Конспект занятия. «Пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди» (старшая группа). Анализ сказки «Гуси-лебеди Краткое содержание сказки гуси

Русская народная сказка рассказывает о том, что родители поручили дочери присматривать за маленьким братом, пока они будут на работе. Но девочка отнеслась к поручению родителей не очень ответственно. Она усадила братца на траве перед домом, а сама ушла играть на улицу. Но прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика к Бабе-Яге. Девочка не растерялась, она поняла, что случилось, и бросилась вдогонку.

По пути она встретила печку, яблоню и молочную реку с кисельными берегами. На просьбу подсказать, куда гуси унесли ее братца, волшебные персонажи предлагали девочке сначала угоститься тем, что у них было – пирожками, яблоками и киселем. Но девочка отказывалась от угощения и не получила помощи. Несмотря на это, ей удалось отыскать избушку Бабы-Яги, в которой и находился ее братец. Живущая в избушке мышка посоветовала девочке хватать братца и немедленно бежать домой.

Баба-Яга отправила вдогонку гусей-лебедей. Чтобы спастись от погони, девочке снова пришлось обращаться за помощью к речке, яблоне и печи. И она уже не стала отказываться от их угощений, за что получила своевременную помощь. В конце сказки сестрица и братец благополучно вернулись домой, как раз к приходу родителей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

В сказке раскрывается тема отзывчивости и благодарности. Когда на просьбы волшебных персонажей отведать угощения девочка отвечала отказом, она не получила никакой помощи. Но когда на обратном пути сестрица отведала предложенные ей угощения, помощь ей была немедленно оказана. Умей быть отзывчивым и благодарным и добро вернется к тебе сторицей.

В сказке «Гуси-лебеди» положительным героем является сестрица, которая спасла своего братца, а отрицательным – Баба-Яга, замыслившая съесть девочку.

Сюжет сказки построен по классическим канонам. В ней есть зачин в виде слов «Жили-были..», и экспозиция, когда родители поручают девочке следить за братцем. Момент похищения братца птицами является завязкой сюжета, а обнаружение похищенного мальчика у Бабы-Яги – его кульминацией. Побег от Бабы-Яги и возвращение в родной дом является развязкой сюжета.

Следует отметить динамичность сюжета сказки. В ней много действия. Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание. Завязка

Давным-давно жили муж с женой. Было у них двое детей: старшая дочь Машенька и младший сын Ваня.

Как-то отправились родители в город и наказали Маше присматривать за своим братом и не уходить со двора. А за хорошее поведение обещали гостинцев.

Но как только родители уехали, Маша посадила Ваню под окошко дома на траву, а сама побежала гулять на улицу с подружками.

Но тут неизвестно откуда возникли гуси-лебеди, птицы подхватили мальчика и утащили в сторону леса.

Возвратилась Маша, смотрит - Вани нигде нет. Кинулась девочка искать брата, но нигде его не видно. Звала она Ваню, но он не отозвался. Села Маша и заплакала, но слезами горю не поможешь, и решила она отправиться на поиски брата.

Побежала девочка со двора, посмотрела вокруг. И вдруг увидела, как вдалеке пролетели гуси-лебеди, а потом скрылись в темном лесу. Поняла Маша, кто похитил ее брата, и бросилась в погоню.

Выбежала девочка на поляну и увидела печку. Попросила ту указать дорогу. Печка ответила, что расскажет, куда полетели лебеди, если Маша подбросит в нее дров. Девочка исполнила просьбу, печка сказала, куда полетели похитители. И побежала наша героиня дальше.

Баба-яга

Продолжает Маша узнавать, куда полетели гуси-лебеди. Сказка (краткое содержание представлено в этой статье) рассказывает о том, как девочка встречает яблоню, ветви которой усеяны румяными плодами. Маша спрашивает у нее, куда направились гуси-лебеди. Яблонька попросила стрясти с нее яблоки, и тогда она подскажет, куда полетели птицы. Девочка выполнила просьбу и узнала, куда отправились похитители.

Бежит Машенька дальше и видит молочную реку с кисельными берегами. Спрашивает девочка у реки, куда полетели гуси-лебеди. А та в ответ: "Сдвинь камень, который мешает мне течь, тогда скажу". Сдвинула Маша камень, и указала река, куда направились птицы.

Добежала девочка до дремучего леса. И тут ей ежик дорогу подсказал. Свернулся клубочком и докатился до избы на курьих ногах. В той избе Баба-яга сидит, а у крыльца Ваня играет с золотыми яблоками. Подкралась Маша, схватила Ваню и бросилась бежать.

Заметила Баба-яга, что мальчик пропал, и отправила гусей-лебедей в погоню.

Развязка произведения

"Гуси-лебеди", сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

Русские народные сказки

Русская народная сказка про то, как коварные гуси и лебеди похитили маленького братика главной героини, но она не испугалась, отыскала его и вернула в родной дом, укрывшись от погони злобных птиц. Убегая от гусей и лебедей успела подкрепиться пирожками, яблоками, откусила немного от кисельного берега и запила все это из молочной реки. Все закончилось хорошо - братец спасен, сестрица довольна и сыта и не будет наказана, гуси-лебеди остались ни с чем.


eecca5b6365d9607ee5a9d336962c534

Ж или мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.


Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда - нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь.
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
- Съешь моего ржаного пирожка - скажу.
- Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...

Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше - стоит яблоня.
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего лесного яблочка - скажу.
- У моего батюшки и садовые не едятся... Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего простого киселька с молочком - скажу.
- У моего батюшки и сливочки не едятся... Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:


Здравствуй, бабушка!
- Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
- Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
- Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
- Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
- Девица, прядешь ли?

Мышка ей отвечает:
- Пряду, бабушка... Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.

Баба-яга закричала:
- Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди.

Речка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...

Яблоня, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:

Печка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее - пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.


Сказка «Гуси-лебеди» является популярным народным произведением, которое в свою очередь имеет несколько вариаций сюжета. Один из самых популярных пересказов принадлежит фольклористу Александру Афанасьеву. По мотивам народной сказки «Гуси-лебеди» в 1949 году был выпущен одноименный мультипликационный фильм.

Сказки «Гуси-лебеди» краткое содержание

Было у родителей двое детей: маленький сынишка и старшая дочь. В сказке «Гуси-лебеди» читать можем, что как-то раз родители должны были отправляться на работу, а девочку попросили присмотреть за маленьким братцем, пока их не будет. За это пообещали они дочери принести подарок. Посадила сестренка младшего брата на траву во дворе, а сама пошла немного поиграть. Если читать книгу «Гуси-лебеди», то узнаем, что заигралась она, да и забыла, что должна за братиком следить. Возвращается – а его нет. Увидела девочка, что как в в небе кружат птицы, а вместе с этими птицами и ее маленький брат. Многие люди говорили о том, что гуси-лебеди часто детей забирают.

Бежала девочка за ними, но вот догнать так и не смогла. Тогда она встретила большую печку и спросила ее, не видела ли она, куда гуси-лебеди братца ее понесли. Печка сказала, что расскажет все, что знает, если девочка съест ее пирожок, но та отказалась и побежала дальше. Если «Гуси-лебеди» читать сказку, то узнаем, что дальше видит она большую яблоню и спрашивает у нее, не видела ли она больших птиц и маленького мальчика с ними. Дерево ответило, что все расскажет, как только девочка съест одно яблочко, но та снова отказалась. Подбегает она к молочной реке с кисельными берегами и задает тот же вопрос, но река предлагает ей сначала попробовать кисель. Девочка отказывается, и река ей не говорит, куда птицы понесли ее брата.

Тут добегает девочка до избушки Бабы Яги и видит, как у нее во дворе играет ее младший братец. Она зашла в дом и сказала, что находилась за день, и хочет немного отдохнуть. Тогда старуха дала ей прясть пряжу, а сама вышла из дома. Выбегает мышка и говорит, что сейчас Баба Яга растопит печку, зажарит детей и съест их. Испугалась девочка, взяла братишку и убежала. За ней в погоню отправились и гуси-лебеди. Как только добежали сестрица и братец до речки, то попросили спрятать их ненадолго от злых птиц. Та предложила им взамен съесть киселя, девочка согласилась и получила укрытие. В русской сказке «Гуси-лебеди» читать можем, что так же было и с яблоней, и с печкой, которые прятали детей от злых птиц. Как не старались гуси-лебеди, найти детей они так и не смогли. А как только девочка с братиком вернулись домой, с работы пришли их родители.

Мария Попова
Конспект занятия. «Пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель занятия: формирование навыка самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объёму текста.

Задачи:

Формирование навыка планирования развёрнутого высказывания;

Развитие умения анализировать содержание произведения (отражение содержания с помощью схемы-плана); развитие навыка текущего контроля за построением развёрнутого высказывания; развитие навыка диалогической речи;

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, учить искать компромисс в отношениях с людьми.

Оборудование: книжка «Гуси-лебеди» с крупными красочными иллюстрациями, наборное полотно, блоки-прямоугольники (5 шт.) из плотной бумаги 20/30 см. силуэтные изображения персонажей сказки и отдельных предметов.

Ход занятия

1. Организационная часть. Постановка цели. Отгадывание загадки о гусе:

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

2. Первичное чтение сказки с демонстрацией иллюстраций осуществляет накануне воспитатель. По ходу чтения он комментирует малоупотребительную лексику.

При повторном чтении дети дополняют отдельные, незаконченные педагогом предложения нужными словами или словосочетаниями.

Гуси – лебеди.

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

Однажды отец с матерью поехали на базар, а дочке приказали за братцем приглядывать.

А дочка посадила братца на травку под окно, а сама побежала на улицу, заигралась.

Налетели гуси – лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь – братца нету. Выбежала она в чисто поле и только видела, как пропали гуси за тёмным лесом. Тут она догадалась, что они унесли её братца.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.

Печка, печка, скажи. Куда гуси – лебеди полетели?

Печка ей отвечает: съешь моего пирожка из черной муки – скажу.

Не стану, я его есть.

Печка ей не сказала.

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси – лебеди полетели?

Поешь моего кислого лесного яблочка – скажу.

Не стану, твое яблоко есть.

Яблоня ей не сказала.

Речка, речка, скажи – куда гуси – лебеди полетели?

Поешь моего киселька с молочком – скажу.

Не стану, я твой кисель есть.

Долго бежала девочка по полям, по лесам и заблудилась. Видит-стоит избушка на курьей ножке, а под окошком братец сидит, играет серебряными яблочками. Взяла девочка братца и побежала.

Увидела Баба-Яга, что мальчика не стало, и послала в погоню гусей – лебедей.

Девочка с братцем добежала до молочной речки. Видит, летят гуси – лебеди.

Речка, спрячь меня!

Поешь моего простого киселька.

Девочка поела, и река укрыла её под кисельным бережком.

Гуси – лебеди не увидели, пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежала.

Гуси – лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Стоит яблоня…

Яблоня, яблоня, спрячь меня, - говорит девочка.

Поешь моего кислого лесного яблочка.

Девочка поскорее съела. Яблоня прикрыла её своими ветками. Гуси – лебеди не увидели, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Опять гуси – лебеди догонять стали. Добежала девочка до печки.

Печка, печка, спрячь меня, - говорит девочка.

Поешь моего пирожка из черной муки.

Девочка съела пирожок и залезла с братцем в печь.

Гуси – лебеди полетали-полетали и ни с чем улетели к Бабе- Яге.

Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

3. Лексический разбор текста.

Почему гуси – лебеди украли мальчика?

Кого встретила девочка в начале своего пути? Почему печка не помогла девочке?

Кто ещё встретился девочке в чистом поле? Почему яблоня не помогла девочке?

Какая необыкновенная речка встретилась девочке на пути? Почему речка не помогла девочке?

К кому обращалась девочка за помощью, когда убегала от гусей – лебедей?

Почему на этот раз печка, яблоня и речка помогли девочке?

4. Составление наглядной схемы сюжета сказки .

В блоках-прямоугольниках дети должны расположить силуэтные изображения персонажей и отдельных предметов. На мольберте размещаются блоки-прямоугольники, на наборном полотне - силуэтные изображения персонажей сказки (гуси-лебеди, мальчик, девочка, печка, яблоня, речка, избушка бабы-яги).

Педагог помогает наводящими вопросами.

5. В заключительной части занятия педагог просит ответить детей на вопрос: «Чему учит эта сказка?»

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет к конспекту занятия «Гуси лебеди» Планировать и проводить занятия по основам безопасности.

Осенний утренник в этом году мы решили провести в форме театральной постановки. Для этого выбрали русскую народную сказку "Гуси-лебеди".

Конспект занятия-игры по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием ИКТ и мнемотехники «Проделки бабы Яги» Игра с использованием ИКТ и мнемотехники "Проделки Бабы Яги" Цель: обучить заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблиц, корригировать.

Конспект занятия по развитию речи по русской народной сказке «Гуси-лебеди» Образовательные задачи. Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение.

Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси- лебеди» 1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная. 2. Тема:.

НОД по формированию элементарных математических представлений по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сосенка» Конспект НОД по формированию элементарных математических.



Поделиться: