4 основные направления сестринского дело. Предпосылки, сущность и основные направления реформы сестринского дела в россии. Перспективы развития сестринского дела в России

На протяжении нескольких десятилетий в России вопросам сестринского дела не уделялось должного внимания. Развитие сестринских технологий с учётом современной науки в развитых странах привело к резкому отставанию сестринского дела в России.

Предпосылками реформы сестринского дела являются:

1) негативные медико-демографические процессы;

2) ухудшение состояния здоровья населения;

3) хронизация патологических процессов в организме;

4) распространение новых заболеваний, таких как ВИЧ;

5) увеличение стоимости медицинских услуг.

6) снижение обеспеченности ЛПУ сестринским персоналом;

7) двухступенчатый метод обслуживания больных привёл к снижению профкомпетентности медсестёри выполнению не свойственных им функций;

8) снижение обеспеченности ЛПУ лекарственными средствами, предметами ухода, инструментарием;

9) увеличение дисбаланса в соотношении между врачами и медицинскими сестрами, и как следствие - ухудшение качества обслуживания (оптимальным считается соотношение между врачами и сестрам равно 1:4).

Реформа сестринского дела в России началась в 1993 году. На международной конференции «Новые сестры для новой России» была принята философия сестринского дела, положившая начало этому процессу. 5 ноября 1997 г. постановлением Правительства была одобрена "Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", в соответствии с которой развитие первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) является одним из основных направлений в совершенствовании организации оказания медицинской помощи.

Сущность реформы СД заключается в осуществлении необходимых изменений в кадровой политике на основе научно обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров;обеспечения рационального соотношения врач-сестра; возрождение категории младшего медицинского персонала; организации новых видов помощи, связанных с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья.

Основными целями и задачами реформы сестринского дела являются:

1) формирование условий для повышения эффективности и усиления роли средних медработников, совершенствование системы управления.

2) создание новой концептуальной модели сестринского дела.

3) внедрение новых технологий в сестринском деле.

4) усиление профилактической направленности здравоохранения.

5) проведение системных преобразований в СД – в области образования, научных исследованиях, практическом здравоохранении, содействие и развитие профессиональных сестринских ассоциаций.

6) повышение статуса сестринского персонала как профессионального, так и социального, обеспечение социальной защищённости специалистов сестринского дела.

Основные направления реформы СД, реализации отраслевой программы:

1. Нормативно-правовое обеспечение сестринской деятельности, охрана труда в учреждениях здравоохранения.

2. Создание стандартов (протоколов профессиональной сестринской деятельности), их апробация и дальнейшее внедрение в практику.

В 1987 году в Туле прошел 1-й съезд медицинских сестер России. С 1991 года начинается подготовка сестринского персонала не только в медицинских училищах по 2-3-годичной программе, но и в колледжах по 4-х годичной программе обучения. В этом же году открываются факультеты высшего сестринского образования. В настоящее время в медицинских вузах страны существует уже 19 факультетов ВСО.

На протяжении нескольких десятилетий в России вопросам сестринского дела не уделялось должного внимания. Анализ, проведенный Г.М. Перфильевой (лидер сестринского дела, в 1995 году впервые в России защитила докторскую диссертацию «Сестринское дело в России», инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской академии им. Сеченова) показал значительное отставание его в России по сравнению с развитыми странами.

1. Недостаточное и неправильное использование сестер.

2. Низкая зарплата.

3. Отсутствие престижа в профессии сестры.

4. Необходимое количество курсов повышения квалификации.

5. Нехватка расходных материалов.

6. Пересмотр обязанностей медсестер, представление ей большей автономности и ответственности.

В августе 1993 года в подмосковном поселке Голицыне был проведен Российско-американский семинар по реформе сестринского образования и практики под девизом «Новые медсестры - новой России!».

Основные направления реформы сестринского дела в Российской Федерации таковы:

Создание философии сестринского дела в РФ;

Создание нормативно-правовой базы сестринского дела;

Внедрение понятия «сестринский процесс» в сестринское образование и в сестринскую практику;

Создание многоуровневой системы подготовки медицинских сестер;

Создание Ассоциации российских медицинских сестёр.

В 1994 году была образована Ассоциация медсестер России (президент Валентина Саркисова). Кроме того, существуют региональные сестринские ассоциации.

В 1995 году впервые в истории российского сестринского дела Г.М. Перфильевой была защищена докторская диссертация в области сестринского дела.

В 1995 году вышел в свет первый номер журнала «Сестринское дело», предоставляющий информацию о том, что сегодня происходит в отечественном сестринском деле.

Постановлением Правительства РФ №1387 от 05.11.97 г. «О мерах стабилизации и развитию здравоохранения в медицинской науки в РФ» предусмотрено осуществление р6еформы, направленной на повышение качества, доступности и эффективности медицинской помощи населению в целях формирования рыночных отношений». Приказом МЗ РФ №4 от 09.01.2001 г. утверждена отраслевая программа развития сестринского дела в РФ.

В настоящее время в стране работает 1695000 медицинских работников со средним образованием, в том числе 827400 медицинских сестер. Медсестры составляют примерно третью часть всех работников любого лечебно-профилактического учреждения и играют важную роль в лечебном процессе, в значительной степени определяя конечный результат - здоровье пациента. Обеспечение связи российских медсестер с другими международными группами является важным условием успеха реформы сестринского дела в нашей стране.

Среди наиболее авторитетных международных организаций следует назвать Всемирную организацию здравоохранения, Всемирную медицинскую ассоциацию, Международную больничную федерацию, Лигу Красного Креста, Международный Комитет Красного Креста, ЮНЕСКО, Агентство международного развития и другие.

На звание старейшей международной ассоциации и одновременно самой крупной международной организации в мире претендует Международный Совет медицинских сестер (ICN), официально признанный в 1899 году. В настоящее время ICN является федерацией национальных ассоциаций медицинских сестер 39-ти стран. Руководящим органом является Совет национальных представителей, заседающий 1 раз в 2 года для разработки политики ICN. Текущую деятельность исполняет штат штаб-квартиры в Женеве. Шесть раз в год штаб-квартира издает на английском языке «Международный обзор медсестринского дела», признанный официальным органом ICN.

Задачи Международного Совета медсестер:

· содействие сестринскому образованию и сестринской практике;

· совершенствование профессиональных стандартов;

· развитие национальных ассоциаций;

· улучшение социального статуса медицинской сестры.

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения - специализированное учреждение ООН, основная функция которого состоит в решении международных проблем здравоохранения и охраны здоровья населения. С помощью этой организации, созданной в 1948 году, работники здравоохранения более 180 стран обмениваются знаниями и опытом для того, чтобы сделать возможным достижение всеми жителями Земли такого уровня здоровья, который позволит им вести жизнь, полноценную в социальном и экономическом отношении.

При ВОЗ существует европейское региональное бюро по сестринскому делу. ВОЗ оказывает помощь практически во всех областях по сестринскому делу: образование медсестры, социальное и экономическое благополучие медсестры, спонсорская помощь и содействие международным сестринским программам.

Проблемные вопросы для контроля знаний

1. Охарактеризуйте влияние христианства, войн, движения за равноправие женщин на развитие сестринского дела.

2. Охарактеризуйте заслуги выдающихся личностей в области отечественного сестринского дела.

3. Охарактеризуйте современную систему сестринского образования в России.

Литература:

1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.

2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

4. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

5. Обуховец Т.П. ОСД. Практикум, «Феникс», 2013.

Электронная библиотека колледжа:

6. Островская И.В. Широкова Н.В. «Основы Сестринского дела» 2008.

7. Мухина С.А., Тарновская И.И. «Теоретические основы сестринского дела» 2010.


Лекция № 4 «Философия сестринского дела»

Цели занятия:

Образовательные: Изучить содержание философии сестринского дела, как важного фактора формирования ценностных ориентаций сестринского персонала, как залога дальнейших позитивных перемен в этой специальности.

Развивающие : способствовать формированию ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Воспитательные: способствовать формированию ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

План:

1. Пациент, сестринское дело, окружающая среда и общество, здоровье.

2. Определение сестринского дела, его миссия, цели и задачи, соотношения сестринского дела и общества, лечебного и сестринского дела.

3. Основные понятия философии сестринского дела.

Ключевые слова

Здоровье - динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

Компетенция - 1.Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2. Круг чьих-нибудь полномочий, прав.

Конфиденциальность (англ. confidence - доверие) - необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации.

Медицинская деонтология - совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Медицинская этика - наука, центральным вопросом в которой является изучение этических норм и правил, которые должны соблюдать медицинские работники в силу того, что их работа непосредственно касается жизни других людей.

Сестринское дело - часть медицинского ухода, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.

Человек - целостная, динамическая саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.

Сестра - специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела, и имеющий право на сестринскую работу.

Окружающая среда - совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, которые затрагиваются активностью человека.

Личность - общественная сущность человека.

"Станем же твердо на основе сердца и поймем,

что без сердца мы шелуха погибшая" Н. Рерих


Похожая информация.


К причинам, породившим необходимость реформирования, можно отнести низкий уровень качества медицинской помощи населению, низкий престиж профессии, низкий социальный статус медицинских сестёр, отсутствие перспективы профессионального роста, несоответствие уровня сестринского образования требованиям времени, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела и незнание зарубежного опыта.

Реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях:

Проведение научных исследований в сестринском деле;

Реформирование сестринского образования;
-реформирование практической деятельности;
-развитие международного сотрудничества;
-самоуправление и консолидация сестринской профессии. Выделим основные события реформирования сестринского дела в России (табл.).

Открытие в 1979 г. первого в стране училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием; проведение в 1986-1988 гг. семинаров и конференций; начавшуюся с 1987 г. аттестацию средних медицинских работников можно считать отправными точками последующих изменений в сестринском деле, и, в первую очередь, в сознании как врачей, так и медсестёр.

В 1988 г. в Вене была созвана I Европейская конференция по сестринскому делу, в итоговых документах которой отмечалась необходимость изменений в подготовке, практике и управлении сестринским обслуживанием.

В рамках принятых в Вене практических рекомендаций на 1988- 2000 гг. Европейское бюро ВОЗ выдвинуло и реализовало следующие приоритетные задачи: разработка учебных материалов по СПИДу для медсестёр; создание, перевод, адаптация к местным условиям и распространение пакета учебных материалов по сестринскому делу (LEMON); развитие лидерства в сестринском деле; подготовка преподавателей и менеджеров; содействие созданию национальных планов развития сестринского дела и т.д.


Таблица. Основные события эпохи реформирования сестринского дела в России.

В 1989 г. Всесоюзное совещание специалистов со средним медицинским образованием обсудило место сестринского персонала в отечественной системе здравоохранения и приняло рекомендации по выполнению решений Венской конференции. Это положило начало процессу, который продолжает идти, несмотря на социально-политические катаклизмы.

Одним из самых значительных периодов в реформировании сестринского дела в России (см. табл. 2-1) можно считать 1993 г. Летом 1993 г. в подмосковном Голицыне была проведена конференция по теории сестринского дела в рамках Международного проекта «Новые сёстры для новой России», осуществляемого Межрегиональной ассоциацией медсестёр России и «World Vision International» при финансовой поддержке Агентства Международного развития США (USAID).

На конференции была сделана попытка понять смысл сестринского дела как профессии, его ценности и дать определение таким категориям, как пациент, здоровье, окружающая среда и само сестринское дело. В обязательный минимум содержания профессиональных программ по специальностям среднего медицинского и фармацевтического персонала понятие «философия сестринского дела» было включено в 1997 г.

В философии сестринского дела в России пациента определяют, как человека (индивида), который нуждается в сестринском уходе и получает его. В конце 1993 г. право пациента на получение сестринского ухода было законодательно закреплено Конституцией РФ, статьи 41-42 которой гарантируют гражданину охрану здоровья и медицинскую помощь.
Исходя из неё, приняты «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», которые определяют принципы охраны здоровья граждан, задачи законодательства, права граждан при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, порядок медицинской экспертизы, ответственность за причинение вреда здоровью граждан при оказании медицинской помощи.

В 1997 г. был принят «Этический кодекс медицинской сестры России», определяющий важнейшие задачи профессиональной деятельности сестры, взаимоотношения сестры с пациентами, с коллегами, с обществом. Впервые появился документ, касающийся непосредственно деятельности сестринского персонала. Впервые в документе, выделившем деятельность сестры из совокупной деятельности других специалистов системы здравоохранения, появилась категория «права пациента», определяющая тем самым качественно новый, субъект-субъектный, уровень взаимоотношений в системе «медсестра-пациент». Подчеркивая «гуманистический человекоцентризм» профессии, Кодекс определяет этические нормы поведения медсестры как профессионально важные качества

В принятой в том же 1997 г. «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» нет, к сожалению, прямых указаний для сестринских служб, что говорит по-прежнему о недооценке возможностей сестринского персонала в реформировании отрасли, хотя состояние здравоохранения характеризуют как приближающееся к той черте, «за которой следует распад всей системы здравоохранения».

Однако уже Приказ Минздрава РФ от 31.12.97 г. «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации» одну из ведущих ролей в реформе здравоохранения, обеспечении качества, доступности и эффективности системы здравоохранения, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводит специалистам со средним медицинским образованием. Поэтому с целью дальнейшего развития сестринского дела в России, упорядочения обязанностей, ответственности и функций специалистов со средним медицинским образованием было решено разработать Государственную программу развития сестринского дела в России. Также приказом утверждено «Положение о главном специалисте по сестринскому делу органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации».

В 1998 г. состоялся I Всероссийский съезд средних медицинских работников, который одобрил проект Государственной программы развития сестринского дела в РФ.

Основные задачи программы:
-создание оптимальных условий для развития сестринского дела;
-развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи;
-обеспечение качества сестринской помощи населению;
- повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии;
-обеспечение социальной защищённости персонала;
-совершенствование системы управления сестринскими службами;
-содействие в развитии профессиональных ассоциаций и привлечение их к реализации государственной политики в области развития сестринского дела в России.

В октябре 2004 г. состоялся II Всероссийский съезд средних медицинских работников «Качество сестринской помощи - стратегия здравоохранения XXI века», основной задачей которого было формирование конструктивных предложений по развитию сестринского дела, определению места и роли сестринского персонала в реформировании российского здравоохранения. В постановлении съезда отмечена необходимость создания «Концептуальной модели» сестринского дела России, которая должна чётко определить место медицинской сестры в системе здравоохранения.

Более подробно ознакомиться с деятельностью сестринского персонала можно на страницах журналов, выпускаемых в нашей стране: «Медицинская сестра», «Сестринское дело», «Вестник Ассоциации медсестёр России», «Главная медицинская сестра», «Медицинская помощь», «Сестра милосердия», «Фельдшер и акушерка».

К причинам, породившим необходимость реформирования, можно отнести низкий уровень качества медицинской помощи населению, низкий престиж профессии, низкий социальный статус медицинских сестёр, отсутствие перспективы профессионального роста, несоответствие уровня сестринского образования требованиям времени, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела и незнание зарубежного опыта.
Реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях :
- проведение научных исследований в сестринском деле;
- реформирование сестринского образования;
- реформирование практической деятельности;
- развитие международного сотрудничества;
- самоуправление и консолидация сестринской профессии. Выделим основные события реформирования сестринского дела в России (табл.).
Открытие в 1979 г. первого в стране училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием; проведение в 1986-1988 гг. семинаров и конференций; начавшуюся с 1987 г. аттестацию средних медицинских работников можно считать отправными точками последующих изменений в сестринском деле, и, в первую очередь, в сознании как врачей, так и медсестёр.
В 1988 г. в Вене была созвана I Европейская конференция по сестринскому делу, в итоговых документах которой отмечалась необходимость изменений в подготовке, практике и управлении сестринским обслуживанием.
В рамках принятых в Вене практических рекомендаций на 1988- 2000 гг. Европейское бюро ВОЗ выдвинуло и реализовало следующие приоритетные задачи: разработка учебных материалов по СПИДу для медсестёр; создание, перевод, адаптация к местным условиям и распространение пакета учебных материалов по сестринскому делу (LEMON); развитие лидерства в сестринском деле; подготовка преподавателей и менеджеров; содействие созданию национальных планов развития сестринского дела и т.д.


Таблица. Основные события эпохи реформирования сестринского дела в России

В 1989 г. Всесоюзное совещание специалистов со средним медицинским образованием обсудило место сестринского персонала в отечественной системе здравоохранения и приняло рекомендации по выполнению решений Венской конференции. Это положило начало процессу, который продолжает идти, несмотря на социально-политические катаклизмы.
Одним из самых значительных периодов в реформировании сестринского дела в России (см. табл. 2-1) можно считать 1993 г. Летом 1993 г. в подмосковном Голицыне была проведена конференция по теории сестринского дела в рамках Международного проекта «Новые сёстры для новой России», осуществляемого Межрегиональной ассоциацией медсестёр России и «World Vision International» при финансовой поддержке Агентства Международного развития США (USAID).
На конференции была сделана попытка понять смысл сестринского дела как профессии, его ценности и дать определение таким категориям, как пациент, здоровье, окружающая среда и само сестринское дело. В обязательный минимум содержания профессиональных программ по специальностям среднего медицинского и фармацевтического персонала понятие «философия сестринского дела» было включено в 1997 г.
В философии сестринского дела в России пациента определяют как человека (индивида), который нуждается в сестринском уходе и получает его. В конце 1993 г. право пациента на получение сестринского ухода было законодательно закреплено Конституцией РФ, статьи 41-42 которой гарантируют гражданину охрану здоровья и медицинскую помощь.
Исходя из неё, приняты «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», которые определяют принципы охраны здоровья граждан, задачи законодательства, права граждан при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, порядок медицинской экспертизы, ответственность за причинение вреда здоровью граждан при оказании медицинской помощи.
В 1997 г. был принят «Этический кодекс медицинской сестры России», определяющий важнейшие задачи профессиональной деятельности сестры, взаимоотношения сестры с пациентами, с коллегами, с обществом. Впервые появился документ, касающийся непосредственно деятельности сестринского персонала. Впервые в документе, выделившем деятельность сестры из совокупной деятельности других специалистов системы здравоохранения, появилась категория «права пациента», определяющая тем самым качественно новый, субъект-субъектный, уровень взаимоотношений в системе «медсестра-пациент». Подчеркивая «гуманистический человекоцентризм» профессии, Кодекс определяет этические нормы поведения медсестры как профессионально важные качества.
В принятой в том же 1997 г. «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» нет, к сожалению, прямых указаний для сестринских служб, что говорит по-прежнему о недооценке возможностей сестринского персонала в реформировании отрасли, хотя состояние здравоохранения характеризуют как приближающееся к той черте, «за которой следует распад всей системы здравоохранения».
Однако уже Приказ Минздрава РФ от 31.12.97 г. ? 390 «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации» одну из ведущих ролей в реформе здравоохранения, обеспечении качества, доступности и эффективности системы здравоохранения, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводит специалистам со средним медицинским образованием. Поэтому с целью дальнейшего развития сестринского дела в России, упорядочения обязанностей, ответственности и функций специалистов со средним медицинским образованием было решено разработать Государственную программу развития сестринского дела в России. Также приказом утверждено «Положение о главном специалисте по сестринскому делу органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации».
В 1998 г. состоялся I Всероссийский съезд средних медицинских работников, который одобрил проект Государственной программы развития сестринского дела в РФ.

Основные задачи программы :
- создание оптимальных условий для развития сестринского дела;
- развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи;
- обеспечение качества сестринской помощи населению;
- повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии;
- обеспечение социальной защищённости персонала;
- совершенствование системы управления сестринскими службами;
- содействие в развитии профессиональных ассоциаций и привлечение их к реализации государственной политики в области развития сестринского дела в России.
В октябре 2004 г. состоялся II Всероссийский съезд средних медицинских работников «Качество сестринской помощи - стратегия здравоохранения XXI века», основной задачей которого было формирование конструктивных предложений по развитию сестринского дела, определению места и роли сестринского персонала в реформировании российского здравоохранения. В постановлении съезда отмечена необходимость создания «Концептуальной модели» сестринского дела России, которая должна чётко определить место медицинской сестры в системе здравоохранения.
Более подробно ознакомиться с деятельностью сестринского персонала можно на страницах журналов, выпускаемых в нашей стране: «Медицинская сестра», «Сестринское дело», «Вестник Ассоциации медсестёр России», «Главная медицинская сестра», «Медицинская помощь», «Сестра милосердия», «Фельдшер и акушерка».

Реформирование сестринского образования

В 1991 г. были сделаны первые шаги по реформированию образования: открыты первые колледжи, предоставляющие повышенный уровень образования по специальности «сестринское дело», и первые факультеты высшего сестринского образования (ФВСО) при медицинских академиях и университетах. Стали создавать многоуровневую систему подготовки сестринского персонала (базовый-повышенный-высший).
Приказ Минздрава РФ от 19.08.97 г. № 249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» вводит в действие номенклатуру 26 специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечень соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям указанных специалистов, и, что особенно важно, положения о специалистах, включающие их обязанности, права, квалификационные характеристики, требования к общим и специальным знаниям и умениям.
Приказ Минздрава РФ от 29.08.97 г. № 261 «О введении государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования» вводит стандарты, которые основаны на принципиально новом понимании профессиональной деятельности сестры. С сентября 2002 г. обучение в медицинских училищах и колледжах идёт уже по стандартам второго поколения.
Сейчас в стране насчитывают около 450 медицинских училищ и колледжей и более 30 ФВСО. Базовый уровень готовит медсестёр широкого профиля и сестёр милосердия. Повышенный уровень образования предусмотрен для подготовки специалистов-организаторов сестринского дела или специалистов с углубленной подготовкой в области семейной медицины, социальной помощи, анестезиологии, реаниматологии, неонатологии, восстановительного лечения, онкологической, паллиативной помощи и других.
Для повышения эффективности использования в практическом здравоохранении сестринских кадров следует повсеместно приступить к подготовке младшей медсестры по уходу за больными, тем более, что в ЛПУ есть такие должности. В перечень специальностей начального профессионального образования включена специальность «Сестринское дело», квалификация «младшая медицинская сестра по уходу за больными». Система подготовки специалистов сестринского дела стала четырехуровневой.

Реформирование практической деятельности сестринского дела

Важные направления деятельности сестринского персонала :
- первичная медико-санитарная помощь с акцентом на профилактическую работу;
- лечебно-диагностическая помощь, в том числе обеспечение интенсивного лечения;
- реабилитационная и медико-социальная помощь больным с хроническими заболеваниями, детям, лицам пожилого возраста и инвалидам;
- медико-социальная помощь инкурабельным и умирающим больным (паллиативная помощь).
При этом сестринский персонал в первую очередь должен использовать современные технологии в своей деятельности.
Ряд новых технологий уже внедрён в практическое здравоохранение. Развивают сеть палат, отделений, больниц сестринского ухода и паллиативной помощи (хосписы, кабинеты противоболевой терапии), создают службы сестринской помощи пожилым людям, инвалидам на дому.
Разрабатывают и используют сестринскую документацию по уходу и наблюдению за пациентом. Создают учебно-методические центры по обучению медицинского персонала новой системе организации
сестринского дела, внедрению инновационных технологий с учётом региональных особенностей.
Проводимая в отрасли реструктуризация на основе развития «общеврачебных практик» повышает востребованность медицинских сестёр общей практики. Профессиональная деятельность такой медицинской сестры предусматривает самостоятельный раздел работы с пациентом: проведение доврачебных осмотров, в т.ч. профилактических; выявление и решение в рамках своей компетенции проблем пациента; обеспечение сестринскими услугами больных с наиболее распространёнными заболеваниями, включая диагностические мероприятия и манипуляции (самостоятельно и совместно с врачом); проведение занятий с различными группами пациентов; осуществление приёма пациентов в пределах своей компетенции.
Необходимо расширить участие сестринского персонала в новых организационных формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, консультативно-диагностических службах и службах ухода на дому, предоставив им большую самостоятельность.
Особое место в деятельности среднего медицинского персонала занимает профилактическое направление. Перспективными формами профилактической работы служат школы для больных с хроническими заболеваниями. В отдельных регионах уже разработаны сестринские программы по профилактике важнейших инфекционных и неинфекционных заболеваний. В ряде территорий успешно работают школы для пациентов с бронхиальной астмой, гипертонической болезнью, сахарным диабетом, школы планирования семьи.
Работа школ направлена на обучение больных, имеющих хроническую патологию, сберегающим здоровье технологиям, основным принципам рационального питания, медикаментозной и немедикаментозной терапии, методам самоконтроля, профилактике обострений заболевания. Кроме того, в задачу школ входит повышение качества жизни больного.
Управление качеством в здравоохранении предусматривает совершенствование управления деятельности сестринских служб, формирование среды в практическом здравоохранении для работы специалистов сестринского дела новой формации.
Создание системы управления сестринским персоналом влияет на качество оказываемых в лечебном учреждении медицинских услуг. Для оценки этого качества каждое лечебное учреждение традиционно использует показатели государственной статистической отчетности: работа койки, больничная летальность, частота совпадений или расхождений клинических и патолого-анатомических диагнозов и другие. Не стало практикой использование такого широко применяемого в зарубежной медицине показателя, как удовлетворенность пациента качеством предоставленной медицинской помощи. Тем не менее ориентация на потребителя - ключевой принцип системы управления качеством в здравоохранении.
В настоящее время активизирована работа по созданию профессиональных стандартов (протоколов) врачебной и сестринской деятельности, что может позволить обеспечить эффективность и качество оказания медицинских услуг. В 2002 г. были утверждены первые протоколы ведения больных: «Протокол ведения больных. Сердечная недостаточность», «Протокол ведения больных. Пролежни». В 2003 г. были утверждены: «Протокол ведения больных. Чесотка», «Протокол ведения больных. Профилактика тромбоэмболии лёгочной артерии при хирургических и иных инвазивных вмешательствах», «Протокол ведения больных. Гонококковая инфекция», «Протокол ведения больных. Сифилис», «Протокол ведения больных. Дисбактериоз кишечника».
На разной стадии подготовки находятся отраслевые стандарты, касающиеся непосредственно деятельности медсестры: «Внутривенное введение лекарственных препаратов», «Внутримышечное введение лекарственных препаратов», «Подкожное введение лекарственных препаратов», «Уход за сосудистым катетером».

Самоуправление и консолидация сестринской профессии

В 1994 г. была зарегистрирована Межрегиональная ассоциация медсестёр России (МАМС). Её создание говорит о многом, и в первую очередь, о понимании необходимости стратегических перемен в сестринском деле главными и старшими сестрами ЛПУ, о важности объединения усилий для их проведения. Бессменный президент Ассоциации - В.А. Саркисова.
Марша Фаулер (профессор сестринского дела из Калифорнии, США) считает, что задач у сестринской ассоциации много. Необходимо сделать сестринское образование непрерывным; внедрить в повседневную практику принципы Этического кодекса сестринской деятельности; следует создать стандарты общей практики и специализированного ухода, позаботиться о благополучии медсестры, в том числе и в социальном плане; необходимо повысить общественный престиж сестринского дела. Надо стандартизировать процесс лицензирования, сертификации и аккредитации медсестёр, развивать профессиональное общение с помощью СМИ, создавать условия для того, чтобы медсёстры гордились своей профессией. Необходима атмосфера, стимулирующая новаторство. Медсестра должна иметь возможность вносить свои предложения без страха подвергнуться преследованиям. Одна из главных задач сестринской ассоциации - гарантировать права медсестёр. Ассоциация должна стать той организацией, куда каждая медсестра может обратиться в трудную минуту.
Сегодня Ассоциация объединяет более 60 региональных ассоциаций и отделений и около 113 000 медсестёр.
Акушерки в нашей стране объединены в Российскую ассоциацию акушерок (президент Н.А. Джалалян).
Операционные сестры России объединены в МОООМС - Межрегиональную общественную организацию операционных медсестёр (президент О.Г. Позднякова).

Проведение научных исследований в сестринском деле

Развитие и совершенствование основных направлений деятельности сестринского персонала должно сопровождаться научным обеспечением.
Основные задачи научных исследований в сестринском деле: разработка научных подходов к развитию и совершенствованию сестринского дела, обоснованных норм, критериев и стандартов сестринской практики, новых форм организации и методов работы сестринского персонала; апробация эффективности экспериментальных моделей сестринской практики и другие.
Первые шаги в этом направлении продемонстрировали высокую востребованность научных исследований в практическом здравоохранении.
Анализ специальной литературы показал, что в области сестринского дела проводят достаточно много исследований. Созданы центры сестринских исследований в Курском медицинском колледже и в Санкт-Петербурге на базе училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием при ЦМСЧ? 122. Сестринские исследования проводят, с одной стороны, врачи в рамках исследований на соискание степени кандидатов или докторов медицинских наук, с другой стороны, мед-сёстры на факультетах ВСО и в медицинских колледжах.
В 1999 г. первой среди выпускников ВСО успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук выпускница ММА им. И.М. Сеченова С. Шляхер. Тема её диссертации - «Научное обоснование организационных и нормативных основ развития стационарзамещающих форм медицинского обеспечения». Вторым кандидатом стала также выпускница ММА Е. Демы-шева (тема диссертации - «Качество сестринской помощи»).
Рассмотрение тематики исследований позволило выделить их следующие направления: исследования свойств и состояний личности будущих сестёр; исследования личностных качеств и особенностей деятельности практикующих сестёр; исследования удовлетворённости пациентов качеством работы медсестёр; исследования состояния здоровья работников здравоохранения; исследования методологических аспектов деятельности; изучение использования рабочего времени медицинскими сёстрами; анализ особенностей психологический помощи пациентам с различной патологией; исследование объективных показателей деятельности сестринских служб лечебных отделений стационара, методов их расчёта и других.
Например, проведённое в 11 субъектах Российской Федерации исследование затрат рабочего времени медицинской сестры в реальных условиях работы ЛПУ показало, что более 30% рабочего времени медсёстры тратят на выполнение вспомогательных работ, не требующих сестринской квалификации. Это значит, что при рациональном использовании медицинских кадров, оптимальной организации их труда возможно высвобождение резерва времени для осуществления основной деятельности сестринского персонала - непосредственного ухода за пациентом.
В то же время в Постановлении II Всероссийского съезда средних медицинских работников (2004 г.) отмечено, что научные исследования в области сестринского дела отсутствуют.

Развитие международного сотрудничества

В 1899 г. создан Международный совет медсестёр (МСМ). Сегодня это самое крупное объединение специалистов в области здраво-
охранения: в нём состоят более 12 млн медсестёр из 125 стран мира. Тесное сотрудничество российских медсестёр и МСМ началось лишь в 1999 г. Тогда российские медсёстры в качестве гостей участвовали в международной конференции, посвященной 100-летию Международного совета медсестёр.
В 1971 г. МСМ принял решение отмечать 12 мая - день рождения основоположницы сестринского дела Флоренс Найтингейл, как Международный день медсестёр. Начиная с 1988 г., каждый Международный день медсестёр имеет свою определённую тему. Знакомство с темами и обширным материалом, который предоставляет МСМ ежегодно в преддверии Международного дня на своём сайте http:// www.icn.ch, позволяет оценить тот круг проблем, которые привлекают медицинскую общественность, и в первую очередь медсестёр всего мира.
Вот некоторые темы последних лет
:
- 2001 г. - «Объединим усилия против насилия»;
- 2002 г. - «Забота о семьях»;
- 2003 г. - «Борьба с несправедливостью по отношению к больным СПИДом»;
- 2004 г. - «Нищета и здоровье»;
- 2005 г. - «Медсёстры за безопасность пациентов: против поддельных и нестандартных лекарств».
Отрадно отметить, что российские медсёстры с недавних пор также отмечают свой профессиональный праздник вместе с медсёстрами всего мира.
В 2005 г. российские медсёстры были приняты в члены Международного совета медсестёр.
Также российские медсёстры активно сотрудничают со второй по величине Международной организацией медицинских сестёр - Почётным обществом Sigma Teta Tay International (STTI). Общество было основано в 1922 г. шестью медсёстрами-студентками из штата Индиана (США). Студентки решили создать организацию, которая через распространение знаний по сестринскому делу будет способствовать улучшению здоровья населения в мире. Сейчас STTI объединяет более 250 000 медсестёр, которые живут и работают в 90 странах мира. Ежегодно организация затрачивает более 650 000 долларов на исследовательские программы.
Энергично развивают сотрудничество российские медсёстры со своими шведскими коллегами. В рамках российско-шведского проекта при поддержке Ассоциации работников здравоохранения Швеции более 2000 российских медсестёр из 15 регионов страны приняли участие в семинарах по лидерству «Смелое начало».
Вместе с канадскими российские медсёстры участвовали в образовательном проекте в области здравоохранения «Health Education Link Project» (HELP). Сейчас успешно осуществляют проект РОКСИ - Российско-канадская сестринская инициатива. Цель проекта: содействие Министерству здравоохранения и социального развития и Российской ассоциации медицинских сестёр (РАМС) в создании механизмов обеспечения качества сестринской помощи - образовательных стандартов для системы постдипломной подготовки, современных протоколов и моделей организации сестринской помощи.
Таких примеров можно привести немало. Сотрудничество развивается как на общероссийском уровне, так и на региональном, и даже между отдельными учебными заведениями. Например, Сергиево-Посадское училище Московской области сотрудничает с сестринским колледжем немецкого города Фульда (побратима Сергиева Посада).
С целью организации и развития международных отношений в 1995 г. на базе ФВСО ММА им. И.М. Сеченова был создан сотрудничающий с ВОЗ Центр по сестринскому делу и акушерству (первый директор - проф. Г.М. Перфильева).
В мае 1998 г. мировым сообществом принята программа «Здоровье для всех в XXI столетии», определившая важнейшие приоритеты здравоохранения на первые два десятилетия XXI в. На основе глобальной политики ВОЗ Европейский региональный комитет определил свою региональную политику «ЗДОРОВЬЕ-XXI», которая базируется на трёх фундаментальных ценностях:
- здоровье как основополагающее право человека;
- справедливость в отношении здоровья и солидарность в действиях, как между странами, так и всего общества в этом процессе;
- ответственность отдельных лиц, групп населения и организаций за непрерывное развитие здравоохранения, а также их участие в этом процессе.
При этом здоровье определяют как право всех людей и необходимое условие для благополучия, высокого качества жизни и устойчивого экономического развития. И его охрану воспринимают не как исключительную ответственность служб здравоохранения, а как задачу всех ведомств и отраслей, негосударственных организаций, а также отдельных лиц и групп населения.
На II Европейской конференции ВОЗ по сестринскому делу и акушерству (Мюнхен, 2000) была принята Клятва медсестёр и акушерок, приверженцев политики «ЗДОРОВЬЕ-XXI». В ней такие слова:
«Придерживаясь принципов политики «ЗДОРОВЬЕ-XXI», обязуюсь использовать свои знания, опыт и гуманистическое отношение к людям на благо охраны здоровья общества. Моя высшая цель заключается в том, чтобы, работая совместно с общественностью, улучшить здоровье населения и обеспечить права каждого человека на надлежащие лечебно-профилактическую помощь и уход. Совместно с коллегами-медсестрами и акушерками и в сотрудничестве с другими медицинскими работниками и общественностью я буду постоянно прилагать все усилия для пропаганды здорового образа жизни и создания здоровых условий на местах работы и проживания населения. Критерием эффективности моей работы будет более высокий уровень здоровья отдельных лиц, семей и населения. Оказывая помощь и обеспечивая профессиональный уход за больными, я всегда буду руководствоваться высокими идеалами сострадания и нравственности».

ВЫВОДЫ

- Возросла роль сестринского персонала в реализации государственных гарантий медицинской помощи гражданам РФ, обеспечивающей потребность населения в профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной и паллиативной помощи.
- Создана многоуровневая система подготовки сестринского персонала (начальный-базовый-повышенный-высший). В стране насчитывается около 450 медицинских училищ и колледжей и более 30 факультетов ВСО. В то же время система подготовки специалистов не соответствует потребностям практического здравоохранения и задачам структурной перестройки отрасли.
- Принята философия сестринского дела России; разработан Этический кодекс медицинской сестры России, определяющий как права медсестры, так и пациента.
- Проводят экспериментальную работу по внедрению современных организационных форм и технологий сестринской деятельности. Активизирована работа по созданию профессиональных стандартов врачебной и сестринской деятельности, что позволяет обеспечивать эффективность и качество оказания медицинских услуг.
- Продолжается рост числа общественных сестринских организаций. Зарегистрированы и активно работают: Российская ассоциация медицинских сестёр, Российская ассоциация акушерок, Межрегиональная общественная организация операционных медсестёр и другие.
- Расширяется международное сотрудничество российских медсестёр как на общероссийском уровне, так и на местном.
- В тоже время фундаментальные исследования в области сестринского дела практически отсутствуют.
- Отсутствует концептуальная модель сестринского дела, позволяющая определить границы компетенции среднего медицинского персонала и его место в сегодняшней системе здравоохранения.

Основы сестринского дела: учебник. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. Островская И.В., Широкова Н.В

Сестринское дело является важнейшей составной частью системы здравоохранения, поэтому оно не может развиваться автономно, его совершенствование возможно только вместе с реформированием системы здравоохранения в целом, которое, как известно, направлено на создание качественно новых форм оказания медицинской помощи, ориентированных на конечный социально значимый результат в охране здоровья населения.

История развития сестринского дела, начиная с Н.И. Пирогова, С.П. Боткина свидетельствует об интеграции деятельности и образовательного пространства высшей медицинской школы и медицинских училищ. Формируемая сейчас многоуровневая система подготовки специалистов сестринского дела создает реальную преемственность знаний и навыков согласно уровню обучения. Она используется в практике последипломного обучения сестер с высшим образованием, которые наполняют новым смыслом содержание профессии.

Сфера деятельности медицинских сестер включает оказание широкого спектра услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи и участие в проведении высокотехнологичных научных исследований. В ряде государств подобный диапазон ролей у медицинских сестер образовался не запланировано и бессистемно. Этот процесс был вызван потребностями населения, а в некоторых странах - стремлением сдержать рост расходов в сфере здравоохранения. Следовательно, специалистам в области планирования стало труднее описывать характер и масштабы медицинской практики, а соответственно, привести навыки и знания сестринского персонала на уровень потребностей населения без дублирования служб.

В некоторых странах существует 15 и более дополнительных категорий сестринского персонала, которые отличаются по степени своей профессиональной подготовки. Сестру, прошедшую подготовку повышенного уровня характеризуют:

· специализация;

· расширенные знания и более совершенные навыки;

· высшее образование и подкрепление практики исследованиями;

· значительная степень независимости в практической работе и самостоятельность в принятии решений»

К причинам, породившим необходимость реформирования сестринского дела в России, можно отнести низкий уровень качества медицинской помощи населению, низкий престиж профессии, низкий социальный статус медицинских сестер, отсутствие перспективы профессионального роста, несоответствие уровня сестринского образования требованиям времени, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела и незнание зарубежного опыта. Если в большинстве государств Европы реформа сестринского дела началась в середине 70-х гг., то у нас необходимость реорганизации системы оказания медицинской помощи населению по-настоящему осознали только в начале 90-х.

В России возник вопрос о разработке концепции дальнейшего развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Такая концепция была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 г. В декабре 1997 г. появился приказ Министерства здравоохранения РФ №390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации", а в январе 2001 г. - приказ №4 МЗ РФ "Об отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации". В этот же период (декабрь 2000 г.) Министерство здравоохранения РФ проводит коллегию "О подготовке специалистов по социальной работе, клинических психологов, медицинских сестер с высшим образованием (менеджеров) в вузах Министерства здравоохранения России и их трудоустройстве", а также издает приказ №440 от 20.12.2000г. "О создании Совета Минздрава России по сестринскому делу". Многое из того, что отражено в этих нормативных документах, готовилось в Санкт-Петербурге. «Именно в нашем городе в 1992 г. был открыт первый в России факультет высшего сестринского образования на базе Медицинской академии им. И.И. Мечникова, а в 1999 г. создана кафедра сестринского дела на базе СПбМАПО».

Реформа сестринского дела и образования в России, развитие медицинской науки, внедрение интенсивных медицинских, педагогических и информационных технологий предъявляют новые требования к сестринскому персоналу. В настоящее время формируется современная концепция сестринской специальности. Сестринское дело выделяют в самостоятельную отрасль медицины.

В условиях реформирования сестринского дела и рынка труда к современной медицинской сестре предъявляются высокие требования, касающиеся как хорошего образования, владения манипуляционной техникой, так и наличия критического мышления, коммуникативных и педагогических навыков. Таким образом, рост эффективности медицинской помощи при достаточно высоком уровне образования среднего медицинского персонала позволяет проводить дифференцирование сестринской деятельности, совершенствовать стандарты доврачебной медицинской помощи, определять и нормировать потребности пациента в медицинских услугах, осуществлять контроль и учет медицинской помощи и, следовательно, рационально и экономно использовать ресурсы здравоохранения.

В настоящее время сестринское дело в нашей стране сталкивается со многими проблемами. Прежде всего, это:

· традиционно сложившееся представление о медицинской сестре, только как о помощнике врача;

· низкая заработная плата медицинских сестер;

· выполнение неквалифицированного труда (непосредственно уходу за пациентом медицинская сестра уделяет только 15-20% своего рабочего времени);

· отсутствие стандартов практической деятельности;

· «размытость» и двусмысленность должностных обязанностей;

· большие физические и психологические нагрузки на медицинскую сестру (на одну медицинскую сестру в терапевтическом отделении приходится, как правило, до 30 пациентов);

· постоянный отток квалифицированных сестринских кадров из практического здравоохранения;

· рутинность и отсутствие творческого начала в деятельности медицинской сестры;

· изъяны профессиональной подготовки медицинских сестер;

· недостаточный научный подход к проблемам сестринского дела;

· отсутствие нормативной и правовой базы для самостоятельной сестринской практике, невозможность частной практики;

Нельзя не упомянуть и о консерватизме врачей и, более того, даже некоторой части медицинских сестер к реформам в сестринском деле.

Реформа сестринского образования, «хотя медленно и зачастую болезненно, но продвигается, причем с использованием не революционного, а, скорее, разумного, прагматического подхода: не разрушая то ценное, что накапливалось годами и используя весь передовой зарубежный опыт, но ни в коем случае не копируя его слепо».

В основе реформ лежит стратегия, направленная на всемерное развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе сестринского дела. Ключевым звеном реформы стал поворот лечебных организаций к личности медицинской сестры как субъекту деятельности, развитие которого неизбежно повлечет за собой развитие самой организации. Практика требовала специалиста сестринского дела новой формации.

Поэтому реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях:

· сестринское образование;

· сестринская практика;

· научные исследования в сестринском деле;

· самоуправление и консолидация сестринской профессии;

· международное сотрудничество.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Реформы, происходящие в настоящее время в здравоохранении, кардинальным образом призваны преобразовать систему сестринского дела и образования в России. Полномочия современной медицинской сестры-менеджера должны быть гораздо шире, чем у ее предшественниц, выполнявших чисто технические функции помощницы врача.

Реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях: сестринское образование; сестринская практика; научные исследования в сестринском деле; самоуправление и консолидация сестринской профессии; международное сотрудничество.



Поделиться: