курсы для взрослых. Есть молодежное движение имени священномученика Иоанна Хрусталева, собрания которого проходят по субботам после всенощного бдения. Молодые люди вместе изучают Священное Писание, ходят в музеи, совершают паломнические поездки.

В 2014 году Богородице-Рождественский храм отмечает сразу две юбилейные даты (это не считая общецерковного праздника — 700-летия со дня рождения ): 150-летие со дня рождения , которую во Владыкине очень почитают, и 155-летие освящения существующего каменного храма.

На церковном дворе возведена и освящена (21 сентября, в престольный праздник) памятная часовня блаженной Матроны, где прихожане и паломники смогут помолиться перед образом столь тепло любимой многими святой. Духовенство храма будет регулярно служить здесь молебны.


Саша Митрахович 14.11.2017 08:21


Храм Рождества Пресвятой Богородицы Владыкино богослужения:

Божественная литургия в храме Рождества Пресвятой Богородицы совершается ежедневно в 9:00; вечернее богослужение — в 17:00. В воскресные и праздничные дни — две литургии (в 7:00 и в 10:00). В воскресенье вечером служится вечерня с акафистом перед чтимым Смоленским образом Божией Матери, в четверг — с акафистом святителю Николаю перед его образом. Иную информацию (о совершении Таинств, треб и т. д.) можно найти на регулярно обновляемом сайте храма.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Владыкине на реке Лихоборке

Алтуфьевское шоссе, 4

"Владыкино - древнейшее подмосковное село, вотчина тысяцкого и боярина Протасия Вельяминова, по фамилии которого тогда и называлось.

В 1585 г. здесь была церковь св. Николая. По жалованной грамоте 1624 г. село стало принадлежать князю И. И. Шуйскому, который около 1628 г. выстроил новую деревянную церковь уже во имя Рождества Богородицы. По его завещанию село в 1639 г. опять перешло Богоявленскому монастырю, который в 1653 г. променял его Патриарху Никону. В 1654 г. тот освятил здесь 9 апреля второй храм Иверской Богоматери. Петр I посещал село 19 мая 1690 г. В 1730-х гг. Феофан Прокопович принимал тут Анну Иоанновну в своих хоромах".

"Владыкино в XVI в. называлось Вельяминово на реке Лихоборке, в нем была церковь св. Николая. Село принадлежало Богоявленскому монастырю. В начале XVII в. церковь разобрали, а село стало вотчиной князя Ив. Ив. Шуйского, - он получил его за заслуги в боях. При Шуйском выстроили деревянную церковь Рождества Богородицы. В 1638 г. он же отказал по духовному завещанию село в Богоявленский монастырь. В 1653 г. архимандрит Богоявленского монастыря Серапион променял с. Вельяминово Патриарху Никону на его домовые вотчины - село Покровское Московского уезда и село Бисерово Коломенского уезда. С этого времени по принадлежности владыке - Патриарху село Вельяминово стало называться Владыкиным. В 1701 г. в селе Владыкине ц. Рождества Богородицы была еще деревянная".

"Село Владыкино, пожалованное Петром I в 1722 г. Феофану Прокоповичу, существует более 500 лет. В церковной ризнице есть Евангелие, печатанное при Патриархе Иоакиме в 1677 г.".

"Владельцы села: Вельяминовы до 1511 г.; Богоявленский монастырь; Шуйские; Пожарские - 1619-1623; Московские Патриархи с 1653 по 1722 г.; Ф. Прокопович - 1722-1736".

Согласно надписи на охранной доске, нынешнее здание церкви выстроено в 1859 г. Гаврилой Матвеевичем Толоконниковым.

"Северный придел арх. Гавриила - по ангелу Гавр. М. Толоконникова, южный - арх. Михаила. Так же назывались они и в XIX в..

"Село Владыкино расположено по обеим сторонам р. Лихоборки. На селе красивая церковь Рождества Богородицы".

"Освящение новоустроенного здания церковно-приходской школы в селе Владыкино, на церковной земле около 1 десятины, прилегающей к церковной ограде. В былые времена здесь находился загородный дом московских Патриархов с небольшой деревянной церковью при нем. На месте церкви издавна стоит часовенка, а на месте патриаршего Владычного дома теперь поставлена школа".

"В черте Москвы село находится с 1919 г.".

"На кладбище при церкви была похоронена М. Н. Ермолова, первая "народная артистка Республики" (1853-1928). Отпевали ее в ц. Большого Вознесения у Никитских ворот. М. Н. Ермолова завещала, чтобы ее похоронили на "смиренном кладбище" в селе Владыкине, где были "крест и тень ветвей" над ее родителями и сестрами" . Спустя несколько лет кладбище при церкви вместе с могилами родных Ермоловой срыли вчистую, а прах самой артистки перенесли на Новодевичье кладбище. Село Владыкино также полностью снесено.

Здание храма стоит на государственной охране под № 458. Службы совершаются каждодневно. На колокольне сохранилось 7 небольших колоколов, в которые звонят и поныне. Вокруг ограда с решеткой XIX в., также числящаяся на государственной охране. Рядом прошел путепровод Алтуфьевского шоссе. Внутри ограды с юга от храма небольшое строение в виде каплички - вероятно, это и есть упомянутая в кн. часовенка на месте престола прежде бывшего деревянного храма; внутри нее ныне хранится хозяйственный инвентарь.

В феврале 1990 г. в храме отпевали известного историка Евг. Евсеева, погибшего неподалеку, на кольцевой автодороге, при невыясненных обстоятельствах.


Церковь Рождества Богородицы
во Владыкине

Церковь построена в 1859 на средства купца Г.М. Толоконникова в одном из древнейших подмосковных сёл, церковь в котором известна с 1585. Существующее здание сооружено в духе эклектики. К двухсветному четверику, завершённому широко расставленным пятиглавием, с востока примыкает полукруглая в плане апсида, с запада - небольшая двухпридельная трапезная (престолы архангелов Гавриила и Михаила) и двухъярусная шатровая колокольня. В декоре преобладают формы «русского стиля». Углы здания закреплены пучками укрупнённых тройных полуколонок, подчёркивающих несколько приземистые, тяжеловесные пропорции его объёмов. Над углами четверика возвышаются небольшие тумбы, обработанные килевидными кокошниками, венчающий его карниз усложнён поясами поребрика и плоских арочных нишек, а барабаны глав с кокошниками в основании украшены аркатурой и ложными окнами.

Ограда церковного участка и небольшая, сильно перестроенная кирпичная часовня, сохранившаяся в его северной части на месте древнего деревянного храма, сооружены во второй половине XIX в. Основная святыня церкви - почитаемая икона Смоленской Богоматери с частицами мощей Святителя Василия Великого, Святителя Николая и великомученицы Варвары.

В советский период храм не закрывали. В 1928 году о храме писали многие газеты и журналы, но связано это было с печальным событием – смертью первой народной артистки РСФСР М.Н. Ермоловой (1853-1928). Она завещала похоронить себя в селе Владыкине, где при храме на кладбище были похоронены ее родители и сестры. Последнюю волю М.Н. Ермоловой выполнили, однако через несколько лет это кладбище было срыто, а прах М.Н. Ермоловой в 1934 году перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Адрес сайта: http://www.rpb-v.ru



Колокольня Богородице-Рождественской церкви
во Владыкине

Святыни храма
Рождества Богородицы во Владыкине

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ "ОДИГИТРИЯ" (СМОЛЕНСКАЯ)

Смоленская икона Пресвятой Богородицы "Одигитрия" (Путеводительница) явила много чудес в XIX и XX вв.
По сохранившимся свидетельствам, во время холеры 1848 г. вокруг села Владыкино крестным ходом обносили икону Божией Матери Смоленской, и болезнь отступила.
Перед этим образом в храме по воскресеньям в 17.00 совершается пение акафиста.

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ "СКОРОПОСЛУШНИЦА"

Икона Пресвятой Богородицы Скоропослушница была привезена в благословение в село Владыкино в 1899 году.
Образ был написан на Святой горе Афон в монастыре Вмч. Пантелеимона.
На оборотной стороне иконы находится надпись: "В благодарность за исцеление отроковицы Антонины пожертвована сия икона с ризою матерью ея Анной Су-Соколовой. 15 апреля 1899 года".
В 1920-е гг. риза с иконы была изъята из храма, но медная табличка, свидетельствующая о чуде, поныне сохранилась на обороте иконы.

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ КАЗАНСКАЯ

Икона Пресвятой Богородицы Казанская - один из древних почитаемых образов храма.
В сентябре 2008 года, к празднику Казанской иконы Пресвятой Богородицы, завершилась реставрация святыни.

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ"

Сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы - "Всех скорбящих Радость".
Люди притекают у чудотворному образу Пресвятой Богородицы, веря в Нее как в дивную Заступницу, Которая спешит всюду, где слышится стон страдания людского, утирает слезы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости небесной.
По вере людей в милосердие Богоматери к нам грешным утвердился обычай изображать Богоматерь сообразно тому, что слышится в словах молитвы к ней: "О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение. Христиан всех поможение и заступление".
Поэтому и изображается Богоматерь на иконе во весь рост, в окружении разного рода бедствующих людей - нагих, обиженных, алчущих. Около этих бедствующих изображают часто Ангелов, посланных Владычицей для утоления страдания людского; Ангелы, приникая к людям, указывают им на Богоматерь.

ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Образ святителя Николая Чудотворца с 16 клеймами жития является самой древней иконой храма (конец XVI - начало XVII в.).
Этот образ происходит из древних храмов, стоявших на месте нынешнего.
Икона расположена на правом клиросе в местном ряду иконостаса.

ИКОНА ПРАВЕДНОЙ АННЫ КАШИНСКОЙ

Икона святой благоверной княгини Анны находится в северной части храма (ближе к левому клиросу) между северным входом в храм и иконой Божией Матери Смоленской ("Одигитрией").
Интересно житие святой Анны.
Святая благоверная великая княгиня Анна была дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучкой святого благоверного князя Василия Ростовского.
Много скорбей выпало на долю святой Анны - один за другим умирают ее близкие: отец, первая дочь - Феодора, супруг (князь Михаил был зверски замучен в Орде в 1318 году).
В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.
После мученической кончины сына и внука Анна принимает монашество.
Сначала Анна подвизалась в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перешла в специально выстроенный для нее монастырь.
Здесь она и преставилась в 1368 году, приняв схиму. Тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.
Однако лишь спустя почти три столетия на Московском Соборе 1649 года было постановлено открыть мощи княгини Анны. Торжественное перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года.
Примечательно, что вскоре святая благоверная Анна Кашинская становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой и запрещает поклонение ее святым мощам. Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви.
Несмотря на то, что церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны
В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено.
И в наши дни люди просят помощи святой угодницы Божией, заказывают молебны, ставят свечи, молятся перед иконой святой Анны Кашинской.

ИКОНА БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ АНЕМНЯСЕВСКОЙ

В 1936 г. на Владыкинском кладбище вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы была похоронена святая блаженная Матрона Анемнясевская (в монашестве Мордария), прославленная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (9) 22 апреля 1999 г.
В храме, вблизи которого блаженная Матрона обрела свое последнее земное пристанище, ее присутствие особенно ощутимо.
По благословению настоятеля храма - прот. Сергия Ткаченко была написана икона блаженной Матроны, символизирующая связь святой с храмом Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине (образ блаженной Матроны написан на фоне храма.
Икона обычно находится на аналое у придела архангела Михаила (справа от входа).

В ризнице храма храняться старинные Евангелия XVIII века
и облачения:

История Владыкино

Та местность, в которой находится сегодняшний район Отрадное, впервые упоминается на скрижалях истории более шестисот лет назад.

Дабы лучше понять длину сей дистанции огромного размера, прибавьте к нынешней дате столько же, ну, скажем, те же 600 лет. Получите 2663 год. Кто скажет, каково будет тогда село Владыкино - исторический прародитель Отрадного?

Владыкино в пору своего возникновения считалось селом на самых дальних подступах к столице. Кремля было не видать ни с довольно высоких берегов речки Лихоборки и ее притока - небольшой речки Жабни, ни с колокольни издавна стоявшей здесь церкви, которая не раз меняла имя и облик.

Первыми хозяевами села были бояре Вельяминовы, первоначальники которого служили еще Ивану Даниловичу Калите. Позднее представители рода поднялись до должности тысяцкого - фактически второго человека в городе. Когда отсутствовал князь, делами в городе заправлял тысяцкий.

В конце концов Вельяминовы стали считать эту должность как бы собственностью своего рода, и когда в середине XIV века князь Дмитрий Иванович Донской ее попросту ликвидировал, сын последнего тысяцкого, Тимофей Вельяминов, перешел на службу к татарам. Московской агентуре удалось схватить его, и уроженец села Владыкина стал первым, над кем свершилась первая публичная казнь в Москве. Младший брат изменника смыл вину со своего славного рода - он героически сражался и погиб на Куликовом поле.

Кто-то из его потомков (кто - неизвестно) завещал село, носившее имя владельцев, Богоявленскому монастырю. Тому самому, что значится одним из древнейших в Москве, тому самому, что ближе всех других монастырей находится к Кремлю. В ту пору, когда село было монастырским владением (по точным данным на 1551 год), в селе имелась деревянная церковь Николы Чудотворца, несколько дворов, полторы сотни гектаров пашни... Для старинного села - немного, но о численности населения монастырская хроника умалчивает. Вряд ли оно было многочисленным: суровый XVI век с его войнами выкашивал московский люд с грустной регулярностью...

А после Смутного времени от села фактически и вовсе ничего не осталось: люди разбежались, церковь сгорела... Хозяевами села тогда значились Шуйские, но им тоже не везло: царь Василий, как и его брат (владелец села), неудачливый полководец, окончили дни свои в польском плену. В 1619 году владельцем села стал герой освободительной войны, легендарный князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Но когда из польского плена возвратился меньшой наследник Шуйских, Иван, ставший тогдашним министром внутренних дел (начальником Сыскного приказа) село вернули ему. В честь своего благополучного возвращения Шуйский приказал построить деревянную церковь в честь Рождества Богородицы - она простояла до 1934 года, когда сгорела "при неизвестных обстоятельствах".

После смерти бездетного Шуйского село ненадолго вернулось к Богоявленскому монастырю, у которого вскоре его выменял охочий до живописных местностей патриарх Никон. За одно монастырское село он отдал несколько своих, - стало быть, было на что смотреть и чем наслаждаться в тогдашнем Вельяминове, которое с легкой руки именно Никона получило свое нынешнее название. Никон повелел построить в селе храм во имя Иверской иконы Божьей Матери, тогда же село стало называться Владыкиным. Но кто знает, откуда это имя? То ли от Владычицы нашей Пресвятой Богородицы, то ли от титула патриарха - "владыко"?

Несмотря на опалу патриарха-реформатора, Владыкино продолжало числиться в непосредственном ведении патриарха, и, очевидно, село в это время совсем не бедствовало. В частности, известно, что в патриарших хоромах однажды побывал на пиру юный Петр I. Но, как сказал поэт, "царь Петр не любил попов, Построив Питер, он патриарха сократил". И от богатого села осталось едва полтора десятка крестьянских домов. Каковые и были пожалованы в 1722 году тяжелой рукою царя знаменитому проповеднику, архиепископу Псковскому и Нарвскому Феофану Прокоповичу. Тому самому Феофану, произнесшему знаменитую речь над гробом Петра ("Что се есть? До чего мы дожили, о россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем!...") и которую до 1917 года выпускники даже немудреных сельских школ (была такая и во Владыкине) обязаны были знать назубок.

Феофан во Владыкино наезжал не единожды, но в 1736 году он умер, и село - на этот раз почти на двести лет - перешло в царскую казну. В середине XIX века, когда была построена - на средства купца Гаврилы Толоконникова, хозяина близлежащего воскоотбельного завода - ныне существующая каменная церковь Рождества Богородицы, Владыкино с его четырьмя десятками дворов, проточным прудом, мельницей слыло богатым селом. А проходившая поблизости Дмитровская дорога открывала поистине безграничные возможности обогащения для предприимчивых селян.

А когда в 1902 году была построена Савеловская железная дорога (с насыпи близ станции Рождественский храм прекрасно виден и в наши дни), появилась станция на Окружной, дачников стало очень много: эта железнодорожная станция была чрезвычайно популярна у москвичей. Керосиновые фонари ярко освещали платформу. К кирпичному станционному дому вела стеклянная галерея. Синие стрелки на железнодорожных часах показывали петербургское, а красные - московское время. На станции был телефон... Владыкино окончательно сделалось чрезвычайно модным подмосковным дачным местом, где обожала прятаться от летнего зноя богатая московская публика.

Среди первых дачниц была и великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова, облюбовавшая Владыкино еще в конце 1860-х годов. Возле церкви похоронили родителей великой актрисы и ее сестер. Ермолова и сама завещала похоронить себя возле владыкинского храма, но через шесть лет после похорон кладбище при храме было уничтожено, а Ермолову перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Но уничтожение некрополя было как видно, платой за сохранение самого храма - он даже в советские времена никогда не закрывался. Более того он сохранил сокровища, перенесенные в него из окрестных разрушенных храмов. Но это отдельная история, а ныне всякий прихожанин владыкинской церкви прекрасно знает главные ее святыни - икону Божьей Матери "Скоропослушница", когда-то принесенную со святой горы Афон, и образ святителя Николая Мирликийского (более известного на Руси как Николай Чудотворец), сохранившийся еще от самой первой сельской церкви.

В первые годы советской власти Владыкино числилось многолюдным (население - около тысячи человек) подгородним селом, колхоз которого специализировался на поставке ягод и овощей в столицу. Леса вокруг были вырублены, и все менее вспоминался утопавший в зелени дачный поселок. Помнили о нем лишь поредевшие лиственные рощи да существовавшие при каждом доме палисадники с роскошными цветами, которые, по преданию, пленили когда-то даже сурового патриарха Никона.

Лихоборка стала постепенно мелеть, купаться в ней стало невозможно, и в итоге почти целиком она была забрана в трубу. Последние следы дачного поселка стерлись в конце 1950-х годов, во времена типовой спальной застройки, и теперь разве что умудренный годами старожил укажет точно, что "дачный" центр Владыкина располагался на месте, где сейчас одноименная станция метро... И никому в голову не приходит говорить сейчас о Владыкине, как о дальней окраине Москвы. А самые записные остряки уже предвидят времена, когда москвичи станут говорить: "Владыкино? Да это ж почти центр города!" Именно так случилось с "дальними" когда-то окраинами старой Москвы - Филями, Кунцевым, Всехсвятским, Тропаревым и другими древними селами.

Официальный сервер Управы района Отрадное: http://www.svao.mos.ru/ot/



Поделиться: