Игры и пособия своими руками в доу. Дидактические игры для детей: развитие речи, сенсорики, физического развития. Картотека с целями своими руками. Развитие физических качеств

Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебные ручки" для дошкольников.


Назначение : пособие предназначено для детей дошкольного возраста по принципу «от простого к сложному»: задания могут усложняться, подбираться по желанию детей (по Н.А.Коротковой – учитывая партнерские отношения в ДОО в условиях ФГОС ДО).
Цель: создание условий для развития психических процессов (восприятия, тактильной памяти, внимания) в процессе социо-игровых технологий.
Задачи:
- развивать тактильные ощущения; мелкую моторику рук, пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
- закреплять обобщающие понятия;
- формировать начальные представления о качественных и количественных различиях предметов;
- развивать психические процессы (внимание, память и др.)
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, индивидуальные способности, художественно-эстетический вкус.
Материал:
Коробочка, оформленная красочно с двумя отверстиями, в которые вшиты рукава из ажурного материала, различные предметы разные по фактуре, форме, величине.


Применение в разных видах деятельности:

При проведении непосредственно образовательной деятельности;
- во время индивидуальных занятий с детьми;
- при организации игровой деятельности;
- для создания условий для самостоятельной деятельности;
- для использования в качестве сюрпризного момента.
Методические приемы:
Каждый из игроков опускает две руки в коробочку, затем на ощупь определяет и рассказывает о предмете, достает предмет.
Усложнение: В коробочку размещается несколько игрушек (предметов). Ребёнок - игрок, опустив руку в коробочку, рассказывает о предмете.


Для ребёнка игра – это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познаёт мир. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребёнка играть. Среди различных детских игр особое место занимают дидактические познавательные игры. Они дают ребёнку возможность проявить творческую активность, расширяют его кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес к занятиям, влияют на эмоциональное состояние ребёнка, на его здоровье.
Взяли пустую коробку из-под обуви, обшиваем ажурной тканью, делаем 2 отверстия, в них вшили рукава.
Новое пособие необычно тем, что в процессе игры у ребёнка задействованы обе руки.


Дидактическое пособие побуждает ребёнка к активной игровой, познавательной деятельности. Можно детям предложить также тактильным образом узнавать геометрические фигуры, количество предметов, свойства предметов (мягкий, твёрдый, мокрый, гладкий, шершавый и т.д.)
Дидактические задания представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка.
Ожидаемые результаты:
Дети умеют, используя тактильные ощущения, определять предмет по характерным признакам, считают предметы, не глядя, умеют словесно передать общий вид предмета.

Примерные задания для игры:

«Сказочные герои». В коробку помещаются резиновые игрушки – сказочные персонажи. Ребёнок опуская руки, на ощупь пытается рассказать о том, что это может быть за предмет. А также вспомнить сказку.


«Тактильные дощечки». На дощечки наклеены разные материалы по своей фактуре: мех, фольга, вата, бархат, поверхность от мяча су-джок, наждачная бумага. (самое главное – все должно быть безопасно для ребёнка).


«Огородная сказка». Этот набор представляет количество овощей и фруктов: гладких и шероховатых, маленьких и больших.


«Маленькое чудо». Здесь набор маленьких игрушек из киндер- сюрприза для детей, которые им очень нравятся.


«Карточки – эмоции». Это карточки с изображениями эмоций, которые ребёнок определяет в той или иной степени.


«Волшебное ведерко». Здесь находятся разнообразные предметы из разных материалов: дерева, ниток, резины, пластмассы и другие.


Данное методическое пособие может быть выполнено из материалов, которые есть у вас под рукой, главное, чтобы это было эстетично и красиво, безопасно и привлекательно. Задания вы можете подобрать по своему усмотрению, которые развивают не только познавательную сферу, а также коммуникативную, исследовательскую,творческую.

b]Мастерим игры для детей своими руками.

Дидактическое пособие

А давай мы, поиграем…

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть всех, кто нашёл время, побывать у меня в гостях! Сегодня я хочу рассказать о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовить увлекательное пособие.

Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.

Предлагаю всем педагогам и родителям детей от 2 до 7 лет самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор.

И так нам понадобиться:

Салфетки универсальные

Ножницы

Карандаш

Трафарет геометрических фигур

Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки и делать интересные аппликации, выкладывать узоры, цветы, дома, деревья и т. д., на сколько развита фантазия и воображение…

Данное пособие поможет:

Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.

Совершенствовать все виды счёта.

Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать представления о геометрических фигурах, формах.

Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам

(форме, величине, цвету) .

Развивать речь детей, умение делать простые выводы.

Закрепить и расширить пространственное представление.

Варианты игры –

«Собери красивые бусы» - желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.

«Напиши цифры. » - воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.

«Напиши букву. » - ребенок выкладывает букву.

«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .

«Найди пару», «Найди такую же… » - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.

«Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

«Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,

самый большой», «самый маленький».

«Геометрическое лото» - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

«Какие бывают фигуры» - познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

«Кому какая форма» - учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

«Составь предмет» - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур) .

С познавательными играми малыш весело проведёт время, а если включить добрую приятную музыку, то она создаст лёгкую непринуждённую атмосферу. Решая несложные, развивающие игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!

УДАЧИ, ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ! СПАСИБО ВСЕМ КТО ЗАГЛЯНУЛ КО МНЕ!

www.maam.ru

Дидактическая игра для дошкольников «В мире животных» своими руками

Методический материал - изготовление дидактической игры «В мире животных»

Назначение

Цель : формировать знания детей о многообразии животного мира на планете Земля.

Задачи:

  • развивать общие познавательные способности: умение наблюдать и описывать, строить предложения, находить причинно - следственные связи;
  • расширять и обобщать знания о мире животных;
  • развивать интеллектуальные и творческие способности дошкольников;
  • формировать осознанное и бережное отношение к животным.

Описание изготовления игры:

Для создания данной дидактической игры, необходимо вырезать цветные крупные изображения разных животных (можно воспользоваться детскими книжками и разукрашками) . Каждого животного наклеиваем на картон и для прочности обклеиваем скотчем.

Вырезаем из различной печатной продукции буквы русского алфавита и фиксируем их на пластмассовые крышечки из-под сока, йогурта или газ. воды.

Ход игры:

На столе раскладываются картинки животных. Воспитатель читает стихотворение или загадку, а ребёнок должен догадаться о ком идёт речь, найти это изображение, выбрав его из многообразия представленные его вниманию картинок.

Появилась коняшка

Источник kladraz.ru

Пошаговый процесс работы

1. Готовим соответствующий материал для начала работы

2. Вырезаем из глянцевого журнала «глаза» - для создания дидактического пособия из цыкла «Органы чувств…».

4. С помощью клея - карандаша приклеиваем наши заготовки на лист белого картона.

5. Изготовляем рамку, используя фломастеры или маркеры и линейку.

6. Что бы наше дидактическое пособие служило долго и качественно, обклеиваем его скотчем.

7. Дидактическое пособие «Глаза - зеркало души» готово, его можно использовать для организации дидактической игры.

8. Аналогично изготовляются дидактические пособия «Наш прекрасный чудо - рот, в нём много зубиков живёт» и «Ушки на макушке».

Дидактическая игра: «Глаза - зеркало души»

Цель:

Закреплять и систематизировать представление и знание детей об окружающем мире.

Задачи:

  • расширять представление о разнообразии пищевых продуктов;
  • учить детей правильно питаться, формировать правила и навыки здорового образа жизни.

Описание игры:

В. А. Сухомлинский писал: « …забота о здоровье - важнейший труд… От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»

Как известно, продукты, которые мы употребляем в пищу, могут быть как полезными, так и вредными для здоровья глаз. Поэтому необходимо уделять внимание пищи, богатой витаминами, т.к. это благотворно влияет на рост и развитие детского организма в целом.

Витамин А: способствует росту, помогает сохранить зрение нормальным (для этого необходимо кушать масло, сыр, помидоры, тыкву, зелень, рыбу) .

Витамин В: необходим для умственного и физического развития, улучшения пищеварения (для этого необходимо кушать ржаной хлеб, гречневую и овсяную кашу, яйца, мясо) .

Витамин С : предотвращает простуду, улучшает кровообращение, способствует росту и укреплению иммунитета (для этого необходимо кушать томаты, лимон, мандарин, черную смородину) .

Таким образом, необходимо употреблять в пищу овощи, фрукты, соки, мясо, рыбу.

Что б всегда здоровым быть,

Надо фрукты, овощи любить:

Дидактическая игра по математике "Умные крышки"

"Календарное планирование в ДОУ по ФГОС"

Игра по ФЭМП для старших дошкольников

Цель: обобщить и систематизировать знания о цифрах. А так же игра поможет закрепить порядковый и количественный счет, вспомнить названия и оттенки цветов, развивать воображение, мышление и пространственное восприятие.

Для игры понадобятся крышки разных цветов и карточки для работы. Крышки одного цвета соответствуют определенной цифре (она наклеена внутри крышки) , а на карточках изображены круги с цифрами.

Выкладывая крышки на карточки (соответствующие цифры) получается объемное изображение игрушки, машинки, цветочка и т.д. Карточки с цифрами от 1 до 5 можно использовать со средней группы. Моим малышам очень нравится.

Попробуйте.

Уже скачали 5802

Источник bebygarden.ru

Дидактические игры из бросового материала своими руками

Методический материал - изготовление дидактической игры из бросового материала «Чудо - копилка»

Назначение : дидактическая игра, сделанная своими руками.

Цель : развивать познавательные способности детей, творческий потенциал и фантазию.

  • формировать навыки и знания об окружающем мире;
  • совершенствовать умения связно и последовательно излагать свои мысли, обогащать словарный запас дошкольников;
  • развивать тактильное ощущение, мелкую моторику, память, мышление, наблюдательность и любознательность;
  • способствовать социализации детей.

Описание игры : вниманию детей представлен различный материал: пуговки различных цветов и размеров, разноцветные камни, трубочки из-под сока различной длины, колпачки от фломастеров, шишки, счетные палочки, ракушки, счетные палочки, канцелярские палочки, пластмассовые разноцветные крышечки, деревянный геометрический мелкий конструктор, разноцветные фишки с отверстиями, набор шнурков и мягкой проволоки. Всё это упаковано в одноразовые кружечки, любую из них можно аккуратно достать и использовать в игре.

Игра «Бусы и браслет - красивей в мире нет!»

Ход игры

Ребёнок рассматривает дидактический материал: по выбору нанизывает на шнурки различный материал, формируя бусы или браслет. Как известно, пальчиковые игры, игры - шнуровки, помогают ребёнку быстрее и качественнее овладеть навыками письма, стимулирует развитие речи, формирует хорошую память, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Недаром развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движения пальцев рук.

Игра «Букву знаешь - напиши, цифру помнишь - назови»

Ход игры

Ребёнок выбирает любой материал (скрепки, счетные палочки, пуговки или ракушки) - при этом только фантазия и воображение ребенка играет роль. Напарник - второй ребенок, называет букву или цифру, а первый игрок в сою очередь выкладывает её на столе. При этом закрепляются знания детей по математическому и речевому развитию, порядковый и количественный счет, развивается мелкая моторика и зрительная память.

Игра «Что загадал я - не скажу, а соберу и покажу»

Ход игры

Ребёнок выкладывает любой предмет или составляет композицию, используя свои наблюдения и познания окружающего мира. Во время этой игры закрепляется знание детей о геометрических фигурах, формируется умение находить различия и общие признаки, группировать предметы (по цвету, форме, размеру и т.д.) . Ребёнок учится правильно отвечать на вопрос «Сколько?», ориентироваться в пространстве (прямо, вправо - влево, вверху - внизу) . Развивается логическое мышление и умственная деятельность детей.

Используя данное дидактическое пособие, возможно участие педагога непосредственно в игровом процессе - для младшего и среднего возраста детей. А в дальнейшем - в старшем и подготовительном к школе возрасте необходимо развивать самостоятельность детей. Данные игры создают благоприятный эмоциональный фон, приводят к концентрации внимания, развивают индивидуальность каждого ребенка и воображения.

Дидактическая игра «Раз, два, три, четыре, пять будем куклам помогать»

Представляю вам дидактическую, многофункциональную игру для детей младшего дошкольного возраста.

Методика проведения трёх вариантов игры.

Описание работы: Данная игра предназначена для детей 2-3 лет, и станет хорошим помощником для воспитателей групп раннего дошкольного возраста. Эта игра охватывает и сенсорное развитие, и активизация речи ребёнка, дети учатся группировать предметы, и конечно ориентироваться в четырёх основных цветах предметов.

Игра-путешествие для младшей группы детского сада

Игра-путешествие для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Путешествие по селу и его окрестностям»

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект игры - путешествия для детей младшего дошкольного возраста. Данный конспект будет интересен воспитателям сельских детских садов, укомплектованных одной разновозрастной группой. Этот конспект НОД по познавательно - речевому развитию направлен на расширение и обобщение знаний о домашних животных, воспитание доброго отношения к ним, уважения к труду сельских жителей, интереса к художественному слову.

Сюжетно-ролевая игра «Сапожная мастерская» для старшей группы

Сюжетно-ролевая игра для дошкольников

Описание материала: Материал может быть полезен воспитателям старших групп для развития и обогащения сюжетно-ролевой игры. Дидактические игры, представленные в материале, помогут поддержать интерес и будут способствовать дальнейшему развитию сюжета игры. Сама сюжетно-ролевая игра поможет детям заглянуть в профессию и, может быть, будет способствовать будущему выбору профессии.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о профессии обувщика.

Дидактическая игра для дошкольников «Магазин»

Дидактическое пособие игра «Магазин»

Оборудование: игровое поле (можно использовать старый перекидной календарь) , разделённое на равные квадраты c наклеенной на каждый квадрат липучкой.

Карточки с изображениями символов (цвет, форма, размер) отпечатанных на принтере или нарисованных вручную. С обратной стороны символов также наклеена липучка.

Карточки с изображением продуктов (овощей, фруктов, одежды и любых других) с наклеенными липучками.

Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» (или вырезанные из картона геометрические фигуры, подходящие по всем признакам к символам)

Дидактическая игра по математике для средней группы

Дидактическая игра для дошкольников «Кармашки с секретом»

Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста, а также родителям. Данная игра может быть использована в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, а также как часть непосредственно организованного образовательного процесса.

Данная игра представляет собой несколько кармашков из одинаковой ткани. В каждый кармашек вставлена карточка из цветного картона, с наклеенными на неё пуговицами (разного цвета и размера) в форме геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) или цифр (от 1 до 5) .

Материал с сайта ped-kopilka.ru

Делаем дидактические игры для дошкольников своими руками

С каждым днем ваш ребенок растет и узнает об окружающем мире все больше нового. Он пытается исследовать все, что происходит вокруг него. Для того чтобы ваш малыш развивался быстрее, его необходимо направлять.

С обучением вам помогут дидактические игры. Суть этих игр заключается в том, чтобы ребенок с их помощью приобретал математические и языковые знания. Готовые игры можно купить или сделать.

Изучаем материал и готовим дидактические игры для дошкольников сами.

Игры с математическим уклоном

Сначала о сути игры. Вы даете ребенку лист бумаги, на котором начерчены три линии, и объясняете, что это огород зайчика. Попросите малыша помочь зверушке посадить овощи на грядках.

Вы показываете заранее приготовленную карточку с рисунком. На карточке в три ряда, в различной поочередности изображаете два овоща.

Вот пример: в верхнем ряду располагается два огурца и одна картошка, в среднем – три огурца, в нижнем – две картошки и один огурец. Дайте ребенку несколько кружочков коричневого и зеленого цвета. Объясните ему, что картошка - это коричневый кружочек, а огурец – зеленый.

Показывая карточку, попросите от имени зайчика разобраться, что и куда высаживать. Сделайте как можно больше карточек с различными вариантами посадки.

После того, как вы увидите, что ребенок дает правильные ответы, усложните игру, используя еще один овощ. Так ребенок научится правильно расставлять предметы, а также ориентироваться в пространстве.

Можно сыграть еще в одну игру, способствующую развитию математических наклонностей. Вырежьте несколько грибочков и разложите их по комнатам. После этого спросите ребенка, сможет ли он собрать больше грибочков, чем вы, и начните вместе их быстро собирать.

После сборки урожая, сядьте и предложите посчитать, сколько собрали вы грибов, и сколько собрал ваш ребенок.

Потом спросите, у кого больше получилось. Следующий вопрос: насколько больше или меньше у него собранного урожая? К грибочкам, со временем, добавьте еще что–нибудь.

Вычисления станут сложнее, так как вы сможете задавать вопросы о сложении предметов между собой.

Языковые дидактические игры

После этого даете карточки с надписями: «Утюг, игла, зайчик, и трава». Попросите выбрать правильный ответ.

Такая игра поможет не только в изучении языка, но и развеселит ребенка. Чтобы сделать игру более сложной, придумайте к оставшимся словам предложения и попросите разложить все карточки по своим местам.

Любые дидактические игры для дошкольников будут для вас в будущем хорошим подспорьем. Ребенок научится не только писать или считать, но и логически мыслить. Таким способом вы расширяете его горизонты и закладываете прочный фундамент для новых знаний.

Материал с сайта www.happy-giraffe.ru

И непобедимыми!»

Описание игры:

Данный методический материал рассчитан для педагогов и родителей, которые заботятся о здоровье своих детей. А так же для ребятишек - девчонок и мальчишек, которые хотят быть сильными, красивыми и здоровыми.

Первоначально оформляем демонстрационный материал «Спорт» (используя детские книжки, разукрашки, журналы) . Ребёнок рассматривает дидактический материал, где изображены различные виды спорта.

Затем воспитатель предлагает ребёнку найти из многообразных чёрно - белых изображений такое, какое он видит на цветной иллюстрации и разукрасить его.

При этом закрепляются знания ребёнка, развивается мелкая моторика пальцев рук, фантазия, зрительная память, наблюдательность..

Затем подбираем ряд комплексов:

  • утренняя гимнастика - она бодрит, улучшает настроение, благотворно влияет на рост и развитие всего детского организма;
  • упражнения с мячом - они укрепляют мышцы спины, мышечный корсет - пресс, боковые мышцы, шею, придают силу рукам и ногам;
  • упражнения для позвоночника, т.к. здоровый позвоночник - это правильная осанка. Они помогают сохранить не только красивую осанку, но и подвижность суставов рук, укрепляют мышцы спины, улучшают кровообращение позвоночника и головного мозга.

Крупные, яркие, красочные иллюстрации заинтересуют ребёнка, глядя на них, он захочет повторить те или иные физические упражнения. А так же узнает и закрепит знания о различных видах спорта.

Так же ребёнку можно предложить рассмотреть сюжетные картинки. Играть можно двум или нескольким игрокам: они выбирают понравившуюся картинку и рассказывают друг другу по очереди «Что изображено», «Кто изображен», «Что происходит», «Какие действия выполняет ребёнок», «Какое значение это имеет для того, чтобы поддерживать здоровый образ жизни», «Что ребёнок делает не правильно и почему?», «Какие способы укрепления здоровья ты знаешь».

Подборка сюжетных картинок затрагивает вопрос здоровьесбережения дошкольников. Рассматривая их, ребёнок не только обогащает словарный запас, развивает связную речь, умение составлять рассказы, но и закрепляет знания о здоровом образе жизни.

Наконец, в завершении игры, можно поиграть в разрезные картинки или собрать мозаику - пазлы: они отличаются друг от друга геометрической формой, размером, изображением.

Составляя в единое целое картинку, у ребёнка развивается логическое мышление, происходит расширение кругозора, закрепление знаний, умений и навыков. Когда картинка будет собрана, ребёнку можно предложить составить рассказ, ответив на такие вопросы как: «Что изображено?», «Для чего необходимо это человеку?», «Какую пользу или вред приносит здоровье?», «Какие методы и способы сохранения здоровья ты знаешь?».

Подробней на сайте kladraz.ru

Дидактические игры своими руками

Я работаю в группе с детьми, имеющими нарушения слуха. Эти малыши в силу основного заболевания с большим трудом идут на контакт со взрослыми, не имеют опыта практического общения со сверстниками.

Большинство слабослышащих детей имеет нарушения со стороны формирования мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения их рук часто неловки и несогласованны, ведущая рука не выделяется, нарушена способность одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень и т.п.

Большие трудности возникают у глухих детей при различении многих цветовых оттенков, т.к. они обычно не владеют соответствующими речевыми обозначениями. Основная наша задача, как педагогов коррекционных групп, состоит в том, чтобы сформировать у детей с нарушениями слуха поисковые способы ориентировки при выполнении задания, предложенного взрослым.

Для ее решения мы используем игры и упражнения, в которых дошкольники действуют путем проб и экспериментирования. Эти игры развивают у малышей внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях.

В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие. Большинство игр мы делаем своими руками. Во взаимодействии с детьми мы используем дидактические игры как во время фронтальной, подгрупповой, так и во время индивидуальной работы с воспитанниками.

К концу дошкольного возраста большая часть детей с нарушениями слуха, находящихся с 2-3 лет в специальных коррекционных детских учреждениях, достигают уровня развития зрительного восприятия, близкого к норме.

Предлагаю вниманию коллег игры-самоделки , направленные на формирование у детей 3 - 6 лет представлений о цвете, форме, величине предметов, на развитие у них способов восприятия целостного образа предмета, совершенствование мелкой моторики, тренировку внимания, памяти и мышления.

Игры своими руками. Игры и игрушки для дошкольников

(38 оценок) Оценить статью

Три года – возраст, когда глагол "играть" начинает плавно перетекать в "заниматься". В моём случае, когда офис и дочка находятся дома, занятия приходится придумывать самостоятельно. У меня нет педагогического образования и бурной фантазии, зато есть желание и интуиция.

Надеюсь, что они медленно, но верно приведут Алису в интересный мир знаний.

– Алиса, пожалуйста, тихо, мама на работе.

А, ну ладно. Дочь привыкла, правила игры знает, а они таковы: когда мама занята, нужно найти себе занятие. Найти... Где можно найти что-то интересное? В книжном шкафу.

Алиса ставит табуретку. Она может посмотреть все фотоальбомы. Это сложное занятие, потому что вначале их нужно аккуратно вытащить и ничего не опрокинуть.

Грохота нет, стало быть, справилась.

У мамы небольшой перерыв. Значит, можно посмотреть очередную, любезно записанную на видео серию "Даша-следопыт" или заняться чем-нибудь интересным, например, порисовать.

Рисуем. На полу (на старых обоях) или на мольберте, красками или гуашью – мне всё равно. Требований у меня к этому процессу всего два – не нажимать сильно кисточкой на краску и хорошенько мыть кисточку после тёмных цветов перед тем, как пользоваться светлыми красками.

Краски я разрешаю смешивать, но строго на палитре. Если рисование приходится на время после просмотра мультика, мы рисуем кого-нибудь из героев. Иногда я срисовываю что-нибудь из книжек.

Нарисую часть предмета, а Алька угадывает, что именно я рисую, и раскрашивает. Вначале обводит контур тоненькой кисточкой, потом середину раскрашивает кисточкой потолще. Если у нее хорошо получается, она начинает торопиться, что приводит к не очень красивым последствиям.

Год назад любимым ее занятием было делать отпечатки. Бывало, вымажет ладошку краской и давай лепить следы. Пять минут рисует – 20 минут отмываю.

Количество лени в моей крови невелико. Говорят, буквы хорошо запоминаются, если их рисовать пальцами. Именно пальцами. Макаешь палец в гуашь – и вот она, большая буква "А" на листе и на устах тех, кому посчастливилось наблюдать за процессом.

Разрешаю, потому что не вижу причин запрещать: ванная рядом.

Самое время перекусить. Приносит из холодильника глазированный сырок, достает ножницы, пара умелых движений – и сырок на свободе. Зачем беспокоить маму, если можно сделать все самостоятельно.

В крайнем случае, можно попросить помощи, мама не откажет.

Аппликация. Пока я не вижу смысл покупать набор аппликаций. Мелкие и сложные детали даются дочке пока с трудом. А неудачами боюсь отбить желание.

Занятия аппликацией у нас проходит по следующей схеме: вначале на листе бумаги я рисую ручкой фигуры. Список оглашает дочка. Овалы, треугольники и пр. рисую специально крупного размера, чтобы было удобно раскрашивать (особенно контуры) и вырезать.

На этом этапе в зависимости от выбранных фигур мы придумываем сюжет. Либо домик (квадрат, треугольник) , либо море и солнце (тогда мы приклеиваем круг на рисунок с волнами) . Потом она раскрашивает их краской.

Когда краска подсыхает, Алька вырезает фигуры ножницами, а потом приклеивает. Получается, что одно занятие состоит из трех.

Пазлы. Я их не люблю. Но об этом никто не знает. Не должен. Позволю себе маленькое отступление.

Помнится, первый раз, по неопытности, я высыпала все детали "Собери квадрат" Никитина и стала собирать. Как я ни старалась, каждый раз оставались лишние детали... У меня есть только одно оправдание: квадрат был далеко не первой сложности.

С повинной я пришла к мужу. За считанные минуты все стало на свои места. Первой мыслью было отложить и постараться забыть о его существовании. Потом мне стало стыдно. Это моя проблема, она не должна распространяться на ребенка.

Я сфотографировала головоломку крупным планом, и теперь у меня есть подсказка.

Вернёмся к пазлам. Стоит потеряться двум-трем частям – и, считай, игрушки больше нет. Из-за этого свойства, когда я занята, я даю Алисе пазлы только крупного размера или заменяю самоделками.

В старых журналах или каталогах нахожу фотографию большого формата и разрезаю на несколько частей. (Подручного материала такого рода в доме было хоть отбавляй – журналы, коробки с рисунками от всевозможных продуктов проходят через наши руки с ножницами, прежде чем попасть в мусорник) . И ребенок при деле, и если потеряется – не жалко. Не могу сказать, что дочка справляется с задачей совсем самостоятельно. Но Москва не сразу строилась...

Потом у нас "панковская разминка" : мы включаем громко музыку и вместе прыгаем. Алька на диване, я на полу. Можно всё... но недолго.

Парные картинки. Найти одинаковых жирафов легко, а вот искать двух разных жирафов (в профиль, анфас, вид сзади) гораздо занимательнее. Тем более что можно продолжить игру вопросами: чем они отличаются...

Энциклопедия в картинках. Когда в моем "банке иллюстраций" набирается много одинаковых предметов (животных, предметов одежды и пр.) , я делаю целую серию. Например, "сапоги" – бывают различные модели, размеры, цвета, Италия на карте – тоже своего рода "сапог".

Идея – максимально ознакомить дочку с предметом. Все, что нужно, – картинки, картон, ножницы, скотч. Чем не "энциклопедия в картинках"? Конечно, можно купить готовое, но нашу энциклопедию мы сделали сами и потому у нее особая ценность.

Кому интересно, примеры можно посмотреть в моем паспорте.

Уроки практической математики проходят у нас каждый день в магазине. Так сказать, совмещаем приятное с полезным. Выглядят они так: мой рюкзак Алиса ставит в супермаркете в ячейку, закрывает ключом.

Сделав покупки, она смотрит на ключ, называет его номер, ищет ячейку, открывает ячейку, достаёт оттуда мой рюкзак. (Бывает, что поход в магазин затягивается, ищет долго, но я терпеливо жду) . Мы считаем и укладываем в него покупки. Когда навыки Алисы перешли в стадию "уверенный пользователь", я немного усложнила задачу.

Придумала игру "математическая скорость" . Взяла картон, вырезала небольшие карточки, на них наклеила большие цифры из календаря. Красотой дизайна они не отличаются, но дочка полюбила эту игру.

Смысл такой: я раскладываю в хаотичном порядке несколько карточек. Говорю: "Быстро найди мне цифру 4, теперь цифру 16". Задача – находить как можно быстрее нужные карточки.

Когда она "разогревается" (входит в ритм) , я усложняю задачу: "Найди 34, потом найди все четверки (это может быть и 4 и 24 и 14) ". За все правильные ответы обязательно хвалю, если ошибается, даю возможность исправиться, никогда не ругаю за неправильные ответы (вообще, это бывает редко, обычно под конец, когда, видимо, она устает) . Игру заканчивает обязательно на правильном ответе, чтобы от игры остались только положительные эмоции.

Со временем у меня появились некоторые внутренние правила:

  • Свобода выбора. Алиса сама решает, чем ей заняться. В крайнем случае, в ход пускаю меню: ты будешь играть в лото или пойдем рисовать?
  • Умеешь – делай, не умеешь – пробуй. Прежде чем сделать что-то за нее, я даю возможность самой выполнить то или иное действие. Если действие совершается впервые, покажу, объясню, но мне нужна попытка, пусть даже не очень удачная.
  • Всегда начинать с простых заданий.
  • Всегда заканчивать процесс на положительном результате.
  • Не переносить на ребенка свои комплексы или проблемы: если я не могу собрать пазл – мои трудности. Если мне не нравится игра – я не должна навязывать свои интересы ребенку.
  • В случае неудач с улыбкой произношу фразу "Давай попробуем еще раз, у тебя обязательно получится".

Источник www.7ya.ru

Сказка "Репка" на прищепках.МК от меня

Предлагаю смастерить вам для своих малышей сказку "Репка".Такой способ на прищепках развивает фантазию малышей,внимание,они могут самостоятельно переставлять героев местами,развивает моторику и тактильное восприятие малыша.Ведь смысл в том,что прищепки легко прицепляются друг к другу.
Собственно,что я говорю,давайте попробуем вместе создать сказку и вы сами всё увидите!
Для работы понадобится:
Картон с изображением персонажей(я скопировала их из интернета и зеркально отобразила рисунок,чтобы персонажи были видны с 2-х сторон,это позволяет собрать вокруг себя несколько детей и никто не останется безучастным),ножницы,прищепки 8 шт(я взяла деревянные-чистый материал,но можно какие угодно),клей(я пользовалась термоклеем,он у меня был под рукой,но можно любой использовать какой клеет бумагу к дереву).Всё действие вместе с распечаткой героев займёт максимум час.

Вырезаем всех наших персонажей И приклеиваем героев сказки,клеем к основанию прищепки с двух сторон.
!!!Внимательно смотрите перед тем как наклеите в правильную ли сторону располагаются персонажи!!!


Для театра можно ещё взять коробку и наклеить изнутри на дно сторон фон сказки и землю,поставить коробку и на её фоне производить все действия.
Закончили делать и тут началась сказка.....

1.

2.

Игры – обязательный элемент развития и воспитания ребенка. Дидактические игры помогают установить взаимосвязи между практическими и умственными действиями, что важно для детей любого возраста: в 2–3 года, 3–4 года, 4–6 лет.

Дидактическая игра – вид образовательной деятельности, организованный в формате игры. Занятия реализуют принципы игрового, активного обучения, подчиняются набору определенных правил, имеют строгую структуру и систему контрольно-оценочных средств.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить малыша.

Рассматриваемые игры, как и подвижные, музыкальные, создаются взрослыми (воспитателем, родителем) и предлагаются уже в готовом виде. Сначала дети овладевают игрой при помощи ее разработчиков, узнают правила, нормы действия, и со временем, после овладения необходимым содержанием, начинают играть в них самостоятельно.

Такого рода занятия – одни из ведущих в дошкольных образовательных организациях, поэтому используются воспитателями на всех ступенях развития детей: первая младшая группа (2–3 года), вторая младшая группа (3–4 года), средняя – 4–5 лет, старшая – 5–6 лет, подготовительная – 6–7 лет.

Правильно организованные дидактические игры развивают:

  • умственные и познавательные способности – дети узнают новую информацию, обобщают ее и закрепляют, расширяют свои знания о различных предметах, явлениях окружающей действительности, о растительном и животном мире. Развивается память, все виды внимания, наблюдательность, дети учатся высказывать суждения и умозаключения;
  • речь – происходит пополнение активного словаря и его актуализация в речевой деятельности;
  • социально-нравственные ценности – дети познают взаимоотношения между собой и взрослыми, между объектами живой и неживой природы, дети учатся сопереживать, уступать друг другу, быть справедливыми, внимательными по отношению к другому.

Обычно рассматриваемые игры подразделяют на 3 основные группы:

  1. Игры с предметами (игрушками) – направлены на непосредственное восприятие вещи и действие с ней, следовательно, ребенок знакомится с характеристиками этого предмета, его формой, цветом. При работе с несколькими игрушками, дети могут сравнивать их между собой, находить общее и различное. Этот вид заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность, развивает умение занимать себя и не мешать другим в группе.
  2. Настольно-печатные игры – направлены на знакомство с окружающей действительностью, флорой, фауной, явлениями живой и неживой природы. Такие задания способствуют развитию речевых умений, логики, внимательности, учат моделированию жизненных ситуаций, принимать решения, тренируют навыки самоконтроля.
  3. Словесные игры – развивают мышление и речь дошкольников. В основе этих игр говорение, что позволяет тренировать умение решать различные мыслительные задачи: описывать свойства и характеристики вещей или явлений, выделять их основные признаки, сравнивать разные предметы (явления) между собой, отгадывать их по описанию.

Дидактические игры для детей (2–3 лет или старше) проводит воспитатель или родитель, при этом он организует деятельность через ознакомление с содержанием и правилами игры, ее ходом действия, через наглядный пример того, как нужно играть. Заканчивается игра подведением ее итогов и анализом, который позволяет выявить индивидуальные характеристики детей.

Польза дидактических игр

Рассматриваемые игры развивают:

  • речь – дети слышат речь взрослого и других дошкольников, следовательно, пополняется словарный запас. Кроме того, ребята отвечают на вопросы, описывают что-либо, рассуждают, следовательно, тренируются имеющиеся речевые данные, происходит их совершенствование;
  • мышление – дошкольники расширяют знания о предметах, явлениях, о флоре и фауне, узнают новую информацию, могут сравнивать имеющийся опыт с полученным, тренируют память, логику, математические способности;
  • внимание – дети тренируют навыки слушания и понимания того, что нужно сделать, как правильно играть в игру, следовательно, становятся более внимательными, сосредоточенными, умеют регулировать свои действия;
  • физические качества – происходит развитие двигательной системы, дети становятся подвижными, активными, учатся контролировать свои движения, управлять ими, формируется психика ребенка с точки зрения способности к жизненной активности.

Развитие речи

Дидактические игры, направленные на развитие речевых умений, рекомендуется подбирать с учетом возрастного показателя. Такие занятия пополняют активный запас слов у малышей и учат выделять звуки воспитанников старшей группы.

Дидактические игры для детей 2–3 лет:

  1. «Дерево». Цель – развитие навыка использования в речи предлогов, активизация речевых умений, полученных ранее. Описание – воспитатель читает небольшое стихотворение и визуально показывает, что НА – сверху, а ПОД – снизу. После проигрывания действия, обсуждает вместе с детьми, что еще бывает НА и ПОД. Текст:

  1. «Кукла спит». Цель – развитие навыков говорения, слуха. Дополнительный реквизит – кукла и колыбельная (кроватка). Описание – задача дошкольника уложить куклу спать: покачать ее, пропеть колыбельную, положить в кроватку и накрыть одеялом. Следующий этап игры – педагог объясняет, что пока куколка спит, нужно разговаривать шепотом, чтобы не разбудить ее. При этом нужно вывести дошкольника на разговор, попросить рассказать о чем-либо. Завершающий этап – объявить, что кукла проснулась и теперь можно разговаривать в полный голос.

Занятия для дошкольников 4–5 лет:

  1. «Где что можно делать?». Цель – развитие умения применения в речи глаголов, навыков слушания, социально-нравственных ценностей. Описание – дети отвечают на вопросы педагога: «Что можно делать на детской площадке?» (отдыхать, играть, кататься с горки, бегать, общаться и т.д.), «Что можно делать на природе (в поликлинике, на даче и т.д.)?».
  2. «Какая, какой, какое». Цель – развитие умения применения в речи определений для различных предметов, явлений, активизировать имеющийся запас слов. Описание – воспитатель называет слова, а дошкольники по цепочке называют свойства, характерные для этих слов. Например: кошка – ласковая, полосатая, пушистая; пальто – теплое, осеннее, коричневое.

Игры для старшей группы:

  1. «Гласные звуки». Цель – развитие навыков выделения гласных звуков из состава слова. Описание – педагог называет слово, состоящее из одного, двух или трех слогов (все зависит от индивидуальных возможностей дошкольника), дети определяют на слух гласные звуки и называют их.
  2. «Лишнее слово». Цель – развитие слухового внимания, обогащение запаса слов и уточнение лексического значения. Описание – воспитатель называет цепочку слов, задача воспитанников – найти лишнее слово и объяснить свой выбор. Например: октябрь, январь, лето, июнь, август; джинсы, платье, туфли, свитер, пальто.

Развитие мышления

Дидактические игры, направленные на развитие мышления, будут полезны не только детям в 2–3 года, но и для средней, и для старшей группы. Грамотно организованные занятия способствуют тренировке всех ступеней интеллектуального становления мышления.

А именно:

  • наглядно-действенное – ребенок устанавливает причинно-следственные связи через решение простых практических задач;
  • наглядно-образное – дошкольник устанавливает связи, используя образное представление о предмете, явлении;
  • словесно-логическое – установление различных связей между словами и понятиями на обобщенном (абстрактном) уровне.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить мышление ребенка.

Задания на развитие мышления в младшей группе:

  1. «Кто что любит». Цель – развитие наглядно-действенного мышления, синтез знаний о животных. Описание – педагог раскладывает карточки с представителями фауны и едой для них, детям предлагается накормить каждого представителя.
  2. «Слова наоборот». Цель – развитие наглядно-образного мышления, умения анализировать. Описание – педагог называет слово, а воспитанникам нужно назвать противоположное слово: узкий — толстый, длинный – короткий и т.д.
  3. «Обобщи слова». Цель – развитие словесно-логического мышления, умения объединять слова в группы. Описание – задача детей обобщить слова, приведенные в цепочке педагога. Например: корова, лошадь, баран – домашние животные.

Игры для средней группы:

  1. «Потерявшаяся игрушка». Цель – развитие мышления, умения сосредотачиваться. Описание – перед ребенком ставят несколько игрушек, просят внимательно посмотреть на них и запомнить, затем дошкольник закрывает глаза, одну игрушку убирают и просят посмотреть, какая игрушка спряталась. Эту игру можно усложнить, если игрушки менять местами, при этом дошкольник должен вспомнить, в какой последовательности стояли предметы.
  2. «Найди клад». Цель – развитие логического мышления, пространственной ориентации, умения действовать по схеме. Описание – в комнате прячется какой-либо предмет и рисуется карта его местонахождения, задача детей – отыскать предмет, используя карту. Задание можно усложнить, если проводить его на детской площадке.

Упражнения для старших дошкольников:

  1. «Продолжи слово». Цель – развитие скорости мышления и соображения. Описание – воспитатель называет начальный слог, а ребенок должен придумать слово, начинающееся с этого слога. Можно усложнить задание и предложить придумать несколько слов на один слог.
  2. «Похож – не похож». Цель – развитие логического мышление, умения анализировать, оценивать предметы, явления, аргументировать свой ответ. Описание – педагог заранее расставляет в комнате различные предметы, задача дошкольника – найти похожие предметы, описать, что у них совпадает, доказать свою точку зрения.

Развитие внимания

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на развитие внимания тренируют умения внимательно слушать педагога , следить за обстановкой в группе, что в свою очередь приводит к запоминанию нужной информации.

Упражнения для младших дошкольников:

  1. «Лото». Цель – тренировка зрительного внимания, мышления, развитие речи. Дополнительный материал – парные карточки с картинками, один комплект карточек остается у педагога, второй комплект раздается детям (каждому по карточке). Описание – воспитатель показывает карточку, ребенок, у которого такая же картинка, быстро поднимает свою карточку и описывает ее.
  2. «Угадай, что делать». Цель – тренировка слухового внимания, умения соотносить свои действия с действиями педагога. Дополнительный материал – бубен, цветные флажки для каждого ребенка. Описание – воспитатель берет в руки бубен, дети берут флажки. Если бубен звучит громко, то дошкольники машут флагами, если тихо – держат руки на коленях.

Игры для средней группы:

  1. «Пуговицы». Цель – развитие памяти и внимания, умения находить способы запоминания предметов. Материалы – пуговицы, игровая доска от шахмат. Описание – воспитанники делятся на пары, каждый получает свой набор пуговиц. Первой игрок выставляет три пуговицы на своем игровом поле в любом месте, второй игрок запоминает расположение пуговиц, предметы накрываются, и второй же игрок повторяет расположение пуговиц на поле, затем проверяется правильность выполнения задания. Потом игроки меняются, пуговицы выставляет второй, а запоминает первый. Игру можно усложнить: 1) выставлением не 3-х, а большего числа пуговиц, 2) установления времени на запоминание и воспроизведение рисунка.
  2. «Зашумленные картинки». Цель – развитие непроизвольного внимания. Материал – карточки, на которых изображены линиями различные предметы. Описание – дети рассматривают картинки с несколькими изображениями и должны назвать предметы, которые там нарисованы. Усложнение задачи: воспитанники сначала запоминают предметы, а затем называют их по памяти.
  1. «Найди отличия». Цель – тренировка умения произвольно переключать и распределять внимание. Материал – карточка с картинками, имеющими различия. Описание – задача ребенка – найти все отличия. Можно усложнить упражнение, если подобрать изображения, отличающиеся какими-либо деталями.
  2. «Строители». Цель – тренировка наблюдательных способностей, распределения и концентрации внимания. Материал – карточки с 4 рисунками, карандаш. Описание – на карточке 4 рисунка – 1 полностью дорисованный, а в 3 других отсутствуют какие-либо детали, задача ребенка дорисовать оставшиеся рисунки так, чтобы у него получилось 4 одинаковых изображения.

Развитие физических качеств

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на тренировку физических качеств являются необходимыми для общего развития дошкольника. Двигательная активность может формироваться не только на уроках физкультуры, но и в группе или дома.

При выполнении упражнений, дети учатся координировать свои движения, становятся выносливыми и более здоровыми.

Игры для младших школьников:

  1. «Зеркала». Цель – закрепить способы ходьбы, прыжков, бега и других движений, развитие умения придумывать новые движения. Описание – дети образуют круг, они будут «зеркалами», ведущий стоит в центре круга и демонстрирует движения, остальные повторяют за ним. Кто лучше всех повторит – становится ведущим.
  2. «Озорной мячик». Цель – развить умение бросать спортивный снаряд двумя руками от груди. Описание – дети встают у намеченной линии и выполняют действия под стихотворение, которое произносит педагог:

Мы обнимаем мячик нежно,

Оттолкнем его небрежно.

А теперь догоним дружно:

Пожалеть его нам нужно!

Упражнения для средней группы:

  1. «Кто быстрее». Цель – развитие быстроты реакции, формирование умения слышать и понимать условия деятельности, выполнения всех действий правильно. Описание – разделить детей на группы, положить перед группами обруч, первые из каждой колонны берут обруч, поднимают его над головой и опускают через туловище на пол, переступают через снаряд и уходят в конец колонны. Педагог внимательно наблюдает за всеми группами и награждает флажком того, кто верно выполнил упражнение. Побеждает та группа, которая получила больше всего флагов.
  2. «Мышеловка». Цель – развитие быстроты реакции, умения ориентироваться в новых ситуациях. Описание – из детей формируется 2 группы, 1 группа – мышки, из 2 группы создаются 3 небольших круга – мышеловки, задача детей – поймать всех мышек. Педагог является ведущим игры, озвучивает действия: мышки бегают через мышеловки, но как только воспитатель говорит «Стоп», мышеловки закрываются, пойманные «мышата» становятся в круг.

Задания для старших дошкольников:

  1. «Сова». Цель – развитие координации движения. Описание – группа делится на 2 команды – бабочки и пчелки, 1 ребенок выбирается совой. По команде педагога – «день», команды бегают по поляне, «ночь» – все дети замирают, сова выходит на охоту и забирает тех, кто пошевелился. Игра заканчивается, когда сова поймает по 2–3 бабочки или пчелки.
  2. «Жмурка». Цель – тренировка умения ориентироваться в пространстве. Описание – дети формируют круг, выбираются двое играющих: одному завязывают глаза, а другому дают колокольчик. Задача первого игрока поймать второго с закрытыми глазами.

Картотека дидактических игр для младшей группы детского сада

«Что за предмет?» (игры с игрушками, предметами) – дети достают из мешочка различные предметы и называют их, описывают характеристики.

«Найди одинаковые предметы» (настольная игра) – дети получают карточки с несколькими рисунками, среди которых нужно найти одинаковые.

«Олины помощники» (словесная игра) – воспитатель берет куклу и спрашивает у детей, показывая на руки: «Это что?» (руки), «А что они делают» (берут, рисуют…). И так про каждую часть тела.

Дидактические игры по изучению цветов для детей раннего возраста

Дидактические игры помогают познакомить дошкольников с основными цветами и их оттенками. Сначала малыши изучают красный, синий и желтый цвета, затем к ним добавляются оранжевый, зеленый и черный цвета.

Основные дидактические игры с детьми:

  1. Игры с предметами – детям необходимо соотнести цвета двух предметов. Например: разложить цветные карандаши в баночки с соответствующим цветом; в коробке из-под обуви сделать несколько цветных карманов и складывать в них камушки; посадить бабочку на цветок того же цвета и т.п.
  2. Настольные игры – детям необходимо подобрать нужный цвет к чему-либо. Например: подготовить трафареты с фруктами, деревьями, цветами и другими предметами и попросить детей подобрать соответствующий цвет из кусочков цветной бумаги (яблоко – красное, шарик – желтый, ель – зеленая); подобрать скрепки того же цвета, что и рисунок.
  3. Словесные игры – детям необходимо описать, какие цвета они видят. Например: педагог показывает дошкольникам какой-либо рисунок и просит назвать те цвета, которые использовал художник. Это задание можно усложнить, если использовать не просто детские рисунки, а репродукции картин.

После изучения основных цветов, переходят к изучению оттенков, от светлых до темных тонов. Здесь можно использовать самостоятельно приготовленные палитры и прищепки с цветами, дать задание – подбери прищепку под соответствующий цвет палитры; или собрать гусеницу из различных оттенков, например, начиная с красного, переходящего в оранжевый и желтый.

Картотека дидактических игр для средних групп детского сада

В средней группе картотека игр может составляться по темам:

  1. «Ребенок и здоровье». Для изучения распорядка дня, детям предлагается рассмотреть картинки с изображениями распорядка дня и расположить их по порядку и прокомментировать: утро начинается с зарядки, завтрака и т.д. Такая игра знакомит детей со здоровым образом жизни, развивает речь, внимание и память.
  2. «Полезные продукты». Запомнить фрукты и овощи помогут следующие игры: дети достают из мешочка муляж какого-либо продукта и описывают его («это яблоко, оно круглое, красное и гладкое); педагог называет характеристики фрукта/овоща, а дети отгадывают его; дети пробуют с закрытыми глазами продукты и называют их, говорят какой у фрукта/овоща вкус.
  3. «Опасные предметы». Цель таких игр – познакомить детей с опасными предметами, которыми не следует играть или брать без разрешения взрослых. Например: воспитатель подготавливает карточки с опасными и безопасными предметами и просит воспитанников разложить их в две группы, объясняя свой выбор. Можно усложнить задание, предлагая рассказать детям, к каким травмам могут привести опасные вещи (порез, ушиб и т.д.).

Картотека дидактических игр для старших групп детского сада

Дидактические игры в старших группах:

  1. Игры с предметами: описание свойств предметов, нахождение общего и различного, сравнение предметов, постановка проблемных вопросов. Например, почему овал не катится.
  2. Настольно-печатные игры: математические задания – посчитать птиц, зверей, задания на внимательность, мышление – подобрать предметы для чего-либо (одеть девочку/мальчика, накрыть стол, разложить вещи по шкафам и т.п.), найти пару для чего-либо, задания на развитие социальных отношений – изучение различных профессий, способов поведения в общественных местах.
  3. Словесные игры: называние одним словом группы предметов, явлений, животных, растений, рассказ о профессии родителей, отгадывание загадок, составление рассказов («продолжи предложение»).

Дидактические игры для развития связной речи у дошкольников

Развитие речи – одна из важных задач педагогики: чем лучше развита связная речь, тем успешнее ребенок обучается , так как он умеет формировать и формулировать мысли, умеет использовать речь в качестве инструмента общения и воздействия на других людей.

Дидактические игры, помогающие развивать связную речь:

  1. «Зоопарк». Цель – развитие связной речи, умения описывать картинку, составлять мини-рассказ. Описание – дети получают картинки с животными, их задача внимательно рассмотреть их, а потом по очереди описать изображенное животное по схеме: внешний вид, чем питается.
  2. «Хороший – плохой». Цель – развитие связной речи, логического мышления, умения описывать героев сказки, строить рассуждение. Описание – воспитанники вместе с педагогом описывают характеры героев сказок, находят положительные и отрицательные черты характера, рассуждают, за что они могут похвалить того/иного героя (например, что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы).

Дидактическая игра своими руками

Дидактические игры для малышей:

  1. «Накорми колобка». Цель – развитие мелкой моторики детей. Описание – понадобится два небольших пластиковых контейнера, один из них должен быть круглым. К крышечке приклеить веселую рожицу (колобка), на месте рта сделать отверстие, во вторую баночку сложить фасоль. Задача ребенка – накормить колобка, т.е. переложить фасоль в баночку с рожицей.
  2. «Гвоздики и резинки». Цель – тренировка мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, изучение геометрических фигур. Описание – вырезать из фанеры квадрат нужного размера, раскрасить его, по всему пространству на равном расстоянии закрепить канцелярские гвоздики, задача ребенка – с помощью банковских резинок создавать различные геометрические фигуры, простые предметы (например, ель).

Занятия с детьми средней группы:

  1. «Коробочка ощущений». Цель – развитие моторики, воображения, умения определять предмет по его форме. Описание – взять коробку из-под обуви, в крышке проделать два отверстия и пришить к ним рукава из ткани, в коробку сложить различные предметы и накрыть крышкой. Задача детей – просунуть руки в рукава, найти предмет, отгадать и описать его.
  2. «Музыкальные конфетки». Цель – развитие слухового внимания, памяти, мышления. Описание – в яйца из-под киндер-сюрприза положить различные предметы – бусины, крупу, скрепки, обшить заготовки тканью в виде конфет (у каждого звука должна быть пара). Задача детей – найти пары одинаковых конфет.

Игры для старших дошкольников:

  1. «Мир флоры и фауны». Цель – развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, прививать любовь к живой природе, к бережному отношению к ней. Описание – вырезать представителей флоры и фауны, приклеить на картон. Задача детей – рассмотреть карточку с животным или растением, описать его, выделить основные характеристики и т.п.
  2. «Мозаика». Цель – развитие внимания, логического мышления, цветового восприятия. Описание – подготовить из цветной бумаги различные геометрические фигуры, кроме круга. Задача детей – составить из этих фигур мозаику таким образом, чтобы одинаковые цвета не соприкасались друг с другом.

Дидактические игры позволяют развивать все важные процессы: речь, внимание, мышление, воображение. Такие занятия полезны не только для детей 2–3 лет, но и для средней и старшей группы. Разнообразие игр позволяет выбирать воспитателю именно ту, которая будет направлена на развитие каждого ребенка.

Видео о том, какие дидактические игры необходимы и полезны для детей

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей:

Музыкально-дидактическая игра:

Игры для развития речевого дыхания делаем своими руками:

Дидактические игры учат детей различать основные цвета, величину и форму предметов. У детей развиваются творческие способности, любознательность, наблюдательность, формируются навыки самостоятельной деятельности.

Развивающая игра для детей

"Цветочная поляна"

Сделать игру несложно. Берем любую картонную коробку. Делаем отверстия в ней, вырезаем горлышки от бутылок и вкручиваем их в коробку. Затем вырезаем цветочки основных цветов - зелёного, красного, синего, жёлтого и подбираем крышечки тех же цветов.


Цель: закрепление цвета; развитие моторики рук, навыки счета.

Вариации игр могут быть различными, например:
. подобрать цветочки по цвету их серединок;
. выложить цветочки одного определённого цвета;
. сосчитать, сколько цветочков того или другого цвета






Игры с прищепками

Следующее пособие также помогает ребёнку научиться владеть своими пальчиками - прищепки. Да, да, самые обыкновенные прищепки. Один совет - выбирайте пластиковые прищепки не слишком тугие, чтобы малышу было удобно ими пользоваться. Слишком тугие прищепки могут отбить желание в них играть. Для того, чтобы играть с ними было веселее, предлагаю вам сделать несложные цветные шаблоны из картона. К таким заготовкам прищепки можно подбирать по цвету, а из готовых фигурок разыгрывать сказку.


Игра "Кто что ест"

Главной целью всех игр с прищепками является развитие мелкой моторики, но у этой игры есть и ещё одна - познакомить малыша с некоторыми животными и их элементарным рационом.


Фигурки животных из картона

Из картона вырезаем фигурки животных. В запланированных местах прорезаем кружочки под размер пальцев ребёнка. Предлагаем ребёнку вставить пальчики в фигурку зверюшки. С такими игрушками можно и сказки разыгрывать и пальчики развивать.



Пальчиковый театр "Варежка"



Тактильные крышки

Сделать их очень легко. Вам понадобятся пустые крышки от детского питания и разнофактурные кусочки ткани. Вырезаем по два одинаковых кружочка ткани и приклеиваем их к крышкам. Чем больше крышек и кусочков ткани, тем интереснее будет играть. Вариантов игры может быть много. Самый лёгкий - просто трогать пальчиками крышечки. Далее можно складывать часть крышек в специальный мешок. Одну даём потрогать ребёнку и просим на ощупь найти в мешочке такую же


Развивающая мягкая книга

http://www.bensound.com

Очень понравилось видео о том, какую развивающую книгу можно сделать своими руками. Замечательная идея для маленьких детей!



Поделиться: